Целый день стирает прачка автор музыки
ÐеÑÐµÐ½ÐºÑ Ð¾ девоÑке ÐаÑÑÑе, коÑоÑой оÑÐµÐ½Ñ Ñ Ñдо живÑÑÑÑ Ð² гоÑодке ТаÑÑÑе, знаÑÑ, пожалÑй, вÑе поклонники ÐÐ, коÑоÑого назÑваÑÑ ÑамÑм ÑвеÑлÑм мÑзÑканÑом ÑовеÑÑкого Ñока, и ÐндÑÐµÑ ÐакаÑевиÑа. ÐÑи ÑÑом в авÑоÑÑкой пеÑне Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾Ð½Ð° некое оÑобое меÑÑо. ÐÑли Ñ Ð´ÑÑгими пеÑнÑми ÑвÑзано Ð¸Ð¼Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо конкÑеÑного баÑда, Ñо в ÑлÑÑае Ñ Ð¿ÐµÑенкой пÑо ÐаÑÑÑÑ Ð¸ ТаÑÑÑÑ ÑовÑем по-дÑÑгомÑ. ÐÑÑ Ð¿ÐµÑÐ½Ñ Ð²Ñегда лÑбили, ÐµÑ Ð¿ÐµÐ»Ð¸, но вÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой. РеÑÑ Ð² ÑÑой пеÑне Ð½ÐµÐºÐ°Ñ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´Ð¾ÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑонаÑиÑ: ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð½Ðµ поймÑÑÑ – Ñо ли гоÑÑÐºÐ°Ñ Ð±ÐµÐ´Ð°, Ñо ли ÑÑÑка.
ÐÐÐ ÐÐÐÐ
ЦелÑй Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑаÑка,
ÐÑж поÑел за водкой.
Ðа кÑÑлÑÑе ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ ÑобаÑка
С маленÑкой боÑодкой.
ЦелÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½Ð° ÑаÑаÑиÑ
УмнÑе глазенки,
ÐÑли дома кÑо заплаÑÐµÑ —
ÐаÑкÑÐ»Ð¸Ñ Ð² ÑÑоÑонке.
Ð ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ
РгоÑоде ТаÑÑÑе?
ÐÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð² ТаÑÑÑе плакаÑÑ —
ÐевоÑке ÐаÑÑÑе.
ÐпÑоÑивели ÐаÑÑÑе
ÐеÑÑÑ
и да гÑÑи.
СколÑко Ñ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸Ñ
в ТаÑÑÑе,
ÐоÑподи ÐÑÑÑе!
«ÐÐ¾Ñ Ð±Ñ Ð¼Ð½Ðµ Ñакие пеÑÑÑ
Ðа Ñакие кÑÑлÑÑ!
УлеÑела б пÑÑмо в двеÑÑ Ñ,
ÐÑоÑилаÑÑ Ð² ковÑÐ»Ñ Ñ!
ЧÑоб глаза мои на ÑвеÑе
ÐолÑÑе не глÑдели,
ÐеÑÑÑ
и да гÑÑи ÑÑи
ÐолÑÑе не галдели!»
Ðй, как Ñ
Ñдо жиÑÑ ÐаÑÑÑе
РгоÑоде ТаÑÑÑе!
ÐеÑÑÑ
и одни да гÑÑи,
ÐоÑподи ÐÑÑÑе!
Ðогда ÑпÑаÑиваеÑÑ, ÑÑÑ ÑÑо ÑвоÑение, знаÑоки авÑоÑÑкой пеÑни и лиÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð³Ð¾ÑовноÑÑÑÑ Ð¾ÑвеÑаÑÑ: «ÐÑо ÐаболоÑкий». Ð Ð²Ð¾Ñ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ ÑÑÑ Ð¼ÑзÑка звÑÑиÑ, оÑÐ²ÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ. Ðа Ñамом деле ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ извеÑÑного поÑÑа положил на мÑзÑÐºÑ ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий – ближайÑий ÑоваÑÐ¸Ñ Ð®ÑÐ¸Ñ ÐизбоÑа, коÑоÑого извеÑÑнÑй баÑд назÑвал «Ð£ÑиÑелем». Ðа-да, именно ÑÑиÑелем Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой бÑквÑ.
ÐеÑазлÑÑнÑе дÑÑзÑÑ Ð®Ñий ÐÐ¸Ð·Ð±Ð¾Ñ Ð¸ ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий. ФоÑо: nemaloknig.info
ÐоÑле ÑмеÑÑи ÐизбоÑа в 1985 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑÑали вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ ÐµÐ³Ð¾ книги, и в одной бÑла ÑазмеÑена ÑоÑогÑаÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе едÑÑ ÑÑо-Ñо из одной ÑаÑелки. Рпод ÑоÑо бÑла подпиÑÑ: «ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий — ближайÑий ÑоваÑÐ¸Ñ Ð®ÑÐ¸Ñ ÐизбоÑа». РеÑÑ ÑиÑаÑа Ñамого ÐизбоÑа: «ÐаÑ, вÑÑÑеÑивÑÐ¸Ñ ÑÑ ÐµÐ¼Ñ, бÑло много, но не вÑе и не вÑегда понимали, ÑÑо имеÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ Ñ Ð£ÑиÑелем».
ÐакÑим ÐÑÑÑÑгаÑев, веÑеÑан ÑадиоÑÑанÑии «Ð®Ð½Ð¾ÑÑÑ», вÑпоминал, ÑÑо они поÑвилиÑÑ Ð² ÐÐÐРв 1952 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¸ бÑли неÑазлÑÑнÑми дÑÑзÑÑми. Тогда ÐÐ¸Ð·Ð±Ð¾Ñ Ñмел игÑаÑÑ ÑолÑко на ÑабÑÑеÑке, а ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÑÑил игÑаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ на гиÑаÑе. Ðни бÑли пÑоÑÑо не Ñазлей вода – ÑÑилиÑÑ Ð² одном клаÑÑе, поÑом на одном кÑÑÑе, поÑом в аÑмии, поÑом опÑÑÑ Ð² Ñколе – пÑеподаваÑелÑми. РпÑи ÑÑом ÐÑаÑновÑкий вÑегда бÑл неÑомненнÑм лидеÑом
ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий
Ðогда в ÐÐ ÐоÑбÑнова в ФилÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð» веÑÐµÑ Ð¿ÐµÑен ÑÑÑденÑов ÐÐÐÐ, звÑÑало много блиÑÑаÑелÑнÑÑ Ð¸ обÑеизвеÑÑнÑÑ Ð¸Ð¼Ñн. Ðо в какой-Ñо Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÑеÑа ведÑÑий пÑеÑвал оÑеÑедной Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ Ñо Ñловами: «Ðедавно на ÑÑанÑии меÑÑо «ÐиевÑкаѻ пÑи пеÑеÑадке Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ð¸ на Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ ÑконÑалÑÑ Ð¾Ñ ÑеÑдеÑного пÑиÑÑÑпа Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñогой дÑÑг, ÑоавÑÐ¾Ñ ÐизбоÑа и Ð ÑÑенÑева по Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ñ ÐÐÐÐ, авÑÐ¾Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð»ÑбимÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ пеÑен ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий».
Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½ÐµÑ Ð² живÑÑ Ð½Ð¸ авÑоÑа ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð², ни авÑоÑа мÑзÑки, а как Ð±Ñ Ð½Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÐµÑенка пÑо ÐаÑÑÑÑ Ð¸Ð· ТаÑÑÑÑ Ð·Ð²ÑÑÐ¸Ñ Ñнова и Ñнова. ÐÑÑаÑи, Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐаболоÑкого ÑÑо ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение назÑвалоÑÑ «ÐоÑодок» (1958 г.)
Ðо маÑеÑиалам: kulturologia.ru
Ржизни и ÑвоÑÑеÑÑве Ð. ÐÑаÑновÑкого здеÑÑ
ÐеÑÐµÐ½ÐºÑ Ð¾ девоÑке ÐаÑÑÑе, коÑоÑой оÑÐµÐ½Ñ Ñ Ñдо живÑÑÑÑ Ð² гоÑодке ТаÑÑÑе, знаÑÑ, пожалÑй, вÑе поклонники ÐÐ, коÑоÑого назÑваÑÑ ÑамÑм ÑвеÑлÑм мÑзÑканÑом ÑовеÑÑкого Ñока, и ÐндÑÐµÑ ÐакаÑевиÑа. ÐÑи ÑÑом в авÑоÑÑкой пеÑне Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾Ð½Ð° некое оÑобое меÑÑо. ÐÑли Ñ Ð´ÑÑгими пеÑнÑми ÑвÑзано Ð¸Ð¼Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо конкÑеÑного баÑда, Ñо в ÑлÑÑае Ñ Ð¿ÐµÑенкой пÑо ÐаÑÑÑÑ Ð¸ ТаÑÑÑÑ ÑовÑем по-дÑÑгомÑ. ÐÑÑ Ð¿ÐµÑÐ½Ñ Ð²Ñегда лÑбили, ÐµÑ Ð¿ÐµÐ»Ð¸, но вÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой. РеÑÑ Ð² ÑÑой пеÑне Ð½ÐµÐºÐ°Ñ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´Ð¾ÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑонаÑиÑ: ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð½Ðµ поймÑÑÑ – Ñо ли гоÑÑÐºÐ°Ñ Ð±ÐµÐ´Ð°, Ñо ли ÑÑÑка.
ÐÐÐ ÐÐÐÐ
ЦелÑй Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑаÑка,
ÐÑж поÑел за водкой.
Ðа кÑÑлÑÑе ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ ÑобаÑка
С маленÑкой боÑодкой.
ЦелÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½Ð° ÑаÑаÑиÑ
УмнÑе глазенки,
ÐÑли дома кÑо заплаÑÐµÑ —
ÐаÑкÑÐ»Ð¸Ñ Ð² ÑÑоÑонке.
Ð ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ
РгоÑоде ТаÑÑÑе?
ÐÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð² ТаÑÑÑе плакаÑÑ —
ÐевоÑке ÐаÑÑÑе.
ÐпÑоÑивели ÐаÑÑÑе
ÐеÑÑÑ
и да гÑÑи.
СколÑко Ñ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸Ñ
в ТаÑÑÑе,
ÐоÑподи ÐÑÑÑе!
«ÐÐ¾Ñ Ð±Ñ Ð¼Ð½Ðµ Ñакие пеÑÑÑ
Ðа Ñакие кÑÑлÑÑ!
УлеÑела б пÑÑмо в двеÑÑ Ñ,
ÐÑоÑилаÑÑ Ð² ковÑÐ»Ñ Ñ!
ЧÑоб глаза мои на ÑвеÑе
ÐолÑÑе не глÑдели,
ÐеÑÑÑ
и да гÑÑи ÑÑи
ÐолÑÑе не галдели!»
Ðй, как Ñ
Ñдо жиÑÑ ÐаÑÑÑе
РгоÑоде ТаÑÑÑе!
ÐеÑÑÑ
и одни да гÑÑи,
ÐоÑподи ÐÑÑÑе!
Ðогда ÑпÑаÑиваеÑÑ, ÑÑÑ ÑÑо ÑвоÑение, знаÑоки авÑоÑÑкой пеÑни и лиÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð³Ð¾ÑовноÑÑÑÑ Ð¾ÑвеÑаÑÑ: «ÐÑо ÐаболоÑкий». Ð Ð²Ð¾Ñ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ ÑÑÑ Ð¼ÑзÑка звÑÑиÑ, оÑÐ²ÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ. Ðа Ñамом деле ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ извеÑÑного поÑÑа положил на мÑзÑÐºÑ ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий – ближайÑий ÑоваÑÐ¸Ñ Ð®ÑÐ¸Ñ ÐизбоÑа, коÑоÑого извеÑÑнÑй баÑд назÑвал «Ð£ÑиÑелем». Ðа-да, именно ÑÑиÑелем Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой бÑквÑ.
ÐеÑазлÑÑнÑе дÑÑзÑÑ Ð®Ñий ÐÐ¸Ð·Ð±Ð¾Ñ Ð¸ ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий. ФоÑо: nemaloknig.info
ÐоÑле ÑмеÑÑи ÐизбоÑа в 1985 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑÑали вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ ÐµÐ³Ð¾ книги, и в одной бÑла ÑазмеÑена ÑоÑогÑаÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе едÑÑ ÑÑо-Ñо из одной ÑаÑелки. Рпод ÑоÑо бÑла подпиÑÑ: «ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий — ближайÑий ÑоваÑÐ¸Ñ Ð®ÑÐ¸Ñ ÐизбоÑа». РеÑÑ ÑиÑаÑа Ñамого ÐизбоÑа: «ÐаÑ, вÑÑÑеÑивÑÐ¸Ñ ÑÑ ÐµÐ¼Ñ, бÑло много, но не вÑе и не вÑегда понимали, ÑÑо имеÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ Ñ Ð£ÑиÑелем».
ÐакÑим ÐÑÑÑÑгаÑев, веÑеÑан ÑадиоÑÑанÑии «Ð®Ð½Ð¾ÑÑÑ», вÑпоминал, ÑÑо они поÑвилиÑÑ Ð² ÐÐÐРв 1952 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¸ бÑли неÑазлÑÑнÑми дÑÑзÑÑми. Тогда ÐÐ¸Ð·Ð±Ð¾Ñ Ñмел игÑаÑÑ ÑолÑко на ÑабÑÑеÑке, а ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÑÑил игÑаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ на гиÑаÑе. Ðни бÑли пÑоÑÑо не Ñазлей вода – ÑÑилиÑÑ Ð² одном клаÑÑе, поÑом на одном кÑÑÑе, поÑом в аÑмии, поÑом опÑÑÑ Ð² Ñколе – пÑеподаваÑелÑми. РпÑи ÑÑом ÐÑаÑновÑкий вÑегда бÑл неÑомненнÑм лидеÑом
ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий
Ðогда в ÐÐ ÐоÑбÑнова в ФилÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð» веÑÐµÑ Ð¿ÐµÑен ÑÑÑденÑов ÐÐÐÐ, звÑÑало много блиÑÑаÑелÑнÑÑ Ð¸ обÑеизвеÑÑнÑÑ Ð¸Ð¼Ñн. Ðо в какой-Ñо Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÑеÑа ведÑÑий пÑеÑвал оÑеÑедной Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ Ñо Ñловами: «Ðедавно на ÑÑанÑии меÑÑо «ÐиевÑкаѻ пÑи пеÑеÑадке Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ð¸ на Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ ÑконÑалÑÑ Ð¾Ñ ÑеÑдеÑного пÑиÑÑÑпа Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñогой дÑÑг, ÑоавÑÐ¾Ñ ÐизбоÑа и Ð ÑÑенÑева по Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ñ ÐÐÐÐ, авÑÐ¾Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð»ÑбимÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ пеÑен ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ ÐÑаÑновÑкий».
Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½ÐµÑ Ð² живÑÑ Ð½Ð¸ авÑоÑа ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð², ни авÑоÑа мÑзÑки, а как Ð±Ñ Ð½Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÐµÑенка пÑо ÐаÑÑÑÑ Ð¸Ð· ТаÑÑÑÑ Ð·Ð²ÑÑÐ¸Ñ Ñнова и Ñнова. ÐÑÑаÑи, Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐаболоÑкого ÑÑо ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение назÑвалоÑÑ «ÐоÑодок» (1958 г.)
Ðо маÑеÑиалам: kulturologia.ru
Ржизни и ÑвоÑÑеÑÑве Ð. ÐÑаÑновÑкого здеÑÑ
Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет —
Заскулит в сторонке…
Кажется, сколько себя помню, столько знаю эту бессмертную песню. А ей не меньше 30 лет, и пели ее, кажется, все, кто горазд: от самого раннего исполнения автором музыки Владимиром Красновским до А. Макаревича, С. Никитина, даже Б. Гребенщикова. По праву она включена и в аудиосборник «Песни нашего века».
..А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать —
Девочке Марусе.
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!
«Вот бы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я…
Позже я узнала, что песня написана на поздние стихи Н. Заболоцкого и называется «Городок». Именно это стихотворение, сочиненное в последнее тарусское лето поэта (в 1967 году), называют шедевром минимализма.
Странно, но многие пребывали в святой уверенности, что стихи — с подтекстом. Как было не уцепиться мыслью за Марину Цветаеву, когда это был не чужой для нее город. Именно семью Цветаевых — еще родителей Марины, называли «первыми дачниками». В Тарусе похоронена единокровная сестра поэтессы — Валерия (ученица Дункан), там же могила дочери Цветаевой — Ариадны. Не говоря уже о том, что гордость Тарусы — музей семьи Цветаевых. Все аккуратненько вставало на свои места, несмотря на прачку с пьющим мужем.
Но к вящему удивлению уверенных в подтексте людей так и не обнаружилось подтверждения доморощенной, но вполне расхожей версии. Просто жила девочка, может быть, соседка. А, может быть, и вовсе собирательный образ. Девчоночьих страданий в маленьком городке.
Почему-то небольшие города принято называть то захолустьем, то медвежьим углом, то сонным царством, то стоячим болотом. А вот только один маленький уездный городок на Оке, что в Калужской области, знаменит своими «поселенцами»: кроме Цветаевых и Заболоцкого, здесь жили Паустовский, Надежда Мандельштам, художники Борисов-Мусатов, Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Александр Харитонов, Игорь Вулох, Борис Штейнберг (Борух). Здесь же находится мемориальная квартира Святослава Рихтера, в которой сейчас проходят концерты в рамках рихтеровского фестиваля, выставки местных художников. И называли Тарусу островком интеллектуалов. А сколько таких городков…
Но вот страдания все равно остаются страданиями. И о проблемах маленьких городов России мы все хорошо знаем. Их ведь не стало меньше, скорее наоборот.
…Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!»
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
Может быть, и живет сейчас в Тарусе (или не в Тарусе) Мария Ивановна (или Петровна, или вовсе не Мария, а Наталья, Елена, Татьяна), и даже не знает, насколько она знаменита. Но она знает, что на ней держится все: и дом, и огород, и гуси с петухами, и весь ее город, и вся земля.
Какие песни можно назвать музыкальными символами Калужской области? —
Есть приметы, по которым мы сразу определяем, свой человек или чужой. Только воспитанному на советской киноклассике человеку понятен глубинный смысл фраз «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» или «Танцуют все!». Это называется культурным кодом. Он помогает понять, из одной ли мы «песочницы».
На региональном уровне тоже есть сигнальные знаки «Я свой!» — особенности говора, какие-то местные словечки, знаменитый петербургский «поребрик», к примеру. А вот с музыкальными региональными символами повезло не всем. Много ли мы знаем песен, допустим, про Липецк или Воронеж? Они, несомненно, есть.
О Воронеже песню написала не кто-нибудь, а Пахмутова, но за пределы города она не вырвалась, ее не запели на всю страну, как
«Где же моя ясноглазая, где?
В Вологде-где-где»
Или «Вышел в степь донецкую парень молодой».
Можно еще вспомнить «Мой белый город, ты цветок из камня» — город в тексте не назван, что и хорошо. Под определение попадет хоть Тверь, хоть Тамбов. Последнему тоже повезло. О мальчике, который туда едет, в середине 90-х извещал каждый киоск, торгующий кассетами.
А что же наш регион-40? Песен самых разных жанров о Калуге, Обнинске — полно — и бардовская лирика, и советский агитпроп, а еще очень много современного рэпа. Но все это — «продукт внутреннего использования», широко в народ ушли только три песни, написанные давно, еще в 60-е годы. Три — немало. Какой еще провинциальный регион России может похвастаться таким большим числом?
Несколько слов о наиболее известной —
«Городок»
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой,
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой
…
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе
…
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Иисусе!
Эти стихи («Городок») Николай Заболоцкий написал за год до смерти, в 1957 году. Многие думали, что они о детстве Марины Цветаевой, прошедшем в Тарусе. Но нет. Это просто зарисовка с натуры. Прачка, ее муж-пьяница, их дочь Маруся — тарусские соседи Заболоцкого, тоже вполне реальные люди.
Стихотворение тронуло многие души отражением провинциальной безысходности и детской мечтой вырваться из мира, где одни «петухи да гуси».
В 1965 году известный в те годы бард Владимир Красновский (08.06.1933-21.11.1982) сочинил музыку на стихи Заболоцкого и был первым исполнителем песни. Мелодия оказалась удачной, запоминающейся. Песня «пошла» — буквально из уст в уста, от одного любителя петь под гитару к другому, ведь тогда подобные вещи в нашей стране в студии не записывались, на пластинках не издавались, потому что, в принципе, «Городок» — антисоветская крамола.
Песня благополучно дожила до перестройки, и тогда ее записал дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, в 90-е годы «Городок» вместе и по отдельности исполняли Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. А незнаменитых исполнителей — сотни. Существуют и другие варианты музыки на эти стихи, но первоисточник из них — самый популярный.
Кстати, о Марусе. Вырваться из Тарусы ей было не суждено. Да и вообще судьба оказалась тяжелой — в пьяной ссоре зарезала своего сожителя, отбыла срок…
А в Тарусе с тех пор, по сути, мало что поменялось. Да, конечно, центр городка стал прекрасен. Там замечательный сквер над Окой, тротуары в плитке, неординарные памятники Цветаевой и Паустовскому, музеи. Но отойдешь от центра — все те же петухи да гуси. И улицы незаасфальтированные, грунтовые. Время там не движется.
Алексей Собачкин
Ил.: Юрий Визбор и Владимир Красновский в студенческие годы…
Стихи Николая Заболоцкого, Музыка Владимира Красновского – «Таруса» («Городок») – в исполнении Андрея Макаревича — https://youtu.be/S7w3B6udgfM