Химическим способом отмойте пробирку загрязненную на практическом занятии

Задача 1

Вариант I. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной – оксид кальция, в другой – оксид меди (II).

Как различить эти вещества, не проводя химических опытов?

Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?

Вариант II. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – раствор соляной кислоты, в другой – гидроксида калия.

Как опытным путём определить, в какой склянке находится каждое из веществ?

Задача 2

Вариант I. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входят оксид железа (III)
и гидроксид железа (III).

Вариант II. Химическим способом отмойте пробирку, загрязнённую на практическом занятии гидроксидом меди (II).

Задача 3

Вариант I. После практической работы остался розовый раствор. Лаборант предполагает, что это раствор лакмуса в кислой среде. Проведите несколько опытов для проверки этого предположения.

Вариант II. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.

Мотивированный ответ и результаты опытов запишите в произвольной форме.

Задача 4

Вариант I. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II).

Вариант II. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы? Подберите необходимое для эксперимента оборудование и получите хлорид магния.

Задача 5

Вариант I. Получите опытным путём из хлорида железа (III) оксид железа (III).

Вариант II. Проведя два опыта, получите из хлорида меди (II) оксид меди (II).

Ответ

Вариант I

Задача 1

Различить оксид кальция от оксида меди (II) можно по цвету, оксид кальция – белый, а оксид меди (II) – черный.

Оксид кальция реагирует с водой, в большом количестве воды он растворяется:
CaO + H2O ⟶ Ca(OH)2

Если пропустить через образовавшийся раствор выдыхаемый воздух, то раствор помутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 ⟶ CaCO3 + H2O

А оксид меди (II) не реагирует с водой, но реагирует с раствором серной кислоты, в результате реакции раствор окрашивается в синий цвет:
CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2O

Задача 2

Очистить гвоздь можно с помощью соляной кислоты:
Fe2O3 + 6HCl ⟶ 2FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)3 + 3HCl ⟶ FeCl3 + 3H2O

Задача 3

Добавим к раствору карбонат кальция, если в пробирке кислота, то должен выделяться углекислый газ, и по окончании реакции лакмус приобретёт фиолетовый цвет.

Задача 5

Для этого, сначала, получим гидроксид железа (III):
FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3↓

Для получения оксид железа (III) прокалим образовавшийся осадок:
2Fe(OH)3  t ⟶ Fe2O3 + 3H2O

Вариант II

Задача 1

Определить где находится гидроксид калия, а где соляная кислота можно с помощью лакмуса, в гидроксида калия он приобретет синий цвет, а в растворе кислоты – красный.

Задача 2

Чтобы отмыть пробирку от гидроксида меди (II), необходимо прилить соляную кислоту:
Cu(OH)2 + 2HCl ⟶ CuCl2 + 2H2O

Задача 3

Добавим к раствору щелочь, если в пробирке фенолфталеин, то он приобретёт малиновый цвет.

Задача 4

Хлорид магния можно получить тремя способами:
Mg + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2↑
MgO + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2O
Mg(OH)2 + 2HCl ⟶ MgCl2 + 2H2O

Задача 5

CuCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Cu(OH)2
Cu(OH)2  t ⟶ CuO + H2O

Источник

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Задача 1

Вариант I. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной — оксид кальция, в другой — оксид меди (II).
Как различить эти вещества не проводя химических опытов?
Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?

Оксид меди (II) — порошок черного цвета. Оксид кальция — белое кристаллическое вещество.

Оксид меди (II) нерастворим в воде.

Оксид кальция вступает с водой в химическую реакцию c выделением тепла:
CaO + H2O = Ca(OH)2

Если чрез полученный раствор пропустить углекислый газ, то он помутнеет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓

Вариант II. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной — раствор соляной кислоты, в другой — гидроксида калия.
Как опытным путем определить, в какой склянке каждое из веществ?

Для этого необходимо использовать индикатор:

Химическим способом отмойте пробирку загрязненную на практическом занятии

Задача 2

Вариант I. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины вхоядт оксид железа (III) и гидроксид железа (III).

Задача не слишком хорошая, т.к. железо не обладает достаточно выраженными амфотерными свойствами. Если же мы будем использовать кислоту, то в реакцию вступит и само железо:

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑

Вариант II. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди (II).

Отмыть можно разбавленным раствором соляной кислоты:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + H2O

Образующийся хлорид меди (II) хорошо растворим в воде.

Задача 3

Вариант I. После практической работы остался розовый раствор. Лаборант предполагает, что это раствор лакмуса в кислой среде. Проведите несколько опытов для проверки этого предположения.

В пробирку необходимо по каплям добавлять щелочь (например, NaOH). Если в ней действительно кислота и лакмус, то раствор вначале измеит цвет на фиолетовый, а затем на синий — см. таблицу индикаторов выше.

Вариант II. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.

1. При добавлении в склянку щелочи раствор должен окрасится в малиновый цвет.
2. Для подтверждения можно добавить в склянку кислоты — раствор должен остаться бесцветным.

Задача 4

Вариант I. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II).

Сульфат меди это соль, а соль можно получить несколькими способами (подробнее смотри § 46. Соли):

Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Вариант II. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы?

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

Mg(OH)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2O

Задача 5

Вариант I. Получите опытным путем из хлорида железа (III) оксид железа (III).

Вначале нужно получить гидроксид железа (III):
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

А полученный гидроксид прокалить:
2Fe(OH)3(прокаливание) = Fe2O3 + 3H2O

Вариант II. Проведя два опыта, получите из хлорида меди (II) оксид меди (II).

Как и в предыдущем вариант, сначала нужно получить гидроксид:
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaCl

А полученный гидроксид прокалить:
Cu(OH)2(прокаливание) = CuO + H2O

Источник

Урок№52. Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»»Цель работы: продолжить формирование навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; проверить знание техники безопасности при работе в кабинете химии; углубить знания о химических свойствах оксидов, кислот, оснований и солей; определить уровень усвоения знаний о химических свойствах классов неорганических соединений. Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, растворы индикаторов (фенолфталеин, метилоранж, лакмус), растворы NaOH, H2SO4, CuSO4, Cu(OH)2, Мg(OH)2, CuCl2, HCl, FeCl3, гранулы Zn и Мg , твердые вещества CuO и CаO ,

Тип урока: практическое использование знаний, умений и навыков.

Формы работы: выполнение эксперимента, составление отчета. Во время проведения практической работы учитель наблюдает за действиями учащихся, помогает в случае необходимости. Результаты опытов обговариваются. После окончания практической работы учащиеся должны привести рабочее место в порядок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 II. Повторение правил техники безопасности в кабинете химии во время проведения химического эксперимента, инструктирования перед началом практической работы.

Учащиеся ставят росписи о инструктаже по ТБ.

III. Выполнение практической работы по инструкции.

Задания 1.      

     Вариант  1. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной — оксид кальция, в другой — оксид меди(II). 
      Как различить эти вещества, не проводя химических опытов?
      Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?

     Вариант 2. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди(II).
Задания 2.      
         Вариант  1. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной — соляной кислоты, в другой — гидроксида калия. 
      Как опытным путем определить, в какой склянке находится каждое из веществ?
        Вариант   2. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входят оксид железа(III) и гидроксид железа(III).
      Задания 3
          Вариант 1. Разделите любым способом выданную вам смесь медных и железных опилок. В качестве ответа представьте рисунок с обозначениями.

     Вариант 2. Проведя два опыта, получите из хлорида меди(II) оксид меди(II).
      Задания 4
     Вариант 1. Разделите выданную вам смесь железных и древесных опилок, на основе их физических свойств. В качестве ответа представьте рисунок с обозначениями.

     Вариант 2. Получите опытным путем из хлорида железа(III) оксид железа(III).

      Задания 5
     Вариант 1. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение. 
      Мотивированный ответ и результаты опытов запишите в произвольной форме.

     Вариант 2. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы? Подберите необходимое для эксперимента оборудование и получите хлорид магния.

Оформление работы

Результаты выполнения работы записывают в таблицу:

Сделайте вывод.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе (повторить §§42—46 учебника «Химия 8 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии

  1. Выполняйте лишь те опыты, которые описаны в инструкции или предложены учителем. Запрещается проводить посторонние опыты.

  2. Химические вещества для опытов берите в количествах, указанных в инструкции. Твёрдые вещества отбирайте с помощью ложечки или шпателя, а жидкость – пипетками или стеклянными трубочками.

  3. Правильно обращайтесь со спиртовкой. Помните, как зажигать и гасить пламя спиртовки. Экономьте горючее.

  4. Нагревание веществ и смесей начинайте со слабого прогревания всей пробирки (3-4 движения пламени), а затем пламя переместите в то место, где находится вещество. Такой приём уменьшает возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.

  5. При нагревании жидкости направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей, так как жидкость может выплеснуться из пробирки.

  6. Не заглядывайте в нагреваемый сосуд или пробирку, так как возможен выброс горячей массы.

  7. Не берите вещества руками, пользуйтесь только ложечкой или шпателем.

  8. Не меняйте крышки от различных склянок. Не набирайте одной и той же пипеткой растворы различных веществ.

  9. Не выливайте излишек реактива в склянку, из которой он был взят.

  10. Не пробуйте вещества на вкус. Помните: многие вещества ядовиты.

  11. При определении вещества по запаху не наклоняйтесь над горлом сосуда, не вдыхайте пары и газы полной грудью.

  12. Запрещается выливать в раковину отходы соединений серебра, свинца, бария, растворы органических веществ (фенола, анилина и др.). Сливайте их только в специальные банки-сливы.

  13. Осторожно обращайтесь с растворами кислот и щелочей: они могут вызвать ожоги, порчу одежды. В случае попадания капель этих веществ на стол, одежду или руки немедленно смойте их водой и сообщите учителю.

  14. Во время работы соблюдайте осторожность, чистоту рабочего места и тишину. Помните, что невнимательность, поспешность, небрежность могут привести к нарушению правил техники безопасности и несчастным случаям.

  15. В случае порезов, ожогов или других повреждений немедленно сообщите учителю.

hello_html_m22442b75.png

hello_html_m3fd8fe69.png

hello_html_m334e106f.png

hello_html_47156c6a.png

hello_html_776c0f1e.png

Источник