Как нас стирали из истории

28 марта 1797 года была запатентована первая стиральная машина. Этот вид бытовой техники стал неотъемлемым атрибутом жизни человека. Но так было не всегда. Когда-то стирка была тяжелой работой. Мы расскажем о том, как люди пытались облегчить свой труд и о появлении стиральной машины

Древний Египет.

Еще в Древнем Египте использовали различные химические вещества для чистки одежды. Так, примитивным «порошком» служила сода, которую специально добывали. Еще из древесного угля получали карбонат калия. Это средство для стирки просуществовало многие века. Еще до нашей эры из золы и жира животных люди приспособились варить мыло. Одежду стирали также воском. Использовали даже корни, кору и плоды растений. Например, обнаружилось, что сок мыльнянки в воде превращается в пену. Это свойство растения и определило его назначение в быту у древних людей.

Древняя Греция.

В Древней Греции был свой процесс стирки одежды. Это был целый ритуал, похожий на изготовление вина. Так, люди выкапывали небольшие ямы в глинистой почве, наливали туда воду, затем прачки кидали в них кучу одежды и топтались по белью. После такой процедуры, белье полоскали в чистой воде и сушили на берегу моря. Между прочим, и это не случайно. Прибой тер одежду о гальку, что делало ее еще более чистой.

Водоём для стирки в Этыре в городе Габрово

Древний Рим.

Древний Рим не случайно называли центром европейской цивилизации. Римляне достигли больших успехов в разных областях. Способы стирки у них тоже были передовые. Существует даже легенда о том, как получили мыло. Согласно ей люди на жертвенном костре растапливали жир, но его вместе с древесной золой смыло дождем в реку Тибр. Стиравшие люди на берегу заметили, что от этого одежда стала лучше отстирываться. О том, что римляне действительно использовали такое мыло, свидетельствуют его остатки, найденные на холме Сапо. Кстати, таким мылом никто не мылся по причине его жесткости. Зато для стирки оно подходило в самый раз.

Древняя Индия.

Интересно, что в Индии стиркой занимались только мужчины. И в некоторых районах страны эта традиция сохранилась до сих пор. Индусы-прачки на протяжении всего дня колотят белье об огромные валуны. Этот способ стирки был довольно распространен в разных уголках мира.

Средневековая Европа.

В Европе образовалась чуть ли не целая каста – прачки. Женщины трудились с утра до вечера под открытым небом в любую погоду. Места для стирки располагались у фонтанов или бассейнов. В некоторых регионах, где было рядом море или река, они располагались прямо на берегу. Для них там были пришвартованы своеобразные прачечные-лодки. Прачки никогда не оставались без работы. Сначала белье кипятили, а потом всю эту тяжелую мокрую ношу вытаскивали к реке. Там женщины становились коленями на деревянные мостки и полоскали ткани. Любопытно, что в XIX веке существовало наказание для проституток, их отправляли в прачечные на работу, так как она считалась очень тяжелой.

Как стирали моряки.

Женщин на борт корабля не брали, потому мужчинам приходилось справляться самим. Они придумали следующее: бросали связку белья на веревке за борт прямо на ходу судна. Быстрое течение смывало грязь с одежды. Такую стирку без моющих средств еще называли «сухоперкой».

Древняя Русь.

На Руси белье первоначально замачивали в огромных емкостях. У женщин были средства для отбеливания, конечно, растительного происхождения. Например зола от гречневой соломы или подсолнухов, а также отвары из картофеля и фасоли, кислое молоко. Среди отбеливателей были такие, как моча, свиной навоз и лимонный сок. Потом в чаны с бельем бросали горячие камни. Мылом служили бузина, сок алоэ.

Те хозяйки, которые не могли сдавать одежду прачкам, раз в месяц устраивали стирку. Но тогда уж процесс затягивался на целый день. Влажную обработку проходили далеко не все предметы одежды. Обязательно стирали постельные принадлежности, нижнее белье и детские вещи. А вот верхнюю одежду – тяжелые женские платья, мужские камзолы – держали над паром и чистили щеткой. Пятновыводителями служили спирт и керосин.

На Руси прачки, как, впрочем, и в других странах, использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз.

Изобретение Леонардо да Винчи.

Первую модель стиральной машины изобразил в своих записях художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Он нарисовал конструкцию механической стиральной машины. Однако он так и не построил ее. Между тем, до тех пор, пока исчезла профессия прачки, прошло много веков.

Появление стиральной машины.

Только в XVIII столетии придумали прибор, который ускорил и упростил процесс стирки. Это случилось в 1797 году. Патент на изобретение получил Натаниэль Бриггс в США. Конструкция первой стиральной машинки представляла собой ящик из дерева с движущейся рамой, что и создавало эффект очищения ткани. Вращающийся барабан придумал Джеймс Кинг полстолетия спустя. Далее достижения принадлежат Муру, который в 1856 году усовершенствовал механизм. В емкость складывали белье с шариками из дерева и заливали водой. Рама внутри устройства заставляла перекатываться шарики по белью. С этого времени начался бум стиральных машин, но все их объединял один принцип – они были ручными. Правда, во времена калифорнийской «золотой лихорадки» один предприниматель придумал заменить человеческий труд трудом мулов. Они крутили механизм машинки. А в 1861 году изобрели механизм для отжима белья.

Читайте также:  Можно ли стирать 2 раза подряд в стиральной машине

Автором первой бытовой стиральной машины стал Уильям Блэкстон в 1874 году. Он подарил одну своей жене, а потом поставил производство машин на поток. Уже к следующему году в Америке существовало около двух тысяч патентов на такие приборы. Но только в 1900 году началось их серийное производство. Первооткрывателем стал Карл Миле. Он переоборудовал маслобойку и пустил изобретение в оборот. Машину стали раскупать.

Электрическая стиральная машина.

Появилась она опять же в США. Конструкция осталась та же, но движущиеся элементы механизма запускали в действие не руки, а мотор. Вскоре корпус машины стал металлическим. Запатентована она была в 1910 году. Чтобы привести в действие электродвигатель, нужно было нажать на рычаг. Однако у стиральной машины был существенный недостаток. Над процессом стирки нужно было все время следить, ведь, если ткань наматывалась на вращающиеся детали, мотор мог быстро перегореть. Решение проблемы вскоре предложил Джон Миллер. Он придумал активатор, который вращал воду, а не белье. Вскоре механизм получил всемирное признание. В 30-х годах машинки для стирки оборудовали таймерами и сливными насосами, а в 1949 году выпустили первую автоматическую стиральную машину. В начале 50-х годов машины получают функцию отжима. Сейчас существуют машины с горизонтальной и вертикальной загрузкой. А в 1978 году придумали стиральную машину, работающую от микропроцессора.

Музейный экспонат. Американская стиральная машина 1927 года фирмы Maytag

Источник

Как у нас из истории стирали города

Пятница, 16 Май 2014

В конце 17, начале 18 века из истории стирались целые города.  Т.е. скорее всего так было и раньше, просто от тех времен вообще ничего не осталось и что то проверить уже невозможно. Например, пытались уничтожить Пермь и Вятка.

Город Вятка

Этот пост, мое расследование о судьбе города Вятка, которое я буду вести в режиме реального времени.

Наработки и опыт, полученный во время расследования судьбы города Пермь Великая, которого стерли с лица земли в начале 18 века, очень мне в этом помогут. Тем более, что судьбы у этих двух городов очень похожие.

Итак начнем:

Согласно официальной истории, город Вятка существовал до 1457 года, потом его переименовали в Хлынов и только в 1781 году, по указу Екатерины,  снова назвали Вяткой.

В этот же год  , опять же по указу Екатерины , построили новый город Пермь, которого по официальной истории до этого момента не было. А двумя годами раньше город Переяславль-Рязанский переименовали в Рязань. И опять, до этого времени такого города в Российском государстве не существовало вообще.

(Если подскажите подобные же примеры из истории государства Российского, буду благодарен).

Но на самом деле город Вятка был. И тому есть много доказательств. Начнем опять же с карты 1706 года, где  мы видим и Вятку и Хлынов.

Правда, честно скажу, тогдашние картографы неправильно нарисовали течение реки Вятка. Но вот названия городов как раз достоверны, они (за исключением Хлынова ) и сейчас существуют в Кировской области.

Вот например Географический лексикон русского государства, 1773 год

Как видите редакторы тупо заменили  название города Вятка на Хлынов , при этом совершенно не переделали остальной текст. В результате получился вот такой курьез  и наглядное подтверждение того , как у  нас правили историю.  Аааа все просто, стерли только название города, судя по буквам это была таже Вятка и написали поверх него  — Хлынов.

А тут и править ничего не стали, поленились наверно.

Книг Le Grand dictionnaire géographique et critique par M. Bruzen de la Martinière, géographe de sa Majesté , 1737 года И опять мы видим стандартный набор городов тогдашней Вятской провинции .Главный город Вятка и внизу Хлынов.

Тоже самое  в книг Nuovo Dizionario Scientifico E Curioso Sacro-Profano , 1749 года

Также думал и Петр Первый кстати. Он включил город Вятку в 1708 году в Сибирскую провинцию

Указ об учреждении губерний. 18 декабря 1708

Великий государь указал <…> в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:

VIII. Сибирская. А в ней города: Тоболеск, Енисейск, Илимской, Тара, Березов, Сургут, Тюмень, Томской, Мангазея, Иркутской, Кузнецкой, Туринск, Нарым, Верхотурье, Якутский, Нерчинский, Красный Яр, Пелымь, Кецкой. Поморские: Кунгур, Пермь Великая, Чердынь, Соль Камская, Кайгородок, Яренск, да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов.

Полное Собрание Законов. Т. IV. № 2218; Епифанов П.П., Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. — М.: Просвещение, 1989

Не забывали о городе Вятка и в 17 веке , налоги собирали исправно:

РОЗПИСЬ СКОЛКО С КОТОРОВО ГОРОДА ВЗЯТИ ПЯТЫЕ ДЕНГИ

С Перми и с Пермских пригородов 5000 рублев. Грамоты посланы с выборным человеком с Ивашком Магильниковым того ж дни. Срок Троицын день.

Читайте также:  Как стирать воротники рубашек

С Соли Камские 2000 рублев. Грамоты посланы с тем же Ивашком. Тот же срок.

С Вятки 4800 рублев. Грамоты посланы с выборным человеком с Микифорком Пуполевым марта в 22 день. Срок Троицын же день.

К истории финансовой политики Русского государства в начале XVII века // История СССР, № 3. 1986.

Или вот такой документ, из которого мы узнаем численность население города Вятка во второй половине 17 века:

Роспись государства Московскаго градо

Город Шестоков на реке Вятке ж (На поле помета: Вятцкие). Город Слобода на той же реке. Хлынов на Вятке ж. Орловец на Вятке. Котельнич на Вятке ж. Малмыж на Вятке. Вятка на той же реке.

Сибирской губернии… Соль Камская с уездом, Обва, Инва, Койва — 4322 двора, в том числе посацких 807. Пермь Великая и Чердынь с уездом 3181 двор, а что посацких — не росписано. Еренск с уездом 1384 двора, а порознь не росписано. Кунгур — дворового числа не ведомо. Вятка с пригороды — посацких 1803.

Списки городов, посадов и укрепленных монастырей в России во второй половине XVII в. // Археографический ежегодник за 1972 г. М. 1974.

Люблю я читать  официальные документы. Там все четко и понятно, никаких двусмысленностей, как у историков. Если написан какой город, значит он был. Люди ведь не для истории писали а для начальства. А оно во все времена ошибок не любит и шуток не понимает, тем более в вопросах налогов. Это сейчас просто выгонят а тогда и на дыбу можно было загреметь а потом с нее и на плаху.

Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем Cенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою академиею наук.

Там у года могут быть разные тома, я буду просто указывать прямую ссылку.

Год 1713.

Вот например денежные дела

И еще …..

Год 171;

А это уже хлебные дела

и еще …

А что бы ни у кого не было сомнений что понимать под словом «Вятка» ,в конце написано  на каких именно страницах упоминался этот город

А это уже упоминание о вятчанах из Хлынова и Котельнича.

И еще об одном из них

Как видите тогда четко разделяли города Вятку и Хлынов.

А это уже отрывок из тома за 1714 год . В этом году о городе Вятку упоминалось только один раз

как и в 1716 году. Тогда в нем содержали одного пленного

А вообще большая часть официальных бумаг о тогдашней земле Вятской касается покупки там зерна и пересылки его в Архангельск, для дальнейшей перевозки в Европу, на продажу.   Причем я прочитал в одном описании Вятской губернии, изданном где-то в середине 19 века, что помещиков  у них отродясь не было. А землю распределяли между крестьянскими общинами. Как видите производимого зерна хватало и на то, что бы посылать его на экспорт.

Книга : Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.) / Сост. Н.Н. Оглоблин. Ч. 1-4. — Москва : Унив. тип., 1895-1901. — 4 т.; 27. Документы воеводского управления. — 1895.

Кстати в 1722 году на таких же злоупотреблениях хлебными запасами с города Вятки  погорел очередной сибирский губернатор.

Книга:  Опыт Российской географии. Императорский Московский Университет, 1771 год Раздел о Казанской губернии.

Как видите в конце 18 века была немного другая история.

Дополнения:

  • Вятка и Резань в 1737 году
  • Города Пермь Великая , Вятка,Рязань и Троя на карте 1614 года.
  • города Пермь Великая и Вятка в бумагах Петра Первого

Пока все ,  следите за дополнениями , которые я буду выкладывать отдельными постами а потом переносить сюда.

well_p

10.06.2012

Источник: https://well-p.livejournal.com/594460.html

Комментарии

Комментарии в блоге запрещены.

Источник

стирка в старину

Сейчас со стиркой справится даже ребенок — загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?

Предлагаю небольшую экскурсию в прошлое

Некоторые еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.

стирка в старину

Чем стирали

Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.

Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».

стирка в старину

Как и где стирали

Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.

Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.

Читайте также:  Можно ли стирать kanken

стирка в старину

Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.

Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…

стирка в старину

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.

стирка в старину

Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.

Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.

стирка в старину

Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.

стирка в старину

Чем и как гладили одежду в старину

Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем ? знакомьтесь:

Рубель и скалка

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

стирка в старину

Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, , образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали . И это был механический способ глаженья.

стирка в старину

На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.

Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.

Первые утюги

Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.

Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

стирка в старину

Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.

Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.

стирка в старину

Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших «бабушек» был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.

Чтобы не быть голословной, я вооружилась безменом и взвесила несколько старинных утюгов в хранилище Национального музея

Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…

Источник