Чем отмыть картину маслом

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, я дам вам несколько профессиональных советов о хранении и уходе за ними.

Картины на холсте, написанные маслом, требуют от своего хозяина не только хорошего вкуса, но и заботы, благодаря которой они смогут радовать глаз долгие годы.

Поговорим о правилах хранения картин.

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, я расскажу вам пару хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека. Картины маслом на холсте нельзя помещать под стекло, иначе долго они не проживут.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как я писал выше.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

Навигация по записям

Источник

Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.

Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.

Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.

С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.

Читайте также:  Марганцовка как отмыть посуду

Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.

Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.

В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).

Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана — «Вечер» (рис. 29 и 30).

29. И.Левитан. Картина «Вечер» до промывки

30. И.Левитан. Картина «Вечер» в процессе промывки

Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.

Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.

Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:

1) вода растворяет грязь;

2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;

3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;

4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.

Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.

Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:

12345
Воды -50
Скипидара -50
или
Воды -85
Спирта -15
Воды — 60
Скипидара — 30
Масла льняного,
орехового или
макового,
сырого —10
Воды -45
Скипидара — 35
Масла -15
Спирта -5
Воды -35
Скипидара — 45
Масла -10
Спирта -10
Воды -30
Скипидара- 40
Масла -10
Спирта -20
100%100%100%100%100%

Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне — небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи — она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.

Читайте также:  Как отмыть покрашенный потолок

При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине(1. Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.

Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.

Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.

Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.

Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.

При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.

Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.

___________

1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.

Первоисточник: 

Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

Источник

Владение хорошей картиной всегда является предметом гордости. В наши дни приобрести современную или классическую картину стало проще благодаря растущей популярности онлайн-галерей.
Но так же, как много времени занимает поиск хорошей картины маслом, она требует тщательного ухода, чтобы сохранить свою красоту на долгие годы. Чтобы очистить или отреставрировать картины, стоит обратиться к профессиональным реставраторам. Однако вы можете эффективно очищать масляные картины самостоятельно, выполнив следующие простые шаги.

Шаги

  1. 1

    Убедитесь, что кисть, которую вы будете использовать для чистки картин, набита мягким ворсом. Мягкие кисти удаляют грязь с картины, не повреждая ее.

  2. 2

    Чтобы почистить обратную сторону картины, сначала вытащите ее из рамы и аккуратно положите на чистую поверхность.

  3. 3

    С помощью небольшой насадки с щеткой аккуратно и осторожно спылесосьте пыль.

  4. 4

    Если необходимо, проложите бумагой пространство между холстом и рамой, чтобы предотвратить скапливание пыли.

  5. 5

    Если лак на картине выглядит состаренным, купите мягкий растворитель и почистите его.

  6. 6

    Перед использованием растворителя на картине, протестируйте его в углу холста.

  7. 7

    Если растворитель хорош, поместите картину в помещение с хорошей вентиляцией.

  8. 8

    Теперь очень аккуратно ватными палочками нанесите растворитель на поверхность картины.

  9. 9

    Чтобы убрать грязь с поверхности, используйте ватную палочку, смоченную в дистиллированной воде. Слегка пройдитесь палочкой по поверхности, убирая грязь.

  10. 10

    Если на картине есть трещины или отслоившаяся краска, осторожно уберите пыль очень мягкой и сухой губкой.

  11. 11

    Если поверхность картины влажная, грязная или жирная, используйте мягкое моющее средство. Растворите его в теплой воде и нанесите на поверхность картины чистыми тканевыми салфетками.

  12. 12

    Если вы владеете современной живописью, убедитесь, что на картине нет грязи, дыма, шерсти животных, перхоти, бактерий и грибка.

  13. 13

    Чистить картины, покрытые пылью, или те, на которых пожелтел лак, следует только профессионалам.

Советы

  • Убирая пыль с картины, ни в коем случае не гните холст.
  • Никогда не убирайте грязь, выбивая картину.
  • Не погружайте картину в воду.
  • Не помещайте рядом с картиной живые растения, так как насекомые и вредители могут перелетать на нее и запачкать.
  • Не трите и не чистите картину с усилием.
  • Не стряхивайте с картины рыхлые, отслоившиеся кусочки краски, так как они могут потеряться.

Предупреждения

  • Не пользуйтесь водой, специальными растворителями для сохранения картин и моющими средствами. Нужно ли рисковать ценной картиной? Отдайте ее в руки профессиональных реставраторов, имеющих специальное образование и опыт. Не экспериментируйте; оставьте это дело профессионалам. Помните, что вред, нанесенный картине, необратим, поэтому заботьтесь о своем произведении искусства!

Что вам понадобится

  • Хорошо проветриваемая комната
  • Мягкие кисти
  • Маленький пылесос с насадкой-щетиной
  • Бумага
  • Специальный растворитель
  • Ватные тампоны
  • Сухая щетка с мягкой щетиной, такой, как на детской зубной щетке или помазке для бритья
  • Мягкое моющее средство
  • Новые салфетки из ткани

Об этой статье

Эту страницу просматривали 22 984 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Картина, написанная масляными красками, может быть на холсте ( либо на другой, схожей по свойствам ткани), на плотном картоне , на оргалите ( дереве и т.п. твёрдых поверхностях). Согласно технологии, сверху масляная живопись покрывается лаком (пихтовым — специальным лаком для масляной живописи)- благодаря ему картина становиться устойчивее к солнечному свету, воде и механическим повреждениям. Под стекло такую картину ставить не нужно. Достаточно аккуратно за ней ухаживать.
1. Иногда встречаются картины не покрытые лаком. Покрыть её лаком самому в домашних условиях очень просто и не потребует больших денег. Сейчас баночка пихтового лака стоит около 140р и продается во всех художественных магазинах. Перед покрытием нужно будет очистить картину от пыли и грязи. Лак нанести плоской кистью тонким слоем. Дать ему высохнуть ( обычно 1-2 дня).И нанести 2 слой.
Проверить есть ли на картине лак, тоже очень легко. Для этого нужно повернуть картину под углом к свету и немножко повертеть вглядываясь в поверхность. В не зависимости от рельефа краски, если лак есть — то блики от света будут равномерно скользить по поверхности. Если лака нет — то на одних участках картины бликов будет больше и они будут ярче, на других слабее , краска разного цвета будет иметь разную глянцевость.
2. Очистить картину от пыли и грязи можно обыкновенной влажной тряпочкой. Тряпочка должна быть мягкая, чтобы не повредить красочный слой. Лучше всего подойдут специальные тряпочки для мониторов и очков. Раньше для этих целей использовали бархат. Тряпочка не должна быть слишком мокрой, чтобы основа картины( холст , картон , дерево и т.п.) не пропиталось водой. Излишнее обилие воды может размочить грунт.
3. Ели у вас картина на холсте — полезно будет иногда ( не чаще 2 раз в год, не реже раза в 2 года), пылесосить её изнанку.
4. Раму также нужно протирать мягкой тряпочкой, особенно если она крашенная или покрыта позолотой.
5. Если картина на холсте и холст провис:
Это случается при изменениях влажности в помещениях. Не нужно этого пугаться. Снимите картину, положите на ровную чистую поверхность изображением вниз, и протрите холст сзади мокрой тряпкой. Не нужно заливать картину водой,следите чтобы вода не текла с тряпки ручьями и чтобы на холсте не образовалось лужиц. Просто слегка смочите водой — холст сразу натянется равномерно. Нужно оставить картину в таком положении до полного её высыхания.
Если этой процедуры оказалось недостаточно, то нужно обратиться к специалисту в багетную мастерскую, там перетянут холст.
6. Если на холсте образовалась вмятина :
Способ тот же , что и при провисание холста. Разница в том, что нет необходимости мочить всю поверхность, достаточно смочить поврежденный участок. Если вмятина глубокая- после того как картина высохнет в первый раз, смочите вмятину снова.
Ну и напоследок несколько советов:
Никогда не вешайте картину вблизи плиты, духовки, печки — — Отмыть картину от копоти будет очень трудно.
Не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак конечно защищает краску, но не до такой степени. Под прямым солнцем она всёравно начнёт выгорать.
Лучше вешать картину под углом к стене- так, чтобы основная пыль оседала на раму, а не на холст.
Следите чтобы гвоздь, на котором висит картина, не касался сзади холста.
Не вешайте картину близко к отопительному прибору. От постоянного воздействия высокой температуры краска может начать трескаться.

Надеемся Ваша живопись будет рабоватьВас долгие годы. (Е.Баранова)

С уважением, Галерея искусства.

Источник