Кто стирал лики с икон
Вы никогда не задавались вопросом: почему на некоторых иконах лица святых до того суровые и грозные, что страшно смотреть? Зачем святого Христофора изображали с собачьей головой, что делало его похожим больше на египетского бога Анубиса, чем на христианского святого? Допустимо ли изображать Бога-Отца в виде седовласого старца? Можно ли считать иконами изображения святых, ангелов кисти Врубеля, Васнецова?
Хотя иконы – почти что ровесники самой Церкви и пишутся на протяжении веков по строго определенным канонам, ошибки, разногласия и споры есть и тут. Как к ним относиться? Выясняем у заведующей кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерины Дмитриевны Шеко.
Анубис или святой Христофор?
— Екатерина Дмитриевна, в иконописи существуют спорные сюжеты, которые многих смущают. Один из самых ярких примеров — изображение святого Христофора с головой собаки (согласно его житию, он был очень красив и натерпелся от чрезмерного женского внимания, поэтому умолял Бога сделать его безобразным, чтобы избежать искушений. Господь эту просьбу святого выполнил – авт.). Как к этому относиться?
— Изображение святого Христофора с песьей головой было запрещено распоряжением Синода от 1722 года. Хотя в народном сознании, чтобы его как-то выделить на фоне сонма святых, его так продолжали изображать, даже после запрещения. Но, к примеру, у сербов или в Западной Европе святой Христофор изображается по-другому: переносящим через реку мальчика на плече. Это уже традиция.
— А какая разница между традицией изображения и каноном?
— В канонах богослужебных – четко прописаны определенные правила и действия, а вот в иконописи это сложно сделать, потому что, в общем-то, здесь всякий канон – это в первую очередь традиция. Письменно нигде не зафиксировано: нужно писать только так и никак иначе. Но сама традиция складывалась поколениями верующих людей, многие из которых своей подвижнической и молитвенной жизнью взошли на более высокие ступени Богопознания, чем те, на которых находимся мы сейчас. Поэтому, изучая традиционные иконографические приемы, художник-иконописец и сам постепенно приближается к познанию истины.
Блаженная Матрона – зрячая?
— В результате получается, что каждый пишет какие-то детали на свое усмотрение. Например, блаженную Матрону Московскую привычно видеть на иконах с закрытыми глазами, слепой она изображается на самой распространенной иконе – Софринской. Но есть и образы, где она – зрячая. Ведь после Воскресения не будет увечий… Где тут правда?
— Тут мнения расходятся. Мой духовник считает, что на иконе изображать ее незрячей неправильно, и я с ним согласна. Блаженная Матрона прославлена в лике святых, а поскольку ничего телесного, в том числе немощей, увечий, ран на небесах уже нет, значит, она не может быть слепой там.
— Поясните, пожалуйста, почему тогда принято изображать раны на руках и ногах Спасителя?
— Из текста Евангелия мы знаем, что Христос воскрес и вознесся телом, и на его руках и ногах остались следы от гвоздей, а на ребрах — рана от копья. И Он показал и позволил их осязать апостолу Фоме по своем Воскресении.
— Изображать или нет увечья на телах святых на иконах – это как-нибудь регламентировано канонами?
— В том-то и дело, что не регламентировано. Слепота, во всяком случае, нигде больше, кроме образа Матронушки, не изображалась – это исключительный случай, хотя конечно в истории Церкви были святые слепцы. Очень жаль, что по поводу иконографии святой Матроны не вынесено никакого соборного решения, обязательного для всей Церкви…
Но я считаю, что в случае с этой иконой важен даже не вопрос о закрытых или открытых глазах, а нечто другое: наиболее растиражированная икона блаженной Матроны, на мой взгляд, спорна не только с точки зрения иконографии. Она очень уродливо написана, этот лик никакого отношения не имеет даже к сохранившейся прижизненной фотографии Матронушки: на фото у святой довольно полное лицо, крупный нос, мягкие, округлые щеки и приятное выражение лица. А здесь все такое усохшее, тонкий-претонкий нос, огромный страшный рот, напряженное лицо, зажмуренные, неспокойные глаза. Неумелая, некрасивая работа. Да, от портретного сходства можно отходить, но икона должна обязательно отражать духовную сторону личности, а не искажать ее.
Иконописный лик – из измученного лица
— Должен ли мастер, рисуя образ, добиваться максимального внешнего сходства его со святым?
— Некоторые люди полагают, что портретное сходство, как элемент плотской природы, вторично. У Патриарха Тихона, например, очень крупный нос, и есть иконописцы, считающие, что этого не нужно отражать, нужно писать его лик в более обобщенной форме, близкой к традиционной иконографии. Такие вещи обсуждаются в кулуарах, но никакого общего решения духовенства, никакого соборного определения по этому поводу нет.
— Вы считаете, что оно должно быть?
— Мне кажется, да. Все, что происходит в Церкви, тем более то, что связано с молитвой, должно серьезно обсуждаться соборно. А ведь икона — это то, что предназначено помогать нам молиться: человек обращается к Богу и святым Его посредством иконы.
Те иконы, которые писались в начале перестройки, очень тщательно обсуждались и иконописцами, и духовенством. Например, образ Патриарха Тихона, Амвросия Оптинского, Елизаветы Федоровны – процесс их создания был длительным, продуманным. Я помню, как все это происходило. Мне кажется, что тогда это было очень правильно: во-первых, все молились об этом, во-вторых, художественная сторона обсуждалось. Позже, когда канонизировались огромные сонмы святых, не стало возможности во всех подробностях разбирать вопросы иконографии каждого из них.
— С чьей иконографией связаны наибольшие трудности?
— Новомученников непросто писать. Так как это почти что наши современники, их лица известны, а это обязывает стремиться к портретному сходству. Но бывает, что сохранились только лагерные фотографии, сделанные НКВД. Я писала с такой фотографии священника: он был обрит, измучен голодом, пытками, допросами, доведен до последней степени физического истощения, приговорен к казни – и все это на его лице написано. И сделать из этого измученного лица просветленный иконописный лик – это колоссально трудно.
Дореволюционные фотографии – чудесные: они уже сами по себе иконописны. Например, патриарх Тихон или Иоанн Кронштадтский — они столько потрудились на благо Церкви, что их лица уже сами по себе преображенные. Еще в те времена сохранялась традиция фотографии: мастер ловил настроение, состояние души. А фотографии НКВД – они, конечно, жуткие…
Или, например, очень сложная иконография владыки Луки Войно-Ясенецкого. После многих страшных эпизодов его жизни у него лицо немного несимметричное, один глаз плохо видит, и поэтому в его лице присутствует некая невнятность. Так что надо обладать определенными талантами, чтобы не просто уметь скопировать традиционную икону, но создать новый святой образ.
О «корпоративной» осторожности
— Сейчас много неканонической иконописи в Русской Церкви?
— В последние годы ее все больше и больше, именно потому, что безмолвствуют иерархи: нет никакого решения, чего делать точно нельзя. Я считаю, что такого определения было бы достаточно, чтобы художники не уклонялись в крайности.
У нас есть внутренний сдерживающий момент, осторожность: люди, которые серьезно занимаются иконописью, поглядывают друг на друга, советуются, обсуждают то, что делает один или другой. На Западе, например, границ фактически нет — они делают все, что захотят. У нас осторожности больше, но это такая внутренняя, «корпоративная» норма. Жесткого канона нет.
— А в чем преимущество соблюдения канонов, что оно дает?
— Я считаю, что знание некоторых правил и традиций письма дает возможность внутри этих границ выразить с помощью средств живописи духовную истину. Есть общие элементы, выработанные веками и проверенные многими поколениями, которыми удобно показать вещи из духовной области – и этим пренебрегать неумно. Кроме того, это связь времен – связь со многими поколениями верующих, православных праведников и подвижников.
Постановление Синода?! Ну и что?…
— Связь времен чувствуется и в обратном: заходишь в храм 18-19-го века постройки, поднимаешь голову, а под куполом – изображение «Новозаветной Троицы». А ведь поместный Собор Русской Православной Церкви 17-го века запретил изображать Бога Отца в виде седобородого старца. Почему такие изображения остаются в храмах до сих пор?
— Это изображение – результат западного влияния. В 17-18 веках в России был страшный сумбур, Церковь была обезглавлена – при Петре Первом появился Синод как государственный орган церковного управления. Авторитет Православной Церкви был задавлен авторитетом государства. Запрет Собора хоть и появился, но, тем не менее, в 19 веке он абсолютно игнорировался.
— Неужели постановление Собора не имело обязательной силы?
— Да, видимо, не имело. Хотя и позволения официального на такие изображения тоже не было, его нет и по сей день. Но у нас, я предполагаю, иерархия почему-то опасается стеснить свободу художника. Не знаю почему. Искусствоведам на откуп отдается вся сфера обсуждения иконографии, а духовенство часто от этого отстраняется, считая себя не компетентными. Хотя бывает и обратная крайность: когда батюшки делают, как считают нужным, ни с кем не считаясь. Общего мнения Церкви, к сожалению, не формулируется.
Да что Рублев? Можно лучше сделать!
— Признает ли Церковь картины художников 19-20 веков – В.М.Васнецова, М.А.Врубеля и других – за иконы?
— Опять же, единого мнения Церкви нет: одни признают эти картины иконами, другие – нет. По поводу икон Васнецова, Нестерова или Врубеля никто не высказался из иерархов, никто не сказал на съезде или Соборе, что хорошо, что плохо, где граница дозволенного.
— Но априори – можно академический рисунок считать иконой?
— Да, иногда можно. Но это не значит, что нужно стремиться к академизму.
Мне вспоминается такой пример. Я работала над проектом восстановления росписей в храме Христа Спасителя, и там, в частности, был спор: многие говорили, что первоначальную академическую роспись восстанавливать не нужно, нужно сделать принципиально новое – мозаику современную, например. В это время приходит какой-то художник и заявляет: «Ну, конечно, это никуда не годится, надо сделать настоящую фреску…» Его спрашивают: «А какие образцы вы предлагаете взять?» Тот отвечает: «Вот, Рублев, например… Да что Рублев? Можно же лучше сделать». И когда он это сказал, все поняли: лучше не надо! Потому что когда человек говорит, что он лучше Рублева сделает, это уже вызывает сомнения.
— Но так, как Андрей Рублев, уже, наверное, никто не пишет. Иконы 14-15 веков — это один стиль, иконы эпохи ренессанса – другой, а современные иконы – третий, причем их не перепутаешь. Почему так?
— На иконописи отражается вся обстановка жизни, все события, зрительные образы и мысли людей. Во времена Рублева, когда не было ни телевидения, ни киноиндустрии, ни такого огромного количества полиграфических изображений, как сейчас, наблюдался взлет иконописи.
В 17-м веке еще появлялись прекрасные образцы – определенный уровень сохранялся, но в иконописи стала видна и некая сумбурность, чрезмерное увлечение «узорочьем». Была утрачена глубина содержания образа. А уж 18 век – это падение, потому что то, что творили в то время с Церковью, на иконописи не могло не отразиться: были убиты, замучены многие иерархи, всякая православная традиция, всякая преемственность считалась ретроградством и жестоко искоренялась, появился страх сделать что-то неугодное власти. Это сказалось на всем, отложилось «на подкорке».
— А чем объяснить то, что на иконах исчезли, скажем, средневековые несимметричности, непропорционально большие головы, например?
— Они исчезли, потому что художники знают, как правильно пропорционировать человеческие тела. А диспропорции и уродство не могут быть самоцелью иконописи.
— Но, например, на кипрских иконах такие диспропорции сохранились… Они что, ничему не научились?
— Это зависит от школы. Греки тоже древние традиции стараются сохранить, они не идут через академический рисунок. Рублев, Дионисий не потому пропорции изменяли, что не умели рисовать академически, а потому что они были очень талантливы и свободны от шор. А у нас считается, что если художник хорошо освоит академический рисунок, значит, он будет хорошо писать иконы. На самом деле он будет писать так же, как писали более поздние иконописцы — 16-17 веков: правильное пропорционирование, правильная перспектива, правильная передача объема. Это две крайности: либо человек ничего не умеет и «калякает», как получается, либо он серьезно учится академической живописи – в Суриковском институте, например, — потом пытается себя сломать и перейти к иконописной технике. А это очень тяжело.
«Зачем молиться перед иконой, если она “молчит”?»
— Современная иконопись не стала ли более реалистичной?
— Да нет. Это зависит от того, насколько привычки художника, пришедшие из академического письма, влияют, часто неосознанно, на его работу как иконописца.
— Когда лицо на иконе получается слишком суровым, строгим – это ошибка? Или сквозь эту суровость надо видеть что-то иное?
— Это просто неумение.
Почему надо пользоваться образцами? Классики иконописи в своих работах показали, как может быть прекрасен лик. Они дали некий образец и если мы к нему приблизимся – это будет уже очень много. А если мы будет самостийничать, то, скорей всего, ничего хорошего не получится. Потому что у нас сейчас очень искаженный образ жизни.
— Что сейчас происходит в иконописи?
— Сейчас есть масса людей, совершенно не знакомых с классикой и совершенно не умеющих писать. Иконопись стала очень доходным ремеслом, поэтому писать образы ринулись все, кому не лень. Даже те, кто написал 2-3 иконы, уже стали называть себя иконописцами. Продать икону гораздо проще, быстрее и выгодней сегодня, чем продать какой-нибудь пейзаж. Так что любую икону сейчас с руками отрывают. В лавках смотришь – такие страшные бывают образы, а ведь они покупаются кем-то. Рынок как губка, он еще не насыщен. Ошибок огромное количество.
— Где все-таки, по-вашему, критерий, по которому можно сказать: это икона хороша, а эта — нет?
— Мне кажется, что главное содержание образа – даже если живопись академическая – это состояние духа изображаемого. Есть академические иконы, которые очень духовны: икона Дмитрия Ростовского, Иосафа Белгородского, Валаамская икона Богоматери. Там передано состояние «обожения» – бесстрастие, твердость и в то же время доброжелательность, умиротворенность. А иначе, зачем молиться перед иконой, если она «молчит». Например, как у Врубеля – какие-то жуткие, безумные взгляды. Форма — формой, но главное, чтобы было содержание.
Читайте также:
Православие.fm
Икона для любого православного человека есть объект особого почитания. Мы молимся перед ними, изливаем свою боль и печаль, благодарим за помощь и содействие. И прикладываемся. И учим детей прикладываться. Ибо это та минимальная благодарность ко святому, которую мы можем высказать в храме. Мы взираем в глаза, святые глаза тех, кто запечатлен на иконе, и верим – помощь наступит! Поддержка придет! Укрепление настанет! Всё получится!
Главная икона Кипра – Киккская икона Богородицы – уникальна. Подойти и помолиться возле нее может всякий, приложиться – никто. Да что там приложиться – видеть лик Богородицы Киккской не позволено никому! Она закрыта окладом, оклад – пеленой. На окладе, правда, изображен лик с иконы, но это только список.
Лично я впервые в своей жизни столкнулась с таким феноменом. Икона есть, но видеть ее нельзя. Как так? Почему? Эта икона называется Киккскою от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икону называют потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского. Это то, что мы можем видеть на окладе.
Для начала скажу, что и этот образ приписывают авторству евангелиста Луки. Он написал не один образ Богоматери, известный нам как “Владимирская”. Киккский образ он написал для египетских христиан, которые тоже, к сожалению, пережили период иконоборчества. И чтобы икону сохранить от рук бушевавших тогда вандалов, ее «эвакуировали» в Византию. Но по пути следования на корабль, перевозивший икону, напала группа пиратов – морских разбойников-арабов. Они ничего не сделали иконе, более того – даже ею не заинтересовались. Земные, а точнее, приземленные богатства их интересовали куда больше, чем религиозные споры с христианами. Таким образом, икона была спасена и со временем всё же попала в Константинополь, где торжествовало Православие, победившее иконоборческую ересь.
Дальше начинаются чудеса. Однажды у императора Алексия Комнина заболела тяжелым недугом дочь. Отец был безутешен. В это время в Царьград прибыл полководец императора Мануил с острова Кипр, которому было видение о том, чтобы выпросить у императора Алексия чудотворную икону для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. Император, озабоченный лишь одним – здоровьем дочери – пообещал. И надо же, вскоре после этого его больная дочь чудесным образом исцелилась. Казалось бы – падай на колени, благодари Господа и выполняй заветы. Но нет! Императору стало жалко отдавать икону Божьей Матери, и он стал оттягивать исполнение своего обещания. Наверное, даже не понимая, что «второе может быть гораздо страшнее первого». И вскоре заболел сам.
Но Бог милостив. Во сне к правителю явилась сама Пречистая Дева и строго наказала отправить икону на Кипр. Делать было нечего, и император приказал снаряжать корабль.
Здесь, на горе Киккской, был устроен храм и при храме монастырь, получивший название Императорский, поскольку Алексей посодействовал финансово в том, чтобы монастырь был выстроен. Достойный и красивый монастырь, в котором бы «жила» его любимая икона. Но лик ее закрыт по сей день для всех. А любопытных, или точнее сказать, ослушавшихся, постигает наказание. В частности, на Кипре рассказывают случай, что когда Александрийский Патриарх лишь приподнял покров, тут же ослеп. Он настолько испугался, что стал молить о прощении и просить пощады, громогласно заявляя, что был неправ и ослушался повеления Богоматери. Зрение к нему вернулось. Но всем был преподан урок: нельзя – значит, нельзя! В 1771 г. иеромонах Иоанн Родосец из Иерусалима, попытавшийся открыть завесу, чтобы увидеть икону, на несколько часов остолбенел и потерял дар речи. Потому, не неважно, кто ты – бродяга, мирянин, священник или Патриарх – закон един для всех и каждого в равной степени.
Ефрем Афинянин пишет, что икону закрыли платом при перевозке из Константинополя и с тех пор хранили так. Однако поскольку на Кипре существует множество копий иконы, то, видимо, она была скрыта от глаз не сразу. Так же считает и Серафим Писсидиец, подготовивший в 1782 г. исправленное и дополненное издание «Описания Киккского монастыря»: «Мудрец века сего говорит:
«Хорошо, когда эта святая икона была увезена в Египет… не был ли всесвятой лик святой иконы непокрыт? Несомненно, так. А потом, когда она находилась в царском дворце в течение стольких лет, он ведь тоже оставался открытым?» Конечно.
«Хорошо, – говорит он. – А почему же тогда Она не хочет показывать Своего вида теперь, как показывала всем раньше?»
Человече, таков Промысел Божий… ради каких-то целей, которые Бог провидит, а мы не знаем. И ведь икона оставалась непокрытой не только когда она была в царском дворце, но и еще и в 1577 году, через шесть лет после оттоманского завоевания, она была украшена окладом, и тот, кто украшал ее, конечно, видели облик Богородицы и Христа Святой Лик. Только теперь она невидима для всех, так что, те, которые пробовали открыть покров, которым закрыта святая икона, подвергались тяжкому наказанию со стороны Пресвятой Матери Божией, как об этом повествуется в «Описании», несмотря на то, что те, кто предпринимали эти попытки, были мужами добродетельными и людьми Божиими. Таков, человече, Промысел Божий, и попечение о нас…»
Летопись Киккского монастыря рассказывает о четырехкратном спасении обители от пожара, чудесных исцелениях, даровании долгожданных детей, ниспослании дождей в засушливые неурожайные годы, спасении обители от нашествия саранчи. Любую беду отводит от святой обители Киккская икона, ставшая самой почитаемой на острове Кипр. Один немой от рождения инок, стоя у иконы, заговорил. Другой умирающий монах вдруг стал здоров, лишь помолясь дивному, скрытому пеленой образу. У язычника, замахнувшегося на святыню, тут же отсохла рука. Как напоминание об этом рядом с иконой повесили железную руку.
Видеть эту икону и знать, что же на ней изображено, мы можем только из дошедших до нас списков. Их, к счастью, немало. Богородица восседает на престоле, повернувшись влево и склонившись к Богомладенцу. Их фигуры вписаны в арку, над которой расположены медальоны с поклоняющимися им Архангелами. Тип иконы – Взыграние. Богомладенец непоседлив, а Матерь Божия усмиряет Его. Покровов – покрывал на голове Девы Марии – два: красное и темное. Самый известный сегодня чудотворный список иконы «Киккская-Милостивая» хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Она несколько отличается от оригинала с пелены, но очень во многом схожа.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая» молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи в несении иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях. Всё слышит и во всем старается помочь Царица Небесная своим чадам на земле.
Чудны дела Господни! И закончить свой рассказ о Киккской иконе я хочу строкой из ее величания: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши!»
Виктория Христова