Как отмыть жостовский поднос

Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.
Н.И. Бедник

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо — пятном — он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
                                                                                    
Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, «вжухли», впитавшись в фон. Высушенные подносы будут готовы под роспись на следующий день. Жостовскую живопись называют лессировочным письмом, потому что она делается в несколько приемов, многослойна, и эти слои наносятся прозрачными (лессировочными) красками так, что нижние просвечивают под верхними, придавая им особую яркость, как бы свечение, глубину. Второй этап росписи — тенежка (выправка) — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения. На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает каскадом: бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском. Роспись проявляется, загорается, оживает, срастается с фоном, но она ещё далеко не закончена: цветовые контрасты порой ещё резки, формы лепестков не всегда определенны, холодные и тёплые тона слишком очевидно спорят друг с другом.

Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой). Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она лёгкая, «в полкисти», «влажная», когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном. Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков. Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и «открывает» движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков. О бликовке рассказывать можно очень много: здесь и прием, который мастера называют «эффектом павлиньего пера». Белильную бликовку ценят очень высоко, неудавшуюся ругают за «рыхлость», небрежность, потому что в местной росписи она — сама жизнь: «Пожелтели блики на цветах — увяла живопись». Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе. Иногда в чертежке выделяют «посадку семенцов».

Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков, ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.

Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загустить композицию», «замусорить травкой». После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечках цветов. Так, по словам старых художников , пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

Все они меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдается их очередность, некоторые совмещаются, другие пропускаются — всё зависит от фантазии, вдохновения мастера, который во время письма принимает решения молниеносно: краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! «Коль бежишь бегом, не жалей пяток» — только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство. Несмотря на то, что главным в жостовском промысле является роспись, в создании подноса принимают участие многие мастера, в том числе кузнецы, шпатлевщики, лакировальщики, шлифовальщики и «уборочники». Раньше вырезанный из железной заготовки поднос кузнецы выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность, загибая борта, в которые для прочности прокладывали проволочку. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе. Они разнообразны: известно около тридцати форм — круглых, овальных, прямоугольных с разнообразными фигурными краями, из-за которых они получили названия «готический», «крылатый» и другие. Среди подносов есть гитарный, формой отдалённо напоминающий гитару. Возможно, она заимствована ещё в XIX веке из Нижнего Тагила, где тогда подносы делали в большом количестве, а жостовские мастера часто подражали тагильским, или, как их называли, «сибирским». Наименования «сибирский», «тагильский» ещё до сих пор употребляются здесь для определения некоторых форм подносов, видов узоров, окрасок (колеров).

Читайте также:  Чем отмыть старый налет на ванне

В Нижнем Тагиле на бывшем демидовском заводе в XVIII веке мастером Н.Худояровым был изобретён удивительный лак, по прочности и прозрачности не уступавший китайскому и превосходивший английские. Тагильские живописцы расписывали не только железные подносы, но и сундуки, шкатулки.
Поднос фигурный «Юбилейный». Е.П. Лапшин. 1976

Поднос фигурный «Юбилейный». Е.П. Лапшин. 1976

На подносах тагильцы делали копии известных картин, в то время как подмосковные мастера писали удалые тройки, чаепития, пейзажи (виды природы) и «чувствительные» сценки из сельской жизни. Наиболее часто и у тех, и у других встречались цветочные росписи, но на тагильских подносах они проще по исполнению.

Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого её грунтуют, шпатлюют, то есть накладывают специальную смесь (грунт, шпатлёвку) из глины, «голландской сажи и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочерёдно чёрным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции, при этом температура и время обжига меняются. Покрывают их лаком и после росписи, а затем по этому слегка подсохшему, липкому слою рисуют уборки, чаще всего золотистой бронзовой краской.

Орнаментальные рамки бывают довольно затейливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса. Чаще всего они выполнены изящной прихотливой линией, но есть и силуэтные, сделанные по трафарету. Уборки обычно пишут мастерицы-орнаментальщицы (уборочницы), но иногда это делает и сам художник, расписывающий поднос. Бывает, что вместо уборок применяются отводки — цветные или золотистые линии, бегущие вдоль бортиков. Огибая поднос, уборки подчёркивают его форму, обращают внимание на выступающие края и ручки, за которые его держат, придают ему большую нарядность и привлекательность, усиливая декоративный характер росписи.

Помимо излюбленных чёрных фонов привычны в Жостове и цветные: зелёные и синие, «под слоновую кость», разнообразные красные и «золотые». Интересны металлизированные фоны, когда краска наносится на припорох — алюминиевый или бронзовый порошок, который, проступая под нею, придаёт ей металлический блеск. Иногда порошком присыпают не весь под-нос, а отдельные части будущей росписи, или подкладывают под них листочки металла — потали, либо перламутровые пластины. Краски на них мерцают, светятся, вспыхивают огнем. Бывает, что перламутровые вставки (инкрустации) не расписывают цветом, а лишь в нужных местах расчерчивают тонкой кистью. Подносы с инкрустацией удивительно нежны, изысканны и производят впечатление драгоценности. Перламутровая инкрустация пришла в Жостово из Федоскина — расположенного неподалёку старинного центра русского лакового дела, повлиявшего на развитие подносного промысла. Цветочной подносной росписью жостовцы занимаются уже более ста пятидесяти лет. Они не только преуспели в этом деле, но и долго были единственными хранителями его традиций, в то время как знаменитый в прошлом уральский промысел постепенно заглох, закрылись петербургские фабрики и мастерские, расписные подносы которых в первой половине XIX века не раз отмечались на выставках. Из рук в руки передавался опыт поколений в подмосковных деревнях, обогащённый творческими поисками каждого из них.

Живописцы осторожно вводят в роспись новые мотивы, обязательно продумав и переработав их в духе традиционного искусства, так как «с природы в роспись трудно брать цветы». Тем не менее сегодня в жостовских букетах мы видим не встречавшиеся раньше георгины, лилии, сирень, бессмертники и многие другие цветы. Лучше всех «фантазии поддаётся роза» — самый любимый художниками мотив. Царица цветов, наименее стойкая из своих собратьев, она даже этой недолговечностью пленяла воображение поэтов:

Недолог розы срок: чуть расцвела — увяла!
Знакомство с ветерком едва свела — увяла!
Недели не прошло, как родилась она,
Темницу тесную разорвала — увяла!

Источник

История жостовского подноса

Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов), что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Вначале одновременно появилось несколько мастерских под руководством Коробова и Филиппа Вешнякова, которые взяли за основу традиции тагильской росписи XVII века на изделиях из папье-маше. Затем подносы стали делать из железа, но краска плохо закреплялась на этом материале. Затем в середине XIX стали применять кованые изделия из стали.
С приходом советской власти мастерские объединились в трудовые артели. С 60-х годов XX века жостовские подносы стали набирать популярность, не только в СССР, но и за рубежом. Прекрасные предметы народного промысла принимали участие в многочисленных выставках. Жостовские подносы стали визитной карточкой русского народного творчества и страны.
Сегодня жостовский поднос по-прежнему знаменит среди ценителей и обывателей. Главные проблемы – дешевые массовые подделки, заполонившие магазины сувениров и предметов искусства.
Как делают жостовские подносы?

Если говорить о том, где делают жостовские подносы, то мастерские не изменили адрес – в деревне Жостово по-прежнему занимаются этим видом промысла. Сейчас это фабрика, состоящая из цеха по ковке и штамповке металлических изделий, и малярного цеха, где подносы подвергают покрытию лаком, затем окраске в черный цвет. И только после этого после подготовленные изделия попадают в руки мастеров-художников по росписи.
Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.
Что касается формы жостовских подносов, то они встречаются самые разнообразные. Простая – круглая, овальная или прямоугольная. Эффектно смотрятся «гитарные» и восьмигранные подносы, украшенные по бокам рельефными коваными элементами и прорезными ручками. Изготавливают подносы вручную методом холодной ковки (такие предметы стоят в разы дороже) или при помощи штамп-форм.
Кстати, по назначению жостовские подносы разделяют на группу для бытового использования (под самовар, под фрукты, подачу пищи) и используемые в качестве украшения помещения.
Как ухаживать за жостовким подносом?

Конечно, изделия, предназначенные для украшения комнаты, нуждаются в своевременной очистке от пыли. Как правило, используется мягкий отрез ткани, смоченные в воде, или специальные влажные салфетки для уборки. Уход за жостовскими подносами, применяемыми в бытовых целях на кухне, может включать в себя удаления жировых капель. В этом случае агрессивные средства могут не подойти, поскольку испортят нанесенный слой росписи. Лучше всего использовать специальные средства с мягким действием.

Источник: https://womanadvice.ru/zhostovskie-podnosy

Источник

Читайте также:  Отмыть ноги во сне

Добрый день, Милые мои!

Отзыв не ода родным промыслам и не о поддержке отечественного производителя — он о том, что у каждого и каждой из нас есть возможность окружить себя красивыми вещами ручной работы, о существовании которых мы не знаем, забыли или попросту не хотим знать..

Не знаю как в Ваших семьях, а среди моих много любителей перекусить или почаевничать в неуставном месте — у телевизора, у постельки, в саду, поэтому поднос весьма актуальная и потребная в хозяйстве вещь.

Лично я не фанат универсализма ИКЕИ и поднос из пластмассы дома не потерплю, на мой взгляд, он уместен в столовой или в кафе-перекусочных)). А если выбирать из чего подороже и поинтереснее, то тут по шкале цена-качество жостовский поднос обходит всех.

Во-первых, он неоспоримо красив. Поднос как с легкостью впишется в рядовую, так и придаст изюминку ультрасовременной кухне. Притягивает взгляд, где бы не стоял.

Во-вторых, каждый поднос уникален. Все они расписываются вручную и двух абсолютно одинаковых нет.

В-третьих, абсолютно демократичен. Размер, цвет и роспись можно выбрать на самый разный вкус и кошелек. Самые маленькие подносики стоят около тысячи рублей, средние и большие — 3000-9000р., особенно искусно расписанные известными авторами доходят и до 200тыс.руб.

Цена зависит не только от размера подноса, но и от особенностей его изготовления — небольшие и средние подносы, как правило, изготовляются методом штамповки из листа стали; большие и сложных форм — посредством ковки.

В любом случае, на изготовление одного подноса уходит от нескольких недель до месяца — их штампуют, грунтуют, художник расписывает, орнаменталист наносит орнамент по краю, многократно покрывают лаком, сушат. Поэтому, я считаю, что цена на них оправдана и в чем-то даже занижена. На примере фарфора я знаю, что разница на отечественные и западно-европейские предметы ручной росписи колоссальна, при том, что наши ничуть не уступают…

Представители старшего поколения любят мне напоминать, что в советские годы этих подносов было завались и стоили они копейки. Это правда только отчасти. То что расписывалось действительно сложно и шло как выставочные работы или на экспорт стоило всегда солидных денег, а дешево продавался негусто расписанный ширпотреб.

К слову сказать, жостовская роспись — это не только подносы, это и шкатулки, заколки, подстаканники, подставки под приборы и проч., и проч. Все-таки за 190-летнюю историю Жостовской фабрики чего только нельзя было расписать))

Однако классика — это все же именно поднос. На нем не стыдно подавать и своим, и гостям. Это шикарный подарок и родным, и знакомым, и коллегам, и даже иностранным партнерам неравнодушным к нашей культуре. И, наконец, я люблю им просто любоваться, его светом, цветом, глубиной и формами всех этих цветов, листков и лепестков. Я вообще считаю, что красивые вещи гармонизируют как пространство вокруг себя, так и внутреннее состояние того, кто на них смотрит.

Читайте также:  Чем отмыть клей от мух от волос

Где купить? Кому где удобнее. По фабричным ценам — либо в магазине при фабрике возле Мытищ, либо в фирменном магазине в ГУМе. В ГУМе Вам еще сделают с них скидку, если у Вас есть карта лояльности клиента ГУМа. Даже когда не собираетесь ничего покупать — зайдите туда просто полюбоваться. Поднос упакуют по Вашему желанию в бумажный пакет или подарочную коробку, однако последняя обойдется еще в 2 тыс.руб. На мой взгляд и пакет выглядит достаточно презентабельно. Если покупаете в другом месте, то обязательно смотрите на наличие клейм фабрики на обратной стороне (мне сложно их для Вас сфотографировать, так как сзади поднос сильно «зеркалит», но они есть на сайте фабрики).

Уход. Т.к. поднос после окончания росписи покрывается несколькими слоями лака, то в процессе эксплуатации на нем появляются небольшие царапинки. Мебельная полироль с простеньким составом с ними справляется. А если поднос основательно запылился или на него попал жир — то мыльная вода и тряпочка. Химией лучше не баловаться! Ну и, конечно, гвоздями не царапать, с горки на нем не кататься и об родных не гнуть))

Надеюсь, отзыв был Вам хоть чуточку полезен!

Источник

Как очистить посуду от въевшегося жира?

Как придать блеск и вернуть первоначальный вид?

Как готовить вкусные блюда, когда посуда покрыта неотмываемым подгоревшим слоем жира?

И возможно ли дать любимой сковороде, кастрюле и другой посуде вторую жизнь и заставить ее блестеть?

Чугунная посуда

Изделия из чугуна не боятся ни абразивных веществ, ни металлических скребков. Их рекомендуется мыть: содой, солью или уксусом.

  • В сковороду насыпают соль так, чтобы она покрыла дно, затем заливают 150 мл 6%-го уксуса.
  • Через полчаса посуду ставят на огонь, в смесь добавляют 100 грамм соды.
  • Все ингредиенты кипятят 10–15 минут.
  • После процедуры поверхности чистят щеткой и тщательно ополаскивают.

Чтобы к чугунной поверхности быстро не пристал новый жир и не образовался нагар, после мытья ее необходимо прокалить, смазать внутри растительным маслом, ополоснуть водой.

Алюминиевая посуда

Алюминиевые изделия не такие стойкие, как чугунные, поэтому использовать для их чистки агрессивные вещества нельзя. Лучше отказаться и от порошковой бытовой химии в пользу кремов и гелей.

Рецепт, который подходит для регулярного ухода за сковородой состоит из 0,5 кг кальцинированной соды, 100 мл канцелярского клея и измельченного куска хозяйственного мыльца.

  • Все составляющие растворяют в 10 литрах горячей воды в большой емкости.
  • Туда опускают грязную алюминиевую посуду.
  • После 30 минут кипячения все оставляют в жидкости на 12 часов. Затем ополаскивают и вытирают насухо.

Если для мытья использовалась жесткая мочалка или абразивное чистящее средство, то на поверхности сковороды появятся мелкие царапины. Избавиться от них можно, отполировав изделие содой.

С антипригарным покрытием

Сковородки с антипригарным тефлоновым покрытием довольно привередливые в уходе и не терпят грубого обращения. Поэтому о жестких щетках, губках, а также чистящих порошках надо забыть. Не застарелые загрязнения быстро очищаются несколькими народными методами.

  • Со сковороды удаляют остатки пищи, в нее насыпают 1 столовую ложку горчичного порошка, добавляют стакан кипятка, закрывают крышкой. Через полчаса мягкой губкой моют все поверхности, загрязнения легко отойдут.
  • Убрать нагар с наружной стороны можно с помощью мыла и горячей воды. Четверть бруска мыла трут на терке и растворяют в 100 мл воды. Через 10 минут туда добавляют по 2 ст. ложки соли, горчицы, нашатырки. Приготовленный состав наносят на внешние стенки посуды и оставляют на полчаса. Губкой оттирают поверхность и сковороду ополаскивают.
  • Бороться со старым нагаром поможет картофельный крахмал. Раствор готовят из расчета 2 ст. л. на 200 мл воды. В получившейся жидкости замачивают посуду и кипятят 15 минут. После остывания воды нагар счищают губкой.

Во время мытья не надо прилагать усилий и долго тереть одно и то же место, чтобы не содрать тефлоновое покрытие. Лучше повторить процедуру еще раз.

А в этом видео я покажу, как я очищаю всю посуду (кастрюли, сковородки, ложки, кружки, тарелки) от грязи без усилий.

Самый эффективный и простой способ, а главное не затратный! И вот результат — посуда сверкает и просится на приготовление в ней ужина! Нам нужен силикатный клей и пищевая сода!

Читайте другие статьи на тему цветоводство, садоводство, там очень много полезного, нужного:

КАК вырастить ГРАНАТ из косточек в домашних условиях

Проверенный способ укоренения сортовых пелларгоний/гераней. 100% работает!

БЕСПЛАТНО! КАК вырастить ГОЛУБУЮ ЕЛЬ из ШИШКИ. ПЕРВЫЕ ВСХОДЫ

Как ВЫРАСТИТЬ дома БАНАН из покупного плода

Также статьи на тему хозяйство:

Как очистить УТЮГ за пару минут

САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ избавится от ТАРАКАНОВ

Самый простой СПОСОБ очистки унитаза

АСПИРИН для стирки БЕЛЬЯ

Надеюсь, мои советы вам обязательно пригодятся!

Ставьте лайк, если это так.

Если хотите узнать еще много полезного, нужного и интересного, то подписывайтесь на мой канал.

Источник