И слезами не отмыть

— Скажите, для чего человеку слезы? Есть в них, наверное, заложенный природой смысл?

— Конечно, ведь ничего в мире не создано «просто так». Наукой давно доказано, что все естественные процессы человеческого организма играют для него какую-то важную роль. И совсем не случайно способностью плакать мы наделены от самого рождения. Например, для младенца плач является единственным способом привлечения к себе внимания. По мере взросления дети, особенно мальчики, уже начинают стыдиться слез и плачут все реже. Но все-таки, в жизни каждого из нас бывают моменты, когда даже самые стойкие мужчины с трудом в состоянии сдерживать слезы.

Эмоциональные слезы(о которых мы сегодня и будем говорить) – это реакция организма на чрезмерно сложные для психики моменты жизни. Вызваны они могут быть самыми разными причинами: не только горем, обидой, разочарованием, досадой, жалостью или тоской, но и радостью, умилением, нежностью и даже проявлением любви. Правда, слезы счастья очень редки, и в основном человек плачет, когда ему очень плохо, — не зря такие слезы в народе называют «горькими». Именно они помогают нашей психике справиться со сложной ситуацией.

Известно также, что эмоциональные слезы способны приводить в норму кровяное давление, повышать сопротивляемость организма заболеваниям и «вымывать» стресс. Слезная жидкость содержит в себе психотропные вещества, которые уменьшают напряжение и тревогу, вот почему именно после плача наступает психологическая разрядка, и мы ощущаем себя легко и спокойно. Дело в том, что овладевающие нами сильные эмоции наносят вред организму. Чтобы избежать отрицательных последствий, нам необходимо эти чувства как можно быстрее проработать — как-то их выразить. Сделать это можно голосом, жестами, мимикой, и, конечно же, слезами. Вот и выходит, что плач по своей сущности — максимально эффективное средство проявления человеческих эмоций, приносящее пользу нашему здоровью.

Но если слезы такие полезные, то всем, кто старается поддержать горюющего человека, не следует пугаться его плача?

— Поддерживать человека в несчастье очень нелегко. Слова соболезнования не всегда утешают, да и мало таких слов, которые могут унять душевную боль тех, кто похоронил своего близкого. Многие люди просто теряются, видя плач и рыдания горюющих, и не знают, как поступать и что предпринимать. Чаще всего они надеются, что со временем страдающий человек справится со своим горем самостоятельно и помощь в этом деле ему не требуется. Но это не более чем распространенное заблуждение.

Раньше люди не отдалялись и не отгораживались от плачущих. Наоборот, на Руси переживать беду-кручину скорбящему помогала вся община, умерших оплакивали всем селом, и эти традиции были основаны на многолетней народной мудрости. Совершенно нормальным считалось изливать свою боль горькими слезами.

Значит, не следует говорить в утешение «Не плачь!»?

— Конечно. Пользы для горюющего от такого призыва быть не может, потому что проплакаться в горе просто необходимо.

Основная причина таких попыток «утешения» состоит в том, что в нашем сознании заложена схема: если человек плачет, значит ему больно. Перестал лить слезы – печаль прошла. Но ведь это не так – невыплаканная боль остается и «лежит камнем» на душе.

Другая причина, которая тоже имеет психологическую основу, кроется в том, что некоторые люди очень тяжело переносят вид чужих слез. Призыв «Не плачь!» для них — единственный выход из травмирующей ситуации, когда ничем другим успокоить они не в состоянии. Ведь далеко не каждый способен выдержать груз сострадания.

— Но бывает и так, что люди сами «запрещают» себе плакать? Чем они руководствуются?

— Да, некоторые действительно сдерживают свои слезы, считая, что если дать волю эмоциям, то станет только хуже — как тебе самому, так и твоим близким. Заплакать для таких волевых людей означает «расклеиться», а они не могут себе этого позволить, ведь окружающим кажется, что они мужественно переносят горе. Но опасность заключается в том, что все «невыплаканные» слезы никуда не исчезают, а загоняются вглубь души, где они копятся и копятся. Какими неожиданными последствиями это обернется – предположить трудно, но можно с уверенностью сказать, что организм горюющего в таких случаях испытывает большие перегрузки и эмоциональный срыв может случиться в любую минуту. Отсутствие слез в данном случае не следует считать признаком бесчувственности, это не более чем попытка сохранить иллюзию стабильного эмоционального статуса человека.

— Кроме того, что горюющему надо помогать выплакаться, чем еще его можно утешить?

— Переживающему горе больше всего необходимо понимание, что он не один, ощущение того, что рядом находится духовно близкий человек, разделяющий его скорбь, который не испугается его слез и не будет призывать его быть сильным и мужественным, а, если надо, просто тихо поплачет вместе с ним или молча выслушает.

Утешающим людям нужно быть одновременно и тактичными, и располагающими к доверию. А помочь в этом могут только любовь и сострадание.

— К каким последствиям может привести подавление слез?

— Сдерживая слезы, мы уничтожаем естественную реакцию организма на боль. Возьмем простой пример: если человеку упадет на ногу кирпич, то он рефлекторно на эту боль среагирует. А в нашем случае боль не физическая, а душевная. И если слезы сами наворачиваются на глаза — разве не естественно проявить в них свои чувства? Скорее противоестественным будет сдерживаться и показывать своим видом, что «все в порядке» в то время, как душа рвется от боли.

Подавление слез может отразиться и на физическом здоровье. Дело в том, что при блокировке эмоций возникает мышечное напряжение, в результате чего нарушается работа всего организма. Чаще всего у горюющих «зажимаются» дыхательные пути. Так как плач неразрывно связан с дыханием, то сдерживание слез вызывает чувство его затруднения — ощущение «кома в горле», так знакомого многим. Не секрет, что такой конфликт между необходимостью выразить свои чувства и страхом перед их проявлением приводит к неврозу и депрессии.

Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает, даже если мы будем изо всех сил стараться ее в себе задавить. Поэтому лучший способ избавиться от негатива и боли – выпустить их наружу.

— Все знают, что женщины плачут чаще, чем мужчины. С чем это связано?

— Некоторую роль в этом играют наши социальные стереотипы: плач трактуется как проявление слабости, беспомощности, инфантильности. Мальчикам с детства внушают, что лить слезы стыдно: «Будь мужественным, мальчики не ревут». Родителей в этом отношении можно понять — они преследуют воспитательную цель не вырастить сына-«нытика». Но все-таки нужно различать моменты, когда уместно сказать «не плачь», а когда необходимо принять слезы ребенка и научить его правильно выражать свои эмоции.

Читайте также:  Как отмыть капот от мух

В женской расположенности к слезам еще «виноват» и гормон «пролактин», отвечающий за выработку грудного молока. У мужчин эмоциональная сдержанность зависит в некоторой степени от наличия в организме гормона «тестостерона», который препятствует накоплению слезной жидкости в достаточном количестве. Можно также предположить, что женщинам плач дается легче в силу их психической структуры, которой свойственна мягкость. Психика мужчин в целом более устойчива. Они обладают такой чертой защитного поведения, как высокий контроль над проявлением любых эмоций, как положительных, так и отрицательных.

— Но, несмотря на это, мужчины тоже нуждаются в помощи, когда в дом приходит горе. Как их можно поддержать?

— Надо тактично посоветовать им не стесняться своих слез и плакать, когда хочется. Ведь это совершенно естественная реакция на сильные душевные переживания. Плакать в горе не только нормально, но и целительно, и этот естественный процесс нельзя блокировать. А если горюющий «оцепенел» и не может выразить свою боль, надо помочь ему расплакаться.

Мужчины более склонны к такому эмоциональному «окаменению». Кстати, можно в этой связи вспомнить про статистику, которая показывает, что представители сильного пола живут меньше женщин. Ведь одним из факторов, значительно сокращающих продолжительность жизни у мужчин, является их эмоциональная сдержанность, при которой негативные эмоции накапливаются и действуют разрушающе.

— В народе распространено мнение, что неуемными слезами близкие «заливают» умершего на том свете, поэтому плакать не следует. Насколько оправдано такое предостережение?

— Некоторые люди склонны приписывать такое мнение Церкви, но на самом деле, ни в Писании, ни в трудах святых отцов подобных суждений нет. «Заливать умершего слезами» — ни что иное, как предрассудок. Жаль, что многие горюющие, услышав эту глупость, запрещают себе плакать вовсе, тем самым только ухудшая свое состояние. Как нам известно из Священного писания, даже Сам Христос прослезился об усопшем друге Лазаре (Иоан.11:35). И никому не приходило в голову сказать Ему такую глупость.

Мы наносим вред умершему не слезами, а своим бездействием и отсутствием помощи его душе: когда мы не молимся за него и не творим дел милосердия.

— А есть ли ситуации, в которых слезы все-таки вредны?

— Безусловно. Благотворны и целительны для нас только очищающие слезы, после которых мы чувствуем облегчение. Но когда человека, как омут, засасывают скорбь и уныние – это тот предел, когда польза от слез превращается во вред. Плакать можно до тех пор, пока мы не впадаем в эти состояния, которые начинают активно вредить нашей душе. Поэтому очень важно не упустить момент и собраться с силами, чтобы не погрязнуть в таких смертных грехах, как печаль и отчаяние.

— Как же распознать, где кончается естественное горевание и начинается греховное уныние?

— Любой, кто переживает смерть близкого, испытывает тоску, крайнее огорчение, малодушие и даже ропот. Впрочем, это нормальная реакция нашей психики на горе. Опасность возникает тогда, когда печаль сменяется отчаянием — потерей надежды на Бога, сомнением в обещаниях Божиих, отсутствием Благодарности Богу, а также нашим отречением «от подвига многотрудной христианской жизни» и «поползновением сойти с сего поприща». Основная причина болезни души, которую называют печалью, в отчаянии! А само оно в неправильном, эгоистичном представлении о нашей жизни и воле Божией.

Нередко страсти печали и уныния путают или принимают за одно и то же. Но отличить уныние несложно: впавшим в него человеком овладевает сильная лень к любой деятельности. Он начинает отдаляться от Бога и чувствовать охлаждение к своей духовной жизни. Святитель Феофан Затворник по этому поводу писал: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять… Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит – словом, закрывается вся духовная область».

И если человек заболел печалью, унынием и отчаянием, то слезы из очистительного лекарства для души превращаются в питательный субстрат, на котором начинают паразитировать болезни души, делая жизнь невыносимой. Слезы в этом случае могут становиться образом жизни, поддержкой грехов, оправданием отсутствия молитвы об умершем и.т.п.

Надо всегда помнить, что плач о близком не должен приводить к болезни души. Если после выплаканных слез человеку не становится значительно легче или он ощущает себя разбитым, теряет силы, это должно послужить тревожным сигналом.

Многие святые прямо говорили о том, что слезы для души плачущего пользы не приносят, если у него нет стремления к духовному росту, приближению и пониманию Бога, и как следствие — смирению пред Его волей. Плач об умершем только тогда во благость горюющему, если он соединяется с молитвой, покаянием, жертвой и смирением перед Божиим промыслом.

— А как помочь человеку, если он впал в болезненное состояние отчаяния?

— Во первых, обязательно обратить его внимание на то, кому он делает хорошо, бесконечно горько плача и страдая? Душе умершего? Нет. Себе — тоже, если ему не становится легче. Более того, впадая в смертные грехи, он не только не помогает душе близкого, но напротив, подыгрывает темным силам. Обычно многие после этого задумываются о том, что стоит изменить поведение.

А во-вторых, болезнь надо не только остановить, но и вылечить. А лучшим лекарством для души является молитва. Слезы, подкрепленные обращением к Богу, однозначно будут очищающими и врачующими.

Если опыта молитвы нет, то начать можно с самой краткой, любой, которая известна, или молитвой своими словами, которая будет горячей и утешительной, если творить ее искренне и с покаянием. Болезненный долгий плач забирает у человека физические и душевный силы. И, конечно, стоит немалых усилий взять себя в руки и начать молиться. Тут не обойтись без силы воли, усердия и терпения. Но результат от слез с молитвой горюющий почувствует сразу – это прилив сил душевных и телесных, тепло на душе от помощи, которую он оказал своей молитвой близкому.

Кроме молитвы есть и другие лекарства — это дела милосердия и милостыни, которые по возможности надо творить вместе с молитвой.

— Может ли неконтролируемый плач по любому поводу сигнализировать о том, что человек болен? И что делать в таких случаях?

— Если человек находится в стадии шока или испытывает еще острую душевную боль, то частый плач вполне естественен. При других вариантах неконтролируемого плача однозначно ответить сложно — необходимо каждый случай рассматривать индивидуально. Повторю, что если человек чувствует после плача не облегчение, а ухудшение, то это плохой симптом, который как раз говорит о том, что возможно ситуация перешла в болезнь души.

Читайте также:  Как отмыть кастрюлю от пригоревшего гороха

— Стоит ли показывать свои слезы близким, ведь им и без того плохо?

— Утаивание своих истинных эмоций в присутствии других членов семьи и боязнь говорить о случившемся только усугубляет обстановку в семье, потому что каждый, оставаясь наедине со своей спрятанной в сердце болью, не имеет возможности ни поделиться своими страданиями, ни разделить горе другого. Вместе всегда легче идти по дороге скорби, нежели в одиночестве. Общий плач объединяет людей и размягчает их сердца, поэтому это действенная поддержка друг другу, а опасения навредить кому-то своими слезами на самом деле ничем не обоснованы.

— А надо ли горюющему человеку прятать свои слезы от коллег по работе и друзей?

— Как мы уже говорили, после такой трагедии страдать для человека – это естественно, и окружающие, в своем большинстве, это хорошо понимают. Поэтому можно позволить себе горевать. Проблема лишь в умении коллег по работе оставаться в отношении к горюющему тактичными и внимательными столько времени, сколько ему потребуется, чтобы немного успокоиться и оправиться от трагедии. Но многих людей, к сожалению, хватает только на несколько проявлений сопереживания, а потом чужое горе начинает их угнетать. Что тут можно посоветовать? Пока вам искренне сопереживают, делитесь своей болью. Но даже если поддержки вокруг нет, то спрятать слезы можно, а вот сдерживать их не нужно. Всегда есть вариант уединиться и поплакать. При этом не обижайтесь на тех, кто не сострадает вашему горю, отнеситесь ко всему с пониманием и терпением.

— Но как помочь тому, кто рад бы поплакать, а слез просто нет?

— Чаще всего невозможность проявить горе в плаче связано с тем, что когда-то ранее в момент прилива слез, мы их сдерживали и не выражали ими свои эмоции. Для снятия мышечного напряжения, возникшего в результате подавления чувств, существуют различные техники и упражнения на дыхание. Но эту проблему лучше решать с помощью специалиста-психолога. Самостоятельно же себе можно помочь умеренными физическими нагрузками, например, упражнениями на растяжение мышц или просто плаванием. Хорошо расслабляет тело и массаж.

Кроме этого, можно посоветовать слушать «душевные песни» и хорошую, спокойную музыку. Тем, кто умеет — играть на любимом музыкальном инструменте или заниматься другим творчеством.

И, конечно же, чтение молитв об умершем — лучший способ излить свою боль в слезах.

— Некоторые молящиеся люди плачут в церкви, даже если у них ничего не случилось. Наверное, человеку в горе тем более не надо сдерживать в святом месте своих эмоций?

— Слезы в храме ни в коем случае не надо сдерживать – это слезы очищения. Сама духовная атмосфера церкви просветляет наши сердца. Она помогает нам сосредоточиться только на самых возвышенных мыслях и чувствах и понять свою внутреннюю сущность. Там мы прислушиваемся к своей душе, о которой часто забываем в суете повседневности. И многие эмоционально-стойкие и уверенные в себе люди, придя в храм, ощущают такую гамму чувств и эмоций, что слез сдержать просто не в силах.

О духовной значимости слез так пишет в своем дневнике известный священник Александр Ельчанинов: «Слезы так значительны, потому что они потрясают весь организм. В слезах, в страданиях истекает наша плоть земная и рождается тело духовное, плоть ангельская».

— Если подвести итог всей нашей беседе, то какое отношение к слезам горюющего должно считаться правильным?

— Надо понимать, что плач, конечно, не приведет к изменению окружающего мира. Он не избавит от душевной боли после утраты. Но в его силах снять напряжение и острую боль, расслабить тело, дать возможность дыханию стать глубже и полнее, а также изменить внутреннее состояние человека и духовно просветить его.

Очень важно в такие моменты облегчения делать что-то на благо души близкого и своего пути, устремленного к светлой памяти об умершем. Ведь мы не знаем, сколько еще дней отведено нам Богом, поэтому не следует терять ни минуты.

Какой бы невыносимой ни была скорбь, не загоняйте себя в уныние и печаль. Помните, что причина отчаяния кроется в самом человеке — в том, как он воспринимает происходящее с ним, откуда он черпает силы для преодоления тяжелого пути и черпает ли их вообще. Чтобы победить уныние, надо найти свой неиссякаемый Источник сил. Многовековой опыт наших предков показывает нам, что только Бог может успокоить и утешить скорбящую душу. Прислушаться ли к бесценному опыту, который оставили нам святые, — каждый решает для себя сам.

Людям же, находящимся рядом с горюющими, следует помнить слова апостола Павла: «Благословен Бог и Отец Господа нашегоИисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор 1).

Эти величайшие, потрясающие своей глубиной строки должны постоянно указывать на подлинный Источник утешения всем скорбящим на земле.

АВТОР СТАТЬИ

Екатерина Иванова

психолог

Источник

О второй заповеди блаженства

Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете (читайте об этом СП № 30 от 30 июля 2014 г.) А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче.

Слезы — от чего?

И слезами не отмыть

Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим:Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы это скорбь, а плач очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости?

Читайте также:  Как быстро отмыть клавиатуру

Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий — не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа: Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие… (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

Но разве для того, чтобы Господь простил грехи, обязательно проливать слезы в прямом смысле этого слова? И да, и нет. Слезы не являются самоцелью. Если мы раскаиваемся, и слезы сожаления о грехах сопровождают нашу покаянную молитву к Богу это хорошо. Но слезы не должны превращаться и в безудержные рыдания, становиться слезами отчаяния и безысходности. Известный духовный писательсвятитель Николай Сербский (1880-1956) писал: «Евангельские слезы — это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы — это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы — это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы — это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви». Поэтому можно сказать, что слезы покаяния становятся не выражением слабости или скорби, а, напротив, слезами настоящей радости. Потому что эти слезы очищают душу человека, словно бы омывая ее от греховной нечистоты. Вспомните, как радостен бывает дождь, вдруг разразившийся после долгой засухи. Вот такую же радость и утешение (как бы странно нам это ни казалось) приносят и слезы души, возвратившейся к Богу. Вот тот плач, за который обещано утешение.

Но как, например, отличить действительно покаянный плач от саможаления или своеобразной сентиментальности? Интересно, что вопрос этот задан уже давно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что плач о грехах следует понимать, как чувство особого сокрушения о греховном падении, как смирение перед Богом, как осознание собственного недостоинства и немощи. Проявлением этого внутреннего духовного плача могут быть и внешние слезы. Саможаление же часто связано с самооправданием и с малодушием боязнью признать себя грешным и исповедать свой грех. А это уже никак не может считаться добродетелью. Искренний покаянный плач очень тих, возможно, даже не заметен для окружающих. Саможаление, самооправдание эмоционально, а порой и вовсе может казаться наигранным, специально нагнетаемым. Но Бог смотрит не на нашу артистичность, а на искренность.

Не слабость, но сила

Но плакать можно не только о своих грехах. Можно разделить слезы горечи и печали с теми, кому тяжело. В послании к Римлянам святой апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими(Рим. 12, 15). Поэтому блаженны будут не только те, кто очистил себя слезами покаяния, но и те, кто не остался безразличным к слезам других людей. Принять чужие слезы, как свои, чужую скорбь, как личную. Это тоже подвиг. Подвиг исполнения заповеди Господа возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Христианская любовь — не эгоистичное самообожание. Любовь, о которой говорит Господь, открыта для других. Настоящая любовь способна разделить с другими и радости, и скорби.

Поэтому для христианина слезы и плачь это не проявление слабости, а проявление любви. И покаяние, соединенное со слезами, делает нас сильными. Дает силы в борьбе с греховными страстями. Слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь. И Утешением для верующих становится Сам Господь Иисус Христос.

Заповеди блаженства не бессвязные тезисы. Каждая из них связана с другой. Человек, осознавший или, лучше сказать, достигший состояния духовной нищеты, обретет и блаженный плач. Да, без Бога я не могу ничего. И чувство божественного присутствия, благодатное чувство обретенных божественных даров выливается для нас слезами и о своем недостоинстве, и, одновременно слезами радости. Ведь что может быть радостнее присутствия Христа? Ведь и Сам Господь плачет и радуется вместе с нами. Именно слезы открывают путь Господу в нашу душу и сердце.

«Сильный», который никогда не проливает ни единой слезинки, может и не почувствовать той нужды в Боге, которую открывает духовная нищета и плач. Вся наша сила в Боге, а не в нашем «я», которое может все, как порой может казаться. В Апокалипсисе есть замечательные по своей глубине слова Господа Иисуса Христа: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. 3, 20). Господь стучит в двери человеческого сердца, опечаленного, обуреваемого скорбями, чтобы разделить эту скорбь и печаль. Господь взошел на крест и принял смерть, чтобы разделить с нами всю глубину человеческой жизни, вплоть до самой смерти. Но Господь не просто погружается в эти глубины, Господь выводит нас из них. И вопрос в том, готовы ли мы и хотим ли мы принять эту помощь, принять Христа? Хотя бы раз в жизни каждый хотел бы, чтобы кто-то разделил с ним его скорбь. Господь готов сделать это всегда. Еще и еще раз радоваться и плакать вместе с нами, чтобы стать нашим Утешением. Ведь Христос Сам обещает это в заповедях блаженства. И, наверное, тот, кто по-настоящему не плакал, тот не сможет по-настоящему, во всей полноте испытать радость утешения. Не случайно же все так взаимосвязано и в обычной жизни, и в жизни духовной.

Газета «Саратовская панорама» №31 (959), 2014 г.

Источник