Как отмыть глушитель мотоцикла
Устройство двухтактных двигателей по сравнению с четырехтактными намного проще. Но за простоту нужно платить, и часть этой платы уходит на систему выхлопа 🙂 Так как масло в 2-х тактных двигателях смешивается с бензином, топливная смесь сгорает оставляя за собой нагар в камере сгорания и выхлопной системе. Качественное масло оставляет минимум таких нагаров, а вот не совсем качественное довольно много. Еще повышенному отложению нагара способствует не герметичность глушителя впуска, воздушного фильтра, что приводит к попаданию пыли и грязи в цилиндр. Мало того, так вся эта грязь убыстряет износ поршневой системы. Поэтому, если вы нашли много отложений в выхлопной системе, то после ее очистки проверьте воздухофильтр и соединение его с карбюратором.
Если вы чувствуете, что мощность и максимальные обороты вашего скута стали падать, карбюратор стал богатить, не обязательно менять поршневую и крутить карб, проверьте выхлопную систему.
Для начала снимите выхлопную трубу. С креплением разберитесь на месте, так как у разных скутов оно разное. Попробуйте завести без глушителя и проехать, если не боитесь :)) Если мощность заметно возросла, то глушитель забит. Хотя не факт что со снятым забитым глушителем мотороллер сразу хорошо поедет. Ему может не хватать топлива и он вообще нормально не поедет. В двухтактных двигателях любые изменения в системе впуска и выпуска могут сильно влиять на работу двигателя.
Загляните в ту дырочку выхлопной трубы, куда поступает выхлоп с цилиндра. Если там есть нагар, удалите его, можно с помощью острой большой отвертки. Затем в эту дырочку подуйте (да, да, подуйте! Только ж протрите все тряпочкой, и желательно через марлю). Глушитель должен продуваться без особых усилий. Если же вы краснее от напряга легких или дуется довольно тяжело — глушитель забит и Вам здорово не повезло :о)
Очистить его дело сложное. Можно попробовать вскрыть (самый эффективный метод, но и самый сложный), все вычистить и прожечь паяльной лампой. Но в этом случае вы испортите немножко внешний вид, не каждый на это пойдет. Да и глушитель придется заново красить.
Не пытайтесь в разобранном глушителе удалять какие-либо перегородки и делать доработки. Вряд ли двигатель выдаст большую мощность, скорее даже наоборот и громкость выхлопа в этом случае увеличится. Вся система от образования и подачи топливной смеси к камере сгорания и до выброса отработанных газов через выхлопную трубу сильно завязана между собой. Любые спонтанные и необдуманные изменения в ней приводят к потере мощности.
Как вариант, попробуйте снятый глушитель хорошо пропалить паяльной лампой, почти до красна, затем аккуратно обстукать его довольно тяжелым деревянным молотком и постепенно вытрусить из него всю грязь. Но это не очень эффективный способ. Разборки глушителей после такой операции показали — нагар часто остается неудаленным в трубках между перегородками а отпавшие большие куски золы в промежуточных камерах. А нагар в трубках и создает сопротивление. После такой операции, что бы привести глушитель в «товарный вид», его придется тоже заново красить.
Можно попробовать химический способ очистки. Глушитель сначала хорошо пропаливаем паяльной лампой до тех пор, пока из него не выгорят все остатки масла и бензина. Одним словом, из отверстий должен перестать идти дым и огонь. Затем обстукиваем молоточком, вытрушиваем все что отпало внутри.
Покупаем химикат для очистки отложений в чайниках (и побольше). Можно попробовать использовать лимонную кислоту. Разбавьте горячей водой. Одно из двух отверстий глушителя заглушите и заполните приготовленным раствором. Поставьте так, что-бы вода не вытекала и грейте глушитель паяльной лампой. Вода в нем закипит. Покипятить нужно подольше. Затем остуживаем, хорошо взбалтываем и сливаем все что залили. Снова повторяем сначала. Долгий процесс, но может принести хороший результат без разрезания выхлопной трубы.
Следующий шаг — проверяем на наличие нагаров выхлопное окно в цилиндре. В этом случае цилиндр нужно снять. Откручиваем защитный кожух с цилиндра, вывинчиваем свечу и закрываем оставшуюся дырку чистой тряпкой. Откручиваем четыре болта, вынимаем их и снимаем головку цилиндра и алюминиевую прокладку. Проверяем наличие отложений на головке и на поршне. Если там и там что то есть, то нужно их очистить и желательно отполировать. Затем аккуратно снимаем цилиндр и закрываем чистой тряпкой полость колен вала. Смотрим на выхлопное окно. Если оно забито, аккуратно вычищаем его отверткой или чем то подходящим, выполняя эту операцию не поцарапайте зеркало цилиндра! Когда чистка закончена, промываем цилиндр в бензине и вытираем сухой тряпкой. Собираем в обратной последовательности смазав обильно цилиндр, кольца и поршень маслом. Если прокладка между цилиндром и картером была испорчена, вырезаем новую из паранита или бумаги такой же толщины, смазываем очень тонким слоем герметика или солидолом и устанавливаем. Цилиндр, поршень и кольца при установке смазываем маслом.
В некоторых случаях, после таких операций владельцы не могут узнать свой скут, так хорошо он начинает работать и намного меньше кушать топлива! Возможно, после чистки, придется подрегулировать карбюратор.
ЧИСТКА ГЛУШИТЕЛЯ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ. Как почистить глушитель самому? Случается так, что отрегулировав зажигание и промыв карбюратор, мотоциклист оказывается в полном недоумении из-за того, что еще совсем недавно его мотоцикл был таким резвым, а сейчас работает вполсилы. С чего бы, казалось: свечи новые, бензин хороший, компрессия в норме, воздушный фильтр чистый. В чем же дело?!
Подобные признаки «болезни» могут возникнуть, если глушитель забит нагаром и негоревшем маслом, Из-за чего же это происходит? Возможных причин три. Первая — официальная рекомендация заводов-изготовителей нашей мототехники (двухтактной) применять смесь бензина с маслом в пропорции 25:1. Думается, что это перестраховка с учетом особенностей отечественного производства, где сотые и десятые доли миллиметра иногда «гуляют». Вторая — практически полное отсутствие в продаже масел, рекомендованных для двухтактных двигателей (МГД-14 и М-12ТП). В Москве, например, значительно проще купить импортное двухтактное масло ведущих мировых производителей, чем МГД-14. Однако разница в цене заставляет приобретать обыкновенный «автол» или «жигулевское» масло. И третья причина — отсутствие на наших мотоциклах раздельных систем смазки. Отворачивание винтов, крепящих «флейту» к корпусу глушителя.
А теперь посмотрим на конкретных примерах из-за чего, возникает необходимость чистки глушителя. Ситуация первая: тульская губерния (соответственно — чернозем), сельская местность в сезон дождей, старый «ИЖ-49″‘, такой же хозяин. Опытный водитель умело ведет борьбу с бездорожьем благодаря прекрасному, тяговитому на малых оборотах двигателю. В бензобаке плещется А-76 в соотношение 20:1 с какой-нибудь гадостью, типа регенерированного «автола» («отработка», очищенная промышленным образом), обороты двигателя редко превышают 2000 об/мин.
Ситуация вторая: шоссе (отличный асфальт), дорожный 43-350, за рулем человек, не любящий скорость ниже 100 км/ч, в баке — смесь А-92 с МГД-14 в соотношении 50:1, обороты двигателя 4000 об/мин и выше.
В первом случае работающему на малых оборотах двигателю требуется минимальное количество масла. Он же получает его в соотношении 20:1, да к тому же автомобильное (четырехтактное), богатое различными присадками, совершенно ненужными, а в плане нагароотложения даже вредными для двухтактного мотора. Таким образом, не сгоревшее масло в прямом, смысле вылетает в трубу, в глушитель, где и скапливается в кашеобразном состоянии.
Мотоцикл 43-350 для второй ситуации был выбран неспроста. Дело в том, что чешские мотоциклы всегда имели более эффективные глушители, чем наши. Но глушители 634 и 638 моделей «Явы» имели один недостаток — со временем прогорали картонные прокладки, отделявшие один отсек от другого. «4езетов-ский» же глушитель был лишен такого недостатка, так как все детали «флейты» были металлическими. Так откуда взяться масляной «каше» в глушителе 43? Ведь практически все масло (компрессорное, без присадок, именно такое МГД-14) сгорает, выполняя свою функцию в двигателе, работающем на оборотах, близких к максимальным. Можно быть уверенным, что эксплуатируя мотоцикл в таких условиях никакой необходимости в чистке глушителя не возникает.
Сельским же жителям остается лишь пожелать скорейшего появления в продаже новой «Планеты» с раздельной системой смазки. А пока заводы занимаются ее разработкой, займемся чисткой забившегося глушителя. Самым народным способом, вероятно, из-за простоты и доступности, считается прожигание. Надо снять с мотоцикла глушитель и выхлопные трубы (в которых, кстати, тоже отлагается очень твердый нагар). В нашем случае это будет «ижевский* глушитель, хорошо знакомый большинству мотоциклистов. Для начала отвернем два винта и извлечем «флейту». 4тобы удалить все закоксованные детали, лучше всего подойдут паяльная лампа или газовая горелка. Вставку — флейту проще всего насадить на палку и со всех сторон обжечь. После того как отложения перестанут гореть, шлак легко удаляется металлической щеткой с длинным ворсом.
4тобы прожечь сам глушитель, его необходимо либо подвесить вертикально на проволоке, либо положить под углом, чтобы разница в перепаде высот входа и выхода создавала тягу.
Кстати, если вы собрались прожигать глушитель «‘Явы»‘ или 43, не забудьте вытащить резиновые колечки — уплотнители выхлопной трубы. Все готово. Поднесите горелку и направьте пламя вверх-внутрь корпуса глушителя. 4ерез некоторое время оттуда послышится гудение — значит, началось горение отложений и горелка больше не нужна. Сильно закоксововшийся глушитель в пике своего горения очень напоминает взлетающую ракету, но верх ногами, с гулом и языком огня.
К сожалению, почистить глушитель внутри щеткой невозможно, и поэтому его обстукивают по бокам деревянной палкой, а потом тщательно вытряхивают из него шлак, отвалившийся от стенок.
Следы побежалости (голубой оттенок) на хромированном покрытии легко удалить на полировальном круге или средствами для чистки хромированных деталей.
Осталось собрать и установить выпускную систему на мотоцикл и наслаждаться вновь ожившим двигателем. Отдел эксплуатации и испытаний.
Если скутер постепенно теряет мощность, а с карбюратором, цилиндром и трансмиссией всё в порядке, то самое время проверить забитость глушителя. Поскольку в двухтактных двигателях масло постоянно сгорает, то неудивительно, что рано или поздно глушитель забивается нагаром. И нагар может достигнуть такой толщины, что существенно уменьшит диаметр пропускных отверстий внутри глушителя. Выпускная система не сможет работать с положенной нормой, и мощность двигателя упадёт.
Поэтому имеет смысл иногда проверять забитость глушителя. Как часто это делать, я не знаю – наверное, не чаще, чем раз в 5000 км. Для проверки нужно снять глушитель и подуть в его трубу, предварительно обёрнутую салфеткой. Если воздух идёт с сопротивлением, значит, глушитель забит.
Есть 3 основных способа чистки глушителя:
- химический, например, с помощью щёлочи или растворителя
- прожиг извне, например, в костре
- разрезание, выжигание и обратное заваривание выпила
Сварочного аппарата у меня нет, поэтому третий способ отпадает автоматически. Да и вообще, распиливать, жечь, варить, потом красить – проще и дешевле купить новый глушитель, не вижу я никакого смысла заниматься такой работой. Второй способ, с выжиганием в костре и выстукиванием, не требует сварочного аппарата, однако всё равно глушитель будет изуродован внешне, и это тоже не мой вариант. Ведь я любитель химии, а глушитель у меня не настолько сильно забит, чтобы переходить к радикальным мерам. Значит, чистим химией!
Для чистки понадобится щёлочь – едкий натр, он же – каустическая сода. Её можно приобрести в виде средства для чистки забитых труб «Крот» всего за 8 с небольшим рублей. Я взял 2 пакетика.
Для того чтобы снять глушитель, нам понадобится торцевой ключ на 10 и на 12.
Сначала нужно открыть сидение и ключом на 10 открутить 4 болта крепления сидения к раме. У скутера Honda Tact потребуется отвинтить и снять крышку маслобака. После откручивания болтов снимаем сидение.
Теперь нужно ослабить две гайки, крепящие глушитель к цилиндру. До конца отвинчивать их не надо, достаточно открутить где-то на 5-6 мм.
Далее ключом на 12 отвинчиваем болты крепления глушителя к картеру двигателя.
Глушитель снят, можно нести его в дом.
Необходимо заткнуть выхлопное отверстие глушителя резиновой пробкой.
Засыпаем «Крота» в глушитель. Вообще, это надо делать в резиновых перчатках. Я сразу не сообразил, поэтому «Крот» меня слегка покусал.
Теперь наполняем глушитель горячей водой. Осторожно! Реакция растворения едкого натра в воде также добавит тепла, поэтому глушитель сильно нагреется!
Наполненный глушитель взбалтываем и оставляем на сутки.
Пришло время сливать гадость. Ну, у меня глушитель новый, поэтому ничего страшного на выходе я не увидел.
После слива хорошо промываем его из шланга от душа. Ванна при этом превращается в кошмарное зрелище, поэтому процедуру следует проводить в отсутствие домочадцев. Ну, или в присутствии ничего не понимающих :). Потом ещё придётся долго отмывать ванну «Доместосом» и другими чистящими средствами.
После промывания осталось лишь вытрясти из глушителя всю воду. А затем я его сразу просушил феном на минимальной температуре. Это нужно делать вне помещения, потому что вонять будет сильно.
Вот так, всего за 17 рублей можно прочистить глушитель. Если не запускать его состояние, то глушитель прослужит вашему скутеру очень долго!
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Если вы чувствуете, что мощность и максимальные обороты вашего скута стали падать, карбюратор стал богатить, не обязательно менять поршневую и крутить карб, проверьте выхлопную систему.
Для начала снимите выхлопную трубу. С креплением разберитесь на месте, так как у разных скутов оно разное. Попробуйте завести без глушителя и проехать, если не боитесь :)) Если мощность заметно возросла, то глушитель забит. Хотя не факт что со снятым забитым глушителем мотороллер сразу хорошо поедет. Ему может не хватать топлива и он вообще нормально не поедет. В двухтактных двигателях любые изменения в системе впуска и выпуска могут сильно влиять на работу двигателя.
Загляните в ту дырочку выхлопной трубы, куда поступает выхлоп с цилиндра. Если там есть нагар, удалите его, можно с помощью острой большой отвертки. Затем в эту дырочку подуйте (да, да, подуйте! Только ж протрите все тряпочкой, и желательно через марлю). Глушитель должен продуваться без особых усилий. Если же вы краснее от напряга легких или дуется довольно тяжело — глушитель забит и Вам здорово не повезло :о)
Очистить его дело сложное. Можно попробовать вскрыть (самый эффективный метод, но и самый сложный), все вычистить и прожечь паяльной лампой. Но в этом случае вы испортите немножко внешний вид, не каждый на это пойдет. Да и глушитель придется заново красить.
Как вариант, попробуйте снятый глушитель хорошо пропалить паяльной лампой, почти до красна, затем аккуратно обстукать его довольно тяжелым деревянным молотком и постепенно вытрусить из него всю грязь. Но это не очень эффективный способ. Разборки глушителей после такой операции показали — нагар часто остается неудаленным в трубках между перегородками а отпавшие большие куски золы в промежуточных камерах. А нагар в трубках и создает сопротивление. После такой операции, что бы привести глушитель в «товарный вид», его придется тоже заново красить.
Можно попробовать химический способ очистки. Глушитель сначала хорошо пропаливаем паяльной лампой до тех пор, пока из него не выгорят все остатки масла и бензина. Одним словом, из отверстий должен перестать идти дым и огонь. Затем обстукиваем молоточком, вытрушиваем все что отпало внутри.
Покупаем химикат для очистки отложений в чайниках (и побольше). Можно попробовать использовать лимонную кислоту. Разбавьте горячей водой. Одно из двух отверстий глушителя заглушите и заполните приготовленным раствором. Поставьте так, что-бы вода не вытекала и грейте глушитель паяльной лампой. Вода в нем закипит. Покипятить нужно подольше. Затем остуживаем, хорошо взбалтываем и сливаем все что залили. Снова повторяем сначала. Долгий процесс, но может принести хороший результат без разрезания выхлопной трубы. Ускорить развитие событий помогают специальные присадки и очистители от Liqui Moly и Hi-Gear, которые присутствуют в нашем ассортименте.
Следующий шаг — проверяем на наличие нагаров выхлопное окно в цилиндре. В этом случае цилиндр нужно снять. Откручиваем защитный кожух с цилиндра, вывинчиваем свечу и закрываем оставшуюся дырку чистой тряпкой. Откручиваем четыре болта, вынимаем их и снимаем головку цилиндра и алюминиевую прокладку. Проверяем наличие отложений на головке и на поршне. Если там и там что то есть, то нужно их очистить и желательно отполировать. Затем аккуратно снимаем цилиндр и закрываем чистой тряпкой полость колен вала. Смотрим на выхлопное окно. Если оно забито, аккуратно вычищаем его отверткой или чем то подходящим, выполняя эту операцию не поцарапайте зеркало цилиндра! Когда чистка закончена, промываем цилиндр в бензине и вытираем сухой тряпкой. Собираем в обратной последовательности смазав обильно цилиндр, кольца и поршень маслом. Если прокладка между цилиндром и картером была испорчена, вырезаем новую из паранита или бумаги такой же толщины, смазываем очень тонким слоем герметика или солидолом и устанавливаем. Цилиндр, поршень и кольца при установке смазываем маслом.
Что выбрать для тюнинга выхлопной системы?
Какой же глушитель выбрать? Все зависит от целей, которые вы преследуете. Если главное для вас звук и внешний вид, ваш вариант — звукопоглощающий глушитель из нержавейки или алюминия. Выглядит нарядно, кричит громко и двигатель «дышит». Да и стоит дешевле остальных.
Желающим реально улучшить эксплуатационные характеристики своего любимца — два других вида глушителей. Для практикующих активную езду существуют титановые «трубы», основное достоинство которых — прочность. Установив их, вы существенно снизите риск повредить глушители при встрече с асфальтом. Считающие каждый килограмм «спиди-гонщики», наверняка, выберут углепластиковый (карбоновый) глушитель, который, кроме общих для тюнинговых «труб» достоинств, намного легче оригинального. Однако эти игрушки ощутимо опустошают кошелек.
Ну а полные выпускные системы, воплотившие в себе все возможные преимущества тюнинга, предназначены действительно продвинутым супербайкерам либо гражданам, вовсе не имеющим финансовых проблем. Стоимость такой системы колеблется от полутора тысяч долларов за «просто карбон» до трех «килобаксов» за настоящий гоночный выпуск из титана.
И напоследок один совет: не пытайтесь тюнинговать выпуск, потроша родной глушитель. Звук станет, действительно, громким, но это будет не пение, а ор. Он не идет ни в какое сравнение с настоящим тюнинговым голосом.
Источник
Другие материалы по теме:
Выбираем защиту для квадроцикла
С чего начать тюнинг скутера?
Как и чем модернизировать городской мотоцикл?
Выбор руля для мотоцикла
Клипоны: чем они лучше или хуже руля?