Как отмыть картину от грязи

Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.

Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.

Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.

С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.

Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.

Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.

В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).

Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана — «Вечер» (рис. 29 и 30).

29. И.Левитан. Картина «Вечер» до промывки

30. И.Левитан. Картина «Вечер» в процессе промывки

Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.

Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.

Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:

1) вода растворяет грязь;

2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;

3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;

4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.

Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.

Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:

12345
Воды -50
Скипидара -50
или
Воды -85
Спирта -15
Воды — 60
Скипидара — 30
Масла льняного,
орехового или
макового,
сырого —10
Воды -45
Скипидара — 35
Масла -15
Спирта -5
Воды -35
Скипидара — 45
Масла -10
Спирта -10
Воды -30
Скипидара- 40
Масла -10
Спирта -20
100%100%100%100%100%

Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне — небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи — она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.

При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине(1. Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.

Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.

Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.

Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.

Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.

При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.

Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.

___________

1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.

Первоисточник: 

Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

Источник

  1. Подскажите, пожалуйста, чем очистить старые картины. Слышала от антикваров, что можно разрезанной луковицей протирать. :confused: А чем еще?


  2. Протереть луковицей это конечно старый способ но он не для расчистки картин. Таким способом пользовались художники когда например на долго откладывали недописанную работу, краска на картине сильно подсыхала и при последующем продолжении работы был риск что новый слой краски не свяжется с педидущим и в последствии могли появлятся трещины(кракелюры), поэтому перед продолжением работы неоконченную картину натирали луком. Еще, если работа старая, начинает сыпаться и трескаться тоже можно натереть луковицей или чисноком -сок представляет собой лак, натирая покрываете тонким слоем лака. Для расчиски от загрязнений это не подойдет. Да работа станет сочнее, освежится (как и естественно при покрытии лаком) но от загрязнений вряд-ли поможет. Вы не написали -чем написана картина и от чего вы хотите её очистить. При не правильном смешении красок (особенно масляных) , -раньше краски делались из окислов металлов (кобальтов, кадмиев, одни белила -свинцовые (потом их заретили), цинковые, титановые и тд. Все затиралось на разных маслах (в основном льняном) и пльзоваться всем этим нужно было очень осторожно. В последствии работы начинают сами по себе чернеть и жухнуть. На сколько старая у вас картина? Может это и не загрязнения вовсе? А, вообще чтобы очистить картину (не испортив её) нужно знать чем она написана, на чем она написана, какой использовался для письма грунт , на сколько она старая. Если она вам дорога, лучше просто покажите её художнику со стажем -именно с хорошим стажем ( не обязательно к антиквару), потому что её в любом случае нужно смотреть так ни чего не скажешь.

  3. Ник, Спасибо за такой подробный ответ! Картины написаны на холсте маслом ( начало и середина прошлого века) и на мазках видна грязь. Боюсь испортить.

  4. Можно аккуратно мягкой кистью + льняное масло. Сначала попробовать в уголке. Ватой и тканью вообще лучше не чистить — останутся волокна.

  5. Тоесть не такие и старые , но дорогие. Понятно. Сейчас позвонил другу, -эх мы с ним когдато на этюды вместе ходили. Молодец парень -сейчас Член Союза Художников. Ходит с бородой и не изменяет своим принципам, пишет, пишет , пишет и тд. -Если вам нужно убрать именно забившуюся со временем пыль и грязь (скорее всего так, потому что картины не севсем старые , я так понимаю 19?? год, как вы написали) это можно сделать с помощью магкой щетечки (например зубной) со слабо разведенным составом мыльца с водой с добавлением спирта. На масляную живопись не повлияют такие слабые растворители как спирт и мыльный раствор, но все равно делайте аккуратно , попробуйте с краю почистите и магкой тканью убирайте рсатвор с грязью. Если у вас пожелтел лак ( некоторые художники любили покрывать свои работы хорошим слоем лака, чем очень вредили своей живопосии в будущем, все покрывные лаки делались на основе смол которые со временем становятся хрубкими дают трещины и желтеют, а некоторые делали ошибки еще больше -перед каждой выставкой покрывали свои работы лаком придавая им свежесть, наслаивая таким оразом их друг на друга не думая о будущем своих работ) так вот если у вас проблема с лаком, то это сложнее. Делается состав из спирта и ацетона в разных пропорциях ( в зависимости от слоя снимаемого лака) некладывается вроде компресса (ватка с верху стекло и грузик) определенное время это лежит потом снимается и размягший лдак аккуратно убирается. Делается это небольшими частями. Испугались?… Вобщем у моего друга (которому я щас звонил есть эта книга называется «Реставрация масляной живописи», я с ним в выходные только встречусь, если вы до выходных ни чего не придумаете ( может в инете где эту книгу отищите или какой мастер вам поможет), я могу у него на время взять книгу и вычитать конкретней -что вам нужно сделать. Пока. Удачи.

  6. alexzandra, Спасибо! Обязательно льняное ?
    Ник, буду благодарна, если найдете минутку. Хочется сделать все по правилам.

    Последнее редактирование: 21 дек 2009

  7. Живем мы с ним не далеко друг от друга , но увидимся только в выходные, а книгу он предложил взять почитать. Получится раньше -напишу раньше.

  8. Вот книга и глава из неё, что вам нужно. Да, там пишется про пинен, это очищенный скипидар -используется для разбавления масляных красок. Удачи.

    • книга.jpg

      книга.jpg

      Размер файла: 23,2 КБПросмотров: 1.891

    Последнее редактирование: 26 дек 2009

  9. в основном на льняном масле художники пишут, а еще я как-то очищала масляную живопись чесноком (разрезать надвое и протереть)

  10. Пинен — разбавитель, скорее всего разъест краски!!!
    Иногда на живопись забывала растворитель и палитру с кисточками отмывала как раз пиненом

  11. звучит совет-ложи на кожу кашу! в ответ другой-не кашу, суп харчо!

  12. Если картины Вам дороги, лучше не экспериментировать и обратиться к профессионалам. Я так думаю…

  13. Александр Комаров, +100500

Источник

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, я дам вам несколько профессиональных советов о хранении и уходе за ними.

Картины на холсте, написанные маслом, требуют от своего хозяина не только хорошего вкуса, но и заботы, благодаря которой они смогут радовать глаз долгие годы.

Поговорим о правилах хранения картин.

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, я расскажу вам пару хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека. Картины маслом на холсте нельзя помещать под стекло, иначе долго они не проживут.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как я писал выше.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

Навигация по записям

Источник