Чем отмыть блок двигателя от ржавчины

Ржавчина в системе охлаждения двигателя

Система охлаждения современных двигателей внутреннего сгорания на автомобиле представляет собой комбинацию воздушной и жидкостной системы охлаждения. Первой является вентилятор, который фактически обдувает двигатель, а второй выступает постоянно циркулирующая по каналам рубашки охлаждения рабочая жидкость. Указанная охлаждающая жидкость (ОЖ) отводит от двигателя избыточное тепло, затем охлаждается в радиаторе и снова поступает в двигатель.

Почему в системе охлаждения двигателя образуется ржавчина и отложения

Изначально в качестве рабочей ОЖ в двигателе использовалась обычная или дистиллированная вода. Сегодня в автомобили воду практически никогда не заливают (кроме аварийных случаев или в целях предельной экономии). Дело в том, что намного рациональнее заливать специальную жидкость для круглогодичного использования, которая получила  международное название антифриз.

Отметим, что на территории СНГ также используется ТОСОЛ, который, фактически, является отечественным аналогом. Использование антифриза позволило избавить автовладельцев от необходимости постоянно сливать воду с наступлением холодов по причине риска замерзания последней в системе охлаждения и повреждения двигателя. Также антифриз увеличил срок службы и эффективность работы самой системы охлаждения благодаря наличию в составе такой ОЖ пакета специальных активных присадок.

В результате негативное воздействие охлаждающей жидкости в условиях работы при высоких температурах и последующем интенсивном остывании было сведено к минимуму. Это положительно сказалось на ресурсе целого ряда отдельных элементов: радиатор охлаждения, помпа, термостат, радиатор отопителя салона, магистрали, патрубки и т.д. Автопроизводители смогли снизить вес указанных деталей, применить другие материалы для их изготовления, повысить производительность системы без риска быстрого выхода компонентов из строя.

При этом важно знать, что с учетом всех плюсов любой антифриз или тосол в автомобиле является концентратом, который смешивается с водой в строго определенных пропорциях. Получается, в системе все равно присутствует вода. Если учесть, что ОЖ разогревается до высоких температур, тогда становится ясно, что вода имеет свойство выкипать. По этой причине необходимо следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и доливать воду или готовый антифриз (вода и концентрат) при такой необходимости. Вот тут и начинаются сложности.

Обращаем ваше внимание, хотя многие автовладельцы хорошо знают, что доливать необходимо только дистиллированную воду, в процессе эксплуатации автомобиля многие пренебрегают данным требованием и заливают обычную проточную. Еще одним нюансом является сомнительное качество расфасованной в различные емкости дистиллированной воды, которая продается в гипермаркетах, на АЗС или авторынках, в магазинах и других точках продажи. Очень часто под видом дистиллированной воды реализуется обычная или немного очищенная вода, не проходившая должного процесса дистилляции.

То же самое можно сказать и о самих антифризах. Те продукты, которые являются «готовыми», то есть не предполагают самостоятельного смешивания концентрата и воды в определенных пропорциях, часто являются подделкой. В продаже также имеется большое количество низкосортного фальсификата, который продается под видом концентрата для разбавки. Также необходимо добавить, что современные антифризы G11, G12, G12+, G12++ и другие имеют определенный срок службы, который обычно не превышает показателя от 2-4 лет или 40-80 тыс. км пробега. О такой особенности знают далеко не все автовладельцы, которые длительное время только доливают антифриз без его полной замены.

Если суммировать все вышесказанное, тогда становится понятно, что система охлаждения двигателя нуждается в обязательной периодической промывке и смене рабочей ОЖ. Низкое качество доливаемой воды приводит к тому, что в системе охлаждения собирается накипь, которая образуется при высоких температурах в результате реакции различных химических элементов, содержащихся в самой воде. Что касается антифриза, данная ОЖ не образует накипи, но через время пакет защитных присадок попросту перестает работать. В результате начинается процесс активной коррозии, которая буквально выедает изнутри не только систему охлаждения и ее элементы, но и сам блок двигателя, так как рабочая жидкость движется по каналам рубашки охлаждения в блоке цилиндров.

Более того, антифризы по окончании своего срока службы начинают разлагаться, пакет присадок выпадает в виде осадка. Такие продукты разложения снижают пропускную способность каналов и способствуют появлению ржавчины, а также ускоряют процесс ее образования. По этой причине ржавчина в системе охлаждения двигателя является главным врагом не только самой системы, но и всего двигателя.

Общие загрязнения приводят к тому, что диаметр трубок уменьшается. Ржавчина, накипь, маслянистые и органические соединения снижают теплопроводность. Параллельно с этим производительности водяного насоса системы охлаждения может стать недостаточно, также высока вероятность заклинивания термостата. В итоге, значительно повышается риск неисправностей системы охлаждения и перегрева двигателя. Для предотвращения возможных негативных последствий следует как можно тщательнее удалить ржавчину, накипь и отложения, а также заменить антифриз. Далее мы рассмотрим, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и как промыть блок двигателя от ржавчины своими руками.

Читайте также:  Чем отмыть пыль от ремонта

Промывка системы охлаждения и двигателя от ржавчины, накипи и других отложений

Перед тем, как ответить на вопрос, чем и как убрать ржавчину с двигателя и системы охлаждения, необходимо оценить актуальное состояние системы. Достаточно открутить крышку расширительного бачка или пробку радиатора (при наличии) и оценить состояние антифриза. Наличие хлопьев, помутнения, изменение цвета, явные примеси и другие отклонения от нормы позволяют оценить степень загрязненности.

Обратите внимание, откручивать крышку на бачке и производить любые другие работы с системой охлаждения следует после того, как двигатель остыл. Жидкость в системе сильно нагревается и после разгерметизации системы может выплеснуться наружу, что приводит к ожогам и травмам!

Начнем с того, что если охлаждающая жидкость почернела или имеет темно-коричневый цвет, это указывает на наличие большого количества ржавчины и отложений в системе.  В этом случае необходима глубокая внутренняя очистка, которая заключается в удалении из рубашки охлаждения двигателя, основного радиатора и радиатора отопителя, а также из каналов и с поверхности деталей внутри системы охлаждения ржавчины, остатков разложения антифриза, продуктов износа резиновых элементов, накипи и т.д.  В том случае, если в систему заливалась обычная проточная вода или такая вода активно доливалась в антифриз, тогда следует быть готовым к более серьезной промывке по сравнению с той ситуацией, когда относительно чистая система с нормальным по виду антифризом промывается перед плановой регулярной заменой ОЖ. Давайте рассмотрим доступные способы промывки.

В списке решений, которые позволяют промыть систему охлаждения, находятся:

  • дистиллированная вода;
  • дистиллированная вода с добавленной кислотой;
  • готовая жидкость для промывки системы охлаждения двигателя;

Некоторые могут возразить, что для промывки можно использовать и обычную воду, а не дистиллированную. Это правда, но с учетом того, что вся жидкость из системы полностью не сливается, такой способ не рекомендуется, так как после заливки свежего антифриза процесс образования накипи все равно будет присутствовать в большей или меньшей степени.

  1. После окончания процесса слива старой ОЖ из системы можно заливать дистиллят для промывки. Затем двигатель запускается, мотор работает 15-20 минут на холостых оборотах после выхода на рабочую температуру. Далее агрегат глушат, дают ему немного остыть, после чего вода из системы сливается. Повторять процедуру нужно до того момента, пока сливаемая вода не станет чистой. Отметим, что данный способ является самым неэффективным, так как нагретая вода просто вымывает наружу грязь и ржавчину, но не растворяет скопившиеся на внутренних поверхностях и стенках отложения.
  2. Для улучшения эффекта после промывки системы охлаждения можно воспользоваться вторым способом, то есть в воду следует добавить кислоту. Наличие кислот означает, что такой раствор лучше удаляет ржавчину и накипь. Для приготовления раствора понадобятся следующие компоненты:
  • дистиллированная вода;
  • сода каустическая;
  • молочная кислота;
  • уксусная кислота;

Также стоит отметить, что многие автолюбители используют лимонную кислоту. Что касается пропорций, с кислотой нужно быть осторожным. Общего количества кислот должно быть около 100-150 мл. на 4-5 литров воды.  Большее содержание в растворе приведет в негодность пластиковые и резиновые элементы системы охлаждения двигателя. Для эффективного удаления накипи, ржавчины и других отложений раствор должен находиться в системе около 7, 8 или даже 10 часов. В течение этого времени необходимо несколько раз прогревать двигатель до выхода на рабочие температуры. Затем раствор сливается, после чего система еще раз промывается дистиллированной водой.

Теперь перейдем к наиболее дорогому и самому эффективному способу промывки — использование специальных очистителей системы охлаждения. Относительная дороговизна подобных средств окупается конечным результатом. Составы хорошо чистят не только накипь и ржавчину, но и удаляют жиры, а также органические отложения. Другими словами, действие спецсредства рассчитано на максимально широкий спектр возможных загрязнений. Промывки для системы охлаждения бывают разными: кислотными, основанными на щелочных растворах, двухкомпонентными или нейтральными. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Читайте также:  Чем отмыть смолу дерева с автомобиля

Готовые средства на основе щелочей и кислот активно удаляют грязь и отложения. Каждое средство имеет направленное действие. Кислоты лучше борются с накипью и ржавчиной, щелочь качественнее растворяет органику.  Параллельно с этим оба типа промывок оказывают негативное воздействие на резиновые детали, а также элементы из пластика.

Двухкомпонентные решения являются готовой комбинацией описанных выше составов, которые во время промывки заливаются в систему последовательно. Что касается нейтральных промывок и очистителей системы охлаждения, такие средства не содержат агрессивных компонентов. По этой причине риск повреждений резиновых и пластиковых деталей практически отсутствует, но и эффект от промывки уступает другим решениям. На практике, такие средства не годятся для промывки изначально загрязненных систем. Нейтральные промывки оптимально использовать для профилактики перед плановой заменой антифриза или тосола, а также в тех случаях, когда существует реальная возможность вывести из строя систему охлаждения более агрессивными составами на конкретных моделях авто. Это зависит от особенностей материалов, которые использованы для изготовления составных элементов самой системы.

Советы и рекомендации

Для того чтобы избежать возможных проблем с системой охлаждения, следует придерживаться ряда стандартных правил:

  1. Не заливайте обычную проточную воду;
  2. Используйте только качественную дистиллированную воду;
  3. Приобретайте антифриз или тосол надлежащего качества;
  4. Регулярно проверяйте качество жидкости и ее состояние;
  5. Меняйте антифриз каждые 2-3 года или после 40-80 тыс. км;
  6. Перед заменой антифриза промывайте систему охлаждения;

Также следует учитывать еще одно важное правило — перед доливом антифриза или при заливке свежей ОЖ без предварительной промывки системы нужно обязательно убедиться в том, что ранее залитую в систему и новую жидкость можно смешивать.

Помните, в системе всегда остаются остатки, так как слить полностью всю жидкость из системы обычными способами крайне затруднительно. Игнорирование данного правила может привести к выпадению осадка и непредсказуемым реакциям двух жидкостей после смешивания.

Источник

foto20947-1С ржавчиной на двигателе сталкиваются многие автовладельцы. Коррозия, покрывающая его серийный номер, может создать трудности при прохождении техосмотра, а также при продаже транспортного средства.

Осмотреть и предъявить претензии по поводу нечитаемого номера могут сотрудники ДПС. Поэтому так важно, чтобы он хорошо просматривался.

О том, как очистить номер двигателя от ржавчины и не повредить мотор, читайте в статье.

Предостережения перед очисткой

Прежде чем приступить к процедуре удаления ржавчины, нужно ознакомиться с важными предостережениями, среди которых:

  1. foto20947-2Нельзя пытаться удалить коррозию механическим путем. Чистка ржавчины абразивами может привести к тому, что номер полностью сотрется.
  2. Травить двигатель сильнодействующими химическими составами не следует. Это повышает риск того, что номер сольется с металлом.
  3. Для затирки не используют скребки, наждачную бумагу, шкурку. Вместе с ржавчиной будет снят верхний слой металла и цифры, которые на нем выбиты.

Если даже одна цифра в ходе обработки станет нечитаемой, автовладельцу придется пройти длительную процедуру идентификации. Поэтому работать с двигателем нужно осторожно.

Как убрать: лучшие средства для удаления

Для удаления ржавчины с двигателя можно использовать только те составы, которые не вредят металлу. От агрессивной химии отказываются.

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость есть в машине у каждого водителя. С ее помощью можно быстро и безопасно очистить ржавчину с двигателя.

Особенности проведения процедуры:

  1. Нанести средство на тот участок, на который нанесен номер.
  2. Взять старую зубную щетку и затереть обработанную поверхность.
  3. Смочить ткань чистой водой и протереть ею область воздействия.

Использовать щетку с более грубой щетиной нельзя, чтобы не повредить номер.

Кока-кола

Кока-кола – это не только популярный газированный напиток, но и эффективное средство для борьбы с ржавчиной. В состав газированной воды входит ортофосфорная кислота (в малой концентрации), которая помогает очищать металл от коррозии.

foto20947-3Используют газировку следующим образом:

  • пропитывают Колой губку или небольшой кусок материи;
  • прикладывают ткань к тому участку двигателя, на который нанесен номер;
  • оставляют материю на полчаса, после чего убирают;
  • протирают двигатель чистой влажной тряпкой.

Благодаря такой обработке ржавчина будет полностью удалена, а идентифицировать номер не составит труда. Подробнее о применении Кока-колы в борьбе против ржавчины читайте тут.

Читайте также:  Отмыть салон авто от молока

Ортофосфорная кислота

Ортофосфорная кислота быстро справляется с ржавчиной. Действует она в течение нескольких минут.

Способ применения:

  • нанести раствор ортофосфорной кислоты на двигатель;
  • оставить на 10 минут;
  • удалить средство влажной фланелевой материей.

Для полноценного выведения кислоты можно воспользоваться раствором хозяйственного мыла. Протереть участок нужно несколько раз, чтобы полностью очистить его. Подробнее о применении ортофосфорной кислоты против ржавчины читайте здесь.

Для борьбы с коррозией используют кислоту слабой концентрации – не выше 7-10%.

Лимонная кислота

Избавиться от коррозии на двигателе можно с помощью лимонной кислоты. Используют ее следующим образом:

  • foto20947-4готовят чистящее средство — в литре теплой воды растворяют 5 г порошка и тщательно перемешивают;
  • смачивают в получившемся составе материю и с ее помощью протирают проблемный участок;
  • если ржавчина отходит плохо, то ткань можно оставить на поверхности двигателя на 15 минут;
  • после завершения чистки номер протирают чистой влажной тряпкой.

Вместо раствора лимонной кислоты можно воспользоваться лимонным соком. Более подробно о способе можно прочитать в этой статье.

Преобразователь

Преобразователь ржавчины – это состав, который превращает окислы железа в защитный слой. В результате достигается сразу два эффекта: ржавчина растворяется, а поверхность металла в будущем будет защищена от ее повторного появления.

Порядок действий:

  1. С помощью зубной щетки удалить пыль и верхний коррозированный слой.
  2. Встряхнуть флакон с преобразователем.
  3. Нанести средство на тот участок, где находится номер.
  4. Дождаться высыхания состава. Точное время его выдержки на металле указано на упаковке с выбранным средством.
  5. Убрать образовавшуюся пленку зубной щеткой.
  6. Промыть участок большим количеством воды и вытереть сухой фланелевой тряпкой.

Работать с преобразователем нужно осторожно и быстро. Перед применением состава нужно изучить инструкцию. Передерживать его на поверхности двигателя нельзя.

Cillit

Избавиться от ржавчины на двигателе можно с помощью бытовой химии. В хозяйственном отделе любого магазина продается средство Cillit для борьбы с известковым налетом и ржавчиной. В его состав входят неионные ПАВ и кислоты, благодаря которым удается достичь желаемого эффекта.

foto20947-5Способ применения:

  1. Нанести небольшое количество средства на влажную губку или на поверхность двигателя.
  2. Распределить состав по участку, нуждающемуся в обработке.
  3. Оставить средство для оказания воздействия на 2-5 минут.
  4. Смыть Силит водой, насухо вытереть мягкой материей.

Состав способен вызвать раздражение кожи и слизистых оболочек, поэтому использовать его нужно осторожно.

Профилактика образования коррозии

Чтобы после удаления коррозии она снова не появилась на двигателе, необходимо обеспечить надежную защиту обработанного участка.

Для этого используют специальные составы, например, Литол-24. Этот универсальный смазочный материал препятствует окислению металла. Держится на поверхности он долго, что возможно благодаря его отличной сцепляемости.

Литол-24 невосприимчив к влаге, даже к кипящей воде. Стоит такой состав около 100 рублей за 400 г. После его применения номер будет оставаться чистым от 3 месяцев до года. Точные сроки зависят от условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Кроме Литола, покрыть номер двигателя можно термостойким лаком. Он защитит его от попадания влаги и образования ржавчины. Единственным препятствием при осмотре двигателя станет осевшая на его поверхности пыль, которая легко удаляется влажной тряпкой.

Полезная информация

Чтобы процесс борьбы с ржавчиной прошел максимально успешно, нужно принять во внимание следующие рекомендации:

  1. foto20947-6Чтобы не повредить номер двигателя, выдерживать состав на металле нужно столько времени, сколько это указано в инструкции.
  2. После завершения чистки, поверхность двигателя нужно протереть чистой материей и высушить. Оставлять химию на металле нельзя, даже если она кажется безопасной.
  3. Все манипуляции нужно проводить в перчатках. Попавшее на кожу средство может спровоцировать ожог.
  4. Если состав содержит кислоту, то наносить его на металл нужно осторожно. Для этой цели можно воспользоваться кисточкой для рисования.

Много полезной и важной информации о способах устранения ржавчины на автомобиле — в этом разделе.

Видео по теме статьи

О том, как очистить номер двигателя от ржавчины, расскажет видео:

Заключение

Избавиться от ржавчины и получить доступ к номеру двигателя несложно. Для этого можно воспользоваться либо подручными средствами, либо магазинными составами. Главное, строго соблюдать инструкцию по применению и не держать средство на поверхности металла слишком долго.

Источник