Как отмыть фасад на чертеже

Отмывка архитектурного чертежа. Порядок работы

Этапы работы

  1. Работа начинается с отделения света и тени на чертеже. Все затененные места чертежа покрываются раствором туши такой силы, чтобы про высыхании все покрытые тушью участки были несколько светлее самых светлых рефлексов в теневых местах чертежа. Это необходимо, чтобы не перетемнить чертеж.
  2. Вторая операция состоит в покрытии очень легким тоном, почти водой, всей поверхности данной детали, фрагмента или фасада. При этом нетронутыми остаются все ребра, которые находятся под непосредственным воздействием света, падающего на них под прямым углом, а также плоскости, на которые лучи света падают под углом 90 градусов или близким к нему.
  3. Затем вся поверхность чертежа делится на несколько основных планов в зависимости от их удаления в глубину, что видно по профилю и что необходимо предварительно изучить на эскизе. Первый план, расположенный ближе всего к зрителю, посылает в глаз больше отраженных лучей, чем планы, расположенные далее в глубину. Поэтому первый освещенный план изображается светлее остальных. Под словом «план» в данном случае следует понимать вертикальные поверхности, параллельные фасадной плоскости проекций.
  4. Вся поверхность детали, за исключением первого плана, покрывается таким же легким раствором туши, каким была покрыта вся поверхность чертежа. По высыхании поверхности чертежа первый план оказывается несколько светлее остальных, более глубоких.
  5. Продолжая работу далее, покрывают последовательно одним и тем же легким раствором планы, за исключением уже покрытых; каждый раз бумаге дают хорошо просохнуть. Не следует вводить слишком много планов, достаточно 5-7 основных, наиболее характерных. Все второстепенные, близко расположенные планы, следует объединять в один; их разделение (при необходимости), можно сделать в конце работы.
  6. Для упрощения работы покрытие легким раствором туши производят сразу на всех участках света и тени. Ребра, обращенные к источнику света, особенно на первом плане, стараются сохранить светлыми. После распределения степени освещенности на светлых планах переходят к работе над участками, находящимися в тени. Тени, расположенные на первом плане и на планах, ближайших к зрителю, изображаются более интенсивными, чем тени, находящиеся на более глубоких планах; последние изображаются более ослабленными и с меньшими подробностями в градациях.
  7. Это правило неприменимо в тех случаях, когда в теневых частях детали или фрагмента имеются относительно замкнутые пространства, как, например, промежутки между модульонами в карнизах. Эти промежутки следует тушевать темнее модульонов, хотя последние и находятся на ближнем плане. Так как замкнутые глубокие пространства в теневых частях слабее освещаются отраженными лучами. Это относится и к проемам, в которых раскрываются внутренние, затемненные помещения.
  8. Покрытие затененных поверхностей идет так же последовательно по планам, как и при тушевке освещенных поверхностей, но в обратном порядке. Последними покрываются тени самого близкого к зрителю плана.
  9. На всех ребрах детали, находящихся в тени и обращенных к источникам отраженного света, при покрытии теней необходимо оставлять тонкую полоску, чуть светлее тени. Это явлении наблюдается в натуре, и передача его способствует большему выявлению рельефности формы. Следует отметить, что светящиеся ребра детали в тени (как и на свету) будут различны по силе, то есть на передних планах они будут более светлыми, чем на планах, более глубоких.

Как делать архитектурную отмывку:

  • Архитектурная отмывка – танцуют все! (одно, никому не нужное мнение)
  • Материалы и общие рекомендации при работе в технике заливки
  • Приемы заливки
  • Общие положение при отмывке сложных объектов
  • Отмывка архитектурного чертежа. Порядок работы

А также:

  • Фотографии храмов для архитектурной отмывки

Источник

Добрый день. Текст написан для личного журнала, и подборка иллюстраций не только по русской архитектуре.
Но всё таки — маленький ликбез (или вспомнить и по-ностальгировать для тех, кто в курсе) — про то, что такое Архитектурная отмывка.

Отто Вагнер, проект церкви при психбольнице.

Техника, в которой я рисую свои домики, называется Архитектурная отмывка. Ну то есть, конечно, я использую не самую классическую версию отмывки, я её немного модифицировала под свои задачи и добавляю для яркости другие материалы. Но в основе – Архитектурная отмывка.

Настоящий архитектурный чертеж отмытый акварелью… так. Нет. Самая тру отмывка делается китайской тушью. Это когда совсем-совсем по настоящему. Акварель – это уже рангом пониже. Где-то между акварелью и китайской тушью есть еще чай и кофе (это когда чертеж отмыт в градациях сепии-сангины).

Итак – классический порядок действий: вычерчивается чертеж карандашом. Обводиться тушью. В классическом тру варианте – это рейсфедер и перо, в варианте попроще – рапитограф, я использую еще более читтерский вариант – линер. Впрочем, разница между линером и рапиторафом уже не велика…

Далее лист чистится от карандашных линий. Ластиком и клячкой. Когда клячек не было – мы (да, я застала еще то время) использовали черствый белый хлеб. У О’Генри есть рассказ про то, как архитектору чертеж запороли в черствую булку подложив масло. Вот это про это.

После чего мы получаем чертеж тушью на бумаге, который можно раскрашивать. А точнее – отмывать. Главное в архитектурном чертеже – всё таки сам чертеж, цвет для него вторичен и не должен сильно лезть на первый план. Цвет и тени наносятся тонкими-тонкими жидкими слоями постепенно. Для чего сначала краска разводиться в маленькой баночке в воде. Я для этого использую крышки от пластиковых банок – коплю всегда для отмывок. В принципе сейчас я использую обычно 1-2 баночки – для неба и для основного цвета дома. Всё остальное делаю разными оттенками. Но это опять таки – не по канону.

Читайте также:  Чем отмыть фасады кухни

По канону – намывать оттенки градациями по чуть-чуть. Самое крутое – отмывать чертеж так называемой «слезой» — это когда в воде тушь есть, но её не видно. То есть когда ты покрываешь лист белой водой… но так как тушь там всё таки есть, постепенно появляются оттенки. Иногда количество слоем доходит до 40 штук.

Де Клерк — работа на конкурс

Но нет – в своих домиках я так не делаю (всё таки я многодетная мать). Но при этом взять сразу на кисть полный цвет – не могу. Образование и годы практики никуда не деваются. Так что обычно у меня 3-4 слоя краски есть…
И вот сейчас, готовя листы к аукциону авторских принтов – мне надо пройтись по картинке один раз. Потому что цвет уже есть – нужно только его где-то подчеркнуть. И я учусь это делать. Потому что хочется взять слезу и намывать нежно-нежно. Но я стараюсь использовать возможности печати и тренировать навык давать яркие акценты. Так что на принтах иногда будет цвет там, где я на оригинале постеснялась и побоялась. Потому что в душе я классик и считаю что цвет на чертеже должен быть слабый-слабый (вот в этом месте не ржать, да. Я понимаю, что мои домики очень яркоцветные – но вообще-то глубоко внутри я это осуждаю!). Только планы позволительно покрасить ярко.

А еще, если вы присмотритесь, то увидите, что тени я тоже по институтской привычке строю слева направо и под углом в 45. Это общепринятый архитектурный стандарт. И я продолжаю его использовать.

Кваренги

Всякой красоты у меня целые альбомы — но ведь сканировать надо… поэтому то, что попалось при первом серфинге файлов на диске

Источник

Моделирование объемно-пространственной формы на архитектурных чертежах при помощи отмывки выполняется специально приготовленными растворами китайской сухой туши или акварели. Ни в коем случае нельзя использовать для приготовления растворов жидкую спиртовую, черную или цветную тушь.

Приготовление раствора для отмывки из сухой плиточной туши представляет особый процесс. Поверхность фарфорового блюдца или другой неглубокой чашечки смачивается водой и немного воды оставляется на дне. Тушь натирают по стенке до необходимой концентрации. Затем сливают в баночку (лучше стеклянную) и разбавляют кипяченой водой. Полученный раствор фильтруют через марлю с тонким слоем ваты или используют для фильтрования другой гигроскопический материал, чтобы в растворе не осталось мелких кусочков туши и взвесей, так как при отмывке эти крупинки могут оставить на бумаге полосы и пятна.

Количество раствора определяется практикой, но его всегда следует заготовить значительно больше, чем требуется для отмывки на один раз, т.к. даже при большом умении нужный тон за 1 раз трудно получить.

Приготовленный концентрированный раствор туши можно разлить по небольшим, желательно стеклянным банкам и разбавлять его кипяченой водой до необходимой насыщенности. Таким образом, можно получить три-четыре различных по тональности раствора и каждый из них использовать в отмывке по мере необходимости.

Следует отметить, что первое знакомство с техникой отмывки, как графическим приемом оформления архитектурных чертежей, происходит на занятиях по дисциплине «Графика и композиция». Выполняется несколько упражнений, которые помогают овладеть техникой отмывки. Освоить их необходимо прежде, чем приступать к отмывке архитектурной детали или фрагмента. Все упражнения выполняются на хорошем ватмане, предварительно натянутом на подрамник. Раствор туши или акварели средней насыщенности приготавливают в соответствии с вышеперечисленными рекомендациями.

Прежде чем начать отмывку необходимо промыть бумагу, натянутую на планшет пилообразными движениями кисти слева направо чистой водой большой кистью №18-22. Отмывка начинается сверху на листе, установленном наклонно под углом 20о-30о. Отмывку рекомендуется выполнять последовательным наложением одного светлого тона на другой до требуемой насыщенности. Не следует накладывать следующий слой раствора до тех пор, пока полностью не высохнет предыдущий.

2.3.1 Первое упражнение

В квадрате 15×15 см создать равномерную однородную по тональности плоскость при помощи отмывки.

Заливка квадрата выполняется кистью № 18-22 хорошо напитанной приготовленным раствором. Раствор наносят горизонтальными, слегка зигзагообразными движениями кисти от левой до правой границы квадрата и сверху вниз. Обязательным условием является наклонное положение подрамника под углом 20-30°, при котором стекание раствора, направляемое кистью к нижнему краю квадрата, значительно облегчается.

Первая полоса раствора, которую нанесли от верхней границы квадрата, будет иметь в нижней части натек, которому кистью помогают стекать вниз, сохраняя его все время горизонтальным во всю ширину квадрата. При этом кисть должна управлять стеканием раствора по всей ширине квадрата без пропусков, обеспечивая достаточную полноту натека и ровную заливку границ квадрата. Опустившись до нижней границы квадрата, натек раствора снимают кистью, отжатой о мягкую ткань или край банки. Через некоторое время, если натек вновь образовался по мере медленного стекания раствора, его также нужно убрать отжатой кистью. Дав бумаге полностью высохнуть, процедуру нанесения раствора необходимо повторить. Для более однородной насыщенности отмывки планшет можно поворачивать на 90о или 180о. Если все условия техники отмывки были соблюдены, то белая плоскость квадрата должна приобрести совершенно однородный, ровный по тональной насыщенности серый или другой цвет (рисунок 4).

Читайте также:  Как отмыть чайник из нержавейки от нагара снаружи

Рисунок 4 – Равномерная тушевка

2.3.2 Второе упражнение

В квадрате 15×15 см при помощи отмывки создать поверхность из пяти полос разной тональности с четкой границей между ними.

Квадрат делится на пять горизонтальных полос по 6 см каждая. При этом разделительная карандашная линия между полосами должна быть едва заметной.

Так же как и в предыдущем упражнении, заливка поверхности квадрата раствором на первый раз производится слева направо и сверху вниз от верхней кромки квадрата до нижней его границы. После того, как бумага полностью просохла, второй слой раствора наносят от нижней границы первой полосы до нижней кромки квадрата.

Таким образом, покрытыми вторым слоем раствора оказываются четыре полосы без верхней пятой. Вновь дав бумаге полностью просохнуть, отмывают три полосы, начиная с нижней кромки второй и т.д. В итоге, верхняя полоса квадрата оказывается покрытой одним слоем раствора, а на нижнюю, пятую полосу раствор был нанесен пять раз.

Это упражнение наглядно показывает степень градации тональности, в зависимости от количества нанесенных слоев раствора (рисунок 5).

Рисунок 5 – Слоевая тушевка

2.3.3 Третье упражнение

В квадрате 15×15 см при помощи отмывки создать поверхность, имеющую плавный переход от светлого тона к темному.

Заливка раствором плоскости квадрата на первый раз производится от верхней кромки квадрата слева направо и сверху вниз до его нижней границы. Мысленно разбивают квадрат на пять горизонтальных полос. От середины первой полосы кистью, напитанной чистой водой, заливают полосу до ее нижней кромки. Затем, слегка отжав кисть мягкой тканью, продолжают заливку теперь уже раствором до нижней границы квадрата. Обязательным остается требование полного высыхания бумаги после нанесения каждого слоя раствора.

Далее заливку с воды начинают от мысленной середины второй полосы до ее нижней кромки. И вновь, промокнув кисть о ткань, вводят раствор и помогают натеку стекать вниз до границы квадрата. Последовательно смещаясь на середину третьей полосы и так далее, весь процесс отмывки, начинающийся с воды, повторяют. Это размывная тушевка.

В результате выполнения этого упражнения поверхность квадрата должна иметь плавный мягкий переход от светлого тона к насыщенному темному (рисунок 6).

Рисунок 6 – Размывная тушевка

2.3.4 Четвертое упражнение

При помощи отмывки выявить объемно-пространственную форму любой из трех геометрических фигур: конус, шар, цилиндр.

Вычертить в карандаше одну из предложенных фигур, вписывающуюся в квадрат 15×15 см. Диаметр основания конуса и цилиндра -10 см, высота соответственно – 15 см.

Перед тем как начать отмывку предложенных тел вращения, необходимо построить их собственные тени, для того, чтобы иметь ясное представление о распределении светотени по поверхности формы.

Необходимо отметить, что у всех этих фигур собственные тени располагаются справа и вертикально. Кроме того, в теоретической части указаний было отмечено, что собственные тени тел вращения и тел, имеющих криволинейные формы, имеют плавный переход от светлого к темному. Следовательно, подрамник следует развернуть таким образом, чтобы натек раствора оставался горизонтальным и смещался параллельно собственной тени.

Используя способ заливки из третьего упражнения «от воды к раствору», и проанализировав характер светотональных соотношений конкретной фигуры, следует приступать к отмывке (рисунок 7).

Рисунок 7 – Размывная тушевка

Во всех этих упражнениях при выполнении отмывки подрамник должен иметь наклонное положение, то есть быть приподнятым относительно горизонтальной плоскости стола. Угол наклона не должен быть слишком большим, так как в этом случае, натек раствора может двигаться слишком быстро и превратится в потек.

В то же время, слишком маленький наклон подрамника, может сказаться на отмывке таким образом, что раствор, задерживаясь на бумаге, впитывается и оставляет тонкую контурную, темную линию. Поэтому оптимальный угол наклона подрамника составляет 20-30° и подставка под подрамник должна быть соответствующей высоты.

Другим способом тушевки является работа «по сырому». Этот способ значительно сложнее слоевой и размывной тушевки и требует профессиональных навыков в работе с раствором туши. Сначала покрывается вся поверхность начальным тоном, и по сырой поверхности бумаги постепенно вводятся более сильные тона туши. Качество отмывки зависит от консистенции туши, вида бумаги и опыта.

В отличие от работы с тушью графическая разработка чертежа акварелью позволяет ввести дополнительные цвета. Основным качеством акварели является ее прозрачность. Через нанесенный слой красочного раствора просвечивает фон – бумага и контурные линии чертежа. Здесь, также как в работе с плиточной тушью, важное значение имеет качество бумаги.

Читайте также:  Как отмыть кисточку от краски в домашних

Контурные линии детали или другого архитектурного объекта, должны быть видимыми, следовательно, необходимо учитывать характер наносимого поверх контура красочного слоя. При легкой прозрачной отмывке достаточно тонкого карандашного контура, а при более плотной – целесообразней обвести карандашную линию слабым раствором акварели или туши, чтобы закрепить линию.

При работе акварелью следует учитывать ее особенности:

— при высыхании она становится несколько светлее и менее насыщенной, сохраняя при этом свой цветовой тон;

— добавляя воду, можно менять светлоту краски вплоть до белого фона бумаги.

Технике работы с акварелью свойственны как способ механического смешения красок, так и способ лессировки. Способ механического смешения красок больше используется в живописи.

Способ лессировки основан на прозрачности акварельных красок и заключается в последовательном многократном нанесении одного красочного слоя на другой. Именно этот способ наиболее часто употребляется в разработке архитектурных чертежей.

Акварельная техника лессировки имеет много общего с техникой туши, поэтому целесообразно выполнить те же упражнения, которые выполнялись раствором туши (см. выше), только с разными цветами, например: кадмий желтый, берлинская лазурь, краплак, как наиболее прозрачными красками. Эти упражнения позволяют ознакомиться с основными свойствами акварельных красок – прозрачностью и насыщенностью тона.

Часто при отмывке архитектурных деталей, фасадов, перспектив, желая передать общий колорит, оказывается достаточным нанесение так называемого цветового грунта. Выбор цвета грунта зависит от того, теплую или холодную гамму предпочитает исполнитель, а также от характера строительного материала, из которого выполнена деталь или объект. Основная же отмывка, передача объемно-пространственной формы выполняется только раствором плиточной туши или раствором черной акварели.

Следует отметить, что при выполнении данной курсовой работы не ставится задача разработки сложного цветового решения. Отмывка может выполняться как в монохромном варианте, так и в полихромном. При этом цветовое исполнение не должно быть самоцелью, а является дополнительным элементом эмоционального восприятия.

Не следует готовить раствор акварели более чем из двух цветов, раствор быстро портится, и подобрать исходный цвет будет сложно.

Методика выполнения отмывки лессировкой акварельными красками практически схожа с отмывкой раствором плиточной туши. Последовательность светотеневой отмывки архитектурной детали следующая:

1) нанесение тонкими карандашными линиями без обводки тушью всех собственных и падающих теней;

2) обводка контурных линий слабым акварельным или тушевым раствором;

3) определение цветовой гаммы;

4) светосила главных (солнце) и второстепенных (стена, небо) источников света;

5) промывка чертежа перед началом нанесения красочных слоев;

6) отмывка прозрачными растворами от светлого к темному, путем последовательного нанесения одного цвета на другой.

Рассмотрим последовательный процесс отмывки архитектурной детали при солнечном свете изображенной на рисунке 8.

Приготовленным прозрачным раствором краски теплого цвета покрывается вся поверхность листа (предварительно выполнены пункты 1-5). Цвет этого первого красочного слоя и будет цветом освещенной светлой поверхности. Второй красочный раствор, которым покрываются теневые места, определяется цветом второго источника света – неба. В данном случае вся теневая часть будет иметь холодный оттенок (стена или небо).

При нанесении второго красочного слоя холодного оттенка те части карниза, которые были покрыты «теплым» красочным слоем, то есть освещенные прямым светом, второй раз раствором не покрываются. Тени наносятся тем же «холодным» раствором. В качестве раствора холодного оттенка может быть использована берлинская лазурь или раствор черной акварели.

На последней стадии выполнения уточняются элементы детали, выявляется контрастами света и тени главное и второстепенное. Последовательность нанесения красочного слоя от светлого к темному соответствует закономерностям освещения и воздушной перспективы и с другой стороны – техническим свойствам и возможностям акварельных красок.

Во время работы над передачей воздушной перспективы необходимо сохранять правильные соотношения силы света, полутона, тени и рефлексов. Блик всегда подчиняется свету, а рефлекс – тени.

Учебные упражнения выполняются на планшете размером 55х75см. В зависимости от компоновки на планшете возможны изменения размеров элементов упражнений в сторону увеличения.

Рисунок 8 – Последовательность отмывки акварелью

3 Выполнение курсовой работы

3.1 Задание на проектирование и состав проекта:

3.1.1 Задание на проектирование предусматривает графическое исполнение архитектурного сооружения или фрагмента с построением теней и выявлением объемно-пространственной формы при помощи воздушной перспективы методом отмывки.

3.12 Объект проектирования:

собор, архитектурная деталь или фрагмент памятника мировой архитектуры, по выбору студента из предложенных преподавателем вариантов.

3.1.3 Исходные материалы для проектирования:

— чертежи фасадов и плана памятника архитектуры;

— таблицы, схемы;

— фотографии, ксерокопии;

— литературные источники (альбомы, увражи, книги).

3.1.4 Состав проекта:

— памятник мировой архитектуры, архитектурная деталь или фрагмент сооружения с надписью.

Источник