Как стирали платья в 18 веке в россии

Как ухаживали за одеждой в старину

Автор Марьяна Скуратовская

При взгляде на пышные наряды прошлого часто возникает вопрос:  а как стирали всю эту красоту?

«Бал», Джеймс Тиссо, 1880, из коллекции музея Орсе

Я вас сейчас расстрою — никак. Постирать можно было бельё: нательные сорочки, нижние юбки, панталоны. А платье — нет.

Шёлковое, бархатное, шерстяное, суконное… Да ещё с отделкой, иногда очень сложной. Что бы от всего этого осталось после стирки? Так что стирались только повседневные платья из хлопковых или льняных тканей, и то осторожно — ведь красители тогда были не очень стойкими.

«Сёстры». Джеймс Тиссо, 1863, из коллекции музея Орсе

А с остальными поступали так: сначала определяли вид загрязнения, затем чистили соответствующим средством. Капелька крови, потому что вы шили и нечаянно укололи палец? Чернильное пятнышко — писали письмо кузине? Полоска сажи — неудачно прошли мимо камина? Соус — дрогнула рука за ужином? Следы от красного вина — дрогнула рука у соседа по столу? И в результате у вас на платье множество разных пятен? Значит, придётся воспользоваться соответствующим количеством средств. Хлопотно? Так ведь универсальных пятновыводителей ещё не было!

«У камина». Джеймс Тиссо, ок. 1869

А больше всего платья (да и мужские брюки) страдали от грязи. К подолам юбок в XIX веке подшивали изнутри специальную плотную оборку, которая принимала на себя основной удар. Что-то вроде щетинистого валика у машин, которые чистят улицы. И тем не менее, после каждой прогулки нужно было дать грязи высохнуть, а потом отчистить её, чаще всего просто щёткой. Да, после каждого выхода на улицу! Если учесть, что окружность подола даже не очень пышного платья могла быть метров пять, то это тяжкий труд. Причём ежедневный. У кого-то этим занимались слуги, а кто-то справлялся сам. Однако это было неизбывным ежедневным злом.

«Октябрь», Джеймс Тиссо, 1877 г., из коллекции Монреальского музея изящных искусств

Иногда платье всё-таки приходилось чистить целиком. Чаще всего прибегали к сухим средствам — ими сначала посыпали ткань, а затем несильно тёрли. Или жидким — тем, которая растворяли грязь и быстро испарялись (фактически тот же метод используется сегодня в химчистках). А, например, тёмное шёлковое платье можно было вымочить в крепком чае. Нет-нет, не скомкать и бросить в таз! Расстелить на столе простыню, аккуратно разложить платье и так же аккуратно смочить, потерев каждую деталь…

А теперь, прочитав всё это, можно пойти и забросить джинсы, футболку и трикотажное платье в стиральную машинку. И почувствовать облегчение — нам сегодня куда проще!

***

Серия сообщений «***История вещей. Фото-ретро»:
Часть 1 — Старинное письмо (чернильницы, перья, печати)
Часть 2 — Винтажное столовое серебро

Часть 19 — Старинные санки 18-19 века
Часть 20 — Рождество в Зимнем Дворце. ГАРФ
Часть 21 — Как ухаживали за одеждой в старину
Часть 22 — Мороженое в дореволюционной России
Часть 23 — Нарядная дама со старого фото

Часть 29 — О чем знают филологи
Часть 30 — Зеркало-псише
Часть 31 — Новогоднее винтажное

Источник

Автор:

25 февраля 2019 20:35

Когда мы видим на экранах пышные и длинные платья, из дорогого бархата, из струящегося шёлка – мы, конечно, восхищаемся их великолепием, но мало кто задумывался, как же за всей этой красотой ухаживали во времена, когда не было: ни стиральных машин, ни специальных порошков, ни пятновыводителей?

Источник:

Ссылки по теме:

Как стирали платья в 18 веке в россии

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

28 марта 1797 года была запатентована первая стиральная машина. Этот вид бытовой техники стал неотъемлемым атрибутом жизни человека. Но так было не всегда. Когда-то стирка была тяжелой работой. Мы расскажем о том, как люди пытались облегчить свой труд и о появлении стиральной машины

Древний Египет.

Еще в Древнем Египте использовали различные химические вещества для чистки одежды. Так, примитивным «порошком» служила сода, которую специально добывали. Еще из древесного угля получали карбонат калия. Это средство для стирки просуществовало многие века. Еще до нашей эры из золы и жира животных люди приспособились варить мыло. Одежду стирали также воском. Использовали даже корни, кору и плоды растений. Например, обнаружилось, что сок мыльнянки в воде превращается в пену. Это свойство растения и определило его назначение в быту у древних людей.

Древняя Греция.

В Древней Греции был свой процесс стирки одежды. Это был целый ритуал, похожий на изготовление вина. Так, люди выкапывали небольшие ямы в глинистой почве, наливали туда воду, затем прачки кидали в них кучу одежды и топтались по белью. После такой процедуры, белье полоскали в чистой воде и сушили на берегу моря. Между прочим, и это не случайно. Прибой тер одежду о гальку, что делало ее еще более чистой.

Водоём для стирки в Этыре в городе Габрово

Древний Рим.

Древний Рим не случайно называли центром европейской цивилизации. Римляне достигли больших успехов в разных областях. Способы стирки у них тоже были передовые. Существует даже легенда о том, как получили мыло. Согласно ей люди на жертвенном костре растапливали жир, но его вместе с древесной золой смыло дождем в реку Тибр. Стиравшие люди на берегу заметили, что от этого одежда стала лучше отстирываться. О том, что римляне действительно использовали такое мыло, свидетельствуют его остатки, найденные на холме Сапо. Кстати, таким мылом никто не мылся по причине его жесткости. Зато для стирки оно подходило в самый раз.

Древняя Индия.

Интересно, что в Индии стиркой занимались только мужчины. И в некоторых районах страны эта традиция сохранилась до сих пор. Индусы-прачки на протяжении всего дня колотят белье об огромные валуны. Этот способ стирки был довольно распространен в разных уголках мира.

Средневековая Европа.

В Европе образовалась чуть ли не целая каста – прачки. Женщины трудились с утра до вечера под открытым небом в любую погоду. Места для стирки располагались у фонтанов или бассейнов. В некоторых регионах, где было рядом море или река, они располагались прямо на берегу. Для них там были пришвартованы своеобразные прачечные-лодки. Прачки никогда не оставались без работы. Сначала белье кипятили, а потом всю эту тяжелую мокрую ношу вытаскивали к реке. Там женщины становились коленями на деревянные мостки и полоскали ткани. Любопытно, что в XIX веке существовало наказание для проституток, их отправляли в прачечные на работу, так как она считалась очень тяжелой.

Как стирали моряки.

Женщин на борт корабля не брали, потому мужчинам приходилось справляться самим. Они придумали следующее: бросали связку белья на веревке за борт прямо на ходу судна. Быстрое течение смывало грязь с одежды. Такую стирку без моющих средств еще называли «сухоперкой».

Древняя Русь.

На Руси белье первоначально замачивали в огромных емкостях. У женщин были средства для отбеливания, конечно, растительного происхождения. Например зола от гречневой соломы или подсолнухов, а также отвары из картофеля и фасоли, кислое молоко. Среди отбеливателей были такие, как моча, свиной навоз и лимонный сок. Потом в чаны с бельем бросали горячие камни. Мылом служили бузина, сок алоэ.

Те хозяйки, которые не могли сдавать одежду прачкам, раз в месяц устраивали стирку. Но тогда уж процесс затягивался на целый день. Влажную обработку проходили далеко не все предметы одежды. Обязательно стирали постельные принадлежности, нижнее белье и детские вещи. А вот верхнюю одежду – тяжелые женские платья, мужские камзолы – держали над паром и чистили щеткой. Пятновыводителями служили спирт и керосин.

На Руси прачки, как, впрочем, и в других странах, использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз.

Изобретение Леонардо да Винчи.

Первую модель стиральной машины изобразил в своих записях художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Он нарисовал конструкцию механической стиральной машины. Однако он так и не построил ее. Между тем, до тех пор, пока исчезла профессия прачки, прошло много веков.

Появление стиральной машины.

Только в XVIII столетии придумали прибор, который ускорил и упростил процесс стирки. Это случилось в 1797 году. Патент на изобретение получил Натаниэль Бриггс в США. Конструкция первой стиральной машинки представляла собой ящик из дерева с движущейся рамой, что и создавало эффект очищения ткани. Вращающийся барабан придумал Джеймс Кинг полстолетия спустя. Далее достижения принадлежат Муру, который в 1856 году усовершенствовал механизм. В емкость складывали белье с шариками из дерева и заливали водой. Рама внутри устройства заставляла перекатываться шарики по белью. С этого времени начался бум стиральных машин, но все их объединял один принцип – они были ручными. Правда, во времена калифорнийской «золотой лихорадки» один предприниматель придумал заменить человеческий труд трудом мулов. Они крутили механизм машинки. А в 1861 году изобрели механизм для отжима белья.

Автором первой бытовой стиральной машины стал Уильям Блэкстон в 1874 году. Он подарил одну своей жене, а потом поставил производство машин на поток. Уже к следующему году в Америке существовало около двух тысяч патентов на такие приборы. Но только в 1900 году началось их серийное производство. Первооткрывателем стал Карл Миле. Он переоборудовал маслобойку и пустил изобретение в оборот. Машину стали раскупать.

Электрическая стиральная машина.

Появилась она опять же в США. Конструкция осталась та же, но движущиеся элементы механизма запускали в действие не руки, а мотор. Вскоре корпус машины стал металлическим. Запатентована она была в 1910 году. Чтобы привести в действие электродвигатель, нужно было нажать на рычаг. Однако у стиральной машины был существенный недостаток. Над процессом стирки нужно было все время следить, ведь, если ткань наматывалась на вращающиеся детали, мотор мог быстро перегореть. Решение проблемы вскоре предложил Джон Миллер. Он придумал активатор, который вращал воду, а не белье. Вскоре механизм получил всемирное признание. В 30-х годах машинки для стирки оборудовали таймерами и сливными насосами, а в 1949 году выпустили первую автоматическую стиральную машину. В начале 50-х годов машины получают функцию отжима. Сейчас существуют машины с горизонтальной и вертикальной загрузкой. А в 1978 году придумали стиральную машину, работающую от микропроцессора.

Музейный экспонат. Американская стиральная машина 1927 года фирмы Maytag

Источник

Не совсем «наш» период времени но ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ статья по форме платьев 18 века, все кратко и понятно:
https://destineedepaul-ru.blogspot.ru/2011/04/18.html

В 18 веке для пошива наряда модные дамы могли выбирать из 3 основных типов платья. Их крой, отделка, цвет и рисунок ткани, ширина и форма юбок и т.п., естественно менялись на протяжении лет, но все это было лишь варианты этих трех основных типов:
1. Закрытое платье (round robe). Такое платье было цельнокроенным и носилось без юбки.

1730 Петтер Тиллеман. Портрет Эдварда и Мэри Марко.
Закрытое платье из синего сатина.

1727 Роберт Турнье. Граф Фердинанд Адольф фон Плеттенберг и его семья.
Два закрытых платья из шелкогвой тафты.
 

1742 Вильям Хогарт. Портрет детей мистера Грэма.
Три девочки одеты в закрытые платья с фартуками.

1790 Закрытое платье («round robe»;), Англия, коллекция Сноусхилл.

 2. Распашное платье (open robe) было открытым спереди и носилось с юбкой. У его лифа обычно был сшитый отдельно стомакер (наживотник), как правило прикреплявшийся к корсету и платью булавками. Стомакер украшали вышивкой, декоративной шнуровкой, лентами, тесьмой или же каскадом бантов. Стомакер мог быть цельным или состоять из двух половинок (compéres) — в этом случае эти две половинки либо застегивались на пуговицы, либо просто имитировали такую застежку.

1765 Платье-сак с стомакером «компер». Музей Метрополитан.

 Придворное платье-мантуа с вышитым стомакером.

Вышитый стомакер.

1780 Robe à la turque. «Турецкая мода» с компер, застегнутым стык в стык
(шнуровка, крючки или булавки).

Примечание к верхней иллюстрации: такие «турецкие платья» — это особая история. Они вошли в моду в конце века, примерно в 1770гг, и встречались в самых разнообразных вариантах. Чаще всего это было своего рода платье-халат, одевавшееся поверх другого платья, часто контрастного цвета (например, шемиз де ла Ренн, платья-сорочки из тонкого муслина, или однотонного шелкового закрытого платья). В этом случае этот «халат» прикреплялся на талии для создания приталеного силуэта, либо спадал свободно (robe à la Polignaq). Либо это была имитация платья-халата, и тогда оно шилось как англез или франсез со стомакером-компер (как на иллюстрации). Крой этого платья, как и его названия (levité, robe à la circasienne, robe à la turque) также постоянно видоизменялся. Кто первым изобрел такое платье? Это неизвестно, но вкрадывается подозрение, что и тут не обошлось без мадам де Помпадур, если мы посмотрим на этот ее портрет:

1746 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур.  Деталь портрета. Обратите внимание на лиф.

Трудно сказать, что это такое, но кажется, это закрытое платье, где на лифе ленты от банта пришиты
таким образом, что создается впечатление «перевернутого» стомакера.
Возможно, кого-то в свое время этот портрет вдохновил на создание новой моды.

В моде поздних лет были распашные платья с лифом, застегивающимся стык в стык. Ткань открытых платьев была сдрапирована сзади на талии и пришита так, чтобы создать приталеный силуэт — на манер, который с 1780 г стал известен как à l’anglaise, или же спадала складками от плечь до подола, — этот стиль был известен как «сак» или robe à la française.

(слева) Платье-сак было в моде на протяжении практически всего 18 века,
лишь в конце века уступив место простоте роб англез.
Ткань, драпированная на плечах, спадает вниз элегантными складками.

(справа) 1741 Жан Баптист Перроно. Мадам Соркенвиль.
Платье-сак из муарового шелка с отделкой из такой же ткани.
Стомакер украшен декоративной шнуровкой с голубой шелковой лентой.
Такие же ленты украшают рукава.

Как англез, так и франсез могли носить в стиле «полонез». При этом верхняя юбка платья приподнималась сзади с двух сторон, что открывало взгляду юбку, надетую под платьем.

1775-80 Платье-полонез

Одним из вариантом полонеза было платье «à la circasienne»:

1780 Robe à la circasienne

1762-64 Джошуа Рейнолдс. Портрет Нелли О’Брайен.
Открытое платье в полоску, одетое поверх
стеганой юбки из светло-коричневого атласа.
Обратите внимание на горизонтальное направление полосок на рукавах.
Черная накидка из прозрачное ткани, по-видимому украшеная вышивкой, закрывает плечи и лиф платья.

Стеганые юбки были в моде на протяжении всего 18 века. Они шились из атласа и белой шелковой подкладки, между которыми находился слой тонкой шерсти. Иногда стеганые юбки были тяжелыми и неудобными, и тем не менее они были очень популярны в качестве неформальной одежды. Такие юбки часто приобретали в магазинах уже «прет-а-порте», готовыми к употреблению. Стеганые юбки носились всеми слоями населения — от женщин из высших слоев общество до бедных трудящихся женщин. Благодаря своей популярности и доступности, до наших дней дошло множество экземпляров таких юбок, дизайн которых все более и более усложнялся в течение 1740гг и мог представлять собой сложный рисунок из геометрических фигур и натуралистичных цветочных мотивов.


Стеганая юбка и корсет. Вторая половина 18 века, Америка. Музей Метрополитан.

1757 Фрасуа Юбер Дрюэ. Мадам Чарльз Симон Фавар.
Платье-сак из синего шелка, отделанное оборками и бантами.
Хорошо видны складки на спине.
Стомакер отделан оборками из той же ткани, что и платье.
Такой приталеный силуэт, несмотря на свободные складки на спине,
достигался с помощью швов под складками, соединявших лиф и подкладку,
а также шнуровки на подкладке, позволявшей утягивать или распускать платье.
Поэтому такие платья были практически «one size».

Подкладка платья-сак (1778) со шнуровкой.
К этому времени платья-сак практически вышли из моды,
все больше и больше уступая место английской моде.
Это платье же сделано в Дании, которая была на периферии мировой моды.

1750 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур.
Шелковое платье-сак, обильно украшеное оборками.
Стомакер отделан каскадом шелковых бантов.
Мадам де Помпадур оставалась законадательницей мод вплоть до своей смерти в 1764

1783 Елизабет Виже Лебрюн. Портрет Марии Антуанетты.
Шелковое открытое платье со спинкой на английский манер, украшеное кружевом и лентами.
Тюрбан из тонкой шелковой ткани, украшеный плюмажем.
В руках Мария Антуанетта держит розу — символ дома Габсбургов.

3. Лиф и юбка отдельно были третей альтернативой. Например, носили стеганые юбки и pet-en-l’air такого же или контрастного цвета (pet-en-l’air — своего рода куртка для прогулок или работы по дому со складками как у платья-сак). Также были популярны приталеные рединготы и различные жакеты с юбками. Куртки и юбки были практичными и удобными для работы или неформальных случаев. Они не требовали так много ткани, как платья, и поэтому стоили немного. Женщины более привилегированных классов носили куртки с юбками в качестве неформальной повседневной одежды, одежды для путешествий, прогулок, охоты и верховой езды.


1745-46 Франсуа Юбер Дрюэ. Жанна Анетта Пуассон, мадам де Помпадур.
Жакет и юбка из серого атласа (?) или бархата (?) с шелковой розовой подкладкой.
Лиф застегивается на пуговицы. Из рукавов выглядывает рубашка из тонкого льна,
рукава которой, по-видимому, плиссерованные.

(слва) 1764 Джон Сингельтон Коплей. Портрет Катрины Осборн.
Костюм для верховой езды из шерстяной ткани с отделкой из золотой тесьмы и атласа.
Перед застегнут на пуговицы. Высокий воротник и крават, завязаный в бант.

(справа) 1781-82 Жан Луи Вуаль. Портрет Катерины Строгановой в детстве.
Темный редингот из плотной шерсти с двойным воротником и плоскими деревянными пуговицами.
Отделаный кружевом воротник выпущен поверх редингота.
Бежевая фетровая шляпа с широкими полями, очень неформальная прическа.

776 Джошуа Рейнолдс. Леди Ворслей.
Редингот из красной шерсти с отворотами контрстного
черного и жилетом контрастного кремового цвета.
Вокруг шеи повязан кружевной шарф-жабо.
Черная шляпа для верховой езды, украшеная перьями в тон отворотам на жакете
и элегантные атласные туфли в тон жилету. Каблуки у туфель к концу 1770-началу 1780х заметно укоротились.

Костюмы для верховой езды давно и прочно заняли место в женском гардеробе, несмотря на то что некоторые критики утверждали, что ношение рединготов делают женщин мужеподобными. Рединготы были очень практичны, и их часто надевали во время путешествий. Когда герцогиня Куинсберри в 1734 году отправилась в путешествие по Европе, она, скорее всего была одета в редингот. Ее брат впоследствии с удивлением писал, что герцогиню в дороге раз двадцать назвали «сир». Юную дофину Марию Антуанетту тоже часто критиковали за то, что она одевается «как мужчина»:


(слева) 1771 Йозеф Кранцинген. Мариа Антуанетта.

(справа) 1775-85 Стеганая юбка и жакет.

1770-80 Юбка и «карако», хлопок. Англия.

1750 Костюм для верховой езды. Музей Виктории и Альберта.

1785 Жакет-пьерро с пеплумом и стеганая юбка. Франция.
Музей Метрополитан.

(слева) 1790 Жакет и жилет, украшеные вышивкой шелковыми нитями и блестками.
Франция. Институт костюма в Киото.

(справа) 1775 Pet-en-l’air (или caraco), из шелковой тафты с стомакером-компер (compére),
украшеный оборками, тесьмой контрастного цвета, манжеты-сабо (sabot). Франция
1720 Юбка, украшеная вышивкой цветов «в китайском стиле».
Туфли из льняной ткани на высоком каблуке, вышитые гладью.
Институт костюма в Киото.

1778 Утренний костюм.
Этот костюм принадлежал жене пастора Николая Клаусена из Олборга, Дания.
Она носила этот костюм утром после свадьбы.
Стеганый pet-en-l’air и такая же юбка.

1780 Pet-en-l’air (caraco) и юбка с вышивкой мотивов на манер китайских. Дания.

Как закрытые, так и открытые платья носили поверх нижней юбки на обручах из китового уса, стали или дерева. Юбки либо покупали в магазинах уже готовыми, либо заказывали индивидуальный пошив. Их форма и размер зависели от моды и от собственного вкуса. В 1710 году была мода на юбки конической формы, в 1730гг их форма стала куполообразной. В 1750г., когда была мода на юбки, сильно расширявшиеся по бокам, англичанка Миссис Делани писала своей подруге: «Я рада, что вам не нравятся похожие на лохань юбки, — я держусь в рамках, стараясь избегать всех особенностей, которые слишком модны или слишком немодны.» В романе «Том Джонс» Генри Филдинг дал хорошее описание таких юбок: «Двери в комнату распахнулись, и, сначала боком протолкнув вперед себя свою юбку, вошла леди Белластон». Несмотря на явную непрактичность, юбки такой ширины носили повсеместно вплоть до 1760гг. В придворном костюме юбки, сильно расширенные в бедрах, достигали своих самых ужасающих размеров, и при именно дворе они сохранились аж до 1820г. 


1740 Придворное платье-мантуя

1757 Пьетро Лонги. Шарлатан

Что касается отделки костюма, то в 1760-1780 женский костюм украшался все больше и больше. Оборки, тесьма, кружево, вышивка, шелковые цветы, лента, тесьма, блестки и т.п. порой перегружали платья, в то время как объем юбки сокращался. Все реже носили юбки на обручах и панье, а вместо них все чаще носили накладные подушечки (false rump, bumroll), придававшие платью объем сзади.


1770 Александр Рослэн. Портрет Мари Сюзанны Жиру
По-видимому, это платье-сак, обильно украшеное сверху донизу.

1785 Платье англез. Под такое платье надевали накладную подушечку.
Отделка на этом платье минимальна.
Музей Метрополитан.

Источник