Чем стирают белье в ржд
Как часто стирают постельное бельё, которое получают пассажиры поезда при посадке? Где это делают? Насколько бельё чистое и можно ли им пользоваться без опасений? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Уже несколько лет услуги аренды и обработки постельного белья РЖД предоставляют частные клининговые компании — «Риквэст-Сервис» и «Мастер Клининг». Расскажем подробнее об их обязанностях на примере первой организации.
«Риквэст-Сервис» производит постельное бельё и мягкий инвентарь, соответствующие классу и стилю фирменных поездов, которые потом сдаются в аренду РЖД. Компания также доставляет использованное бельё до прачечных, стирает его / проводит термическую обработку и упаковывает в индивидуальные пакеты. После обработки чистое бельё доставляется до пунктов формирования пассажирских поездов. Компания «Мастер Клининг» предоставляет аналогичные услуги.

На сайте РЖД указано, как часто очищают инвентарь. Например, простыни, наволочки, полотенца и пододеяльники проходят стирку, термическую и термохимическую обработки после каждого пассажира по окончании рейса. Точно так же после каждого рейса обрабатывается и мягкий инвентарь: скатерти, чехлы для диванов, занавески, салфетки для подголовников и другое. Не реже четырёх раз в год производят камерное обеззараживание матрасов и подушек. Все это оговорено в Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.5.1198-03
Храниться бельё должно тоже в определённых условиях. Кладовые для хранения и выдачи постельных принадлежностей, съёмного вагонного оборудования и продукции чайной торговли должны быть оснащены приточно-вытяжной вентиляцией, полками и стеллажами. В них запрещено хранить личную одежду и продукты питания.
Чистое постельное бельё, запаянное в термоусадочную пленку, должно храниться в специальном шкафу или нише служебного отделения. Хранить вместе чистое и использованное постельное бельё запрещено. Уборка грязного постельного белья проводится проводником вагона после высадки пассажиров, так что вы не обязаны убирать его самостоятельно. В пунктах оборота использованное постельное белье должно быть опломбировано начальником поезда.

Если вам выдали бельё в запаянном пакете с вкладышем с номером упаковщика, можно не переживать, бельё обработано хорошо. Однако существует мнение, что если комплекты белья кончились, а новых почему-то в поезде нет, проводники могут придумать различные способы, как вручить пассажирам старые. Например, слегка обработать его и аккуратно сложить в пакет с логотипом перевозчика. В этом случае пакет будет неправильно запаян, а вкладыш с номером фасовщика будет отсутствовать.
Отметим, что шансы подцепить какие-либо заболевания есть у пассажиров, укрывающихся одеялами без пододеяльника. Опасно ложиться головой на подушку без наволочки, также рассадниками бактерий могут быть и матрасы без простыней. Кстати, в санитарных правилах по организации пассажирских перевозок на ЖД транспорте ОАО «РЖД» указано, что использовать постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) без постельного белья запрещено.

Теперь вы знаете больше о том, как обрабатывают постельное бельё и мягкий инвентарь в поездах. Отметим, что как бы ни хотелось, пользоваться своим комплектом белья в поезде нельзя, так как оно тоже может быть заражено. Подробнее о правилах пользования постельным бельём в поездах, читайте здесь.
Многие пассажиры задумываются о чистоте постельного белья, которое выдается в поезде. Они же задаются вопросом о том, как происходит стирка использованного белья. Попробуем разобраться во всем по порядку.
Как стирается белье?
Частные клининговые компании на протяжении последних лет предоставляют в аренду и стирают постельное белье. Так, фирма «Риквэст-Сервис» выпускает постельное белье и другие принадлежности, которые выдаются пассажирам фирменных поездов. Комплекты с бельем выпускаются в едином стиле, передаются в прокат РЖД. На базе специальных прачечных организована стирка белья и его термическая сушка. Каждый набор принадлежностей упаковывается в целлофановый пакет. После стирки, сушки и упаковки комплекты доставляются к поездам. Такие же услуги предоставляются фирмой «Мастер Клининг».
На портале РЖД приводится информация о том, что стирка комплектов постельного белья и полотенец осуществляется после каждого использования и сдачи одним пассажиром. Мягкий инвентарь, представленный скатертями, чехлами для сидений и т. д., тоже обрабатывается после завершения очередного рейса. 1 раз в квартал проводится камерная чистка подушек и матрасов. Все описанное предусматривается в СП 2.5.1198-03.
Как хранится белье?
Хранение белья организовано на базе специальных кладовых. Здесь белье хранится и выдается под роспись перед формированием поезда. В кладовых хранится съемное оборудование из вагонов, продукция для приготовления и подачи чая пассажирам поезда. В кладовых поддерживается оптимальный микроклимат за счет вентиляции. При очередном пополнении склада упакованная продукция располагается на полках и стеллажах. В кладовых не хранятся личные вещи работников РЖД и продукты питания.
Каждый комплект с бельем хранится в герметичном пакете. Чистое и использованное белье хранятся отдельно друг от друга. После завершения каждой поездки проводники собирают белье, с пассажиров не могут требовать убрать постель за собой. Собранное белье с каждого вагона собирается в пунктах оборота, каждый мешок с постельными принадлежностями опломбировывается начальником поезда.
Чистое или грязное?
Если вы получили белье в герметичном пакете и с вкладышем, на котором указан номер упаковщика, то можете быть уверены в чистоте белья. Бывает так, что комплектов чистого белья не хватает на всех пассажиров. И тут свои уловки могут придумать проводники пассажирского вагона. Они могут вручить пассажирам пакеты без герметичной пайки или без бирки с номером упаковщика.
В пассажирском вагоне есть шанс заразиться заболеваниями, которые передаются через постельные принадлежности. Особенно это касается тех пассажиров, которые готовы пользоваться одеялом или подушкой без наволочек и пододеяльников. Внутри таких изделий могут находиться пылевые клещи и опасные бактерии. Также не рекомендуется пользоваться матрасом без простыни. Санитарные правила, которые распространяются на РЖД, указывают на запрет использования подушек, одеял и матрасов без соответствующих спальных принадлежностей.
Теперь у вас есть представление о том, как происходит обработка комплектов белья и мягких принадлежностей в поездах. Вам не разрешат застелить постель своим бельем, так как оно может быть потенциально заражено.
Давно я не ездила в поезде. А тут пришлось. Белье выдают в пакетике, с полотенцем. Всё белое, чистое. После использования просят здать бельё. Заметила, что его прежде чем унести, сортируют. А что с ним дальше делают, интересно. Мурочка полосатая 8 месяцев назад После того как постельное белье проводник соберет в вагонах, он должен его сдать в прачечную. Его там стирают, потом гладят, складывают по индивидуальным пакетам и снова используют. Сейчас белье выдают сухое, проглаженное. А вот ранее многие пассажиры жаловались на влажное белье, если оно и высохнуть не успевало, то понятно, что его никто и не гладил. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Peresvetik более года назад Не все знают, что пассажир не обязан собирать и сдавать свое использование белье по прибытию в место назначения. Это должен сделать проводник, а также застелить постель, если пассажир по какой-то причине не может этого сделать сам. После того, как проводник соберет постельное белье использованное, он укладывает его в мешки и оно на определенной станции сдается в прачечную, которая обслуживает именно РЖД. Там происходит стирка и дезинфекция использованных комплектов, а затем глажка и упаковка в индивидуальные пакеты и оно вновь используется. Сейчас такого нет, а вот раньше в поездах даже раздавали влажное белье, которое толком и не высохло еще. Это сейчас современные аппараты есть для этой цели. С С С Р более года назад Ну как что… то же самое, что и в гостинице происходит после смены белья — в прачечную отправляется, где стирают, сушат, гладят и упаковывают для новых пассажиров в пакет полиэтиленовый. Само собой, что никто хлопчатобумажное бельё после каждого пассажира выбрасывать не станет, это слишком увеличило бы цену на билет, да и для чего такое расточительство… Кто не приемлет для себя спать на белье, на котором спали другие люди — тот билет без белья покупает и бельё своё с собой берёт. Эл Лепсоид более года назад Любое бельё, предоставляемое во временное пользование, после его использования, безусловно, отправляется в стирку — не выбрасывать же его, все-таки денег стоит и многим может еще пригодиться во время их железнодорожных путешествий. Что касается сортировки белья в поезде едущими пассажирами, то это, скорее всего, привычка тех, кто ездил еще в советские времена: тогда как-то было принято аккуратно сложить все принадлежности и отнести проводнику (бывали, конечно, и исключения). Сейчас же эта процедура не столь обязательна и многие просто оставляют все, как есть (особенно, если на станцию назначения поезд прибывает рано или вообще ночью). а3 10 месяцев назад Использованное в спальных и купейных вагонах постельное бельё отправляется в прачечную, где стирается, отбеливается и гладится. Это происходит до тех пор, пока вид белья заметно не ухудшится. Затем это бельё передают для использования в вагонах более низкого класса, плацкартных, где оно эксплуатируется до полного износа. Alex2837 8 месяцев назад Наше государство еще не достигло такого высокого экономического благосостояния, чтобы можно было позволить постельное белье в поездах использовать только один раз. Конечно же после того, как пассажир сдает постельное белье, оно передается в прачечную для стирки, а затем заново упаковывается в полиэтиленовый пакет и попадает новому пассажиру. Для какой цели проводники сортируют белье, мне сложно сказать, достоверной информацией не владею. Могу лишь предположить, что это делается для того, чтобы сосчитать количество сданных наволочек, полотенец и простыней. В противном случае с заработной платы проводника высчитают стоимость недостающего постельного белья. PUBLICA более года назад Белье после использования проводники собирают и после прибытия на конечную станцию сдают в прачечную. Как сейчас стало модно громкие названия в банно- прачечный комплекс. После стирки и глажки, белье снова расфасовывается по пакетам. Сейчас проводники не кричат чтобы сдавали белье заранее до прибытия. Собирать белье прописано в их должностные обязанности. Ни чего не требуется, проводник должен сам расправлять постели. Только они скромненько помалкивают, когда все начинают принасить им белье. Знаете ответ? |
Белье Юго-Западной железной дороги стирают поблизости от здания Центрального вокзала.
Знай об этом киевские пассажиры, бегали бы сюда жаловаться на пятна. Но режимное предприятие, обрабатывающее закопченные и залитые кофе простыни, спряталось от глаз людских среди хитросплетений рельсов и шпал, где обычный пешеход никогда не бывает. Праздный гуляка едва ли найдет сюда дорогу. Но «Комсомолка» нашла…
Матрацы и подушки чистят лишь раз в полгода
Перед нами отстойник поездов. Унылые ряды железнодорожных составов остывают после дальней дороги. Знакомые таблички «Киев — Одесса», «Киев — Каменец-Подольский» и другие, напоминающие о дальних уголках родины, теперь высоко над головой (в депо поезда кажутся великанами, так как не окружены пассажирскими платформами). Синие запыленные вагоны (в основном Крюковского вагоностроительного завода) — предмет особого внимания экспертов при депо. Проводники и механики вагонного участка обходят поезда от начала до конца, проверяя работу каждого радиоприемника, замка, механизма дверей и окон. Наконец — отправляют в стирку белье.
— Что и говорить! В поездах проводники еще «прохлаждаются», — рассказал ветеран вагонного участка Николай Степанович. — По-настоящему за работой они только в вагонном участке. В сравнении со здешними нагрузками проверка билетиков, разнести чаек по купе, открыть и закрыть туалет, спустить подножку к платформе — сущие пустяки. А вот погрузить мешки с бельем в стирку и обратно занести их в вагоны — куда более тяжелый и ответственный труд!
— Постойте-постойте! — обращаюсь я к симпатичным проводницам из одесского состава. — А почему вы несете в прачечную только простынки да наволочки? А матрацы и подушки когда? Они же такие грязные!
— А вы кто такой будете? — недоверчиво отозвались девчата с мешками через плечо. — Мы без официального разрешения начальника дороги с вами говорить не станем!
— Кто ж тебе на такие вопросы ответит? — подтрунивает мой провожатый и смеется. — Здесь режимное предприятие. Болтать не положено. Матрацы и подушки проходят химическую обработку лишь раз в полгода. Таков государственный стандарт… Но чехлы от матрацев и наволочки от подушек стираются наряду с бельем и даже с занавесками и ковровыми дорожками.
![]() |
Проводники сдают вагонное белье. |
ЕСЛИ НА ПРОСТЫНЯХ ПЯТНА — ИХ СТИРАЛИ НЕ В КИЕВЕ
Миновав строгую охрану, оказываемся в трехэтажном помещении прачечной. Стирают, сушат, гладят и укладывают спальные комплекты здесь 300 человек. Делают это с помощью нескольких десятков агрегатов. Самому старому из них 20 лет. А некоторые стиральные машины, сушки и гладильные установки выпущены в свет всего пару лет назад.
— Последние лет десять постель на Юго-Западной железной дороге более или менее чистая, практически без пятен! — говорят прачки. — Когда-то простыня бывала сероватой такой. Это от того, что много раз стиралась, да и в прачечную хронически недопоставлялся отбеливатель. Из-за нехватки нужных компонентов в стиральном порошке оставались и трудновыводимые пятна. Но с недавних пор мы изобрели антикризисный порошок. По спецзаказу нам привозят смесь, состоящую из тех химических веществ, которые нужны. Так и деньги экономим, и качество стирки достигаем.
— На других железных дорогах сейчас полно проблем и с пятнами, и с сырым бельем, — рассказывает Николай Степанович. — У них плохо оснащены прачечные. На Юго-Западной же — шик!
— Значит, если постель серая, мокрая и в пятнах, она стиралась не в Киеве?
— Именно так! В столице самое новое оборудование.
САМОЕ ГРЯЗНОЕ БЕЛЬЕ — В ПОЕЗДЕ «КИЕВ — ВЛАДИВОСТОК»
— А правда, что белье иногда не стирают, а просто аккуратно складывают и снова пускают в оборот?
— Это просто чушь! Ну сами посудите: в только что просушенном и упакованном комплекте остается до 11 процентов влажности. Это ощутимо для рук. Разверните постель и убедитесь — ее стирали. Да и пахнет свежее белье по-другому, не копотью. Хотя оно вообще ничем не пахнет. Ароматизаторы добавлять нам не разрешается, чтобы не вызвать аллергию. Ведь даже младенец может лечь на нашу постель…
— А почему зачастую белье такое мокрое?
![]() |
После стирки постельные комплекты по конвейеру сбрасывают в грузовик. |
— Не успевает просохнуть. Конвейер огромный! Особенно тяжело в жару и зимой. Но сейчас уже установили новую систему кондиционирования. Сдаем белье с четырьмя процентами влажности против положенных одиннадцати. Так что нам еще спасибо сказать надо… 11 процентов — это совсем мокрая простыня, поверьте…
— А с какими пятнами встречаются в железнодорожной прачечной?
— Перечень пятен и средств для их удаления длиннющий! Кофе, чай, сладкая вода, вишня, клубника, да и просто человеческий пот и жир от волос, копоть…
— В каких поездах пачкают постель больше всего?
— В составах дальнего следования. Скажем, «Киев — Владивосток». Представьте, девять дней в пути! Это только туда. Обратно используются уже свежие постельные принадлежности. Но ведь то, что осталось от первой поездки, пробыло в пути целых 18 дней. Попробуй отстирать эти пятна! Льняные волокна уже задеревенели.
Мы напоследок еще поинтересовались, сколько же времени ездит одна и та же постель в отечественных поездах. Оказывается, полтора года. А вот стирают ее за всю службу больше сотни раз.
ОФИЦИАЛЬНО
Еще в начале декабря минувшего года «Комсомолка» направила запрос на имя заместителя начальника Юго-Западной железной дороги с просьбой дать официальный комментарий по поводу того, как и насколько часто стирают белье на железной дороге. Однако в течение двух с половиной месяцев нас лишь кормили обещаниями. Пообщаться в телефонном режиме с корреспондентом нашей газеты старший мастер прачечной и начальство вагонного участка отказались.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
253 тысячи комплектов постельного белья на Юго-Западной железной дороге.
48 тонн белья стирают на «Киев-Пассажирском» в течение суток.