Как отмыть ракушки от соли

Практически все, кто хотя бы раз побывал на море, привозят домой различные ракушки. Как бы мы ни мыли их проточной водой, неприятный запах, известь и грязь будут оставаться на раковинах всегда. В статье обсудим, как быстро очистить ракушку с моря, не повредив ее поверхность.

Правила сбора морских ракушек

Чтобы привезенная с моря ракушка радовала и служила приятным воспоминанием об отдыхе, следует знать несколько правил:

  • Не собирайте сувениры в загрязненной местности.
  • Не собирайте раковины с живыми существами внутри.
  • Ракушки каури практически невозможно сохранить на длительный период, поэтому их лучше не собирать.

На пляже можно отыскать большое количество пустых ракушек, из которых уже не нужно будет извлекать моллюсков. Берегите флору и фауну нашей Земли, не уничтожайте живые организмы.

Как очистить от моллюска и запаха

К примеру, пластинчатожаберную нужно сначала открыть ножом, подрезав с двух сторон мышечные волокна. Как только раковина будет раскрыта, следует избавиться от моллюска, а затем помыть ее с помощью моющих средств. Далее следует тщательно сполоснуть ракушку, затем закрыть ее и связать ниткой для дальнейшего высыхания.

Очистка ракушек
Морские ракушки бывают разного вида, поэтому к их очистке следует подходить индивидуально

Очистить раковину улиток или рапанов, находящихся в одностворчатом витом панцире, сложнее всего. Можно воспользоваться двумя способами — заморозка и кипячение:

  1. Первый способ. Оставьте раковину на 12 часов в морозильной камере, после чего высушите ее на солнце. Моллюск удастся легко вытащить с помощью пинцета.
  2. Второй способ. Панцирь следует прокипятить в течение 2-3 минут, после чего высушить на солнце и удалить с помощью пинцета моллюск.

Предупреждение! Ракушкам следует дать остыть и только потом вынимать, в противном случае можно получить ожог. Кроме того, резкий перепад температур может повлечь за собой появление трещин.

Второй метод подходит только для крупных и крепких раковин, так как тонкий панцирь может развалиться или потемнеть от кипячения.

Как почистить от известкового налета

Когда моллюск успешно извлечен, можно переходить к следующему этапу — очистке панциря. Сначала тщательно промойте его под проточной водой при помощи зубной щетки с мягкими щетинками.

Существует несколько методов, позволяющих быстро убрать известковый, зеленый налет и въевшуюся грязь:

  1. Поместите сувенир в раствор уксуса на 2—3 часа, после чего отмойте загрязнения мягкой щеткой. Не нужно прикладывать усилия при чистке, панцирь может развалиться или потрескаться. Для приготовления уксусного раствора потребуется смешать воду и кислоту в равных пропорциях.
  2. Нанесите на ракушку средство для удаления мыльного, известкового и зеленого налета. Хорошо подойдут: Cillit Bang, SANO, Mr. Muscle.
  3. Если на панцире есть небольшие известковые отложения, их можно убрать, потерев поверхность долькой лимона или лайма.
  4. Замочите сувенир в отбеливателе на 2—3 часа. Остатки загрязнений уберите зубной щеткой.
  5. Нанесите на поверхность панциря отбеливающую зубную пасту и избавьтесь от грязи, потерев необходимые участки.

Это интересно! В тропических странах не прибегают к таким ухищрениям. Ракушки оставляют на солнце, моллюск сам выползает из раковины, после чего его с помощью пинцета достают и выпускают на волю. Сам корпус оставляют сохнуть еще на 1—2 дня. При таком методе обработки неприятного запаха не остается.

Если на изделии остался налет, не стоит пробовать его соскоблить. Вместе с кусочком извести может отвалиться и часть раковины. Лучше оставить панцирь, как есть, чтобы не повредить.

Что делать, если после чистки ракушка все еще плохо пахнет?

Причина в том, что вы не полностью вытащили моллюска из раковины, он загнил и начал издавать неприятный аромат. Повторно замораживать или варить ракушку не стоит, это может повредить ее. Лучше воспользоваться третьим способом — закапыванием.

Для этого нужно:

  1. Выкопать яму глубиной от 40 до 50 см.
  2. Положите внутрь ямы ракушку и присыпьте ее землей, слегка утрамбуйте.
  3. Через 1—2 месяца выкопайте изделие и промойте под проточной водой.

За время пребывания в земле личинки, жуки и мухи, обитающие в грунте, полностью съедят моллюска. После этого раковина больше не будет издавать неприятных запахов. Для очистки от зелени и земли лучше всего использовать легкие отбеливающие средства.

Совет! Чтобы укрепить поверхность ракушки, нанесите лак или прозрачную краску в 2—3 слоя. Дайте предыдущему слою полностью высохнуть и только потом наносите следующий слой.

Несмотря на то, что это один из самых долгих способов чистки панцирей, он является и самым безопасным. Ракушка в земле никак не повредится.

Обработка ракушек лаком
После всех проведенных мероприятий по удалению загрязнений и известкового налета панцири теряют свой естественный блеск

Как придать блеск

Чтобы его вернуть, можно воспользоваться несколькими методами:

  1. Обильно нанесите на раковину детское масло. Оставьте ее на 3—5 дней, а затем при помощи бумажных полотенец отполируйте поверхность.
  2. Обезжирьте ракушку ватным диском, смоченным в спиртовом растворе. После полного высыхания раковину следует покрыть прозрачным лаком для ногтей.
  3. Обезжирьте поверхность сувенира спиртом, затем нанесите на него прозрачную краску. Для полного высыхания оставьте изделие на 1—2 часа на солнце.

Чтобы качественно окрасить ракушку, следует сначала нанести лак на одну ее сторону, а после полного высыхания — на вторую. В таком случае поверхность панциря получится идеально ровной и глянцевой.

Если собирать ракушки, в которых уже нет моллюсков, не будет необходимости их вываривать или замораживать. Будет достаточно отмыть водой с жидким мылом.

Источник

Ракушки могут служить прекрасным напоминанием о теплых деньках на пляже. Их также используют в творческих проектах или для того, чтобы оживить интерьер жилища. Если вы собираете разбросанные по пляжу ракушки, то для лучшего хранения очень важно очистить и отполировать их поверхность, как с внешней, так и с внутренней стороны.

Сбор ракушек

  1. 1

    Соберите ракушки на понравившемся вам месте. Это может быть городской пляж или место, где вы были во время отпуска. Ракушки можно приобрести в магазине товаров для рукоделия или в интернете.

  2. 2

    Не подбирайте ракушки, в которых находятся живые морские обитатели. Бережно относитесь к природе и не используйте ракушки с живыми существами внутри. Раковина считается все еще живой, если внутри нее находится какое-либо живое существо.

    • Ознакомьтесь с законами вашей страны и убедитесь в правомерности сбора ракушек. Например, в водах США сбор королевских раковин является противозаконным. Эти виды охраняются законодательством страны в связи с чрезмерным выловом, поставившим их на грань вымирания.
  3. 3

    Определите, «живая» ли раковина. «Живая» раковина представляет собой ракушку с прикрепленной к ней животной тканью. Под «живой» раковиной мы подразумеваем наличие в ней мертвой ткани моллюска. Под «мертвой» же — ту ракушку, в которой нет животной ткани.

    • Понимание того, есть ли внутри раковины животная ткань или нет, повлияет на выбор способа ее очистки. Например, если в раковине присутствует животная ткань, то вам необходимо будет избавиться от нее.

Удаление тканей органики из ракушки

  1. 1

    Прокипятите ракушку, чтобы избавиться от животной ткани. Кипячение или варка ракушки позволит размягчить органику и ее легче будет удалить. Вам понадобится кастрюля и пинцет, либо любой другой инструмент, например используемый в работе стоматологов, чтобы избавиться от животной ткани. Для очистки раковин кипячением сделайте следующее:

    • Поместите ракушки в большую кастрюлю с водой комнатной температуры. Залейте их водой так, чтобы ее уровень был примерно на пять сантиметров выше раковин. Очень важно поместить раковины именно в воду комнатной температуры, так как из-за резкого перепада температуры ракушки могут треснуть.
    • Доведите воду до кипения. Дайте раковинам покипятиться около пяти минут. Если вы варите более одной ракушки, то время кипячения стоит увеличить. Учтите, что большие по размеру ракушки стоит кипятить дольше.
    • Выньте ракушки щипцами и аккуратно разложите их на мягкой поверхности, например на горячем полотенце.
    • Используя пинцет, осторожно избавьтесь от органических тканей внутри раковин.[1]
  2. 2

    Закопайте ракушку в землю. Этот метод очистки может занять больше времени, но многие выбирают именно его, так как таким образом уменьшается риск повредить ракушку. Во время кипячения, заморозки, а также удаления органики механическим методом велика вероятность повредить ракушку. Закопать же раковину вы можете в безопасном месте, где она будет защищена от повреждений и будет очищена от животной ткани естественным путем. Муравьи, жуки и другие насекомые съедят животную ткань, очистив таким образом раковину. Чтобы очистить ракушку путем закапывания сделайте следующее:

    • Выкопайте яму. Убедитесь, что в ней достаточно места для всех ваших ракушек и между ними достаточное расстояние. Яма должна быть глубиной около 45–60 сантиметров, чтобы животные не выкопали ракушки или на них не наступили люди.
    • Равномерно разложите ракушки на некотором расстоянии между ними.
    • Закопайте ракушки.
    • Подождите несколько месяцев, пока насекомые, личинки, черви и бактерии удалят из них органику. Чем большее время раковины проведут в земле, тем лучше будет результат.[2]
    • Выкопайте ракушки и проверьте их на наличие любых остатков плоти.
  3. 3

    Заморозьте ракушки. Заморозка позволяет убить все оставшиеся животные ткани внутри ракушки, чтоб облегчает процесс их удаления. Для очистки раковины посредством заморозки сделайте следующее:

    • Поместите раковины в сумку или в пакет с застежкой. Если у вас много ракушек, вероятно, вам понадобится несколько пакетов.
    • Налейте в пакет достаточное количество воды для полного затопления всех ракушек.
    • Поместите пакет в морозильную камеру.
    • Оставьте пакет в морозилке на несколько дней.
    • Выньте пакет из морозильной камеры и дождитесь полной разморозки.
    • Удалите органическую ткань из ракушек.

Чистка «мертвых» раковин

  1. 1

    Замочите ракушки в воде на неделю. Вода растворит всю грязь на поверхности раковины, и к концу недели она будет сиять чистотой.[3]

    • Меняйте воду каждый день. Регулярная замена воды позволит сделать ракушки еще более чистыми.
    • Вы также можете прокипятить ракушки после недельного замачивания, чтобы быть уверенными, что все животные ткани в них были удалены.
  2. 2

    Используйте отбеливатель для очистки ракушек. Отбеливатель позволит удалить любую грязь, наросты и животную ткань из ракушки. Но некоторые коллекционеры ракушек предупреждают, что отбеливатель может повлиять на ее цвет, а запах может навсегда впитаться в ее пористую структуру. Для очистки ракушки при помощи отбеливателя сделайте следующее:

    • В кастрюле смешайте воду и отбеливатель в равных пропорциях. Полученная жидкость должна полностью покрыть все ракушки.
    • Замочите ракушки в данном растворе. Вы можете заметить, как хлопьевидая, похожая на кожу пленка отслаивается от ракушки. Это периостракум, или органическое покрытие раковины.
    • Сразу после отслаивания этого покрытия можете вынуть ракушки из раствора. Зубной щеткой удалите его остатки.
    • Хорошо промойте ракушки и тщательно высушите их
    • Натрите ракушки детским маслом, чтобы восстановить их блеск.
  3. 3

    Используйте зубную пасту для чистки поверхности ракушек. Зубная паста является менее агрессивной альтернативой отбеливателю. Чтобы очистить ракушки зубной пастой:

    • Нанесите тонкий слой зубной пасты на каждую сторону ракушки.
    • Оставьте так раковины минимум на пять часов, чтобы паста как следует впиталась в поверхность. Можно оставить ракушки в таком виде и на целую ночь, чтобы удостовериться, что паста сделает свою работу.
    • Как только паста станет липкой или твердой, в зависимости от толщины нанесенного вами слоя, возьмите старую зубную щетку и стакан теплой воды. Затем тщательно почистите ракушки. Убедитесь, что вы вычистили все мелкие трещины и добрались до всех труднодоступных мест.
    • Тщательно смойте всю зубную пасту с поверхности ракушек, даже если вам придется как следует промыть их в проточной воде после чистки. Это поможет избавиться от песчинок и других частиц в пасте, а также от шероховатостей и острых осколков, что сделает поверхность гладкой и с минимальным количеством недостатков.
  4. 4

    Извлеките моллюска из раковины. Если на поверхности ракушки вы увидите прикрепленных моллюсков, то следует использовать мягкую зубную щетку или щетку с металлической щетиной для их удаления.

    • Этот метод наиболее эффективен, если ракушка была предварительно очищена или замочена в воде.

Полировка ракушки

  1. 1

    Натрите каждую ракушку минеральным маслом, чтобы обеспечить глубокое сияние. Просушите ракушки в течение дня, а затем нанесите на них масло.

    • Минеральное масло не только придает блеск ракушке, но и позволяет надолго сохранить ее оболочку в первозданном виде.
    • Для этих целей вы можете использовать универсальное средство WD-40. Но при его использовании не забудьте надеть перчатки.
  2. 2

    Нанесите спрей на ракушки. Вы можете использовать матовый полиуретан или прозрачный лак для ногтей. Такое покрытие позволяет сохранить природный вид ракушки, придавая ей глянцевый блеск.

    • Покрывайте одну сторону ракушки в день, так как поверхность должна полностью высохнуть, прежде чем вы покроете другую сторону. Каждая сторона высохнет полностью в течение дня.

Советы

  • Не трогайте раковины с живыми обитателями внутри них. Они являются домом для моллюска, и вы можете найти множество ракушек, из которых не нужно будет их извлекать. Просто аккуратно верните ракушку с моллюском обратно в море, а вместо нее найдите пустую.
  • Как вариант, можете положить живые ракушки рядом с мусорным ведром. Отыщите мусорное ведро, рядом с которым можно найти личинки или опарыши. Следует убедиться, что ракушка открыта достаточно для того, чтобы они могли проникнуть внутрь. Мухи могут отложить яйца в «живой» ракушке, а затем их потомство будет поедать плоть моллюска внутри раковины.
  • Лучше собирайте ракушки на берегу, а не в самом море (или океане). Вероятно, они будут не такими красивыми, как вам того хотелось было, но так лучше для окружающей среды. К тому же так вам не придется удалять мертвые ткани.

Предупреждения

  • Некоторые ракушки (особенно каури) можно скорее испортить, чем сохранить, если использовать для их очистки отбеливатель или другие средства. Если вы нашли особенную для вас ракушку, то перед началом обработки следует определить ее вид, чтобы выбрать правильный подход для ее очистки. Также вы можете поэкспериментировать на ракушках этого же вида, которые вам не так нравятся.
  • Некоторые ракушки не переносят кипячения. Особенно это касается мягких и хрупких раковин. Если вы боитесь повредить ракушки, то следует отдать предпочтение варке, а не кипячению.
  • Не обожгитесь, вытаскивая ракушки из кипящей воды. Всегда надевайте защитные перчатки.
  • С помощью отбеливателя ракушки можно обесцветить. Чтобы не «отбелить» ракушки, регулируйте количество отбеливателя в растворе — начните с малого количества и добавьте больше при необходимости.
  • Всегда надевайте защитные очки и перчатки при работе с отбеливателем.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 98 159 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Ñåðãåé Ãà÷èí: Äàâàéòå íà÷í¸ì ñ ïîíÿòèÿ. ×òî òàêîå êèñëîòû è ãäå èõ ìîæíî âñòðåòèòü â ïîâñåäíåâíîé æèçíè?

Åâñþêîâ Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Âîîáùå, êèñëîòû — ýòî òàêèå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, òàêîé êëàññ íåîðãàíè÷åñêèõ (è îðãàíè÷åñêèõ, ïðèì. ðåä.) âåùåñòâ, êîòîðûå â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ñîäåðæàò â ñåáå àòîìû âîäîðîäà. Ìîæíî, â ñàìîì äåëå, äîâîëüíî øèðîêî [âñòðåòèòü]. Íàïðèìåð, âî ôðóêòàõ åñòü îðãàíè÷åñêèå êèñëîòû, åñòü êèñëîòû â àêêóìóëÿòîðàõ (ñåðíàÿ êèñëîòà), äàæå â íàñ ñ âàìè åñòü êèñëîòû: â æåëóäêå åñòü ñîëÿíàÿ êèñëîòà, ïðàâäà, å¸ òàì ñîâñåì íåìíîãî, íî îíà åñòü, áåç íå¸ ó íàñ íå áûëî áû ïðîöåññà ïèùåâàðåíèÿ, åñëè å¸ ìíîãî — âîçíèêàåò èçæîãà.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Êèñëîòà, êîòîðàÿ â íàñ, ñ÷èòàåòñÿ äîñòàòî÷íî ñèëüíîé.

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Îíà ñ÷èòàåòñÿ ñèëüíîé, íî ó íàñ îíà ðàçáàâëåííàÿ, ïîýòîìó íàì îíà íå îïàñíà. À âîîáùå, äà, îíà äîñòàòî÷íî ñèëüíàÿ.

Ñåðãåé Ãà÷èí:  êèíåìàòîãðàôå îáû÷íûå êèñëîòû ïðåäñòàâëåíû êàêèìè-òî ÿðêèìè öâåòàìè — «êèñëîòíûìè», ñîáñòâåííî ãîâîðÿ: ÿðêî-çåë¸íûìè èëè ÿðêî-æ¸ëòûìè.  øêîëå íà óðîêàõ õèìèè îíè îáû÷íî ïðîçðà÷íûå, ñêó÷íûå êàêèå-òî. Êàê íà ñàìîì äåëå âûãëÿäÿò êèñëîòû, ìîæíî ëè èõ ïîêðàñèòü â ÿðêèé öâåò?

Íèæå: «Ãîòýì», ñåçîí 5, ñåðèÿ 7 (Gotham, 2019)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Âî-ïåðâûõ, íå âñå êèñëîòû æèäêèå, åñòü òâ¸ðäûå êèñëîòû. Ìíîãèå èç âàñ íàâåðíÿêà çíàþò ëèìîííóþ êèñëîòó, ïðîäàâàåìóþ â ìàãàçèíàõ, îíà òâ¸ðäàÿ. Âîîáùå êèñëîòû îáû÷íî áåñöâåòíûå íà ñàìîì äåëå, è â ðàñòâîðàõ, è â òâ¸ðäîì âèäå. Åñòü îêðàøåííûå, íàïðèìåð, õðîìîâàÿ êèñëîòà èìååò îðàíæåâî-êðàñíóþ îêðàñêó, íî ýòî ñêîðåå ðåäêîñòü. Çåë¸íûõ êèñëîò, ÿ, íàïðèìåð, íå ïðèïîìíþ.  ïðèíöèïå, èõ ìîæíî ïîêðàñèòü, åñëè èñïîëüçîâàòü êàêîé-íèáóäü êðàñèòåëü, ìíîãèå [êèñëîòû] ñïîñîáíû ñ íèì íå êîíôëèêòîâàòü è áûòü îêðàøåííûìè. Íî ýòî ñêîðåå äëÿ êèíî, â æèçíè öâåòíûìè îíè áûâàþò ðåäêî.

Åñòü òàêàÿ âåùü, íàçûâàåòñÿ ôëóîðåñöåíò — çåë¸íàÿ êàê áû ñâåòÿùàÿñÿ êðàñêà, ïðèìåíÿåìàÿ, íàïðèìåð, äëÿ ïîäêðàøèâàíèÿ âîäû â áàññåéíàõ, âîò åé îáû÷íî ïîäêðàøèâàþò êèíîøíèêè, îíà ñîçäà¸ò ýôôåêò êèñëîòíîãî öâåòà ñ æ¸ëòî-çåëåíîâàòûì îòòåíêîì.

Íèæå: Êàäð èç êëèïà Aja – Jekyll & Hyde feat. Shilow

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñåðãåé Ãà÷èí: À âîò ïðÿìî ñâåòèòüñÿ êèñëîòà ìîæåò? Ïîêðàñèòü òàê, ÷òîáû îíà ñâåòèëàñü?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷:  òåìíîòå ýòî ðàáîòàòü íå áóäåò, íî åñëè åñòü êàêîå-òî âíåøíåå îñâåùåíèå, òî [êðàñèòåëü] áóäåò ïîãëîùàòü ñâåò è åãî èñïóñêàòü, áóäåò âîçíèêàòü ýôôåêò íàçûâàåìûé ôëóîðåñöåíöèåé. Ìîæíî, êîíå÷íî, ñäåëàòü å¸ ñâåòÿùåéñÿ, ïðîñòî ñíèçó ïîñòàâèâ êàêóþ-òî ïîäñâåòêó, íî ýòî ñêîðåå òðþêè, ÷åì õèìèÿ.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Îáû÷íî â êèíåìàòîãðàôå åñëè êèñëîòà êóäà-òî ïàäàåò, òî ñðàçó æå íà÷èíàåòñÿ áóðëåíèå, ïóçûðè, ìíîãî íåïîíÿòíûõ èñïàðåíèé, êîòîðûå åù¸ è íå ïðåäñòàâëÿþò íèêàêîé óãðîçû çäîðîâüþ ëþäåé. Êàê â ðåàëüíîé æèçíè âåä¸ò ñåáÿ êèñëîòà?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Êèñëîòû ðåàãèðóþò ñ îáðàçîâàíèå ãàçîâ (ïóçûðåé) äàëåêî íå ñî âñåìè âåùåñòâàìè. Ñ ìåòàëëàìè äåéñòâèòåëüíî âîçíèêàþò ãàçîîáðàçíûå ïðîäóêòû, îáû÷íî âîäîðîä.  ïðèíöèïå, ïðîöåññ íå òàêîé áóðíûé, êàê ïðåäñòàâëåíî â êèíî. Ìíîãèå çíàþò ðåàêöèþ óêñóñíîé êèñëîòû ñ ñîäîé, êîãäà ìû äåëàåì áëèí÷èêè: âîçíèêàåò äåéñòâèòåëüíî òàêîå øèïåíèå. Íî ïîñëå ïîïàäàíèÿ íà ÷åëîâåêà, íà äåðåâî íåò íèêàêèõ ïóçûðåé, íåò íèêàêèõ ãàçîâ, âñ¸ ïðîòåêàåò äîñòàòî÷íî ñïîêîéíî. Áîëåå òîãî, ïðîèñõîäèò äåéñòâèå íå ìãíîâåííî, ó ÷åëîâåêà âñåãäà åñòü ïàðà ìèíóò, ÷òîáû ñìûòü êèñëîòó áåç êàêèõ-ëèáî ïîñëåäñòâèé. Ïîýòîìó ýòî âñ¸ ïðåóâåëè÷åíèå.

Ñåðãåé Ãà÷èí: À ïî÷åìó ñ äåðåâîì íåò òàêîé ÿðêîé ðåàêöèè?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Íó, íàïðèìåð, êîíöåíòðèðîâàííàÿ ñåðíàÿ êèñëîòà ïðîñòî îáóãëèâàåò äåðåâî, îíî ÷åðíååò.  äåðåâå, â äðåâåñèíå âåäü, â îñíîâíîì, îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà ñîäåðæàòñÿ, ïîýòîìó òàì ïðîòåêàåò ðåàêöèÿ áåç ãàçîîáðàçîâàíèÿ èìåííî ñ îáóãëèâàíèåì — âî âñåé îðãàíèêå åñòü óãëåðîä, è îí îáðàçóåòñÿ â ÷èñòîì âèäå. Äëÿ òîãî ÷òîáû áûë ãàç, äîëæíû áûòü â âåùåñòâå ëèáî êàêèå-òî ñîëè, êîòîðûå âûäåëÿþò ãàç ïðè ðåàêöèè ñ êèñëîòîé, ñêàæåì, êàðáîíàòû, êàê â ñîäå, ëèáî ìåòàëë, äàþùèé âîäîðîä. Òàêæå åñòü àçîòíàÿ êèñëîòà, äàþùàÿ âñÿêèå îêñèäû àçîòà — íåïðèÿòíî ïàõíóùèå ãàçû, èìåþùèå îêðàñêó, íî ýòî ñêîðåå èñêëþ÷åíèå, ÷åì ïðàâèëî.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Äëÿ ñàìûõ áóðíûõ, ÿðêèõ ðåàêöèé êàêèå âåùåñòâà ìîæíî âçÿòü? Êèñëîòó ñ îäíîé ñòîðîíû è..?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Êðàñèâàÿ î÷åíü øòóêîâèíà — ðåàêöèÿ ìåäè è àçîòíîé êèñëîòû. Ìåäü ó íàñ òàêîãî îðàíæåâîãî öâåòà, àçîòíàÿ êèñëîòà áåñöâåòíàÿ, ïðè ðåàêöèè ïîëó÷àåòñÿ çåë¸íî-ãîëóáîé ðàñòâîð è ò¸ìíî-áóðûé ãàç. Ýòî ïðÿìî ÿðêî è ïðîòåêàåò äîâîëüíî áûñòðî.

Íèæå: Âèäåî «Ðåàêöèÿ ìåäè ñ àçîòíîé êèñëîòîé â 60FPS» íà êàíàëå «Sleepwalker»

Ñåðãåé Ãà÷èí: Î÷åíü èíòåðåñíî âåä¸ò ñåáÿ êèñëîòà â ôèëüìå «×óæîé», íàâåðíîå, âû ñìîòðåëè: ïðè îäíîé êàïëå åãî êðîâè, îíà ïðÿìî ïðîæèãàåò âñ¸ íàñêâîçü, âåñü ìåòàëë, ÷óòü ëè íå âåñü êîñìè÷åñêèé êîðàáëü. Òàêèå ñèëüíûå êèñëîòû âîîáùå â ïðèðîäå áûâàþò?

Íèæå: «×óæîé» (Alien, 1979)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Çíàåòå, êàêàÿ øòóêà, ñèëà êèñëîòû íå îáóñëàâëèâàåò å¸ ðåàêöèîííóþ ñïîñîáíîñòü. Òî åñòü, ñêîðîñòü ðåàêöèè çàâèñèò ìíîãî îò ÷åãî, ñêàæåì, îò òåìïåðàòóðû. È ìãíîâåííûõ ïðîöåññîâ òî÷íî íåò. Äëÿ òîãî ÷òîáû ðàñòâîðèòü ìåòàëë, êèñëîòå òðåáóåòñÿ êàê ìèíèìóì íåñêîëüêî ìèíóò, çà ñåêóíäû ýòî íå ïðîèñõîäèò.

Åñòü òàê íàçûâàåìûå ñóïåðêèñëîòû, îíè åù¸ íàçûâàþòñÿ «ìàãè÷åñêèå êèñëîòû», íî äàæå îíè íå ñïîñîáíû äåéñòâîâàòü íà ìåòàëë ìãíîâåííî, âñ¸ ðàâíî òðåáóåòñÿ êàêîå-òî âðåìÿ.

Ñåðãåé Ãà÷èí: È êàê ðàç î ìåòàëëå: â ôèëüìå «Áîãàòåíüêèé Ðè÷è» ãåðîé ñïðàâëÿëñÿ ñ òþðåìíîé ðåø¸òêîé ñ ïîìîùüþ «hydrochloric dioxic nucleic carbonium». Îí ìàçàë ðåø¸òêó, è îíà îòëàìûâàëàñü. Êàêèìè êèñëîòàìè ìîæíî âîçäåéñòâîâàòü íà ìåòàëë, ÷òîáû, íàïðèìåð, ñáåæàòü èç òþðüìû?

Íèæå: «Áîãàòåíüêèé Ðè÷è» (Richie Rich, 1994)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Åñëè ýòî îáû÷íàÿ ñòàëü, òî õîòü òà æå ñîëÿíàÿ êèñëîòà èëè ñåðíàÿ. Íî ïðîöåññ ïðîòåêàåò, îïÿòü æå, íå ìãíîâåííî, ýòî âñ¸ êèíîøíûå ïðåóâåëè÷åíèÿ. Íî â ïðèíöèïå ðàñòâîðèòü ðåø¸òêó âîçìîæíî. Åñòü òàêîé ïðîöåññ êàê òðàâëåíèå, êîãäà ðàñòâîðÿåòñÿ ÷àñòü ìåòàëëà ñ ïîìîùüþ êèñëîòû, íàïðèìåð, òàê äåëàþò óçîðû íà ìåòàëëå. Ìíîãèå êèñëîòû íà ýòî ñïîñîáíû, îáû÷íî èõ áåðóò â êîíöåíòðèðîâàííîì âèäå è ïîäîãðåâàþò, ÷òîáû ðåàêöèÿ øëà áûñòðåå.  ôèëüìå «Áîãàòåíüêèé Ðè÷è» áûëà òàêàÿ çóáíàÿ ïàñòà, ÷òî-òî ïîõîæåå íà òþáèê, âèäèìî, êèñëîòà ñ ÷åì-òî ñìåøàíà äëÿ çàãóùåíèÿ, ñêàæåì, ñ êàêîé-òî îðãàíè÷åñêîé ñìîëîé.

Íèæå: «Áîãàòåíüêèé Ðè÷è» (Richie Rich, 1994)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñåðãåé Ãà÷èí: È å¸ ñâîéñòâà, íàâåðíîå, ñèëüíî óìåíüøàòñÿ?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Äà, ïîòîìó ÷òî êîíöåíòðàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå, è, åñòåñòâåííî, îíà áóäåò äåéñòâîâàòü õóæå.

Ñåðãåé Ãà÷èí:  ôèëüìå «Ïèê Äàíòå» áûëî öåëîå îçåðî êèñëîòû, òàêîå âîçìîæíî?

Íèæå: «Ïèê Äàíòå» (Dante’s Peak, 1997). Ó ãåðîåâ ïëàâèòñÿ ëîäêà

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Î÷åíü õîðîøèé âîïðîñ íà ñàìîì äåëå, ïîòîìó ÷òî â ëþáîé ïðèðîäíîé âîäå åñòü êèñëîòà. Êèñëîòà ýòà óãîëüíàÿ, ïîëó÷àåòñÿ ïðè ðàñòâîðåíèè â âîäå óãëåêèñëîãî ãàçà, êîòîðûé åñòü â àòìîñôåðå Çåìëè, íî îíà î÷åíü ñëàáàÿ, è êîíöåíòðàöèÿ å¸ äîâîëüíî íèçêà.  ïðèðîäå, êîíå÷íî, íå âñòðå÷àþòñÿ îç¸ðà êèñëîò, ïîòîìó ÷òî êèñëîòû àêòèâíûå âåùåñòâà, îíè ðåàãèðóþò ñ òåì, ÷òî èõ îêðóæàåò, ïîýòîìó òàêîå îçåðî ïðîñòî íå ìîãëî áû «âûæèòü». Íî íà äðóãèõ ïëàíåòàõ, íàïðèìåð, íà Âåíåðå åñòü îáëàêà èç ñåðíîé êèñëîòû, ïðîñòî ëåòàþùèå â àòìîñôåðå, ïîòîìó ÷òî òàì åé íå÷åãî ðàçðóøàòü. Ïîýòîìó ýòî â ïðèíöèïå âîçìîæíî, íî íå íà Çåìëå, íå â çåìíûõ óñëîâèÿõ.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Ïîëó÷àåòñÿ, íà Âåíåðó ìû íå ñìîæåì ïîñàäèòü àïïàðàò, îí áóäåò ïîâðåæä¸í?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Íåò. Òàì äàæå òàêàÿ î÷åíü ïëîòíàÿ àòìîñôåðà, ÷òî íå âèäíî ïîâåðõíîñòü ïëàíåòû, îíà îêðóæåíà àòìîñôåðîé èç ñåðíîé êèñëîòû.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Íàâåðíîå, ñàìûé ÿðêèé ïðèìåð, êîòîðûé ÷àùå âñåãî îáñóæäàåòñÿ î êèñëîòàõ â êèíåìàòîãðàôå, è äàæå Ðàçðóøèòåëè ìèôîâ åãî ïðîâåðÿëè — ýòî ïðèìåð èç ñåðèàëà «Âî âñå òÿæêèå», êîãäà ãëàâíûå ãåðîè ðåøèëè èçáàâèòüñÿ îò òðóïà.

Íèæå: «Âî âñå òÿæêèå», ñåçîí 1, ñåðèÿ 2 (Breaking Bad, 2008)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

×òîáû è îäåæäó, è êîñòè, è ïëîòü ðàçúåëî, áûâàåò òàêîå?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Îíè, ïî-ìîåìó, èñïîëüçîâàëè òàì ïëàâèêîâóþ êèñëîòó, åñëè ÿ ïðàâèëüíî ïîìíþ, ýòî êèñëîòà HF. Äîâîëüíî ñëàáàÿ êèñëîòà, íî óäèâèòåëüíà òåì, ÷òî ðàñòâîðÿåò, íàïðèìåð, ñòåêëî èëè, äåéñòâèòåëüíî, ïåñîê. Åñëè ãîâîðèòü ïî-÷åñòíîìó, òî âàííà ýòî ïåðâîå, ÷òî îíà ðàñòâîðèò, ïîòîìó ÷òî âàííà — ýòî ìåòàëë è êàðáîíàòû, êàê ðàç ñàìûå äëÿ êèñëîòû ëþáèìûå íàïàðíèêè â õèìè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ. Ïîòîì áóäóò êîñòè, ïîòîìó ÷òî ýòî òîæå íåîðãàíè÷åñêèå ñîëè, ôîñôàòû òàì è òàê äàëåå. À âîò ÷òîáû ðàñòâîðèëàñü ïëîòü, òî åñòü áåëîê, òðåáóåòñÿ êèñëîòà êàêàÿ-òî êîíöåíòðèðîâàííàÿ, ñåðíàÿ èëè àçîòíàÿ. Îíè ðàçðóøàþò áåëêè, íî ïðîèñõîäèò ýòî çà ÷àñû. ×òî êàñàåòñÿ îäåæäû, ñìîòðÿ èç ÷åãî îíà áûëà ñäåëàíà, õëîïîê, ñêàæåì, ðàçðóøàåòñÿ äîâîëüíî áûñòðî â êîíöåíòðèðîâàííîé ñåðíîé êèñëîòå. À âîò, íàïðèìåð, êàêîé-íèáóäü êåâëàð áóäåò ñòàáèëåí äíÿìè, ÿ äóìàþ, è ãîäàìè òîæå.

Ñåðãåé Ãà÷èí:  íåêîòîðûõ ôèëüìàõ òàêæå èñïîëüçîâàëèñü ëîâóøêè â âèäå ðåçåðâóàðîâ ñ êèñëîòîé, è ãåðîè íå ìîãëè å¸ îòëè÷èòü îò âîäû. Êèñëîòà ìîæåò êàê-òî ñåáÿ âûäàòü?

Íèæå: «Äîì íî÷íûõ ïðèçðàêîâ» (House on Haunted Hill, 1959)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: ×èñòî âíåøíå îòëè÷èòü, íàïðèìåð, ðàçáàâëåííóþ ñåðíóþ êèñëîòó îò âîäû ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî. Äà, êèñëîòû, êîíå÷íî, èìåþò êèñëûé âêóñ, ïîòîìó òàê è íàçûâàþòñÿ — êèñëîòû. Íî, òåì íå ìåíåå, åñòü õèìè÷åñêèå ñïîñîáû îòëè÷èÿ êèñëîòû îò âîäû, íàïðèìåð, èíäèêàòîðíûå áóìàæêè (â íàðîäå íàçûâàåìûå ëàêìóñîâûìè): îïóñêàåøü â êèñëîòó, è îíà ìåíÿåò ñâîé öâåò. Íî âíåøíå íå âñåãäà ëåãêî îòëè÷èòü. Êîíöåíòðèðîâàííûå êèñëîòû ìîæíî îòëè÷èòü, ïîòîìó ÷òî ó íèõ åñòü îñîáåííûå ñâîéñòâà, íàïðèìåð, ñåðíàÿ ïîõîæà ñêîðåå íà ñèðîï, îíà äîâîëüíî ãóñòàÿ è òÿæ¸ëàÿ, òÿæåëåå âîäû â äâà ðàçà, ñîëÿíàÿ êèñëîòà ñïîñîáíà äûìèòü íà âîçäóõå, âîçíèêàþò èñïàðåíèÿ, êàê òóìàí. Ìíîãèå â êîíöåíòðèðîâàííîì âèäå èìåþò çàïàõ. Íî ðàñòâîðû âíåøíå ïîõîæè íà âîäó, ïîòîìó ÷òî âîäà – ýòî îñíîâíàÿ èõ ÷àñòü, ýòî æå âîäíûå ðàñòâîðû. Ïîýòîìó íåò, íå âñåãäà.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Åù¸ òàêîé îáðàòíûé, íàâåðíîå, ïðèìåð, êîãäà â ôèëüìå «Îòðÿä ñàìîóáèéö» Õàðëè Êâèí è Äæîêåð ïîïàëè â ðåçåðâóàð ñ êàêèìè-òî íåïîíÿòíûìè õèìèêàòàìè. Ïðè ýòîì ó íèõ îäåæäà ïîâðåäèëàñü, íà÷àëà ðàñòâîðÿòüñÿ, íî íè êîæà, íè ñëèçèñòûå íèêàêîãî äèñêîìôîðòà, ñóäÿ ïî âñåìó, íå èñïûòûâàëè. Òàêîå âûáîðî÷íîå âîçäåéñòâèå áûâàåò?

Íèæå: «Îòðÿä ñàìîóáèéö» (Suicide Squad, 2016)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Âûáîðî÷íîå-òî áûâàåò, íî ÿ ìîãó ñêàçàòü âîò ÷òî: åñëè, äîïóñòèì, ýòà îäåæäà áûëà ñäåëàíà èç êàêîãî-íèáóäü ïîëèàìèäíîãî âîëîêíà, íàçûâàåìîãî åù¸ íèòðèëüíûì âîëîêíîì, òî â ïðèíöèïå ýòî òåîðåòè÷åñêè âîçìîæíî. Íî äðóãîå äåëî, ÷òî òàêóþ îäåæäó íàéòè êðàéíå ñëîæíî. È ïåðâîå ÷òî ó íèõ ïîâðåäèëîñü áû èç äîñòóïíîãî ñíàðóæè ýòî ñëèçèñòûå îáîëî÷êè è çóáû. À ïîòîì óæå ýòî áûëà áû îäåæäà è êîæà. Ñëèçèñòûå âîîáùå äîâîëüíî óÿçâèìû äëÿ êèñëîò, ïîòîìó ÷òî ýòî íåïðî÷íûå òêàíè.

Ñåðãåé Ãà÷èí: È ëþáàÿ êèñëîòà áóäåò âîçäåéñòâîâàòü íà ñëèçèñòûå?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Âûçûâàåò îæîãè, äà. Ñàìîå îïàñíîå – ýòî îæîãè ãëàç, ýòî òàêèå òðàâìû õèìèêîâ íåïðèÿòíûå. Ïàëüöû îáæå÷ü äîâîëüíî ëåãêî, è õèìèêè ÷àñòî ýòî äåëàþò, íå âîçíèêàåò íèêàêèõ ïîñëåäñòâèé, ñìûëè è âñ¸ õîðîøî. À ãëàçà, êîíå÷íî, õóæå.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Èç âñåõ ñöåí ñ êèñëîòîé ñàìàÿ àáñóðäíàÿ — èç ôèëüìà «Îõîòíèêè çà ðàçóìîì» 2004-ãî ãîäà, ãäå íåáîëüøàÿ êîíöåíòðàöèÿ â ñèãàðåòå ðàçúåëà âñå âíóòðåííîñòè ó ãåðîèíè è óìóäðèëàñü åù¸ äàæå áîòèíêè ïðîæå÷ü. Åñëè êèñëîòà ïîïàäàåò âîâíóòðü, îíà ìîæåò íàñòîëüêî áûñòðî íàâðåäèòü ÷åëîâåêó?

Íèæå: «Îõîòíèêè çà ðàçóìîì» (Mindhunters, 2004)

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Êàê è ëþáîå åäêîå âåùåñòâî â ïðèíöèïå ìîæåò, íî äëÿ ýòîãî å¸ äîëæíî áûòü äîâîëüíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî. Ïîòîìó ÷òî, åù¸ ðàç ñêàæó, ó íàñ îíà åñòü âíóòðè, ðàçáàâëåííàÿ. Åñòü ÿäîâèòûå êèñëîòû, êîòîðûå ìîãóò ïðîñòî îòðàâèòü, íî íå âûçâàòü îæîãè. Íî ÿäîâèòûõ êèñëîò â ïðèíöèïå íåìíîãî, è ÿäîâèòûå îíè íå ïîòîìó ÷òî êèñëîòû, à ïîòîìó ÷òî òàì åñòü êàêèå-òî âåùåñòâà, õèìè÷åñêèå ýëåìåíòû, êîòîðûå ïðèäàþò èì ÿäîâèòîñòü. Ñêàæåì, ìûøüÿêîâàÿ êèñëîòà: òàì åñòü ìûøüÿê è îí ÿäîâèò âî âñåõ ïðîÿâëåíèÿõ, ñîîòâåòñòâåííî, è êèñëîòà áóäåò ÿäîâèòà. Èëè öèàíèñòîâîäîðîäíàÿ êèñëîòà: òàì åñòü öèàíèäû, öèàíèäíàÿ ÷àñòè÷êà, ïîýòîìó òîæå áóäåò ÿäîâèòà. Íî âîò òàê ÷òîáû ðàçúåëî èçíóòðè âñ¸ è ñðàçó íåáîëüøîé äîçîé — î÷åíü ìàëîâåðîÿòíî. Äóìàþ, ÷òî íåò.

Ñåðãåé Ãà÷èí: À ÷åðåç ñèãàðåòû, ÷åðåç äûì, ôèëüòð îíà ìîæåò êàê-òî âîâíóòðü ïîïàñòü?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Åñòü âåùåñòâà, êîòîðûå äàþò êèñëîòû â ãàçîîáðàçíîì âèäå. Íàïðèìåð, HCl — õëîðîâîäîðîä — ýòî ãàç, ðàñòâîðÿåì â âîäå, ïîëó÷àåì ñîëÿíóþ êèñëîòó.  ïðèíöèïå âäîõíóòü åãî, íàâåðíîå, ìîæíî. Ó íàñ â îðãàíèçìå åñòü äîâîëüíî ìíîãî âîäû, òà æå ñàìàÿ ñëþíà, êîòîðàÿ âûäåëÿåòñÿ â ðîòîâîé ïîëîñòè, òàì ïîëó÷àåòñÿ ñîëÿíàÿ êèñëîòà ïðè ðàñòâîðåíèè. Íî ýòîò ãàç èìååò äîâîëüíî ðåçêèé çàïàõ è äîâîëüíî ïðîòèâíûé âêóñ, ïîýòîìó ìíîãî åãî âäîõíóòü íå ïîëó÷èòñÿ.

Íèæå: Âèäåî «Gas Phase, Acid Base Reaction Between Ammonia and Hydrochloric Acid» íà êàíàëå «North Carolina School of Science and Mathematics»

Ñåðãåé Ãà÷èí: Ñðàçó æå ïî÷óâñòâóåøü.

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Äà, ïî÷óâñòâóåøü è ïåðåñòàíåøü ýòî äåëàòü.

Ñåðãåé Ãà÷èí: Ðàññêàæèòå, ÷òî âû, êàê õèìèê, ñàìîå àáñóðäíîå âèäåëè â êèíî? Èëè íàîáîðîò, êàêîé-òî àäåêâàòíûé ïðèìåð ïðåäñòàâëåíèÿ êèñëîò â ôèëüìàõ.

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Ñàìîå àáñóðäíîå, íàâåðíîå, êàê ðàç òî, î ÷¸ì ìû ãîâîðèëè, «Âî âñå òÿæêèå», ïðî âàííó ñ ÷åëîâåêîì, êîòîðàÿ ïàäàåò ñ êàêîãî-òî ýòàæà åù¸, ïðîæèãàÿ âåñü ïîë. Ýòî òàêàÿ ðåäêîñòíàÿ ôèãíÿ. Òî, ÷òî êàñàåòñÿ àäåêâàòíûõ ïðèìåðîâ, ÷åñòíî ãîâîðÿ, îíè ïðîñòî íå çàïîìèíàþòñÿ, ïîòîìó ÷òî òû ïîíèìàåøü, ÷òî ýòî ñäåëàíî ãðàìîòíî è âñ¸ ëîãè÷íî, àâòîðû ïîñòàðàëèñü.

Ñåðãåé Ãà÷èí: À ãëàç âàì íå ðåæåò, êîãäà èä¸ò òàêîé àáñóðä?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Íó, ÿ æå ïîíèìàþ, ÷òî ýòî âñ¸-òàêè êèíî, ñäåëàíî íà çðèòåëÿ. Êàê, íàïðèìåð, ðåêëàìà äåëàåòñÿ íà ïîòðåáèòåëÿ, à íå íà õèìèêîâ, åñòü ðåêëàìà çóáíîé ïàñòû, ãäå îïóñêàþò â êèñëîòó êàêîå-íèáóäü ÿéöî èëè ÷òî-íèáóäü ñâÿçàííîå ñ ñîåäèíåíèÿìè êàëüöèÿ… Ïîíèìàåì, ÷òî ýòî íåêîòîðîå ïðåóâåëè÷åíèå, íî ñäåëàííîå äëÿ äðóãèõ öåëåé, ýòî âåäü íå îáðàçîâàòåëüíûé êîíòåíò.

Õèìèê ïðîòèâ Ãîëëèâóäà: Êèñëîòû Íàóêà, Íàó÷ïîï, Õèìèÿ, Êèñëîòà, ×óæîé, Breaking Bad, Ôèëüìû, Ñåðèàëû, Âèäåî, Äëèííîïîñò

Ñåðãåé Ãà÷èí: ×òî âû ïîñîâåòóåòå ðåæèññ¸ðàì, êàêóþ êèñëîòó èñïîëüçîâàòü, ÷òîáû áûëî è êðàñèâî, è ïðàâäîïîäîáíî? Íà ïðèìåðå, îïÿòü æå, ðàñòâîðåíèÿ… íàâåðíîå, çà òàêîå 18+ ïîëó÷èì. Äëÿ ñîêðûòèÿ êàêèõ-íèáóäü óëèê, íàïðèìåð, ÷òîáû ðàñòâîðèòü îäåæäó.

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Âîò ñìîòðèòå. Åñëè ýòî õëîïêîâàÿ — êîíöåíòðèðîâàííàÿ ñåðíàÿ, èç òîãî, ÷òî ïðèõîäèò íà óì. Íî âîîáùå ñâÿçûâàòüñÿ ñ íåé íà ñú¸ìêàõ — äåëî íåáëàãîäàðíîå. Ïîýòîìó êèíîøíèêè îáû÷íî èñïîëüçóþò âñ¸-òàêè áóòàôîðñêóþ îäåæäó, ñäåëàííóþ, ñêàæåì, èç áóìàãè, èç ÷åãî-òî ðàñòâîðèìîãî â âîäå, èìèòèðóÿ êèñëîòó. Ìíîãèå èõ ïðè¸ìû îñíîâàíû íà êèñëîòå: êîãäà ìû êàïàåì êèñëîòó íà êàêóþ-òî ïîâåðõíîñòü, è îíà íà÷èíàåò øèïåòü. Äîñêà ïðîïèòûâàåòñÿ ðàñòâîðîì ñîäû, ñâåðõó ïîëèâàåòñÿ êèñëîòîé, íà÷èíàåò âûäåëÿòü óãëåêèñëûé ãàç. Ýòî ïðîöåññ, ñâÿçàííûé ñ êèñëîòîé, íî ýòî, êîíå÷íî, íå òîëüêî å¸ îñîáåííîñòü, òàì åñòü íåêàÿ ïîäãîòîâêà. Äóìàþ, îíè ñïîñîáíû çàìåíèòü å¸ ÷åì-òî áîëåå áåçîïàñíûì, ýòî ïîéä¸ò íà ïîëüçó êèíîøíèêàì è çðèòåëÿì íå ñèëüíî ïîâðåäèò.

Ñåðãåé Ãà÷èí: À ñèíòåòè÷åñêàÿ îäåæäà?

Àëåêñàíäð Èãîðåâè÷: Ñèíòåòèêà áûâàåò ðàçíàÿ. Åñòü, íàïðèìåð, ïîëèýñòåð (èëè ëàâñàí, êàê îí íàçûâàëñÿ ïðè ÑÑÑÐ), îí äîâîëüíî ñòîéêèé ê êèñëîòàì. Êîíå÷íî, åñëè êèñëîòà êîíöåíòðèðîâàííàÿ, è ìû áóäåì íàãðåâàòü, ðàçðóøàåòñÿ, íî â ïðèíöèïå âåùåñòâî óñòîé÷èâîå. Èç ñèíòåòèêè äåëàþò äàæå çàùèùàþùèå îò êèñëîò õèìè÷åñêèå õàëàòû. Åñòü âåùåñòâà íåñòîéêèå, òîò æå ñàìûé íèòðèë, àêðèëîâîå âîëîêíî, êîòîðîå â êèñëîòå ñïîñîáíî íàáóõàòü è ïðåâðàùàòüñÿ â êàøó, äàæå íåêîòîðîå ïîäîáèå ãåëÿ. ß îäíàæäû âèäåë, êàê ïîìûëè êîëáó êèñëîòû ¸ðøèêîì, ñäåëàííûì èç òàêîãî âîëîêíà: îí âåñü â êîëáå îñòàëñÿ â âèäå íàë¸òà íà ñòåíêàõ. Ñòóäåíòû

Читайте также:  Как отмыть акриловую ванну от грязи