Как в риме стирали мочой

В обычном древнеримском доме постирать одежду было очень сложно или почти невозможно: нет мыла, в инсулах мало воды, нет емкостей для мойки тяжелой шерстяной одежды. Грязные вещи отдавали на стирку фуллонам — это сукновалы и прачки древнего мира.
Римляне не знали мыла и не использовали это чудесное изобретение в своем быту. Возникает справедливый вопрос: чем же они тогда могли начисто отстирать одежду? И ответ на него слегка шокирует современного обывателя, избалованного гигиеной и обилием стиральных средств в магазинах. Фуллоны использовали для своей и без того нелегкой работы мочу и особую глину — так называемую «валяльную глину», которая очень хорошо впитывала жир. Хорошо отстирать ткань обычной водой без моющих средств невозможно, особенно, если одежду носили постоянно, почти не снимая. Таинственный древнеримский анонимус однажды заметил, что человеческая моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром, пропитавшим одежду (человеческая кожа выделяет жир), пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря — жидкое аммониакальное мыло. «Это величайшее открытие в истории!», — подумал Анонимус, и побежал сушить описанную тогу.
Итак, римляне использовали для стирки мочу. А стирали они так: грязную одежду или ткань клали в глубокий чан, заливали мочой, в чан влезал работник-фуллон и, опираясь на стенки перегородок, между которыми стояли эти чаны, а если вместо чана был простой деревянный ящик, то на стойки, прибитые к его стенкам, начинал подпрыгивать, выжимая голыми ногами грязь из одежды. Занятие, надо сказать, не из приятных, не говоря уже о парящих в воздухе «ароматах». Затем мочу сливали, засыпали материю глиной (той самой особой), наливали воды и фуллон опять начинал подпрыгивать, как метко пошутил Сенека: фуллон начинал свою «пляску».
Потом вещи вынимали, раскладывали их на каменной плите, били палками или чем-то вроде валиков, после чего начисто отполаскивали в чистой воде. Выстиранные вещи развешивали на жердях для просушки, затем ворсовали с помощью щетки-дощечки, на которую были насажены головки какого-то колючего растения, родственного чертополоху, или была прибита шкурка ежа. И наконец, ткань (если она была белого цвета) натягивали на плетеное приспособление в виде полусферы, под которое ставили котелок с зажженой серой: серные пары придавали шерстяной материи особый блеск и мягкость. После этой процедуры ткань «крахмалили»: натирали другой особой глиной, для того, чтобы ткань не так быстро пачкалась. В конце одежду или ткань складывали и клали под пресс.

Все эти процедуры требовали специального оборудования, и лишь очень богатые люди могли обзавестись собственной прачечной-фуллоникой, которая бы обстирывала имение. Свои фуллоны были при императорском дворе и у таких богатых людей как Статилии Тавры или Волузии. Обычные люди пользовались услугами частных или городских фуллоник. В деревнях хозяева средней руки заключали с фуллониками договоры на обслуживание: при необходимости фуллоны приходили в усадьбу, прихватив с собой инвентарь, и стирали для заказчика.
Фуллоны своего ремесла ничуть не стеснялись и очень неплохо на нем зарабатывали. Существовали даже коллегии фуллонов и специальные учителя, в Кельне найдено надгробие, поставленное «Юлию Верину, учителю искусства фуллонов» — fulloniae artis magistro.
В Помпеях фуллоны, по-видимому, были даже самой мощной промышленной организацией, ведь помимо стирки они валяли сукно (изготавливали шерстяную ткань) и набивали тюфяки. О богатстве фуллоник говорят многие источники. И главное, население города и ближайших деревень никак не могло обойтись без их услуг.

С фуллонами также связан знаменитый исторический анекдот. Император Веспасиан обложил налогами общественные туалеты, как ошибочно считают, налог касался платы за вход. На самом деле император обложил налогом продажу урины из общественных туалетов кожевникам и фуллонам – ведь они использовали содержащиеся в моче кислоты в своем деле. И именно за этот налог упрекал Веспасиана его сын Тит, когда получил от отца всем известный ответ: «Деньги не пахнут!» («Pecunia non olet»).

по материалам книги М.Е. Сергеенко «Ремесленники Древнего Рима», 1968 г.

Иллюстрации к теме в этом альбоме: https://vk.com/album-10971354_141153394

DELETED

Да уж,запах…Запах от мочи двухнедельной выдержки такой,квириты,что от четырех литров ее,разбавленных в двух десятилитровых ведрах и разлитых в середине участка в десять соток,вонь стоит в любом конце участка,и даже у соседей.
Я практически уверен,что рабочие носили какие-нибудь древние марлевые повязки.

А еще пара вопросов.Я правильно понял,что до Веспасиана туалеты были бесплатные?А фуллоны всегда именно покупали мочу?То есть туалеты обслуживались (они же как-то обслуживались?) за счет этих сделок?
А почему бы тогда аналоги общественного туалета не сделать было в самих фуллониках?Так и платить не приходилось бы.Законодательно запрещено?

до Веспасиана, в правление Веспасиана и после него посещение туалетов было абсолютно бесплатным, даже Веспасиан не посмел бы посягнуть на естественные потребности)
налогом облагался только вынос мочи, коллегии фуллонов и кожевников заключали с общественными уборными контракты на вывоз урины, по-моему платили за нее 4 раза в год.
а туалеты обслуживались за счет государства, ведь речь об общественных туалетах — латринах.
Веспасиан ввел еще много разных налогов для того, чтобы поправить гос.казну, исхудавшую к его правлению
не очень понял этот вопрос: «А почему бы тогда аналоги общественного туалета не сделать было в самих фуллониках?»
ведь там только стирали и изготавливали ткань, тратить квадратные метры на туалеты невыгодно, да еще и драить их, гораздо дешевле просто покупать партии урины, когда запасы кончаются
фуллоники могли сами выбирать, в какой уборной покупать «моющее средство», к тому же фуллоны платили за пользование водой, за покупку привозной глины, местная не годилась, им было не привыкать закупать материалы для своей работы.

DELETED

правда я сам не очень понимаю, как они ее умудрялись собирать, ведь по всем свидетельствам нечистоты из туалета смывало водами из акведука в Клоаку максиму, и вода поступала регулярно. выходит, что для сбора мочи придумали какие-нибудь писсуары, пока что на этот счет не смог найти ничего внятного

DELETED

Общественные туалетчики скрывали это от фуллоник и продавали им суррогаты мочи.))

о как! я прав был)
нашел все же информацию, что фуллоны расставляли специальные сборники для мочи, но это немного противоречит введению налога на сбор:

«Помимо туалета, прохожий мог и имел право «отлить» в «посудину фуллона» – амфору с отбитым горлом, которую древнеримские сукновалы (фуллоны) расставляли в непосредственной близости от своих фуллоник. Собранная таким способом моча шла в работу – с ее помощью во время стирки очищали одежду.

Большая емкость для сбора мочи стояла в комнатке у входа в здание Евмахии на помпейском форуме. Поскольку в этом сооружении располагались торговые ряды коллегии сукновалов, то покупатель, зайдя за их продукцией, заодно мог помочь работе городских «химчисток».»
https://ulli-u.livejournal.com/84733.html

надо в первоисточниках порыться, чтобы уж точно сказать

Интересный парадокс-при отсутствии мыла римляне в среднем были более чистоплотны чем люди Средневековья, уже изобретшие мыло.

DELETED

Мигуэль, чистота-залог здоровья.Следовательно,нет лучшего способа умерщвлять плоть,чем не быть чистоплотным.)

Интересно, а другие обитатели Древнего мира-греки, египтяне, персы итд, которые тоже не были грязнулями, чем стирали одежёнку? Неужто та же жесть с мочой?:)

я вам не скажу за всю одессу, но за греков вам чуть-чуть скажу: они также стирали, и даже подозреваю, что римляне подсмотрели у них, т.к. местная римская глина не годилась для стирки и «крахмаливания», глину покупали из умбрии, сардинии, с о. кимола, одного из киклад, да и имена большинства фуллонов греческие, также М.Е. Сергеенко пишет, что среди хозяев фуллоник были «греки и люди с Востока (Горгий, Лет, Карп, Фавст, Агафопод, Аман)»
римлянин даже новую шерстяную ткань покупал уже постиранную таким способом, 100% постиранная так — если она светлая, потому что на ткацких станках ткань загрязнялась в процессе изготовления и даже абсолютно новая ткань требовала стирки, тем более, если она белая

зато варвары-галлы, по словам плиния, прекрасно знали мыло: используя золу с нутряным жиром

еще засек информацию, что викинги стирали мочой, но это мимолетно, не искал как следует

Так значит, мыльная индустрия-это галльская диверсия против устоев античного мира!?:)

Диего, по поводу непосредственно самих викингов сказать не могу, но мне попадалась информация о том, что непременной принадлежностью каждого крестьянского дома в Дании в 19 веке, была яма для сбора мочи отрытая в центре жилого дома. Мочу собирали именно для стирки.
Думаю, что никто не будет спорить с тем, что датчане являются прямыми потомками викингов.

А почему сейчас цивилизованный мир отказался от подобной технологии в промышленных масштабах? Ведь так вроде дешевле намного бы было-сырьё-то всегда в достатке может быть:)

все же в цивилизованном мире придумали более эффективные средства, менее пахучие, и даже экологически чистые

Все равно как-то в пустую уходит эта вся моча

Да, много ценного ресурса пропадает. Впрочем, можно надеяться на мощное развитие уринотерапии, возможно, что именно это сделает мочу востребованной медицинской промышленностью.

Понтифик, а вы сами лечиться уриной будете?

Я? Лечиться? Ну что Вы, я здоров как бык. Но вот продать ее готов всегда.))

Источник

Издавна мочу весьма широко использовали в хозяйственной деятельности. В далекой древности люди не знали, что такое мыло, зато широко использовали мочу в качестве первого из моющих средств.

Моча, постояв несколько дней, подвергается бактериальному разложению, и в ней образуется аммиак. При стирке этот аммиак, реагируя с жирами одежды или шерсти, образует жидкое аммиачное мыло.

Поскольку для стирки требуется много мочи, в Древнем Риме существовала профессия сборщика мочи, занимающегося одновременно и стиркой одежды. Люди этой профессии расставляли на улицах городов и поселений специальные горшки, куда мочились местные жители. Затем они собирали и увозили горшки в свои прачечные. Там они выливали мочу в большие каменные корыта, площадью до четырех квадратных метров. В корыта с мочой загружали одежду и мяли ее ногами. Далее одежду полоскали в речке или ручье, расстилали на лужайке для просушки, а после еще отбеливали серой.

Совсем недавно ирландские, германские и скандинавские прачки добавляли мочу в воду для полоскания, чтобы придать мягкость шерстяным изделиям. Еще в прошлом столетии знаменитый английский твид вырабатывали исключительно с применением человеческой урины для удаления пота с шерсти. Оказывается, аммиак мочи способствует лучшему удалению пота, кожного жира, чем что-либо другое!

В Афганистане и в североафриканских странах ковры по сей день моют верблюжьей мочой, чтобы краски были ярче.

В Англии, Франции, России женщины имели обыкновение мыть руки мочой для придания коже особой нежности. По древнему африканскому обычаю, мочой мыли сосуды для молока. Коренные народы Сибири использовали мочу для мытья кухонной утвари. Индейские женщины в Калифорнии для защиты от неблагоприятных погодных воздействий натирали своих детей смесью угольной пыли с мочой. Большинство населения Аляски мыли мочой лицо и руки. У эскимосов моча была самым предпочтительным средством для мытья волос.

В текстильном производстве с давних времен известен и широко применяется способ кубовой окраски тканей. Название способа происходит от слова куб (чан). С его помощью окрашивали ткань красителями, которые не линяли под воздействием воды и не выгорали на солнце.

Чтобы красить ткань, растительный краситель (индиго и другие) нужно было сначала преобразовать в водорастворимую форму. Краситель, отжатый из корней, листьев или древесины соответствующих растений, бродил в чане вместе с мочой. Аммиак, выделявшийся при брожении, позволял красителю выходить из сырья. Как только это происходило, в куб клали ткань для окраски. Вода и тепло распаривают волокна ткани, и те впитывают краску. Когда волокна достаточно пропитаются краской, ткань вывешивают на открытом воздухе. Кислород вызывал процесс закрепления красителя на волокнах ткани в нерастворимом состоянии. Так получали стойко окрашенную ткань.

Для дубления кож также применяли мочу.

При ковке стальных клинков для придания им особой прочности опять-таки использовали мочу. При термообработке стальных изделий производят насыщение их поверхностного слоя азотом. В этом случае сталь не требует быстрого охлаждения. Достоинства метода: процесс протекает быстрее и последующая обработка упрощается. При этом поверхностный слой металла насыщается азотом, что и придает изделию нужную прочность и твердость.

Другая сторона этого процесса заключается в том, что мочу заговаривают «на крепость». Закаливание стали в такой моче придает ей особые свойства.

В данном случае информация заговора с мочи передается на возбужденные атомы раскаленного железа, придавая им особые свойства (какие желали в заговоре).

Мочу применяли в качестве невидимых чернил. Напишите что-нибудь своей мочой на листе бумаги, подержите бумагу над лампой или свечой, и проявят себя мелкие кристаллики. Они приобретут окраску, и можно будет читать.

До того как получили распространение пекарские дрожжи, европейские пекари применяли для закваски мочу.

При производстве сыра в средневековой Европе использовали мочу молодых девушек, чтобы сделать сыр более пряным и пикантным. Швейцарцы применяли мочу для ускорения брожения и созревания своего фирменного сыра.

Одному специалисту по сыроварению задали вопрос: для каких целей применяли мочу при изготовлении сыра? Он ответил: для улучшения вкусовых качеств и ускорения ферментизации. Добавляли немного. Это придавало сыру слегка терпкий вкус и характерный, отдающий смолой, запах.

В большинстве балканских стран крестьяне погружали творог для приготовления сыра в мочу мальчиков. Это способствовало зарождению сырных червячков, которые, будучи затем раздавлены с творогом, придавали сыру особенно пикантный вкус.

Смотрите также

Акушерские кровотечения

Основные причины кровотечений в первом триместре
беременности:

Самопроизвольные выкидыши

1. Кровотечения, связанные с пузырным
заносом

2. Шеечная беременность

3. Патол …

ARSENICUM ALBUM
ARSENICUM ALBUM
Все что нужно выполнить стоит перевыполнить
Анонимное высказывание
Вышеприведенный эпиграф точно раскрывает сущность личности Arsenicum album и
открывает широкие возможности в соз …

Нетрадиционные методы лечения сахарного диабета
В настоящее время в печати появилось много публикаций о лечении сахарного диабета
при помощи средств нетрадиционной медицины. Многие из этих рецептов, безусловно,
являются полезными в качестве всп …

Источник

Источник фото: fishki.net

Сейчас это звучит неприемлемо и невероятно, но в те времена такие процедуры считались нормой и ими пользовались все жители древнего Рима.

Ведь на то время еще никто не изобрел ополаскиватели-антисептики, наподобие «Лесного бальзама», вот и пользовались чем могли. Вообще римляне страшно боялись любого рода заболеваний и на то были причины.

В Риме процветало рабовладельчество. Каждый состоятельный римлянин держал прислугу, с которой обращался не очень то уважительно. Рабы жили не в доме, а во дворе, в подсобных помещениях. Соответственно, они были далеки от какой либо гигиены и часто подвергались инфекционным заболеваниям и эпидемиям.

Имея непосредственный контакт с хозяином, они с легкостью могли заразить его тем же. И такие случаи бывали постоянно. Знатные вельможи и дам умирали из-за недугов, которыми их наградила их же прислуга.

Медицина в то время была на уровне мистической и народной составляющих. То есть были лекари, которые пытались лечить больных народными средствами, отварами, настоями, но в итоге все сходилось к воле богов. Если больной не выздоровел, то значит такова воля вышних сил.

Сами лекари не столько лечили, сколько давали советы для профилактики заболеваний. И зачастую эти советы были неординарными на взгляд современного человека. Одним из таких советов было всеобщее назначение жителям Рима ежедневно ополаскивать полость рта… обыкновенной мочой.

Со временем эта процедура набрала невероятную популярность и превратилась в настоящий бизнес. Моча стала стоить чуть ли не дороже золота. Появились люди, которые жили тем, что зарабатывали на сборе урины. Они ходили по общественным уборным с огромными чанами и просили посетителей за небольшое вознаграждение пополнить его.

После моча продавалась за огромные деньги. Люди поверили в ее чудодейственную силу и стали использовать ее более широко. Она стала применяться не только для обработки ран и полоскания зубов, но и для обработки одежды и уборки помещений. Правда позволить себе это могли только богатые и знатные люди.

Попросту в моче стирали одежду и мыли мочой полы, протирали столы и посуду… Все это считалось гарантией того, что в дом не сможет попасть никакая зараза.

Был даже своеобразный показатель оценки состояния человека. Если от него пахло мочой, то он несомненно считался богатым.

Не знаю, оказывала ли эта процедура действительно какое-то воздействие на ротовую полость, но те люди, которые использовали эту жидкость в качестве ополаскивателя, имели действительно белоснежные зубы.

По этому признаку также можно было определить, является человек богатым или нет.

Кстати, вы не поверите, но и в современное время в некоторых регионах осталась эта вера в чудодейственную силу желтой жидкости. В Южной Африке жители местных племен используют мочу животных, моясь в ней и стирая одежду.

Теперь вы понимаете откуда взялось это народное средство, о котором нам в детстве говорили бабушки: «Поранился? Пописай на ранку и все заживет!»

Надеюсь, что в будущем цивилизация дойдет до каждого уголка планеты и все эти дикости останутся в прошлом. А пока, посмотрите вот это видео:

Источник видео канал yuotube «Актуальная правда». (youtube.com/channel/UCrdvo85GeK2uS35jRTCZmfQ)

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, чтобы читать много интересного и необычного!

Также рекомендую почитать: Султан Ибрагим утопил весь гарем из-за измены наложницы

Источник

С появлением у человека одежды перед ним с неизбежностью возникла проблема стирки. Самое простое решение этой проблемы нашли, конечно, моряки. Они привязывали загрязнившееся белье к канату и бросали за борт. Пенная струя быстро смывала всю грязь. Тяжелее приходилось подругам моряков, которые, оставаясь на берегу, терли белье о камни, использовали в качестве абразива песок. Облегчить эту работу пытались во все времена.

Ранние цивилизации

В качестве одного из первых моющих средств известно применение соды в древнем Египте – там ее добывали в озерах к западу от Нила. Для стирки одежды использовали также щелок, получающийся от обработки золы водой.
Первый задокументированный рецепт приготовления мыла, в 2800 году до нашей эры, сохранила глиняная табличка шумерской цивилизации. Судя по этому рецепту, мыло изготавливалось путем смешивания воды и древесной золы, смесь кипятили и растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор.

Древняя Греция

В Древней Греции был свой процесс стирки одежды. Это был целый ритуал, похожий на изготовление вина. В глинистой почве рыли небольшие ямы и наливали туда воду. Прачки сбрасывали белье в ямы, а затем, спрыгнув туда, топтали его ногами. Потом белье полоскали и расстилали на морском берегу. Прибой, завершая работу, тер белье о прибрежную гальку.

Древний Рим

До изобретения мыла римляне использовали для стирки мочу. Наблюдательные, они заметили, что моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с человеческим жиром, пропитавшим одежду, пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря — жидкое аммониевое мыло.

А стирали они так: грязную одежду клали в глубокий чан, заливали мочой, в чан влезал работник и начинал подпрыгивать, выжимая голыми ногами грязь из одежды. Занятие, надо сказать, не из приятных, не говоря уже о парящих в воздухе «ароматах». Затем мочу сливали, засыпали материю валяльной глиной, наливали воды, и работник опять начинал свою «пляску».

Потом вещи вынимали, раскладывали на каменной плите и били палками, после чего начисто отполаскивали в чистой воде. Выстиранные вещи развешивали на жердях для просушки, затем ворсовали с помощью щетки — дощечки, на которую была насажена шкурка ежа. Наконец, ткань (если она была белого цвета) натягивали на плетеное приспособление в виде полусферы, под которое ставили котелок с зажжённой серой. Серные пары придавали шерстяной материи особый блеск и мягкость. После этой процедуры ткань натирали особой глиной, чтобы она не так быстро пачкалась. В завершение одежду складывали под пресс.

Легенда об изобретении мыла гласит, что само слово мыло (soap) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители, стиравшие белье, подметили, что благодаря этой смеси, присутствующей в воде, одежда отстирывалась гораздо легче. Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла. Кстати, таким мылом никто не мылся по причине его жесткости. Зато для стирки оно подходило в самый раз.

После падения Римской империи и с началом, так называемого темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, поэтому производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны и небольшие кустарные мастерские продолжали дело мастеров древности.

Древняя Индия

В Индии стиркой занимались только мужчины. И в некоторых районах страны эта традиция сохранилась до сих пор. Индусы-прачки на протяжении всего дня колотят бельё об огромные валуны. Этот способ стирки был довольно распространён в разных уголках мира.
 
(Продолжение следует)

Источники:           https://www.izuminki.com/2014/03/31/kak-stirali-v-raznye-epoxi/
                               https://yablor.ru/blogs/istoriya-stirki-i-pervie-stiralnie-mashinki/982850
                               https://vk.com/topic-10971354_24904716

 

Источник