Куропаткин запретил солдатам стирать форму
Удивительно, но история камуфляжа, маскировки, как личного состава, так и боевой техники, всерьез началась только на Первой мировой войне. Конечно, и до этого, во время войн и боевых действий всегда были попытки скрыть воинов, ввести противника в заблуждение. Можно привести в пример знаменитого Троянского коня. Но серьезно к этому подошли только сто лет назад.
Удивительно, но история камуфляжа, маскировки, как личного состава, так и боевой техники, всерьез началась только на Первой мировой войне. Конечно, и до этого во время войн и боевых действий всегда были попытки скрыть своих воинов. Можно даже привести в пример знаменитого Троянского коня. Но серьезно к этому подошли только сто лет назад.
Что такое камуфляж и маскировка? По сути, это попытка ввести в заблуждение противника, выдать одно за другое, например, деревянные орудия за настоящие и отвлечь его внимание на ложные цели. Также важнейшим элементом камуфляжа является защита войск и технике за счет специфической окраски, позволяющей объектам стать малозаметными.
Если говорить об обмундировании, то военная одежда в прежние века всегда была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, пышные аксельбанты, цветные перевязи, эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с разноцветными султанами, сверкающие на солнце кирасы и шлемы, украшенные орлами. Чем заслуженней был полк, тем более яркую и вызывающую форму он носил.
Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Поэтому чем ярче выглядели войска, тем больше страха они внушали неприятелю. Но и тогда полководцы разными уловками пытались скрыть свои намерения. Например, Петр Первый во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года приказал опытнейшему Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным и необстрелянным Ладожским. У первых были синие мундиры, у новобранцев – серые. Как и ожидал Петр Первый, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, рассчитывая легко сломить сопротивление. Но наткнулась на жесткое сопротивление новгородских полков, имевших уже более чем восьмилетний опыт боевых действий. Шведская атака захлебнулась.
Но в конце девятнадцатого века появилось оружие массового поражения — многозарядные ружья, пулеметы, скорострельные пушки, авиация.
При таких новых видах оружия яркая форма уже не устрашала, а наоборот привлекала внимание стрелков. Интересно, еще до массового перехода на форму защитного цвета, во время русско-японской войны 1904-1905 годов командующий Манчжурской армией генерал А.Н. Куропаткин отдал очень необычный приказ. В русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и черных шароварах. Офицеры воевали в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. И сразу попадали под огонь японских пулеметов. Тогда А.Н. Куропаткин запретил своим солдатам и офицерам стирать форму, поскольку вымазанные в грязи белые кители были куда более незаметной мишенью. Это дало почти мгновенный положительный результат. Потери ощутимо уменьшились.
Очень ярко это выявилось и во время англо-бурской войны. Буры были одеты в форму, имитирующую окружающий ландшафт, использовали для маскировки ветки, грязь, песок, траву. И при этом они несли потери на порядок ниже, чем англичане, одетые в традиционные ярко красные и белые мундиры.
Стало очевидно, что в войнах нового типа яркость и разноцветность формы солдат неминуемо ведет к огромным потерям. А какие цвета более незаметны для противника? Обратились, естественно, к художникам. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.
Внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. В первые атаки Первой мировой войны французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Французская армия с трудом перешла на защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.
К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб (цвет табачного листа), немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но в ходе военных действий специалисты пришли к выводу, что защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и фигура солдата в защитном обмундировании, все же выделялся на фоне местности. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, на фоне сочной яркой зелени весенних полей или на фоне снега зимой выглядел весьма заметным тусклым пятном. Поэтому, вскоре пришли к пониманию, что для лучшей маскировки однотонная ткань не совсем и уместна и начали экспериментировать с пятнами на форме.
Гораздо более масштабно протекала маскировка больших военных объектов и техники. В частности военно-морских кораблей. Нам это трудно представить сейчас, но большинство военных кораблей было полностью покрыто разноцветной геометрической абстракцией. Зачем нужны были такие «веселые картинки»?
Все дело в том, что когда началась Первая мировая война, суда союзников оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками. Любые попытки замаскировать суда в море были неудачным. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других. Тогда была придумана схема «Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage), который также известен как «Ослепление Кутерьмы» (англ. razzle dazzle) или «живопись Ослепления» (англ. dazzle painting). Дизайн рисунка напоминает собой картину кубизма, в которой изображено огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных друг с другом. Подобная конструкция усложняет визуальное восприятие корабля, выявление его очертаний, не дает возможность противнику отличить правый борт от левого, чтобы точно определить направление движения. А это было важнейшим условием выживания. Дело в том, что тогда не существовало радиолокации. И на цель торпеды наводились визуально. А подобная боевая раскраска смазывала силуэт и очень трудно, тем более в бинокль, понять четкие очертания судна и направление движения. Или при определенном изображении линий и квадратов, казалось, что судно удаляется, а на самом деле, оно приближалось.
Отсюда и возникали картинки духе Пикассо или Малевича. Кстати, известна фраза самого Пабло Пикассо времен Первой мировой, что все маскировку на войне придумал он. Конечно, великий художник как часто бывало, немного преувеличил, но в его словах отчасти была правда. В работах по маскировке и камуфляжу активно принимали участие многие известных живописцы того времени. В частности, такую экзотическую окраску судов придумали известнейшие английские художники Норман Уилкинсони Эдуард Уодсворт. А исполняли работу студенты Королевской академии художеств Лондона. В проекте, кроме художников-живописцев, были задействованы еще и скульпторы, художники декораторы, которые создавали самые различные образы разнообразных вариантов расцветки.
В России во время Первой мировой войны вопросами камуфляжа и маскировки в штабе русской армии занимался великий русский художник Константин Алексеевич Коровин. Первая же поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «…здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников».
Коровин был великий певец красоты мира. Выдающимся русским импрессионистом, «Паганини в живописи» — называл его Федор Шаляпин. Также Константин Алексеевич явился, по сути, основателем театральной-декорационной живописи. До него никто не делал декорации к определенному спектаклю, делали декорации «вообще», а потом использовали многократно для совершенно разных спектаклей. В живописных работах его чувства цвета, умение передать тончайшую игру света и тени до сих пор вызывает восхищение. Конечно, именно такие знания и способности прекрасного художника послужили на благо защиты Родины.
Константин Коровин прожил долгую и трудную жизнь. Он всю жизнь неустанно трудился, после революции уехал в Париж, лечить тяжело заболевшего сына, да там и остался. Умер великий живописец в 1939 году в бедности, горячо тоскуя о родине.
Мастер оставил не только большое количество картин, которые находятся сейчас в лучших музеях мира, но и значительное литературное наследие. Это и мемуары, и рассказы о встречах с разными людьми, и просто проза. Удивительно, но великий художник был безмерно талантлив и как писатель. Тогда, в дни Первой мировой войны, посещая фронт, он написал маленький шедевр – пронзительный по своей гуманистической силе рассказ «Колька» о судьбе мальчика, который отправляется на фронт в старых родительских сапогах искать своего отца. И сам погибает от немецких снарядов.
«Шел долгий бой. В окрестностях Кременца снесен артиллерийским огнем какой-то городок. Кусок церковки белеет, как срезанная пасха; мусор разбитых домов, щебень, грязь, глина… Кой-где торчит остаток печи… Стаи воронья носятся и с криком опускаются кучей, отыскивая добычу. Из глины и мусора выглядывает грязный сапог и в нем часть ноги: расшиб снаряд и человека нет. Около сапога — собака кривая, Волчок. Не дает клевать воронам ногу… Смотрит Волчок одним глазом, и в глазу кривой собаки скорбь тяжкая и недоумение. Глядит, сидит, поднимет морду кверху и тихонько завоет… Издох кривой Волчок у сапога друга своего Кольки…».
Очень символично, что такие великие люди, как Константин Коровин, своими талантами помогали России в ее нелегкой битве с агрессором.
Владимир Казаков
«…Россия вверяла свою вооружённую силу человеку, совершенно неспособному побеждать». Полковник К.И. Дружинин, из «Воспоминаний о Русско-Японской 1904-1905 гг. войне участника-добровольца».
По материалам сайта АНЕКДОТИКА.РУ.
Генерал А.Н. Куропаткин.
Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925) — генерал-адъютант, военный министр (1898–1904), командующий Маньчжурской армией (c 7 февраля 1904 г.), Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии (с 13 октября 1904 г.), командующий 1-й Маньчжурской армией (с 8 марта 1905 г.).
В Русско-японскую войну командовал русскими войсками в сражениях при Ляояне, Шахэ, Сандепу и Мукдене, последовательно проиграв их все.
В начале своей карьеры Куропаткин служил под началом легендарного «белого генерала» М.Д. Скобелева в Туркестанских походах, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (начальником штаба) и ахал-текинской военной экспедиции.
Когда генералу Драгомирову сказали, что Куропаткин назначен Командующим Маньчжурской армией, тот саркастически улыбнулся и спросил:
— А кто же будет при нём Скобелевым?
Драгомиров М.И. (1830−1905) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии. В Русско-турецкую войну 1877−1878 гг. командовал 14-й пехотной дивизией, позже занимал должности начальника Николаевской Академии Генерального штаба, командующего войсками Киевского военного округа, киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, члена Государственного Совета. Один из ведущих военных теоретиков и педагогов своего времени.
Терпение, терпение и терпение.
Куропаткин назначен на должность командующего Маньчжурской армией 7 февраля 1904 г., но долго (до 15 марта) не может добраться до своей ставки в Ляояне, так как принимает одну за другою депутации от городов и земств с иконами и образами, посещает прощальные обеды, выслушивает застольные речи и везде повторяет одно и то же: «Терпение, терпение и терпение».
Объявление. Генерал Куропаткин проездом из Маньчжурии потерял терпение. Нашедшего просят доставить за приличное вознаграждение (кредитными билетами).
***
Терпение и труд всё перетрут, кроме неприятеля.
***
Задача. Генерал Куропаткин, провозглашавший «терпение, терпение и терпение», возвращается с театра военных действий. Спрашивается, имеет ли право русский народ потерять уже терпение или ещё нет?
На должности командующего армией Куропаткин получал порядка 17 тысяч рублей в год. К тому же за оставшимися в России семьями генералов сохранялось содержание по прежним должностям.
Для сравнения: оклад армейского офицера в должности ротного командира составлял около 170 руб. в месяц, причём часть средств из этих денег офицерам приходилось тратить на содержание своих семей.
— Почему Куропаткин говорил: «Терпение, терпение и терпение»?
— Очень просто, зачем ему было торопиться, когда он получал такое солидное содержание!
***
Генералу Куропаткину задержали выплату жалованья. На вопрос Куропаткина, где же деньги, последовал ответ:
— Терпение, терпение и ещё раз терпение.
***
Терпение, терпение и терпение — плох тот генерал, который не надеется стать миллионером.
В Ляояне Куропаткин жил в поезде, стоявшем в особом тупике, а посетителей принимал в роскошном павильоне, охраняемым почётными часовыми, меблированном специально для нескольких часов приёмов. Изящная мебель, ковры, люстры — всё в новом стиле… Китайская железная дорога заплатила за меблировку квартиры наместника Алексеева, в Мукдене, и Куропаткина, в Ляояне, 50.000 рублей.
23-го августа 1904 е. павильон Куропаткина, вместе с венчавшим его георгиевским флагом, в целости и сохранности достался японцам.
«…Командовать не способен»
Несмотря на приятельские отношения, аттестуя своего подчинённого, М.Д. Скобелев написал про Куропаткина: «Отдельной частью командовать не способен, не имея никакой инициативы».
В первой же операции вполне выяснился характер командной деятельности Куропаткина:
● никогда не отдавать категорических ясных приказаний;
● никогда не отвечать в высшие инстанции «да» или «нет»;
● никогда не брать на себя ответственности ни в чём;
● возможно больше отписываться и писать исключительно так, чтобы каждый документ мог всегда быть истолкован в пользу его написавшего.
Телеграммы от генерала Куропаткина.
1-я: «Противник начал наступление. Мороза 5 градусов. Наши взяли 2½ пулемёта. Дух от войск идёт бодрый. О чём доношу.»
2-я: «Мороз не 5 градусов, а 6. Наши взяли не 2½ , а 2 пулемёта. Дух от войск усиливается. Вывел армию из опасного положения. О чём доношу.»
***
Корреспондент газеты «Le Matin» телеграфирует, что генерал Куропаткин, в беседе с ним, так объяснил причину своих неудач: «Как бывший главнокомандующий, я не могу не признать, что более всего виноват в нашей неподготовленности бывший военный министр, но, как бывший военный министр, я не могу оправдать и действий главнокомандующего!»
В чём сила, брат?
Куропаткин всячески подчёркивал свою богомольность, говоря всем, что он находит большое душевное удовлетворение в исполнении церковных обрядов.
По поводу бездуховных японцев он писал (после визита в Японию в 1902 году): «В школах военных никакого религиозного образования и воспитания не дают. При школах храмов не имеется… То же и в армии. Это большая слабость японской армии.»
Вместе с командующим в армию приехало много икон и образов, поднесённых Куропаткину от городских обществ и земств, провожавших его на войну.
Столько набрал Куропаткин образов, что не знает, каким образом победить.
***
Куда Куропаткин с иконами, туда и Стессель с коровами.
Но всё это не помогло.
Не помог даже всероссийский молебен о даровании победы России и покарании Японии. Как горько шутили японцы после самого разрушительного за всю историю Японии землетрясения 1923 года: русское проклятие срабатывает с опозданием на 19 лет.
Телеграммы. По слухам, возвращающийся с Дальнего Востока генерал Куропаткин намерен предложить своим товарищам по командованию открыть торговлю иконами, полученными по пути к победам, для пополнения своих денежных средств.
Однако, по утверждению священника Иоанна Кронштадтского, все поднесённые ему иконы «вождь нашего воинства» Куропаткин оставил при отступлении язычникам-японцам.
Идеальный план
Куропаткин придумал очень простой план войны, который и изложил императору Николаю II перед отъездом на Дальний Восток 2 февраля 1904 г.:
1) Борьба флотов за главенство на море.
2) Десант со стороны японцев и противодействие ему.
3) Оборонительные действия с широким развитием партизанских действий до сбора значительных сил.
4) Переход в наступление и вытеснение японцев из Маньчжурии и Кореи.
5) Десант в Японию, разбитие территориальных японских войск, борьба с народным восстанием, овладение столицами и особою императора.
— В чём отличие Куропаткина от Суворова?
— Суворов знал, где начнёт военные действия, но не знал, где их закончит. Куропаткин же знал, где и чем закончит войну, но не знал, где и как он её начнёт.
Поскольку Куропаткин изначально исходил из намерения не дать противнику разбить свои силы до прибытия подкреплений из России и при этом панически боялся обходов, он отдал инициативу противнику, а русская армия под его началом всё время отступала и отступала.
Куропаткин привык всё терпеть, даже… отступления.
***
«Петербургский листок» сообщает, что генерал Куропаткин собирается уйти в отставку и удалиться в своё поместье. Впрочем, в этой тяге генерала к окончательному и непрерывному отступлению, пожалуй, нет ничего необычного.
***
ГОРЕМЫКИН И КУРОПАТКИН
Куропаткин прославился на весь мир сказочным терпением. Горемыкин — тоже.
Куропаткин знаменит постоянным отступлением. Горемыкин — наоборот. Не желает отступить, как его об этом ни просят.
Куропаткина нельзя было заставить сделать шаг вперёд. Горемыкин о движении «вперёд» даже думать боится, но зато и назад идти не желает.
Куропаткин мечтал победить японцев. Горемыкин об этом не мечтает — дай Бог с русскими справиться.
Куропаткин считал необходимым для победы множество образов. Горемыкин — предпочитает миллион деклараций, развешанных на заборах.
Куропаткин с горечью вспоминает Ляоян. Горемыкин — 13-е мая.
Куропаткину даже японцы доверяли, считая, что он не изменит своему решению отступать. Горемыкину не доверяют даже русские.
Куропаткину образа не помогли. Горемыкину «декларация» тоже не поможет.
***
Новости. Токио. Японцы собирают деньги на памятники трём великим героям: Куропаткину, Стесселю и Алексееву, которые наиболее помогли им в последней войне.
В 1906 г. увидел свет 4-х томный труд о Русско-японской войне «Отчёт генерал-адъютанта Куропаткина». Первые 3 тома посвящены описанию трёх главных сражений войны: при Ляояне, Шахе и Мукдене, а 4-й — итогам войны.
Генерал А.Н. Куропаткин усердно работает над подготовкой к печати нового сочинения, посвящаемого славной памяти А.В. Суворова, «Наука победы, или моя тактика» с чертежами и планами Мукденского и Ляоянского сражений. Ожидается ряд сочувственных отзывов японской прессы.
Отдельная песня — куропаткинская система раздачи наград: весь штаб Куропаткина был украшен и золотым оружием, и Владимиром с мечами. При этом ордена раздавались за личные мелкие услуги, а не за боевые отличия.
В общем, можно сказать, что генерал Куропаткин в большой мере способствовал развитию в действующей армии пагубного института «своих людей».
— Скажите, за какую такую кампанию он увешан отличиями?
— Да просто за компанию.
При перепечатке или использовании материалов статьи ссылка на данную страницу либо сайт ANECDOTICA.RU обязательна.