Как научить ребенка стирать

Вещи постоянно раскиданы и вы не можете заставить ребёнка их убрать?

Уговоры, разговоры и запугивания не помогают?

Хотите навсегда избавиться от беспорядка в квартире и заставить детей соблюдать чистоту?

Тогда читайте эту статью.

5 советов мамам, мечтающим о порядке дома

  • Не ставьте нереальных целей. Пока дети маленькие идеального порядка дома достичь достаточно сложно. У вас действительно есть для этого ресурс? Если нет, тогда стоит сместить акцент с идеальной чистоты на другой вопрос — ПОЧЕМУ беспорядок возникает? Что не так в окружающем пространстве?
  • Осмотрите критично свой дом — а соблюдаем ли мы с супругом порядок в остальных местах дома. Помните, дети учатся у нас. Бесполезно им говорить, что нужно убирать за собой, если папа небрежно бросает снятую одежду и обувь, мама оставляет в течение дня горы посуды и неглаженного белья, а на полках и в шкафах царит хаос и неразбериха. Правило «я люблю чистоту и порядок в доме» должны соблюдать все члены семьи на деле, а не только на словах.
  • Проведите генеральную уборку и уберите все вещи, которыми вы не пользуетесь длительное время. Профессионалы рекомендуют выбросить 5 ненужных вещей с каждого отдела, полочки, шкафчика. А также сейчас можно найти очень много способов компактного эргономичного хранения.

Помните про уют и эстетику. Дети очень чувствительны к среде, в которой они живут. Окружая детей прекрасным, демонстрируя бережное и аккуратное отношение к вещам, мы демонстрируем ту модель поведения, которую хотели бы видеть у своих детей.

  • Привлекайте детей к бытовым процессам — уборке, приготовлению пищи, стирке, глажке, уходу за цветами и домашними животными, учите заботиться о близких.

Все дети хотят подражать жизни взрослых. Можно наблюдать как совсем маленькие малыши, едва научившись ходить, пытаются тереть тряпкой, как мама, повторять её движения. И пусть малыш ещё не сделает идеально, но радость от процесса будет способствовать развитию внутренней мотивации и уверенности в своих силах. Обязательно покажите образец — КАК нужно делать. Медленно, терпеливо, отделяя слова от дела — сначала проговорить, потом молча показать.

Иногда взрослые забывают, что дети не имеют опыта деятельности. Например, говорят «вытри то, что пролил», предварительно не научив, как это нужно делать. В Монтессори классах детей учат всем необходимым практическим навыкам, чтобы он к 6 годам приобрёл функциональную независимость. Этому с успехом может обучать мама дома. Главное помнить, что к ошибкам и неуспеху нужно относиться с пониманием и терпением, наблюдая, что именно у ребёнка не получается и почему, чтобы помочь ему преодолеть препятствие.

  • Освободите детскую комнату от ненужных игрушек.

Прямо сейчас зайдите в комнату ребёнка, внимательно на неё посмотрите, будто видите впервые, и ответьте себе на вопросы:

  1. Есть ли у каждой вещи своё место?
  2. Не перегружена ли комната лишними игрушками?
  3. Удобно ли ему доставать и убирать свои игрушки?
  4. Есть ли у него место, куда он может положить вещь и быть уверенным, что она оттуда не пропадёт?
  5. Может ли мой ребёнок самостоятельно поддерживать чистоту в своей комнате?

Если по какому-то пункту вы ответили нет, помните — это зона вашей ответственности. Ребёнок не виноват, если его пространство организовано неправильно и он не в силах и не умеет нести за него ответственность.

«Помоги мне сделать самому» — главный принцип Монтессори педагогики. Помогите своим детям: организуйте правильно среду, демонстрируйте модель поведения, которую вы хотите видеть от них, привлекайте к бытовым делам, обучайте практическим навыкам, не отказывайте в помощи, вдохновляйте, направляйте и позвольте учиться на своих ошибках, тогда вожделенный порядок станет органичной частью вашей жизни.

Счастливый взрослый — счастливый ребёнок. CogA Kids Club поможет вам обрести знания и уверенность в своей позиции.

Читайте еще:

Подпишитесь на наш канал Яндекс Дзен! И ставьте палец вверх ???? Будем делиться нашими наработками ????.

Источник

Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Определите место

Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.

Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.

Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…

Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.

Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать

Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».

Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.

Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.

Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.

2. Определите идеальное количество вещей

Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.

Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.

Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.

Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.

3. Обозначьте время

Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.

Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».

Читайте также:  Не стирайте свои джинсы

Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.

Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке

Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.

Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам. Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.

Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.

Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.

4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать

Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой. Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды». Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.

Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.

Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.

У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.

Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.

Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.

Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.

Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».

Источник

Почему с появлением ребенка в доме заводится беспорядок? Можно ли предотвратить распространение хаоса или придется смириться? Об этом в передаче «Учимся растить любовью» телеканала «Союз»  Марина Ланская  беседует  с  Александрой Витманн, экспертом по чистоте и порядку.

Как научить ребенка поддерживать игрушки и вещи в порядке, не превращая процесс в муштру? Как не ссориться с детьми на почве быта и освободить время для хобби?

Наверное, ни одна семья не обходится без подобных проблем.

2a1d7e470048c516fb4ef52f3041e107 300x219 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Александра, проблема обучения ребенка уборке возникает очень рано. Бытует мнение, что родитель, как только становится родителем, сталкивается с проблемой уборки и порядка в доме. То есть ребенок, собственно, не виноват, а в доме кавардак.

Потому что родителям сложно одновременно и ухаживать за ребенком, и поддерживать чистоту в доме. По крайней мере, это очень распространенная ситуация. Можно ли сказать, что именно  она является началом тех проблем, которые потом нарастают как снежный ком?

– Наверное, начало проблем – в словах, которые мы используем. У нас даже тема программы обозначена: как приучить ребенка к порядку. Но мы ведь не приучаем ребенка к русскому языку, к вежливости. Мы говорим «научить» или «воспитать».

Очень хорошее слово «воспитать», потому что в нем русский корень «пит» – питать. Вот, чем питаем, какую пищу даем, то и растет.

Соответственно, если в тот момент, когда у нас появился ребенок, у нас в доме чисто, и мы действительно с этим легко справляемся и в первые дни жизни ребенка, и в первые месяцы, и в первые годы, то этот процесс происходит естественно.

А вот почему родители не готовы к рождению ребенка жить так, чтобы не ощущать этой проблемы – это другой вопрос.

Есть очень хороший стишок Агнии Барто, который мы – во всяком случае, наше поколение, с детства знали. Про Андрюшку:

Сын зовёт:

– Агу, агу! –

Мол, побудь со мною.

А в ответ:

– Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять:

– Агу, агу! –

Слышно с новой силой.

И в ответ:

– Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!

Вот это стихотворение, когда мы читали с дочкой Барто, меня всегда поражало. А в чём проблема, почему он в другой комнате кричит «Агу!», а мама, такая ответственная, моет посуду? И в этом – отражение какой-то модели родительского поведения.

Мама уходит от ребенка, потому что надо навести порядок. А ребенок в этот момент должен либо найти себе какое-то утешение,  в современном мире очень просто: включить, например, какое-то изображение.

То есть мы с младенчества подменяем обычную жизнь, в которой есть обычные нормальные дела: покушали, помыли посуду, помыли руки, вытерли руки полотенцем. Мы подменяем это  такими вещами, как наслаждения, отвлечения, развлечения.

Соответственно ребенок уже в младенчестве дезориентирован, он воспринимает вот эту деятельность как что-то, что отнимает у него родителей: маму, папу, бабушку, того, кто за ним ухаживает.

В более простом традиционном обществе ребенок был при маме, держался за юбку, на руках висел где-то подвешенный, и во всем этом процессе принимал участие – хотя бы глазами. То есть в традиционной ситуации ребенок просто наблюдал. Ему 2-3 месяца, а он видит, что мама развешивает белье, вытирает посуду, что-то там делает в раковине, как-то подметает.

И ребенок может лепить тесто, мыть посуду. Пускай он будет делать это без какого-то качественного результата. Но уже маленький человек может все это делать прекрасно.

Читайте также:  Как стирать платье из ангоры

И ситуация, когда мы даем оценку очень рано, или отвергаем его участие, потому что стремимся к какому-то такому, знаете, идеальному результату: не дай Бог, он разобьёт эту тарелку, или он помоет плохо, или он испортит вещь, вот в этот момент мы, конечно, его отучаем от порядка.

e09e411f8c2ee6d48c50b69e18512e0a 300x225 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Вот если мы не делаем действий, противоречащих тому, чтобы ребенок в порядке участвовал деятельно – настолько, насколько его активность сама в этот процесс включается;

и если мы не ставим порядок между ребенком и собой как препятствие, которое законно позволяет нам игнорировать его потребности в общении с нами, то тогда у ребенка нет оснований относиться к порядку плохо.

Для него это интересно, потому что это, в общем-то, и есть вся его жизнь.

Мы затронули такой важный аспект как отношение современного человека – и ребенка, и подростка, и взрослого человека – к труду. Действительно, он у нас совсем не такой, какой был у предшествующих поколений. И  праздность, развлечения – они во главе.

И даже если мы трудимся, то для того, чтобы «заработать» эту самую праздность. Такое отношение к труду делает этот труд негативным и неприятным делом. А собственно говоря, труд должен приносить радость. Иначе просто очень тяжело жить, потому что трудиться придется.

Согласна, что ребенка нужно обязательно подключать – в игровой, может быть, форме, к тому, чтобы он трудился вместе с родителями и видел работающих родителей,  а не сидел, уткнувшись в телевизор.

Но, наверное, этого мало. Потому что большинство родителей так и поступают. Они дают ребенку и с посудой повозиться, и постирать что-нибудь. Но при этом результат один: убирать игрушки ни один ребенок почему-то не желает.

Или очень редкий ребенок стремится к порядку. Большинство детей предпочитают после игры оставить все, как есть. И вот здесь каждая мама сталкивается с проблемой перед сном: нужно что-то делать, или заставить, или придумать творческий подход для того, чтобы ребенка организовать,  или убрать самой.

И иногда уставшая мама выбирает третий вариант. Как Вам кажется, какой правильный сценарий для того, чтобы ребенок развивался так, как нужно, в этом направлении?

– Правильный сценарий будет правильным для каждой ситуации, разным. Потому что то, что Вы сейчас описали – это целая совокупность абсолютно разных ситуаций. Давайте я  опишу две.  Первое  – ребенок не хочет убирать игрушки, предпочитает оставлять их в разобранном виде; и второе – мама делает это сама.

Что такое игрушки для ребенка, что такое для ребенка игра?

Наверное, это его основная деятельность.

– Это его дело. А давайте посмотрим на кабинет папы или на его стол,  на инструменты, с которыми работала в течение дня мама.

Мама перед сном все инструменты убрала на свои места? Папа все свои документы сложил аккуратно в стопку, или он оставил творческий беспорядок?

Для ребенка игра – это главное дело, причем дело, от которого он устает. В какой ситуации мы можем оставить беспорядок? Когда мы понимаем, что нам проще вернуться к этому процессу вот в этой точке, или когда мы устали.

То есть либо процесс не завершён, либо мы утомились очень сильно. Вот здесь, конечно, искусство воспитания – смотреть за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в том числе и от игры. Понимать, что игра для ребенка – это труд.

И если мы не можем работать больше определенного количества часов в день, то, нагружая ребенка всё время игрой, мы его переутомляем. Когда мы ему даём трудовые паузы: помоги мне вытереть посуду, подмети крошки под столом, вытри со стола – так как ты можешь, – мы даем ему как раз отдых от его тяжелого труда.

Чем больше мы даем ему отдыха в виде простых поручений, не связанных с его основным интересом, казалось бы, к игрушкам, тем легче ему будет в конце дня и эти игрушки как-то организовать, если для них, опять же, есть организованное упорядоченное место.

Есть папы, которые никогда не убирают свой беспорядок, потому что у них нет понятия «творческий порядок». Если у ребенка в детской или в комнате, в которой он живет с родителями или с другими детьми, тоже нет системы, то ему некуда возвращать игрушки.

Вы говорите «убери игрушки», а он не понимает, о чем речь.

Очень важно, как мы это говорим. Если мы говорим спокойно: убери игрушки с пола так, чтобы я ночью, когда к тебе приду проверить, хорошо ли ты спишь, не споткнулась. Ребенок это сделает, потому что ему понятно, что просят.

Очень часто мама может выдвинуть несколько рекомендаций последовательно: убери игрушки – почисть зубы – ложись спать. Ребёнок сделает что-то одно, или ничего.

Потому что ребенок, так же как и мужчина, кстати, в отличие от женщин, понимает только одно побуждающее предложение. И выбирает из него либо единственное, либо понимает, что ему поставили невыполнимую задачу, и он находится в состоянии размышления: что же теперь с этим делать.

Негативная интонация вызывают негативную, и если мы её проецируем, то можем её проецировать просто потому, что в детстве с нами разговаривали приблизительно так же.

Ситуация, когда мама сама убирает, неплохая. Важен посыл, как мама убирает.

Например, мама говорит: я понимаю, что ты не можешь убрать, потому что ты устал, я тебя люблю и хочу тебе помочь, я это делаю как помощь.

Мама говорит: я понимаю, что ты не можешь убрать, потому что ты не знаешь как убрать, я сейчас это сделаю, но ты не отвлекайся,  смотри, как я делаю, потом, в следующий раз, когда поймешь, ты сделаешь что-то сам – завтра, например. Совершенно нормальная договоренность.

Но если мама просто делает сама, потому что мне проще самой убрать, то это не воспитание – уборщицей быть легче, чем воспитателем.

Если мы хотим, дорогие родители, чтобы наши дети стали самостоятельными, огромный наш интерес заключается в том, чтобы дети умели делать всё вокруг себя сами. Потому что мы идем в мир, где мало желающих быть слугами и мало желающих быть зависимыми.

Сейчас эпоха индивидуализма, и каждый человек, и наши дети, новые поколения, хотят вырасти свободными и такими, какими они хотят быть.

– Личный пример, о котором столько говорилось, наверное, основополагающий. Если родители сами придерживается порядка, постоянно показывают хороший пример, то, наверное, ребенок за ними тянется.

Когда я готовилась к передаче, читала, а что родители сами думают по этому поводу. На форумах увидела  мнение: никогда не надо делать за ребенком его работу. Например, если он не убрал игрушки вовремя, скажите ему, что вы их через десять минут выбросите, и тогда, наверное, он как-то ускорится в процессе уборки.

domashnie obyazannosti 1 300x231 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Но мне кажется, это может потом прилететь бумерангом. Когда мы попросим о чем-то ребенка, он  может то же отвечать. То есть он не окажет помощь – мало того, может и потом чем-то подобным угрожать, потому что дети всегда повторяют за нами то, что мы транслируем.

Читайте также:  Будем мы белье стирать крепко пальчики сжимать слушать

Как здесь быть и воспитателем, и примером? Очень сложно принять решение родителю: где помочь, где уступить, а где настоять на своем. И уборка, наверное, очень яркий пример, на котором видно, что родителю сложно каждый раз принимать решение.

А уборка и порядок – это то, что делается ежедневно, и этот вопрос: уступить, помочь, рассказать как,  научить, показать примером, или требовать, или дисциплинировать – он стоит перед родителями каждый день.

Дайте, пожалуйста, советы, как поступать.

– Наверное, надо посмотреть на уборку не  как на процесс самоценный. Вот, мы убираем –но мы же не уборщиков растим. Надо посмотреть на уборку как на часть жизни. И если говорить искренне, то окажется, что убирать-то нам всем особо не хочется, потому что это работа скучная и нудная.

Если посмотреть на уборку в квартире как на процесс, который должен обеспечить нам условия творчества, чтобы мы могли сесть и создать, что-то придумать, поставить семейный спектакль, что-то сшить – я говорю о каких-то хобби, – то акцент изменится. Мы поймем, что уборка – это не цель, а условие.

И если родители так на этот процесс будут смотреть, то они поймут, что, в общем-то, не столь важно: через десять минут ребенок уберёт эти игрушки или через час. А важно договориться с ним.

Понимаете, угроза «через десять минут я все выброшу!» в возрасте до семи, может быть, даже до десяти лет может хорошо работать. А может не работать совсем. Может вернуться бумерангом в виде какого-то подросткового хамства, а может и не вернуться, это зависит от очень многих факторов.

Но угроза создает ситуацию, в которой для ребенка уборка становится чем-то отвратительным. И если мы создаем модель, в которой уборка становится отвратительной, то мы лишаем детей будущего, в котором они могут использовать уборку как условие для того, чтобы создать в своем небольшом доме атмосферу творчества и трудиться совсем другим образом – может быть, без веника в руках, на благо всего общества.

Александра, во многих семьях, у которых нет проблем с уборкой, пока ребенок маленький, почти всегда такие проблемы появляются, когда ребенок достигает возраста 12-13 лет. Это возраст, когда ребенок многие навязываемые ему, как ему кажется, ориентиры начинает подвергать сомнению.

В том числе сомнению он подвергает необходимость убирать свои вещи, ему кажется, что это второстепенно – содержать в порядке комнату, свое место.

Из чего это проистекает,  как к этому относиться родителям: как к временному явлению, которое надо просто пережить; или это важный момент, формирующий личность, когда родителям нужно сконцентрироваться и направить ребенка?

– Безусловно, это важный момент. И, если такая ситуация возникает, то это звоночек о том, что некий некоторый момент упущен. Что значит, ребенок говорит: я не буду убирать? Ведь квартира общая, и даже его комната, которая становится местом скопления пыли, усложняет жизнь маме и папе.

Даже если он живет за закрытой дверью, что подростки часто делают, в одиннадцать лет вешают таблички, просят врезать замок, запрещают входить в их пространство – даже тогда, когда их нет дома, – это, пожалуй, надо уважать, и этот период надо пережить грамотно.

4d84939896c9c87636fcdc2f5fe4be79 225x300 - Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?Потому что это ситуация, когда ребенок как бы выходит из гнезда, не бросая это гнездо. Он не может в одиннадцать лет начать собственную жизнь и строить собственную семью, но он уже репетирует, как это будет.

И, возможно, важны  какие-то ошибки, которые он делает, и в первую очередь в быту, – потому что наша жизнь, как бы мы ни витали в облаках, в конце концов все равно нас «якорит» на землю и возвращает к необходимости кушать, готовить еду, убирать за собой посуду, стирать свою одежду.

Эти ошибки, которые ребенок сделает – возможно, это те ошибки, которые надо дать возможность сделать ему самому.

Надо понимать, что когда переживается ранний подростковый возраст, действительно происходит перестройка мировоззрения, и это описано научно людьми, которые изучали мышление ребенка.

То есть надо понимать, что до определенного момента ребенок не разделяет себя и мир. И для него все, что вокруг есть – это он. Вы, Марина, этот диван, все, что я вижу – это я.

И вот это самосознание, которое начинает формироваться одновременно с гормональными изменениями в теле, начинает ребенку говорить о том, что нет, Марина – это не ты, она по-другому чувствует, и диван тоже не ты.

И вот в этот момент ребенок, действительно, может создавать  залежи фантиков у себя под кроватью: все, что я съел, оно у меня в животе, а все, что я развернул, это тоже моё, это какая-то часть меня. Но это очень короткий период, это буквально несколько месяцев.

И, конечно, если вы это заметили, то самое лучшее – это просто поговорить с ребенком на эту тему, объяснить ему, что это ничего страшного, это не значит, что ты грязнуля и неряха. Да, я у тебя такое обнаружила, но ты это переживешь.

На самом деле этот процесс может продолжаться, знаете, до 80 лет, если не помочь и не подсказать ребенку, что это нормально и если создать из этого проблему, то есть внедрить систему наказаний угроз, и так далее.

Если ребенок в этом процессе застревает, или, например, он его прошёл, вы знаете, что два года назад всё было в порядке, и он выработал какую-то систему уборки, он принимает наши семейные правила, он знает, что мы раз в месяц, например, делаем полную влажную уборку во всей квартире, – а потом вдруг возвращается к этой ситуации, то, возможно, это ситуация, когда нужно задуматься, обратиться к психологу, к доктору.

Потому что иногда различные  заболевания  проявляются так. Может быть, ребенок просто очень сильно устает от той нагрузки, которая навалена на него. Разные причины, в них надо разбираться. Закрывать на это глаза не стоит.

Александра,  а можно  ли  научиться порядку, будучи взрослым?

– Безусловно, этому учиться нужно. Даже если вы думали, что вы этим владеете, сейчас такое время, когда этому нужно переучиваться.

Литературы много, и она не всегда помогает, я все-таки склонна к практическому подходу, потому что уборка, кроме всего прочего, имеет некий травматичный след, поскольку это воспитание, а воспитывали нас не всегда методами поглаживания.

У кого-то проблемы с беспорядком связаны с травмами.

И вот на это надо ориентироваться, чтобы уборка приносила счастье и вам, родители, и детям. Если вы почувствовали, что счастья становится меньше от уборки – значит, в своем отношении к ней надо  что-то скорректировать, значит,  с этим что-то не так.

Обучаясь заново убирать свой дом, человек свои травмы исцеляет. Это восхитительный процесс, который приносит вдохновение и радость…

Соб. инф.

Фото из открытых источников

Источник