Чем стирать лицо кукле

Куклу купила. Себе. Играться. Cerise Hood из линии Ever After High компании Mattel. В целом, если не акцентировать внимание на мелких недочетах, она мне нравится. И всё же захотелось попробовать ее переделать. А поскольку это мой первый опыт коррекции серийной куклы, то весь процесс, чтобы не забыть допущенные ошибки, фотографирую. И делюсь. Может, еще кому-то пригодится 🙂

Для того чтобы перерисовать лицо, мне понадобились следующие материалы:

— жидкость для снятия лака,

— ватные диски, ватные палочки, зубочистки,

— кисти,

— акриловые краски,

— сухая пастель,

— матовый лак,

— глянцевый лак или бесцветный лак для ногтей.

1. Поготовительный этап. Убираем челку со лба куклы и фиксируем резинкой для волос. Заворачиваем куклы в пищевую пленку. Свободным от пленки оставляем только лицо.

Без челки ей лучше, не находите?

 перерисовка лица куклы, фото № 1

2. При помощи ватных дисков или палочек, смоченных в жидкости для снятия лака, стираем заводское лицо. Важно: не тереть беспорядочно-лихорадочно, лучше в одном направлении, иначе краска не стирается, а крайне неряшливо размазывается по лицу. Для глаз лучше выбрать направление стирания — от уголка глаза к вискам. Для удаления краски из пространства между губами можно дополнительно воспользоваться зубочисткой.

И да, жидкость для снятия лака не должна быть щадящей-ухаживающей, берите самую дешевую, ацетоносодержащую. В противном случае процесс стирания может занять много времени и потребовать от вас недюжинного терпения и физической подготовки.

Обезжириваем лицо.

 перерисовка лица куклы, фото № 2

Здесь не видно, но на щеке у нее — ямочка 🙂

 перерисовка лица куклы, фото № 3

3. Мечтательный этап. Придумываем образ. Определяемся с желаемыми чертами лица, настроением, стилистикой. Ищем подходящую натуру. Пугаем окружающих — внимательно всматриваемся в их глаза-губы 🙂 Можно, конечно, при рисовании попробовать положиться исключительно на свое воображение, но зачастую работа с натуры (окружающие люди, фотографии, картины, иллюстрации и т.д.) приносит лучшие результаты.

4. Карандашом намечаем черты будущего лица. Карандаш должен быть очень мягким, твёрдый заупрямится и не будет оставлять следы на резине. Я пользовалась 4В, Derwent. Скрипя и матерясь, он худо-бедно рисовал, но лучше, наверное, себя показал бы 6В. Или, может быть, акварельный карандаш?

И, опять же, учитывая то, что глазные яблоки на молде пролеплены очень невыразительно и не смогут стать подспорьем и ориентиром при рисовании, рисовать лучше, не как я, во тьме ночной, а при дневном свете.

 перерисовка лица куклы, фото № 4

4. Акрилом рисуем глаза, губы, брови.

Акриловые краски покупаю отдельными тюбиками. В основном пользуюсь красками Ладога, реже — Гамма и Мастер-класс. И да, акрил — это водорастворимые краски, то есть, если нет цели сымитировать целлюлит на глазах или воздушные шары на губах, разводить водой их таки нужно.

 перерисовка лица куклы, фото № 5

Кисти синтетические, размеры — 2 и 0(3). В качестве палитры у меня — белая керамическая тарелка. На одну из ее сторон выдавливаю нужные краски из тюбиков, остальную часть использую для смешивания красок.

 перерисовка лица куклы, фото № 6

На этом фото плохо, но все же видно, до какой консистенции развожу акрил водой: по краям — до состояния очень жидкой сметаны (для непрозрачных, покрывных слоев), белые разводы между ними — до состояния чернил (для полупрозрачных слоев). А о край тарелки очень удобно убирать излишки краски с кисти.

 перерисовка лица куклы, фото № 7

При рисовании акрилом использую принцип «от темного к светлому». То есть сначала на всю поверхность непрозрачным слоем наношу цвет теней, дожидаюсь высыхания, и постепенно слой за слоем краской, разведенной до состояния чернил, высветляю. В случае ошибки, не высохший до конца акрил можт быть размочен водой и стерт сухой или полусухой кистью. Удалить уже подсохший акрил без повреждений, вряд ли, удастся. Поэтому… оставить исправления на потом, имея в друзьях акрил, не получится.

И осторожнее — после высыхания акрил немного темнеет.

4.1. Покрываем глазное яблоко… нет, не белилами 🙂 цветом теней. У меня это смесь натуральной умбры, светлой охры и белил. Наносим тени на веки и брови.

Важно: ваши руки, равно как и голова куклы, не должны болтаться в воздухе. Обязательно должна быть опора, например, на стол. В противном случае, есть вероятность того, что руки будут трястись, а линии бегать по всем траекториям, кроме нужных. Наглядный пример — на фото ниже.

 перерисовка лица куклы, фото № 8

4.2. Самым темным цветом закрашиваем радужку глаза. Капаем тени в уголки рта и на внешние уголки верхнего и нижнего века. После высыхания радужки набираем на кисть цвет зрачка (я недолюбливаю чистые цвета, поэтому к саже примешиваю жженую и натуральную умбру), ставим кисть перепендикулярно центру радужки и оставляем каплю зрачка.

 перерисовка лица куклы, фото № 9

4.3. Полупрозрачными слоями (краску разводим до состояния чернил) покрываем радужку. Каждый последующий слой должен быть светлее и занимать меньше площади, чем предыдущий. И на этом этапе можно не дожидаться полного высыхания предыдущего слоя, а как бы вводить новую краску в предыдущую, еще не подсохшую. Этот прием позволяет получить более мягкие переходы цветов.

По такому же принципу белилами высветляем белки глаз. Тени оставляем в слезнике и по краям белка. Белилами, разведенными до жидкой сметаны, рисуем блики вокруг радужки, тем самым заодно при необходимости корректируем огрехи, допущенные при рисовании радужки.

Прорисовываем складку верхнего века.

 перерисовка лица куклы, фото № 10

4.4. Высветляем верхнее веко. Линию ведем от уголка глаза к середине. Краска разведена до состояния чернил. После высыхания еще раз проходим по этой линии, только обрываем ее раньше, чтобы самым светлым местом осталась складка века над уголком глаза, а по мере приближения к внешнему краю она постепенно становилась темнее.

Тонкой кистью краской, совпадающей по цвету (или чуть темнее) с цветом волос куклы, наносим мелкие штрихи на брови. Тем самым имитируем волоски.

Придаем блеск глазам: набираем на кисть светлую краску, излишки краски снимаем, кисть должна быть полусухой, в направлении от зрачка к краю радужки проводим тонкие линии. После высыхания накладываем такие же линии на нижнюю часть радужки практически чистыми белилами.

 перерисовка лица куклы, фото № 11

4.5. Белилами капаем блики на глаза. Не забываем, что глаз — это шар, и чтобы подчеркнуть его форму, лучше положить блик не прямой линией, а полукругом-полумесяцем.

 перерисовка лица куклы, фото № 12

4.6. Рисуем на губах тени.

 перерисовка лица куклы, фото № 13

4.7. После высыхания слоя теней полностью покрываем губы основным цветом. Опять же после высыхания основного цвета еще раз мягко кладем тени между губами и более светлым по сравнению с основным тоном накладываем штрихи бликов на нижнюю губу. Белилами обводим контуры верхней губы и носогубной впадины.

 перерисовка лица куклы, фото № 14

5. Работа акрилом закончена. Достаем пастель. Пастель сухая.

Вот так неаккуратно она хранится у меня 🙁

 перерисовка лица куклы, фото № 15

Ножом состругиваем с палочек пастели необходимое количество пигмента. Так же, как и акрил, пастель прекрасно смешивается между собой, позволяя получать новые цвета.

 перерисовка лица куклы, фото № 16

6. Набираем наструганные румяна на сухую кисть. Стряхиваем с кисти излишки пигмента. Мягкими движениями наносим пигмент на щеки, лоб и подбородок. Если вдруг ненароком распылили пигмент не в том месте, в котором желалось, можно стереть лишнее ластиком. Фиксируем пастель, покрывая лицо матовым лаком-спреем. Я использовала Super Clear.

 перерисовка лица куклы, фото № 17

7. Заключительный этап, относительно необходимости которого я пока не определилась. Покрываем глянцевым лаком губы и глаза. На губы кистью наносила прозрачный лак для ногтей, на глаза — лак с 3D-эффектом. В итоге в дополнение к нарисованным получаем еще и естественные блики. Кошмарный ли это перебор бликов или терпимый для себя пока не решила.

 перерисовка лица куклы, фото № 18

Вот так страшно выглядят глаза после нанесения 3D-эффекта. Остаются такими они недолго — после высыхания лак абсолютно прозрачен.

 перерисовка лица куклы, фото № 19

И результат. Конечно же, в сравнении 🙂

Было так:

 перерисовка лица куклы, фото № 20

 перерисовка лица куклы, фото № 21

А стало вот так. Может, не лучше, но определенно живее 🙂

 перерисовка лица куклы, фото № 22

 перерисовка лица куклы, фото № 23

Источник

Пол года назад я нашла себе хобби — перерисовывать лица куклам и создавать новые образы. В кукольном мире это называется ООАК, что в переводе с английского — «единственная в своем роде».

Мои любимые подопытные — это куклы линейки Монстер Хай. Каждая из этих кукол так и пышет индивидуальностью — различные молды лица, цвет тела от бело-прозрачного до черного. Фантазии есть где разгуляться.

Моей испытуемой станет Френки. Для тех кто не в курсе — это дочь Франкенштейна. Её отличает зеленоватая кожа, шрамы по всему телу, болт в шее и разноцветные глаза.

Фотография из личного архива

По мультфильму (да-да есть еще и мультсериал «Школа монстров») Френки очень милый персонах, не смотря на свою немного пугающую внешность. Вот и мне хотелось превратить эту куклу в нечто нежное и очаровательное.

Я не буду сильно вдаваться в подробности того как снять голову, удалить старые волосы и перепрошить голову кукле, ведь это немного уведет нас от основной темы.

Итак, для перерисовки кукольного лица нам понадобятся следующие материалы:

  • Mr.Super Clear (Клир) — это самый популярный закрепитель кукольного макияжа. Он является основой всего. Этому серому балончику можно писать оды, ведь только с его помощью ваши акварельные карандаши будут рисовать на личике куклы и нарисованный макияж не сотрется, даже если вы случайно искупаете вашу перерисованную куклу в ванной.
  • Акварельные карандаши. Здесь стоит оговориться: не все акварельные карандаши будут рисовать на личике куклы. Я использую карандаши фирмы » Faber-Castelll», другие мастера используют «Derwent», третьи используют чешские карандаши » Koh-i-Noor». Какие карандаши выбрать — это дело вкуса, вашего кошелька и наличия в магазинах города.
  • Сухая пастель. В моем арсенале это пастель «OLKI Peterburg» . Кстати, иногда сухую пастель заменяют разноцветными тенями для век.
  • Акриловые краски. У меня это матовая «Decola» .
  • Жидкость для снятия лака, или обычный ацетон.
  • Ватные диски и ватные палочки для снятия макияжа с лица куклы.
  • Точилка и ластик;
  • Кисти. Я использую кисти для макияжа, купленные в моем любимом магазине Fix-Priсe и самую тонкую кисть, которую нашла в магазине, связанным с дизайном ногтей
  • Прозрачный лак . Он необходим, чтобы по итогу работы придать блеск глазам куклы

Фотография из личного архива

ШАГ 1. Подготовка

Для начала необходимо подготовить куколку к перерисовке, для этого стираем заводской макияж с помощью жидкости для снятия лака или ацетона.

Тело куколки и волосы необходимо защитить от попадания Клира. Это можно сделать с помощью полиэтиленовой пленки или ткани.

Наносим слой Клира. Для этого встряхиваем балончик и распыляем содержимое в 20 сантиметрах от лица куклы. Здесь очень важно отметить, что Клир — токсичное вещество. Ни при каких обстоятельствах нельзя распылять Клир в квартире. Только на улице, балконе или в проветриваемом помещении. В качестве мер предосторожности стоит надеть медицинскую маску и защитить руки перчатками.

Ждём 30 минут — час пока Клир высохнет.

Фотография из личного архива

ШАГ 2. Эскиз

Пока сохнет наш Клир можно наточить карандаши, ножиком соскоблить сухую пастель, организовать рабочее место.

Для новичка на этом этапе лучше нарисовать эскиз будущего глаза на бумаге, так стереть с куклы то что получится — будет уже проблематично.

Именно на этом шаге определяется то, как будет выглядеть кукла в итоге.

Берем коричневый карандаш и рисуем силуэт будущих глаз, намечаем брови, отмечаем радужку и зрачки. Не стоит сильно надавливать на карандаш — он может поцарапать Клир.

Сухой пастелью отмечаем цвет губ и зрачков.

Наносим второй слой Клира и ждем еще 30 минут — час пока спрей высохнет.

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Шаг 3. Прорисовка деталей

Наш Клир высох и мы можем продолжать. Сейчас предстоит, на мой взгляд. самый интересный этап.

Более четко обводим верхнее веко по линии роста ресниц. Чтобы карандаши рисовали ярче — грифель достаточно слегка намочить.

Тонкой кисточкой рисуем белки глаз с помощью акриловой краски.

Делаем брови ярче и прорисовываем волосинки наточенным карандашом.

Губам добавляем краски с помощью сухой пастели. Кроме того, если нарисовать характерные полосочки, губы станут более натуральными.

С помощью сухой пастели и кисточки наносим розовые румяна на щёчки.

Радужку глаза делаем ярче и прорисовываем зрачок. Чтобы глаза казались более «живыми» добавляем тень от зрачка к верхнему веку.

Наносим слой Клира и ждём следующего этапа.

Фотография из личного архива

Шаг 4. Прорисовка деталей. Завершающий этап.

На этом этапе мы добавляем яркости уже нарисованным линиям и прорисовываем более мелкие детали.

Красным карандашом прорисовываем слёзное озеро, белым — внутренний уголок глаза. Кроме того белым карандашом я добавляю тонкие линии на губах, и выделяю переносицу.

Заточенным черным карандашом рисуем реснички на верхнем веке. Ресницы не должны быть одинаковыми, ведь мы стараемся сделать куколку более «живой».

Тонкой кистью и белой акриловой краской добавляем блики на глаза.

Наносим слой Клира и ждём его высыхания.

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

ШАГ 5. Бликование глаз

Это последний шаг и уже можно выдохнуть. Ты справился и ты молодец! Можешь сложить свои карандаши и краски, ведь тебе они больше не понадобятся.

Это завершающий этап и мы наносим на глазное яблоко и губки нашей куколки прозрачный лак. Он даст большее бликование глаз и сделает взгляд еще более «живым».

Фотография из личного архива

Вот так куколки обретают свои новые лица. На перерисовку одной мордочки у меня уходит от 3 до 5 часов . Я ощущаю себя волшебником, который вдыхает жизнь в обычных пластмассовых кукол.

Материал подготовила Мальцева Анна

Для любопытных: еще больше фотографий готовой куколки:

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Фотография из личного архива

Если вам как и мне нравятся куклы и творчество — ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал zen.yandex.ru/ooak_dollcraft

Источник

Чем стирать лицо кукле

Где-то к середине 2009 года я с головой погрузилась в мир кукол и кое-что узнала о кастоме, который как способ взаимодействия с куклой сразу завладел моим сознанием. Несколько месяцев было трудно решиться на собственные эксперименты, но в конце концов я попробовала перерисовать свою старую Барби и перепрошить её. Получилось ужасно, и результат надолго отбил у меня желание пробовать снова, но зато сразу стали очевидными нюансы, которые заранее вряд ли пришли бы мне в голову. И в следующий раз (а он всё-таки состоялся) я подошла к вопросу более тщательно. Испорченных кукол больше не было, и все дальнейшие результаты можно посмотреть здесь.

Пять лет назад довольно тяжело было собирать дельную информацию по перерисовкам: я прошерстила dollplanet и bjd-club не по одному разу вдоль и поперёк, собирая по крупицам полезные сведения, но даже то, что было найдено, не создавало чёткой картины. Возможно, на сегодняшний день ситуация изменилась, и информацию искать проще, но, судя по вопросам, которые мне иногда задают, не намного. Поэтому хочу по возможности максимально полно раскрыть тему кукольных перерисовок для тех, кто собирается посвятить себя этому делу, и уберечь от возможных ошибок. Речь пойдёт о перерисовке виниловых/резиновых кукольных лиц, в первую очередь.

Общие положения

  1. В качестве первой «жертвы» стоит выбрать куколку, которая вам в целом симпатична, но которую не жалко.
  2. Не выбирайте для первых опытов маленьких кукол размера Барби — чем мельче лицо, тем сложнее прорисовывать детали и тем заметнее будут любые огрехи вроде неровных и толстых линий или слишком щедрого слоя краски. Оптимальный размер, пожалуй, Monster High.
  3. Определитесь заранее с образом, который будете реализовывать.
  4. Смиритесь с тем, что с первого раза вряд ли получится что-то стоящее. Со второго — тоже. А вот с третьего — вполне.
  5. Если получилось плохо, признайтесь себе, что получилось плохо, и переделайте. Честность с собой — полезная привычка, которая поможет вам со временем выйти на достойный перерисовочный уровень или, наоборот, даст понять однажды, что пора перестать мучить кукол. Рассуждения из категории «ну и пусть кривая, но я всё равно считаю её очень милой)))))» или «вряд ли у меня получится лучше, поэтому и так сойдет» означают, что либо вам не так уж и хотелось научиться, либо вы трусите и ленитесь. Кстати, небольшая передышка в пару дней обычно позволяет понять, хочется ли вам продолжать или нет.  Главное — не слишком отчаиваться, потому что см. пункт 4.
  6. Для того чтобы нарисованные вами глаза, ресницы, брови и губы выглядели естественно, нужен большой визуальный опыт. Разглядывайте фотографии людей, изучайте особенности рисунков радужки глаз, расположения бровей, сочетание цветов волос-бровей-ресниц, смотрите, как располагаются светотени на лицах. Не менее полезно просматривать работы мастеров по кукольным перерисовкам — с тем же пытливым изучающим подходом.
  7. Нет предела совершенству, всегда стремитесь к повышению мастерства. Больше практики!
  8. upd. от 2020 г. смотрите видеоуроки — на YouTube их сейчас много.

Техника безопасности

Не надо проматывать этот раздел:) Многие привыкли пропускать предупреждения о необходимости соблюдения мер предосторожности мимо ушей, к сожалению, а потом удивляться «внезапным» недомоганиям. Далеко не все используемые материалы безопасны, а некоторые всерьёз токсичны при несоблюдении определённых правил.

  1. Мейками желательно заниматься в отдельном, хорошо проветриваемом помещении (мастерская, балкон, лоджия) и в одежде, в которой вы потом не станете готовить еду, обнимать детей и животных.
  2. Всегда тщательно мойте руки после работы с красками, лаками и т. п.
  3. Не пренебрегайте техникой безопасности, особенно когда речь идёт о вашем здоровье и доме.

Материалы и инструменты

Я привожу основные материалы, которые нужны при создании каждого мейка.

1. Матовый лак-спрей
Прозрачный матовый лак-спрей используется для грунтовки кукольного лица перед росписью и для послойного и финального закрепления макияжа. Идеальны Mr. Super Clear Matt (в народе просто «клир») и Zoukeimura: они создают действительно матовую поверхность, не желтеют при многократном наслоении и не оставляют липкости. Также знаю, что некоторым мастерам нравятся лаки Tamya TS-80 и Maimeri IDEA Matte. По поводу первого ничего не могу сказать — не пробовала, а вот второй — «Идея» — мне не понравился. Несмотря на долгое и тщательное взбалтывание, результат всё равно был сатиновым, а не матовым, да и липкость была ощутима. Кроме того, распылитель «плевался» крупными каплями, которые после высыхания оставались заметными.

Принцип работы един: тщательно взболтать баллончик в течение ~1 минуты, распылить лак на кукольное лицо равномерным слоем с расстояния 30 см, дать полностью просохнуть (в среднем, 5-15 минут). При необходимости повторить.
Чем удалять: Средства для снятия лака с ногтей без ацетона, без масел и без красителей. Также — спирт и Mr. Thinner.

Важно: эти лаки — токсичная и вонючая субстанция, и работать с ними можно только в правильном респираторе и в хорошо проветриваемом помещении, вдали от посуды, еды, детей и животных. Под правильным респиратором подразумевается не тряпочка на резинках, а респиратор-полумаска с нормальными противоаэрозольными фильтрами (например, 3М). Также желательно защищать руки, глаза, волосы и все части тела, которые у вас открыты в момент работы с лаком. Если лак попал на кожу, нужно тщательно вымыть это место тёплой водой с мылом.

Альтернатива: респиратор стоит около 1500 руб., лак от ~300 до 1000 руб., итого — вполне себе порядочная сумма, которую жалко тратить, если нет уверенности, что перерисовки пойдут. На начальном этапе можно обойтись акриловым матовым лаком в баночке, наносимым кистью. Из моего опыта — хорошо себя зарекомендовал Pebeo Vernis Mat. Баночку необходимо хорошенько потрясти, а потом нанести лак мягкой кистью на лицо куклы тонким слоем и дождаться полного высыхания. После этого приступать к росписи. Поверх готового макияжа снова нанести лак.
Плюсы данного метода: лак ничем не пахнет,  и можно обойтись без респиратора.
Минусы: если вы пользуетесь пастелью и/или акриловыми карандашами при создании мейка, то, понятное дело, кистью с лаком вы всё размажете, так что способ подходит только тем, кто орудует исключительно акриловой краской. Либо, если вы действительно планируете много и упорно тренироваться (нарисовал — стёр, нарисовал — стёр), то делать это можно, не закрепляя макияж, и тогда не имеет значения, чем вы рисуете, и в данном случае лак нужен исключительно для грунтовки.

2. Акриловые краски
Я начинала с набора «Сонет», и в процессе росписи у меня претензий не было, но время показало, что сонетовские красный и зелёный цвета коварны: зелёный пропитывает грунт насквозь и окрашивает винил/резину в ядрёно-желтый оттенок. Этого может не быть видно под покраской, но если вы задумаете переделать макияж кукле и сотрёте его, то всё увидите своими глазами. А красная краска со временем теряет красный пигмент и бледнеет, оставляя нечто невнятное оранжеватое вместо себя. В общем, довольно быстра я перешла на Maimeri (обычная acrilico и из серии Polycolor) в отдельных тюбиках: основные цвета, с помощью которых можно намешать все необходимые остальные — чёрный, белила, ультрамарин, кармин, перманентный красный и натуральная сиенна.

Если акрил не успел высохнуть, его можно размочить кистью, обмакнутой в воду, и удалить — либо сухой кистью, либо ватной палочкой. Если акрил высох, то вряд ли получится его удалить, не повредив матовое покрытие, и скорее всего придётся переделывать всё заново.

Важно: роспись по винилу/резине/полиуретану и т. п. делают именно акриловой художественной краской. Если у вас дома есть только масляная краска, и вам кажется, что можно и ею воспользоваться, это не так. В лучшем случае она просто никогда не высохнет, а в худшем — повредит материал, из которого сделана кукла.

3.  Пастель
Пастель должна быть обязательно сухой, не масляной.
Пастелью удобно рисовать румянец, тени, а также делать скульптурирование лица и блаш на теле. Можно купить набор, можно — отдельные мелки необходимых цветов. В бюджетной категории хорошо зарекомендовала себя пастель Faber Castell и Mungyo (мне лично больше понравилась Mungyo — она кажется более пигментированной по сравнению с Фабер Кастель), на порядок дороже и круче — Rembrandt и Schmincke (о них в начале опытов с перерисовками можно даже не задумываться: Faber Castell или Mungyo вполне достаточно).
—//upd. 2019  г. Ещё Pan Pastel — богическая штука. 

Существует два способа работы с пастелью:
1) стесать с мелка некоторое количество пастельной пыли (острым лезвием/макетным ножом  или просто потереть мелок о бумагу, мелкие крошечки пастели сами стёсываются от трения) и набрать на кисть;
2) набрать пигмент кистью прямо с мелка. После этого необходимо удалить с кисти лишний пигмент, «потоптавшись» ею по бумажной салфетке, например, иначе получите неаккуратные разводы на кукольном лице вместо тонких переходов.

Пастель удаляется ластиком-клячкой (продаётся во всех художественных магазинах).

Важно: специфика пастели такова, что необходимая интенсивность цвета набирается постепенно, послойно. Нельзя просто бухнуть побольше пигмента и тщательно его размазать — получится грязно и неряшливо.

4. Акварельные карандаши
Теоретически, при определённой сноровке акрилом в комбинации с пастелью можно нарисовать всё, что нужно. Но также можно добиться хорошего результата с помощью только пастели и акварельных карандашей. Преимущество акрила — в плотности и интенсивности покрытия. Преимущество карандашей — в возможности безболезненно исправить нарисованное с помощью влажной ватной палочки или ластика. Ну и, конечно, ничто не мешает комбинировать все три материала.
В случае с карандашами — совершенно точно не стоит покупать набор, т. к. большая часть цветов вам никогда не пригодится. Так себе вариант — карандаши Koh-i-noor, могут въедаться сквозь грунт в материал, из которого сделана кукла. По слухам, неплохи карандаши Derwent, ну а мне полюбились Faber Castell, серия Albrecht Dürer. На сегодняшний день у меня они вот в таком наборе и количестве, но поначалу было достаточно и половины:

Чем стирать лицо кукле

Карандаши должны быть хорошо заточены. Не стоит сильно давить на них при росписи — так можно поцарапать матовое покрытие. Ну и не забываем о базовой особенности акварельных карандашей — если по карандашной линии провести влажной кисточкой, получится акварельная, красочная линия (это существенно, если вам не нравится очевидно карандашный вид макияжа или если где-то он не должен выглядеть карандашным). Как вариант, можно набирать цвет с карандаша мокрой кистью и рисовать как обычной краской.
Я рисую карандашами брови, ресницы, веснушки и иногда губы.

5. Глянцевый акриловый лак
Нужен для придания блеска губам и, по необходимости, векам и глазам куклы. Этот лак не должен быть в спрее, как вы можете догадаться. Тут можно воспользоваться любым глянцевым акриловым лаком, какие найдутся в художественном магазине. Вначале у меня был японский Sealer super gloss (Padico), потом какой-то обычный немецкий от Hobby Line, разница в цене между которыми ~400 рублей, а результат — неразличим.
Удалить лак, не повредив того, что под ним, вряд ли возможно, поэтому будьте аккуратны при нанесении.
Лак практически не имеет запаха, с рук и кистей смывается водой.
Если предварительно развести лак с водой на палитре, то покрытие будет деликатно поблёскивающим, сатиновым.
Важно: в принципе, это очевидно, но на всякий случай напомню, что глянцевый лак наносится в самом конце, уже после финального закрепления макияжа клиром. Если поступить наоборот, то матовый спрей «сожрёт» весь блеск.

6. Кисти
Кистей нужно несколько: тоненькие круглые для прорисовки мелких деталей акрилом (3/0—5/0 синтетика), они же или чуть потолще — для нанесения глянцевого лака (00 или 0), а также пара круглых и плоских кистей разных размеров для нанесения пастели: помельче — для теней и складочек, покрупнее — для румян и блаша, а также супер-чистая кисть для смахивания с кукольного лица случайных пылинок, ворсинок и разлетевшихся крупиц пастели. Мне для пастели больше всего подошли натуральные и синтетические косметические кисти. У художественных, как правило, специфика такова, что чем толще кисть, тем длиннее ворс. Это не очень удобно — пастель хуже набирается и потом разлетается повсюду. Среди косметических кисточек гораздо больше интересных форм и видов, в том числе толстенькие коротковорсные кисти для теней и помады.
Почему стоит дублировать кисти для пастели: одна кисть=один цвет. Нельзя одной и той же кистью без промывки набирать разные цвета пастели — будут грязные разводы на кукольном лице.  А бегать мыть и сушить кисточку после каждого цвета — сомнительное удовольствие.
Мои кисти:

Чем стирать лицо кукле

Важно: кисть для смахивания «артефактов» — не пустая прихоть: не стоит сдувать что бы то ни было с куклы. Вместе с таким «обдувом» могут прилететь капельки слюны, которые способны запороть всю вашу тонкую работу с пастелью или акварельным карандашом, оставив размытые пятнышки.

7. Остальное
• ватные палочки (для нанесения пастели в некоторых случаях, а также для коррекции акварельных карандашей);
• ватные диски (в компании с очищающим средством из перечисленных в посте — для удаления всего);
• зубочистки (если на кончик зубочистки намотать кусочек ваты, то будет удобнее корректировать акварельный карандаш);
• средства для удаления художеств с кукольной мордашки: средство для снятия лака без ацетона, масел и красителей/спирт/Mr. Thinner;
• респиратор (если работаете со спреями);
• защитные перчатки (обычные резиновые, в которых вам удобно);
• бумажные салфетки/полотенца (убирать лишнюю влагу с кистей, вытирать руки и т. п.).

Как рисовать (последовательность действий)

  1. Обезжирить кукольное лицо (спирт/мыло/Fairy) и тщательно просушить.
  2. Нанести защитный слой — грунт (прозрачный матовый лак/лак-спрей).
  3. Рисовать. Каждый удачный этап можно фиксировать лаком-спреем.
  4. Когда всё готово (и результат вас удовлетворяет), нанести финальный закрепляющий слой матового лака.
  5. Пройтись глянцевым лаком там, где нужно.
  6. Радоваться. Либо, если получилось не то, что хотелось, стереть всё и начать с п. 1.

Где купить

Все перечисленные лаки-спреи уже можно без особых проблем достать в России (Google и Яндекс в помощь) и на ebay.com, конечно.
Пастель Faber Castell — не редкость в наших худ. магазинах, пастель Mungyo тоже встречается.
Акварельные карандаши, глянцевые лаки, матовые лаки в баночках, акриловые краски — в худ. магазинах.
Кисти — в художественных и косметических магазинах.
Респиратор и перчатки — в магазинах, занимающихся товарами для аэрографии, и во всяких строительно-ремонтных.
Mr. Thinner — магазины для моделистов и ebay.com.

Следите, чтобы вам не подсовывали масляную пастель вместо сухой и глянцевые лаки вместо матовых;)

На этом всё. Если у вас есть дополнения к вышенаписанному, буду рада комментариям.

При перепосте прошу указывать первоисточник.

Если после прочтения этой статьи какие-либо детали процесса перерисовки остались для вас неясными, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях!

Вопросы и ответы

В.: Здравствуйте! Большое спасибо за советы. Подскажите пожалуйста, подойдёт ли Mr. Super Clear Matt для тканной поверхности (х/б, лён)? Для росписи использую акрил на водной основе, пастельные карандаши.. иногда даже угольные карандаши. Т.е. ткань вначале пропитываю сильно разбавленным акрилом,затем наношу всё остальное. От любого прикосновения карандаш может смазаться. Посоветуйте пожалуйст?