Генерал куропаткин запретил стирать

Инцидент на обеде

Генералы Михаил Иванович Драгомиров и Алексей Николаевич Куропаткин относятся к числу ключевых фигур русской армии рубежа XIX-XX веков. Оба заслужили высокий авторитет во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., оба оказались под ударом вследствие поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.: Куропаткин — как главнокомандующий русскими войсками, Драгомиров — как основной автор тактической доктрины, с которой эти войска вступили в войну. Хорошо известно, что оба недолюбливали друг друга.

На обеде преподавателей Николаевской академии Генерального штаба в 1887 г. во время жаркого спора о знаменитом полководце генерале М.Д. Скобелеве произошел инцидент. Начальник академии 57-летний генерал Драгомиров критиковал действия «белого генерала», а оппонировал ему 39-летний Куропаткин, бывший начальник штаба Скобелева. В пылу Драгомиров крикнул: «Да что вы все носитесь с вашим Скобелевым как с писаною торбою: он просто шарлатан». Куропаткин ответил не менее резко: «Слава Скобелева не дает вам покоя даже и теперь, когда Скобелев в могиле»1.

С этих слов начался конфликт двух генералов, который отзовется на их судьбах через 15 лет.

Генерал куропаткин запретил стирать

Фрагмент письма М.И. Драгомирова А.Н. Куропаткину от 12 июня 1902 г.

Пушечное разногласие

Вскоре после ссоры пути наших героев разошлись: в 1889 г. Драгомиров был назначен командующим Киевским военным округом, а Куропаткин в 1890 г. стал командующим войсками Закаспийской области. Драгомиров не мог обойти вниманием это назначение. В письме к князю И.Ф. Шаховскому он писал: «Куропаткин — большой ловкач… Это карьерист чистейшей воды и скобелевского притом воспитания: значит каналья в квадрате»2. Ситуация еще более обострилась, когда более молодой Куропаткин в 1898 г. занял пост военного министра.

Драгомиров и Куропаткин обменялись вежливыми письмами3, которые вряд ли были способны отложить неизбежное обострение. В сентябре 1898 г. военный министр в разговоре с министром финансов С.Ю. Витте поднял вопрос о перевооружении артиллерии. Планировалось разместить заказы на новое 76мм орудие и сопутствующую материальную часть, которые оценивались на сумму 120 млн рублей4 (для сравнения, весь военный бюджет составлял в 1898 г. 288,8 млн рублей5). Весной 1899 г. Драгомиров вмешался в эти расчеты, добившись командировки во Францию для осмотра нового французского 75мм орудия с безоткатным механизмом6. Он утверждал, что Россия может принять только такое орудие, которое будет обладать всеми свойствами французской пушки. «Мы бедны, и роскоши частого перевооружения позволить себе не можем: ведь это каждый раз пахнет расходом в 100-120 миллионов рублей; есть перед чем остановиться и подумать прежде окончательного решения», — писал генерал в одной из статей7. Тем не менее 76-мм орудие было принято на вооружение в 1900 г., а уже через два года произошло то, о чем предупреждал командующий Киевским округом — систему пришлось менять, дорабатывая лафет.

Генерал куропаткин запретил стирать

«Перед отправлением на войну. Генерал Драгомиров целует знамя». Le Petit Journal. 23 октября 1904 г.

От доктрины до маршировки

Еще одной причиной разногласий было планирование операций на случай большой европейской войны. Все 1880-1890-е гг. русские планы базировались на идее обороны против Германии, которая упреждала русские силы в мобилизации и сосредоточении. Наступательные действия планировались только против Австро-Венгрии. В 1900 г. был подготовлен новый план, который не менял общей стратегии8. 12 июня 1902 г. Драгомиров написал письмо Куропаткину, в котором раскритиковал осторожность русского планирования. Финансовые соображения и в этом случае имели немалую силу в глазах Драгомирова: «Успокоившись на мысли об обороне, мы загубим громадные средства на мертвое совершенно дело, в виде крепостей и фортов»9. В письме отмечалось, что финансирование шло на оборонительные мероприятия, и русские войска «в настоящую минуту конечно не готовы к переходу в наступление»[10]. Денежные потоки предлагалось направить на строительство железных дорог и мостов через Вислу, а наступление готовить прямо на Берлин.

Два генерала расходились и в частных вопросах, например в маршировке. Современник вспоминал, что «Куропаткин любил шаг частый, а Драгомиров называл его «собачьей рысцой» и требовал шага редкого. В результате мы готовились «под Драгомирова» и «под Куропаткина»11. По выражению А.Ф. Редигера, Киевский округ в своих требованиях подготовки просто «эмансипировался» от военного министерства12. Драгомиров был недоволен и одним из требований для чинов Генерального штаба. Оно касалось необходимости иметь опыт трехлетнего командования частью, прежде чем получить должность начальника дивизии13.

Генерал куропаткин запретил стирать

«Автомобиль в Маньчжурии. Генерал Куропаткин посещает русские позиции на автомобиле». Le Petit Journal. 11 декабря 1904 г.

Был ли конфликт Драгомирова и Куропаткина столкновением двух разных подходов к развитию русской армии или просто личной неприязнью двух амбициозных людей? Существует тенденция видеть в противостоянии Куропаткина и Драгомирова борьбу старого и нового взглядов на военное дело14. Но едва ли это так. Французский военный атташе Л.-Э. Мулен, прекрасно знавший обоих, отмечал, что Драгомиров и Куропаткин принадлежат к одной школе15.

Двигателем конфликта была личная неприязнь Драгомирова к военному министру. На стороне Куропаткина в этом противостоянии был ключевой союзник — время. Генералу Драгомирову в 1900 г. исполнилось 70 лет. Его здоровье оставляло желать лучшего, и, по замечанию харьковского вице-губернатора М.М. Осоргина, «он надоел государю своим вечным брюзжанием и недовольством»16.

Уход генерала оказался вполне будничным, Драгомиров был даже лишен чести командовать войсками Киевского округа перед глазами Николая II на больших Курских маневрах 1902 г. Его место занял Куропаткин, и это превратило их отношения из холодных в прямо враждебные. Но положение самого военного министра к тому моменту тоже было шатким. Император был недоволен им, и над ним нависла угроза отставки. Вряд ли старый генерал был опечален этим, но Куропаткин в случае увольнения мог занять место самого Драгомирова в Киеве17.

Уход в 1903 г. Михаила Ивановича в отставку стал своеобразной миной, которой суждено было взорваться через два года в связи с Русско-японской войной.

Генерал куропаткин запретил стирать

А.Н. Куропаткин с управлением генерал- квартирмейстера близ Новосергиевского 31 августа 1902 г. Курские маневры.

Эхо маньчжурских поражений

Вместо Киева Куропаткин отправился главнокомандующим русских войск в Маньчжурию, а летом 1904 г. последовали первые поражения от японцев. Драгомиров в это время полностью посвятил себя военно-литературному труду. Он воздерживался от печатных оценок полководчества своего визави, и критика не выходила за пределы узкого круга его друзей и адресатов. Общественное мнение продолжало верить в Куропаткина, а Драгомиров, несмотря на свою сдержанность, получал анонимные ругательства.

«Странное время настало, — писал Михаил Иванович в письме от 2 августа 1904 г., — не говоришь о том, что свой плох, (хоть бы и стоило и давно), а скажешь только, что чужой хорош, уже и этим обижаются и притом такой горькой обидой, что их взволнованные чувства не находят другого выражения кроме площадной ругани. Им более жалко одного г. Куропаткина, нежели тысяч тех самоотверженных страстотерпцев, которых он посылает на бесплодный и бессмысленный убой в виде разведок, которыми не пользуется и которые, следовательно, ни к чему не ведут»18.

Немногочисленные критики интерпретировали действия главнокомандующего как нежелание ставить на кон свою боевую репутацию, пока победа не будет прочно обеспечена подавляющим численным превосходством19.

Читайте также:  Как стирать коврик на резиновой основе

Но более серьезной причиной ошибок Куропаткина Драгомиров считал его «ташкентское» происхождение, а именно сформировавший Куропаткина как командира опыт участия в туркестанских походах. «Туркестан — это огромная фабрика карьеристов», — пояснял он свою мысль французскому атташе[20]. «Эта «фабрика» воспитывает офицеров, которые лучше понимают вопросы снабжения, чем тактику, которые привыкли к легким победам и соперничают друг с другом за лавры, которые привыкли разделять войска на мелкие отряды и т.д., там не становятся гениями большой войны, а приобретают дурные привычки, ошибочные практики, которые остаются неисправленными»21, — заключал Михаил Иванович.

Генерал куропаткин запретил стирать

Переправа частей Южной (Киевской) армии через р. Сейм. Курские маневры 1902 г.

Вопросы к Его Величеству

Время шло, принося новые дурные вести, и Драгомиров начинал терять терпение, тем более события на фронте и в тылу становились все тревожнее: 23 декабря 1904 г. генерал А.М. Стессель подписал капитуляцию Порт-Артура, а 20 января 1905 г. в результате конфликта с Куропаткиным армию покинул генерал О.-Ф.К. Гриппенберг22. И Драгомиров начал откровенно нападать на командующего в Маньчжурии. Неожиданно для многих он стал не только оправдывать Стесселя, на которого сыпались обвинения в преждевременной сдаче крепости, но и приветствовать демарш Гриппенберга, видя в его поступке проявление «гражданского мужества»23.

Но аргументы в его статьях казались слишком слабыми. А.С. Суворин писал, что народ «не поймет генерала Драгомирова, который уверяет, что оставление своего поста генералом Гриппенбергом есть проявление «высшего гражданского мужества» — для него это слишком кудряво и слишком вымучено […] но видя это крушение всякого порядка, начиная с «гражданского мужества» генералов, он, пожалуй, подумает, что дальше войну продолжать невозможно»24. Своими статьями Драгомиров пытался поколебать авторитет главнокомандующего и, по свидетельствам некоторых мемуаристов, занять его место25. Поражение при Мукдене в феврале 1905 г., казалось, давало ему шанс.

Генерал куропаткин запретил стирать

Генерал от инфантерии О.-Ф.К. Гриппенберг.

Драгомиров был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о смене главнокомандующего, которое должно было состояться 28 февраля, но, прибыв в столицу, он быстро понял, что ему не суждено сыграть роль Кутузова в 1812 году. Тогда Драгомиров предложил неожиданных кандидатов — Гриппенберга или Стесселя, «чтобы Куропаткин выпил чашу до дна», как иронично комментировал Мулен, добавляя, что «надо простить старому умирающему льву эти ошибки»26. Как известно, выбор пал на генерала Н.П. Линевича, но Куропаткин оставался на театре войны в качестве командующего 1-й армией.

Драгомиров не мог смириться с этим и задержал свой отъезд из Петербурга, чтобы еще раз встретиться с Николаем II. 4 марта был подписан приказ о новом назначении его недруга, а 5 марта он в последний раз предстал перед императором. Аудиенция к тому моменту уже теряла смысл, но между ним и царем тем не менее произошел откровенный разговор. Драгомиров указал, что Линевич много лет был подчиненным Куропаткина и, с учетом искусственной, по мнению Михаила Ивановича, популярности последнего, не сможет взять власть в свои руки. Мулен воспроизвел разговор Драгомирова с Николаем II в своем донесении, ссылаясь на подробный рассказ генерала:

— Я позволю себе далее задать Вашему Величеству один вопрос. Поставленный во главе большого дела, человек отстранен, потому что его обвинили в том, что он плохо им руководил. В чем его личный интерес? В том, чтобы его преемник справился с ним лучше или хуже?

— Конечно, хуже.

— Конечно, государь, в этом сейчас интерес Куропаткина… И так как этот господин никогда не был в своей жизни занят чем-то иным, кроме своих личных интересов, даже самых мелочных, я очень боюсь, что это самый опасный подчиненный для Линевича27.

Драгомиров не строил себе иллюзий относительно будущего. Вскоре после этого разговора он писал в письме: «Несчастная Россия. Дорого нам приходится расплачиваться за измену реформам Александра II. Не те бы люди пошли и не те бы стали у власти, которые портили дело сорок с лишком лет; не попадали бы в командующие положения разные Валуевы, Толстые, Дурново, Маковы, Сипягины, Плеве, наконец, у нас Куропаткины. И вот чаша бедствий наших переполнилаcь, и теперь мы ее пьем и должны испить до дна…»28.

Эти слова были сказаны в мае 1905 года, когда поражение России стало очевидным, а в стране бушевала революция. В октябре Драгомиров тихо скончался. Куропаткин пережил его почти на 20 лет и застал крушение того мира, которому они оба служили.

1. РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1760. Л. 78, 159об-160.

2. ГА РФ. Ф. 635. Оп. 1. Д. 243. Л. 18.

3. РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 2078. Л. 2об; Там же. Д. 2118. Л. 1.

4. Service Historique de l Arme e de Terre (SHAT). 7N. 1475.

5. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий, М., 1973. С. 81.

6. SHAT. 7N. 1475.

7. По поводу статьи «Надо спешить» и вызванной ею заметки в «Allgem. Zeitung» 16 (28) мая // Драгомиров М.И. Одиннадцать лет. 1895-1905 гг. СПб., 1909. Кн.1. С. 212.

8. Зайончковский А.М. Подготовка России к Мировой войне. М., 1926. С. 31-40.

9. РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 2118. Л. 6-6об.

10. Там же. Л. 6об.

11. Эль-Эс. Военные заметки // Новое время. 1910.22.03. N 12222.

12. Редигер А.Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра. М., 1999. Т. 1. С. 428.

13. РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 2118. Л. 8-9.

14. Steinberg, J.W. All the Tsar s Men: Russia s General Staff and the Fate of the Empire, 1898-1914. Washington D.C., 2010. Р. 76-91.

15. SHAT. 7N. 1476.

16. Осоргин М.М. Воспоминания, или Что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни, 1861-1920. М., 2009. C. 626.

17. SHAT. 7N. 1476; Куропаткин А.Н. Дневник генерала А.Н. Куропаткина. М., 2010. С. 141.

18. ГА РФ. Ф. 1019. Оп. 1. Д. 1695. Л. 2.

19. SHAT. 7N. 1476.

20. Ibid.

21. Ibid.

22. Айрапетов О.Р. На пути к краху. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-политическая история. М., 2015. С. 302-303.

23. Девятая дюжина // Драгомиров М.И. Одиннадцать лет… Кн. 2. С. 363-364.

24. Суворин А.С. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма. 1904-1908. М., 2005. С. 259.

25. Лукомский А.С. Очерки из моей жизни. Воспоминания. М., 2012. С. 158; Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 2014. С. 161-162.

26. SHAT. 7N. 1477.

27. Ibid.

28. ГА РФ. Ф. 541. Оп. 1. Д. 273. Л. 1-2.

Источник

ÎØÅËÜÌÎÂÀÍÍÛÉ ÏÀÒÐÈÎÒ
Ñëîâî â çàùèòó äîáðîé ïàìÿòè ãåíåðàëà Êóðîïàòêèíà
Íèêîëàé ÑÒÀÐÎÄÛÌÎÂ

Âñå æå Èñòîðèÿ – äàìà íåñïðàâåäëèâàÿ! Îíà òùàòåëüíî ëåëååò ïàìÿòü î êàêèõ-òî âòîðîñòåïåííûõ ïåðñîíàæàõ, è îáðåêàåò íà çàáâåíèå ëþäåé è ñîáûòèÿ âûäàþùèåñÿ. Èëè åùå õóæå – âîçâåëè÷èò êàêîå-òî íè÷òîæåñòâî, à íà ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíî çàñëóæåííîãî íàâåñèò íåñïðàâåäëèâûé ÿðëûê, ëèøàÿ çàñëóæåííîãî óâàæåíèÿ ïîòîìêîâ. Íåò, íå ñëó÷àéíî Èñòîðèÿ (ðàâíî êàê è åå áîæåñòâåííàÿ ïîêðîâèòåëüíèöà ìóçà Êëèî) æåíñêîãî ïîëà – çà÷àñòóþ åå îòíîøåíèå ê ëþäÿì ëèøåíî âñÿêîé ëîãèêè è íè÷åì, êðîìå êàïðèçà, íå îáîñíîâàííî.
 ÷èñëå ëþäåé, êîòîðûå íåñïðàâåäëèâî ëèøåíû äîáðîé î ñåáå ïàìÿòè – ãåíåðàë îò èíôàíòåðèè Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ Êóðîïàòêèí.
×òî ìû çíàåì î íåì? Äà ïî ñóòè íè÷åãî, êðîìå òîãî, ÷òî îí ïðîÿâèë ñåáÿ áåçäàðíûì âîåíà÷àëüíèêîì âî âðåìÿ Ðóññêî-ÿïîíñêîé âîéíû íà÷àëà ÕÕ âåêà. Ñ ýòèì êëåéìîì è êî÷óåò åãî èìÿ ïî ó÷åáíèêàì è ñïðàâî÷íèêàì. ×òî è ãîâîðèòü, áûëè ó Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à ïåðèîäû, êîãäà âñå øëî íàïåðåêîñÿê. Íî äàâàéòå ñïðîñèì: ïîëîæà ðóêó íà ñåðäöå – ó êîãî òàêèõ ïåðèîäîâ íå áûëî?..
Ïîíà÷àëó æèçíü è ñëóæáà ó áóäóùåãî ãåíåðàëà ñêëàäûâàëèñü âïîëíå óñïåøíî. Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ðîäèëñÿ 17 ìàðòà 1848 ãîäà â ñåìüå îôèöåðà. Çàêîí÷èë êàäåòñêèé êîðïóñ è ïðåñòèæíîå Ïàâëîâñêîå âîåííîå ó÷èëèùå (åãî âûïóñêíèêîâ â âîéñêàõ èìåíîâàëè «ïàâëîíàìè»). Ìîëîäîé ïîðó÷èê ïîëó÷èë ðàñïðåäåëåíèå â Òóðêåñòàí. Ñëóæáà â Çàêàñïèè â 60-70-õ ãîäàõ XIX âåêà áûëà íåñïîêîéíîé. Øëî ïðîäâèæåíèå Ðîññèè  â öåíòð Àçèè, êóäà ñ þãà ñòðåìèëàñü Àíãëèÿ, ñ êîòîðîé øëà áîðüáà çà ðàçäåëåíèå ñôåð âëèÿíèÿ. Ïîðó÷èê Êóðîïàòêèí ïðèíèìàë ó÷àñòèå â ðÿäå êðóïíûõ è ìåëêèõ áîåâûõ ñòîëêíîâåíèé ñ âîéñêàìè Áóõàðñêîãî ýìèðàòà è Êîêàíäñêîãî õàíñòâà.  1871 ãîäó áîåâîé îôèöåð ïîñòóïèë â Àêàäåìèþ Ãåíåðàëüíîãî øòàáà, êîòîðóþ çàêîí÷èë ïåðâûì ïî ñïèñêó. Íàãðàäîé çà óñïåõè ñòàëî çà÷èñëåíèå â íàó÷íóþ êîìàíäèðîâêó çà ãðàíèöó.  õîäå íåå Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ïîïàë  â ñîñòàâ ýêñïåäèöèè ôðàíöóçñêèõ âîéñê â Àôðèêó. Ïî èòîãàì ïîõîäà Êóðîïàòêèí áûë íàãðàæäåí îðäåíîì Ïî÷åòíîãî ëåãèîíà, â 1877 ãîäó â Ðîññèè âûøëà åãî êíèãà «Àëæèðèÿ». 
Ïî âîçâðàùåíèè èç çàãðàíè÷íîé êîìàíäèðîâêè Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ïîïðîñèë íàïðàâèòü åãî âíîâü â Òóðêåñòàí. Çäåñü îí ñëóæèë â ïîä÷èíåíèè çíàìåíèòîãî «áåëîãî ãåíåðàëà» Ìèõàèëà Äìèòðèåâè÷à Ñêîáåëåâà. Âî âðåìÿ îäíîãî èç áîåâ Êóðîïàòêèí ïåðâûì âîðâàëñÿ â êðåïîñòü, çà ÷òî áûë íàãðàæäåí Ãåîðãèåâñêèì êðåñòîì IV ñòåïåíè.
Çàáåãàÿ âïåðåä, îòìåòèì íåêîòîðûå ÷åðòû íàøåãî ãåðîÿ, ïîñëåäñòâèÿ êîòîðûõ ñêàçàëèñü íà åãî äàëüíåéøåé ñóäüáå. Äà è íà ïàìÿòè î íåì. Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ òÿãîòèëñÿ ñëóæáîé â áîëüøèõ øòàáàõ, ïðåäïî÷èòàÿ æèâóþ áîåâóþ ðàáîòó â âîéñêàõ. Èìåÿ óì àíàëèòè÷åñêèé, îí íå áûë îáûêíîâåííûì ðåâíîñòíûì ñëóæàêîé, òÿãîòåÿ  ñêîðåå ê òåîðåòè÷åñêîé ñîñòàâëÿþùåé âîéíû, ÷åì ê åå ïðàêòè÷åñêîìó âîïëîùåíèþ. Îí íå áûë ëèäåðîì ïî ñâîåé ñóòè – îí äîáðîñîâåñòíî ñëóæèë â ÷üåì-òî ïîä÷èíåíèè. Ñêîáåëåâ ïîçäíåå ïèñàë î ñâîåì ïîä÷èíåííîì: «Îí î÷åíü õîðîøèé èñïîëíèòåëü è ÷ðåçâû÷àéíî õðàáðûé îôèöåð… Îí õðàáð â òîì ñìûñëå, ÷òî íå áîèòñÿ ñìåðòè, íî òðóñëèâ â òîì ñìûñëå, ÷òî îí íèêîãäà íå â ñîñòîÿíèè áóäåò ïðèíÿòü ðåøåíèå è âçÿòü íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü».
Ìåæäó òåì Ñêîáåëåâ áûë êóìèðîì Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à. Ñëóæáà â ñëåäóþùèé ðàç ñâåëà èõ âî âðåìÿ Ðóññêî-òóðåöêîé âîéíû çà îñâîáîæäåíèå Áîëãàðèè 1877-1878 ãîäîâ, ãäå Ñêîáåëåâ êîìàíäîâàë äèâèçèåé, à Êóðîïàòêèí áûë åãî íà÷àëüíèêîì øòàáà. «Ó Ìèõàèëà Äìèòðèåâè÷à ÿ ìíîãîìó íàó÷èëñÿ, âî ìíîãîì åìó ïîäðàæàë. Ó÷èëñÿ ïðåæäå âñåãî ðåøèòåëüíîñòè, äåðçîñòè â çàìûñëàõ, âåðå â ñèëó ðóññêîãî ñîëäàòà», – ïîçäíåå ïèñàë Êóðîïàòêèí.  Ýòî ïîäðàæàíèå åäâà íå ñòîèëî åìó æèçíè. Ïîä Ïëåâíîé Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ëè÷íî âîçãëàâèë àòàêó îäíîé èç êîëîíí äèâèçèè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïîëó÷èë òÿæåëîå ðàíåíèå. Íàãðàäàìè ñòàëè ïîëêîâíè÷üè ïîãîíû, îðäåíà, çîëîòàÿ ñàáëÿ ñ íàäïèñüþ «Çà õðàáðîñòü» è íàçíà÷åíèå íà äîëæíîñòü çàâåäóþùåãî àçèàòñêîé ÷àñòüþ Ãåíåðàëüíîãî øòàáà.
Ñëåäóþùèå äâåíàäöàòü ëåò ñëóæáû îáðèñóåì â îáùèõ ÷åðòàõ. Âíîâü ñëóæáà â Òóðêåñòàíå, çíàìåíèòûé Àõàë-Òåêèíñêèé ïîõîä 1880-1881 ãîäîâ ïîä ðóêîâîäñòâîì âñå òîãî æå Ñêîáåëåâà, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ê Ðîññèè áûëà ïðèñîåäèíåíà Òóðêìåíèÿ. Âîåííî-äèïëîìàòè÷åñêèå êîìàíäèðîâêè â Èðàí, Êèòàé, Ôðàíöèþ.
 1890 ãîäó â ñóäüáå Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷ ïðîèçîøåë êðóòîé ïîâîðîò, îí áûë íàçíà÷åí êîìàíäóþùèì âîéñêàìè Çàêàñïèéñêîé îáëàñòè. Öàðü-Ìèðîòâîðåö Àëåêñàíäð III íàçíà÷èë ðóêîâîäèòü ñòîëü íåïðîñòûì êðàåì èìåííî åãî, ãåíåðàëà çàñëóæåííîãî, íî íå ñòîðîííèêà ãðóáîé ñèëû. Íå áóäåò ïðåóâåëè÷åíèåì ñêàçàòü, ÷òî ïîñëåäóþùèå âîñåìü ëåò áûëè çâåçäíûìè â ñóäüáå Êóðîïàòêèíà.  îáøèðíîì êðàå, íà ïðîñòîðàõ êîòîðîãî ïðîæèâàëè ìíîãî÷èñëåííûå íàðîäíîñòè ñ ïðåîáëàäàâøèìè ðîäî-ïëåìåííûìè è ôåîäàëüíûìè îòíîøåíèÿìè, íîâûé êîìàíäóþùèé àêòèâíî âçÿëñÿ çà äåëî.
Åñëè ïîñìîòðåòü íà êàðòó Òóðêìåíèñòàíà, áðîñàåòñÿ â ãëàçà îñîáåííîñòü êðàÿ.  Òðè ÷åòâåðòè ðåñïóáëèêè çàíèìàåò ìàëîíàñåëåííàÿ ïóñòûíÿ, à æèçíü æìåòñÿ ê þæíîé ãðàíèöå, ãäå ïðîõîäèò õðåáåò Êîïåò-Äàã.  åãî ïðåäãîðüÿõ åñòü òî, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ îáèòàíèÿ – âîäà è ïî÷âà, íà êîòîðîé ìîæíî âûðàùèâàòü êóëüòóðíûå ðàñòåíèÿ è ïàñòè ñêîò. Çäåñü-òî è ïðîëåãëà Çàêàñïèéñêàÿ âîåííàÿ æåëåçíàÿ äîðîãà, âäîëü êîòîðîé â êîíöå XIX âåêà íà÷àëè ðàçâèâàòüñÿ ãîðîäà. Êóðîïàòêèí íåìàëî ñäåëàë, ÷òîáû  àêòèâèçèðîâàòü ýòîò ïðîöåññ, îêóëüòóðèòü êðàé. Çäåñü ôîðìèðîâàëàñü ïðîìûøëåííîñòü, øëî àêòèâíîå ñòðîèòåëüñòâî, ðàçâèâàëàñü òîðãîâëÿ, îòêðûâàëèñü øêîëû.
Äåÿòåëüíîñòü Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à ïî áëàãîóñòðîéñòâó êðàÿ íå ïðîøëà íåçàìå÷åííîé.  ÿíâàðå 1898 ãîäà Íèêîëàé II ïåðåâåë åãî â Ïåòåðáóðã, íàçíà÷èâ âîåííûì ìèíèñòðîì. Âîîáùå ïîñëåäíèé ðîññèéñêèé èìïåðàòîð îáëàäàë óäèâèòåëüíîé ñïîñîáíîñòüþ àáñîëþòíî íå çàáèðàòüñÿ â ëþäÿõ è äåëàòü îøèáî÷íûå íàçíà÷åíèÿ. Êóðîïàòêèí íà ðîëü âîåííîãî ìèíèñòðà íå ãîäèëñÿ íèêàê. Ó íåãî äëÿ ýòîãî íå áûëî íè øèðîòû ñòðàòåãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, íè óìåíèÿ ÷òî-òî äîêàçàòü âëàñòü ïðåäåðæàùèì, íè ñïîñîáíîñòè èäòè ê öåëè, íåâçèðàÿ íà àâòîðèòåòû. Ê òîìó æå Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ íå áûë öàðåäâîðöåì, óìåâøèì îðèåíòèðîâàòüñÿ â õèòðîñïëåòåíèÿõ «âûñøåãî ñâåòà» è óæ òåì áîëåå èñïîëüçîâàòü èõ. Îäíàêî, êàê ÷åëîâåê äîáðîñîâåñòíûé è èñïîëíèòåëüíûé, àêòèâíî âçÿëñÿ çà äåëî.
Àðìèÿ íóæäàëàñü â ïðîäîëæåíèè ðåôîðì. Îäíàêî äâîð, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ñàì öàðü, âíèìàíèÿ ýòîìó íàïðàâëåíèþ ðàçâèòèÿ ñòðàíû óäåëÿëè îòêðîâåííî ìàëî. Íàêàíóíå Ðóññêî-ÿïîíñêîé âîéíû âîåííûé áþäæåò ñîñòàâëÿë òðåòü îò òîãî, ÷òî çàïðàøèâàë Êóðîïàòêèí. Äà è òîò â áîëüøåé ñòåïåíè ðàñõîäîâàëñÿ íà ðåøåíèå ñèþìèíóòíûõ çàäà÷, è ëèøü íåêîòîðàÿ ÷àñòü øëà íà ìîäåðíèçàöèþ âîîðóæåííûõ ñèë.  ÷àñòíîñòè, áûëè ïîâûøåíû îêëàäû îôèöåðàì (êîòîðûå äî òîãî íå èçìåíÿëèñü 40 ëåò!), óâåëè÷åíî ÷èñëî âîåííûõ ó÷èëèù è êàäåòñêèõ êîðïóñîâ… Øëà ìîäåðíèçàöèÿ àðòèëëåðèè, íî ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü áëàãîäàðÿ òîìó îáñòîÿòåëüñòâó, ÷òî ãåíåðàë-ôåëüäöåéõìåéñòåðîì (íà÷àëüíèêîì àðòèëëåðèè) áûë äÿäÿ èìïåðàòîðà, âåëèêèé êíÿçü ãåíåðàë-ôåëüäìàðøàë Ìèõàèë Íèêîëàåâè÷. 20 ÿíâàðÿ 1903 ãîäà Êóðîïàòêèí ïðåäñòàâèë èìïåðàòîðó äîêëàä î íåîáõîäèìîñòè ñîçäàíèÿ äëÿ áîðüáû ñî øïèîíàæåì Ðàçâåäî÷íîãî îòäåëåíèÿ Ãëàâíîãî øòàáà – òàê ÷òî Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à ìîæíî ñ÷èòàòü îòöîì ðîññèéñêîé âîåííîé êîíòððàçâåäêè.  Îí æå â 1898 ãîäó óòâåðäèë óñòàâ Îáùåñòâà ðåâíèòåëåé âîåííûõ çíàíèé, îñíîâíûì ïðèíöèïîì êîòîðîãî áûë ïðîâîçãëàøåí òåçèñ: â íàóêå íåò íà÷àëüíèêîâ è ïîä÷èíåííûõ, åñòü òîëüêî çíàþùèå è íåçíàþùèå.
Îäíàêî ýòî áûëè ëèøü ÷àñòíûå óñïåõè. Îò÷àÿâøèñü ÷òî-òî êàðäèíàëüíî èçìåíèòü ê ëó÷øåìó, Êóðîïàòêèí ïîïðîñèëñÿ â îòñòàâêó, îäíàêî öàðü åå íå ïðèíÿë. Òðóäíî ñêàçàòü, ÷åì ïðè ýòîì ðóêîâîäñòâîâàëñÿ Íèêîëàé Àëåêñàíäðîâè÷.  Îí íå ìîã íå âèäåòü, ÷òî Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ñ äîëæíîñòüþ íå ñïðàâëÿåòñÿ, ó íèõ ïî áîëüøèíñòâó êëþ÷åâûõ ïîçèöèé íå ñîâïàäàëè òî÷êè çðåíèÿ… Áûòü ìîæåò, öàðü ÷óâñòâîâàë, ÷òî âîåííûé ìèíèñòð – ÷åñòíûé è áåñêîðûñòíûé, áåñõèòðîñòíûé ÷åëîâåê, êîòîðûõ òàê ìàëî ñðåäè ðàççîëî÷åííîé âå÷íî èíòðèãóþùåé çíàòè?..
Âîò â òàêèõ óñëîâèÿõ àðìèÿ è ïîäîøëà ê òðàãè÷åñêîìó 1904 ãîäó, ê íà÷àëó âîéíû ñ ßïîíèåé.
Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî âîåííûé ìèíèñòð ãåíåðàë-àäúþòàíò Êóðîïàòêèí áûë êàòåãîðè÷åñêè ïðîòèâ ýñêàëàöèè íàïðÿæåííîñòè íà Äàëüíåì Âîñòîêå. Ñîîòâåòñòâåííî, îí áûë óâåðåí, ÷òî âîéíû íå áóäåò. Ñòðàííàÿ íåäàëüíîâèäíîñòü äëÿ âîåííîãî ìèíèñòðà! Óâåðîâàâ â òî, ÷òî âîéíû ìîæíî íå äîïóñòèòü, îí íå îáðàùàë îñîáîãî âíèìàíèÿ íà óêðåïëåíèå äàëüíåâîñòî÷íûõ ðóáåæåé. Íàêàíóíå âîéíû íà âîåííûå íóæäû ðåãèîíà áûëà èçðàñõîäîâàíà îäíà äâàäöàòàÿ ÷àñòü áþäæåòà ìèíèñòåðñòâà!
 Íåñìîòðÿ íà ïàöèôèñòñêèå âîççðåíèÿ Êóðîïàòêèíà, âîéíà âñå æå íà÷àëàñü. Âçÿëè âåðõ èíòåðåñû «ÿñòðåáîâ», âûíàøèâàâøèõ îòêðîâåííî àâàíòþðèñòè÷åñêèå ïëàíû ñîçäàíèå íà Äàëüíåì Âîñòîêå íåêîé «Æåëòîðîññèè», à òàêæå èìïåðñêèå àìáèöèè áóðíî ðàçâèâàâøåéñÿ áóðæóàçèè, ñòðåìèâøåéñÿ ê íîâûì ðûíêàì è òåïëûì íåçàìåðçàþùèì ïîðòàì. Áóäóùèé ïðåäñåäàòåëü Ñîâìèíà, à òîãäà ìèíèñòð ôèíàíñîâ èìïåðèè Ñåðãåé Âèòòå ñ óìèëåíèåì ðàññêàçûâàë î ãðàíäèîçíûõ ïëàíàõ, êîòîðûå âûíàøèâàë (òî÷íåå áûëî áû ñêàçàòü, êîòîðûå åìó âíóøèëè) ãîñóäàðü-èìïåðàòîð: «…âçÿòü äëÿ Ðîññèè Ìàíü÷æóðèþ, èäòè ê ïðèñîåäèíåíèþ ê Ðîññèè Êîðåè. Ìå÷òàåò ïîä ñâîþ äåðæàâó âçÿòü è Òèáåò. Õî÷åò âçÿòü Ïåðñèþ, çàõâàòèòü íå òîëüêî Áîñôîð, íî è Äàðäàíåëëû». Ñëûøà ïîäîáíûå ïðîæåêòû, Êóðîïàòêèí åùå â 1902 ãîäó ïèñàë: «Äàæå ïîáåäîíîñíàÿ âîéíà ñ ßïîíèåé áóäåò òÿæêèì íàêàçàíèåì äëÿ Ðîññèè, è èñòîðèÿ íèêîãäà íå ïðîñòèò òåì ñîâåòíèêàì ãîñóäàðÿ, êîòîðûå óáåäèëè ïðèíÿòü åãî íàñòîÿùåå ðåøåíèå, åñëè îíè ïðèâåäóò ê âîéíå». Èñòîðèÿ ðàñïîðÿäèëàñü èíà÷å: èìåíà òåõ ñîâåòíèêîâ êàíóëè â Ëåòó, «íàçíà÷èâ» âèíîâíèêîì ïîðàæåíèÿ òîãî æå Êóðîïàòêèíà.
Äà, âîéíó íà÷àëà ßïîíèÿ, íåîæèäàííî íàïàâ íà Ïîðò-Àðòóð. Îäíàêî â Ðîññèè ñëèøêîì âëèÿòåëüíû áûëè ñèëû, êîòîðûå ê ýòîé âîéíå ñòðåìèëèñü è, ñîîòâåòñòâåííî, íå ïðèëàãàëè íèêàêèõ óñèëèé, ÷òîáû åå ïðåäîòâðàòèòü.
Õîä áîåâûõ äåéñòâèé è ó÷àñòèå â íèõ Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à äîñòàòî÷íî øèðîêî îïèñàíû. Ðóññêàÿ àðìèÿ òåðïåëà îäíî ïîðàæåíèå çà äðóãèì.  Áóäåì îáúåêòèâíû: èíà÷å è áûòü íå ìîãëî. Ðîññèÿ ê âîéíå íå áûëà ãîòîâà! Áûëà ëè â ýòîì âèíà ëè÷íî Êóðîïàòêèíà? Íåñîìíåííî – îí áûë âîåííûì ìèíèñòðîì. Ìîã îí ïîäãîòîâèòü ñòðàíó ê âîéíå ëó÷øå? Âðÿä ëè – îí áûë ñëàáûì ìèíèñòðîì. Òàêîå âîò äèàëåêòè÷åñêîå ïðîòèâîðå÷èå.
Ãåíåðàë Êóðîïàòêèí áûë íàçíà÷åí ñíà÷àëà êîìàíäóþùèì Ìàíü÷æóðñêîé àðìèåé, à çàòåì ãëàâíîêîìàíäóþùèì âñåìè âîîðóæåííûìè ñèëàìè Äàëüíåãî Âîñòîêà. Íàïóòñòâóÿ â÷åðàøíåãî ìèíèñòðà, èìïåðàòîð âðó÷èë åìó áðèëëèàíòîâûå çíàêè îðäåíà Àëåêñàíäðà Íåâñêîãî è ïåðåäàë âîéñêàì «Öàðñêèé ïðèâåò». Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ òåëåãðàììîé îòâåòèë öàðþ: «Òîëüêî áåäíîñòü â ëþäÿõ çàñòàâèëà Âàøå Âåëè÷åñòâî îñòàíîâèòü ñâîé âûáîð íà ìíå». Âðÿä ëè ýòî ñàìîóíè÷èæåíèå – ýòî ðåàëüíî âûñòàâëåííàÿ îöåíêà! ßçâèòåëüíûé ãåíåðàë Ìèõàèë Äðàãîìèðîâ, óçíàâ î òàêîì íàçíà÷åíèè, ñàðêàñòè÷åñêè çàìåòèë: «À êòî æå áóäåò ïðè íåì Ñêîáåëåâûì?» Ñêîáåëåâà è â ñàìîì äåëå íå îêàçàëîñü…
Âîéíà áûëà êðàéíå íåïîïóëÿðíà â ñòðàíå. Íå òîëüêî ñîëäàòû – îôèöåðû íå ïîíèìàëè åå ñìûñë. Íå â ýòîì ëè êðîåòñÿ ïðè÷èíà òîãî, ÷òî ðóêîâîäèòü áîåâûìè äåéñòâèÿìè íà Äàëüíèé Âîñòîê áûëè íàïðàâëåíû âîåíà÷àëüíèêè, êîòîðûå ïîïðîñòó íå èìåëè âîçìîæíîñòè óêëîíèòüñÿ îò ñòîëü ñîìíèòåëüíîé ÷åñòè?.. Ñêàæåì, ãåíåðàë-èíñïåêòîð êàâàëåðèè âåëèêèé êíÿçü Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ (Ìëàäøèé) îòêàçàëñÿ îò ó÷àñòèÿ â âîéíå ïîä ñîâåðøåííî íè÷òîæíûì ïðåäëîãîì. Íàñòðîåíèÿ âîéñê ïðîÿâëÿëèñü, â ÷àñòíîñòè, â òîì, ÷òî ïðîèñõîäèëà ìàññîâàÿ ñäà÷à ðóññêèõ ñîëäàò â ïëåí. Òîëüêî â Ìóêäåíñêîì ñðàæåíèè ñäàëèñü 30 òûñÿ÷ ÷åëîâåê… Íà ýòîì ôîíå òåì ÿð÷å âèäÿòñÿ ïîäâèãè, êîòîðûå ñîâåðøèëè îòäåëüíûå âîåííîñëóæàùèå: Àðñåíüåâ, Êîðíèëîâ, Êîë÷àê,  Ñåäîâ, ãðàô Äàâûäîâ…
 ïîâåäåíèè Êóðîïàòêèíà â ýòèõ óñëîâèÿõ ÷óâñòâóåòñÿ îòêðîâåííàÿ ðàñòåðÿííîñòü. Ïûòàÿñü ïîäíÿòü áîåâîé äóõ, îí ùåäðî ðàçäàåò (äðóãîãî ñëîâà íå ïîäáåðåøü) íàãðàäû. Ñîëäàòñêèõ Ãåîðãèåâñêèõ êðåñòîâ  áûëî âðó÷åíî îêîëî 80 òûñÿ÷ – áîëüøå, ÷åì çà âåñü ïåðèîä Íàïîëåîíîâñêèõ âîéí. «Çîëîòûå ñàáëè» ïîëó÷èëè îêîëî 600 îôèöåðî⠖ ýòî áîëüøåì, ÷åì çà ïîëóâåêîâîé  ïåðèîä Êàâêàçñêèõ âîéí.  Íà ôîíå ïîðàæåíèé, êîòîðûå íåñëà àðìèÿ, ïîíÿòíî, ïîäîáíûé «íàãðàäíîé ïîòîê» ïîëîæèòåëüíîãî ýôôåêòà íå èìåë.
Íå îïðàâäàëàñü è ñòàâêà íà ïðîïîâåäíè÷åñêóþ ðàáîòó ïîëêîâûõ ñâÿùåííèêîâ, êîòîðûå îêàçàëèñü ïîïðîñòó íå ãîòîâû ê òàêîãî ðîäà äåÿòåëüíîñòè. Ïîñòàâêà íà ôðîíò óðà-ïàòðèîòè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, êîòîðóþ èíèöèèðîâàëè öåðêîâü è Îáùåñòâî Êðàñíîãî êðåñòà, ÿâíî îïîçäàëà, äà è ñòðóêòóð, êîòîðûå áû ïðîâîäèëè àêòèâíóþ ïðîïàãàíäèñòñêóþ ðàáîòó ñ ëè÷íûì ñîñòàâîì, ïîïðîñòó íå áûëî!
Ïîñëå Ïîðòñìóòñêîãî ìèðà íà Êóðîïàòêèíà îáðóøèëñÿ ïîòîê óíè÷èæèòåëüíîé êðèòèêè. Îí âûøåë â îòñòàâêó è óåõàë â ñâîå èìåíèå â Ïñêîâñêóþ ãóáåðíèþ. Ïîñêîëüêó èìåííî åãî ñ÷èòàëè ãëàâíûì âèíîâíèêîì îáðóøèâøåãîñÿ íà ñòðàíó ïîçîðà, Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì îïðàâäàòüñÿ. Íå ëèøåííûé ëèòåðàòóðíûõ äàðîâàíèé, îáëàäàâøèé àíàëèòè÷åñêèì óìîì, îí íàïèñàë ÷åòûðåõòîìíûé «Îò÷åò ãåíåðàë-àäúþòàíòà Êóðîïàòêèíà». Íå ïîìîãëî – êëåéìî ãëàâíîãî âèíîâíèêà ïîðàæåíèÿ òàê è îñòàëîñü íà íåì íàâñåãäà.
Êîãäà íà÷àëàñü Ïåðâàÿ ìèðîâàÿ (òîãäà åå íàçûâàëè Âåëèêàÿ) âîéíà, Êóðîïàòêèí ïîïûòàëñÿ ïîëó÷èòü íàçíà÷åíèå íà ôðîíò. Îäíàêî Âåðõîâíûé ãëàâíîêîìàíäóþùèé âåëèêèé êíÿçü Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ (Ìëàäøèé) åìó îòêàçàë. Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ çàíÿëñÿ áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ – â ÷àñòíîñòè, ó÷àñòâîâàë â îðãàíèçàöèè ãîñïèòàëÿ äëÿ òÿæåëîðàíåíûõ îôèöåðîâ, â êîòîðîì ñòàëà ðàáîòàòü ìåäñåñòðîé åãî äî÷ü Åëåíà.
Ëèøü ê ëåòó 1915 ãîäà, êîãäà âîéíà ïðèíÿëà îòêðîâåííî çàòÿæíîé õàðàêòåð, à ïîòðåáíîñòü â îôèöåðàõ âñåõ çâåíüåâ îáîñòðèëàñü, âñïîìíèëè è î Êóðîïàòêèíå. Åìó ïîðó÷èëè ôîðìèðîâàíèå ãðåíàäåðñêîãî êîðïóñà, ïîòîì íàçíà÷èëè êîìàíäóþùèì àðìèåé, à çàòåì  è âñåì Ñåâåðíûì ôðîíòîì. Áîëüøèõ óñïåõîâ îí íå äîñòèã, íî è ïðîâàëîâ íå áûëî. È óæå ÷åðåç ïîëãîäà ïîëó÷èë íàçíà÷åíèå íà ïîñò êîìàíäóþùåãî Òóðêåñòàíñêèì âîåííûì îêðóãîì. Åäâà Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ ïðèáûë íà ìåñòî, â êðàå âñïûõíóëî âîññòàíèå ïîä ðóêîâîäñòâîì Àìàíãåëüäû Èìàíîâà.
Âûñòóïëåíèå áûëî ïîäàâëåíî â íîÿáðå 1916 ãîäà, çà ÷òî Êóðîïàòêèí âñêîðå åäâà íå ïîïëàòèëñÿ æèçíüþ. Êîãäà ãðÿíóëà Ôåâðàëüñêàÿ ðåâîëþöèÿ, Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à, êàê «äóøèòåëÿ ñâîáîäû», àðåñòîâàëè. Ïåðèîä ìàññîâîãî òåððîðà åùå íå íà÷àëñÿ, óâàæåíèå ê ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè ïîêà ñîõðàíÿëîñü.  äåÿòåëüíîñòè áûâøåãî ãåíåðàëà ðåâîëþöèîííûé ñóä ñîñòàâà ïðåñòóïëåíèÿ íå îáíàðóæèë, à ïîòîìó åãî îòïóñòèëè ñ ìèðîì.
Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ è òóò ïðîÿâèë ñåáÿ ÷åëîâåêîì ïîðÿäî÷íûì. Êîãäà íà÷àëà ðàçãîðàòüñÿ – ïîíà÷àëó åäâà òëåÿ, à ïîòîì âñå áîëüøå íàáèðàÿ ñèëó – Ãðàæäàíñêàÿ âîéíà, áîåâîé ãåíåðàë íå ñòàë âîåâàòü ïðîòèâ ñâîèõ ñîãðàæäàí. Åãî çâàëè â ñâîè ðÿäû îáå ñòîðîíû – è áåëûå, è êðàñíûå. Íå ïîøåë. Êàê êàâàëåðó îðäåíà Ïî÷åòíîãî Ëåãèîíà, Àëåêñåþ Íèêîëàåâè÷ó ôðàíöóçñêèé ïîñîë ïðåäëîæèë ýìèãðàöèþ âî Ôðàíöèþ, îäíàêî Êóðîïàòêèí âíîâü îòêàçàëñÿ, ñêàçàâ, ÷òî Ðîññèþ íå ïîêèíåò íå ïðè êàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ.
Îí íàøåë ñåáÿ íà íîâîì ïîïðèùå.  óåçäíîì ãîðîäêå Õîëì (Ïñêîâñêîé ãóáåðíèè) Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ â 1918 ãîäó îðãàíèçîâàë íàðîäíûé ìóçåé, â êîòîðîì è ðàáîòàë.  1919 ãîäó â ñåëå Ëåáåäåâå áûëà îòêðûòà ñðåäíÿÿ øêîëà, ÷ëåíîì ñîâåòà êîòîðîé èçáðàëè Êóðîïàòêèíà.  1921 ãîäó áûëà âîññòàíîâëåíà ñåëüñêîõîçÿéñòâåííàÿ øêîëà, êîòîðóþ çà ñâîè ñðåäñòâà ñîçäàë âñå òîò æå Êóðîïàòêèí, êîãäà îáîñíîâàëñÿ â ñâîåì èìåíèè ïîñëå Ïîðòñìóòñêîãî ìèðà; òåïåðü îí ðàáîòàë â íåé ïðåïîäàâàòåëåì. Àâòîðèòåò áûâøåãî ãåíåðàëà ó ìåñòíûõ æèòåëåé áûë ñòîëü âåëèê, ÷òî äî êîíöà äíåé ñâîèõ îí æèë â ñîáñòâåííîì îñîáíÿêå.
Ñêîí÷àëñÿ Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷ 16 ÿíâàðÿ 1925 ãîäà. Ìåñòíûå æèòåëè ïîñòàâèëè åìó ïàìÿòíèê ñ íàäïèñüþ: «Êóðîïàòêèí Àëåêñåé Íèêîëàåâè÷. Îñíîâàòåëü ñåëüñêîõîçÿéñòâåííîé Íàãîâñêîé øêîëû».
…Âîò òàêàÿ æèçíü. Ñêîëüêî ñäåëàë ÷åëîâåê äëÿ ñòðàíû! À â ïàìÿòè îñòàëñÿ ëèøü êàê ñèìâîë ïîðàæåíèÿ â Ðóññêî-ÿïîíñêîé âîéíå. È êàê îñíîâàòåëü øêîëû – äëÿ çåìëÿêîâ.
Íåò, íåñïðàâåäëèâà ìàäàì Èñòîðèÿ, îõ, íåñïðàâåäëèâà!

Читайте также:  Как стирать ортопедические пояса

Источник