Как стирать пыль с картины

Картины — очень хрупкие и нежные предметы. Они нуждаются в особом уходе, который обеспечит им целостность и долговечность.

Ведь краски на холсте, как и на любой другой ткани, имеют, к сожалению, свойство со временем блёкнуть. Также картины, написанные на холсте, могут потерять упругость.

Как же продлить срок службы картин?

Приобретая картину, необходимо знать, как правильно ухаживать за ней, чтобы она радовала вас долгие годы.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Смахнуть пыль с самой картины, неприкрытой стеклом – задача деликатная. Если речь идет о картине, написанной маслом или акрилом, то пыль с нее удаляют мягкой щеткой или пуховкой, аккуратно проводя в одном направлении..

При потемнении или другом выцветании масляных красок накройте полотно слегка влажной мягкой и обязательно чистой тряпкой на несколько часов, затем просушите и аккуратно натрите смоченным в льняном масле полотном..

При работе с масляными картинами, как новыми, так и старинными, категорически нельзя использовать мыло, бензин, спирт и скипидар.

Картины, написанные при помощи сыпучих или нестойких материалов – карандаша, туши, пастели и пр. – вообще не вытирают и от пыли избавляются, аккуратно сдувая ее самостоятельно или феном на режиме холодного воздуха..

Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте(хотя есть художники, выступающие против этого.-коммент. авт).

Итак, основные правила по уходу за картиной, написанной маслом:

  • масляные картины не любят прямой солнечный свет. Идеальное место для них — помещение с рассеянным освещением. Лампы накаливания также пагубно сказываются на качестве картины;
  • температурные перепады воздуха «убивают» картины;
  • не следует помещать картины, написанные маслом под стекло — это губительно сказывается на их качестве, так как создаётся парниковый эффект;
  • со временем картина может потускнеть, потому что краски, которыми она написана, подвержены этому свойству. А чтобы вернуть им цвет, можно протереть картину льняным маслом или луковым соком;
  • пыль, копоть, жир — от всего этого необходимо периодически избавляться. Картину протирают обычной влажной тряпкой, а затем аккуратно — другой тряпкой насухо. Можно и мыльным раствором, только обязательно без щёлочи.

Уборку нужно проводить не только на внешней стороне картин, ведь пыль скапливается и на задней плоскости. Снимите картину, смахните пыль и повесьте обратно. Уборку пыли с задних поверхностей картин и рамы можно проводить в три-четыре раза реже, чем с самой рамы. Довольно сложный процесс – очистка старинных, ценных и позолоченных рам. Начинать уборку пыли следует с протирания задней поверхности старинной рамы смоченной в бензине губкой или салфеткой. Сами рамы следует очищать только мягкой щеточкой, сначала обмакнув ее в мыльной воде, затем в кристально-чистой, а потом тщательно вытирая мягким натуральным сукном. Если во время чистки нарушается позолота, то ее следует дополнительно натереть пурпурином. По-особенному чистят и деревянные рамы, как полированные, так и нелакированные. Такие рамки протирают специальным средством по уходу за древесиной, в крайнем случае – олифой. Лакированные деревянные рамы можно протереть и смоченной в мыльной воде тряпочкой, затем смыть остатки мыла и насухо вытереть. Не меньше, чем с загрязнениями самих картин, следует бороться и с проблемой выцветания и загрязнения стен за ними, что особенно актуально для окрашенных поверхностей. Чтобы под картинами не оставался след, следует приклеить на раму специальные «стопперы» – плоские подушечки, пластмассовые диски, резиновые «ножки» или прибить обойные гвоздики с выпуклыми шляпками, которые будут держать картину не на стене, а на расстоянии нескольких миллиметров, что позволит свету равномерно распределяться, а пыли – не скапливаться над рамой и на самой стене..

Читайте также:  Стираем тюль с уксусом

Уход за картиной под стеклом. Если рама со стеклом, то во время тщательной и генеральной уборки обязательно протирайте и натирайте его так же, как и зеркала, но при этом следите за тем, чтобы средства для мойки стекол и окон ни в коем случае не разбрызгивались на рамы. С внутренней стороны стекла можно протирать только уксусом или денатуратом, который тщательно вытирают. Если в результате неплотного прилегания стекла или неправильного подбора основы пыль попала под стекло и раму, то вытереть ее можно будет только разобрав, вынув картину, стекло, тщательно очистив и натерев, а затем собрав снова. Чтобы избежать такой проблемы в дальнейшем, заклейте скотчем или малярной лентой раму сзади, как бы запечатав ее. Паспорту пачкается очень редко, но если так случилось, что на нем остались отпечатки пальцев или следы пыли, постарайтесь стереть их с помощью простой резинки для карандашей. Если она не действует, слегка протрите паспарту спиртом или уксусной эссенцией, но сначала проверьте на обратной стороне или в незаметном месте, не приведут ли они к выцветанию паспарту..

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Пара хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека.

Текст написан по материалам взятым из инета. Так же по теме ухода есть статья на ЯМ

Источник

Catchy

Добрый вечер! У меня есть несколько картин, которым уже где-то лет 70, может больше. Например, копия Маковского, которая мне очень нравится явно намного темнее, чем должна быть. Хотелось бы смыть налет пыли и грязи, но при этом не повредить картины. То, что смогла найти по теме — просто протереть теплой водой, использовать мыльный раствор….правда какое мыло лучше брать, так и не поняла, или использовать терпентиновое масло. Сначала надо попробовать, как выбранное чистящее средство взаимодействует с краской картины, т.е. попробовать почистить уголок, который будет находится под рамой. Еще на одной картине имеется кракелюр, и как с ней быть вообще не очень понятно. Буду очень признательна за советы по уходу за картинами!

[URL=https://www.radikal.ru][/URL]

26.11.2012,
19:53

BVS-Odessa

BVS-Odessa

Надеюсь, специалисты здесь найдутся и смогут помочь многим спасти старые работы!
Свои работы 10-15-летней давности успешно отмывал от копоти и мушиных следов тепловатой водой с мылом (хозяйственным или типа Дуру, что оказывалось под рукой) тампоном из ткани, не оставляющей ворсинок (можно марлей, предварительно постиранной). Важно — перед водными процедурами аккуратно снять пыль с поверхности сухой щетинной кистью (обычной малярной), чтобы потом ее меньше забивалось в мельчайшие бороздки живописного слоя, при смачивании водой. Но я так делал с уверенностью, что картины по написании были покрыты тонким слоем защитного акрил-фисташкового лака. Нынешние покрывные лаки предусматривают возможность легко их смыть при помощи спиртовых (если не ошибаюсь) растворителей, не повреждая живопись и нанести свежий слой при реставрации. Но если у Вас картины написаны с завершающими тонкими лессировками (как это было принято у многих старых мастеров) — надо быть очень осторожными при таких операциях. В местах кракелюра водные процедуры не стоит делать — кусочки краски просто осыпятся. Тут, видимо, нужны будут внимательные и чуткие руки «реставратора» с предварительной укрепляющей проклейкой по краям трещинок — но с этим я пока не сталкивался.

26.11.2012,
20:38

BVS-Odessa

BVS-Odessa

Тут, на форуме, оказывается еще в 2006-м году создали тему :»Все о реставрации»:
https://artnow.ru/forum/showthread.php?t=146
Может что и найдете полезного. Был совет одного из коллег с кракелюром справляться при помощи осетрового клея, аккуратно вводимого шприцом между краями трещинок…

Catchy

Спасибо огромное за ответ! Картины немаленького размера, очень их тяжело куда-то возить. Думала, что хотя бы помыть смогу в домашних условиях. Хотя сидимо надо будет к реставраторам обратиться, т.к. одна картина частично без подрамника и есть некая помятость полотна:(

Читайте также:  Как стирать пуховик чтобы не скатался пух

09.12.2012,
22:00

Владимир Рогов

Владимир Рогов

Советы от предков :))
35. Как промывать старые иконы

[Современными правилами реставрации этот способ категорически запрещен]

Когда хочешь промывать старые иконы, то наперед влей
воду в большое корыто, в котором икона могла бы поместиться под водою,
потом положи ее туда и, взяв тепловатой золы из щелока и насыпав ее на
изображение, протирай оное большою щетинистою кистью, одинаковой
величины с теми кистями, кои употребляются для грунтования икон, но,
протирая образ, смотри, как бы не слезли краски, ибо крепкая зола
съедает не одни пятна, но и лак. Посему будь внимателен, и не мой всей
иконы в один прием, а понемногу, дабы не испортить ее. Сперва кистью и
золою промой малую часть ее, и тотчас погрузи всю ее в корыто, дабы
нечистота вместе с золою сошла с промытого места, потом таким же
способом промой другую часть ее, и опять погрузи икону в воду и обмой
ее. Так очищай ее всю мало-помалу, и она не испортится. Если же будешь
мыть ее всю вдруг, то ведь не скоро сделаешь это: а если зола пробудет
на иконе долго, то слезут с нее краски и гипс. Посему поступай так, как я
наставил тебя. Когда икона очистится, и где-нибудь сойдут с нее краски,
то наведи их вновь и покрой всю ее лаком. Тогда она будет, как новая.
Однако наперед сделай опыт на малой иконе, и после удачи принимайся и за
большую. А не удастся, — так покинь эту работу, чтобы не портить икон и
не разладить с владельцем их.

Все, что здесь написано, не принимай за басни.
Ибо сам я делал опыты с большим успехом. А некто принимался за это дело
без предварительного опыта и оставался с голою доскою.

Для того, чтобы оставлять сообщения в форуме, нужно авторизоваться.

Источник

Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.

Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.

Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.

С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.

Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.

Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.

В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).

Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана — «Вечер» (рис. 29 и 30).

29. И.Левитан. Картина «Вечер» до промывки

30. И.Левитан. Картина «Вечер» в процессе промывки

Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.

Читайте также:  Стиральная машина стирает повторно

Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.

Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:

1) вода растворяет грязь;

2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;

3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;

4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.

Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.

Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:

12345
Воды -50
Скипидара -50
или
Воды -85
Спирта -15
Воды — 60
Скипидара — 30
Масла льняного,
орехового или
макового,
сырого —10
Воды -45
Скипидара — 35
Масла -15
Спирта -5
Воды -35
Скипидара — 45
Масла -10
Спирта -10
Воды -30
Скипидара- 40
Масла -10
Спирта -20
100%100%100%100%100%

Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне — небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи — она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.

При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине(1. Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.

Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.

Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.

Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.

Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.

При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.

Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.

___________

1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.

Первоисточник: 

Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

Источник