Чем стирать салонный фильтр
Салонный фильтр транспортного средства подлежит замене два раза в год или после пятнадцати тысяч километров пробега. Изделие предназначено для очистки поступающего в салон машины воздуха от частиц пыли, мусора, выхлопных газов и сажи. Фильтр нельзя назвать средством роскоши, скорее это защита здоровья пассажиров и водителя, однако, цена на изделия хорошего качества высокая. Не каждому по карману два раза в год покупать новые фильтры.
Потому многих владельцев автомобилей интересует, как почистить салонный фильтр машины. Попробуем разобраться, какие элементы можно подвергать механической чистке и как это сделать, чтобы изделие можно было эксплуатировать после окончания срока службы.
Продлеваем жизнь салонного фильтра своими руками
Фильтрующие элементы подлежат обязательной замене по окончании срока эксплуатации. Дополнительно специалисты рекомендуют проводить регулярные профилактические осмотры очистителей, чтобы избежать их серьёзных загрязнений.
Для проведения регулярных замен и осмотров изделия необходимо разобраться, где находится очиститель воздуха в машине. Он может располагаться за бардачком в приборной панели или же под вещевым ящиком со стороны пассажира. А также в некоторых моделях машин изделие находится под капотом возле лобового стекла со стороны пассажира. Точное его расположение можно узнать из технической документации на машину или в интернете.
Замену элемента фильтрации воздуха можно сделать самостоятельно, без обращения в сервисный центр. Для демонтажа изделия необходимо открутить крепёжные элементы, чаще всего это шурупы или специальные защёлки. Дальше надо осмотреть внимательно изделие. Если оно не имеет сильных загрязнений, можно произвести чистку салонного фильтра своими руками, таким образом, продлив ему жизнь.
Способы очистки салонного фильтра в зависимости от его типа
Можно ли мыть салонный фильтр автомобиля или как правильно его очистить, зависит от типа детали, установленной на транспортное средство. Существует три основных типа фильтров — это детали на бумажной основе, синтетические и угольные.
Фильтры на бумажной основе отличаются невысокой ценой и соответствующим качеством. Его прочистить можно только с помощью сильного потока воздуха. Проще всего это сделать пылесосом с маленькой щёткой. Стирать его категорически запрещено, так как после контакта с водой элемент полностью потеряет свою форму.
Синтетические детали характеризуются более высоким качеством и сроком службы, по сравнению с предыдущим типом изделий. Чтобы продлить элементу очистки воздуха срок эксплуатации, его можно помыть или почистить пылесосом. Для максимально эффективного очищения сначала с помощью пылесоса убираются сильные загрязнения. Дальше аккуратно, чтобы не повредить изделие, можно постирать его в тёплой воде с порошком или хозяйственным мылом. Дальше надо тщательно промыть изделие под проточной водой и очень хорошо просушить. Полностью сухое изделие сможет ещё немного времени прослужить владельцу.
Угольные элементы отличаются от своих предшественников более высоким качеством. Они защищают салон машины не только от попадания мусора и пыли, а и задерживают неприятные запахи и разные вредные для здоровья человека газовые смеси. Их не рекомендуется стирать, так как вместе с частицами мусора и пыли, будут вымываться и угольные частицы, которые отвечают за эффективную работу изделия. Для продления срока службы таких деталей максимальное, что можно сделать — это прочистить её сжатым потоком воздуха.
Последствия чистки салонного фильтра
Чистка и мойка фильтра широко распространена среди владельцев автомобилей, однако, есть ряд факторов, которые влияют на физические свойства изделия после таких процедур.
- Элементы фильтрации, которые подвергаются очистке и мойке теряют свои свойства. Дело в том, что физическая обработка способствует удалению только видимых элементов мусора и пыли. Микрочастицы, которые невидимы для нашего глаза остаются в изделии, что повлечёт за собой конденсацию влаги в нём и запотевание окон салона машины, хоть и в меньшей мере.
- Новый очиститель имеет электростатический заряд. Физическая чистка способствует его удалению. Восстановить заряд в домашних условиях невозможно. Соответственно эффективность работы детали значительно падает.
- Современные элементы фильтрации из более дорогого класса имеют специальную пропитку или антибактериальные присадки, которые способствуют задержанию микробов и бактерий. При стирке эти вещества смываются, что значительно уменьшает уровень защиты салона от бактерий, микробов и аллергенных запахов.
- Мойка изделия может привести к деформации очистителя воздуха. Соответственно этот фактор повлияет на эффективность работы детали.
Подведём итоги
Салонный фильтр можно подвергать очистке и стирке, чтобы продлить срок его эксплуатации. Однако такие процедуры однозначно повлияют на качество работы изделия, после очистки оно не будет выполнять фильтрующие функции в полном объёме.
Старайтесь использовать механические способы очистки деталей в крайне редких случаях. Специалисты рекомендуют использовать только новые фильтрующие элементы для своей машины.
Очистка поступающего в машину воздуха от сажи, пыли, выхлопов других транспортных средств, неприятных запахов и пыльцы растений — это лишь часть функций, с которыми справляется современный салонный фильтр. Для каких целей устанавливается фильтрующий элемент и на каком именно принципе он работает? Какие виды салонных фильтров монтируются на автомобилях сегодня и в чем заключаются особенности каждого из них? Можно ли мыть и чистить данное устройство и в какой именно последовательности рекомендуется выполнять эту работу? На эти и ряд других вопросов дает ответ наша статья.
На первый взгляд такое изделие, как салонный фильтр, кажется малозначимым элементом автомобиля. Это так только применительно к функционированию авто. Если рассуждать с позиции здоровья людей в салоне, то от наличия и чистоты салонного фильтра зависит многое. Объяснить это легко. Главная задача устройства — очистка воздушного потока, который поступает с улицы в салон автомобиля от разных примесей — пыли, пыльцы, запахов и даже бактерий. В чем же особенности устройства? Можно ли чистить или мыть салонный фильтр? Какие бывают виды, и в чем особенности этих устройств? Рассмотрим все подробнее.
Для чего устанавливается салонный фильтр?
Как упоминалось, главной задачей фильтрующего элемента является очистка воздуха, поступающего с улицы в салон машины. В основе большей части изделий лежит активированный уголь, вбирающий в себя вредные вещества по принципу противогаза. Минус в том, что ресурс фильтра не вечен и устройство время от времени требует замены. Если этого не сделать, что элемент начинает задерживать только механические примеси, а в остальном будет бесполезен.
Мало кто знает, но у салонного фильтра есть еще одна интересная опция — защита испарителя кондиционера от различных загрязнений (это устройство расположено возле отопителя). Вот почему от качества работы фильтрующего элемента во многом зависит не только здоровье, но и ресурс упомянутого узла.
Насколько оправданы затраты на покупку качественного устройства? Недавние эксперименты Мосэкомониторинга показали, что в течение почти полугода уровень загрязнений в воздухе столицы превышает допустимую норму. При этом наиболее опасными для организма является азот, оксид серы, углеводороды и прочие элементы. Все они негативным образом сказываются на здоровье.
Даже в периоды, когда общая экологическая ситуация в городе благоприятна, уровень загрязнения на дорогах превышает норму в 6-7 раз. При отсутствии фильтра весь поток загрязненного воздуха оказывается в салоне машины. Нахождение в таких условиях приводит к ухудшению иммунитета, появлению многих хронических заболеваний, развитию стресса и многим другим проблемам. Сложно представить, насколько высок уровень загрязнения в неблагоприятные периоды. По этой причине каждый водитель получает убойную дозу угарных газов, способных привести к обмороку. По статистике участниками ДТП все чаще становятся люди, остро реагирующие на загрязнения.
Нельзя забывать еще одну вещь. Кроме упомянутых выше вредных элементов, на дороге присутствует пыль от шин, копоть и прочие загрязнения, которые поднимаются над поверхностью и неизбежно попадаются в машину. Итог — проблемы с дыхательными системами и развитие аллергии. Применение фильтрующего элемента снижает уровень загрязнения в салоне, делает поездки в автомобиле более безопасными (даже в час пик). Люди, которые ценят свое здоровье, периодически меняют или чистят фильтрующие элементы, не затягивая с этим. На этом фоне возникает вопрос, можно ли мыть салонный фильтр, или же лучше его заменять в срок, рекомендованный производителем.
Когда менять салонный фильтр?
Многие автолюбители даже не представляют, в какие сроки должна производиться замена или очистка салонного фильтра. Здесь стоит учесть несколько моментов — условия эксплуатации и тип фильтрующего элемента. К примеру, при эксплуатации машины в условиях города фильтр забивается быстрее. Заводы-изготовители, как правило, рекомендуют производить замену через каждые 10 тысяч километров. Есть и такие устройства, которые выхаживают 25-30 тысяч километров.
Если машина больше эксплуатируется в условия города, то замена производится раньше — через 5-7 тысяч километров. При этом стоит ориентироваться на ряд дополнительных признаков, к примеру, повышение объема пыли в салоне (при закрытых окнах), по запотеванию стекол и так далее. Ответственные автолюбители не обращают внимания на километраж, а производят замену раз в год. В такой ситуации можно быть уверенным, что фильтрующий элемент справится с возложенной на него задачей.
Виды фильтров и их особенности?
Чтобы ответить на вопрос, можно ли мыть салонный фильтр, стоит учесть еще один момент — особенности е конструкции. Воздух с улицы через специальные отверстия поступает в отопительную систему машины. При этом поток может поступать самотеком или с помощью вентилятора. Классическое изделие выполнено из специальной и весьма тонкой бумаги, которая заряжена и пропитана особым раствором. Благодаря такой технологии, фильтр не только отсеивает пыль, но и устраняет неприятные запахи. Последнее свойство особенно полезно для людей-аллергиков, болезненно реагирующих на пыльцу растений и прочие микроскопические элементы.
Существует мнение, что все салонные фильтры имеют одинаковую конструкцию. Но это не так. Сегодня производителями выпускается множество типов фильтров, принцип работы которых слегка различается. Даже изготавливаются устройства из разных материалов. Всего же существует пять типов изделий:
- Обычные (барьерные) фильтры. При изготовлении таких устройств применяется искусственное или натуральное полотно (чаще всего бумага), которая задерживает мелкие фрагменты пыли и насекомых. В вопросе устранения запахов такая защита бесполезна;
- Угольный фильтр. Особенность устройства — в наличии в составе активированного угля, который играет абсорбирующую функцию. Плюс такого устройства — способность впитывать вредные газы, которыми насыщен воздух на дороге. Большая часть таких изделий обладает отличными фильтрующими свойствами (если сравнивать с прошлым типом устройств). Но здесь стоит помнить, что абсорбирующие качества активированного угля не бесконечны и рано или поздно устройство требует замены. В противном случае остается только одна функция — очистки от пыли;
- Угольный фильтр, оборудованный специальным покрытием (с антиоксидантной опцией). В отличие от прошлых изделий, такие виды фильтров имеют полифенольное покрытие, благодаря которому «отсеиваются» опасные для организма аллергены. С одной стороны устройство покрывается угольным слоем, а с другой — полифенолом. Такие изделия обходятся дороже и пользуются наибольшим спросом летом и весной, когда в воздухе присутствует больше всего аллергенов;
- Фильтры электретного типа. Главное отличие от конкурентов — наличие нескольких слоев, а именно барьерного (устраняет механические загрязнения) и электрического слоя. Благодаря наличию заряда на электрическом слое, проходящий в салон воздух очищается практически от всех примесей. По заявлению производителей степень очистки составляет 99%, если диаметр поступающих элементов находится в диапазоне 5-100 мкм. Задерживает фильтр и более мелкие частицы, имеющие диаметр от 0,3 до 1 мкм, но в этом случае эффективность снижается до 60-70%;
- Комбинирующие устройства. Особенность таких фильтрующих элементов в том, что в них сочетается несколько вариантов очистки. Также существуют фильтрующие элементы, в которых присутствует большое число слоев — механический, антисептический, электростатический и прочие.
Наиболее востребованными на рынке являются классические и угольные фильтры Но в последнее время на современных иномарках все чаще встречаются более эффективные изделия, обеспечивающие несколько степеней защиты.
Признаки загрязнения салонного фильтра
Как упоминалось выше, для установленных в салоне фильтров не существует точных требований в отношении замены. По этой причине стоит ориентироваться на косвенные признаки загрязнения, среди которых:
- Снижение потока воздуха, поступающего в салон с улицы (даже при движении на большой скорости);
- Чрезмерное запотевание стекол;
- Загрязнение воздуха в салоне, появление пыли;
- Усиление неприятного запаха, который поступает с улицы.
Упомянутые выше факторы свидетельствуют об ухудшении состояния фильтра. В такой ситуации его необходимо чистить или менять. При этом уровень загрязнения можно оценить только путем визуального осмотра. Для этого потребуется снятие элемента, которое не вызывает проблем. Сделать работу может как опытный специалист, так и человек без определенных навыков. Главное — не повредить крепежные элементы.
Но, к сожалению, процесс демонтажа не всегда проходит просто. В некоторых моделях фильтр салона расположен неудобно и для его снятия приходится разобрать чуть ли не половину панели. В таком случае стоит обращаться к специалистам, которые знают особенности конкретной модели и произведут демонтаж без повреждения основных элементов.
Если же «передержать» салонный фильтр и не почистить (заменить) его вовремя, то неизбежно проявляются упомянутые выше признаки. Кроме того, возникает благоприятная среда для различных болезнетворных бактерий, плесени и так далее. Это значит, что грязный фильтрующий элемент не только не выполняет своих прямых функций, но и сам становится главным источником загрязнения. Кроме того, стоит учитывать, что промывка, очистка и прочие мероприятия не способны вернуть полную функциональность устройству. Такая методика допускается только для незначительного продления срока службы устройства.
Какой фильтр лучше ставить?
После рассмотрения разновидностей фильтрующих элементов и особенностей каждого из них возникает вопрос, какой фильтр лучше выбрать. Если задача — защитить салон только от поступления пыли, то подойдет самый обычный вариант. При этом удается сэкономить определенную сумму на покупку. Классический фильтр задерживает крупные частички пыли, насекомых, пыльцу и прочие потенциально опасные элементы.
С другой стороны, в воздухе над дорогой присутствует и ряд других опасных элементов, способных вызвать аллергические реакции или даже привести к обмороку (об этом уже упоминалось выше). Чтобы повысить эффективность очистки, предпочтение стоит отдавать угольному фильтру. Его особенность — снижение диоксида и оксида азота, поступающего в салон, в 10-15 раз. Главное — своевременно производить замену.
Если требуется более точная очистка, то предпочтение лучше отдавать более современным устройствам, с несколькими слоями защиты и очисткой поступающего воздуха даже от мельчайших элементов. Минус в этом случае только один — высокая стоимость фильтра. Но здесь стоит сразу определиться, что дороже — здоровье или деньги.
Как чистить салонный фильтр?
Теперь рассмотрим, можно ли чистить или мыть салонный фильтр. Как правило, автолюбители принимаются за очистку при появлении описанных выше признаков или когда по километражу подходит срок замены устройства. Считается, что чистка фильтра — вопрос нескольких минут. Но это не так. Если задача — сделать работу качественно, то потребуются определенные навыки, сноровка и 2-3 часа времени.
Первое, с чего стоит начать — демонтаж фильтрующего элемента. Как правило, устройство смонтировано в передней части машины, под торпедой. В некоторых моделях салонный фильтр монтируется в подкапотном пространстве (этот нюанс стоит уточнить в инструкции по эксплуатации авто). Фиксация устройства производится с помощью шурупов или специальных защелок.
Как только все крепления демонтированы, можно доставать кассету из пазов (именно в ней и закреплен фильтрующий элемент). И здесь может ожидать неприятный сюрприз. Если устройство оригинальное, то фильтр с большой вероятностью впаян в кассету. В таком случае при демонтаже стоит быть особо осторожным.
Как же производится очистка изделия? Здесь все зависит от вида изделия:
- Для классических фильтров, выполненных на бумажной основе, подойдет вариант очистки с применением сжатого воздуха или пылесоса. При этом отдельное внимание уделяется труднодоступным местам, где набивается больше всего пыли;
- Для фильтров на синтетической основе подходит промывка в мыльном растворе. Разрешается мыть устройство в воде с порошком. После завершения работ элемент промывается чистой водой и высушивается;
- Фильтр на угольной основе и со специальными слоями должен меняться — мыть его бесполезно. Это связано с тем, что активированный уголь со временем теряет очищающие качества, а в случае продолжительного применения может иметь место обратный эффект.
Как только работы по очистке завершены, устройство вставляется обратно в кассету и устанавливается на прежнее место.
Несмотря на то, что чистить и мыть некоторые типы салонных фильтров все-таки разрешено, специалисты рекомендуют производить замену. Причин здесь несколько:
- Даже качественная очистка не гарантирует, что функциональность устройства вернется на прежний уровень. Кроме того, внутри остаются частицы и прочие элементы, которые становятся причиной концентрации влаги в салоне. Итог — постоянные проблемы с запотеванием стекол;
- Многие фильтры обладают повышенной эффективностью, благодаря специальному электрическому заряду. Как следствие, изделие улавливает даже небольшие частички пыльцы, бактерий и пыли. Через какое-то время происходит разряд фильтрующего элемента, восстановление которого в домашних условиях невозможно;
- У дорогих фильтров присутствует антибактериальная пропитка, благодаря которой устраняется большая часть проступающих в машину микробов. Кроме того, благодаря такой особенности, исключается риск образования плесени. Если же промыть или почистить фильтр, то защита нивелируется.
Итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать несколько выводов:
- Салонный фильтр играет не последнюю роль в обеспечении комфорта, ведь именно от него зависит чистота поступающего в салон воздуха (при условии закрытых окон и люка, конечно);
- Замена устройства должна производиться своевременно. При этом не стоит дожидаться, пока изделие вообще не сможет выполнять поставленные задачи. Идеальная периодичность для замены — раз в год;
- Чистка и мытье фильтров не дает серьезных результатов. В большей части случаев вернуть работоспособность фильтру не удается.
Остается немного — следить за состоянием фильтрующего элемента в автомобиле, своевременно производить замену и не пытаться экономить на своем здоровье. И в завершение стоит ответить на вопрос статьи — можно ли мыть салонный фильтр. Если речь идет об обычном фильтре (без слоя активированного угля и прочих напылений), то можно. Единственное, что такая работа обладает минимальной эффективностью.