Купаются и стирают в реке

Безусловно, Ганг священная река для каждого индийца. Но уровень небезопасных для жизни бактерий в ней достигает катастрофических масштабов.

Сами индийцы и загрязняют реку, при этом данный факт их совершенно не смущает. В реке стирают, купаются, в тоже время сливают канализационные стоки и отходы промышленных предприятий.

Религиозные подношения превращаются в плавучий мусор и покрывают всю поверхность воды. источник www.aqualogo.ru

Не смотря на ужасающий уровень загрязнения воды, каждый индус считает своим долгом хотя бы раз в жизни окунуться в воды священной реки. По легенде почитаемая Ганги раньше текла на небесах и боги черпали из ее вод свои силы. Чтобы спасти землю, погрязшую в грехе боги перенесли свою священную реку на землю, и каждый, кто окунался в нее, получал очищение от своих грехов, мог вырваться из кармического круга перерождений и достигнуть нирваны.

Окунуться в воды Ганга до сих пор остается способом очиститься от грехов. Причем в этом веровании едины все школы индуизма. В дни празднеств берега реки посещают тысячи людей, желающий погрузиться в воду и оставить реке подношение.

Верующих не отпугивают свалки, они не бояться окунаться в воды реки. источник warnet.ws

Самым популярным местом у паломников считается Варанаси. Здесь на берегу Ганга располагаются ступени гхаты (или гаты), которые спускаются в воду. Считается, что их сделали сами боги. Это место — священный центр мира для любого индуиста. Именно сюда стремится основной поток верующих, сюда же везут туристов. Окунуться здесь в священные воды считается высшим блаженством.

Но не зря Варанаси называют городом мертвых. Практически каждый житель Индии мечтает, чтобы его прах был развеян над водами священной реки. Все кто может себе позволить, везут своих усопших родственников в Варанаси для кремации. Процедура проходит прямо на берегу реки, в том числе на тех же самых ступенях, на которых другие совершают омовение.

Обычная картина кремации в Варанаси. источник avatars.mds.yandex.net/

Дрова в Индии дорогое удовольствие, далеко не каждый может себе позволить купить достаточное количество для своих усопших родственников. Поэтому зачастую в реку отправляют лишь слегка обгоревший труп. Тела святых, священных коров, беременных и детей вообще не принято сжигать. К ним привязывают тяжелый камень и бросают в реку.

В летние месяцы уровень загрязнения реки зашкаливает. Загрязненность в 60 раз превосходит норму. В воде обнаруживают опасные для жизни штаммы, многие болезни неизлечимы.

Однако, верующих это не останавливает. Но их еще можно понять, они с молоком матери впитали веру в святость вод Ганга. А вот логика поведения туристов, которые лезут в эту воду, остается загадкой.

источник getbg.net

Вода непригодна не только для питья, но даже для полива сельхоз культур. При этом для 40% населения река является единственным источником питьевой воды.

Никаких мер по очистке не проводится. Только некоторые участки реки имеют очистные сооружения, преимущественно в близи курортных зон. В реке высокое содержание серебра, возможно, этот фактор удерживать Ганг от экологической катастрофы. Худо-бедно ионизация серебром борется с болезнетворными организмами. Река способна к самоочищению. Только поток мусора настолько интенсивен, что без помощи человека река погибает. Религиозные взгляды индийцев таковы, что для них обилие мусора в реке не умоляет ее святости, они попросту не обращают на это внимание.

Источник

История о ночном купании в реке

Детство и юность свои я провела в небольшом городке, расположенном на берегу красивейшей реки Урал. Там у меня осталось много друзей, одноклассников и почти каждый год я еду туда, чтобы отдохнуть душой и телом. Вот и в прошлом году я тоже провела там целый месяц. Как всегда, собрались мои друзья, и вечером всей большой компанией мы отправились на природу.

Было уже около 23 часов, но в наших краях в июне темнеет поздно, мы закупили все, что нужно для приятного времяпровождения на речном берегу – пиво, чипсы, рыбку копченую, приехали на место, расположились, думали искупаться, но ночь была прохладной, а вода в реке и вовсе холодной, поэтому никто так и не решился.

Зато мы развели костер, возле которого так уютно сидеть, ну и тут пошли разговоры. Постепенно совсем стемнело, несмотря на прохладную погоду, ночь была очень приятной, вокруг лес, речка шелестит, запахи соответствующие, одним словом – красота!

Поселок был совсем недалеко – не более километра от места, где мы сидели. Рядом находится городской пляж с песочком, на нем в этот час никого не было, а если бы вдруг кто-то и появился, то мы бы обязательно увидели, потому что единственная тропинка к пляжу шла как раз мимо нас.

Поэтому мы очень удивились, когда с реки вдруг послышался чей-то смех. И еще нам показалось, что кто-то плещется в речке, хотя никого не было видно. Встали, подошли ближе, посмотрели, кто бы это мог быть, но никого по-прежнему не увидели. Между тем звуки смолкли, и мы решили, что это вероятно речные ондатры вышли на ночную охоту.

Снова занялись своими разговорами, как вдруг через несколько минут с реки снова послышался смех – на этот раз было отчетливо слышно, что смеются несколько девушек. Мы примолкли.

Понимаете, мы были совершенно точно уверены в том, что мимо нас никто не мог пройти незамеченным, а другого спуска к пляжу здесь нет. Между тем, смех на реке становился все громче – не было слышно никаких разговоров, как обычно люди общаются между собой, нет, только смех и плеск воды. Почему-то нам стало очень неуютно от этих звуков.

Мы прислушивались еще несколько минут, а потом один из парней из нашей компании, ни слова не говоря, вдруг резко поднялся и начал собирать свои вещи. За ним поднялись и другие.

Я ничего не понимала, но заметила, что некоторые из собравшихся начали креститься и читать молитвы. Начала спрашивать, что случилось. Мне просто ответили, что нужно собираться, что мы уезжаем. Было странно наблюдать за тем, как взрослые и вполне серьезные люди очевидно испугались, неудивительно, что меня потихоньку начала накрывать паника.

Поэтому больше не задавая лишних вопросов, я быстро собрала свои вещи, села в машину, водитель резко рванул с места и минут через 10 мы были уже в центре поселка.

Только там все немного успокоились, и тогда я снова смогла начать приставать с расспросами о том, что же произошло там на реке. И тогда друзья рассказали мне следующую историю.

Жил в нашей деревне один мужик. Был у него такой грех, любил он время от времени приложиться к бутылке, попросту говоря, пьянствовал и страдал регулярными запоями.

Вот как-то собрались они с дружками, хорошо выпили, и решил этот мужик на пьяную голову пойти на речку ночью искупаться. Как его собутыльники ни отговаривали, он настоял на своем.

Ну, известное дело: пьяному море по колено. В общем, пошел он, а остальные остались, разыскивать его не стали, хоть и не было его всю ночь. Подозреваю, что просто забыли о нем или решили, что он пошел домой.

Нашли бедолагу лишь утром, он сидел на речном берегу, обхватив голову руками, раскачиваясь из стороны в сторону и приговаривая одну и ту же фразу: «Перестаньте смеяться, перестаньте смеяться». На вопросы не отвечал, добиться от него ничего было невозможно.

Ну, забрали его в больницу, а потом перевели в местную психушку. Там немного подлечили и только тогда выяснилось, что же произошло. Как оказалось, когда он ночью спустился на берег, его окружили несколько обнаженных девушек с распущенными длинными волосами.

Они бегали вокруг него и смеялись, поначалу ему это даже понравилось – кто бы отказался от внимания таких красавиц? Да только присмотревшись, он увидел, что кожа у них вроде чешуей покрыта, а ноги заканчиваются не ступнями, а заостренными копытцами.

Вот тогда ему стало по-настоящему страшно, он хотел вырваться из круга и убежать, но не тут-то было, девушки не выпускали его из круга, придвигаясь все ближе и ближе…

Что происходило дальше – он не помнил, как не помнил и того, как его нашли, и как он в больницу попал. История эта случилась года три назад, мужик так до сих пор в психушке и находится.

Разумеется, врачи объясняют его состояние алкоголизмом, белой горячкой и тому подобными причинами. Что касается местных жителей, то они придерживаются другого мнения, потому что на их памяти есть еще несколько подобных случаев, когда люди, ходившие ночью на речку купаться, сходили с ума. Причем все они рассказывали примерно одно и то же.

Кстати, я еще с детства помню предупреждения о том, что не следует на нашей речке ночью купаться, чтобы не попасть в лапы нечистой силы. Не знаю, правда это или нет, конечно, но считаю, что нам тогда ночью очень сильно повезло, что мы сумели вовремя уехать.

Thu, 16 Jan 2020 15:16:41 +0300

@ Инна Кондаурова

Поля отмеченные * обязательны.

Источник

Купаются и стирают в реке

— Реклама —

Купаются и стирают в реке

В летнюю жару так и хочется окунуться в прохладную воду, поэтому мало кто обращает внимание на чистоту водоема. Однако купание в загрязненной воде может привести к печальным последствиям.

Мы собрали 10 признаков того, что купаться в пруду или озере не стоит.

1. Присутствие водоплавающих птиц

можно ли купаться

Утки, гуси и лебеди водятся в тех водоемах, где достаточно их излюбленного корма – улиток, обитающих на водорослях. А улитки – промежуточные хозяевами для личинок церкарий, живущих в кровеносной системе птиц, но способных проникать под кожу человека, вызывая дерматит. Заражены паразитами и те пресноводные водоемы, где гнездятся чайки.

Первыми признаками церкарий могут быть высыпания, похожие на укусы насекомых. Затем появляются пузырьки, наполненные жидкостью, кожа начинает сильно зудеть. Без лечения может развиться рожистое воспаление. Особенно опасны в плане заражения места возле берега, хорошо прогреваемые и заросшие водорослями.

2. Цветущая вода

можно ли купаться

Купаются и стирают в реке

В тине и на поверхности водных растений размножаются переносчики церкарий – улитки. Такие водоемы обычно мелкие, вода в них хорошо прогревается и кишит разнообразными бактериями, в том числе возбудителями энтеровирусных инфекций, сальмонеллеза, полиомиелита, дизентерии, лептоспироза, гепатита А и других заразных болезней.

3. Следы домашнего скота

можно ли купаться

Очень часто к небольшим водоемам, расположенным вблизи деревень, пригоняют на водопой коров, лошадей, мелкий скот. В таких местах берег покрыт следами копыт, а вода загрязнена испражнениями животных и высока вероятность подхватить кишечную инфекцию или гельминтов. Аналогичный риск есть при купании в водоемах, находящихся вблизи животноводческих ферм.

4. Наличие поблизости промышленных предприятий и сливных труб

можно ли купаться

При наличии на берегу фабрик или заводов, а также, если вы видите трубу, ведущую в водоем – от купания стоит воздержаться. В него могут сливать токсичные отходы производства, которые способны вызвать аллергию, раздражение и даже отравление при контакте с кожей или проглатывании воды. Иногда в воду спускают бытовые отходы без соответствующего обеззараживания, известны случаи массового заражения тифом и холерой после купания в таких водоемах. Также в бытовых стоках встречаются паразиты, например, лямблии. При отсутствии признаков промышленного предприятия или труб, выходящих в пруд, вас должен насторожить темный, мутный, коричневый цвет воды или наличие у нее неприятного запаха.

Читайте также: Экология и здоровье. Как среда мегаполисов влияет на нас?

5. Близость к мусорной свалке

можно ли купаться

Это, пожалуй, самое опасное соседство. Во время дождей огромное количество грязной воды стекает в водоем, кроме того, в него попадает различный мусор. При купании можно подхватить не просто банальное расстройство желудка, но и серьезное инфекционное заболевание.

6. В водоеме стирают белье или моют машины

можно ли купаться

На берегу деревенского пруда или озера вы можете встретить людей, стирающих белье, чистящих ковры или моющих машины. В этом случае вода загрязнена бактериями либо химическими соединениями. Легко подхватить кишечную инфекцию или обзавестись аллергическим дерматитом.

Читайте также: Чем опасен тепловой удар и как его избежать в жару

7. Торчащие из воды бревна и коряги

можно ли купаться

В случае, если из воды торчат коряги или палки, заходить в нее не стоит. Под водой легко напороться на корягу и получить рваную рану, а иногда и перелом. Также соблюдать осторожность следует, если вплотную к берегу растут деревья или кусты. В воде могут находиться их корни или упавшие стволы, что создает риск травмирования.

8. Шумные компании с лодками

можно ли купаться

На берегу водоема часто отдыхают шумные компании. В диких водоемах, где нет отдельной зоны для купания и служб, следящих за порядком, такие отдыхающие могут кататься на моторных лодках или катерах в нетрезвом виде. Их невнимательность и ошибки в управлении приводят к травмированию купающихся людей.

9. Табличка «Купание запрещено!»

можно ли купаться

Просто так такую табличку никто не поставит. Это значит, что в этом месте сильно загрязнена вода и есть риск подхватить кишечную инфекцию. Запрет может быть и по иным причинам: скопление мусора на дне, место курсирования катеров, сильное подводное течение и т.д. В любом случае, купаться возле таблички опасно для здоровья, а иногда и для жизни. Уточнить список водоемов, где разрешено купание, можно на сайте Роспотребнадзора.

Это интересно: Как правильно оказать первую помощь при солнечном ожоге

10. Фонтаны – где уж точно не стоит купаться

можно ли купаться

Фонтан – совсем не место для купания, вода в нем далека от чистоты, так как циркулирует по замкнутой системе. То есть, из фонтана в резервуар и обратно в фонтан без всякой очистки. Кроме этого, в фонтаны часто сбрасывают мусор, в них моются бездомные люди и пьют бесхозные животные.

Основные правила безопасности для купания в водоемах

  • Стоячая вода всегда опаснее, чем проточная. В реке вода постоянно сменяется, нет условий для размножения и накопления бактерий. А в стоячих водоемах риск подцепить какую-либо болезнь очень высок.
  • При этом, опасна не только вода, но и песок – на глубине 5-6 сантиметров создается прекрасный микроклимат для микроорганизмов, ведь там тепло и влажно. Не стоит зарываться в песок на пляже или разрешать детям строит песочные замки, если чистота воды и берега оставляет желать лучшего.
  • Даже купаясь в визуально чистом водоеме старайтесь не глотать воду и не допускать ее попадания в нос, а после заплыва ополоснитесь чистой водой или хотя бы протрите кожу влажной салфеткой.
  • Стоит избегать переполненных пляжей: чем больше людей, тем выше риск заражения инфекциями. Лучше всего купаться только там, где есть специально оборудованные пляжи, а вода соответствует санитарным стандартам.

Екатерина Кушнир, высшее медицинское образование

Иллюстрации: Юлия Прососова

Источник

Купаюсь в Ганге. Фото автора

Ганг. Одна из самых грязных рек в мире. По мнению некоторых, чтобы заразиться достаточно произнести это слово вслух (шутка), но есть и те, для кого это слово священно. Но как могло произойти, что благие действия, связанные с невероятной религиозностью местного населения, приведут к настоящей экологической катастрофе?

С рекой Ганг я познакомился в городе Ришикеш. Желание в ней искупаться возникло благодаря как раз этому месту. Прожил я там около месяца и неплохо изучил местность. С новыми друзьями по гостинице мы облазили все окрестности и, конечно, не могли обойти стороной идею окунуться в священную реку. Мы уходили достаточно далеко от города выше по течению в надежде отыскать нетронутые индийской «цивилизацией» берега и увидеть в относительно чистые воды.

Купались мы на свой страх и риск. Благо, река ледяная и долго пробыть в воде физически невозможно. Я как мог берёг рот чтобы не нахлебаться, но вода всё равно попадала. Обычно я окунался три раза с головой по аналогии с купанием на православное крещение. В этом месте не было мусора и нечистот, но я знал, что если сделать качественный анализ, результаты мне явно не понравятся. Правда, время от времени, проплывали предметы религиозных обрядов с вышестоящих населенных пунктов, но это было не критичным.

А вы рискнули бы искупаться в Ганге?

Но как только мы возвращались в сам Ришикеш, желание заходить в воду пропадало напрочь. У меня, а не у местных, разумеется. У них как раз с этим проблем нет. Воды Ганги для последователей индуизма священны, способны очистить душу и тело. Поэтому омовение является распространенным ритуалом. Реке совершают подаяния цветами, свечками, фруктами и другими вещами, располагая всё это на разные плавающие конструкции. Частично это всё уносится течением, частично скапливается возле берегов, где и происходит ритуал.

Подношения Ганге. Источник Яндекс Картинки

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Ришикеш располагается на севере Индии сравнительно недалеко от истока (что в Гималаях). К тому же он совсем рядом от слияния двух рек, образующих Ганг. Безусловно, даже на этом пути река подвергается воздействию как продуктов промышленных предприятий, так и продуктов человеческой жизнедеятельности, но в целом эта информация давала некоторые «гарантии».

По факту, купания в этом городе не принесли мне неприятностей со здоровьем. Возможно у меня сильный иммунитет, возможно я соблюдал правила безопасности, а возможно меня сберегла сама священная река. Гадать можно до бесконечности, но для себя я решил, что сработало всё в совокупности. Но рекомендовать такие опрометчивые поступки я не могу и не буду.

Омовение в священных водах Ганга. Источник Яндекс Картинки

Но самый ужас начитается ниже по течению от Ришикеша. Именно про этот участок пути Ганга слагают страшные легенды. Именно он ежегодно убивает миллионы индийцев. Например, город Варанаси. Этот город-крематорий заслуживает отдельного рассказа. Я сделаю отдельную публикацию.

Благодарю за то, что Вы со мной. Поставьте отметку «нравится» и подпишитесь на обновления моего канала — так Вы не пропустите новую публикацию. Путешествуйте в новые места, знакомьтесь с новыми людьми и будьте счастливы. С уважением, Александр 🙂

Источник

 äåòñòâå â êîíöå 80-õ è â 90-õ ðîäèòåëè êàæäîå ëåòî ñòàðàëèñü âûâîçèòü íàñ ñ ñåñòðîé íà þã îòäîõíóòü îò êðàéíåãî ñåâåðà, íàïèòàòüñÿ âèòàìèíàìè è ñîëíöåì. Ó íàñ áûëî äâà îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿ – ýòî Êàðàãàíäèíñêàÿ îáëàñòü Êàçàõñòàíà, ãäå æèëè ðîäèòåëè îòöà è Óêðàèíà, ãäå æèëè òàêæå ðîäñòâåííèêè îòöà, à òàêæå íàõîäèëèñü âñåâîçìîæíûå ñàíàòîðèè íà áåðåãàõ Àçîâñêîãî è ×åðíîãî ìîðåé.

 ýòîé ÷àñòè õî÷ó ðàññêàçàòü îá îòäûõå â Êàçàõñòàíå.

Äåä ñ áàáóøêîé æèëè â ÷àñòíîì äîìå, êîòîðûé íàõîäèëñÿ â 30-40 êì (òî÷íî íå ìîãó ñêàçàòü) îò áëèæàéøåãî ñåëà Çàðå÷íîå.  ìåñòå, ãäå íàõîäèëñÿ èõ äîì, ðàñïîëàãàëèñü àíãàðû äëÿ õðàíåíèÿ çåðíà, âûñîêèé ýëåâàòîð, ýëåâàòîðíûå âåñû è ñòîëîâàÿ äëÿ êîìáàéíåðîâ è âîäèòåëåé. Ýòî ìåñòî â ðàçãîâîðå íàçûâàëîñü Áðèãàäîé è, êðîìå äåäà ñ áàáóøêîé, íèêòî òàì íå æèë. Êðîìå æèëîãî îäíîýòàæíîãî êèðïè÷íîãî äîìà, â õîçÿéñòâå äåäà áûëà áàíÿ, êèðïè÷íûé ãàðàæ, áîëüøîå ñåíîõðàíèëèùå, êîðîâíèê è ñàðàé äëÿ ñâèíåé, êóð è óòîê. Êîðîâ ñ áûêàìè íàñ÷èòûâàëîñü îêîëî 10 ãîëîâ, íàâåðíîå, ñòîëüêî æå ãîëîâ ñâèíåé, øòóê 20 êóð è ñòîëüêî æå óòîê. Ýòî âñå ïðèáëèçèòåëüíûå öèôðû, íî äàþò ïîíèìàíèå î ìàñøòàáàõ äîìàøíåãî õîçÿéñòâà, êîòîðûì çàíèìàëèñü äåä ñ áàáóøêîé óæå íàõîäÿñü íà ïåíñèè. Ïîìèìî ýòîãî, äåä âëàäåë çåìëåé, íà êîòîðîé âûðàùèâàë êàðòîôåëü, îãóðöû, ìîðêîâü, àðáóçû è äûíè. Ïðè âñåì ïðè ýòîì, áàáóøêà îäíà ãîòîâèëà îáåäû â ñòîëîâîé äëÿ êîìáàéíåðîâ è âîäèòåëåé ãðóçîâèêîâ. À äåä âåë ó÷åò çåðíà, ñîáðàííîãî â ïîëÿõ è õðàíÿùåãîñÿ â àíãàðàõ.

Ñåé÷àñ, æèâÿ â îãðîìíîì ìåãàïîëèñå, ÿ ñ òðóäîì ïðåäñòàâëÿþ ñåáå êîëîññàëüíóþ çàãðóæåííîñòü ðîäèòåëåé îòöà.

Äåä ñ áàáóøêîé â ìîëîäîñòè óåõàëè èç Óêðàèíû îñâàèâàòü Öåëèíó, ãäå ñîâåòñêàÿ âëàñòü âñÿ÷åñêè ïîìîãàëà ìîëîäûì ñåìüÿì. Íî âñå, ÷òî áûëî ó äåäà, îí çàðàáîòàë ñîáñòâåííûì òðóäîì.  90-å äåä æèë î÷åíü íåïëîõî è, ïðèåçæàÿ ê íåìó íà ëåòî, ìû äîñûòà îòúåäàëèñü äîìàøíèìè ìÿñîì, ìîëî÷êîé è îâîùàìè.

Ó äåäà áûëî ìíîãî äðóçåé, êîòîðûå ïðèåçæàëè ê íàì íà øàøëûêè â ïðàçäíèêè è ñðåäè êîòîðûõ áûë âñåãî îäèí êàçàõ. Âñå ðóêîâîäñòâî ñîâõîçà ñîñòîÿëî â îñíîâíîì èç ðóññêèõ è óêðàèíöåâ.  äðóçüÿõ ó äåäà âûäåëÿëñÿ ãàèøíèê àçåðáàéäæàíåö, êîòîðûé åçäèë íà æèãóëÿõ 2106 â ãîëóáîé ìèëèöåéñêîé ðóáàøêå. Êîìáàéíåðû è âîäèòåëè ãðóçîâèêîâ òîæå áûëè ñïëîøü ñëàâÿíñêîé âíåøíîñòè. ×èòàë ñòàòüè â èíòåðíåòå, ïîñâÿùåííûå ñîâõîçó, ãäå áûë îòâåò íà îòñóòñòâèå êàçàõîâ â òåõ ìåñòàõ. Âñå äåëî áûëî â ïðîãðàììå îñâîåíèÿ Öåëèíû îò ðàçíûõ ðåãèîíîâ íåîáúÿòíîãî Ñîþçà. Êàê ÿ ïîíÿë, ìîëîäûå äåâ÷àòà è ðåáÿòà âûåçæàëè ãðóïïîé, íàïðèìåð, ñ Óêðàèíû, äàëåå èì îáîçíà÷àëè òåððèòîðèþ äëÿ îñâîåíèÿ, ãäå îíè óæå îðãàíèçîâûâàëèñü â ñîâõîçû. Îòñþäà áûëè è íàçâàíèÿ ýòèõ ñîâõîçîâ, â çàâèñèìîñòè îò ðåãèîíà ïåðåñåëåíèÿ. Íàø ñîâõîç íàçûâàëñÿ «Êèåâñêèé». Ïîýòîìó íåãàòèâ, ñ êîòîðûì ñòîëêíóëèñü ðóññêèå è óêðàèíöû ñî ñòîðîíû êàçàõîâ, ïîñëå ðàñïàäà Ñîþçà, òå ìåñòà îáîøåë ñòîðîíîé.

Ó äåäà áûë êðàñíûé 412 ìîñêâè÷, íà êîòîðîì îí ïåðåäâèãàëñÿ ïî ñòåïÿì, åçäèë íà îõîòó è ïî äåëàì â îáëàñòü. ß î÷åíü ëþáèë êàòàòüñÿ ñ äåäîì íà ìàøèíå, òàê êàê ó ðîäèòåëåé íå áûëî àâòîìîáèëÿ, è äëÿ ìåíÿ ýòî áûëî áîëüøîå ïðèêëþ÷åíèå. Çàïàõ ñîâåòñêîãî àâòîìîáèëÿ íè ñ ÷åì íå ñïóòàòü. Äëÿ ìåíÿ ýòî çàïàõ äåòñòâà. ß íàïðàøèâàëñÿ âî âñå ïîåçäêè äåäà, ñàäèëñÿ íà ïåðåäíåå ïàññàæèðñêîå ñèäåíüå è çàâîðîæåííî ñìîòðåë âïåðåä, êàê ïîä êàïîò àâòîìîáèëÿ óïëûâàåò ïðîñåëî÷íàÿ äîðîãà, à âîêðóã íà ìíîãî êèëîìåòðîâ îäíà ñòåïü è ïøåíè÷íûå ïîëÿ. Áûâàëî, ÷òî ìû íåñêîëüêî ðàç óìóäðÿëèñü çàáëóäèòüñÿ íî÷üþ â õèòðîñïëåòåíèÿõ äîðîã. Êàðò è íàâèãàòîðîâ íå áûëî, äîðîãó äåä ðàñïîçíàâàë èíòóèòèâíî è ïî ïàìÿòè. Çàïîìíèëñÿ ñëó÷àé, êîãäà îòâîçèëè áàáóøêó ïîçäíî âå÷åðîì íà ñàìîëåò êóêóðóçíèê, êîòîðûé ðàñïûëÿë ïîëÿ êàêèìè-òî õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè, è çàáëóäèëèñü. ß ñèäåë íà çàäíåì ñèäåíüå, çà îêíîì îïóñòèëàñü þæíàÿ î÷åíü òåìíàÿ íî÷ü, äîðîãó ìîæíî áûëî ðàçãëÿäåòü åëå-åëå â ñâåòå ôàð, ìåòðà 2-3, íå áîëüøå. Ïëóòàëè î÷åíü äîëãî è âåðíóëèñü äîìîé äàëåêî çà ïîëíî÷ü. Ìàìà áûëà î÷åíü íàïóãàíà è ñåðäèëàñü íà äåäà, ÷òî îí âçÿë ìåíÿ ñ ñîáîé. Äåä ñïîêîéíî ñëóøàë åå ïðè÷èòàíèÿ è ïîäìèãèâàë ìíå. Òî÷íî ïîìíþ, ÷òî íèêîãäà ðÿäîì ñ äåäîì ìíå íå áûëî ñòðàøíî. Îí âñåãäà áûë î÷åíü ñïîêîéíûì âåñåëûì è óâåðåííûì.

Äåä î÷åíü ëþáèë ñîáàê, è ó íåãî íà óëèöå æèëî 2-3 ñîáàêè. Ãäå îí èõ íàõîäèë — íå çíàþ. Æèëè ðÿäîì è äèêèå êîòû è êîøêè, êîòîðûå âñåãäà ïðèõîäèëè ê êîðîâíèêó, êîãäà áàáóøêà ïðèíèìàëàñü çà âå÷åðíþþ äîéêó. Ñèäåëè ðÿäîì è òåðïåëèâî æäàëè òåïëîãî ïàðíîãî ìîëîêà. Êîòû è ñîáàêè íèêîãäà â äîì íå çàõîäèëè. Åñëè òîëüêî ìû íå òàùèëè èõ ñàìè. Äåäóøêà ãîâîðèë, ÷òî ÷åëîâåê íóæäàåòñÿ â æèâîòíûõ, ÷òî íå ïîíèìàåò, êàê ìîæíî æèòü áåç íèõ.

Áàáóøêà âñåãäà ÷òî-òî ãîòîâèëà. Ïåêëà îëàäüè, ïèðîæêè, ïèðîãè. Äåëàëà âàðåíèêè, ïåëüìåíè, ìàíòû. È ýòî áûëî î÷åíü âêóñíî. Áëàãî ìóêè áûëî î÷åíü ìíîãî. À ÷àñòü ïøåíèöû, êîòîðàÿ íå øëà íà ïîìîë ìóêè, äåä êðóïíî ìîëîë â äðîáèëêå íà êîðì äëÿ ñâèíåé.

Áûâàëî, ÷òî ïðîñíóâøèñü óòðîì, ÿ íå çàñòàâ íèêîãî äîìà, çàáåãàë íà êóõíþ, õâàòàë åùå òåïëûé ïèðîæîê ñ ÿáëîêîì è, íàäêóñûâàÿ, âûáåãàë âî äâîð áîñèêîì è â îäíèõ òðóñàõ ïîä óòðåííèå ëó÷è ñîëíöà, èùà ðîäèòåëåé è äåäà ñ áàáóøêîé, êîòîðûå âñåãäà î÷åíü ðàíî âñòàâàëè. Çà ìíîé óâÿçûâàëàñü ñîáà÷êà, è ìû íåñëèñü ìèìî äâóõ ïðóäîâ îò äîìà ê ñòîëîâîé, ðÿäîì ñ êîòîðîé áûëà êîëîíêà ñ âîäîé, ÷òîáû óìûòüñÿ è óòîëèòü æàæäó.

Áåççàáîòíîñòü è ñ÷àñòüå, êîòîðîå òû òîãäà íå îñîçíàåøü, à ïðîñòî òåáå î÷åíü õîðîøî îò âñåãî îêðóæàþùåãî: îò âåòåðêà ëàñêàþùåãî äåòñêîå ëèöî, îò çàïàõà ñòåïè, îò êóäàõòàþùèõ êóð, âûøàãèâàþùèõ ïî äâîðó, îò óìèðîòâîðåííî äðåìëþùåãî ïñà.

Äåä î÷åíü ëþáèë îõîòó íà ñàéãàêà. Ãîâîðèë, ÷òî ñàìûé ëó÷øèé øàøëûê òîëüêî èç ýòîãî ïàðíîêîïûòíîãî. Îñîáûì áëþäîì áûë áåøáàðìàê. Ãîòîâèëè åãî ïî ñëó÷àþ íàøåãî ïðèåçäà èëè áîëüøîãî ïðàçäíèêà. ß î÷åíü ëþáèë ñâàðåííûå ïëàñòû òåñòà è áóëüîí. Ìÿñî îáû÷íî íå åë. Ïåðåä îòúåçäîì çà íåäåëþ, äåä çàêàëûâàë ñâèíüþ. Áàáóøêà äåëàëà êðîâÿíóþ êîëáàñó, òóøåíêó, òîïèëà æèð. Ìÿñî óõîäèëî íà øàøëûê, êîòîðûé æàðèëè íåñêîëüêî äíåé.

Âñå ìîëî÷íûå ïðîäóêòû áàáóøêà äåëàëà ñàìà. Ìîëîêî ïðîãîíÿëà ÷åðåç ñåïàðàòîð, êîòîðûé îòäåëÿë ñëèâêè. Îáåçæèðåííîå ìîëîêî óõîäèëî íà ñãóùåíêó è íà ìîëî÷íûé êèñåëü – ïîäàâàëîñü êàê ïåðâîå áëþäî. Ñëèâêè áàáóøêà âçáèâàëà âðó÷íóþ â ìàñëî.

Äåä ñ îòöîì ìàñòåðèëè êîïòèëüíþ: êîïàëè òðàíøåþ, çàêëàäûâàëè õâîðîñòîì, íàêðûâàëè (òåõíîëîãèþ îñîáî íå ïîìíþ) è êîïòèëè íàì â äîðîãó â ïîåçä óòîê, êîòîðûå áûëè íåðåàëüíî âêóñíûìè.

Ïîçæå äåä ïðèîáðåë Íèâó, çà êîòîðîé ñ òîâàðèùàìè åçäèë íà àâòîçàâîä è ïåðåãîíÿë ñàìîñòîÿòåëüíî äîìîé.

Íà Íèâå ÿ ó÷èëñÿ âîæäåíèþ. Äåä ñàæàë ìåíÿ íà êîëåíè, ïîääåðæèâàë ñíèçó ðóëü ðóêàìè, ïåðåêëþ÷àÿ ïåðåäà÷è, è ìû ìåäëåííî âûåçæàëè â ñòåïü. Ïîòîì, ñî âðåìåíåì, îí ïåðåñàæèâàëñÿ íà ïàññàæèðñêîå ñèäåíüå è äàâàë ìíå âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü âñå ìàíèïóëÿöèè. Ýòî áûëî î÷åíü êðóòî. È ýòîò çàïàõ ïëàñòèêà Íèâû, ñìåøàííûé ñ çàïàõîì áåíçèíà è ñèãàðåòíîãî äûìà êóðÿùåãî äåäà, î÷åíü äîðîã è íåçàáûâàåì! Äî ñèõ ïîð, êîãäà âèæó Íèâó öâåòà ñïåëîé âèøíè – ñåðäöåáèåíèå âîëíèòåëüíî ó÷àùàåòñÿ.

Ìíå î÷åíü ÷àñòî õî÷åòñÿ ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ òåì ìàëü÷èøêîé, ñèäÿùèì çà ðóëåì Íèâû ðÿäîì ñ êóðÿùèì óëûáàþùèìñÿ äåäîì, à âîêðóã áåñêðàéíÿÿ ñòåïü, òåïëîå ëåòî, æóææàò íàñåêîìûå è õî÷åòñÿ, ÷òîáû âðåìÿ îñòàíîâèëîñü, ÷òîáû íàäûøàòüñÿ ýòèì ñëàäêèì âîçäóõîì äåòñòâà.

Источник