Где стирали на кораблях

Читая о моряках древности, удивляешься их стойкости. Кук девять лет потратил на три кругосветки. Колумб два с половиной месяца добирался до Багам. Викинги два месяца мотались по волнам до Гренландии. Примерно столько же они шли морем до Царьграда. В любом случае получалось долго. Возникает вопрос: как обстояло с гигиеной и отправлением естественных потребностей? Дорога-то дальняя, вытерпеть сложно. Особенно интересен вопрос с точки зрения военных и исследовательских (что долгое время было одно и то же) кораблей.

Экипаж купца невелик. Даже с учетом пассажиров. Только минимум для управления и защиты. Другое дело военная посудина. Там как минимум полтора штатных экипажа (всегда брали запас – на долгих переходах моряки мерли как мухи – витаминов не хватало) и столько же солдат. Так что скученность получалась огромная. Спали, например, где придется (гамаки появились уже после открытия Америки – подсмотрели у южноамериканских индейцев), и на корабле никогда не хватало места чтобы отдохнуть всему экипажу разом – только по очереди.

Ну а где их столько разместишь…

С небольшим экипажем и малым судном, вроде викинговского дракона, в случае нужды выходило просто: достаточно свесить пятую точку за борт. Но как быть на паруснике, где куча разномастного рангоута и постоянно снуют люди, внося в оснастку временные коррективы для управления судном? Приходилось изобретать.

Прежде всего, стоит найти место, наиболее спокойное при различных эволюциях. Не в плане досягаемости волн,а чтобы не часто туда бегать при сменах галса. Как оказалось, это носовая оконечность в районе бушприта. На голландском именуемая гальюн. Этот свес прежде всего имел декоративную функцию – на нем крепилась носовая фигура духа-покровителя корабля, прежде известная как гальюнная. Вот туда-то и заставляли бегать матросиков. А чтобы те не пропали без вести во время волнения, вдоль бушприта крепили сеть – для страховки. Так что моряки той эпохи действительно приходились некоторой родней обезьянам – пользование такой снастью требовало определенной сноровки. Потом уже стали устраивать решетки под ногами (писсуары) и деревянные воронки (для дел посолиднее). И все равно случалось, что клиентуру смывало в процессе отдавания дани природе.

Всяк лучше, чем на палубе!

Такое расположение нужника было выгодно еще и тем, что постоянно омывалось волнами – гигиена. И направлением ветра. Или от кормы к носу, или в сторону – так что основное амбре над палубой не гуляло. К тому же, на корме располагались органы управления (румпель и чуть позднее – штурвал), да и ходу туда простым морякам не было. Но вот офицеры (старшие) и капитан, жившие в кормовых каютах, пользовались своими удобствами, закрытыми от волн. Причем отдельный для всех старших офицеров и единоличный – у капитана. Все же тому негоже слабиться публично. Так что у последнего еще и своя ванна была – здоровое такое корыто. Для чего в корме в особых свесах – штульцах – делались комнатки с металлическими или деревянными воронками, выходившими за борт.

На галерах, правда, гальюн (в смысле – нос) для подобных дел не годился – там стояли пушки, порой много пушек. Поэтому на них выделялся участок румбады (или аррумбады) – бортового ограждения. Откуда все и делали свои дела в море.

Интересно, насколько заполнен оказывался гальюн, когда салаги впервые встречали пиратов…

Надо отметить, что некоторым категориям служащих путь до туалета выходил неблизкий. Скажем, добраться из глубин трюма но носа корабля в свежую погоду – тот еще маневр. Поэтому делали свои дела где придется – в любом темном уголке. Чтобы сие предотвратить, назначался особый человек – профос. Первичное значение этого слова не палач полковой, а «муж. , лат. переделано в прохвост, военный парашник, убирающий в лагере все нечистоты» – цитата из словаря Даля. Собственно, это был ассенизатор с фискальной функцией.

В петровском морском уставе 1720 года за справление нужды в неположенном месте полагалась порка и ощутимый штраф. И все равно все гадили там, где удобнее – к каждому члену экипажа профоса не приставишь. Так что льяльные воды в трюмах были такого состава, то современная канализация покажется нектаром. Правда, их по мере накопления откачивали. Но они стабильно пополнялись.

На корабле не гадить — соблюдаем чистоту

Сюда стоит добавить, что в путешествия набирали максимум живых консервов – коров, свиней, баранов и прочей живности. И уж этим-то точно бояться было нечего – штрафом не обеспокоишь, все равно сожрут.

Корабли воняли сильно – о том особо охотно писали первые колонисты-переселенцы. Кстати, первым делом, зайдя на стоянку, корабли открывали все трюмные люки – хоть немного проветриться перед новым рейсом.

Совсем плохо было дело с испанскими и византийскими галерами. На них в один прекрасный момент по экономическим соображениям отказались от гребцов-добровольцев – дорого. И заменили рабами. Которых приходилось для сохранности и резвости в бою (будешь сачковать – затопят вместе с посудиной) приковывать к скамьям. Соответственно, в случае чего, индивидуально его расковывать не станешь. И ходили гребцы весь срок службы под себя.

«Пашем, как рабы на галерах», гадя попутно под себя…

Сохранились воспоминания галерных офицеров, описывающих невообразимую вонь на этих судах (а ведь на одно весло ставилось несколько гребцов). Так что при первой возможности вольные сходили на берег – отдышаться.

Приходилось даже корректировать тактику (хотя вроде гребное судно – от ветра независимо) при внезапных рейдах и ночных нападениях на веслах – чтобы ветер шел от неприятеля. Иначе галеры быстро чуяли еще до того, как установится визуальный контакт. Вся внезапность коту под хвост.

Примерно так же получалось позднее на судах, перевозивших рабов. Если в литературе той поры встретится утверждение, что «корабль пах работорговлей» или похожее, то это не метафора, это – реальность. Известны места специальных стоянок в районе Кариб, куда заходили рабовладельческие корабли, чтобы проветриться – иначе могли появиться претензии от портовых властей в городах, где торговлю живым товаром не жаловали (были и такие в тот жестокий век). А ведь рейсы строили так, чтобы порожняком не ходить. Поэтому, сгрузив рабов, шли в Старый Свет уже с табаком и прочими колониальными товарами.

Хорошо устроились… Не забывайте подписываться на канал и ставить «пальцы вверх»!

Кстати, с мытьем тоже все обстояло плохо даже на береговых стоянках – пока не начался массовый импорт кокосового масла. Мыло из него мылится в морской воде, остальным сортам в таких условиях пенообразование недоступно.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

В нашем веке прославленные морские волки (как и рыцари, впрочем) видятся очень романтизировано. Что совсем неверно – ореол-то тут с душком явным. Так что если ребенок увлекся такими персонажами, то попробуйте переключить его на Гарри Поттера или Пиноккио. Эти, по крайней мере, не так сильно пахнут.

Источник

Спойлер — капитан не стирает вообще ничего и нигде, как вы, наверное, догадались 🙂 Но все по порядку — сегодня решила написать о том, как, собственно говоря, экипаж круизных лайнеров ведет быт.

Готовка

Ее нет вообще, никакой. За несколько контрактов можно забыть, что такое кастрюля и начать выращивать в них фиалки. Так как главная опасность на корабле — пожар, то любые нагревающиеся приборы экипажу строго запрещены. Купить маленькую электроплитку и жарить в каюте по утрам яичницу точно не получится, даже если вы каким-то образом сможете раздобыть сырое яйцо 🙂

acclaindia.com

Принимать пищу можно только в кафетерии, запаривать кипятком лапшу — тоже. Бедные девочки-англичанки из СПА много раз пытались припрятать в каютах чайники, но их всегда находили и подвергали жестокому уничтожению (чайники, не девочек. И не уничтожению, а лишь изъятию до конца контракта).

Стирка

На лайнерах есть прачечная для экипажа, расположенная в зоне только для экипажа, расположенной на нижних палубах только для экипажа. Еще раз напишу, «только для экипажа» на случай, если меня читает кто-то из тех пассажиров, что постоянно пытались открыть двери с табличкой «только для экипажа» и узнать, что же таит в себе этот маленький таинственный мир коридоров для экипажа.

Так вот, у нас была своя прачечная с большими стиральными и сушильными машинами (как в американских фильмах). Закончив работу около полуночи, часто нужно было пойти туда, закинуть в стирку вещи, а затем вернуться спустя примерно час, чтобы переложить их в сушилку.

Вот так выглядит прачечная для экипажа. Есть утюги и гладильные доски. cruisecritic.co.uk

Вот так выглядит прачечная для экипажа. Есть утюги и гладильные доски. cruisecritic.co.uk

Вот так выглядит прачечная для экипажа. Есть утюги и гладильные доски. cruisecritic.co.uk

Экипажа много, машин — не очень, поэтому многие, придя в прачечную и не найдя свободной машины, вытаскивали вещи из тех машинок, что уже закончили стирать (а хозяин вещей за ними пока не явился). Чужие вещи просто складывали в одну из корзин и задвигали в какой-нибудь угол. Особо милые люди заботливо перекладывали их в одну из свободных сушилок.

Поэтому, придя в прачечную за своими вещами, в 90% случаев их было не так просто обнаружить — почти всегда приходилось проверять корзины и открывать n-ное количество сушилок в поисках своих драгоценных носков 🙂

Некоторые я так и не нашла, между прочим.

Уборка

Как я уже писала, за нашими каютами были закреплены собственные горничные. Они меняли постельное белье 2 или 3 раза в неделю (по канону, но на деле — как повезет. Один из стюардов нашей каюты белье не менял принципиально, и нам пришлось решать этот вопрос через менеджера), приносили свежие полотенца, забирали мусор и пылесосили.

Остальную уборку нужно было делать самим — я покупала чистящие средства в мексиканском супермаркете Mega и, бывало, часа в 2 ночи чистила душ.

Сортировка мусора

На каждом круизном лайнере есть отдел переработки мусора — страшное место, я вам скажу. Там все пластиковое сминается адскими машинами в аккуратные кубы, пищевые отходы измельчаются и отправляются в океан, а стекло тоже куда-то потом девается.

Последствия пожара в отделе переработки мусора на круизном лайнере Regal Princess. cruiselawnews.com

Последствия пожара в отделе переработки мусора на круизном лайнере Regal Princess. cruiselawnews.com

В общем, мусор всегда нужно было разделять. Тот, что забирали уборщики, сортировался не нами. Но мусор всегда скапливался намного быстрее, чем его забирали горничные, поэтому каждые пару дней нужно было ходить в инсинератор (так называли отдел переработки) и там распределять свой мусор по специальным контейнерам.

На этом, кажется, все — в дальнейшем расскажу еще много интересного, не забудь подписаться на мой канал, чтобы не пропустить;)

Еще почитать:

Источник

Огромное судно, которое ещё недавно было местом отдыха, стало зоной изоляции.

Фото Getty

Коронавирус 2019-nCoV — всё ещё главная тема начала 2020 года во всём мире. От заболевания уже погибли 565 человек при 28 тысячах подтверждённых случаях заболевания. И один из самых необычных сюжетов, связанных с вирусом нового типа — ситуация на круизном лайнере «Бриллиантовая принцесса» (Diamond Princess) с 3,7 тысячи людей на борту.

В порту Японии судно поместили на карантин на две недели — проверка обнаружила, что как минимум 20 пассажиров заболели китайским коронавирусом. По сути, множество человек оказалось взаперти на судне, до конца не осознавая, больны они или нет. И теперь пассажиры пытаются бороться с проблемами и скоротать время до освобождения.

Что случилось с лайнером

Для 2 666 пассажиров всё начиналось как дорогой и роскошный круиз по Восточной Азии. «Бриллиантовая принцесса» — это почти 300-метровый лайнер с тысячей человек персонала, 13 палубами, ресторанами, бассейнами, театром и собственным ночным клубом «Скайуокерс».

3 февраля корабль готовился к входу в порт японского города Йокогама — это была финальная стадия путешествия. Но вместо окончания роскошного отдыха произошла двухнедельная изоляция на лайнере из-за нового коронавируса.

Во время путешествия выяснилось, что у 80-летнего жителя Гонконга, который высадился на сушу раньше окончания круиза, 25 января, диагнозировали вирус 2019-nCoV. После этого японские власти объявили карантин — всех пассажиров и персонал судна оставили на борту на 14 дней для проверки. При этом здоровые люди оказались заперты в одном месте с потенциальными больными.

Фото Reuters

К 6 февраля коронавирус нового типа уже обнаружили у 20 человек. Их увезли в больницу. Остальных попросили остаться в своих каютах. Сам корабль сначала стоял в порту Йокогамы, а затем на время вернулся в море. Пока врачи подплывают к судну сами.

У 24 россиян, которые отправились в круиз на «Бриллиантовой принцессе», заболевания не выявили. Первичный осмотр прошли все 3,7 тысячи человек, но сотни человек всё ещё ждут развития ситуации — инкубационный период коронавируса составляет как раз две недели. И некоторые из них рассказывают СМИ, что происходит на лайнере.

Что говорят пассажиры

61-летняя Масако Ишида узнала о готовящемся карантине ещё в море из новостей — в интернете обсуждали, что будет с кораблём, где находился один из заболевших новым коронавирусом. «Информации было мало», — отметила японка в разговоре с The New York Times. Остальные пассажиры были осведомлены не так хорошо, поэтому то, что происходило, стало для них сюрпризом.

3 февраля в 6:30 утра многих разбудило объявление по радиосистеме «Бриллиантовой принцессы»: «Корабль переходит в режим карантина, всем оставаться в своих каютах». Коридоры лайнера заполонили люди в защитном снаряжении, которые стали протирать поверхности дезинфицирующими средствами. Пассажиры оказались в ограниченном пространстве, многие — даже без иллюминаторов в каютах.

Фото AFP

Многие на «Бриллиантовой принцессе» описывают своё времяпровождение как крайне скучное. В основном они смотрят фильмы, переписываются с родными и друзьями, а также читают новости о распространении китайского коронавируса — и в том числе статьи про себя. «Мы просто сидим тихо. Это всё, конечно, немного пугает, но у нас хороший иммунитет и хотя бы есть окна», — отмечают австралийцы Пол и Джеки Фидрмук.

Британец Дэвид Абель поехал в круиз с женой Салли на 50 годовщину свадьбы. Но за два дня карантина они смирились с тем, что уже не в отпуске, а в изоляции.

Мы больше не в круизе. Вся эта роскошь, когда персонал приходит в каюту, чтобы сменить бельё и положить шоколад на подушку, смена полотенец, уборка в ванной — эти дни прошли. Сейчас тут этого нет.

Дэвид Абель

пассажир «Бриллиантовой принцессы»

Абеля можно понять: на карантине закрылись все заведения, функционирующие на лайнере. Ресторанной еды больше нет, и меню с десятками позиций сменилось на скромный по меркам круиза рацион, который разносят люди в защитных масках. Общаться друг с другом пассажирам нельзя. Главное развлечение — Wi-Fi на лайнере сделали бесплатным.

Наибольшие проблемы возникли у тех, кто живёт по несколько человек в каютах без иллюминаторов. Клайд и Рене Смит отправились в круиз с двумя внуками: «У нас крошечная комната с одним стулом». Один из внуков, 25-летний Сойер, добавляет: «На самом деле всё не до такой степени плохо, чтобы мы сходили с ума. Но если нас продержат в каютах ещё 4-5 дней, то всё будет иначе».

Фото Getty

Спустя двое суток после начала карантина пассажирам сказали, что их будут выпускать на свежий воздух. Условия: 90 минут в день на открытой палубе под надзором «карантинных офицеров». Людям нельзя формировать группы и вообще подходить друг к другу ближе, чем на метр. Первыми выйдут те, кто уже больше суток сидит в каютах без окон — так они хотя бы смогут посмотреть на море.

Что они пишут в соцсетях

Некоторые пассажиры решили делиться происходящим на «Бриллиантовой принцессой» не с журналистами, а сразу со всем интернетом. В Твиттере появилось сразу несколько профилей, которые ведут прямую трансляцию с лайнера под общим хэштегом #diamondprincess. С помощью этих людей можно узнать детали о питании и досуге пассажиров.

Каюты

Каюта на одного с окнами, но без балкона, около 18 квадратных метров

Холодильник в номере

«Столько любопытства за этой дверью»

Вид с балкона номера

Общий вид лайнера (до и после карантина)

Еда

Досуг

退屈凌ぎに?トランプと数独ゲームが配布されました????ちなみに、数独は海外でもSUDOKUなんですね。こういった気遣いをしていただけるのも、本当に嬉しいです!ありがとうございます????
お昼に食べきれなくて取っておいたケーキと共に、ちょっとティーブレイク❤ https://t.co/OIdXGCj46Q

38

168

Впечатления

boat staff are standing outside of the passenger’s room, keep eyes on passengers.
my mom can not speak, so when she has request, she write a note and put it outside of her door.
she has no food, poor mommy.

3

Персонал находится за пределами комнат пассажиров, следит за ними. Моя мама не может говорить, так что она написала записку и просунула ей через дверь. У неё нет еды, моя бедная мамочка

Она наконец-то получила кусок мыла. Спасибо! Ей нельзя пройти в прачечную, так что ей придётся следующие 14 дней стирать вещи с мылом

my parents has no access to fresh air since 4th. when they get food, cruise staff comes to door, hand them foods and drinks quick, grab trash and leave. they wear mask and gloves. room cleaning had stopped, but will start today.
#diamondprincess
#coronavirus

3

9

У моих родителей нет доступа к свежему воздуху с 4 февраля. Когда они получают еду, персонал круизного лайнера приходит, быстро даёт им еду и напитки, забирает мусор и уходит. Они носят маски и перчатки. Уборку комнат остановили, но сегодня она возобновится

Passengers in interior cabins on two decks were allowed outside on #DiamondPrincess late today; more decks to follow tomorrow.

4

22

Пассажиров из внутренних кают сегодня пустят наружу. Остальным палубам разрешат завтра

Day 2: Big announcement, face masks will be delivered to rooms, ship negotiating with Japanese officials to let small groups of people out of rooms for fresh air! #diamondprincess #quarantine

9

43

День 2: большое объявление, маски для лица доставили в комнаты, лайнер ведёт переговоры с японскими властями, чтобы позволить маленьким группам людей выходить подышать свежим воздухом

Day 2: Our first cruise, celebrating 9 years marriage. Captain just announced 10 additional positive virus results. They will be removed “immediately”. Captain pledged improved service, reminded us to appreciate staff. Happy Anniversary! #diamondprincess #quarantine https://t.co/Ock43mIPv4

5

48

День 2: наш первый круиз, празднуем 9 лет брака. Капитан только что объявил, что ещё 10 человек больны вирусом. Их вывезут с корабля «немедленно». Капитан пообещал улучшить обслуживание, попросил ценить персонал. Счастливой годовщины!

ничего не знаю, подписывайтесь на мой твиттер: twitter.com/zhenya_indigo

{
«author_name»: «Женя Кузьмин»,
«author_type»: «editor»,
«tags»: [«u0441u043eu0446u0441u0435u0442u0438″,»diamondprincess»,»covid19″],
«comments»: 94,
«likes»: 101,
«favorites»: 40,
«is_advertisement»: false,
«subsite_label»: «stories»,
«id»: 141353,
«is_wide»: false,
«is_ugc»: false,
«date»: «Thu, 06 Feb 2020 21:17:02 +0300»,
«is_special»: false }

Источник