Чем стирают в деревне
Сейчас со стиркой справится даже ребенок — загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?
Предлагаю небольшую экскурсию в прошлое
Некоторые еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.
Чем стирали
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.
Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».
Как и где стирали
Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.
Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.
Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.
Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…
Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.
Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.
Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.
Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.
Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.
Чем и как гладили одежду в старину
Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем ? знакомьтесь:
Рубель и скалка
Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.
Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, , образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали . И это был механический способ глаженья.
На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.
Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.
Первые утюги
Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.
Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.
Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.
Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.
Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.
Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.
Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.
Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших «бабушек» был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.
Чтобы не быть голословной, я вооружилась безменом и взвесила несколько старинных утюгов в хранилище Национального музея
Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…
Елена Гусева
Специалист по стирке
calendar_today 17 июня 2016
visibility 4177 просмотров
Обсуждая старинный быт, любая современная женщина невольно примерит уклады того времени на себя. Чаще всего умозаключения повторяют одну мысль: учитывая все недостатки и трудности, тяжелее всего отказаться от стиральной машины.
Это утверждение вполне разумно. Стирать, полоскать и гладить белье всегда приходилось именно женщинам, хотя подобная работа представляла собой тяжелый физический труд и отнимала уйму сил и здоровья. В большой семье приходилось стирать большое количество одежды.
Ищете новый интересный аромат? Обратите внимание на духи Amouage Honour Woman: https://aromo.shop/selektivnaya/amouage-honour-woman/
О трудностях и тонкостях стирки на Руси мы и поговорим сегодня. Читайте нашу статью о том, как в старину стирали белье, чтобы получить краткий экскурс в историю и ознакомиться с несколькими занимательными фактами.
Стирка вальком
Практически любая хозяйка, жившая в русской деревне в старые времена, могла бы сказать, что стирка – самая хлопотная и неблагодарная домашняя работа. Для влажной очистки белья наши предки пользовались специальным вальком-колотушкой, с которой ходили на реку и отстукивали загрязнившиеся вещи, чтобы вернуть прежнюю чистоту.
Прачки в старое время носили название «портомоек». В этимологии самого слова «прачка» лежит ясный смысл: очищаемая ткань не полощется или немного треплется, а «прется» (жмется, давится и поколачивается с помощью валька). Подобная работа требовала недюжинных физических усилий.
Стирка белья обычно проводилась на речке. Сначала бралась объемная дубовая бочка, которая заполнялась водой. Для подогрева и кипячения пользовались раскаленными камнями – их просто клали на дно. Наиболее часто использовавшееся чистящее средство в русской деревне – щелок (распаренная зола). Вещи погружались в бочку, и хозяйка начинала мять их вальком. С его помощью из ткани выколачивались и выбивались частички грязи. Мокрую ткань раскладывали на мостках и выбивали таким образом. После – замачивание в щелочном растворе, и процедура повторялась заново. О вальке говорили как о хорошем подарке женщине. Украшенные и нарядные варианты девушки получали от парней.
Полоскание, отбеливание и удаление пятен
Когда грязь покидала ткань, наши прабабушки переходили к полосканию. Для этого обычно использовалась речная вода. Воды требовалось слишком много – таскать от речки до дома не было смысла. Однако щелок из волокон ткани было нужно удалять, поэтому разумно применялись природные ресурсы.
В зимнее время для полоскания делались проруби, когда не было льда, одежду полоскали с мостков. Обычно прачки не ходили поодиночке – собиралось несколько женщин, которые работали вместе. Таким образом происходила обычная стирка и в деревне в старые времена. Переместившись немного вперед во времени, можно обнаружить более искусные методы очистки.
Продолжим говорить о том, как и чем стирали в старину. Для удаления грязи вещи можно было сложить в чан или бочку и хорошенько пропарить. Отбеливающие функции выполняло вещество, называемое «золивом» — это зола, оставшаяся после того, как сожгли гречневую солому или подсолнухи.
Мыло заменялось бузиной (ягодами), мыльнянкой (корнями), пользовались соком алоэ. После измельчения ингредиентов их добавляли к зольному щелоку и отправляли в чан с водой, где стиралось белье. Существовал простой и эффективный способ отбеливания, которым искусные хозяйки пользуются и доселе.
Для возвращения белизны ткань в течение нескольких суток замачивалась в чистом молоке. Для аналогичных целей пользовались отваром фасоли и водой из-под картофеля.
Тонкости удаления пятен
Горожанки, не имевшие возможности отнести белье к прачке, самостоятельно затевали«постирушку» ежемесячно. В стирку попадали определенные предметы гардероба: предпочтение отдавалось нижнему и постельному белью, детским вещам.
Для удаления грязи с других предметов гардероба – мужских камзолов, дамских платьев из разнообразных нежных материй, расшитых корсажей – использовался другой метод чистки. Их очищали с помощью пара и удаляли грязь с поверхности материи посредством щетки.
Сильно загрязненные вещи клали в раствор щелочи, замачивали и подвергали кипячению. Для очищения пятен разного происхождения использовались различные подручные средства.
Жирные отметины удаляли с помощью мела, следы, оставленные травой, очищали спиртом. Кровь отмывалась керосином. Отбеливатели были довольно экзотическими: для возвращения ткани белизны пользовались человеческой мочой, свиным навозом, соком лимона.
Предотвращение потери материей цвета проводилось следующим образом. При влажной очистке добавлялся уксус или бура. Если вещь была черного цвета, для аналогичных целей пользовались щелочью, другого оттенка – отрубями. Для очистки шелковых изделий широко использовался керосин.
Для изготовления домашнего мыла хозяйки пользовались водой, золой и жиром. Различались рецепты мыльного состава для конкретных материй.
Помните такую рекламу «Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идем к вам!» Сейчас многие хозяйки и не поймут, для чего наши мамы и бабушки мучились с кипячением белья. А еще лет 15 назад это был один из самых действенных способов отбеливания пятен на одежде.
Да и вся стирка в прошлом веке нам, женщинам 21 века, избалованным машинками-автомат, может показаться нелепой и неоправданно сложной. Я в подробностях помню, как стиралась моя бабушка в деревне. Большая стирка – это настоящий квест, как выражается сейчас молодежь!
Прежде чем начать стирку, нужно натаскать из колодца или озера несколько ведер воды. Самая лучшая вода для стирки считалась дождевая – она была «мягкая» и хорошо мылилась. Затем эту воду нужно было нагреть. Чаще всего грели воду в бане на печке, иногда использовали кипятильники, но это было слишком опасно, да и электричество наматывало много.
Картина Андрея Подшивалова
Прежде чем начать стирать одежду, её нужно было разобрать по степени загрязнения и цвету (в общем-то, и сейчас так же делаем). Затем одежду с сильным загрязнением заранее замачивали в тёплой воде. Иногда в воду добавляли щелок.
Надо отметить, что щелок был универсальным моющим средством для стирки, уборки, мытья тела и волос. Его делали из печной золы. Было несколько способов изготовления щелока: горячий и холодный. Холодным способом делали жидкий щелок. Половину ведра золы заливали холодной водой и настаивали три дня. Затем отстоявшуюся мыльную воду сливали и использовали для стирки. Горячим способом делали густой щелок. Залитую водой золу кипятили, затем фильтровали и выпаривали. Получалось вещество, похожее на современное жидкое мыло. Это было сильнодействующее концентрированное средство. При неосторожном обращении им можно было обжечь кожу.
Еще для стирки использовали недорогое хозяйственное мыло. Наверное, помните эти коричневые вонючие бруски, которые были в каждом доме. Хозяйственным мылом замыливали сильные пятна, а еще натирали стружкой вместо стирального порошка.
Замоченную одежду стирали руками или на стиральных досках. Думаю, все видели это устройство. Удобная, кстати, вещь. Особенно если нужно постирать немного вещей. При большой стирке на такой доске можно было и костяшки на руках стереть в кровь.
Картина Моргана Вейстлинга
Иногда стирали бельё ногами. Замоченные в жестяной ванне или лохани вещи топтали ногам. В общем-то действие такое же, как и в обычной стиральной машине. Кстати, слово «прачка» произошло от слова «прать», то есть «топтать».
Отжимали постиранное бельё руками. Для этого нужно было иметь немереную силу. Иногда одной женщине было сложно отжать большие вещи, и ей кто-то помогал, скручивая белье в четыре руки.
После первой стирки иногда бельё кипятили, чтобы отбелить. Помню эти огромные кастрюли для кипячения белья. Если кипятили бельё в доме, то стоял не очень приятный запах, а ещё пар стоял, как в бане.
Полоскали бельё чаще всего в открытых водоемах – на реке или озере. В вёдрах на коромысле бабушка таскала бельё на плотик на озеро, которое было в трёхстах метрах от дома. Полоскала бельё в любую погоду. Самое для меня непостижимое было, когда бабушка полоскала бельё в проруби. Помню, как ломило от ледяной воды руки. Я хотела помочь, но надолго меня не хватало, а бабушка несколько раз ходила с бельём на озеро.
Картина Андрея Подшивалова
После полоскания бабушка иногда постельное бельё полоскала в воде с синькой. Чтобы не было желтизны, и чтобы бельё свежее выглядело.
Еще раз отжатое бельё вывешивали на улице на длинных веревках, протянутых во дворе от дома до стайки или в огороде. Закрепляли бельё деревянными прищепками. Иногда металлические пружины на прищепках были ржавые и на чистом белье оставались рыжие отметины.
Картина Андрея Лысенко
Зимой бельё тоже сушили на улице. Правда, сушкой это было сложно назвать. Часто полотнища пододеяльников висели колом неделю и всё равно высыхали. Так мама и бабушка и заносили замороженные листы белья в дом и досушивали уже дома. Тогда по дому разливался аромат мороза, который ничего общего не имеет с отдушкой в современной порошке «Миф» — «Морозная свежесть».
Картина Владимира Березина «Помощники»
Вспоминая, как нашим мамам и бабушкам было тяжело стирать бельё и поддерживать в чистоте одежду, я понимаю, почему они ругались, когда мы приходили домой извазёканные грязью. Ведь каждая стирка – это еще один тяжелый день в их и так нелёгкой жизни.
Автор:
03 апреля 2017 20:01
Стирка последние десять лет, для многих современных людей, ограничивается загрузкой и выгрузкой белья, а как справлялись в старые времена наши бабушки в условиях отсутствия не только горячей воды из-под крана, но и стирального порошка с хозяйственным мылом?
Некоторые еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор.
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.
Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».
Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.
Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.
Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.
Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…
Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.
Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.
Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата дарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.
Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать…
Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.
Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
В прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье.
Рубель и скалка.
Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.
Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, , образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали . И это был механический способ глаженья.
На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.
Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.
Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.
Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.
Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.
Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.
Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.
Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.
Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.
Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших «бабушек» был недюжинная, и сила – тоже. Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – 12 килограмм… Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми: