Химическим способом отмойте пробирку загрязненную гидроксидом меди
Задача 1
Вариант I. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной – оксид кальция, в другой – оксид меди (II).
Как различить эти вещества, не проводя химических опытов?
Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?
Вариант II. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – раствор соляной кислоты, в другой – гидроксида калия.
Как опытным путём определить, в какой склянке находится каждое из веществ?
Задача 2
Вариант I. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входят оксид железа (III)
и гидроксид железа (III).
Вариант II. Химическим способом отмойте пробирку, загрязнённую на практическом занятии гидроксидом меди (II).
Задача 3
Вариант I. После практической работы остался розовый раствор. Лаборант предполагает, что это раствор лакмуса в кислой среде. Проведите несколько опытов для проверки этого предположения.
Вариант II. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.
Мотивированный ответ и результаты опытов запишите в произвольной форме.
Задача 4
Вариант I. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II).
Вариант II. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы? Подберите необходимое для эксперимента оборудование и получите хлорид магния.
Задача 5
Вариант I. Получите опытным путём из хлорида железа (III) оксид железа (III).
Вариант II. Проведя два опыта, получите из хлорида меди (II) оксид меди (II).
Ответ
Задача 1
Различить оксид кальция от оксида меди (II) можно по цвету, оксид кальция – белый, а оксид меди (II) – черный.
Оксид кальция реагирует с водой, в большом количестве воды он растворяется:
CaO + H2O ⟶ Ca(OH)2
Если пропустить через образовавшийся раствор выдыхаемый воздух, то раствор помутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 ⟶ CaCO3 + H2O
А оксид меди (II) не реагирует с водой, но реагирует с раствором серной кислоты, в результате реакции раствор окрашивается в синий цвет:
CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2O
Задача 2
Очистить гвоздь можно с помощью соляной кислоты:
Fe2O3 + 6HCl ⟶ 2FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)3 + 3HCl ⟶ FeCl3 + 3H2O
Задача 3
Добавим к раствору карбонат кальция, если в пробирке кислота, то должен выделяться углекислый газ, и по окончании реакции лакмус приобретёт фиолетовый цвет.
Задача 5
Для этого, сначала, получим гидроксид железа (III):
FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3↓
Для получения оксид железа (III) прокалим образовавшийся осадок:
2Fe(OH)3 t ⟶ Fe2O3 + 3H2O
Вариант II
Задача 1
Определить где находится гидроксид калия, а где соляная кислота можно с помощью лакмуса, в гидроксида калия он приобретет синий цвет, а в растворе кислоты – красный.
Задача 2
Чтобы отмыть пробирку от гидроксида меди (II), необходимо прилить соляную кислоту:
Cu(OH)2 + 2HCl ⟶ CuCl2 + 2H2O
Задача 3
Добавим к раствору щелочь, если в пробирке фенолфталеин, то он приобретёт малиновый цвет.
Задача 4
Хлорид магния можно получить тремя способами:
Mg + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2↑
MgO + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2O
Mg(OH)2 + 2HCl ⟶ MgCl2 + 2H2O
Задача 5
CuCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Cu(OH)2
Cu(OH)2 t ⟶ CuO + H2O