Как отмыть ржавый бак
Всем привет, друзья. Думаю многие кто покупал не новые мотоциклы сталкивались с таким явлением как ржавчина в баке мотоцикла, я не исключение. Сталкивался я с этим едва ли не каждый раз покупая старые мотоциклы, не только Российские или советские, а даже Японские. Сейчас я расскажу про несколько способов как избавиться от этого вредного явления.
Сразу же хочу сказать, покупая мотоцикл, лучше сразу заглянуть в бак, ржавчина там будет, если мотоцикл хранят под открытым небом, этому следует уделить еще больше внимания. Ржавчина постепенно отслаивается, попадает в бензопровод, карбюратор и т.д. Последствия хоть и не страшные, но неприятные.
Источник https://purposebuiltmoto.com
Самый хороший вариант избавления от ржавчины это химический электролиз. Но его не всегда просто реализовать в гаражных условиях, так как необходимы химические вещества которые не всегда можно легко найти, и не в каждом городе купить. Поэтому самый простой вариант это электролиз с содовым раствором. С каустической содой эффект будет более мощный, но будем предполагать что ее достать не всегда есть возможность. Необходимо в бак залить раствор обычной воды с содой, соды примерно 1 стакан на бак, с расчетом что бак 18- 22 литра. Теперь необходимо зарядное устройство, или блок питания ПК. Делаем электрод из стальной проволоки, можно просто стальной кусок железа, проволока практичнее, потому что ее можно изогнуть и сделать продолговатой по длине бака. Электрод надо изолировать от стенок бака, например можно в месте касания с баком, обычно это горловина, подложить диэлектрик, кусочек резины и т.д. Главное что бы это держалось, в случае замыкания можно запросто испортить трансформатор. Далее на электрод подключаем «+», к стенке бака «-«. Реакция пойдет сразу.
Внимание!
Для начала рекомендую ставить ток около 4А, +-1А (4А-6А на подавляющем большинстве простых блоков зарядки АКБ, если настройки более тонкие, то это удобнее ). Далее ориентируемся по реакции, если активно бурлит раствор, ставим ток немного меньше, и наоборот, если реакции нет увеличиваем. в Возможно хватит нескольких часов (2-3), а возможно половина суток, ну это если уж совсем плохо. все зависит от степени ржавчины, концентрации соды в воде, силе тока, напряжения и т.д.
По возможности процесс надо регулировать током. После того как процесс будет завершен, необходимо бак промыть, просушить, можно это сделать опять же водой с содой. Сушим бак. Далее смотрим достаточно ли хорошо прошел процесс, оцениваем качество, если нет, то повторяем процедуру, если да то делаем следующий шаг. Покупаем преобразователь ржавчины, заливаем в бак, закупориваем все отверстия в баке, и активно взбалтываем бак, дабы появилась пленка на металле, это даст плюс к коррозийной устойчивости металла в дальнейшем. В общем это все, я описал это максимально просто, учитывая то что купить более качественные реагенты не всегда можно, а вот преобразователь ржавчины всегда есть в любых авто магазинах. Но помните, что все действия лучше делать на открытом воздухе.
Источник https://omoimot.ru
Еще конечно же есть способы, например я слышал советы положить в бак щебня с песком, залить водой, активно это дело трясти и т.д. Это конечно даст эффект, но не в такой степени, щебень собьет лишь отслоившуюся ржавчину, но не всю, хотя я не пробовал, это мое предположения. Есть реагенты которые можно просто залить в бак, они вступают в бурную реакцию со ржавчиной, без электролиза. Есть специальные растворы по борьбе со ржавчиной. А так же совсем недавно видел как это делают с помощью лимонной кислоты, ее просто растворяют в кипятке в большой концентрации, и заливают в бак, после сбивают ржавчину автомойкой, результат очень хороший!
Я описал так, как делал лично. Надеюсь я добавил в вашу копилку знания что-то новое.
Возможно вам будет интересно почитать:
Почему большинство отечественных мотоциклов были двухтактные
Действительно ли мотоциклы из СССР были такими надежными?
Инерционный надув на Урал и Днепр.
О запчатсях на отечественные мотоциклы, и не только
Надеюсь эта статья была вам интересна и полезна. Подписывайтесь на канал, буду рад всем! Всего хорошего!
Проблема ржавой воды в баке банной печи может не только испортить настоящий отдых, но и повлечь массу других проблем, например, засорить кран подачи горячей воды или вывести из строя душевую колонку. Эти и другие проблемы становятся настоящей головной болью владельцев бань, которые установили бак для воды из металла который при контакте с вобой подвергается коррозии. Но, и эту проблему можно решить, используя проверенные временем способы защиты металла от коррозии и новые технологии борьбы с ней.
Откуда появляется ржавчина в баке для воды
Появление в баке банной печи ржавчины обычное дело для емкостей с открытым объемом. Особенно это касается самодельных емкостей, для создания которых используется стальной или металлический лист или отрезки труб большого диаметра.
При контакте с водой, а тем более при повышении температуры вследствие химической реакции стенки покрываются сначала небольшим слоем оксида, а со временем процесс коррозии приобретает массовый характер. Больше всего подвержены этим процессам емкости в банях, которыми пользуются от случая к случаю, и особенно в холодное время, когда помещение остается неотапливаемым и после окончания процедуры вода сливается с бака.
Не обходит стороной коррозия и баки в отапливаемых помещениях, такой процесс длится несколько медленнее, но от него никуда не деться. Медленнее всего процесс длится в баках, которые постоянно заполнены водой, но и здесь со временем на стенках откладывается ржавчина.
Причин возникновения ржавчины несколько – контакт воды с незащищенным металлом, наличие в самой воде оксида железа, насыщенность химически активными веществами, способствующими возникновению коррозии.
Как защитить бак от коррозии подручными методами
Прежде чем начать борьбу с коррозией рекомендуется комплексно проанализировать причину возникновения проблемы. Прежде всего, стоит сдать воду на анализ. Впрочем, если поместить воду с колодца или скважины в чистую прозрачную стеклянную емкость и понаблюдать за ней то определить повышенное содержание железа не так и сложно – на дне уже на вторые сутки выпадет оранжевый осадок. В этом случае придется не только защищать бак от окиси железа, но и устанавливать станцию очистки воды.
Второй момент заключается в том, чтобы правильно выбрать стратегию удаления ржавчины. Если раковины глубокие и на стенках наблюдается отслоение целых пластов, потребуется капитальная очистка с применением всего комплекса методов и механической и химической очистки.
Если ржавчина просто смывается или стирается тряпкой, то здесь можно обойтись применением химических средств.
Применение подручных средств
Народные средства отчасти могут помочь временно решить проблему. В комплексе мер присутствует все этапы обработки металла – очистка, устройство защитного слоя и его закрепление на внутренней поверхности.
Для борьбы со ржавчиной чаще всего используется кислотосодержащие вещества. При контакте с металлом кислота вступает в реакцию и образует на поверхности устойчивый оксидный слой. Опытные банщики рекомендуют высыпать 50-100 грамм лимонной кислоты на 20 литров воды и прокипятить бак. Оксидная пленка защитит поверхность на один-полтора годы.
Более современный вариант предлагает обработку стенок специальным средством для борьбы со ржавчиной. Это более эффективный способ, но после него необходимо не только промыть емкость, но и нанести защитное покрытие.
В качестве покрытия из подручных средств можно использовать:
- Алюминиевую пудру, смешанную с жидким стеклом (силикатный конторский клей) – состав образует жаростойкое покрытие, способное выдержать 2-3 года при активной эксплуатации;
- Железный сурик – наполнитель или основное средство грунтовки для составов, которыми окрашиваются металлические поверхности (днище морских судов окрашивается именно железным суриком);
- Известково-цементное покрытие готовится в пропорции 1:1. Наносится на высушенную поверхность. Для лучшего результата рекомендуется сделать 3-4 слоя обработки.
Из видео можно узнать, как делается покраска емкости железным суриком.
Недостатком этих методов выступает сложность работ по нанесению покрытия и относительно недолгий срок действия защиты. С другой стороны эти методы позволяют быстро и эффективно обеспечить защиту от ржавчины действительно доступными средствами.
Современные методы защиты покрытия бака от ржавчины
Более совершенными и надежными методами защиты внутренней поверхности от образования ржавчины выступают технологии нанесения защитного покрытия с применением многокомпонентных красок и покрытий.
Этилсиликатные покрытия с добавлением цинкового порошка
Одним из наиболее эффективных средств выступает покрытие внутренней поверхности этилсиликатных покрытий с добавлением цинкового порошка. В основе технологии лежит процесс полимеризации этилсиликатных соединений. Цинковый порошок в составе этих соединений образует покрытие, не вступающее в реакцию с железом и водой. Кроме этого такое покрытие выдерживает нагревание до температуры 200 градусов, что вполне отвечает режиму нагрева бака в бане.
Окраска жаростойкими красками, обеспечивающими защиту от влаги, позволяет защитить бак от коррозии на срок до 7 лет. Одним из средств выступает Цетра – жаростойкая краска, способная выдерживать нагревание до 350 градусов. После застывания она выдерживает контакт с большинством агрессивных веществ, так что с нагретой водой при покрытии поверхности бака проблем не будет.
Эпоксидные эмали
Эпоксидные эмали при нанесении на поверхность образуют однородное покрытие, способное выдерживать нагрев металла до 120 градусов. Это одно из самых доступных средств для обработки металлического бака. Средство обладает высокой адгезией и одновременно близкими к металлу показателями коэффициента расширения. Пластичность эпоксидных составов позволяет обеспечивать надежное покрытие поверхности независимо от перепадов температуры. Кроме рецептур, которые можно приготовить самому на основе жидкого стекла и алюминиевого порошка на рынке представлены составы для обработки приборов отопления и герметизации швов высокотемпературного оборудования.
Полимерные соединения насыщенные металлической пудрой
Кроме указанных выше средств хороший эффект получается при применении антикоррозийных металл наполненных составов. Эти полимерные соединения, насыщенные металлической пудрой образуют устойчивое покрытие поверхности, которое со временем в процессе диффузии образует надежную защиту металла. Положительной стороной этого средства выступает его надежность и устойчивость к механическим воздействиям. Эмаль не боится не только перепадов температуры, но и механических повреждений, ей не страшны удары, что немаловажно для бака с водой в бане.
Что касается термостойкости, то эмаль без труда выдерживает повышение температуры до 300 градусов. Примером применения таких средств выступают эмали для восстановления и ремонта покрытия ванны.
Теперь, когда раскрыт почти весь арсенал средств для устройства защитного покрытия дело остается за малым, выбрать средство, подготовить бак и провести нанесение защитного слоя. Тем более что все методы и средства не требуют применения специального оборудования и особых навыков для успешного выполнения работ.
Один из самых часто встречающихся примеров – это появление ржавчины внутри бензобака. Если автомобиль не используется ежедневно, а хранится в гараже или на стоянке с неполным баком, то при перепадах температуры на стенках бака конденсируются водяные пары, которые и вызывают коррозию.
На просторах интернета можно найти большое количество самых разных способов очистки, от обработки газировкой до выпаривания выхлопными газами и способа с горстью металлических гаек. Все они по-своему хороши и, так или иначе, способствуют решению проблемы, но сегодня я хочу поделиться одним из методов очистки бака от ржавчины, опробованном на собственном опыте — с помощью преобразователя ржавчины, содержащего ортофосфорную кислоту.
Рекомендация: если вы не эксплуатируете автомобиль постоянно, храните его с полностью заправленным баком.
Подготовка
В процессе очистки вам предстоит использовать сильнодействующее химическое вещество, поэтому подготовьте рабочее место и обезопасьте себя от возможных ожогов. Вам необходимо иметь: емкость с чистой водой, которой можно будет смыть вещество при попадании на кожу, резиновые перчатки и защитные очки. Работать нужно в сухом, светлом и хорошо проветриваемом помещении.
Итак, начнем.
Идем в автомагазин и покупаем преобразователь ржавчины, содержащий ортофосфорную кислоту. Использовать кислоту в чистом виде я не рекомендую, так как, если переборщить с количеством или неверно соблюсти пропорцию, она может нанести бензобаку вашего классического автомобиля непоправимый вред. Я пользовался средством Фосфомет, но есть и другие аналоги, например, Мелон ЖС №15 или Hotex. Удобнее сразу приобрести большую канистру, пусть лучше останется про запас.
Демонтаж бака
Перед началом демонтажа необходимо снять клеммы с аккумулятора и слить остатки топлива из бака. Для этого предусмотрено специальное сливное отверстие, если его нет, то топливо можно удалить при помощи шланга и откачивающей груши. Подготовьте емкость, в которую будете сливать бензин, затем тщательно изучите конструкцию бака и точки его крепления, а также места расположения патрубков топливной системы.
У каждого автомобиля могут быть свои особенности крепления бензобака, поэтому советую подробно изучить руководство по эксплуатации и схему топливной системы.
После того, как вы сольете остатки бензина, нужно будет отключить датчик уровня топлива (если он есть) и отсоединить вентиляционный и топливный шланги. Теперь вам останется лишь открутить гайки, которые фиксируют стягивающие хомуты бензобака на кузове автомобиля, и снять минусовой провод.
Аккуратно демонтируйте бак и разместите его на ровной поверхности.
Первичная промывка
Сначала нужно избавиться от крупных кусков ржавчины, для этого я использовал обычную горячую воду, но в зависимости от степени запущенности очагов коррозии можно добавить упомянутые ранее гайки, а вместо воды использовать бензин. Много жидкости заливать не стоит, достаточно 2-3 литров. Закройте бак крышкой и тщательно потрясите его. Слейте воду и повторите процедуру еще 2-3 раза. Если вы использовали гайки, то извлечь их можно с помощью магнитной отвертки. После того, как из бака удалены крупные куски ржавчины, его нужно просушить. Оставьте бак на 2-3 часа в хорошо проветриваемом помещении. Ускорить процесс сушки можно также с помощью строительного фена.
ВАЖНО: Если после снятия и первичной промывки, ваш бак выглядит слишком ржавым, и есть опасность появления сквозной (до дырок) коррозии, я советую использовать более щадящие средства, например, щавелевую кислоту, о которой я кратко расскажу в конце инструкции.
Очистка
Теперь приступим непосредственно к очистке. Наливаем в бак примерно 0,5 л. преобразователя ржавчины, закрываем пробкой и медленно поворачиваем бак во все стороны, чтобы жидкость растеклась по стенкам. Ждем указанное в инструкции к преобразователю время (обычно это 30-60 минут), а затем сливаем жидкость. Если бак был сильно подвержен ржавчине, то советую повторить процедуру еще раз.
Финальная промывка
После того, как бензобак вашего классического автомобиля очищен, нужно избавиться от остатков вещества. Для этого тщательно промываем бак простой водой с добавлением пищевой соды — 100 г на 10 литров воды. Сода нейтрализует остатки кислоты и смягчает воду. Далее сливаем остатки раствора соды и промываем проточной водой.
Теперь из бака нужно удалить всю воду, что простым сливанием сделать не получится. Для этой цели я использовал медицинский спирт, который, как мы знаем, прекрасно смешивается с водой и при этом горюч. Заливаем в бак около 0,5 литра спирта, взбалтываем так, чтобы спирт растекся по всем углам, где могла скопиться вода, и выливаем. Теперь нужно оставить бак просушиться на 3-4 часа. Остатки спирта в смеси с водой не нанесут вреда двигателю – они сгорят вместе с бензином.
Установка бензобака
Очищенный бак можно устанавливать на автомобиль. Делать это нужно в порядке, обратном тому, как мы его снимали. То есть сначала присоединяем минусовой провод, фиксируем хомуты бензобака, затем — топливный и вентиляционный шланги и, наконец, подключаем датчик уровня топлива. В любом случае, я рекомендую всегда действовать строго по схеме. Выполняя процедуру очистки бака, рекомендуется сразу заменить топливный фильтр, а по необходимости — топливный насос, патрубки топливной системы и их хомуты.
После того, как бак водружен на свое законное место, осуществите пробную заправку — залейте несколько литров топлива и запустите двигатель. Внимательно проверьте топливную систему на отсутствие течи. Если все в порядке — смело выезжайте на дорогу и наслаждайтесь вождением вашего классического автомобиля.
Другие способы очистки
Помимо вышеописанного способа, есть еще несколько популярных методов очистки бензобака от ржавчины. Например, щавелевая кислота и электролиз. Оба они более затратны по времени, но, в отличие от преобразователя, действуют мягче и подойдут вам, если бензобак вашего классического автомобиля находится в совсем плачевном состоянии.
Если кратко, суть метода электролиза заключается в том, что в бак заливается электролит и погружается электрод – анод (“плюс” от аккумулятора 12 В), а катод (“минус”) подключается к корпусу. С помощью постоянного тока начинается газообразование – на катоде выделяется водород, а на аноде кислород. Водород производит очищение и восстановление металла из его оксида. Данный способ займет у вас пару дней.
В случае с щавелевой кислотой, процедура немного похожа на описанный мною способ с преобразователем, но есть несколько существенных отличий. Во-первых, приобретать саму кислоту удобнее в сухом виде, затем создавать раствор из расчета 200 грамм на 10 литров воды. Вам также понадобится емкость, в которую можно полностью погрузить бак и оставить его на несколько дней. Сам процесс прост — готовите раствор и заливаете его внутрь бака до самых краев, затем погружаете бак в раствор и оставляете его там, периодически (раз в сутки) меняя жидкость. Спустя 2-3 дня бак можно будет достать, а затем, промыв его раствором соды, установить обратно на автомобиль. Щавелевая кислота особенно популярна у реставраторов, специализирующихся на технике времен Второй мировой войны, так как она позволяет мягче всего очистить металл от ржавчины, не разрушая его.
Я обязательно расскажу вам об этих и других способах подробнее. Ждите публикации в ближайшее время.
Следите за вашим классическим автомобилем, и он будет каждый день приносить вам радость. Перед тем, как что-то делать своими руками, изучите предмет и пользуйтесь только проверенными методами, а главное, никогда не забывайте о технике безопасности.
Текст: Степан Гордиенко