Как отмыть картину из холста

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, я дам вам несколько профессиональных советов о хранении и уходе за ними.

Картины на холсте, написанные маслом, требуют от своего хозяина не только хорошего вкуса, но и заботы, благодаря которой они смогут радовать глаз долгие годы.

Поговорим о правилах хранения картин.

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, я расскажу вам пару хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека. Картины маслом на холсте нельзя помещать под стекло, иначе долго они не проживут.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как я писал выше.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

Навигация по записям

Источник

Восстановление использованных холстов

У каждого начинающего художника есть холсты, картины на которых не удались, либо не нравятся по каким-то причинам. Выбрасывать их жалко, а дорисовать и исправить уже не получится. Выбросить холст, оставив только подрамник, иногда тоже не имеет смысла, так как не у всех есть запасы холщовой ткани и инструменты для натяжки нового холста.

Несмотря на то, что магазине всегда можно купить новый холст, не всегда хочется это делать. Готовый холст на подрамнике, особенно льняной, достаточно дорог.

В статье я расскажу как восстанавливать холсты, покрывая их акриловым грунтом. Сразу оговорюсь, что способ не является «самым лучшим», и для «профессиональных» работ (или работ на продажу) так делать не стоит. Тем не менее делюсь своим опытом.

Данный способ актуален для начинающих, для тренировки. Как я уже писал выше, серьезных работ на восстановленных холстах писать наверое не стоит, т.к. при просмотре на свет будут видны очертания предыдущей картины.

Сразу оговорюсь, что акриловый грунт подойдет только для картин из акрила, темперы, гуаша. Акриловый грунт НЕ подходит для масла! Акриловый грунт, положенный поверх масла, будет слезать. 

Для холстов с масляной краской есть другой способ. Нужно подготовить холст, как описано ниже, а вместо грунта использовать однородную масляную краску. «Затонировать» холст можно любой краской, это даже придаст интересный эффект при создании новой картины 🙂

Шаг 1. Подготовка материалов.

Для работы нам понадобится:

— Акриловый грунт. Подойдет обычный акриловый грунт (например, от производителя «Таир»).

— Широкая кисть для нанесения грунта (флейц);

— Емкость с водой (для кисти);

— Чистые тряпки для протирки холста;

— Холст, который будет восстановлен 😉

Как отмыть картину из холста

Место. Организуйте место так, чтобы исключить попадания пыли и грязи на не высохший холст. Если рядом есть домашнее животное, ограничьте доступ к рабочему месту. Пыль или шерсть, упавшая на не высохший холст, навсегда останется там либо станет причиной впадины после ее удаления.

В квартире, как вариант, удобнее всего проделывать это в ванной комнате.

Шаг 2. Избавление от неровностей и фактурной краски

Для начала нужно избавиться от неровностей на холсте. Крупные кусочки краски аккуратно вырезаются при помощи ножа или мастихина. Мастихин, конечно же, совсем не предназначен для этого дела, так как деформируется и притупляется. Поэтому «рабочий» мастихин рекомендую не использовать. Я использую старый маленький мастихин, он отлично срезает краску до основания. Будьте предельно аккуратны, не повредите ткань.

Читайте также:  Как отмыть старый жир с посуды с содой

Как отмыть картину из холста

После удаления крупных неровностей принимаемся за более мелкие и незаметные с первого раза. При ярком дневном свете их можно не заметить, поэтому рекомендую проводить эту процедуру в помещении с не очень ярким освещением. Посмотрите на холст под углом — все неровности будут видны как на ладони.

Мелкие неровности убираем шлифовальной бумагой (в быту называется «шкурка»). Я использую шлифовальную бумагу №9. Шкурка с более мелким абразивным зерном убирает шероховатости хуже.

Как отмыть картину из холста

Когда будете работать в центральной части холста, придерживайте рукой за обратную сторону, иначе есть риск повреждения рамы или ткани.

Как отмыть картину из холста

Шаг 3. Грунтовка акрилом

После удаления шероховатостей пройдитесь по холсту мокрой тряпкой. Она удалит мелкие пылинки и грязь. Мойте тряпку и протирайте холст до тех пор, пока не убедитесь что он чист. Теперь можно приступить к грунтовке.

Если холст у вас сухой, рекомендую его увлажнить, так как на влажный холст акрил ляжет ровнее. Делается это просто — окуните кисть в емкость с водой и быстро пройдитесь по холсту.

Как отмыть картину из холста

Пока он снова не высох, черпните немного грунта и начинайте наносить на холст. Лучше начинать с края и плавно передвигаться к другим участкам.

Как отмыть картину из холста

Грунт будем наносить в несколько слоев, поэтому на данном этапе не стоит задача полностью покрыть старую краску и получить идеально белый холст.

На первом слое этого не получится. Поэтому наносите грунт тонким слоем, равномерно.

Помните, что акрил сохнет быстро, поэтому работать нужно энергично. По мере высыхания кисти слегка окунайте ее в емкость с водой и продолжайте растирать грунт.

Если грунт будет слишком густой, разбавляйте его водой прямо на холсте. Иначе получится не ровная поверхность.

Как отмыть картину из холста

После завершения нанесения первого слоя положите кисть в емкость с водой и оставьте холст высыхать. Сохнет он недолго — порядка 20-40 минут.

Во время перерывов не забывайте ложить кисть в емкость с водой! В воде акрил не высохнет. В противном случае вы не отмоете акрил и испортите кисть.

После высыхания первого слоя повторите процесс нанесения еще раз. Таким образом, нанеся несколько слоев, можно добиться белого холста, готового для использования.

Как отмыть картину из холста

В заключение

Одной упаковки акрилового грунта (250 мл) хватает примерно на 4-5 холстов, в зависимости от его размеров. Удачи!

Источник

Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.

Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.

Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.

С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.

Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.

Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.

В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).

Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана — «Вечер» (рис. 29 и 30).

29. И.Левитан. Картина «Вечер» до промывки

30. И.Левитан. Картина «Вечер» в процессе промывки

Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.

Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.

Читайте также:  Отмыть белый салон в автомобиле

Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:

1) вода растворяет грязь;

2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;

3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;

4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.

Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.

Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:

12345
Воды -50
Скипидара -50
или
Воды -85
Спирта -15
Воды — 60
Скипидара — 30
Масла льняного,
орехового или
макового,
сырого —10
Воды -45
Скипидара — 35
Масла -15
Спирта -5
Воды -35
Скипидара — 45
Масла -10
Спирта -10
Воды -30
Скипидара- 40
Масла -10
Спирта -20
100%100%100%100%100%

Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне — небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи — она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.

При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине(1. Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.

Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.

Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.

Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.

Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.

При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.

Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.

___________

1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.

Первоисточник: 

Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

Источник

Картины — очень хрупкие и нежные предметы. Они нуждаются в особом уходе, который обеспечит им целостность и долговечность.

Ведь краски на холсте, как и на любой другой ткани, имеют, к сожалению, свойство со временем блёкнуть. Также картины, написанные на холсте, могут потерять упругость.

Как же продлить срок службы картин?

Приобретая картину, необходимо знать, как правильно ухаживать за ней, чтобы она радовала вас долгие годы.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Смахнуть пыль с самой картины, неприкрытой стеклом – задача деликатная. Если речь идет о картине, написанной маслом или акрилом, то пыль с нее удаляют мягкой щеткой или пуховкой, аккуратно проводя в одном направлении..

При потемнении или другом выцветании масляных красок накройте полотно слегка влажной мягкой и обязательно чистой тряпкой на несколько часов, затем просушите и аккуратно натрите смоченным в льняном масле полотном..

Читайте также:  Как с кожи отмыть клей момент

При работе с масляными картинами, как новыми, так и старинными, категорически нельзя использовать мыло, бензин, спирт и скипидар.

Картины, написанные при помощи сыпучих или нестойких материалов – карандаша, туши, пастели и пр. – вообще не вытирают и от пыли избавляются, аккуратно сдувая ее самостоятельно или феном на режиме холодного воздуха..

Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте(хотя есть художники, выступающие против этого.-коммент. авт).

Итак, основные правила по уходу за картиной, написанной маслом:

  • масляные картины не любят прямой солнечный свет. Идеальное место для них — помещение с рассеянным освещением. Лампы накаливания также пагубно сказываются на качестве картины;
  • температурные перепады воздуха «убивают» картины;
  • не следует помещать картины, написанные маслом под стекло — это губительно сказывается на их качестве, так как создаётся парниковый эффект;
  • со временем картина может потускнеть, потому что краски, которыми она написана, подвержены этому свойству. А чтобы вернуть им цвет, можно протереть картину льняным маслом или луковым соком;
  • пыль, копоть, жир — от всего этого необходимо периодически избавляться. Картину протирают обычной влажной тряпкой, а затем аккуратно — другой тряпкой насухо. Можно и мыльным раствором, только обязательно без щёлочи.

Уборку нужно проводить не только на внешней стороне картин, ведь пыль скапливается и на задней плоскости. Снимите картину, смахните пыль и повесьте обратно. Уборку пыли с задних поверхностей картин и рамы можно проводить в три-четыре раза реже, чем с самой рамы. Довольно сложный процесс – очистка старинных, ценных и позолоченных рам. Начинать уборку пыли следует с протирания задней поверхности старинной рамы смоченной в бензине губкой или салфеткой. Сами рамы следует очищать только мягкой щеточкой, сначала обмакнув ее в мыльной воде, затем в кристально-чистой, а потом тщательно вытирая мягким натуральным сукном. Если во время чистки нарушается позолота, то ее следует дополнительно натереть пурпурином. По-особенному чистят и деревянные рамы, как полированные, так и нелакированные. Такие рамки протирают специальным средством по уходу за древесиной, в крайнем случае – олифой. Лакированные деревянные рамы можно протереть и смоченной в мыльной воде тряпочкой, затем смыть остатки мыла и насухо вытереть. Не меньше, чем с загрязнениями самих картин, следует бороться и с проблемой выцветания и загрязнения стен за ними, что особенно актуально для окрашенных поверхностей. Чтобы под картинами не оставался след, следует приклеить на раму специальные «стопперы» – плоские подушечки, пластмассовые диски, резиновые «ножки» или прибить обойные гвоздики с выпуклыми шляпками, которые будут держать картину не на стене, а на расстоянии нескольких миллиметров, что позволит свету равномерно распределяться, а пыли – не скапливаться над рамой и на самой стене..

Уход за картиной под стеклом. Если рама со стеклом, то во время тщательной и генеральной уборки обязательно протирайте и натирайте его так же, как и зеркала, но при этом следите за тем, чтобы средства для мойки стекол и окон ни в коем случае не разбрызгивались на рамы. С внутренней стороны стекла можно протирать только уксусом или денатуратом, который тщательно вытирают. Если в результате неплотного прилегания стекла или неправильного подбора основы пыль попала под стекло и раму, то вытереть ее можно будет только разобрав, вынув картину, стекло, тщательно очистив и натерев, а затем собрав снова. Чтобы избежать такой проблемы в дальнейшем, заклейте скотчем или малярной лентой раму сзади, как бы запечатав ее. Паспорту пачкается очень редко, но если так случилось, что на нем остались отпечатки пальцев или следы пыли, постарайтесь стереть их с помощью простой резинки для карандашей. Если она не действует, слегка протрите паспарту спиртом или уксусной эссенцией, но сначала проверьте на обратной стороне или в незаметном месте, не приведут ли они к выцветанию паспарту..

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Пара хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека.

Текст написан по материалам взятым из инета. Так же по теме ухода есть статья на ЯМ

Источник