Картина как стирают женщины
Женский образ всегда вдохновлял художников, не счесть шедевров мировой живописи с прекрасной дамой – главной героиней картины.
Женщина прекрасна в любой роли, какой бы ни наделил её мастер с кистью. Сюжет картины с женщиной труженицей был особенно притягателен для некоторых живописцев.
Женщина в работе на картинах наших художников
Всем известно об особом отношении замечательного живописца Алексея Венецианова к сценам из жизни крестьян.
Многие будут удивлены, услышав, что его знаменитая крестьянская девушка на картине «На пашне. Весна» – это символ пробуждающейся после зимнего сна земли навстречу весне и новой жизни.
Картина Зинаиды Серебряковой, листай вправо>>>
Картина Зинаиды Серебряковой, листай вправо>>>
Женскую красоту чудесно оттеняет и усиливает холмистый пейзаж с застилающими горизонт белыми облаками на картине Зинаиды Серебряковой «Жатва».
Несмотря на то, что чувствуется влияние мастеров итальянской школы Ренессанса на художницу, это – истинно русская женская красота.
Картина Василия Тропинина
Василий Тропинин – мастер романтического реализма, знаменитый портретист. Сколько поэтического очарования он вдохнул в образ девушки вышивающей металлическими нитями на картине «Золотошвейка».
Работящие дамочки на полотнах зарубежных живописцев
Итальянского художника 17-го века Бернардо Строцци специалисты причисляют к натуралистам.
И не зря – чего только стоит взгляд этой женщины на его картине «Кухарка». По мнению некоторых искусствоведов, он запечатлел свою супругу в момент работы на кухне.
Картина Бернардо Строцци, листай вправо>>>
Картина Бернардо Строцци, листай вправо>>>
Значение модистки для женщин разных сословий во Франции 18-19 веков было невероятно велико.
На картине французского живописца Франсуа Буше «Модистка» удивительное сочетание бытовых и психологических деталей, точно уловленных глазастым мастером кисти и красок, донесло до наших дней свидетельство такой востребованности труда женщин этой профессии в те времена.
Картина Жана-Батиста Грёза
Творчество французского художника Жана-Батиста Грёза находило очень живой отклик в России во второй половине 18-го века. Его портреты, выхваченные из бытовых сцен были невероятно реальны и выразительны для того времени.
Грациозный поворот головы девушки стирающей бельё на его картине «Прачка» лишний раз доказывает мастерство Грёза умевшего передать очарование молодой женщины, несмотря на погружённость в довольно непростой труд прачки.
Нелёгкий труд советских женщин
Женщина, работающая с отбойным молотком на строительстве метро, запечатлена на картине советского художника Александра Самохвалова. А ведь это обычные трудовые будни молодой Страны Советов, где женщинам был по плечу любой труд.
Картина Александра Самохвалова, листай вправо>>>
Картина Александра Самохвалова, листай вправо>>>
На хрупких женских плечах лежала также вся тяжесть труда советского коллективного сельского хозяйства.
Радостью и задором счастливых, молодых колхозниц дышит картина «Хлеб» знаменитой советской художницы Татьяны Яблонской.
Неожиданный Малевич
Картина Малевича
Продавщица, предлагающая цветы на импрессионистском полотне Малевича «Цветочница» свидетельствует о том, что и отцу супрематизма было свойственно видеть в женщине прекрасное существо, которое всегда восхищает независимо от того чем занимается.
Ставь лайк и подпишись, поддержи канал об искусстве, друг, спасибо.
Как и многих импрессионистов, художника Архипова не обошло стороной увлечение живописанием сцен из жизни женщин-прачек. Однако на полотнах французских коллег социальный подтекст эксплуатации едва посильного женского труда если и обозначен, то пунктиром. У Дега – в положении тел прачек, согнувшихся под тяжелой ношей. А у Ренуара «прачечные» так вообще вынесены в декорации ясных живописных ландшафтов, пронизанных пасторальной негой (1, 2, 3).
Картина Абрама Архипова «Прачки» заимствует у импрессионизма лишь технику, привнося чуждый ей социальный контекст. А для художника он был решающим в процессе работы над холстом, почему создание картины, собственно, и растянулось на несколько лет.
Не мытьем так катаньем
Родился замысел картины чисто по-импрессионистски – благодаря внезапно посетившему впечатлению. Однажды Архипова, бродившего по Москве в поисках вдохновения, новых сюжетов и тем, занесло в полуподвальную, скупо освещенную тесную каморку, где вместе с потоками грязной воды и горячего пара испарялись, утекали сквозь пальцы красота и молодость трудившихся в ней прачек – как совсем юных, так и приближающихся к своему последнему рубежу.
Увиденное не оставляет ошарашенного живописца в покое. Архипов загорается идеей перенести пронзившее его ощущение безысходности от бесконечного цикла замачивания-стирки-полоскания на полотно. Но брать намеченную высоту с разбега он не стал, подойдя к ее покорению основательно и дотошно.
Художник еще не раз возвращается в сырой подвал, больше походивший на место отбывания наказания для преступников или один из кругов дантовского ада. В конце концов он принимает решение воссоздать мрачную атмосферу безнадеги в своей мастерской, куда приглашает для позирования прачек, доверие которых к тому моменту ему уже удалось завоевать в ходе многочисленных визитов.
Приступив к написанию «Прачек» в 1897 году, художник трудится над многострадальным холстом почти три года. Но, когда он в очередной раз наведывается в прачечную на Смоленском рынке, новое впечатление заставляет его отложить уже готовую картину в сторону и начать все с нуля. «Я увидел, что все совсем другое, чем то, что видел в первый раз, – разъясняет свое решение Архипов. – Увидел старую женщину, она и сбила меня с толку – устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть – это более выразительно… Все живописно – пар клубится, усталость старухи…».
Надежда умирает последней
Так отчаявшаяся, иссушенная годами выматывающих водных процедур женщина становится новым композиционным центром второй, более известной и совершенной версии «Прачек» Архипова. Ради ее согбенной обессиленной позы он жертвует количеством фигур на холсте, смещая смысловой акцент на лишенное всякого отблеска жизни лицо старухи с пустыми глазницами и влажный от пара, но в равной степени ничего не отражающий пол.
В сравнении с первым вариантом картины, новая редакция еще более усилена беглым, широким и густым импрессионистским мазком, словно художник боялся упустить застрявший в его голове образ и стремился запечатлеть его на холсте как можно скорее. Конечно, не прошли даром трехлетние штудии в мастерской, и уже набитой рукой он воплощает в жизнь теперь окончательно оформившийся замысел.
В глаза бросается еще одно очень разительное и немаловажное отличие в сюжетном решении. Если на первых «Прачках», помимо придавленной годами и безропотно принявшей свой тяжелый крест старухи на переднем плане Архипов помещает уже обезображенные изматывающим занятием и превратившиеся в однотипные маски лики еще относительно молодых женщин, то на второй версии мы видим их лишь со спины.
Возможно, таким образом художник, который не хочет мириться с тем, что эта прачечная-преисподняя – последний удел героинь, оставляет девушкам шанс на альтернативный исход их жизни. Может быть, с этой мыслью он пускает на новый холст чуть больше света, прорывающегося из убогого оконца и играющего в клубах густого удушающего водяного пара.
Луч света в темном царстве
Представленный в очередной экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок, окончательный вариант «Прачек» собрал хорошие отзывы. «Картина А. Е. Архипова небольшая, но из-за нее одной стоит сходить на выставку передвижников», – писали одни газеты. «Картина «Прачки» ярким лучом светится на выставке. Это, пожалуй, лучшая и серьезнейшая работа этого высокоталантливого художника», – поддакивали другие.
И немудрено: помимо мастерской техники, отшлифованного годами композиционного и сюжетного воплощения, полотно убедительно демонстрирует дар Архипова-колориста. Кропотливая работа с палитрой тусклых оттенков коричневого и бежевого, изящно оттененных сиренью и пурпуром, заставляет вновь и вновь всматриваться в красочные слои. Изысканное угощение для глаз, картина «Прачки» – один из исключительных образцов творческого наследия художника Архипова, редкая «черная» жемчужина в россыпи мировых творений импрессионизма.
Автор: Наталья Азаренко
В гостях.1915
Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) вошел в историю русского искусства конца XIX-начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. Он родился 15 (27) августа 1862 года в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Впервые мальчик приобщился к рисованию в местной школе. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с ним в то время занимались Андрей Рябушкин, Николай Касаткин, Михаил Нестеров. Душой Училища и любимым педагогом был Василий Перов, преподавали также Владимир Маковский, Василий Поленов, Алексей Саврасов.Далее… «></span>
Радоница (Перед обедней)
Радоница (Перед обедней) (деталь)
Обратный
Архипов учился с огромным упорством и желанием. Его работы получают награды на выставках.Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начинает свой творческий путь как художник-жанрист, явный преемник и последователь своего учителя.
Деревенский иконописец
В мастерской масок
В 1883 году после семи лет учебы в Училище Архипов решил продолжить учение в Академии художеств. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Несмотря на то, что живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова.Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина «Подруги, или Посещение больной» (1885, ГТГ).
Здесь изображена мать художника. Печально опустив голову, уставившись в одну точку, сидит больная женщина в полутемной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой. Рядом с ней, с таким же горестным потухшим взором примостилась соседка, пришедшая проведать больную. Позы обеих женщин, их усталые, скорбные лица — все говорит о покорности, безнадежности и безотрадности. Только солнечный свет, который врывается в открытую дверь, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.
Зима
Зима. Задворки
В 1888 году Архипов вместе со своими друзьями по Училищу отправился в путешествие по Волге. Они останавливались в деревнях, много рисовали, писали этюды. Там же родился замысел небольшой картины «На Волге» (1889, ГРМ), в которой художник впервые пытался достичь органического сочетания жанровой сцены и лирического пейзажа.
По реке Оке.
Через два года Архипов был принят в действительные члены Товарищества передвижных выставок. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен «По реке Оке» (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Оно шире, глубже, значительнее. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света. Колорит, построенный на сочетании приглушенных неярких красок, соответствует общему настроению произведения. Изменилась живописная манера Архипова. От тщательности и выписанности ранних работ художник приходит к широкому, свободному, темпераментному письму. «Вся картина писана прямо на солнце, — сообщал о полотне В. В. Стасов, — это чувствуется сразу по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы — просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках».
Лед прошел.
В 1890-е годы Архипов писал картины преимущественно на воздухе, он вывел своих героев из маленьких душных мастерских и комнат на широкие просторы Волги, на открытые, залитые солнцем площади, золеные лужайки и дороги. Весенней бодростью веет от полотна «Лед прошел» (1895, Рязанский областной художественный музей). Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень — старики, бабы, детвора. Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. Их мысли и чувства передаются как бы отраженно, через пейзаж, в котором, как и в русских былинах, народных песнях, есть эпическая широта и размах, лирическая задушевность и тонкая поэзия.
В картине «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1896, ГТГ) художник затронул одну из важных тем XIX века — горькую судьбу русской женщины. Изображая отдыхающих от изнурительного труда женщин, Архипов большое внимание уделяет передаче окружающего. Стелющийся черный дым, выжженная солнцем земля, низкие деревянные корпуса помогают представить ужасные условия, в которых от зари до зари трудятся работницы.
Прачки.
В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина «Прачки», существующая в двух вариантах .К работе над картиной Абрам Ефимович Архипов приступает в конце 1890-х годов, продолжая наметившуюся в его творчестве тему женского труда. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале».Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). Он написан с большим мастерством, в широкой живописной манере и хорошо передает напитанное влагой и испарениями полутемное помещение прачечной, в которой трудятся до полного изнеможения сил женщины. Тема изнуряющего труда выражена главным образом в фигуре старухи у корыта с бельем, изображенной на первом плане. Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). Художник превосходно передает их усталые, но все еще быстрые движения, подчеркивая динамику всей этой группы эффектными рефлексами света на мокрых от воды фигурах.В картине социальный мотив переплетается с живописными исканиями. Сам сюжет дал повод для реализации новой художественной манеры, в которой появляется стремление к обобщенности формы, к освобождению от детализации при изображении предметов и фигур, к свободному и широкому письму Применяя в размещении четырех женских фигур на полотне принцип кольцевой композиции, Архипов сдвигает всю эту группу вправо и акцентирует на ней внимание зрителя сочно взятыми, широко положенными пятнами освещенных солнцем одежд.Те же цветовые удары – от бледно-розового и сиреневого до карминного, желтого, белого и зеленого, что звучат в фигурах крестьянок, художник дает и в натюрморте левой части холста, создавая ощущение праздничности и какой-то неуемной жизнерадостности. Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Когда картина была почти окончена, художник в одной из прачечных на Смоленском рынке обратил внимание на сидящую старуху-прачку. Сгорбленная спина, опущенная голова, бессильно поникшая рука — все говорило о предельной усталости, глубокой душевной апатии, безнадежности. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом.
Прачки.
Картина «Прачки» — свидетельство новых колористических исканий художника. В отличие от других полотен, она содержит и явно обличительные тенденции и в этом смысле связана с лучшими традициями искусства критического реализма второй половины XIX века.
Северная деревня1900
Северная деревня
Северное море.
На Волге.
В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь предстает величавая природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря. Он с огромным увлечением работает над картинами «Северная деревня» (1902, ГТГ), «Лодочная пристань на Севере» (1903, ГТГ), «На Севере» (1912, ГТГ). В сероватой, строгой гамме этих полотен заключено удивительное цветовое богатство. Колорит их торжественен и звучен.
На Белом море
На Белом море
Утро в деревне. Мост
Лодки.
В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Девушка с кувшином» (1927), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927). В этих портретах нашла продолжение традиция, сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы: крестьяне изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета — все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу . Все они — в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты, написанные широко, обобщенно, темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, мажорностью красочной гаммы. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона.
Крестьянская девушка.
Баба.
Крестьянка.
Крестьянка в розовом
Молодая крестьянка в красной кофте
Архиповские «крестьянки в красном» продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Его крестьянские портреты-типы стали еще более мажорными.
Женщина в красном
Девушка с кувшином
Крестьянки на берегу Волги
Молодая женщина.
«Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь — то ли красного солнышка, то ли страшного пожара… От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого…» (Стоцкий Ш.И.)
Весенний праздник
Крестьянка
На рынке.
Рязанская пригородная девица. 1928
Много сил и времени отдает художник и преподавательской деятельности. Начав ее в 1894 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Архипов и после Октябрьской революции продолжает преподавать. В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника Республики.
Орсе, Париж
Московские дворы.
Зима.
Купола.
Муром
После дождя. 1910.
Рыбаки.
Приход священника.
Октябрь в деревне.1920-е.
Портрет Архипова А.Е, работы И.Репина.
Архипов умер в Москве 25 сентября 1930. Он не был женат и не имел детей, однако, художественные традиции семьи продолжила его внучатая племянница Алла Бедина .