Как стирать личную историю
Упражнения по стиранию личной истории
Стирание личной истории представляет собой самое, пожалуй, обобщенное из неделаний собственного «я». Оно объемлет все техники неделания и подразумевает ликвидацию причинно-следственных связей между прошлым и настоящим.
Дон Хуан предлагает Карлосу заняться стиранием его личной истории. При этом он ссылается не только на необходимость для Карлоса изменить свой образ жизни и способ бытия, но и на то, что подобное изменение может иметь результатом разрушение предопределенности прошлым, тем, что маг назвал «личной историей».
Идея кажется нам странной не только потому, что нам привычно думать о прошлом как о фундаменте, на котором зиждется здание настоящего, но и потому, что мы привыкли считать свое прошлое чем-то неизменным, — что дает нам прекрасный повод ничего в нем не менять. Работая с группами, я не перестаю удивляться, как люди вновь и вновь заявляют, что хотят измениться, и в то же время делают все возможное, чтобы остаться теми же. Большую часть времени они тратят на оправдание собственного прошлого: «Это потому, что я так и не научился дисциплинировать себя», «Это потому, что я всегда был слабым», «Это потому, что родители всегда слишком сильно опекали меня». Это потому, это потому… И «это потому» всегда оказывается как-то связанным с прошлым.
Стирание личной истории представляет собой магическую возможность, которая с трудом поддается объяснению рациональным логическим мышлением. Сотрите прошлое — не пытайтесь преодолеть его, просто сотрите. Это не означает, что мы можем стереть сами события, которые когда-то в прошлом случились в нашей жизни. Скорее это разрыв связей, которые мы с ними установили и которые наиболее очевидным образом проявляются в нашем способе бытия и образе жизни.
Если личная история — главное препятствие на пути к изменению, то возможность стереть ее открывает дверь к свободе.
Пытаясь освоить новые способы поведения, мы ощущаем сопротивление — оно проистекает из убеждения в своей неспособности сделать что-то, выходящее за рамки списка когда-либо совершенных нами действий. Мы сопротивляемся переменам. И когда мы пытаемся изменить себя, то обнаруживаем, что главное препятствие, стоящее на этом пути, — наша личная история. Семья и друзья также сопротивляются происходящим в нас изменениям; они хорошо знакомы с нашей личной историей и не позволяют нам действовать за пределами налагаемых ею ограничений. Встреча с неизвестным ставит их лицом к лицу с проблемой — они не знают как вести себя в ситуации, правилам поведения в которой они не обучены, и потому стараются избегать такой ситуации.
На память приходит довольно драматический пример. Несколько лет назад в моем практикуме принимала участие 19-летняя женщина. Ее жизнь была полна проблем — пристрастие к наркотикам, алкоголизм, отсутствие работы, плохие отношения в семье и так далее. Я застал ее погруженной в самоубийственную депрессию, совершенно ослабленную разрушительными привычками. Со временем, приложив усилия, она смогла преодолеть свои проблемы. Она боролась за изменения, отказалась от алкоголя и наркотиков, нашла работу, и мало-помалу ее энергия восстановилась. Однако в результате происшедших с ней изменений ее проблемы с домашними начали усиливаться. Конфликты в семье становились все острее. Однажды она рассказала о ссоре со старшим братом, который обрушился на нее за ее поведение, показавшееся тому весьма странным. Семья не знала, где она проводит свободное время, кто ее новые друзья и каковы причины случившихся с ней неожиданных перемен. Они настолько привыкли считать ее «неисправимой», что нежданно-негаданно и таинственно происшедшее изменение очень встревожило их. Они не могли ее простить. Брат сказал ей: «Что с тобой происходит? Ты сошла с ума, я просто не могу тебя понять! Раньше ты была лучше; будь уж лучше алкоголичкой и наркоманкой, только не сумасшедшей». В конце концов, она выбрала независимость и стала жить собственной жизнью.
Борьба за стирание личной истории — это борьба не только против некоторых въевшихся в сознание элементов нашего бытия: тех, что дают ощущение безопасности, поддерживая тем самым существование эго в той реальности, которая может быть приятна или не очень приятна, однако, по крайней мере, нам знакома. Это борьба с историей, ставшей частью нашего сознания в результате действий наших близких, кому она также дает ощущение безопасности. Нет ничего опаснее для эго, нежели общение с кем-то, кто не поддается классификации. Личная история снабжает нас несколькими ярлыками, с помощью которых мы определяем собственную персону, что позволяет нам свести себя всего лишь к нескольким характеристикам. Точно так же мы классифицируем всех, кто нас окружает, используя для этого аналогичные ярлыки, предоставляемые нам прошлым этих людей, истинным или воображаемым. Коль скоро мы не можем иметь дело с таинственным, мы предпочитаем иметь дело с ярлыками. Поэтому нас никто не удивляет. Чем быстрее мы способны классифицировать людей, тем больше мы уверены в себе.
Утрата основанной на нашей личной истории уверенности относительно того, кем мы на самом деле являемся, вполне согласуется и взаимно дополняется утратой уверенности в том, что мы считали реальным миром. Мы вновь обнаруживаем, что и реальность эго, и внешняя реальность — всего лишь описания. Таким образом, процесс стирания применим не только к личной истории, но и к нашему обычному описанию мира.
Лежащее за пределами описаний поле битвы — это область неизвестного, область, где ничего не известно заранее; это не наше «я» и не внешний мир. Это место, где мы можем творить, выбирать и быть всем, чем захотим. Это область свободы.
Эго: словесный портрет (22)
Данная техника представляет собой одиночное упражнение, которое полезно для вас, и, кроме того, может быть с успехом использовано как подготовительное упражнение к различным видам неделаний собственного «я», таким как индивидуализированные неделания. Она предполагает составление возможно более схожего с оригиналом письменного портрета вашей личности и образа жизни — но составлен он должен быть в третьем лице, как будто вы говорите о ком-то другом. Описание должно содержать следующие позиции:
- Имя
- Возраст
- Физические характеристики
- Манера одеваться
- Способ бытия
- Состояние здоровья
- Часто посещаемые места
- Избегаемые места
- Часто испытываемые настроения
- Тип людей, к которым вы испытывает влечение
- Тип людей, которых вы избегаете
- Виды работ, выполнявшихся в прошлом; какую работу вы делаете сейчас
- Характеристики эмоциональной жизни
- Вид имиджа, проецируемого на внешний мир
- Повседневно повторяющиеся события
- Структура внутренних повторяющихся событий (циклические повторения)
- Манера говорить
- Излюбленные темы разговоров
- Способ проведения свободного времени
- Подход к сексуальности
- Материальное положение
- Основные достоинства
- Основные недостатки
- Лучшие из поступков
- Худшие из поступков
- Лучшее, что с вами случилось
- Худшее, что с вами случилось
Комментарий к технике
Очень важно вести описание от третьего лица и выполнить эту работу, оставаясь настолько холодным и скрупулезным, насколько окажется возможным. Следует сохранять совершенно беспристрастное отношение, как будто речь идет о человеке, к которому вы не испытываете ни симпатии, ни неприязни. Если подойти к этой работе с полной ответственностью, то можно без особого труда получить описание нашего эго; вне всякого сомнения, эго представляет собой лишь описание, поддерживаемое нашими поступками. С того момента как мы углубимся в практику неделания, то, что было нам известно как «я», предстанет в своем истинном обличий: как всего лишь описание — подобное тому, что мы зафиксировали на бумаге, — которое вполне можно изменить или просто отбросить.
Начинаем стирание самих себя (23)
Первые указания дона Хуана относительно стирания личной истории можно использовать в качестве вводных упражнений для всех, кто заинтересован в освобождении от ограничений личной истории:
1. Не рассказывайте без осознанного намерения о своих занятиях другим людям, поскольку это побуждение основано на желании эго самоутвердиться, что укрепляет личную историю.
2. Начните общаться не только с теми, кто хорошо вас знает, но и с теми, кто еще не подверг вас классификации в соответствии с общим для вас прошлым.
3. Избегайте ситуаций, в которых от вас могут потребоваться объяснения и оправдания; тактично отказывайте всем, кто станет требовать каких-либо объяснений.
4. Никому не открывайте своих замыслов. Вряд ли стоит что-то скрывать, если все знают, что вы что-то скрываете.
Лгать самому себе (24)
Данная техника сознательного обмана самого себя как формы неделания доказала свою высокую эффективность, особенно в случаях, когда требуется освободить собственное «я» от саморазрушающих аспектов личной истории, — тех, которые создают ваш «ужасный» облик. Я рекомендовал эту технику тем, кто проявлял высокий уровень самоосуждения., полагая, что они самые худшие люди в мире.
1. Начните с составления инвентарного списка своих мыслей за период в восемь дней. Если вы переживаете что-то вроде кризиса самоуничижения, будет вполне достаточно и трех дней.
2. Напротив самых характерных для вас отрицательных мыслей напишите прямо обратные по смыслу комплименты в свой адрес, например:
ИСТИНА | ЛОЖЬ |
Я завистлив | Я радуюсь, когда вижу, что другие люди счастливы |
У меня нет силы воли | Я довожу до конца все, что начинаю |
Я подавляю свои чувства | Я свободно выражаю все, что чувствую |
Я ужасен и непривлекателен | Я очень привлекателен |
Я опозорил свою семью | Я оправдал все связанные со мной ожидания |
Я боюсь потерпеть неудачу | Я уверен, что добьюсь успеха |
3. В течение периода длительностью от одной до трех недель (в зависимости от тяжести случая) как можно чаще повторяйте себе эти лживые комплименты. Относитесь к ним так, как если бы они были правдой. Если представится случай, повторите что вы думаете о себе, кому-нибудь еще, не сообщая, разумеется, что все это ложь. Первое, что вы будете делать, поднявшись с кровати утром, и последнее, что вы станете делать перед тем, как лечь в кровать вечером, — повторяйте вслух эти лживые комплименты, стоя перед зеркалом и глядя на свое отражение. И то, что все это ложь, не должно иметь для вас ни малейшего значения.
Комментарий к технике
Эта практика «лжи самому себе» не только повышает уверенность в себе, она также помогает снижать количество мысленной самокритики. Если сочетать занятия этой практикой со следованием общей стратегии сталкинга, то склонность позволять себе погружаться в самоуничижение может быть полностью изжита. Некоторые считают эту технику какой-то разновидностью «промывания мозгов» или самовнушения, однако это не так; практикующий не верит, что повторяемые им «лживые комплименты» истинны. Скорее упражнение переключает внимание на совершение «деяний», диаметрально отличающихся от привычных. Когда практикующий сможет воспринять и те, и другие как не соответствующие реальности, он обретет возможность отказаться и от тех, и от других.
Смена фасадов (25)
Это вариант техники «Переодевание». Он основан на более или менее значительном изменении внешности при сохранении обычного образа жизни. Хотя внешний вид при этом претерпевает кардинальное изменение, не следует заходить слишком далеко. Ниже приведены несколько способов выполнения этого упражнения:
1. Начните с выбора нового «фасада». Если вы располагаете достаточным количеством энергии, то сможете превратиться в того, кто воплотил все ваши желания. Приняв облик этого нового человека, вы сможете совершать то, о чем всегда мечтали, но не решались.
2. Измените свой внешний вид: гардероб, прическу, пластику.
3. Измените личностные характеристики: манеру говорить, излюбленные места, способ реагировать на изменившуюся ситуацию.
4. Отрепетируйте свою новую роль на протяжении заранее намеченных периодов, постепенно удлиняя их по мере приобретения опыта и отождествления все большего числа событий и переживаний со своим новым обликом.
Ниже приведены несколько примеров того, какой тип изменений подразумевается при выполнении этого упражнения. Например, уличный хулиган-подросток решил покончить с прежним образом жизни, при этом он начинает следить за чистотой, приводит в порядок прическу, аккуратно одевается, снова начинает ходить в школу, прилежно учится и становится старостой класса; очень занятый бизнесмен изменяет свой облик и становится заботливым отцом, погруженным в семейные дела, он откладывает деловые мероприятия и везет детей на экскурсию за город; некто, разделяющий воззрения хиппи на контркультуру, переодевается так, чтобы выглядеть молодым преуспевающим служащим, — одевает костюм и галстук.
Твоя
личная история постоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и обновляли.
Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. А
если бы у тебя не было личной истории, надобность в объяснениях тут же отпала
бы. Твои действия не могли бы никого рассердить или разочаровать, а самое
главное – ты не был бы связан ничьими мыслями.
Карлос
Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»
Дон Хуан часто
говорил Кастанеде о необходимости не только пересмотра, но и стирания личной
истории. Цивилизованному человеку личная история кажется важным моментом жизни.
Ведь в ней заключаются и долго хранятся все достижения, мечты, устремления,
потери, промахи, память рода, связь с семьей и принадлежность к обычному миру.
Однако, чтобы ощутить ветер настоящей свободы и расправить крылья восприятия,
нужно совершенно безжалостно стереть или уничтожить свою личную историю.
Дело в
том, что окружающие нас люди составляют мнение по нашим рассказам о себе и по
нашим поступкам, которые они наблюдают. Получается что наше сегодняшнее
настроение, которое может в дальнейшем изменится, становится застывшей
социальной маской, которая определяет дальнейшее поведение. Как часто вам
говорили: «Нет, ты не такой, мы же тебя знаем», или: «Ты сделаешь именно так,
потому что мы все на тебя надеемся». Чем дальше, тем больше мы становимся
несвободными. Мы должны соответствовать представлениям других людей о себе.
Быть смелыми или трудолюбивыми, положительными или, наоборот, постоянно
поддерживать образ хулигана и дебошира. Тот, кто становится воином, не работает шутом, развлекая
публику, напротив, он скрывает свои действия и становится «птицей, не имеющей
окраски определенной». Чужие люди накладывают на нас много ограничений своими
мыслями или ожиданиями. Успешные родители надеются, что их дети пойдут по их
стопам, повторят их жизнь. Неуспешные, напротив, рисуют образ счастья и толкают
детей на крайние меры, лишь бы те выбрались из «порочного круга». В результате
ребенок становится объектом манипуляции со стороны тех, кто не реализовал свои
желания.
Если вы решите
напустить вокруг себя немного тумана, то это правильно. Начните с проработки
загадочного образа. Говорите скупо о результатах ваших действий, но не
сообщайте, как вы их достигли. Сообщайте о происходящем кратко и отстраненно,
но не вдавайтесь в детали. Например, я недавно была на море, потрясающе провела
время. Не уточняйте с кем, когда и сколько времени именно, а так же, где
находится, сколько стоит, сколько заняла дорога и какого цвета песок на пляже. Вспомните
Карлоса Кастанеду, ведь о его жизни мало что известно, и даже то, что мы знаем,
может оказаться обманом. Свои книги он не издавал лично, все переговоры шли
только через литературного агента. Но это не означает, что вам нужно прятаться
от мира. Не обязательно лгать про себя, можно во время расспросов мягко
перевести разговор на другого человека. Собеседник охотнее поговорит о себе,
чем о ваших успехах. Если же вы в подробностях разболтали всем и каждому о том,
как именно вы достигли определенных результатов, значит у вас очень велико
чувство собственной важности. Первой
техникой стирания личной истории как раз и является отслеживание и контроль
чувства важности. Если вам нужно хвастаться, помните, что нагуаль уже был
свидетелем ваших удач или неудач, а обычным людям об этом знать не обязательно.
Второй техникой, помогающей стереть
личную историю, является принятие
ответственности. Запомните как аксиому: все, что происходит с вами сейчас, было результатом вашего намерения в
прошлом. Все, что вы сделали или хотите сделать, лично ваш выбор и желание.
Другие люди, злые обстоятельства или «потусторонние силы» абсолютно не имеют к
вам никакого отношения. Они не существуют, когда вы принимаете решение. Когда
человек говорит, что его заставили, например, жениться или обстоятельства
сложились так, что пришлось согласиться, это — самообман. Никто никого не может
принудить сделать выбор. Никто не остановит вас, если вы сражаетесь за свободу.
Попытка свалить все на злой мир, жесткие обстоятельства или вмешательство бога,
лишь оправдание, слабость и нежелание принять простой истины: именно я отвечаю
за все, что сотворил в этой жизни. Умение принять ответственность за свои
поступки сделает вас намного сильнее, сэкономит энергию и время для дальнейших
действий и будет способствовать стиранию личной истории.
Третьей техникой является использование
смерти как советчика. Если уж шаблон смерти так велик, то давайте посмотрим,
можно ли его использовать в своих целях. Когда вы станете воином, то безжалостно
отметете в сторону все лишнее, потому что за спиной у вас стоит смерть и ждет,
когда вы сдадитесь или проявите слабость. Стоит ли перед лицом смерти проявлять
ненужные сомнения или тратить массу времени на пустые обиды? Если перед вами
смерть, некогда боятся, некогда удивляться или сомневаться. Есть только один
миг на действие. Вот так и нужно поступать всегда. Если вам непонятно, нужно ли
потратить время на что-то, представьте, что у вас остался всего месяц жизни и
спросите, будете ли вы этим заниматься теперь? Если ответ «нет», смело
отбросьте все лишнее. Смерть – это, пожалуй, единственный грозный враг,
которого можно обратить в мудрого советчика. Спросите у своей смерти, нужно ли
вам читать эту книгу? Если в ней нет для вас ничего полезного, прекратите
читать. Ваша смерть может посоветовать вам что-либо более нужное. Использование
смерти как мудрого советчика так же хорошо помогает стереть личную историю, чтобы
сделать воина свободным о представлении других людей о своей личности.
Стирание личной
истории не означает утрату контактов и уход в отшельники, хотя я не исключаю
потерю нескольких друзей или знакомых, которые окажутся для вас совершенно
ненужными и пустыми. Напротив, вы продолжите находиться в обществе, но будете
для людей недосягаемы, таинственны и
сильны. Вы будете сиять как недоступная звезда, пока не станете настоящим
воином, потому что гибкость и сталкинг воинов делают их практически незаметными
среди обычных людей.