Джим керри стирает память

«Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа. Фильм занимает 88-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb[2].

Сюжет[править | править код]

Теглайн: «Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история».

В день святого Валентина Джоэл Бериш (Джим Керри), как обычно, собирается идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале Лонг-Айленда, решает, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд из Монтока до Роквилль-Центра. В поезде он знакомится с синеволосой девушкой Клементиной Кручински (Кейт Уинслет). Общаясь, они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором Клементина работает кассиршей. Далее действие переносится в недалёкое прошлое.

Джоэл, мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий, но постепенно отношения начинают портиться и после крупного скандала Клементина уходит от Джоэла. Через некоторое время Джоэл приходит к ней в магазин, чтобы извиниться, но к его удивлению Клементина не узнаёт его, а мило беседует с неким Патриком, обращаясь к Джоэлу как к незнакомцу. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока их общие с Клементиной друзья не показывают ему карточку-извещение из некой фирмы «Лакуна», на которой написано, что Клементина «стёрла» Джоэла из своей памяти и их просят не упоминать его имя в её присутствии. Джоэл выясняет, что фирма «Лакуна» действительно предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний, и что Клементина действительно стёрла всю память о нём, не в силах перенести разрыв. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) составляет карту воспоминаний Джоэла, для чего тот приносит совершенно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой ожидать прихода техников, Стэна (Марк Руффало) и Патрика (Элайджа Вуд), которые в домашних условиях должны будут произвести процедуру стирания воспоминаний. Следуя инструкциям, Джоэл выпивает специальное лекарство, которое его усыпляет, чтобы он не запомнил техников-стирателей.

В своём подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки. А пока идёт процесс стирания воспоминаний, из диалога Патрика и Стэна становится понятно, что Патрик, с которым разговаривала Клементина в магазине, когда туда пришёл Джоэл, это один из техников — когда он проводил аналогичную процедуру стирания над Клементиной, то «влюбился» в неё. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стэна с Мэри в квартире Джоэла. Приехав к Клементине, Патрик узнаёт, что сплоховал — начав роман с Клементиной, он не нашёл ничего лучше, как использовать для этого принесённые Джоэлом в «Лакуну» вещи, которые у него ассоциировались с Клементиной. Однако у Клементины карта тех же самых воспоминаний о Джоэле была составлена по другим предметам, из-за чего у девушки начинается пугающее её чувство дежавю, и она на грани разрыва с Патриком.

Мэри и Стэн уединяются и в итоге не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошёл не по плану — Джоэлу удаётся перенести Клементину в свои детские воспоминания, из которых её невозможно стереть, потому что эти воспоминания не входят в составленную карту. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно и просит Мерзвияка во всём сознаться. Выясняется, что Мэри не впервые пытается сблизиться с доктором, и она также подвергалась стиранию воспоминаний о её чувствах к нему. Мэри понимает, что даже технология «Лакуны» не способна стереть из памяти такую вещь, как любовь.

День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает плёнку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав плёнку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все с начала.

В ролях[править | править код]

Название[править | править код]

В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума».
Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:

How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each pray’r accepted, and each wish resign’d…
[3]

По-русски стихотворение публиковалось в переводе Д. Веденяпина:

О, как светла судьба невест Христовых!
Земных забот ниспали с них оковы!
Невинностью лучатся их сердца,
Молитвы их приятны для Творца.[4]

И как оно звучит в русской версии фильма:

Как счастливы невест Христовых свиты! —
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.

Молитвы приняты — усмирены желания…

Реакция кинопрессы[править | править код]

Большинство рецензентов приняли фильм тепло, отметив, что традиционные для сценариев Кауфмана зигзаги повествования в данном случае вовсе не произвольны, а искусно закручены вокруг «эмоционального центра» (так выразился Роджер Эберт[5]). Дж. Хоберман назвал «Вечное сияние» наиболее закрученной романтической комедией по поводу амнезии, хотя она и напомнила ему более ранние опыты Алена Рене в этом роде[6]. С ним согласился Дж. Розенбаум, который поставил фильму высший балл: «в отличие от более ранних работ Кауфмана, это не аттракцион в парке развлечений, о котором забываешь, как только он заканчивается»[7]. В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Вечное сияние чистого разума» занял третье место.[8]

Читайте также:  Раскраска с маркером пиши стирай для девочек

В то же время «патриарх» американской киножурналистики Эндрю Саррис был разочарован отсутствием «химии» между исполнителями главных ролей[9]. Ему показалось, что Уинслет играет роль, предназначенную для обычно бойкого Кэрри, а Кэрри — роль, предназначенную для Уинслет, долгое время специализировавшейся на ролях недотрог. Андрей Плахов осудил «вызывающе пошлое название» «очередной псевдоинтеллектуальной мульки» Кауфмана, прообразом которой, по его мнению, служит «шизотриллер» Кристофера Нолана «Помни»[10].

Награды и номинации[править | править код]

Награды[править | править код]

  • 2005 — Премия «Оскар»

    • Лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
  • 2005 — Премия «Сатурн»

    • Лучший научно-фантастический фильм
  • 2005 — Премия BAFTA

    • Лучший монтаж — Валдис Оскарсдоттир
    • Лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман
  • 2005 — Премия Брэма Стокера

    • Сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
  • 2005 — Премия Национального совета кинокритиков США

    • Лучший сценарий — Чарли Кауфман
    • Специальное упоминание

Номинации[править | править код]

  • 2005 — Премия «Оскар»

    • Лучшая актриса — Кейт Уинслет
  • 2005 — Премия «Сатурн»

    • Лучший актёр — Джим Керри
    • Лучшая актриса — Кейт Уинслет
  • 2005 — Премия «Сезар»

    • Лучший зарубежный фильм — Мишель Гондри
  • 2004 — Премия «European Film Awards»

    • Награда «Screen International» — Мишель Гондри
  • 2005 — Премия «Золотой глобус»

    • Лучший мюзикл/комедия
    • Лучший сценарий — Чарли Кауфман
    • Лучший актёр мюзикла/комедии — Джим Керри
    • Лучшая актриса мюзикла/комедии — Кейт Уинслет
  • 2005 — Премия «Грэмми»

    • Лучший альбом-саундтрек — Джон Брайон
  • 2005 — Премия «Хьюго»

    • Лучшая постановка

Саундтрек[править | править код]

Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с иностранного языка.

Вы можете помочь проекту, закончив перевод. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне.

АвторИсполнитель
1.«Theme»Джон Брайон 2:24
2.«Mr. Blue Sky»Джефф ЛиннElectric Light Orchestra3:25
3.«Collecting Things»Джон Брайон 1:13
4.«Light & Day»Tim DeLaughter (англ.)The Polyphonic Spree3:02
5.«Bookstore»Джон Брайон 0:52
6.«It’s The Sun (KCRW Morning Becomes Eclectic Version)»Tim DeLaughterThe Polyphonic Spree5:33
7.«Wada Na Tod»Rajesh Roshan (англ.)Лата Мангешкар5:54
8.«Showtime»Джон Брайон 0:55
9.«Everybody’s Gotta Learn Sometimes»Jamie Warren (англ.)Бек5:54
10.«Sidewalk Flight»Джон Брайон 0:31
11.«Some Kinda Shuffle»Дон НельсонДон Нельсон2:10
12.«Howard Makes It All Go Away»Джон Брайон 0:14
13.«Something»Richie EatonThe Willowz2:23
14.«Postcard»Джон Брайон 0:23
15.«I Wonder»Richie EatonThe Willowz2:56
16.«Peer Pressure»Джон Брайон 1:12
17.«A Dream Upon Waking»Джон Брайон 3:36
18.«Strings That Tie To You»Джон Брайон 3:36
19.«Phone Call»Джон Брайон 1:03
20.«Nola’s Bounce»Дон НельсонДон Нельсон1:56
21.«Down The Drain»Джон Брайон 0:56
22.«Row»Джон Брайон 0:59
23.«Drive In»Джон Брайон 2:19
24.«Main Title»Джон Брайон 1:23
25.«Spotless Mind»Джон Брайон 1:12
26.«Elephant Parade»Джон Брайон 0:26

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Рецензия Алекса Экслера
  • Рецензии на «Вечное сияние чистого разума» на Рецензент. Ру
  • Рецензия портала «Антигород»

Источник

Eternal Sunshine of the Spotless Mind

Создатели:

Мишель Гондри

,

Джим Керри

,

Кейт Уинслет

,

Элайджа Вуд

,

Марк Руффало

,

Том Уилкинсон

,

Кирстен Данст

,

Томас Джей Райан

,

Джейн Адамс

,

Дэвид Кросс

,

Джерри Роберт Бирн

,

Райан Уитни

,

Илья Бледный

,

Марианна Шульц

,

Олег Вирозуб

,

Андрей Бархударов

,

Александр Новиков

,

Энтони Брегман

,

Стив Голин

,

Жорж Берманн

,

Дэвид Л. Бушнелл

,

Линда Филдс

,

Эллен Кёрас

,

Дэн Ли

,

Дэвид Стейн

,

Мелисса Тот

,

Рон Фон Бломберг

,

Чарли Кауфман

,

Пьер Бисмут

,

Джон Брайон

,

Вальдис Оускарсдоуттир

,

Леонид Белозорович

,

Павел Силенчук

Фантастическая мелодрама «Вечное сияние чистого разума» рассказывает историю о двух влюбленных, решивших расстаться довольно кардинальным способом — стереть все воспоминания друг о друге. Однако на деле, фильм куда глубже затрагивает тему человеческих чувств, их природы и причин возникновения. Рекомендуем посмотреть онлайн на Джима Керри в несвойственной для него, но блестяще сыгранной роли.
Комик играет застенчивого и меланхоличного молодого человека по имени Джоэл. Его жизнь ничем не отличается от других, его будни серые и унылые. Но однажды подсознание молодого человека подталкивает его к безумному, в его понимании, поступку. Вместо привычного рабочего маршрута, Джоэл садится на электропоезд другого направления и устремляется к морю. На песчаном берегу парень замечает необычную, но очень притягательную девушку с яркой синей копной на голове. На обратном пути они знакомятся в вагоне электрички и Джоэл понимает, что у них с Клементиной очень много общего, как будто он знает эту девушку всю свою жизнь. Совсем скоро он поймет, что действительно был знаком с ней, более того — они были парой.

Приглашаем посмотреть фильм «Вечное сияние чистого разума» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Застенчивый и тихий Джоэл и безудержная Клементина завязывают отношения в поезде, их сразу тянет друг к другу, несмотря на разницу характеров. Но они еще не знают, что раньше были любовниками. Спустя два года вместе Клементина обратилась в фирму Lacuna, чтобы стереть все воспоминания об их отношениях. Узнав об этом, опустошенный Джоэл тоже решил обратиться в фирму и пройти процедуру, которая происходит во время сна.

Читайте также:  Нужно ли стирать послеоперационный бандаж

Воспоминания героя начинают стираться одно за другим, но внезапно он понимает, что не хочет их терять. Не в состоянии проснуться, Джоэл пытается скрывать воспоминания о Клементине в самых отдаленных частях своего сознания. При этом он как будто заново переживает их отношения. Несмотря на все усилия, все его воспоминания все-таки стираются.

В это же время драма происходит и у работников компании Lacuna, которые удаляют воспоминания Джоэла. Один из техников по имени Патрик в данный момент встречается с Клементиной, поэтому пытается запомнить аспекты их отношений, полученные из памяти Джоэла, чтобы соблазнить девушку. Секретарь Мария пытается соблазнить своего начальника доктора Говарда Мерзвяка, который женат. Затем она узнает, что уже раньше делала это, а потом удаляла свои воспоминания об этом поступке. Узнав об этом, девушку увольняется, крадет записи компании и рассылает всем клиентам, которые проходили у них процедуру.

Джоэл и Клементина тоже получают записи вскоре после встречи в поезде и недоумевают, так как у них не осталось совсем никаких воспоминаний друг о друге. Джоэл уговаривает девушку возобновить отношения, несмотря на то, каким может быть итог.

niki.magnitog

Фильм до конца посмотрела только сегодня 25 июля 2015, попыток было около четырех, последняя в 2010… Картина глубокая, взбудоражила, мурашки до сих пор. Думаю, когда человек пережил расставание с любимым, когда уехал в другой город, а может и страну, когда попытался все выкинуть , в том числе и из головы о «бывшем любимым», это фильм для него… Любовь как бетон, и если она была ее не стереть ничем.

25 июля 2015

Сложная сюжетная линия, глубокий смысл, и не скучный он. Конечно не экшн, жанр этого и не предполагает. Есть над чем задуматься. Большинство пар, прошедшие этап влюбленности, страсти, натыкаются на мысли о том, что их избранник не так уж красив, не так уж умен и т.д., появляется раздражительность, открывается взгляд на других мужчин (женщин). И тут совсем непонятно что с этим делать…

23 ноября 2019

  • Компания, которая по сюжету фильма ответственна за стирание памяти, называется «Lacuna Inc». Слово Lacuna можно перевести с латинского как пропуск или пробел.
  • К главной роли в фильме также присматривался Николас Кейдж.
  • Все сцены в поезде были сняты без использования декораций – в реальных движущихся вагонах.
  • Вступительные титры начинаются лишь через 18 минут фильма.
  • Кадры с парадом слонов не были заранее подготовлены. Кейт Уинслет случайно увидела его в окно, и вся съемочная группа отправилась снимать парад.
  • Когда Клем выходит из машины, чтобы взять зубную щетку, то на ней можно увидеть микрофон.
  • В сцене, где Джоэл ведет автомобиль, можно увидеть людей, которые машут в камеру.
  • Когда Клементина и Джоэл встречаются в закусочной в начале фильма, то слева можно увидеть тень от камеры.
  • В одной из сцен Клементина встречает соседа Джоэла, в отражении двери можно увидеть, как актер выжидает, прежде чем войти в сцену.
  • Источник

    В рубрике «Новая классика» авторы The Village предлагают по-новому взглянуть на фильмы, вышедшие в течение последних 20 лет, но уже успевших стать классикой — иногда позабытой, иногда — не очень. В первом выпуске Артем Макарский рассказывает о «Вечном сиянии чистого разума» Мишеля Гондри — необычном романтическом фильме, в котором любовь, вопреки обыкновению, не побеждает обстоятельства. «Оскар»-2004 за лучший сценарий.

    «Вечное сияние чистого разума»

    Год выхода: 2004

    Режиссер: Мишель Гондри

    Сценаристы: Мишель Гондри, Чарли Кауфман, Пьер Бисмут

    В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Раффало, Элайджа Вуд и другие

    Джоэл Бэриш (Джим Керри), умеренно молодой человек с настолько скучной работой, что о его должности даже не упоминают, в канун дня Святого Валентина решается на нетипичный для него импульсивный поступок. Взяв отгул с работы, он прыгает в закрывающиеся двери поезда на Монток — что-то явно его туда тянет. В Монтоке, а потом и в обратном поезде в Нью-Йорк он встречает девушку с синими волосами, которую зовут Клементина (Кейт Уинслет). Джоэл иногда совсем не понимает, как реагировать на ее реплики, но вечером они уже едут на озеро смотреть на звезды, лежа на льду. Как выяснится, два года назад у них уже были отношения, а практически весь остальной фильм будет воспоминанием о том, как Джоэл в отместку попытался забыть Клементину так же, как она забыла его.

    2004-й год — бум авторского кино. С успехом проходит огромное количество фильмов как от классиков, так и от молодых режиссеров. Француз Мишель Гондри в эту волну вписался — хотя он был больше похож на Софию Копполу и Уэса Андерсона, чем на Жене и остальных. Картина собрала в прокате 72 миллиона долларов (при бюджете в 30) и стала прорывом клипмейкера, получила «Оскар» за сценарий и окончательно утвердила Керри в статусе драматического актера. Это один из главных ромкомов века — но, как и все лучшие фильмы в жанре, с подвохом. Точнее, с целой кучей подвохов.

    Реклама выдуманной компании Lacuna, из-за которой и начался весь сыр-бор

    — «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу

    — «Водная жизнь Стива Зиссу» Уэса Андерсона

    — «9 песен» Майкла Уинтерботтома

    — «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана

    — «Долгая помолвка» Жана Пьера Жене

    — «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы

    — «Дурное воспитание» Педро Альмодовара.

    Кауфман даже пытался уговорить всех оставить работу над проектом, но у него, к счастью, ничего не вышло. До выхода «Вечного сияния» оставалось четыре года, но работа над ним началась еще в 1998 году, поэтому понять переживания Кауфмана довольно легко. А тем, кто смотрел фильм «Адаптация» Спайка Джонзи, их можно еще и представить. Нолан был не единственной проблемой съемочной группы — на работу соглашались не все, продюсеры пытались намекнуть, что Кейт Уинслет можно заменить на Джулию Робертс, только что получившей «Оскар» за «Эрин Брокович», Гондри никто не понимал из-за акцента, ну и так далее. Впрочем, вернемся к началу.

    Художник Пьер Бисмут, с которым Гондри познакомился через парижскую арт-тусовку, возможно, является одним из немногих людей, получивших «Оскар» за то, что он чего-то не сделал. В конце девяностых у него никак не получалось воплотить в жизнь арт-проект, в котором он собирался раздавать случайным людям карточки «Вас стерли из памяти» и проследить за их реакцией. Замысел так и остался замыслом — и Бисмут отдал идею Гондри. Об участии Бисмута в разработке сценария известно мало, но в этот момент в истории появляется Кауфман, с которым Гондри уже работал над «Звериной натурой», совсем дурацкой версией «Собачьего сердца». Кауфмана привлекла идея стирания памяти и он погрузился в попытки понять, как работают человеческие отношения.

    Читайте также:  Как часто стирать колготки

    2004-й был проклятым годом для перевода названий фильмов на русский — «Водная жизнь» Уэса Андерсона шла в прокате как «Унесенные морем» (чтобы, не дай бог, не сравнили с «Водным миром»), а «Сияние» вышло как «Вечное сияние страсти». По такому вольному переводу прошлись практически все критики, а Кауфман в интервью «Афише» о нем отозвался совсем уж резко. Конечно, очень жаль, что никто не пошел бы на фильм «Невинностью лучатся их сердца» (хотя покупают же до сих пор «Под сенью девушек в цвету»), а ведь именно так переводится строчка из Александра Поупа, давшая название фильму. Но вкупе с довольно дурацким трейлером зрители ожидали увидеть романтическую комедию, а получили известно что. Одна радость: примерно такой же трюк был провернут в итальянском прокате, где фильм вообще назывался «Если ты меня оставишь, я тебя оставлю тоже». Конечно же, там фильм провалился.

    В изначальном сценарии мы видим тех же героев через пятьдесят лет — и выясняем, что они стирали друг друга уже пятнадцать раз; впрочем, раз в три с половиной года — уже неплохой для них результат. Один из персонажей стирает себе воспоминания об аборте. Джоэл договаривается о сексе с бывшей в день повторного знакомства с Клементиной. Все это в фильм не вошло.

    Гондри умело очистил картину от лишнего: еще немного и все эти игры и спецэффекты начали бы раздражать, но режиссер не перегибает палку. История взаимоотношений вообще оттеняет все остальное, однако задний план ее подкрепляет и с ней контрастирует: друзья Джоэла хоть и кажутся необязательными, но у них тоже все не в порядке. Работники стирательной компании веселятся только лишь для того, чтобы мы поняли, что они тоже люди. Кирстен Данст, влюбленная в женатого доктора, который постоянно стирает ей память, отдувается за то, чтобы показать, что любовь может быть проклятием. Элайджа Вуд показывает, что взаимности и близости нельзя добиться благодаря избитым фразам и действиям по правилам. Марк Руффало слишком неуверенно показывает невзаимную любовь — и поэтому кажется немного лишним. И все-таки в центре истории — два человека, а остальное — неважно, нет.

    Удаленная сцена со встречей Джоэла с бывшей девушкой

    Можно легко списать все на его мальчишество и на этом успокоиться. Но что, если все не так просто? Мир аналоговых спецэффектов, в который большинство его героев убегает от реального мира, если задуматься, чуть ли не страшнее того, что вокруг. В «Сиянии» этот мир, в котором ты делаешь из одеяла палатку, точно враждебен для главного героя: он подминает Джоэла под себя, работает на то, чтобы тот принял происходящее в настоящем мире — и вот это уже настоящее предательство.

    Гондри говорил о том, что не может пересматривать фильм, потому что во время монтажа с ним рассталась девушка и он сам прожил те эмоции, о которых снял фильм. В этом одновременно есть и правда, и лукавство. Одна из самых инфантильных вещей, которые могут быть — нежелание справляться с потерей, через которое проходят герои фильма. Гондри, который прошел через унизительную процедуру отправки чужих вещей бандеролью, тем не менее, не готов признать то, что он взрослее своих героев. Он также понимает, что снял честный фильм, которому не нужны никакие спецэффекты — машины сколько угодно могут падать с неба, а важнее все равно лежбище на льду озера. Лукавство же в том, что Гондри проиграл, не смог сделать трюки и спецэффекты обязательными и необходимыми, поэтому через антураж фантастического фильма, сделанного на коленке, постоянно прорывается настоящее чувство.

    Но все же «Вечное сияние» — победа Гондри. Иные могут залезть в голову Джона Малковича, но в голову Мишеля Гондри не может залезть никто. Что для него было важнее в истории — чувства или блестящие фантики спецэффектов? До конца неясно. Понятно лишь, что весь цинизм Кауфмана Гондри сглаживает не ребяческим отношению к истории, а человечностью, большей эмпатией. Это чувство вообще присуще ему в фильмах: главные герои для него важнее, чем кто бы то ни было, им он сопереживает, как мало кто из коллег. Однако нельзя не отметить, что на пробах Гондри так понравилось состояние Кэрри, который тогда расстался с партнером, что то ли в шутку, то ли всерьез попросил его сохранить это настроение еще на год. Судя по фразе «вот настолько у нас двинутый бизнес», брошенной в документалке «Джим и Энди», Кэрри просьбу не оценил — зато Гондри явно добился своего.

    В этом видео на примере той самой сцены с машинами объясняется, как работают спецэффекты в фильмах Гондри

    — У Джима Кэрри в детстве был такой же велосипед, как в сцене флэшбэка из детства Джоэла, но об этом он узнал уже во время съемок;

    — Камеры снимали все без остановки, но с почтительного расстояния, поэтому актерам было проще расслабиться;

    — Всех кроме Кэрри на съемках просили импровизировать, чтобы он был более грустным;

    — Сцену прохода цирка по городу снимали без сценария, просто всем понравилось, как ходят слоны.

    Все эти вещи помогают забыть о том, что это — грустный фильм о проблеме коммуникации. Джоэл и Клементина обсуждают все, что угодно, кроме самих себя, скрываются от разговоров друг о друге в алкоголе, веселье, быту, чем угодно еще — лишь бы не поговорить о наболевшем. Самая душераздирающая сцена фильма — та, где до начала процесса стирания памяти они слушают, что наговорили друг о друге: обидные, делающие больно слова сразу отрицаются, а значит, необходимый разговор может так и не состояться.

    И все-таки им, неудобным людям в удобном мире, друг с другом чаще всего хорошо — есть в их отношениях какая-то предначертанность, ради которой можно пожертвовать постоянным возвращением к началу, к нулевой точке. Джоэл и Клементина будут вместе, пока им не надоест — а потом начнут все заново. Если вернуться к первой версии сценария, где мы видим героев спустя 50 лет, то в начале 2018 года Клементина стерла Джоэла из памяти в четвертый раз. Все будет так, как должно.

    Изображения: Focus Features

    Источник