Как стирают на подводной лодке

Сама я на подводной лодке была только на экскурсии. Поэтому про быт и пикантные особенности жизни наших ребят в субмаринах расскажу, отталкиваясь от слов собственно подводников, в 1-ую очередь Эдуарда Овечкина (из его авторских блогов, а также из книг сepии «Aкулы из cтaли»).

Безусловно, Овечкин в книгах и постах пишет и гораздо более важные, серьезные и интересные вещи. Просто в данной статье я взяла 1 аспект – вот его и рассматриваем.

Личную жизнь подводника на ПЛ можно разделить на следующие 2 составляющие.

1. Воспоминания о возлюбленной, оставленной где-то далеко на суше

У почти любого моряка на суше остается та, о которой он мечтает короткими подводными ночами. А у некоторых это может быть еще и не одна девушка.

Многие возят с собой фото и время от времени ими любуются. А возлюбленные, становясь на этот период такими недоступными, делаются для моряков все краше.

Пожалуй, тут с трезвыми умами подводников длительная разлука играет в те же игры, что алкоголь – на суше с пьяницами, которые чем больше выпили – тем более прекрасными воспринимают женщин.

Но вот незадача: какое бы то ни было общение с людьми с суши из подводной лодки, сами понимаете, недоступно. Так, Овечкину даже аппендицит вырезали прямо на ПЛ.

Там было все чин чином: как только стало ясно, что у товарища совершенно не к месту начал шалить аппендикс, предложили – либо мы всем экипажем дуем в ближайший порт (стало быть, заранее прекращаем подводное плавание), либо наши субмаринные врачи сами справляются с твоей проблемой.

Овечкин был парень смелый и решился на 2-й вариант. И все было отлично. Потом на суше врачи даже поражались: с каким искусством ему сделали под водой операцию!

Итак, поскольку переписка и любые иные контакты (разве что кроме телепатии и общения во сне) строго запрещены, получается, как говорил один герой, «сам, все сам».

Фото в этом посте сделаны автором поста в московском музее «Подводная лодка»: это дизель-электрическая Б-396 лодка «Новосибирский комсомолец», бороздившая моря в советские годы.

2. «Сам, все сам»

Ну… это именно то, что можно подумать. А что? Плавание длится много недель. Подводники – люди молодые, крепкие. Здоровые инстинкты у них есть, а девушек под рукой нет.

Но, пардон, коли уж мы затронули такой щепетильный момент, наверняка 1-й и главный вопрос, который возникнет: а… КАК? Ведь подводная лодка такая маленькая, в ней столько много вещей загромождают все внутреннее пространство, а между ними еще как-то умещаются люди – работают, бегают со всякими делами, спят. И как заниматься Этим… в таких условиях?

Ехидно посмеиваясь, Овечкин скрупулезно рассматривает все возможные варианты – дескать, обычно люди, далекие от подводного быта, уверены, что на субмарине вполне может найтись пара-тройка мест, где половозрелый моряк может уединиться с мыслями о далекой возлюбленной или об универсальной Памеле Андерсон (коли уж сами представительницы слабого пола долгое время недоступны).

Однако подводник никогда не остается на корабле в одиночку.

Да, все там периодически спят. Но не одновременно. На подлодках нет такого, как на суше: встали дружно в 6.00 по будильнику, улеглись в 23.00 и сразу заснули.

Нет, жизнь внутри субмарины измеряется вахтами, по 4 часа каждая. Так что, пока один спит, у другого служба идет. И дождаться времени, когда вот прямо все вокруг спят, не удастся.

Причем на сон времени остается крайне мало. Вы в своих офисах жалуетесь на бесконечные бессонницы и пьете кофе литрами? Смешные. Если моряку удастся выспаться в сутки часа 2-3, это уже удача. К тому же, как правило, в эти 2-3 часа порой надо еще включить время на принятие пищи и возможные учебные тревоги.

Так что в то время, которое матросу остается на типа личную жизнь (ну, вы поняли – в каком именно ее варианте), он тупо спит. ПРОСТО спит. Ни на какие «излишества нехорошие» не остается ни времени, ни сил, ни желания, ни даже мысли.

Далее. В одной каюте умещается несколько человек. Теснота жуткая. В одиночку в каюте человек не бывает в принципе. Там всегда есть кто-то:

· 1-й спит;

· 2-й дела делает;

· 3-й на вахту собирается;

· 4-й вообще «пришел со стороны», например вызвать местный народ на вахту (причем входит он внезапно, потому что стучаться по правилам запрещено).

Такой вот постоянный круговорот матросов в каюте.

И в связи с этим круговоротом практически не бывает, чтобы в одно и то же время сколько бы то ни было длительно спали все присутствующие в каюте. Бывает, но редко. Так что никаких уединений.

Вдобавок каюты запирать нельзя, опять же по строгим правилам, а то мало ли, надо моментально выбежать по зову сирены, а ты такой… со своими «излишествами».

Ну, ок, скажете вы, но есть же в подлодке какие-то уединенные места, куда мало и редко кто заходит? А вот вам на выбор:

· душ. Пространства там настолько мало, что не очень-то поместиться. Плюс туда постоянно кто-то заходит из членов команды. Часто моются по несколько человек сразу. Так что уединиться никак на получится;

· «туалет типа сортир» (с). Ну, по-морскому-то он, конечно, иначе называется, вы в курсе. Да и пользоваться им надо совсем не так, как на суше. Удобств там еще меньше, чем в душе. Кроме того, там явно неромантично припахивает (все же народу на лодке много);

· всякие там технические отсеки. Мало того, что на подлодке почти не бывает мест, где нет никого из людей, так там еще и все пространство максимально компактно занято техникой. Плюс везде настолько специфические запахи и виды, что никакие мысли о прекрасных гуриях просто не задержатся в головах мужчин;

· торпедный аппарат. Эта труба подойдет больше для того, чтобы поспать там, скукожившись в позе зародыша, но никак не для того, чтобы помечтать о девушке.

Короче! Вывод! ))

Вся личная жизнь подводника на ПЛ сводится к 3 словам: БРОМ, БРОМ и еще раз БРОМ. )) Впрочем, говорят, что бром – это всего лишь миф. Так что скажем более прилично – как у Овечкина: «Ha пoдвoднoй лoдкe вoзмoжнo любить тoлькo oдну жeнщину – Poдину, и oнa, кaк peвнивaя жeнa, coздaет тeбe вce уcлoвия для тoгo, чтoб ты eй нe измeнял. Дaжe мыcлeннo».

п. с. Читайте также пост о том, как на Великой Отечественной девушки обходились с бельем и женскими штучками.

Источник

О подводных лодках я узнал будучи в возрасте младшего школьника. Не то в фильме увидел, не то в книжке прочитал. Тогда подводная лодка показалась мне жутко интересной военной машиной, но при этом какой-то нежилой, будто автоматической. Став школьником, я размышлял: а как подводники живут на лодке? Как едят, спят, ходят в туалет?

А совсем недавно меня, уже взрослого, поразил тот факт, что автономка (так на морском сленге называется боевая служба экипажа корабля) может продлиться до шести месяцев без всплытия! Да и, оказывается, всплывать современным подводным лодкам необходимо только для того, чтобы пополнить запасы продовольствия и сменить уставший экипаж. Подумайте, насколько матросам непросто в замкнутом пространстве прожить полгода! Ведь практически все современные лодки снабжены арсеналом, способным легко уничтожить Великобританию, а каюты матросов находятся всего в нескольких десятках метров от ядерного реактора. Курсы следования, естественно, простыми тоже не бывают. Плавают и подо льдами Северного Ледовитого океана, и по мелководью. Есть риск при встречах с боевыми кораблями других государств. Одним словом, опасностей хватает.

Вот так, по нескольку месяцев не всплывая, и бороздит подводная лодка моря и океаны. А как же обустроен быт экипажа из 100 (а иногда и 160-ти) человек этого железного зверя? Нас, конечно же, в первую очередь интересует решение инженерных вопросов, связанных с водоснабжением, канализацией и вентиляцией. Как устроен туалет или по-морскому — гальюн? Как восполняются немалые резервы воды и воздуха в замкнутом пространстве подводной лодки? Вообще, какими санитарно-техническими приборами оборудованы современные подводные лодки?

Гальюн

Поразмышляв над тем, куда деваются отходы жизнедеятельности от ста человек экипажа, накопленные не за один месяц, быстро приходишь к выводу, что возить их с собой трудно (это какие ж должны быть ёмкости!). Так что конечный пункт их прибытия или, точнее сказать — выбытия, понятен — синее море. Вопрос: каким способом?

Гальюнов на подводных лодках два: надводный и подводный. Надводным пользуются, когда лодка идет в надводном положении или стоит на якоре. Потребность в подводном гальюне возникает, как правило, в подводном положении.

Выглядит гальюн подводной лодки как туалет вагона поезда. Его стенки обшиты стальными листами, имеется унитаз и педаль смыва. Но за борт содержимое унитаза выбросить не так просто, как, например, в поезде, где нажал на педаль — и содержимое на шпалах или же в баках, как в биотуалетах. Сперва нужно создать внутри лодки давление большее, чем за бортом. Ведь в море на глубине нескольких сотен метров давление за бортом такое, что при использовании системы, применяемой в поезде, лодка немедленно пойдет ко дну. Соль же в том, что отходы жизнедеятельности собираются в специальный баллон, который периодически продувается воздухом под давлением прямо в море. И если по недосмотру нажать на смыв в тот момент, когда давление в системе будет выше, чем в помещении, то содержимое унитаза с большим ускорением полетит совсем в неожиданную сторону.

Поэтому отличие подводного туалета от туалета поезда в том, что в гальюне много различных вентилей, захлопок и манометров. Поэтому же поход туда напоминает подготовку пилота самолёта к полёту. Не выполнишь ряд необходимых технических действий — и простой поход в туалет может привести, как это ни абсурдно звучит, к локальной санитарной катастрофе! К тому же, лодка ведь не просто чудо военной техники, а чудо, призванное действовать скрытно, и, конечно, гальюн работает абсолютно бесшумно на любой глубине погружения, вплоть до предельной.

А как же мыться?

На современных подводных лодках для экипажа созданы поистине комфортные условия. Возьмём, к примеру, тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Здесь есть и душевые кабины, и спортзал с сауной, обшитой дубовыми досками, и солярий, и даже маленький бассейн для плавания размером 2х4 метра, который наполняется солёной или пресной водой. В каютах для командного состава установлены системы кондиционирования и телевизоры. Плавучий «Хилтон» — так шутливо-горделиво моряки прозвали этот тип лодок.

Стирка на подводной лодке, как правило, не предусмотрена. После душа морякам выдают комплекты чистой одежды.

Чем дышать?

Теперь о воздухе. Человек за час в среднем потребляет 25-28 литров кислорода, а выдыхает 20-25 литров углекислого газа. Естественно, что на подводной лодке никак не обойтись без специальных систем регенерации воздуха. На подлодках запасы кислорода пополняют, производя реакцию электролиза морской воды. Образующийся при этом водород безопасно удаляют. С углекислым газом справляются специальными газоочистителями СО2. Существуют еще несколько фильтров, которые служат препятствием для прочих ядовитых газов, летающих в воздухе частиц, масляного тумана, запахов и пр.

Прочие системы

На подводных лодках имеются системы пресной воды, мытьевой воды и мусоровыброс.

Пресная вода на субмаринах используется и для питья, и для умывания, и для приготовления пищи. Хранится пресная вода в специальных ёмкостях, а пополняется опреснительной установкой. Как правило, умывальники подлодок имеют два вентиля: один открывает холодную пресную воду, другой — горячую солёную (мытьевую). На камбуз (кухню) вода подаётся через фильтры, очищающие её от случайных примесей и придающие ей хорошие вкусовые качества. Если подаётся дистиллированная вода с опреснительных установок, то в фильтре она обогащается необходимыми солями.

Система мытьевой воды подаёт нагретую морскую воду из систем водяного охлаждения к умывальникам, душу и на камбуз для первичной мойки посуды. Забортная вода подогревается до 30-40°С. Трубопровод для мытьевой воды обычно выполняется из медных цельнотянутых труб.

Среда жизнедеятельности экипажа подлодок максимально приближена к условиям на суше. Соответственно, копится различный мусор. Подводная же лодка не может позволить себе роскошь таскать кучи отбросов до окончания плавания. Да и санитарно-гигиенические нормы нельзя нарушать. Как вы уже догадались, мусор выбросить на подводной лодке тоже не так-то просто. Поэтому мусоровыбрасывающее устройство для избавления от камбузных отходов и прочих остатков тоже должно надёжно срабатывать на глубине. Устройство представляет собой прочный бункер, работающий как шлюзовая камера на космическом корабле. Сначала в него закладывается измельченный мусор, затем он закрывается, заполняется забортной водой и продувается сильной струёй воздуха. Естественно, моряки не сбрасывают в море консервные банки и бутылки.

 Смотря на великолепные технические решения в подводных лодках, восхищаясь инженерной мыслью, понимаешь, что для человека ничего невозможного на свете нет. Какую только среду обитания человек не покорил: и подводный мир, и поверхность океана, и воздушное и орбитальное пространства! Что на очереди? Открытый космос? Другие планеты? Поживем — увидим!

Читайте также:

Умный санузел. Из прошлого в будущее

Источник

Напротив Северного речного вокзала находится уникальный музей. Там навечно пришвартована дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом» с бортовым номером Б-396. Когда-то она под именем «Новосибирский комсомолец» бороздила моря и океаны, с 2006 года лодка работает в режиме музея. Туда мы сегодня и отправимся.

1. Лодка поражает своими размерами, хотя это далеко не самая большая подводная лодка. Атомные подлодки в несколько раз больше. Но и эту маленькой назвать тяжело: 90 метров в длину.

2. Подводная лодка далеко не всегда передвигается на глубине. Обычно она ходит в надводном положении, а полностью погружается только при выполнении боевого задания. Это особенности дизельных подводных лодок, без кислорода дизель не работает.

3. Посещение музея проходит в сопровождении экскурсовода, без него разобраться в устройстве подводной лодки невозможно. Читаем правила.

4. Покупаем билеты и заодно разрешение на фотосъемку, надо же будет опубликовать репортаж.

5. Наш экскурсовод. К сожалению, не записал имени. Очень интересно и подробно рассказывал обо всем.

6. Внутри подводная лодка разделена на семь герметичных отсеков. Около входа встречает манекен в гидрокостюме.

7. Первый отсек — торпедный, здесь расположено шесть торпедных аппаратов. Вес одной торпеды — 2 тонны. Торпеды могут нести ядерный боезаряд. Это незаряженный торпедный аппарат. При аварийной ситуации на глубинах до 100 метров через торпедный аппарат может осуществляться эвакуация экипажа.

8. Торпеда на месте.

9. Общий вид на торпедный отсек. Как видно, компоновка очень плотная. Но это еще не все, во время похода среди торпед размещаются и члены экипажа.

10. Все отсеки герметичны, люки находятся в задраенном положении. Для того, чтобы перейти в другой отсек, необходимо спросить разрешение. Просто так перемещаться по подводной лодке строго запрещено.

11. Для связи между отсеками существует специальный телефон. Если же электричества нет, пользуются специальной азбукой.

12. Переходим во второй отсек.

13. Люк с обратной стороны. Перешел — задрай за собой. Норматив для перемещения из одного конца лодки в другой — 45 секунд.

 

14. Каюта командира подводной лодки. Одноместная. Остальные офицеры почти все размещались в двухместных.

15. Буфетная.

16. Кают-компания. Здесь офицеры обедают и проводят совещания.

17. Предметы досуга и интерьера.

18. Без томика Ленина никуда. Вся литература и фильмы были патриотическими.

19. Место командира подводной лодки. Не путать с капитаном — капитаны на гражданских судах.

20. Еще одна таблица сигнализации.

21. При помощи этих ручек осуществлялось управление всплытием и погружением. Если в цистерны набрать воду, подводная лодка погружается, если воду вытеснить сжатым воздухом — всплывает.

22. Радиорубка.

23. Кусочек кухни. С питанием на подводной лодке было хорошо. Выдавался шоколад, деликатесы, даже красное вино для улучшения кроветворения.

24. По подводной лодке передвигались вот в таких сандалиях. Во-первых, на подводной лодке очень жарко — 30-35°С, в тропических широтах и в дизельном отсеке еще жарче, во-вторых, шаги в обуви с жесткой подошвой могут быть засечены гидроакустиками вражеских кораблей.

Еще немного бытовых подробностей. На подводной лодке запас пресной воды был ограничен, поэтому мылись соленой забортной водой. Одежду не стирали, а выбрасывали за борт, в течение нескольких дней одежда растворялась или поедалась рыбами.

25. На подводной лодке показывают фильм, моделирующий различные ситуации: торпедную атаку или аварию.

26. Для экскурсий лодку значительно переоборудовали, сняли часть оборудования, прорезали арки. Но желающие пролезть через люк могут это сделать, а заодно сфотографироваться.

27. Часть жилого отсека. Видно, что очень тесно. Экипаж подводной лодки — 78 человек, из них 17 офицеров.

28. Благодарим экскурсовода за экскурсию и выходим на берег.

29. Аварийный буй, перископ, антенны. На заднем плане гальюн для посетителей музейного комплекса.

30. Еще один взгляд назад. Обратите внимание, на заднем плане видна хвостовая часть экраноплана. О нем речь пойдет в другом репортаже.

31. До встречи!

Адрес музея:
Москва, ул. Свободы, владение 50−56, парк «Северное Тушино».
Проезд до ст.м. «Сходненская» (трол. №70 до остановки «Универсам»).

Если не были, рекомендую!

П.С. Продолжение — рассказ об экраноплане «Орлёнок».

Источник

Напротив Северного речного вокзала находится уникальный музей. Там навечно пришвартована дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом» с бортовым номером Б-396. Когда-то она под именем «Новосибирский комсомолец» бороздила моря и океаны, с 2006 года лодка работает в режиме музея. Туда мы и отправимся.

Лодка поражает своими размерами, хотя это далеко не самая большая подводная лодка. Атомные подлодки в несколько раз больше. Но и эту маленькой назвать тяжело: 90 метров в длину.

Подводная лодка далеко не всегда передвигается на глубине. Обычно она ходит в надводном положении, а полностью погружается только при выполнении боевого задания. Это особенности дизельных подводных лодок, без кислорода дизель не работает.

Наш гид по подводной лодке. К сожалению, не записал имени. Очень интересно и подробно рассказывал обо всем.

Внутри подводная лодка разделена на семь герметичных отсеков. Около входа встречает манекен в гидрокостюме.

Первый отсек — торпедный, здесь расположено шесть торпедных аппаратов. Вес одной торпеды — 2 тонны. Торпеды могут нести ядерный боезаряд. Это незаряженный торпедный аппарат. При аварийной ситуации на глубинах до 100 метров через торпедный аппарат может осуществляться эвакуация экипажа.

Торпеда в аппарате.

Общий вид на торпедный отсек. Как видно, компоновка очень плотная. Но это еще не все, во время похода среди торпед размещаются и члены экипажа.

Все отсеки герметичны, люки находятся в задраенном положении. Для того, чтобы перейти в другой отсек, необходимо спросить разрешение. Просто так перемещаться по подводной лодке строго запрещено.

Для связи между отсеками существует специальный телефон. Если же электричества нет, пользуются специальной азбукой.

Переходим во второй отсек.

Люк с обратной стороны. Перешел — задрай за собой. Норматив для перемещения из одного конца лодки в другой — 45 секунд.

Каюта командира подводной лодки. Одноместная. Остальные офицеры почти все размещались в двухместных.

Буфетная.

Кают-компания. Здесь офицеры обедают и проводят совещания.

Предметы досуга и интерьера.

Без томика Ленина никуда. Вся литература и фильмы были патриотическими.

Место командира подводной лодки. Не путать с капитаном — капитаны на гражданских судах.

Еще одна таблица сигнализации.

При помощи этих ручек осуществлялось управление всплытием и погружением. Если в цистерны набрать воду, подводная лодка погружается, если воду вытеснить сжатым воздухом — всплывает.

Радиорубка.

Кусочек кухни. С питанием на подводной лодке было хорошо. Выдавался шоколад, деликатесы, даже красное вино для улучшения кроветворения.

По подводной лодке передвигались вот в таких сандалиях. Во-первых, на подводной лодке очень жарко — 30-35°С, в тропических широтах и в дизельном отсеке еще жарче, во-вторых, шаги в обуви с жесткой подошвой могут быть засечены гидроакустиками вражеских кораблей.

Еще немного бытовых подробностей. На подводной лодке запас пресной воды был ограничен, поэтому мылись соленой забортной водой. Одежду не стирали, а выбрасывали за борт, в течение нескольких дней одежда растворялась или поедалась рыбами.

На подводной лодке показывают фильм, моделирующий различные ситуации: торпедную атаку или аварию.

Для экскурсий лодку значительно переоборудовали, сняли часть оборудования, прорезали арки. Но желающие пролезть через люк могут это сделать, а заодно сфотографироваться.

Часть жилого отсека. Видно, что очень тесно. Экипаж подводной лодки — 78 человек, из них 17 офицеров.

Возвращаемся на берег. Аварийный буй, перископ, антенны. На заднем плане гальюн для посетителей музейного комплекса.

Еще один взгляд назад. Обратите внимание, на заднем плане видна хвостовая часть экраноплана. О нем речь пойдет в другом репортаже.

До встречи!

Адрес подводной лодки-музея:
Москва, ул. Свободы, владение 50−56, парк «Северное Тушино».
Проезд до ст.м. «Сходненская» (трол. №70 до остановки «Универсам»).
Если не были, настоятельно рекомендую!

Меня зовут Александр, мой канал называется ЖЖитель, во всех сетях я zhzhitel. Рассказываю о путешествиях, авиации, маркетинге и не только.
Если пост понравился, жмите палец вверх ???? !
Если считаете его важным, поделитесь с друзьями ссылкой в соцсетях.
Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще!

Источник