Картина девушки стирают на реке

Некоторые считают молоко — расистским напитком. Некоторые уверены, что белые люди автоматически виноваты перед черными, потому что колонизаторы несколько веков назад угнетали рабов. В США подобная истерия в последнее время достигла пика. И полетели уже головы памятников: Стивен Кинг, «Унесенные ветром», Брижит Бардо — в расизме обвиняют всех подряд. Это похоже даже не на охоту на ведьм. Попахивает агрессивной дискриминацией всех остальных рас, кроме экваториальной. Грядут культурологические чистки и редактура мировых шедевров.

Сериал «Темная башня» закрыли. Кинг — расист

Еще совсем недавно американские телеканалы и стриминговые сервис один за одним штамповали сериалы по книгам Стивена Кинга («Чужак», «Лангольеры», «Буря столетия», «Под куполом» и проч.), а теперь он — расист. И его сериалы закрываются.

Так совпало, что странная новость о приостановке проекта «Темная башня» появилась сразу после твита Кинга, за который его начали травить. Писатель посмел поставить под угрозу важность освещения расовых проблем в кино, претендующем на «Оскар» (как показывает практика, фильмы про муки темнокожих или сексуальные меньшинства киноакадемики воспринимают с особым теплом).

— Будучи писателем, я могу номинировать на «Оскар» в трех категориях — «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший оригинальный сценарий», — написал Кинг. — Для меня проблема [расового] разнообразия — в том, что касается отдельных актеров и режиссеров, — не стоит вовсе. Важно лишь качество. И мне кажется, что поступать иначе — неправильно

Другими словами, классик предложил коллегам оценивать таланты и КАЧЕСТВО картины, а не предпочтения актеров в половой жизни и не их цвет кожи. Здравая мысль? Так показалось не всем.

Автор и режиссер сериала «Когда они нас увидят» (главный актер которого получил «Эмми») Ава Дюверней назвала Кинга ограниченным.

— Когда ты просыпаешься, медитируешь, делаешь растяжку, тянешься за телефоном посмотреть, что происходит в мире, и видишь твит от человека, которым ты восхищаешься, и узнаешь, что его взгляды настолько закостенелые и ограниченные, тебе хочется обратно в постель, — написала она.

А через некоторое время после твите крупный игрок на рынке интернета и ТВ Amazon демонстративно отказался от экранизации эпоса «Темная башня». И это при том, что пилот первого сезона сериала сняли год назад. В проект должны были войти 13 эпизодов, но не войдет ни один.

Лана Дель Рей не уважает феминизм. И исповедует расизм

Все мы знаем меланхоличные баллады Ланы Дель Рэй. Казалось бы, ну откуда там-то взяться расизму? Ан нет. Каждый день в личку певицы прилетают сотни угроз и обвинений в дискриминации чернокожего населения.

Lana Del Rey — Born To Die.

А начиналось все с феминистических наездов. Пережившая несколько болезненных расставаний Лана, как это принято у артистов, пела об этом песни. Оказывается, так нельзя. Выяснилось, что если лирическая героиня Дель Рей не стесняется признаваться слушателю в токсичных отношениях, которые пришлось пропустить через себя, это неуважение к феминизму. Нельзя, как считает американская общественность, в том числе и селебрити, петь про слабую женщину (хорошо, Алла Пугачева не в курсе!). Это установка на — цитата! — «саморазрушение» и «старомодная идея». Идя на поводу у истеричной толпы, певица отказалась от строчки «Он ударил меня, и это было словно поцелуй» в песне «Ультранасилие» и больше не исполняет ее.

Собственно, из-за этого конфликта и возникли подозрения Дель Рей в расизме. Певица напомнила критикам, что топовым певицам с латинскими, афроамериканскими или азиатскими корнями разрешено петь о чем угодно, и о насилии в том числе.

— Теперь, когда Doja Cat, Ариана, Камила, Карди Би, Келани и Ники Минаж, а также Бейонсе получили свои первые места за песни про то, как быть сексуальной и не носить одежду, про ****, измены и тому подобное, можно мне уже вернуться к композициям про самореализацию, про ощущение себя прекрасной из-за влюбленности, даже если в отношениях не все гладко, или про танцы за деньги, или про что угодно еще — и при этом не быть распятой или получать критику за то, что я якобы романтизирую насилие? — написала в инстаграм Лана и собрала почти два миллиона лайков.

Так артистка намекнула на двойные стандарты. Но все закончилось классическими обвинениями в расизме. Тема вышла в тренда американского твиттера, Дель Рей травили за то, что ставит темнокожих артисток в сравнение с собой, требовали извинений и припомнили певице даже белых феминисток.

Фильм «Унесенные ветром» стерли и переделают

Верхом расизмомании стало удаление невинной мелодрамы «Унесенные ветром» из архива HBO. Зачем? А потому что фильм «культивирует ужасы рабства и изображает чернокожих слишком стереотипно». Ни разу не обращали на это внимание? Пересмотрите.

Представитель HBO заявил, что картина содержит этические и расовые предрассудки, которые ранее были распространены в американском обществе. И теперь финальную версию фильма 1939 года надо «доработать» и выпустить «с пояснениями». В колонке для The Wall Street Journal сценарист Джон Ридли («12 лет рабства») разъяснил, что «Унесенные ветром» увековечивают «расизм, вызывающий злость и скорбь, которые вынуждают американцев выходить на улицы». Представляете? Это Кларк Гейбл и Вивьен Ли протесты в США спровоцировали.

И плевать, что именно у канонической версии картины 10 «Оскаров». И неважно, что именно прекрасная Хэтти Макдэниел, сыгравшая служанку Мамушку, стала первой негритянкой, получившей «Оскар» (награда за лучшую женскую роль второго плана). И не имеет значения, что лента отражает нравы ТОГО времени. Все равно расизм. Удалить.

Хэтти Макдэниел, сыгравшая служанку Мамушку, стала первой негритянкой, получившей «Оскар»

А КАК В ЕВРОПЕ

Брижит Бардо опять будут судить

Великой француженке тоже частенько прилетает от расистоманов. В этом году актриса в шестой (!) раз предстанет перед судом за…оскорбление аборигенов с острова. Бардо обвиняют в подстрекательстве к расовой ненависти.

Подвела актрису любовь к животным. Надо было любить жителей французского острова Реюньон, которые ловят акул при помощи наживки из собак. А Бардо разослала письма в СМИ, что это дикость. И собачек жалко. В запале борьбы за угнетаемых зверушек Брижит назвала жителей острова, где убивают животных ради ритуалов и охоты на акул, «аборигенами, сохранившими гены дикарей, все еще пронизанными варварскими традициями предков», а также дегенератами. «Все это напоминает о каннибализме, присущем прошлым векам, — подчеркнула зоозащитница. — Мне стыдно за этот остров, за ту дикость, которая там царит».

Читайте также:  Стиральная машина не стирает не набирается вода что делать

Прокурор города Сан-Дени Эрик Тюффери ответил, что борьба за зверушек — это хорошо, а вот оскорблять аборигенов — плохо. За это Бардо будут судить. И заставлять платить деньги.

В 2011 году Бардо была оштрафована за расистские высказывания на 15 тысяч долларов (1 миллион рублей), а в 2008 году арестовали на два месяца за критику французских мусульман.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

И симпатичен ад. В Бостоне отрубили голову статуе Христофору Колумбу, в Сиэтле захвачены мэрия и центр города, Манхэттен превратился в помойку

Источник

Женский образ всегда вдохновлял художников, не счесть шедевров мировой живописи с прекрасной дамой – главной героиней картины.

Женщина прекрасна в любой роли, какой бы ни наделил её мастер с кистью. Сюжет картины с женщиной труженицей был особенно притягателен для некоторых живописцев.

Женщина в работе на картинах наших художников

Всем известно об особом отношении замечательного живописца Алексея Венецианова к сценам из жизни крестьян.

Многие будут удивлены, услышав, что его знаменитая крестьянская девушка на картине «На пашне. Весна» – это символ пробуждающейся после зимнего сна земли навстречу весне и новой жизни.

Картина Зинаиды Серебряковой, листай вправо>>>

Картина Зинаиды Серебряковой, листай вправо>>>

Женскую красоту чудесно оттеняет и усиливает холмистый пейзаж с застилающими горизонт белыми облаками на картине Зинаиды Серебряковой «Жатва».

Несмотря на то, что чувствуется влияние мастеров итальянской школы Ренессанса на художницу, это – истинно русская женская красота.

Картина Василия Тропинина

Василий Тропинин – мастер романтического реализма, знаменитый портретист. Сколько поэтического очарования он вдохнул в образ девушки вышивающей металлическими нитями на картине «Золотошвейка».

Работящие дамочки на полотнах зарубежных живописцев

Итальянского художника 17-го века Бернардо Строцци специалисты причисляют к натуралистам.

И не зря – чего только стоит взгляд этой женщины на его картине «Кухарка». По мнению некоторых искусствоведов, он запечатлел свою супругу в момент работы на кухне.

Картина Бернардо Строцци, листай вправо>>>

Картина Бернардо Строцци, листай вправо>>>

Значение модистки для женщин разных сословий во Франции 18-19 веков было невероятно велико.

На картине французского живописца Франсуа Буше «Модистка» удивительное сочетание бытовых и психологических деталей, точно уловленных глазастым мастером кисти и красок, донесло до наших дней свидетельство такой востребованности труда женщин этой профессии в те времена.

Картина Жана-Батиста Грёза

Творчество французского художника Жана-Батиста Грёза находило очень живой отклик в России во второй половине 18-го века. Его портреты, выхваченные из бытовых сцен были невероятно реальны и выразительны для того времени.

Грациозный поворот головы девушки стирающей бельё на его картине «Прачка» лишний раз доказывает мастерство Грёза умевшего передать очарование молодой женщины, несмотря на погружённость в довольно непростой труд прачки.

Нелёгкий труд советских женщин

Женщина, работающая с отбойным молотком на строительстве метро, запечатлена на картине советского художника Александра Самохвалова. А ведь это обычные трудовые будни молодой Страны Советов, где женщинам был по плечу любой труд.

Картина Александра Самохвалова, листай вправо>>>

Картина Александра Самохвалова, листай вправо>>>

На хрупких женских плечах лежала также вся тяжесть труда советского коллективного сельского хозяйства.

Радостью и задором счастливых, молодых колхозниц дышит картина «Хлеб» знаменитой советской художницы Татьяны Яблонской.

Неожиданный Малевич

Картина Малевича

Продавщица, предлагающая цветы на импрессионистском полотне Малевича «Цветочница» свидетельствует о том, что и отцу супрематизма было свойственно видеть в женщине прекрасное существо, которое всегда восхищает независимо от того чем занимается.

Ставь лайк и подпишись, поддержи канал об искусстве, друг, спасибо.

Источник

Что означают мельницы, натюрморты, дамы у окна и сцены в домах высшего общества?

Ян Вермеер, фрагмент пейзажа «Вид Дельфта» (1660 — 1661)

Шедевры большинства живописцев золотого века Голландии к концу XIX столетия пылились в чуланах или вовсе отправлялись в растопку. Ведь что может быть скучнее созерцания музицирующих аристократов и подвыпивших крестьян, задумчивых юношей и девушек в тиши внутренних комнат, суровых малолюдных пейзажей с неизменными мельницами и коровами да роскошных букетов в центре стола? И сейчас посетители музеев скользят равнодушным взглядом по галантным кавалерам и чопорным дамам, служанкам на кухнях и обильно сервированным банкетам.

Но почему голландцы XVII века так ценили эти картины? Знать и простолюдины готовы были выкладывать немалые деньги только лишь за мастерство, с которым художники изображали привычный быт? Нет. Живопись золотого века Голландии — не обычное отражение мира, но Зазеркалье со множеством деталей, раскрывающих неожиданные истории и смыслы. Нужно лишь знать, как их расшифровать.

Земля воды и ветра

Посмотрите на карту Европы. Туда, где вдоль берега Северного моря протянулась цепочка островов, похожая на развевающийся девичий хвост. А теперь увеличьте масштаб — и увидите, как хищные пальцы моря впиваются в сушу и крошат её, будто сухой бисквит. Ещё ближе — тонкие каналы проникают в тело материка, змеясь причудливыми узорами, словно паутинка голубоватых вен под тонкой кожей. Это — Нидерланды, «земля воды и ветра» или, дословно, «низинные земли».

Карта Семи Соединённых провинций, выполненная Янсониенсом в 1658 году

Петрус Каэриус, карта Семи Соединённых провинций в виде льва (1617)

Говорят, что Бог создал мир, а голландцы — Нидерланды. На протяжении столетий жители этой страны покоряли водную стихию напряжённым трудом и неусыпной бдительностью. География сформировала их быт, историю и культуру, но воды и морские ветры были также благом — ресурсами, которые сыграли ключевую роль в успехе государства в XVII столетии. Этот период стал эпохой расцвета Нидерландов — как экономического, так и художественного.

Адриан ван де Вельде Побережье в Схевенингене, 1658

Альберт Кейп Речной пейзаж с коровами, 1650

Людольф Бакхёйзен Судоходство в бурных водах у голландского побережья, 1680-е

На самом деле период, названный «золотым веком Голландии», длился от девяноста до шестидесяти лет. Всё зависит от того, что брать за отправную точку — провозглашение независимости Северных провинций от Испании в 1581 году, основание Голландской Ост-Индийской компании в 1602-м или начало Двенадцатилетнего перемирия в Восьмидесятилетней войне в 1609-м (официально конфликт завершился лишь 39 лет спустя подписанием Мюнстерского мирного договора). А вот финал обозначен чётко — 1672 год, когда в Нидерланды вторглась Франция.

Герард Терборх Младший, «Подписание Мюнстерского мирного договора» (1648). Слева изображены голландские делегаты с поднятыми пальцами, справа — испанцы, положившие руки на Евангелие

Читайте также:  Можно стирать кожзаменитель в машинке

Удивительно, что неприхотливые нидерландцы, закалённые трудом и политическими невзгодами, буквально обожали живопись. Иностранцы в XVII веке были поражены интересом жителей страны к искусству. Англичанин Питер Манди в 1640 году писал: «Что касается живописи и привязанности людей к картинам, думаю, никто другой не сравнится с ними…».

В течение золотого века в Голландии были созданы, по некоторым оценкам, миллионы работ великолепного качества. В этот период в стране творили более тысячи художников, а некоторые стали величайшими на все времена.

Карел Фабрициус. Щегол, 1654

Стражи земель и душ

Тёмные зловещие облака уносятся за горизонт, и тёплые солнечные лучи окутывают крылья ветряной мельницы. Она, как постовой, наблюдает за течением повседневной жизни: мать с ребёнком идут к реке, где женщина, стоя на коленях, стирает одежду, а её движения порождают рябь на гладкой поверхности воды. Гребцы переправляются на лодке на противоположный берег. Вдалеке мирно пасутся коровы и овцы.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Мельница, 1648

Пожалуй, ничто так не символизирует Нидерланды, как ветряные мельницы. Сегодня их осталось чуть меньше тысячи, но в своё время насчитывалось в десять раз больше. В XVII веке на них не только мололи зерно и пряности, но и распиливали древесину, растирали пигменты для красок и — до недавнего времени — с их помощью регулировали уровень вод на внутренних территориях.

На картине Рембрандта ван Рейна изображена поворотная мельница — её крылья крепились к деревянной коробке, которая держалась на вертикальной стойке. Вся верхняя конструкция поворачивалась вслед за ветром на вращающейся платформе. Такие мельницы называли ещё «почтовыми»: мельник мог отправлять различные сообщения, установив лопасти в определённом положении. Подобным образом во время Второй мировой войны жителей предупреждали о нацистских налётах и необходимости прятаться в убежищах.

Ян Брейгель Старший. Равнина с ветряными мельницами, 1611

Ян ван Гойен. Вид на сельскую дорогу с ветряной мельницей, 1634

Хендрик Аверкамп. Ветряная мельница и замерзшая река, 1620-е

Отец Рембрандта владел зерновой мельницей неподалёку от Лейдена. Можно предположить, что на этой картине изображена именно она. Однако изменения, которые художник внёс в пейзаж (например, написал, а затем удалил мост), указывают, что он имел в виду не конкретную мельницу, а некий символ. В XVII веке в Нидерландах у ветряков было несколько значений. Кто-то проводил параллели между движением крыльев и нравственным путём человеческих душ. А ещё сооружения, осушавшие поля, считались хранителями земли и её людей.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ветряная мельница, 1641

В период, когда Рембрандт написал эту картину, во многих пейзажах можно найти исторические и культурные отсылки к борьбе Нидерландов за независимость от Испании. Нельзя сказать наверняка, содержится ли политическое заявление в этом образе достоинства и спокойствия под лучами солнца после бури. Но сюжет полотна можно интерпретировать как торжество мира и надежды на процветание новой республики, где люди живут без войн и страхов.

Новый патронаж

Может показаться, что голландские картины XVII века правдиво отражают жизнь, но на деле они поровну сочетают реальность и выдумку. Художники нарушали традиции и допускали вольности, чтобы проиллюстрировать расхожие пословицы или девизы, дать моральную оценку нравам и поступкам своих героев. Результатом стало огромное количество работ чрезвычайно оригинальных в подходах и разнообразных по тематике.

Ян Стен, «Лейденский булочник Арент Оствард и его жена Катарина Кайзерсвард» (1658)

Картины заказывали и покупали не только состоятельные коммерсанты. Страстными коллекционерами были пекари, сапожники, мясники и кузнецы, а также гражданские институты — городские стражники, гильдии, различные общества.

Так в Нидерландах возник новый вид патронажа, отличный от общеевропейского — живописцам покровительствовали не только церковники, аристократы или богачи. Этим объясняется популярность бытовых сюжетов, внешний вид, способ написания и распространения картин.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Синдики, или Портрет избранных членов цеха суконщиков,1662

В коллекции зажиточных граждан нередко насчитывалось 10 — 15 живописных работ помимо гравюр и подробных карт. Первоначально картины имели скромные размеры, но с ростом благосостояния ценителей масштабы увеличивались. Со временем изображения стали вешать на стены, чтобы облегчить их рассмотрение. Наиболее значимые выставлялись в общедоступных комнатах — гостиных или приёмных.

В «Женщине, читающей письмо» (1667) Габриэля Метсю «картина в картине» расширяет повествование: отодвинув занавеску с бурной марины, служанка намекает госпоже, что любовь похожа на неспокойные воды

В картине «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658) Питера де Хоха ландшафт на стене лишь подтверждает, что в XVII в Голландии живописными работами украшали даже самые скромно обставленные помещения

Кстати, до середины века комнаты в типичном голландском доме среднего класса носили общие функции. Кровати могли стоять в холлах, кухнях — да вообще где придётся. Но затем назначения помещений разделились — и это отразилось на подборе картин. Так, домашние и религиозные сцены висели во внутренних покоях, а пейзажи и городские виды — в гостевых залах.

Пожалуй, стоит пройтись по комнатам и в деталях рассмотреть работы на стенах.

Страсти господ и слуг

Место действия — богато обставленная гостиная представителей высшего общества. Молодая хозяйка прервала занятия музыкой, чтобы поприветствовать визитёра, который замер в галантной позе. «Визит поклонника» Герарда Терборха Младшего — не только образец совершенного художественного мастерства. Картина полна тонких психологических нюансов, понятных лишь знатокам того времени.

Герард тер Борх Младший. Визит поклонника, 1658

На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Кажется, сцена исполнена благопристойности, но нидерландцы XVII века сразу увидели бы сексуальный подтекст в косвенных намёках. Первый — это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Второй — музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. Ещё более откровенны жесты: вложив большой палец одной руки между пальцами другой, дама делает приглашение, которое кавалер принимает, сведя в кольцо два пальца левой руки.

Последствия этого флирта неясны. Терборх известен своей неопределённостью (которую у него затем перенял молодой Ян Вермеер). В голландской литературе есть множество произведений как о прелестях любви, так и об опасностях запутанных амурных интриг. Поза молодого человека со шляпой в руке могла напомнить зрителям о популярной тогда книге, где мужчин предупреждали не доверять женским обещаниям. Возможно, милого юношу заманивают лишь затем, чтобы потом жестоко отвергнуть?

В пользу такой версии говорят цвета одежды стоящей дамы. Сестра художника Гесина в своём альбоме рисунков и стихов сравнивала белый цвет с чистотой, а красновато-розовый, «гвоздичный» — с бессердечием и местью. Кстати, Гесина фактически послужила моделью для главной героини, а её поклонника изображал Каспар Нетшер — ученик Терборха. Мастер часто писал своих персонажей с друзей и членов семьи.

На картине Яна Стена «Визит доктора» (1668) пациентка пальцами левой руки делает намёк лекарю, который готов принять предложение. Остальные персонажи прекрасно понимают, что происходит

Кавалер на картине «Завтрак» (1662) Габриэля Метсю всего лишь протягивает даме блюдо. Однако лежащие на нём устрицы – классический афродизиак, призванный стимулировать половое влечение

Но оставим эротические игры голландской элиты и проследуем из хорошо обставленных верхних покоев в «нижний» мир, где бушуют не меньшие страсти.

Геррит (Герард) Доу. Девушка, режущая лук, 1646

Читайте также:  Надо ли всю одежду новорожденного стирать

Господа, спустившись среди дня в кухню, рисковали испытать всё недовольство поварихи, которую оторвали от приготовления обеда. Лицо молодой женщины на картине Геррита Доу «Девушка, режущая лук» выражает целую гамму эмоций: лёгкий испуг, сдержанное раздражение, немой вопрос. Свет из окна слева выхватывает из полумрака обычные предметы: мёртвую куропатку, пустую птичью клетку и лежащий на боку кувшин. Но все они рассказывают историю не старательной служанки, а похотливой стряпухи.

Пустая птичья клетка на голландских картинах XVII века трактовалась как символ утраченной девственности, слова vogel и vogelen (птица, ловля птиц) были эвфемизмом для совокупления, а лук считался афродизиаком. Явные сексуальные смыслы есть и у других предметов — свечи, опрокинутого кувшина, ступы и пестика. Да и мальчик с луковицей подозрительно напоминает Купидона.

Габриель Метсю. Охотник, 1661

Геррит (Герард) Доу. Голландская домохозяйка, 1650

Ян Стен. Распутное семейство, 1664

Но не стоит думать, что нидерландские художники маскировали в своих произведениях лишь скабрёзные истории. Многие картины полны возвышенных страстей и размышлений о бренности бытия.

Больше, чем кажется

Женщина в синем жакете стоит в тишине посреди комнаты, буквально окутанная утренним светом. Она сосредоточено смотрит на небольшие весы, чьи чаши находятся в спокойном равновесии. На первый взгляд перед нами жанровая сцена. Но обратите внимание на стену: там висит изображение Страшного суда, где божественные силы определяют «нравственный вес» душ. Можно подумать, что Ян Вермеер показывает нам даму, которую больше заботят земные ценности. Но почти наверняка его героиня — это некое воплощение Девы Марии.

Ян Вермеер. Женщина с весами, 1663

В обстановке комнаты нет напряжённости и ощущения конкуренции между духовными и земными занятиями. Лицо женщины созерцательно и даже безмятежно, а весы пусты — она лишь проверяет точность своего инструмента. Героиня закрывает собой центр настенной картины, то место, где зачастую изображался архангел Михаил, взвешивающий души мёртвых. Возможно, так художник предупреждает зрителя о смертности и праведности.

На своих полотнах нидерландцы видели больше, чем кажется на первый взгляд. В изображениях повседневной жизни крылись более глубокие смыслы. Натюрморты с венецианским стеклом и яванским перцем знаменовали богатство Нидерландов, но также побуждали к нравственным и религиозным размышлениям: свисающая лимонная цедра могла символизировать мимолётность всего сущего. Портреты были призваны увековечить память о предках и их положении в обществе.

Адриан ван де Вельде. Пара с двумя детьми и няней на фоне пейзажа, 1667

Якоб Лукас. Охтервелт Уличные музыканты в дверях богатого дома, 1665

Питер де Хох. Интерьер с женщинами у бельевого шкафа, 1663

Привычные пейзажи с мельницами и стадами, возможно, отражали гордость жителей страны за свои успехи. В остальной Европе в моде были экзотические ландшафты, но голландцы предпочитали сцены, передающие красоту и лад собственных земель. Аккуратные дома и трудолюбивые женщины, счастливые ухоженные дети воплощали порядок и нравственность в частной жизни. Яркое небо и тёплый свет выражали высшую гармонию — и напоминали, что успех и процветание даны Богом.

Христос в букетах

Мясные пироги, приправленные смородиной и дорогими специями, предназначались для особых случаев. Другие продукты и предметы на этом столе также говорят о роскоши: экзотические лимоны и маслины, устрицы, уксус в ценном графине венецианского стекла, серебряная посуда и венец треугольной композиции — великолепный позолоченный бронзовый кубок. Но банкет окончен, скатерть смята и стол в беспорядке. Два блюда вот-вот соскользнут на пол, бокалы опрокинуты, стекло лопнуло, а свеча погасла. Всё это — символы непостоянства жизни, напоминание о необходимости быть готовыми к смерти и Страшному суду.

Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом, 1635

Ещё одно предупреждение — устрицы, которые, как упоминалось выше, считаются афродизиаком. Пустые раковины разбросаны по столу, но в центре лежит нетронутая булка. Предавшись плотским утехам, пирующие забыли о спасении, оставив нетронутым хлеб жизни. Художник Виллем Клас Хеда был одним из величайших мастеров голландского натюрморта. Размер картины свидетельствует, что она была написана на заказ, а предметы в полную величину помогают создать иллюзию реальности. Тарелки, рукоять ножа и лимонная кожура переносят сцену в личное пространство зрителя.

Натюрморты невысоко ценятся теоретиками искусства. Но в Нидерландах XVII века они были чрезвычайно популярны и дорого стоили, ведь свидетельствовали о богатстве страны, щедрости Божьей и разнообразии Его творений. «Простые» картины с цветами и едой могли нести сложную символику. Созерцание тщательно выписанных растений приносило удовольствие долгими голландскими зимами, а подгнивающие плоды, насекомые, поедающие листья, и последствия роскошных пиров подчёркивали мимолётность жизни и необходимость следовать заповедям.

Виллем Кальф. Натюрморт с паломнической флягой, подсвечником, фарфоровой вазой и фруктами, XVII век

Рембрандт Харменс ван Рейн. Натюрморт с двумя мёртвыми павлинами, 1639

Ян ван Кессель Старший. Ванитас, 1660-е

Знатные заказчики отдавали предпочтение композициям с охотничьими трофеями. Полотно Яна Веникса сочетает натюрморт с пейзажем. Садовые скульптуры, пруд и архитектурные причуды указывают на поместье аристократа. Однако картина несёт в себе религиозные коннотации: рельеф на стене изображает Святое семейство, а улетающий голубь над мёртвым лебедем, вероятно, означает освобождение души после смерти. Символизм усиливают даже растения: цветок слева — это календула, условно связанная со смертью, а шипы розы, на которую смотрит Дева Мария, напоминают о печали Богородицы.

Ян Баптист Веникс. Натюрморт с мёртвым лебедем и битой дичью на фоне поместья, 1685

Букеты тоже не были просто изображениями растений для украшения интерьеров. Цветы на картине Яна Давидса де Хема на самом деле собраны в разное время года, а их преувеличенно длинные стебли должны придать динамичность композиции. И вновь гусеницы и крошечные муравьи, поедающие листья, поникшие бутоны напоминают о скоротечности сущего.

Ян Давидс де Хем, «Ваза с цветами» (ок. 1660)

Кроме того, букет де Хема, похоже, содержит ссылки на воскресение Иисуса и спасение души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы в стеклянной вазе есть и другие признаки. Бабочка, которая часто символизирует воскрешение, садится на белый мак — цветок, связанный со сном, смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея, раскрытая лишь в течение дня, представляет свет истины, а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте, откуда Бог говорил с Моисеем.

Возможно, не каждый зритель «видел» эти значения, но художник, безусловно, предполагал их.

Перечёркивая сказанное

Но, может, всё это — досужие вымыслы искусствоведов? Может, нет никакого таинственного Зазеркалья в старых голландских шедеврах? Натюрморты всего-то украшали стены, жена ювелира взвешивала свои драгоценности, кухарка занята обедом для музицирующих господ, а лимон — просто лимон? И уже давно нет мельницы, помогающей отвоевать клочок суши у хищной водной стихии, что крошит берега маленькой страны, чей золотой век завершился 350 лет назад? И голландские живописцы XVII века ценились лишь за умение скрупулёзно документировать будни своих соотечественников? Задержитесь перед картинами той эпохи и задайте себе все эти вопросы. Ответ, скорее всего, будет однозначным.

Вряд ли.

Автор: Влад Маслов, artchive.ru

Подписывайтесь на наш канал

Артхив в Телеграме

Источник