Как научить ребенка стирать свои вещи

Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Определите место

Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.

Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.

Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…

Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.

Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать

Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».

Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.

Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.

Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.

2. Определите идеальное количество вещей

Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.

Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.

Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.

Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.

3. Обозначьте время

Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.

Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».

Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.

Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке

Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.

Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам. Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.

Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.

Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.

Читайте также:  Памятка как стирать джинсы

4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать

Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой. Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды». Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.

Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.

Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.

У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.

Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.

Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.

Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.

Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».

Источник

Инна Лихачева
Конспект беседы «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки, складывать вещи»

Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и игрушек растет, а малыш словно не замечает создаваемого им беспорядка. Что же делать? Как у маленького человечка выработать привычку убирать за собой?

Подавайте личный пример

Как бы вы ни старались словами объяснить малышу, что он должен поддерживать в детской порядок, добиться этого будет непросто, если вы сами не всегда делаете то, что от него требуете.

Как и в любом другом навыке, который вы хотите привить ребенку, самым главным будет личный пример, который вы ему подаете. Посмотрите, а всегда ли вы сами убираете на место свои вещи? Если вы бросаете одежду на стулья, не всегда сразу моете за собой посуду, а книжку оставляете в кресле, то не стоит удивляться, что и ребенок бросает свою одежду где попало, а игрушки у него весь день разбросаны по полу.

Так что, прежде чем требовать от малыша любви к порядку, начните с себя. Придя домой, аккуратно развесьте одежду на вешалки и уберите в шкаф, после еды сразу же мойте за собой тарелки, зубную щетку убирайте в шкафчик, а не оставляйте на раковине, книги и журналы после чтения аккуратно ставьте на полку.

Видя каждый день пример для подражания, ребенок с самого раннего возраста будет усваивать такую модель поведения, в которой соблюдение порядка является делом вполне естественным.

Когда начинать приучать к порядку?

Нередко можно видеть такую картину. Малыш, пытаясь подражать взрослым, берет лейку, чтобы полить цветы или несет чашку в мойку, чтобы ее помыть. Но взрослые, опасаясь, что он прольет воду из лейки на мебель или подоконник, уронит и разобьет чашку, тут же отбирают их у него, считая, что это дело не для малышей. Со временем у малыша пропадает желание проявлять инициативу, и он оставляет все дела вам. Стоит ли после этого удивляться, что впоследствии он предоставит вам «почетное право» убирать за ним.

Читайте также:  Как стирать поролоновые подушки

Чтобы этого не случилось, старайтесь с раннего детства поддерживать его желание вам помочь, быть похожим на вас, делать то, что делают взрослые. Пусть он расплескает воду, поливая цветы, или уронит тарелку в мойку, но зато у него будет вырабатываться привычка к заведенному в доме порядку, которая станет залогом аккуратности в будущем.

У всех вещей должно быть свое место

Если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы у всех вещей в доме было свое место. Малыш должен твердо знать, что в этом шкафу хранится одежда родителей, на этой полке стоят папины книги, на той – лежат мамины журналы, в этом ящичке лежат фотоальбомы, а в том – инструменты. Такие же места должны быть и у детских вещей. Выберите, где вы будете хранить мягкие игрушки, где будут лежать кубики, пластилин, альбомы и краски для рисования, солдатики, куклы и игрушечная посуда. Определите, в каком шкафчике, на каких полках и вешалках разместится детская одежда. Ведь чтобы убирать за собой вещи и игрушки, ребенку нужно знать, куда их убирать.

Можно сделать красивые наклейки с картинками на каждую коробку или шкафчик, с изображением того, что находится внутри. Так будет гораздо проще запомнить, что и куда нужно класть.

Будьте настойчивы

Чтобы приучить малыша к порядку, не стоит идти на поводу у детских капризов. Возьмите за правило — убирать за собой нужно всегда! Нередко дети, пытаясь определить грань дозволенного, начинают испытывать родительское терпенье, чтобы узнать, что будет в том или другом случае непослушанья. Трудно устоять, видя хныкающего и изображающего усталость ребенка, и не убрать игрушки самому вместо него. Но это отнюдь не лучший вариант. Если ребенок капризничает и упирается, не кричите и не ругайте его, а попробуйте ему помочь с уборкой. Малыш должен понимать, что убирать за собой придется в любом случае, и, видя это, вскоре перестанет этому противиться.

Превратите уборку в веселую игру

Чтобы уборка не становилась причиной хныканья и капризов, попробуйте превратить ее в игру. Сделать это не так уж и сложно. Можно придумать несколько вариантов увлекательной уборки.

Кто больше соберет.

Начните увлекательное соревнование, кто больше соберет игрушек. На раз, два, три дайте старт и не заметите, как быстро будут собраны все игрушки. Тот, кто собрал больше, получает маленький приз.

Кто соберет быстрее

Другой вариант соревновательной уборки. Разделите комнату пополам и убирайте каждый свою половину на скорость. Маленький приз достается тому, кто убрал быстрее.

Разложить игрушки по признакам

Не менее увлекательный вариант, к тому же способствующий развитию малыша. Попросите ребенка разложить игрушки по признакам – большие в эту коробку, маленькие – в тот ящичек. После окончания уборки проверьте, все ли было сделано правильно. Раскладывать можно по размеру, по цвету или по любым другим признакам. Такая уборка доставит множество положительных эмоций и вам и вашему ребенку.

Если ребенок упрямится

Есть еще один действенный способ научить ребенка убирать за собой. Расскажите маленькому упрямцу, что игрушки хотят, чтобы за ними ухаживали, убирали на место, что они устают играть и хотят отдохнуть в своих домиках. А от тех, кто о них не заботится, они могут уйти к другим ребятам. В очередной раз, когда ребенок заупрямится, не ругайте его, а напомните об этом. Когда же малыш уснет, спрячьте игрушки так, чтобы, проснувшись утром, он их не нашел. На все вопросы отвечайте, что, видимо, игрушки ушли к другим ребятам, тем, которые не ленятся убрать их в коробочки после того, как поиграют. Скажите, что вы можете позвать игрушки обратно домой, но объясните, что они вернутся только в том случае, если малыш пообещает больше не бросать их на полу, а будет всегда аккуратно убирать после игры.

Чаще хвалите ребенка

Многие родители забывают о таком действенном средстве, как похвала. Если ребенок все делает так, как нужно, этого вроде бы никто и не замечает. А стоит ему сделать что-то не так, то малыша не забывают поругать.

Все детские психологи в один голос утверждают – это в корне неверная тактика воспитания. Старайтесь не ругать за то, что было сделано не так. Ребенок и сам расстраивается, если у него что-то не получается, а если на этом еще и заострить внимание, то у него, скорее всего, останется обида и нежелание делать то, что не получилось, в следующий раз. А вот если хвалить каждый раз, когда у него все получается, то можно достичь удивительных результатов.

Читайте также:  Как стирать бортики для кроватки новорожденного

Если малыш своевременно убрал за собой игрушки, не забудьте его похвалить и восхититься удивительной чистотой в комнате. Поверьте, в следующий раз он возьмется за уборку с удвоенным рвением.

Пользуясь этими простыми советами, вы без особого труда сможете приучить малыша убирать за собой игрушки и не разбрасывать по дому вещи.

Не бывает идеальных родителей, как и идеальных деток. Однако, обучая детей чему-то новому, родители постепенно сформируют гармоничную и волевую личность.

Источник

Вещи постоянно раскиданы и вы не можете заставить ребёнка их убрать?

Уговоры, разговоры и запугивания не помогают?

Хотите навсегда избавиться от беспорядка в квартире и заставить детей соблюдать чистоту?

Тогда читайте эту статью.

5 советов мамам, мечтающим о порядке дома

  • Не ставьте нереальных целей. Пока дети маленькие идеального порядка дома достичь достаточно сложно. У вас действительно есть для этого ресурс? Если нет, тогда стоит сместить акцент с идеальной чистоты на другой вопрос — ПОЧЕМУ беспорядок возникает? Что не так в окружающем пространстве?
  • Осмотрите критично свой дом — а соблюдаем ли мы с супругом порядок в остальных местах дома. Помните, дети учатся у нас. Бесполезно им говорить, что нужно убирать за собой, если папа небрежно бросает снятую одежду и обувь, мама оставляет в течение дня горы посуды и неглаженного белья, а на полках и в шкафах царит хаос и неразбериха. Правило «я люблю чистоту и порядок в доме» должны соблюдать все члены семьи на деле, а не только на словах.
  • Проведите генеральную уборку и уберите все вещи, которыми вы не пользуетесь длительное время. Профессионалы рекомендуют выбросить 5 ненужных вещей с каждого отдела, полочки, шкафчика. А также сейчас можно найти очень много способов компактного эргономичного хранения.

Помните про уют и эстетику. Дети очень чувствительны к среде, в которой они живут. Окружая детей прекрасным, демонстрируя бережное и аккуратное отношение к вещам, мы демонстрируем ту модель поведения, которую хотели бы видеть у своих детей.

  • Привлекайте детей к бытовым процессам — уборке, приготовлению пищи, стирке, глажке, уходу за цветами и домашними животными, учите заботиться о близких.

Все дети хотят подражать жизни взрослых. Можно наблюдать как совсем маленькие малыши, едва научившись ходить, пытаются тереть тряпкой, как мама, повторять её движения. И пусть малыш ещё не сделает идеально, но радость от процесса будет способствовать развитию внутренней мотивации и уверенности в своих силах. Обязательно покажите образец — КАК нужно делать. Медленно, терпеливо, отделяя слова от дела — сначала проговорить, потом молча показать.

Иногда взрослые забывают, что дети не имеют опыта деятельности. Например, говорят «вытри то, что пролил», предварительно не научив, как это нужно делать. В Монтессори классах детей учат всем необходимым практическим навыкам, чтобы он к 6 годам приобрёл функциональную независимость. Этому с успехом может обучать мама дома. Главное помнить, что к ошибкам и неуспеху нужно относиться с пониманием и терпением, наблюдая, что именно у ребёнка не получается и почему, чтобы помочь ему преодолеть препятствие.

  • Освободите детскую комнату от ненужных игрушек.

Прямо сейчас зайдите в комнату ребёнка, внимательно на неё посмотрите, будто видите впервые, и ответьте себе на вопросы:

  1. Есть ли у каждой вещи своё место?
  2. Не перегружена ли комната лишними игрушками?
  3. Удобно ли ему доставать и убирать свои игрушки?
  4. Есть ли у него место, куда он может положить вещь и быть уверенным, что она оттуда не пропадёт?
  5. Может ли мой ребёнок самостоятельно поддерживать чистоту в своей комнате?

Если по какому-то пункту вы ответили нет, помните — это зона вашей ответственности. Ребёнок не виноват, если его пространство организовано неправильно и он не в силах и не умеет нести за него ответственность.

«Помоги мне сделать самому» — главный принцип Монтессори педагогики. Помогите своим детям: организуйте правильно среду, демонстрируйте модель поведения, которую вы хотите видеть от них, привлекайте к бытовым делам, обучайте практическим навыкам, не отказывайте в помощи, вдохновляйте, направляйте и позвольте учиться на своих ошибках, тогда вожделенный порядок станет органичной частью вашей жизни.

Счастливый взрослый — счастливый ребёнок. CogA Kids Club поможет вам обрести знания и уверенность в своей позиции.

Читайте еще:

Подпишитесь на наш канал Яндекс Дзен! И ставьте палец вверх ???? Будем делиться нашими наработками ????.

Источник