Фильм с джимом керри где он стирает себе память
год | 2004 |
страна | США |
слоган | «Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история» |
режиссер | Мишель Гондри |
сценарий | Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут |
продюсер | Энтони Брегман, Стив Голин, Жорж Берманн, … |
оператор | Эллен Кёрас |
композитор | Джон Брайон |
художник | Дэн Ли, Дэвид Стейн, Мелисса Тот, … |
монтаж | Вальдис Оускарсдоуттир |
жанр | мелодрама, фантастика, драма, … слова |
бюджет | $20 000 000 |
маркетинг | $10 000 000 |
сборы в США | $34 400 301 |
сборы в мире | + $37 642 574 = $72 042 875 сборы |
сборы в России | $865 579 |
зрители | 5.5 млн, 1.12 млн, 579.2 тыс., … |
премьера (мир) | 9 марта 2004, … |
премьера (РФ) | 29 апреля 2004, «Парадиз» |
релиз на DVD | 26 марта 2009, |
релиз на Blu-ray | 15 апреля 2010, |
время | 108 мин. / 01:48 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа. Фильм занимает 88-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb[2].
Сюжет[править | править код]
Теглайн: «Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история».
В день святого Валентина Джоэл Бериш (Джим Керри), как обычно, собирается идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале Лонг-Айленда, решает, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд из Монтока до Роквилль-Центра. В поезде он знакомится с синеволосой девушкой Клементиной Кручински (Кейт Уинслет). Общаясь, они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором Клементина работает кассиршей. Далее действие переносится в недалёкое прошлое.
Джоэл, мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий, но постепенно отношения начинают портиться и после крупного скандала Клементина уходит от Джоэла. Через некоторое время Джоэл приходит к ней в магазин, чтобы извиниться, но к его удивлению Клементина не узнаёт его, а мило беседует с неким Патриком, обращаясь к Джоэлу как к незнакомцу. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока их общие с Клементиной друзья не показывают ему карточку-извещение из некой фирмы «Лакуна», на которой написано, что Клементина «стёрла» Джоэла из своей памяти и их просят не упоминать его имя в её присутствии. Джоэл выясняет, что фирма «Лакуна» действительно предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний, и что Клементина действительно стёрла всю память о нём, не в силах перенести разрыв. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) составляет карту воспоминаний Джоэла, для чего тот приносит совершенно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой ожидать прихода техников, Стэна (Марк Руффало) и Патрика (Элайджа Вуд), которые в домашних условиях должны будут произвести процедуру стирания воспоминаний. Следуя инструкциям, Джоэл выпивает специальное лекарство, которое его усыпляет, чтобы он не запомнил техников-стирателей.
В своём подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки. А пока идёт процесс стирания воспоминаний, из диалога Патрика и Стэна становится понятно, что Патрик, с которым разговаривала Клементина в магазине, когда туда пришёл Джоэл, это один из техников — когда он проводил аналогичную процедуру стирания над Клементиной, то «влюбился» в неё. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стэна с Мэри в квартире Джоэла. Приехав к Клементине, Патрик узнаёт, что сплоховал — начав роман с Клементиной, он не нашёл ничего лучше, как использовать для этого принесённые Джоэлом в «Лакуну» вещи, которые у него ассоциировались с Клементиной. Однако у Клементины карта тех же самых воспоминаний о Джоэле была составлена по другим предметам, из-за чего у девушки начинается пугающее её чувство дежавю, и она на грани разрыва с Патриком.
Мэри и Стэн уединяются и в итоге не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошёл не по плану — Джоэлу удаётся перенести Клементину в свои детские воспоминания, из которых её невозможно стереть, потому что эти воспоминания не входят в составленную карту. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно и просит Мерзвияка во всём сознаться. Выясняется, что Мэри не впервые пытается сблизиться с доктором, и она также подвергалась стиранию воспоминаний о её чувствах к нему. Мэри понимает, что даже технология «Лакуны» не способна стереть из памяти такую вещь, как любовь.
День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает плёнку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав плёнку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все с начала.
В ролях[править | править код]
Название[править | править код]
В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума».
Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:
How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each pray’r accepted, and each wish resign’d…[3]
По-русски стихотворение публиковалось в переводе Д. Веденяпина:
О, как светла судьба невест Христовых!
Земных забот ниспали с них оковы!
Невинностью лучатся их сердца,
Молитвы их приятны для Творца.[4]
И как оно звучит в русской версии фильма:
Как счастливы невест Христовых свиты! —
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.Молитвы приняты — усмирены желания…
Реакция кинопрессы[править | править код]
Большинство рецензентов приняли фильм тепло, отметив, что традиционные для сценариев Кауфмана зигзаги повествования в данном случае вовсе не произвольны, а искусно закручены вокруг «эмоционального центра» (так выразился Роджер Эберт[5]). Дж. Хоберман назвал «Вечное сияние» наиболее закрученной романтической комедией по поводу амнезии, хотя она и напомнила ему более ранние опыты Алена Рене в этом роде[6]. С ним согласился Дж. Розенбаум, который поставил фильму высший балл: «в отличие от более ранних работ Кауфмана, это не аттракцион в парке развлечений, о котором забываешь, как только он заканчивается»[7]. В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Вечное сияние чистого разума» занял третье место.[8]
В то же время «патриарх» американской киножурналистики Эндрю Саррис был разочарован отсутствием «химии» между исполнителями главных ролей[9]. Ему показалось, что Уинслет играет роль, предназначенную для обычно бойкого Кэрри, а Кэрри — роль, предназначенную для Уинслет, долгое время специализировавшейся на ролях недотрог. Андрей Плахов осудил «вызывающе пошлое название» «очередной псевдоинтеллектуальной мульки» Кауфмана, прообразом которой, по его мнению, служит «шизотриллер» Кристофера Нолана «Помни»[10].
Награды и номинации[править | править код]
Награды[править | править код]
- 2005 — Премия «Оскар»
- Лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
- 2005 — Премия «Сатурн»
- Лучший научно-фантастический фильм
- 2005 — Премия BAFTA
- Лучший монтаж — Валдис Оскарсдоттир
- Лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман
- 2005 — Премия Брэма Стокера
- Сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
- 2005 — Премия Национального совета кинокритиков США
- Лучший сценарий — Чарли Кауфман
- Специальное упоминание
Номинации[править | править код]
- 2005 — Премия «Оскар»
- Лучшая актриса — Кейт Уинслет
- 2005 — Премия «Сатурн»
- Лучший актёр — Джим Керри
- Лучшая актриса — Кейт Уинслет
- 2005 — Премия «Сезар»
- Лучший зарубежный фильм — Мишель Гондри
- 2004 — Премия «European Film Awards»
- Награда «Screen International» — Мишель Гондри
- 2005 — Премия «Золотой глобус»
- Лучший мюзикл/комедия
- Лучший сценарий — Чарли Кауфман
- Лучший актёр мюзикла/комедии — Джим Керри
- Лучшая актриса мюзикла/комедии — Кейт Уинслет
- 2005 — Премия «Грэмми»
- Лучший альбом-саундтрек — Джон Брайон
- 2005 — Премия «Хьюго»
- Лучшая постановка
Саундтрек[править | править код]
Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, закончив перевод. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне. |
Автор | Исполнитель | |||
---|---|---|---|---|
1. | «Theme» | Джон Брайон | 2:24 | |
2. | «Mr. Blue Sky» | Джефф Линн | Electric Light Orchestra | 3:25 |
3. | «Collecting Things» | Джон Брайон | 1:13 | |
4. | «Light & Day» | Tim DeLaughter (англ.) | The Polyphonic Spree | 3:02 |
5. | «Bookstore» | Джон Брайон | 0:52 | |
6. | «It’s The Sun (KCRW Morning Becomes Eclectic Version)» | Tim DeLaughter | The Polyphonic Spree | 5:33 |
7. | «Wada Na Tod» | Rajesh Roshan (англ.) | Лата Мангешкар | 5:54 |
8. | «Showtime» | Джон Брайон | 0:55 | |
9. | «Everybody’s Gotta Learn Sometimes» | Jamie Warren (англ.) | Бек | 5:54 |
10. | «Sidewalk Flight» | Джон Брайон | 0:31 | |
11. | «Some Kinda Shuffle» | Дон Нельсон | Дон Нельсон | 2:10 |
12. | «Howard Makes It All Go Away» | Джон Брайон | 0:14 | |
13. | «Something» | Richie Eaton | The Willowz | 2:23 |
14. | «Postcard» | Джон Брайон | 0:23 | |
15. | «I Wonder» | Richie Eaton | The Willowz | 2:56 |
16. | «Peer Pressure» | Джон Брайон | 1:12 | |
17. | «A Dream Upon Waking» | Джон Брайон | 3:36 | |
18. | «Strings That Tie To You» | Джон Брайон | 3:36 | |
19. | «Phone Call» | Джон Брайон | 1:03 | |
20. | «Nola’s Bounce» | Дон Нельсон | Дон Нельсон | 1:56 |
21. | «Down The Drain» | Джон Брайон | 0:56 | |
22. | «Row» | Джон Брайон | 0:59 | |
23. | «Drive In» | Джон Брайон | 2:19 | |
24. | «Main Title» | Джон Брайон | 1:23 | |
25. | «Spotless Mind» | Джон Брайон | 1:12 | |
26. | «Elephant Parade» | Джон Брайон | 0:26 |
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Рецензия Алекса Экслера
- Рецензии на «Вечное сияние чистого разума» на Рецензент. Ру
- Рецензия портала «Антигород»