Как отмыть испаритель кондиционера
Кондиционер в автомобиле давно стал элементом базовой комплектации большинства моделей средней ценовой категории. А в бюджетные машины его устанавливают в виде дополнительной опции. И многие хозяева таких авто, желая сэкономить деньги, чистят кондиционер самостоятельно.
Для чего нужно чистить кондиционер
Система охлаждения воздуха автомобиля чем-то похожа на сплит-систему. У нее есть свой внешний блок — конденсатор с радиатором охлаждения сжатого фреона. Он отдает тепло в окружающую среду. А также внутренний блок — испаритель. В нем, при переходе фреона в газообразное состояние, происходит отбор тепла у теплообменника пластинчатого вида. Воздух, нагнетаемый вентилятором на испаритель, охлаждается и попадает в салон.
В процессе эксплуатации любой кондиционер, а автомобильный тем более, накапливает грязь. Внешний блок загрязняется чисто механически — от пыли и влаги, попадающих под капот. Влага на решетке теплообменника испарителя работающего кондиционера — это конденсат, который образовывается при охлаждении воздуха. И только вопрос времени, когда он превратится в грязь из пыли и микроорганизмов, присутствующих в воздухе салона.
Последствия загрязнения каждого блока проявляются по-своему. У радиатора конденсатора ухудшается теплообмен, что приводит к увеличению нагрузки на компрессор, ускоренному износу и выходу из строя. Грязь на испарителе мешает эффективному охлаждению. Еще хуже то, что в салоне появляется неприятный запах, а это не только дискомфорт, но и признак высокой концентрации в воздухе болезнетворных бактерий.
Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле
Есть два способа самостоятельной чистки кондиционера: химический и механический. Механической очистке в обязательном порядке подвергают радиатор кондиционера, решетку воздухозаборника, который обеспечивает поступления воздуха в салон, дефлекторы внутри салона. Химические средства используют для чистки и дезинфекции испарителя.
Средства для чистки
Чистку испарителя кондиционера химическими средствами можно проводить разными способами: дезинфицирующими жидкостями, пенным очистителям и аэрозолем. В первых двух случаях воздействуют непосредственно на испаритель и дренажную систему.
Хлоргексидин
Наиболее простой и доступный способ борьбы с неприятным запахом — это обработка испарителя хлоргексидином или аналогичными дезинфицирующими препаратами, которые продают в аптеках. Стоят они дешево, а действуют хорошо.
Хлоргексидин выпускают в виде готового раствора, который для повышения эффективности перед использованием лучше смешать со спиртом в пропорции 1:1.
Внимание! Используют медицинский спирт, купленный в аптеке. Технический спирт, даже если он этиловый, это денатурат, и у него самого неприятный запах.
Пенный очиститель
Такой тип средства действует непосредственно на испаритель и систему дренажа. В отличие от раствора или аэрозоли, пена чистит систему от грязи, удаляя вместе с ней микроорганизмы (плесень, бактерии).
Необходимые инструменты и материалы
Чтобы правильно провести работы своими руками, понадобятся такие инструменты и материалы:
- автомобильный воздушный компрессор или бытовая минимойка (типа Karcher);
- щетки;
- набор слесарного инструмента;
- моющие средства для двигателя и салона;
- средство для чистки кондиционера.
Пошаговая инструкция
Полный перечень этапов чистки кондиционера выглядит так:
- С помощью компрессора или автомобильной минимойки очищают от грязи весь моторный или подкапотный отсек. Обычно теплообменник конденсатора кондиционера расположен рядом с радиатором охлаждения двигателя, и мыть надо все.
- Особо грязные места чистят щеткой, а затем еще раз обдувают и обмывают.
- С помощью компрессора продувают решетку воздухозаборника салона.
- Обдувают и промывают в салоне дефлекторы (решетки) системы кондиционирования и вентиляции.
- Снимают салонный фильтр.
- Наносят чистящий состав на испаритель.
- Если используют пену, то это надо делать на кондиционере, который перед этим некоторое время поработал, чтобы образовался «свежий» конденсат. Затем чистящее средство из баллона через трубочку задувают на испаритель. Ждут 10-20 минут, чтобы пена начала действовать, и жидкая масса из конденсата, пены и грязи стекла через дренажное отверстие. Закрывают двери и окна в машине. Запускают двигатель, включают кондиционер на минимальные обороты вентилятора, чтобы удалить хлопья остатков пены из системы. По окончании отключают кондиционер, проветривают салон.
- Если применяют хлоргексидин, его предварительно наливают в бутылку с ручным распылителем. Запускают двигатель. Включают кондиционер на полную мощность в режиме рециркуляции. Опускают решетки дефлекторов вниз. Опускают стекла дверей. Выходят из автомобиля. Распыляют в открытое окно состав через центральный воздуховод на испаритель. Ждут несколько минут, отключают двигатель и кондиционер, проветривают салон.
- Устанавливают новый салонный фильтр или меняют в нем картридж. Ставят назад панель, которая его закрывала.
Внимание!
Пену рекомендуют задувать через дренажное отверстие. А как это можно сделать показано на следующих видео.
Видеообзор
На этом видео показано, как задувать пену через дренажную трубку из подкапотного пространства:
Следующее видео демонстрирует то, как это можно сделать из салона:
Как еще можно почистить испаритель кондиционера в автомобиле
Есть еще два вида очистки испарителя: механический и с помощью аэрозоли. Механический — это наиболее радикальный и эффективный способ для очень грязного кондиционера, который «накопил» многолетний слой грязи. В этом случае спускают фреон, демонтируют систему, чистят испаритель и воздуховоды механически, отмывают от грязи, монтируют систему (меняя при необходимости исчерпавшие ресурс элементы), закачивают фреон. Сделать это квалифицировано в домашних условиях можно только когда есть манометрическая станция для фреона.
Не снимая испаритель
Чистка аэрозолем — самый простой способ, который не требует проведения слесарных работ. Его также можно рассматривать как средство дезинфекции всего салона. Хотя и у него есть свои особенности.
Обратите внимание! Аэрозоли эффективны пока испаритель не «зарос» грязью — в течение одного или двух лет после покупки машины или установки автокондиционера (зависит от интенсивности и условий эксплуатации). Это профилактическая мера и скорее способ борьбы с запахом. Аэрозоль не очищает испаритель от грязи, он убивает в ней бактерии.
Алгоритм работ выглядит так:
- Закрывают окна. Запускают двигатель, включают кондиционер в режиме рециркуляции.
- Полностью открывают все дефлекторы.
- Ставят баллончик на переднее пассажирское сидение. Нажимают распыляющий клапан.
- Покидают салон и выжидают время, указанное в инструкции к аэрозолям.
- Открывают все двери, выключают двигатель и кондиционер, проветривают, пока у воздуха в салоне не будет запаха.
Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера
Чтобы не доводить кондиционер до состояния, когда появляется запах, есть несколько простых советов:
- отключайте кондиционер незадолго до парковки, включайте вентилятор и открывайте окна — за это время большая часть конденсата стечет и испарится;
- следите за чистотой салонного фильтра и чаще его меняйте;
- следите за чистотой воздухозаборников и дефлекторов;
- чаще убирайте салон;
- проводите вовремя сезонное обслуживание.
Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.
Инструкция очистки испарителя в автомобильном кондиционере.
В подобных ситуациях единственный выход – дезинфекция/чистка системы кондиционирования. Но перед тем как приступать к выполнению этих процедур, желательно ознакомиться с теорией: как работает кондиционер, какие функции выполняет испаритель, почему в салоне появляются отнюдь не ароматные запахи. Всё это поможет понять, как почистить испаритель кондиционера с минимальными расходами или как уменьшить временные и трудозатраты на выполнение этой операции. Нелишними будут и советы относительно того, какими средствами можно отсрочить рецидив «болезни».
Функция испарителя
Этот узел является одним из главных в устройстве автомобильного кондиционера. Именно здесь хладагент, поступающий в камеру в газообразном состоянии, смешивается с поступающим из салона нагретым воздухом. Испаритель обычно устанавливается в салоне непосредственно за лицевой панелью, поэтому имеет относительно небольшие габариты и достаточно высокий показатель теплоотдачи. При включении автокондиционера тёплый воздух из салона проходит сквозь трубки испарителя, заполненные фреоном, охлаждаясь и поступая обратно в салон.
На вход испарителя хладагент подаётся под низким давлением и при столь же низкой температуре. Происходит теплообмен – фреон получает тепло от воздуха и нагревается, а последний заметно охлаждается. Если температура воздуха достаточно высока, фреон испаряется, и часть его переходит из жидкого в газообразное состояние. Процесс контролируется терморегулирующим вентилем, который дозирует объём фреона, поступающего в испаритель для получения оптимальных характеристик теплообмена. Слишком большое количество хладагента ухудшит теплоотдачу, поскольку его давление повысится вместе с температурой, что автоматически уменьшит объём испарившегося фреона.
Содержащийся в салоне воздух всегда имеет в своём составе некоторое количество влаги. Проходя через испаритель, эта влага конденсируется и отводится через дренажную трубку наружу. Если вы заметите на месте уехавшего автомобиля лужицу воды – это и есть тот самый конденсат. Осушение воздуха преследует две цели: делает его более комфортным для людей и способствует более быстрому осушению запотевших стёкол.
Причины возникновения неприятного запаха
Зловоние, появляющееся при включении системы кондиционирования, является результатом попадания в испаритель кондиционера автомобиля вместе с воздухом пыли, бактерий и плесени. После его выключения (как правило, при остановке автомобиля) температура находящегося внутри испарителя воздуха и фреона, находящегося в трубках, выравнивается, пыль и грязь налипают на поверхность радиатора, и в условиях повышенной влажности и комфортного температурного режима создаются идеальные условия для быстрого разложения органических остатков, содержащихся в пыли. А они, в свою очередь, являются питательной средой для микробов.
Продукты гниения органики вместе с продуктами жизнедеятельности микрофлоры и приводят к появлению неприятных запахов. При выключенном кондиционере зловоние не распространяется за пределы испарителя, но как только вы заводите мотор, застойный воздух устремляется в салон через систему воздуховодов. Появление запахов как раз и свидетельствует о том, что пришла пора заняться чисткой испарителя кондиционера автомобиля.
Как часто производить чистку испарителя
Хотя сама по себе дренажная трубка очищается без особых проблем, добраться до неё в большинстве случаев достаточно сложно. Так что подобная операция, как правило, производится одновременно с общей очисткой системы кондиционирования. Большинство производителей рекомендует выполнять это мероприятие через 2 – 3 года, если автомобиль новый, и ежегодно – если возрастной. Свои коррективы в эти цифры могут внести внешние факторы: климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, а также состояние дорог. Понятно, что если состояние дорожного полотна далеко от идеального, а местный климат большую часть времени тёплый или жаркий, рекомендованные сроки необходимо уменьшать. Напротив, в регионах с преобладанием холодного климата загрязнения испарителя минимальны, поэтому и чистку следует выполнять значительно реже.
Способы очистки автомобильного кондиционера
Различают два распространённых метода избавления от неприятных запахов:
- химический, с использованием специальных средств для дезинфекции и чистки загрязнённых деталей системы кондиционирования (аэрозольные составы предназначены только для дезинфекции, пенные средства могут и уничтожать микроорганизмы, и очищать радиаторные трубки от грязи и пыли);
- механический, заключающийся в разборке испарителя с целью его качественной промывки, этот способ применяется, когда химическая обработка не принесла желаемых результатов.
Химическая чистка
В продаже можно встретить немало составов, предназначенных для антисептической обработки климатических систем, которые позволяют избавиться от грибков, плесени и бактерий, наибольшая концентрация которых наблюдается в испарителе. Выбор дезинфицирующего аэрозоля или пены для чистки кондиционера в баллончиках с трубкой необходимой длины не является задачей данной статьи. Тем более что ежегодно появляются десятки новых наименований, особенности действия которых можно проверить только на практике.
При походе в автомагазин или торговое заведение, имеющее раздел автомобильных аксессуаров, можно положиться на советы продавцов – достаточно спросить, что чаще всего покупают для этих целей. Обладая средством чистки/дезинфекции, можно приступать непосредственно к антибактериальной обработке кондиционера. Алгоритм действий будет следующим:
- заводим силовую установку автомобиля;
- включаем климатическую систему, устанавливаем режим рециркуляции воздуха на максимальную мощность;
- направляем баллончик в район расположения печки (возле патрубка, осуществляющего забор воздуха из салона) со стороны водителя или пассажира, нажимаем на клапан и осуществляем распыление аэрозоли;
- после израсходования необходимого объёма средства (обычно указываемого на этикетке) закрываем двери, поднимаем окна до упора и выжидаем определённое количество времени (указывается в руководстве);
- выключаем кондиционер и производим качественное проветривание салона.
Если антибактериальная обработка не привела к исчезновению зловония, это свидетельствует о сильном загрязнении испарителя. В этом случае может помочь пенное средство, которое используется по следующей схеме:
- снимаем фильтр салона, обычно располагающийся в районе бардачка выше печки;
- одеваем на баллончик с пенным составом прилагаемую длинную трубку, чтобы достать до испарителя;
- нажимаем на клапан и заполняем пеной все воздуховоды для их качественной очистки;
- имеет смысл продуть пеной и дренажное отверстие (о возможности такой операции можно прочитать в руководстве);
- опять выжидаем указанное в инструкции количество времени, после чего заводим мотор, включаем систему кондиционирования и даём ей проработать порядка пяти – десяти минут во всех возможных режимах поочерёдно;
- завершающий этап – проветривание салона автомобиля.
Существует немало рецептов использования собственноручно приготовленных средств, что позволит не прибегать к покупке дорогостоящих химических препаратов. Можно, например, воспользоваться дешёвыми средствами, используемыми в детских, школьных и медицинских учреждениях для проведения дезинфекции: хлоргексидином, лизоформином 3000, хлорамином Б. Способ обработки хлоргексидином заключается в использовании 0,05% раствора (стандартный метод), или разбавлении препарата техническим спиртом в пропорции 1:1.
Самостоятельное приготовление дезинфицирующего средства из порошкообразных субстанций (лизоформин, хлорамин) для обработки испарителя производится посредством разведения столовой ложки препарата в литре воды. Полученный раствор заливают в любую ёмкость, оснащённую распылителем с длинным наконечником.
При обработке всеми указанными веществами необходимо открыть все двери. После снятия салонного фильтра и включения автомобильного кондиционера производят опрыскивание всего объёма химического средства в открывшееся воздухозаборное отверстие. Затем выключаем кондиционер и качественно проветриваем салон. Некоторые модели автомобилей предоставляют доступ к фильтру салона и испарителя из моторного отсека. Обычно химические средства для чистки испарителя кондиционера автомобиля помогают, если подобные чистки проводились регулярно или на относительно новом транспортном средстве. Если же химическая обработка не принесла желаемых результатов и не избавила от неприятных запахов, необходимо произвести механическую чистку, предполагающую снятие испарителя.
Механический способ чистки испарителя
Для выполнения этой процедуры своими руками необходимо тщательно подготовиться. Перед тем как снять испаритель кондиционера, нужно закупить все необходимые расходные материалы и приготовить нужный инструмент. Обычно в процессе чистки испарителя выполняют замену как фреона, так и уплотнительных шайб вместе с патрубками. Алгоритм чистки испарителя:
- первый этап – снятие приборной панели, иначе получить доступ к печке, за которой расположен испаритель, на большинстве моделей авто не получится;
- далее приступаем к откачиванию фреона, возможно, для удобного доступа к патрубкам испарителя потребуется снять печку;
- следующий этап – отсоединение патрубков вместе с датчиками, которые идут к радиатору испарителя, после чего можно аккуратно извлечь теплообменник;
- наружную часть радиатора отмываем с использованием обычного мыльного раствора;
- трубки радиатора чистить нет необходимости, поскольку патогенные микроорганизмы размножаются исключительно снаружи, на поверхности радиатора;
- после ручной чистки и просушки испарителя осуществляем сборку всех узлов и деталей в обратном порядке.
Чистка с разборкой испарителя намного сложнее химической обработки, но её эффективность на порядок выше.
Способы профилактики появления неприятных запахов
Чтобы минимизировать дорогостоящую и трудоёмкую чистку системы кондиционирования, достаточно придерживаться несложных рекомендаций. Во-первых, почаще менять салонный фильтр – именно он является преградой на пути пыли и грязи, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.
Во-вторых, старайтесь чаще просушивать салон и систему охлаждения не посредством включения печки, а естественным способом. Добиться этого можно, отключая кондиционер за 5 – 7 минут до выключения вентилятора – за это время он успеет качественно просушить систему кондиционирования до момента остановки автомобиля. Если приспособиться выполнять подобную операцию после каждой поездки – накопление конденсата в испарителе можно свести к минимуму и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.