Как стирать готовую вышивку бисером
Материал добавлен Яна, 06.08.2018
Раздел: Статьи
Милые рукодельницы, в той статье мы расскажем о способах проверки качества окраски бисера и о том, как правильно стирать изделия, вышитые бисером.
Вышивание приносит душевный покой, успокаивает нервы, приводит мысли в порядок, а самое главное, результат вышивки радует глаз и душу! Одним из главных аспектов в вышивании является стирка вышитого изделия и не просто стирка, а правильная стирка! Вы же хотите сохранить красивый и аккуратный вид своих стараний и трудов?
Сегодня мы хотим рассказать вам о том, как правильно стирать картины, рушники, сорочки и прочие изделия, вышитые бисером.
Не все начинающие рукодельницы знают, что бисер изготавливают из цветного стекла, а также из прозрачного, которое потом окрашивают. Перед тем как приступить к вышиванию бисером стоит, проверить качество окраски, потому что в процессе стирки, некачественно окрашенный бисер помет полинять на канву и все ваши труды будут испорчены. Обидно, ведь так?
Самым простым и удобным способом проверить окраску бисера является использование порошка и отбеливателя. Для этого способа необходимо взять несколько бисерин, нанизать на нитку.
Нить с бисеринами разместите в баночке на 2-3, предварительно наполнений ее составом из воды, порошка и отбеливателя в тех пропорциях, которые вы обычно используете для стирки. Спустя исходное время, достаньте нить и сравните испытуемый бисер с исходным, внимательно осмотрите нить на предмет цветных потеков. Если бисер не полинял — можно смело приступать к вышивке или устроить для бисера жесткое испытание для бисера, добавив в уже имеющийся раствор средства для уборки, в составе которого есть хлор, и оставить еще на 30 минут. После сравнить с исходным бисером.
Когда вы убедились, что с вашим бисером все в порядке, можно приступать к вышивке, завершив которую, уже можно задуматься и о стирке готового изделия. Ведь в процессе вышивания на канве остаются следы от разметки, следы пальцев, да и сама она теряет вид от постоянных манипуляций в процессе работы.
Для стирки изделий, на которых выполнена вышивка бисером, используют два основных способа: поверхностная чиста и стирка в воде. Первый метод предпосылает использование мыльной пены, которую наносят зубной сеткой на загрязнения и очень аккуратно очищают их. Это способ является более бережным.
Стирка в воде предполагает использование едва теплой воды и мыла для рук нейтрального цвета или шампуни. Стирка выполняется следующим образом:
1. Необходимо осторожно смыть пыль и метки
2. Промыть работу под струей прохладной воды
3. Ненадолго развесить ровно, чтобы стекла вода, и ни в коем случает не отжимать
4. Ровно разместить изделие на махровом полотенце и закатать его в полотенце. Полотенце впитает в себя воду. Такой способ позволит не деформировать идиллию под тяжестью воды и достаточно быстро просохнуть.
5.Когда полотенце впитает в себя воду, необходимо развернуть его и разложить изделие на сухом полотенце, придав ему необходимую форму.
6. Оставить до полного высыхания.
После стирки бисер обязательно нужно протереть уксусным раствором для придания бисеру первоначального блеска — под воздействием воду бисер тускнеет. Раствор готовится путем смешивания 2 ст.л. уксуса и 1/2 ст.л. кипятка. Очень важно стараться не попадать бисером на материал.
Творите с нами!
Вышивание – прекрасное занятие. Сам процесс вносит в душу покой, а в мысли – порядок, что же касается итога работы – вышивка всегда радует глаз и приносит в дом уют. Главное – сохранить результат кропотливого труда.
Первый шаг к этому – правильная стирка законченной работы. Но, прежде чем говорить о правилах стирки вышитых вещей, следует вспомнить слова кота Матроскина: «Надо меньше пачкаться!» Для вышивальщиц это означает следующее:
- перед началом работы обязательно вымыть руки;
- не пить чай в процессе вышивания;
- по окончании вышивания накрывать пяльца с вышивкой плотной тканью.
Кстати, очень многие вышивальщицы, как опытные, так и не очень, считают, что, если соблюдать эти несложные правила, то и стирать готовую вышивку не придется. Мнение это ошибочное. Стирка готовой вышивки – это обязательный этап работы, потому что:
- канва после стирки разглаживается, с нее уходят заломы от пялец;
- с канвы смывается разметка карандашом или маркером (особенно это касается работ, вышитых крестиком или гобеленовым швом);
- стежки «распушаются» (особенно шерстяная нить) и принимают правильную форму – вся работа выглядит изящно и аккуратно;
- удаляются микрочастицы пыли, пота и кожного жира, которые, если их не отстирать сразу, со временем могут проявиться на ткани в виде очень некрасивых пятен и разводов, а возможно, и в виде грибковых поражений или плесени.
Находится и такой аргумент против стирки вышитых работ – «пыльная вышивка лучше, чем полинявшая». Тут, конечно, возражать сложно – даже если и получится отстирать такие разводы, все равно вид у изделия будет неважный. Чтобы избежать подобной неприятности, стоит загодя предпринять необходимые меры:
- проверить нитки на устойчивость окраски перед вышиванием, а ее лучше – пользоваться только качественными нитками, на этикетках которых производитель указывает допустимую температуру воды и разрешенные средства для стирки;
- стирать вышивки отдельно друг от друга;
- перед стиркой добавлять в воду немного уксуса для закрепления окраски;
- стирать вышитые работы только в чуть теплой воде средствами, предназначенными для стирки цветных вещей без хлора.
Если все же случилось так, что во процессе стирки нитки начали линять, изделие нужно срочно выполоскать в большом количестве холодной воды, пока не исчезнут цветные потеки, и вода станет прозрачной. Еще один способ – простирать вышивку в теплой воде, применяя средство для мытья посуды.
Подготовка к стирке
Перед стиркой нужно аккуратно затянуть свободные концы нитей с изнанки, чтобы вышивка не расползлась. Иногда приходится даже распускать небольшой фрагмент готовой работы, чтобы нить оказалась достаточно длинной для надежного закрепления, и вышить заново освободившийся фрагмент другой нитью.
Лицевая сторона вышивки тоже нуждается в подготовительной работе – с нее нужно удалить все приставшие ниточки, ворсинки и прочий мелкий сор. Работа кропотливая, пинцетом ее выполнять долго, обычным скотчем можно деформировать стежки, а вот специальный липкий ролик для деликатной чистки одежды подойдет идеально.
Края канвы тоже непременно нужно защитить от осыпания и «махрения», быстрее и проще всего это можно сделать, прострочив края зигзагом. Если же швейной машинки под рукой не оказалось, выручит бесцветный лак для ногтей или клей ПВА, которыми аккуратно смазываются края ткани. В самом крайнем случае по краю канвы можно наклеить узкий скотч.
Стирка
Для стирки любых вышивок – крестом, гладью, бисером, лентами – применяются только жидкие моющие средства без отбеливателей или мыльный раствор. Порошковые средства не подойдут, так как ни одни порошок полностью в воде не растворяется и между нитей или бисеринок останутся его крупинки. Некоторые стирают вышивку в средстве для мытья посуды, лучше все-таки этого не делать, так как для вышивок, особенно бисерных, они слишком агрессивны.
Перед тем, как приступить к стирке вышитой работы, рекомендуется выполоскать ее в прохладной воде (если размеры работы невелики, лучше это сделать под краном), особенно если разметка делалась специальным маркером. В теплой воде следы маркера могут зафиксироваться.
Налить воду в тазик (размеры тазика имеют значение – вышивка должна быть полностью погружена в воду) и добавить в нее моющее средство. Замочить вышивку в воде минут на 10-30. После замачивания бережными движениями «побултыхать» работу, избегая трения. Наиболее загрязненные места следует отстирывать с изнанки.
Этот способ больше подходит для стирки вышивок, выполненных крестиком или гладью.
С бисерными вышивками лучше поступить немного иначе. Работы, особенно выполненные крашеным бисером, нельзя замачивать. Сначала под водяной струей следует смыть следы разметки, потом нанести на работу вспененное жидкое средство для стирки и бережно промыть вышитую поверхность легкими «барабанными» движениями, как бы вбивая пену между бусинками.
Можно попробовать не погружать бисерную вышивку целиком в воду, а протереть сами бусинки тампоном, смоченным в уксусном растворе – 2 ложки уксуса на полстакана холодной воды.
Если остались какие-то пятна, их можно ОЧЕНЬ АККУРАТНО отчистить мягкой зубной щеткой с пеной. Но этим способом следует пользоваться как можно реже.
Полоскание и сушка
Вышивки полощут в чуть теплой воде, несколько раз ее меняя, чтобы окончательно смыть следы моющего средства. Перед последним полосканием в воду добавляют уксус – 1 ложку на литр воды, чтобы сохранить яркий цвет и блеск ниток.
Вышитые изделия нельзя ни отжимать, ни выкручивать, чтобы не перекосить ее и случайно не разорвать нитки.
Достав вышивку из воды, ее нужно, разровняв складки, расстелить на белой мягкой ткани (идеально подойдет махровое полотенце), свернуть ее в колбаску и мягко прокатать как скалку. Ткань с выстиранным изделием развернуть, но вышивку не убирать, она должна подсохнуть. Слегка влажную работу разровнять и слегка растянуть, избавляясь от возможных перекосов.
Если вышитая работа слишком велика и не помещается в полотенце, ее нужно сушить, подвесив на веревку.
Глажка
Гладить вышитые изделия тоже нужно очень аккуратно. Слегка влажную вышивку кладут на мягкую подстилку лицом вниз, и утюжат, пока работа полностью не высохнет, поставив регулятор утюга на минимальную для ткани температуру.
Дополнительные украшения (крупные бусины, ленты, сутаж, шнуры) пришиваются на уже выстиранную и выглаженную вышивку.
Пятна на вышивке
И на солнце бывают пятна, что уж говорить о вышивке. Если все-таки случилась такая беда, то следует знать, какие «противоядия» нужно применять в каждом отдельном случае.
- Следы от ручки поможет убрать мыло «Антипятин» или водный раствор глицерина.
- Чайное пятно – раствор лимонной кислоты с последующей стиркой в холодной воде.
- Подпалина от утюга, кровь или кофе – перекись водорода.
- Фломастер с х/б тканей — ацетон, с шерсти – раствор соляной кислоты.
- Простой карандаш – раствор мыла и нашатырный спирт.
- Ржавчина – уксусная кислота.
- Плесень – раствор пищевой соды.
Чтобы не испачкать работу еще больше, все эти средства наносят только на испачканное место и смывают чистящее средство большим количеством чистой воды.
Вышивка, так же как и любая другая вещь,
тем проще будет стираться, чем меньше она испачкана.
Мне пока еще ни разу не приходилось отстирывать мою вышивку от каких-то экстремальных пятен. Возможно, оттого что просто везёт, или же потому что стараюсь всегда соблюдать несколько простых условий.
— сажусь вышивать, помыв ручки;
— не держу возле вышивки никаких пачкающих веществ, в том числе не ем и ни пью в непосредственной близости от вышивания. Когда возникает желание перекусить, лучше отставлю раму подальше от греха, или выпью свой кофе и съем бутерброд за компьютером;
— все домашние приучены относиться к моим вышивкам бережно;
— когда не вышиваю – накрываю вышивку тканью и ставлю раму в безопасное место, или отставляю станок с вышивкой в угол
Так что стирка готовой вышивки в основном преследует другие цели:
1. Смыть разметку. Разметку чаще всего делаю специальным водосмываемым маркером.
2. Дать ниткам улечься и «распушиться» или «разгладиться». После стирки и глажки крестики смотрятся красивее, фактура вышивки разглаживается и становится более нежной.
3. Дать «усесться» ткани.
4. Ну и смыть-таки пыль и посторонние микрочастички, часто даже почти невидимые глазу, но эта микро-испачканность не идет на пользу нашей вышивке.
Сам процесс стирки происходит таким образом:
Никаких стиральных машинок, тазиков, замачиваний и растираний. Все элегантно и просто делается у нас.
Под струей прохладной воды над ванной смывается маркер:
Поливаю вышивку Фейри, и, нежно вспенив, ладонью круговыми движениями поглаживая, мою:
Опять же под струей водички, держа вышивку в руках, смываю мыло.
Потом подвешиваю на пару минут, чтоб стекла вода. НЕ отжимаю!
Раскладываю мокренькую на полотенце, скатываю с полотенцем колбаской:
Не выкручиваю, просто поглаживаю. Потом повторяю еще разок в новом сухом полотенце.
И сразу кладу влажную вышивку на гладильную доску на махровое полотенце лицом вниз.
Регулятор утюга устанавливаю на «Шелк» и сушу утюгом, глажу по ИЗНАНКЕ, в процессе растягиваю и выравниваю, если необходимо.
Особенно важно правильно погладить постиранную вышивку, когда она вышита на льне.
Сухую льняную ткань с вышивкой будет очень затруднительно хорошо отгладить.
Так что гладим вышивку после стирки влажной.
Бэкстич, когда он вышит грамотно и по правилам, ни провисает и не портится после стирки.
С французскими узелками в 6 ниточек тоже ничего не сделалось, такие же красивые.
Вот и отглаженный «полуфабрикат» вышивки целиком:
Могут провиснуть после стирки длинные стежки «лонг-стич» (от 3 клеточек стежок и больше). Такие стежки лучше вышивать таким образом, чтобы можно было легко подтянуть стежочки после стирки и глажки. Или же вышивать их после стирки
Вот для примера лонг-стич на круге Клейтона Херитаж после стирки подтянут.
Также нежелательно стирать кординг(Cording) (пришивные крученые веревочки), т.к. от стирки самокрутки раскручиваются и теряют свою красоту. На примерной вышивке венок Дименшнс кординг с металликом делался после стирки, и глажки. И еще желательно дать вышивке отвисеться перед тем, как на чистой вышивке пришивать украшательства.
Коучинг на банте
Так же не советуют стирать вышивки с бисером. По-возможности бисер также желательно пришивать после стирки.
Некоторые вышивальщицы отваживаются стирать вышивки и с бисером.
Но тут нужно быть очень осторожной и быть уверенной в качестве пришиваемого бисера (не облезает ли, не красится ли бисер при намокании). И, конечно же, гладить вышивку с пришитым бисером следует с особой осторожностью.
Само собой для вышивания послестирочных украшений вышивку лучше аккуратно натянуть на раму.
Димовская «Вика» на раме, где и были выполнены все ленты и пришит бисер,
и «Небесный дракон» Терезы Венцлер (ткань лён) на станке: после стирки пришивался бисер и выполнялся коучинг крейником
А вот гобелены лучше высушивать иначе.
Ткани, плотно зашитые гобеленовыми стежками после стирки и нежного отжима в полотенцах,
полезно разложить лицом вниз на твердой гладкой поверхности. Например, на стекле. Аккуратно разгладить руками, вытянуть перекосы, и как бы придавить ладонями равномерно вышивку по всей плоскости. После медленной просушки на стекле поверхность гобелена получает гладкой.
Вот так сушилась «Нежная фея» Стоянки Ивановой (изнанкой вверх)
Если нам нужно исправить, выровнять перекос на вышивке
*GattoC*
Свою работу вышитую петитом я стирала, натянув на снапы.
Оказалось, что это крайне удобно, по крайней мере, для небольших работ! Перекосов почти нет, только в одном месте, где ткани для захвата снапом было маловато.
*Ignatia*
На форуме я неоднократно рассказывала о достоинствах парогенератора от Тефаль для утюжки всего чего угодно, в
том числе и пересушенно-перекошенного.
Чертите на ткани нужный
прямоугольник, накалываете ткань с прямоугольником на покрытие
гладильной доски, подложив еще чего-то для мягкости, прикрепляете к
одному углу иголочкой вышивку изнанкой вверх — и далее помаленьку
утюжите-парите-прикалываете две стороны. Две другие будут строго под
углом 90 градусов, а вышивка строго по размеру прямоугольника.
Пар под
давлением две атмосферы сделает то, что совсем не нужно делать будет
«бедным багетчикам», если вы принесете свою вышивку в виде ромба в мастерскую для оформления.
Свой парогенерато я его покупала за 6 тыс.рублей (сколько сейчас стоит не
знаю), но живет у меня с 2007 года и дай Бог ему еще десять лет активной
работы. И белье гладится за полчаса, какой бы оно пересущенности не
было.
Если много вышивать, самостоятельно натягивать и
оформлять, то стоит обзавестить таким эффективным устройством!
*Huso*
Есть еще и очень даже бюджетный вариант для исправления
геометрии любого текстиля, начиная от пуховых платков и заканчивая
вышивкой.
В строительных магазинах продаются листовые звуко- и
теплоизолирующие плиты (кажется вспененный полистирол, у меня
желтенький:), различной толщины. На мой взгляд, самая удобная — 4 см.
Цена — около
100 руб за лист.
Комплектуете его коробкой булавок.
Влажное (вязание,
кружева) или мокрое (вышивка) изделие лицом вниз раскладываете на таком
листе и накалываете по периметру булавками (сначала по углам, а потом по
остальному периметру). Оставляете на досушку, сушить можно и поставив
лист вертикально, чтобы место не занимал. После полного высушивания
получаете требуемую геометрию.
Правда вышивку я так исправляла всего 1
раз (больше не косится, научилась, слава Богу), но для вязанья и меха
пользуюсь регулярно.
И вернемся к отстирыванию пятен
Приведу найденную в инете заметку.
Информация из старых журналов Работница
Выведение пятен:
Масляные пятна и жировые пятна
Масляные пятна можно удалить скипидаром, ацетоном, бензином. Застарелые пятна можно вывести 5% раствором аммиака.
Еще способ: застарелые жировые пятна натирают неокрашенным мылом, разведенным в бензине (1ч.мыла+10ч.бензина), через некоторое время смывают бензином.
Пятна от ржавчины.
Подобные пятна выводятся 5% раствором хлорамина Б или 5% раствором щавелевой кислоты. Необходимо намочить пятно в воде, положить кислоту и втереть, после чего ткань промыть под проточной водой. Может помочь такой способ: пятно смачивают лимонным соком и сверху присыпают солью, оставляют до утра, затем смывают.
Пятна от хны.
На белых тканях смачивают на 15 минут смесью 1ч.нашатырного спирта, 5ч.перекиси водорода и 5ч.воды и смывают теплой водой.
Пятна от чернил.
Выводятся 1% раствором марганцовки. Пятно промокается ватной палочкой, смоченной в растворе, от краев к центру. Ватку необходимо часто менять. Обработка производится с лицевой и с изнаночной стороны.
Пятна от чернил, чернильных карандашей и анилиновых красок счищают подогретым винным спиртом или смесью его с нашатырным спиртом.
Пятна от шариковых ручек.
Глицерин развести в баночке с горячей водой. Пятно обрабатывается теплым глицерином. Либо можно промакивать 5% нашатырным спиртом. После чего ткань промыть в воде.
Пятна от плесени.
Пятно обесцвечивается 5% раствором перекиси водорода и замывается водой.
Пятна от чая.
Пятно намочить 10% лимонной кислотой и через 10-15 мин прополоскать водой. Если ткань цветная – то полоскать в 10% соляной кислоте, чтобы избежать смывания цвета.
От кофе.
Кофейные пятна легко смываются очищенным бензином (для зажигалок) либо 3% раствором перекиси водорода.
Зеленые пятна от травы.
Под пятно подложить кусочек тряпочки. Обрабатывать очищенным бензином. Пятно должно впитаться в подложку. Либо пятно можно обработать крутым раствором поваренной соли.
Пятна от крови.
Перекисью водорода. Старые пятна от крови с белых тканей из льна и хлопка выводят нашатырным спиртом.
Пятна от марганцовокислого калия.
Выводят 10%р-ра гипосульфита или щавелевой кислоты и тщательно промывают водой.
Пятна от фломастера.
На х/б тканях пятна от фломастера удаляются тепловатым раствором ацетона, а на шерстяных тканях – очищенным бензином. Если на ткани остается ореол от пятна – то его можно замыть 2% соляной кислотой.
Пятна от простого карандаша.
Промыть пятно тампоном с насыщенным мыльным раствором, сверху 10% р-ом аммиака протереть по мылу. Смыть обильной водой.
Может помочь такой способ, светлую влажную ткань натереть мылом, сверху полить перекисью водорода, через 5-10 минут смыть.
Пятна от утюга.
Пятно промыть 1% раствором перекиси водорода.
Пятна от копирки.
Обработать очищеным бензином, далее глицерином. Промыть. Повторять до тех пор, пока пятно не уйдет.
Пятна от косметических кремов.
Спиртом или бензином.Если остались желтоватые линии от смываемого маркера, то может помочь жидкий Ваниш для цветного белья. Мокрую вышивку полить густо Ванишем, подождать 15 минут, смыть. Если не поможет, процедуру повторить, и время выдержки увеличить.
*Ann*
я бы хотела порекомендовать порошковый
отбеливатель от Amway. Его нужно буквально на 1 л воды 1/3-1/4 часть от
крышечки растворить, размешивать в течение 1-2 мин пока крупинки
отбеливателя полностью не растворятся (простые порошки в данном случае
не подходят, так как полностью не один не растворяется] затем в
полученном растворе «постирать» вышивку. Отбеливатель кислородный,
поэтому нитки не полинят, а вот пятна исчезнут (я для эксперимента
пробовала на цветном носовом платке вывести пятно от ягод смородины —
пятно отошло как будто его и не было, а вот насчет Ваниша…не спорю
пятна он отстирывает достаточно хорошо, но не все, да и к тому же
содержит перекись водорода, от которой могут изменить цвет нитки.
Рекомендуем изучить
Страница Народного УЧЕБНИКА
«Защита вышивки во время работы»
Как защитить вышивку в процессе вышивания на рамах, пяльцах, снапах?