Как стирать ткань для пэчворка
Меня часто спрашивают, так ли важно старить ткани перед тем как начинать свой лоскутный проект.
Отвечаю — всё зависит от вашего проекта, от ткани которую вы используете и от эффекта, который вы хотите получить.
Если ваш проект это панно, которое будет висеть на стене и никогда не будет стираться — можно и не стирать, наверное.
Если то, что вы шьёте будет стираться и часто, то тоже возможны варианты:
Если вы уверены, что ткань не линяет и проект состоит из достаточно мелких элементов и вы хотите получить слегка сморщенный домашний эффект — можно не стирать.
Вот, например, детское покрывальце которое я сшила из не стиранных тканей. Этот покрывальце было для меня одновременно уроками стёжки. Обратите внимание на белые разделительные полосы, они узкие и я из не стегала вообще, после стирки они сморщились потому что ткань и верха и низа, а так же х/б прокладка сели, причем разделительные полосы выкраивались одинаково — длинная сторона по поперечной, а в изделии они вшиты в разных направлениях. Эффект получился такой, как я хотела — уютно — домашний.
Теперь отрицательный пример, это панно я шила лет 10 тому назад. Купила набор с инструкциями для выполнение центра этого панно. Ткани для бордюра и бэка надо было покупать самой, прокладку тоже. Ткани я не постирала за что была жестоко наказана.
Тут я осваивала две новые для себя техники — акварельный пэчворк и аппликацию на клеевой основе.
Для акварельного пэчворка небольшие квадратики цветных тканей надо была сначала разложить так, чтобы самые тёмные были по углам, а потом от углов и краёв к центру — все светлее и светлее. Тогда это техника было очень популярна в Штатах у меня даже пара книг до сих пор лежит, будет желание — могу рассказать потом подробнее. Квадраты в данном проекте сшивала на флизилине, как было указано по инструкции. в результате получается немного плотновато, но все пересечения — супер да и очень быстро, если наловчиться. Соответственно из-за флизилина — эта часть никогда не сядет.
Для аппликации я посадила ткань с анютиными глазками на клеевую основу, вырезала цветы и моя младшая выложила мне сердце в центре, которое я потом пригладила и пристрочила по верху в край.
Проблемы начались потом, когда я пришила не стиранный бордюр и бэк. Поскольку я усиленно гладила и парила по наивности полагая, что исправлю, то эти ткани сильно сели, и чем больше парила, тем хуже становилось. Окантовка села и в середине получился огромный пузырь.
Всё никак не соберусь переделать.
Ещё один отрицательный пример. Детское покрывальце, которое я шила для своего сотрудника, у него тогда только родилась первая дочка.
Покрывало придумывала сама. Яркие квадратики — это батик, остатки тканей от других проектов. Батик в принципе не садиться, так как в процесск производства вываривался несколько раз. Сердце, руки (папы и мамы) и буквы — аппликация на клеевой основе.
Белую ткань постирала, а прокладку (х/б) и бэк — нет. Вот покрывало и пошло волнами, поскольку прокладка и бэк сели после стирки.
Недавно провела эксперимент. Купила новые ткани, постирала и измерила, что получилось после стирки.
Вот эта ткань, как оказалось японский хлопок потерял всего 1 дюйм от 1.5 ярдов это где-то 2.5 см от 1.37 м — рекорд
а вот эта — 6.5 дюймов от 3 ярдов, т. е 16.5 см от 2.7м
Так что стирайте, Шура, стирайте!
Цитата сообщения Нина_Рудакова
•Стирка-Утюжка
•Декатировка
•Hа вкус и цвет товарища нет
•Лоскутная картотека
Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья. В изделиях, выполненных рукою мастера, рядом уживаются ситец и тюль, шерсть и батист, крепдешин и мешковина. Но начинающим рукодельницам проще работать с хлопчатобумажными тканями (особенно с мелким рисунком): они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это прежде всего ситец, сатин, лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного шерстяного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом, так как работа с лоскутами — это одновременно и работа с утюгом.
Если вам необходимо соединить лоскуты, различные по толщине и плотности, например, из сукна или шерсти с шелковым или ситцевым, то тонкие лоскуты надо предварительно посадить на подкладку (флизелин или любую другую тонкую ткань).
Нельзя использовать слишком ветхие, выношенные куски ткани — они быстро порвутся и сведут на нет весь труд. Однако мелко нарезанная ветошь еще может пригодиться для набивки диванных подушек, игрушек, игольниц. Кстати, набивают также нарезанными на кусочки старыми чулками, носками, остатками поролона, а некоторые любят еще добавить в набивку мяту и другие сухие ароматные травы.
Сшивая лоскуты, часто приходится учитывать, где у них долевое направление нитей. Внимательно рассмотрев кусочек ткани, можно увидеть переплетение продольных и поперечных нитей (исключение составляют нетканые материалы). Если кромка на лоскуте сохранилась, то нити, идущие вдоль кромки, — это нити основы (долевые), а поперечные — уток. Если же кромка срезана, то находят долевую так: берут в руки лоскут и растягивают в разные стороны — там, где он тянется меньше всего, проходит долевая.
Стирка-Утюжка
Перед стиркой лоскуты сортируют на хлопчатобу-мажные, шелковые и шерстяные. Старые вещи распарывают или просто вырезают из них швы. Но этого мало, лоскуты еще необходимо разобрать по цвету: красные — к красным, синие — к синим, желтые — к желтым и т. д., чтобы при стирке синие, к примеру, не окрасили все остальные. Совсем маленькие лоскутики для стирки закладывают в марлевый мешочек и зашивают. Лоскуты стирают в теплой воде (каждую «кучку» отдельно), проверяя одновременно, какие из них линяют. Их отделяют, разводят новый моющий раствор и, добавив в него поваренную соль (2 чайные ложки на 1 л воды), стирают еще раз. Если и после этого краска течет с лоскутов, то такую ткань можно использовать только для изделий, которые не придется стирать, например, в декоративном панно.
И еще. Чтобы освежить яркость цветных хлопчатобумажных и шелковых лоскутов, можно при полоскании добавить уксусную эссенцию (1 столовая ложка на 3 л воды), а для черных — на то же количество воды вместо уксуса — 1 чайную ложку соли.
Лоскуты из рыхлой, тонкой или не совсем новой ткани рекомендуется после стирки слегка подкрахмалить (1 столовая ложка крахмала на 1—2 литра кипящей воды, прежде растворив крахмал в стакане холодной воды). Раствор следует немного остудить и подержать в нем лоскуты.
Сушат лоскуты на веревке, а затем чуть влажные досушивают под утюгом, слегка натягивая по долевой нити. Если утюжить, не соблюдая это правило, то лоскуты деформируются и с ними будет трудно работать. Гладить нужно с изнанки на мягкой подстилке.
Бархат стирать не рекомендуется, его достаточно прогладить с изнанки на махровом полотенце, сложенном несколько раз.
Декатировка
Новые ткани, особенно хлопчатобумажные, при стирке садятся (в основном по длине и немного по ширине), поэтому опытные мастерицы, прежде чем кроить, подвергают ткань декатировке, то есть предварительной усадке. Это позволяет лоскуты из новой ткани сшивать со старыми, не боясь, что изделие после первой же стирки деформируется. Например, если наволочку для диванной подушки сшить из новых лоскутов без декатировки и из многократно стиранных, то после стирки новые лоскуты «съежатся», потянут за собой старые, и лоскутный узор перекосится.
Ткани различных видов требуют разных способов декатировки.
Лоскуты из хлопчатобумажных и штапельных тканей достаточно замочить в теплой воде на 1—2 часа (отобрав одинаковые по цвету), отжать, не выкручивая, и развесить на веревке, затем влажные прогладить с изнанки в долевом направлении.
Шелковые и шерстяные лоскуты раскладывают в один слой на слегка отжатой простыни (полотенце), закатывают ее и оставляют на 2—3 часа. После этого еще влажные утюжат с изнанки по долевой нити через сухую тряпку.
Hа вкус и цвет товарища нет
Что касается «на вкус» — это бесспорно: один любит недосоленное, а другой — переперченное. А вот про цвет — разговор особый. За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники.
Тех, кто работает с лоскутами, тоже можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты и иголка. Так же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи». Особенно эти знания нужны тем, кто, к сожалению, обделен чувством цвета. Ведь не секрет, что некоторые чуть ли не с ясельного возраста интуитивно чувствуют сочетание цветов, а другие до старости не могут вникнуть в эту сложную и непостижимую для них науку.
Слышали вы когда-нибудь о том, что, увидев неземной красоты радугу на небе, кто-то воскликнул: «Какая некрасивая дуга!» Такого человека на всем белом свете не сыщешь. Недаром в науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетания цветов приняли цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, которые плавно, через множество оттенков, переливаются один в другой. Их последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Цвета условно распределили на две группы: «теплые» и «холодные». «Теплые» — красный, оранжевый, желтый — напоминают о солнце и тепле. «Холодные» — зеленый, голубой, синий и фиолетовый (цвета воды и льда) — о холоде. Интересно, что «тепло» и «холод» любого цвета зависят от того, какой оттенок в нем преобладает. Например, если в зеленом присутствует хоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестает быть «холодным», а становится «теплым».
Существует также нейтральная группа цветов — черный, белый и серый.
Однако вернемся к нашим лоскутам и посмотрим, как ведут себя «теплые» и «холодные» цвета в кусочках тканей. Проведите такой опыт: внимательно рассмотрите лоскутик, на котором есть хотя бы маленькое пятнышко красного цвета, и вы убедитесь, насколько оно бросается в глаза и кажется обманчиво большим в сравнении, например, с соседним фиолетовым пятном, хотя по размеру оно больше красного. Эту способность «теплых» цветов выделяться необходимо учитывать, чтобы не «перегрузить» лоскутную композицию каким-либо «теплым» цветом.
Соединяя различные цвета, используют в основном два приема: сочетают контрастные цвета или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.
рис 1
Круг иногда делят для удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же. Мы для первого знакомства воспользуемся шестисектор-ным кругом (рис. 1).
Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Оттенков — множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный — зеленый; оранжевый — синий; желтый — фиолетовый. Они, оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга, особенно это свойственно красному, желтому и оранжевому. Недаром ткани таких цветов нередко используют как отделку, всего лишь, чтобы подчеркнуть основной цвет изделия.
Салфетка из цветных уголков
Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный — желтый — синий; зеленый — фиолетовый — оранжевый и т. д. Именно подобные сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.
Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе, к примеру, красный с оранжевым. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет, скажем, между красным и оранжевым ввести немного черного, а между желтым и оранжевым — серый.
А теперь несколько рекомендаций, к которым следует прислушаться.
·При электрическом свете под желтыми лучами лампочки цвета становятся «теплее». Поэтому подбирать все лоскуты для изделия нужно при одинаковом освещении, лучше дневном.
·Наиболее удачный вариант сочетания пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.
·«Растяжка» или «раскат» цвета — это его плавный гармоничный переход в одной цветовой гамме, например, от светлого к темному или наоборот. Пользуясь этим приемом в лоскутном шитье, используют гладкокрашеные ткани, а также с мелким рисунком.
·Не следует располагать рядом «теплые» и «холодные» тона одного и того же цвета, скажем, зеленый с желтизной и зеленый с синеватым оттенком.
·Будьте внимательны, «сочиняя» широкий волан или кайму для покрывала. Следите, чтобы слишком яркая отделка не «убила» основной цветовой узор — такое бывает.
·Осторожно работайте с белыми и черными лоскутами. Белый цвет в изделии буквально «кричит», заявляя о себе, черный же, наоборот, «проваливается» среди пестроты. Используйте эти цвета в отделках: бейках, шнурках, узких кантиках.
·
·Лоскутная картотека
·
·Пеструю «клумбу» из отутюженных лоскутиков необходимо рассортировать по цвету. Проще всего это сделать, если взять за основу шестисекторный цветовой круг.
·Все лоскутики разложите по цвету на шесть групп, соответственно секторам круга: красные (всех оттенков) — должны оказаться в одной группе, лоскуты оранжевых оттенков — в другой и т. д.
·Белые, черные и серые (нейтральные цвета) — соедините в отдельную группу.
·Из тканей в горох, клетку и полоску образуйте еще три группы.
·Теперь наведите порядок внутри групп: от каждого лоскута отрежьте по небольшому кусочку и нанижите на булавку в определенном порядке: сначала лоскутики темных тонов, затем — все более и более светлых. Получилась красочная веселая картотека.
·Осталось лоскутики каждой группы поместить в свой полиэтиленовый пакет (лучше прозрачный), а картотеку приколоть на картон, чтобы всегда была под рукой. Еще лучше, если она будет в двух экземплярах, тогда одну булавку прикалывают на картон, а вторую с таким же точно набором лоскутиков — к пакету, где они хранятся.
·Понятно, что содержимое картотеки непостоянно: в ней появляются новые кусочки ткани, а образцы израсходованной — удаляют. Рачительные хозяйки собирают их в отдельный мешочек — в дальнейшем даже небольшой лоскутик может пригодиться, в чем вы скоро убедитесь.
·Среди тех, кто занимается лоскутным шитьем — назовем их уважительно «лоскутницы», — практикуется обмен лоскутами. Так вот, нужный лоскутик можно легко и быстро найти в чужой картотеке и предложить взамен ознакомиться со своей.
Как стирать стеганные и лоскутные одеяла и подушки? Для Валентины Букеевой это стало самым главным вопросом как только у нее стали получаться квилты. Она провела несколько экспериментов по стирке, результатами которых готова поделиться с читателями сайта I love patchwork.
Сначала я стирала вручную, в теплой воде — практически не отжимала и сушила на полотенце. Но когда появились первые покупатели, для меня вопрос легкого ухода за моими работами стал приоритетным. И вот уже более трех лет я обязательно тестирую все мои работы на предмет износоустойчивости от частых стирок.
Как это делаю я? Перед тем как создать большую работу, над которой тружусь обычно от 8 месяцев до года, я создаю пробный квилтик размером примерно 40 х 40 см, на котором тестирую и подбираю цвета ниток, гармоничное сочетание цветов и тканей, различные виды стежки, а также пробую наполнитель. На фото представлена часть таких пробных квилтиков, остальные ушли в корзину.
После этого я обязательно стираю этот квилтик и если меня устраивает результат, приступаю к изготовлению большой работы.
Весной 2014 г. я решила узнать сколько стирок выдержит такой пробный квилтик и, соответственно, те одеяла и подушки, которые я создаю.
Я стала стирать свой пробный квилт с обычными вещами и на разных режимах. Чтобы понять сколько стирок он уже прошел, делала отметки. После 54-ой метки сбилась со счета и перестала отмечать дальше. Однако, за это время квилтик не изменил своего первозданного вида. Спустя какое-то время я продолжила тестирование и на сегодняшний день этот пробник прошел уже более 100 стирок, на разных режимах отжима! И знаете, что я вам скажу? Я была поражена, так как сама не ожидала такого результата! За это время с ним ничего не произошло. Я использовала нитки «металлик», а про них я уж точно так хорошо не думала.
Конечно, у такой износоустойчивости есть и мой маленький секрет, который так и останется моей фирменной тайной! Однако, при использовании качественных материалов мы всегда получим восхитительный результат!
Мои рекомендации:
— Стирать лоскутное, простеганное одеяло можно и нужно. В идеале — при 40 градусах и не более 800 оборотах отжима.
— Использовать мягкое моющее средство БЕЗ ОТБЕЛИВАТЕЛЯ, а также мягкий ополаскиватель для еще большей нежности самого изделия.
— Специальные ткани для пэчворка нужно обязательно декатировать перед шитьем (утюжить самым горячим утюгом не растягивая ткань)
— Ткани окрашенные вручную обязательно перед шитьем замачивать в горячей воде 40 градусов с добавлением капельки уксуса для стойкости цвета.
— Специальный наполнитель для пэчворка ведет себя всегда отлично! Однако, если наполнитель шерстяной, то ни в коем случае нельзя стирать его выше 30 градусов. «Сядет» стопроцентно — так что и не узнаете свою вещь! У меня из-за неравномерной усадки шерстяного наполнителя одеялко превратилось в шапку — было и смешно и обидно!
Еще раз повторюсь, эти рекомендации подходят к специальным тканям для пэчворка. Если Вы берете любую другую ткань, то обязательно нужно стирать, утюжить, тестировать ее заранее, чтобы ваши труды не пропали напрасно после неудачной стирки или утюжки.
Стирайте на здоровье!