Мама простыни стирала и на речке полоскала

д) Один корень из слова всемирный, другой – из слова любить, суффикс и окончание из слова красивый. (Миролюбивый.)

2. Игра «Разбери матрёшку».

На доске записаны слова: подносчики, перевозчики, обходчики.

Класс делится на 3 команды (по рядам). Игрокам нужно, отнимая по одной части (окончание, суффикс, приставка), разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось. В конце команда отвечает на вопрос: «Без какой части слово не может жить?» (Без корня.)

3. Игра «Ходом шахматного коня».

Начиная с рисунка шахматной фигуры, прочтите две строчки одного из стихотворений С. Маршака – «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс или окончание.

по

держ

сво

ан

ник

й

кажд

в

ник

е

ать

ряд

уч

ев

Обяз

ый

дн

к

е

Ответ: Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник.

4. Выучите скороговорки. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Проворонила ворона воронёнка.

5. Разгадайте ребусы.

Занятия 9-10

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

1. Выучите рифмовку.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать г(о, а)ра, тр(о, а)ва

И слова м(о, а)ря, д(е, и)ла?

Чтобы не было сомненья.

Ставим звук под ударенье:

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

2. Разгадайте загадки, напишите отгадки. В словах-отгадках подчеркните безударные

гласные и подберите проверочное слово.

а) На стебельке сидит б) Лежит верёвка, в) Его весной и летом

И усами шевелит. Шипит плутовка. Мы видели одетым.

Разомнёшь его в ладони — Брать опасно — А осенью с бедняжки

Золотым зерном набит. Укусит, ясно? Сорвали все рубашки.

(Колос.) (Змея.) (Дерево.)

г) Утром падаю всегда: д) В белом поле на просторе

Не дождинка, не звезда, Я оставляю тонкий след,

Но сверкаю в лопухах Но жить он может

На опушках и лугах. Много лет.

(Роса.) (Перо, карандаш, ручка.)

3. Игра «Различай на слух!»

Класс делится на 3 команды. Ведущий читает каждой команде четверостишие. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами. Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание.

а) Мама простыни стирала б) Гири брат мой поднимает,

И на речке полоскала. Свою силу развивает.

К дочке кошка подбежала, А на крыше мой флажок

Дочка кошку поласкала. Развевает ветерок.

в) К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на брёвнышко

Сел и посидел.

Мама простыни стирала и на речке полоскала

4. Разгадайте ребусы. Придумайте ребусы сами.

Занятия 11-12

Тема: Безударные гласные, не проверяемые ударением в корне слова

1. Игра «Кто больше запомнит?»

Ведущий читает рифмовки с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Нужно запомнить как можно больше слов рифмовки. Выигрывает тот, кто правильно запишет наибольшее число слов.

а) Баран, гараж, газета б) Диван, пианино, рисунок, пион,

Пальто, завод, ракета, Ситро, лимонад, кипяток и бидон,

Магазин, базар, батон, Гирлянда, фиалка. Сирень и лимон,

Пассажир, багаж, вагон, Милиция, митинг, пилот, миллион,

Кастрюля, капуста, арбуз и банан, Минута, нигде, никогда, никуда –

Картина, карман, карандаш и стакан. Все с и безударною пишут всегда.

в) Корова, огород, солома,

Молоко, комар, ворона,

Хорошо, шоссе, шофёр,

Колобок, пожар, костёр,

Корзина, котлета, копейка, корыто,

Горох, помидор, огурец и копыто.

2. Эстафета «Парный выход».

Класс делится на 3 команды (по рядам). К доске выходят 3 ученика, которые сидят за первой партой, и записывают под диктовку ведущего по одному «словарному слову». Остальные дети пишут эти же слова в тетрадях. Затем выходит к доске следующая тройка игроков и т. д. Команды проверяют запись на доске друг у друга, ошибки исправляются. Побеждает команда, которая допустила меньше ошибок.

3. Разгадайте загадки, запишите отгадки.

а) Рыжая птичница в курятник пришла,

Всех кур перечла, с собой унесла. (Лисица.)

б) Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (Собака.)

в) Голодная мычит,

Сытая жуёт, всем ребятам молоко даёт. (Корова.)

г) Любит рыбу, любит мёд,

Из деревьев дуги гнёт. (Медведь.)

д) Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш.)

е) Уютный дом себе нашли

Все мои карандаши. (Пенал.)

4. Разгадайте ребусы. Придумайте ребусы сами.

Занятия 13-14

Тема: Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова

1. Разучивание рифмовки.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

2. Разгадывание загадок.

Найдите в словах загадки «сомнительные» согласные». Выпишите их и напишите проверочное слово.

а) Я и круглый, я и гладкий, б) На ушах его серёжки,

И на вкус приятно сладкий. А на ножках есть сапожки.

Знает каждый карапуз, На головке гребешок.

Что меня зовут … . Вот какой наш … .

(Арбуз.) (Петушок.)

в) Кто сидит на крепкой ножке г) Я и горький, я и сладкий,

В бурых листьях у дорожки? К солнцу я тянусь из грядки.

Встала шапка из травы — Малышам полезный друг,

Нет под шапкой головы. А зовусь я просто … .

(Гриб.) (Лук.)

д) Плывёт пароход, е) Сладкие крошки

То взад, то вперёд, На короткой ножке.

А за ним такая гладь — Кто проходит близко,

Ни морщинки не видать. Кланяется низко.

(Утюг.) (Земляника.)

3. Метаграммы.

а) С глухим согласным наливаюсь в поле, б) С глухим траву она срезает,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. Со звонким и листочки объедает.

(Колос – голос.) (Коса – коза.)

в) С глухим согласным мы его читаем, г) Со звонкой на конце он значит

Со звонким – в нём мы обитаем. Примерно то же, что «не стар».

(Том – дом.) С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар.

(Молод – молот.)

д) С глухим шипящим я числительное, е) С глухим шипящим кругл, как мячик.

Со звонким – имя существительное. Со звонким – как огонь горячий.

(Шесть – жесть.) (Шар – жар.)

ж) Со звонким – много времени пройдёт, з) Со звонким – я цветов царица.

С глухим – он ест мышей и песенки поёт. С глухим – лишь капелька водицы.

(Год – кот.) ( Роза – роса.)

4. Игра «Цветик – семицветик».

На доске – 3 плаката с цветами без лепестков (стебель и сердцевина). Вокруг сердцевины прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.

Каждая команда получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине цветка и объясняет выбор буквы. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Слова для записи на лепестках: бро…ь, гри.., яго..ка, ры..ки, гла..ки, сапо..ки, скри.., дож..ь, ду.., гу..ки, фла..ки, ро.., бере..ка, голу..ь, зу.., хле..цы, пло..цы, пиро..ки, сне.., ре..ка, го.. .

5. Игра «Подумай – объясни!»

В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой. Как же в выделенных словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выигрывает тот, кто первым ответит на этот вопрос.

Мама простыни стирала и на речке полоскала

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7

Источник

Филипова Елена Анатольевна

МБОУ Глинковская СШ с. Глинка

Учитель начальных классов

2016 год Код участника

Муниципальная олимпиада для младших школьников

Русский язык

2 класс

Дорогой друг! Сегодня тебе предстоит выполнить олимпиадные задания по русскому языку. Внимательно читай их, не спеши! Время выполнения – 1 урок (45минут). Желаем удачи!

Задание

Баллы

1. К какому слову нельзя добавить слово слишком?Обведи правильное.

1) горячая; 2) солёная; 3) манная; 4) жидкая; 5) кислая.

0 1

2. Какие слова нельзя переносить. Обведи.

1) чайка 2) Оля 3) классный 4) стол 5) мальчик 6) гость 7) она 8) вьюн 9) герб.

0 1 2

3.Запиши слова в алфавитном порядке, поставь ударение:

  свекла, алфавит, зверобой, щавель, портфель.

___________________________________________________________________

0 1 2

4. В каких словах есть мягкие согласные звуки.Обведи.

1) цирк 2) луч 3) маяк 4) машина 5) чайка 6) лужица 7) лист 8) сцена

0 1 2

5. Выпишите слова, в которых есть звук [й].

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я – то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя».

________________________________________________________________

0 1 2

6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из скобок.

Мама простыни стирала и на речке (полоскала, поласкала) ___________________.

К дочке кошка подбежала, дочка кошку (полоскала, поласкала) ___________________.

0 1 2

7. Из букв данных слов составь новые слова, используя все буквы. Запиши.

гора — _______________________

ракета — _____________________

мольба — ____________________

каратист — ___________________

0 1 2 3 4

8. Подчеркни подлежащеев каждом предложении.

День сменил ночь. День сменила ночь.

0 1 2

9. Бабушка купила Васе теплый свитер и сказала: «Вот наступит зима и тебе пригодится эта…». Обведи нужное слово.

1) поделка; 2) находка; 3) новинка; 4) обновка.

0 2

10. Отгадайте слово по его определению.

1) Частый, грибной, слепой, проливной (что?) _________________.

2) Глазное, печеное, кислое, наливное (что?) _________________.

3) Колючая, чайная, душистая, белая (что?) _________________.

0 1 2 3

11.Составь цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

М____________ _____________ ____________ ______________

город цветок имя мальчика инструмент

0 1 2 3 4

12. Впиши в две клеточки словоСЕМЬЯ.Впиши в четыре клеточки словоЛАСТОЧКА.

0 2 4

13. Соедини стрелками слова из одного столбика с подходящими выражениями из другого столбика.

просьба

радость

сожаление

приказание

гнев

Принять надлежащие меры!

Смилуйся, государыня-рыбка.

Эх, ты… недотёпа!

0 1 2 3

14. На лужайке телёнок, ягнёнок, жеребёнок, овечка, овчарка. Кто из них родня барана? Обведи правильный ответ.

1) овечка и овчарка; 2) телёнок и ягнёнок; 3) жеребёнок и овчарка;

4) ягнёнок и овечка; 5) овечка, овчарка и ягнёнок.

0 3

15. Даны слова: выпучить, оскалить, выпятить, надуть. Что лишнее? Обведи.

1) щёки; 2) зубы; 3) нос; 4) грудь; 5) глаза.

0 4

16. Повторять «Ой!» — это ойкать. А от какого слова обычно не образуется название действия? Обведи.

1) мяу; 2) ау; 3) ква; 4) ха- ха; 5) хи-хи.

0 4

17.Учитель музыки попросил закончит ряд: гнездо, пюре, цунами, Марфа, фасоль, кастрюля,… Добавь нужное слово.

1) лягушка; 2) пианино; 3) такси; 4) желе; 5) стул.

0 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Всего баллов

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку

2 класс (2016 год)

задания

Ответы

Баллы

1

3) манная

1 б.

2

2) Оля; 4) стол; 6) гость; 7) она; 8) вьюн; 9) герб.

1 б. — неполное выполнение задания (или с ошибками); 2 б.- все 6 слов верно.

3

Алфави́т, звони́т, портфе́ль, свёкла, щаве́ль. 

1 б.- верное ударение

1 б.- верное расположение слов по алфавиту – 2 б.

4

2) луч; 3) маяк; 5) чайка; 7) лист.

1 б. — неполное выполнение задания (или с ошибками); 2 б.- все 4 слова верно

5

Змея, своя, я, извиваясь

1 б. — неполное выполнение задания (или с ошибками); 2 б.- все 4 слова верно

6

1) Мама простыни стирала и на речке полоскала; 2) К дочке кошка подбежала, дочка кошку поласкала.

2 б. – ответ соответствует образцу

1 б. – ответ соответствует частично (вставлено 1 слово)

7

гора — рога, ракета – карета, мольба – альбом, каратист – артистка.

4 б. – все слова;

3 б. – 3 слова;

2 б. – 2 слова;

1 б. – 1 слово.

8

День сменил ночь. День сменила ночь.

2 б. – ответ соответствует образцу

1 б. – ответ соответствует частично (подчеркнуто 1 слово)

9

4) обновка.

2 б.

10

1) дождь; 2) яблоко; 3) роза.

3 б. – все слова;

2 б. – 2 слова;

1 б. – 1 слово.

11

Например:Москва, астра, Александр, рубанок

Творческое задание (ответы вариативны, имена собственные д.б. написаны с большой буквы). 1 б. за каждое правильное слово; 4 б.- все 4 слова.

12

2 б.- 1 слово; 4 б.- 2 слова.

13

просьба

радость

с ожаление

приказание

гнев

Принять надлежащие меры!

Смилуйся, государыня-рыбка.

Эх, ты… недотёпа!

3 б.- все верно

2 б. — 2 верных ответа

1 б. – 1 верный ответ

14

4) ягнёнок и овечка.

3 б.

15

3) нос;

4 б.

16

4) ха- ха

4 б.

17

3) такси

4 б.

Максимальное количество баллов – 48

Источник

Работа по учебнику

Упр. 194 (с. 104).

— Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?

— Почему написание этих слов нужно проверять?

— Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова.)

— Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как проверить безударный гласный в корне?

— Как обозначаются гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов?

— Выучите правило.

Упр. 195 (первая часть) (с. 105).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить безударный гласный в корне?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось трудным?

Домашнее задание

Упр. 195 (вторая часть) (с. 105).

Тема:  Правописание слов с безударными гласными в корне.

Цели:формировать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; развивать творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют пропущенные буквы и проверочные слова.)

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках за­пишите проверочные слова. В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдость со­гласных.

Солнце село, но в л.ху ещё св..тло. Птицы весло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам деревьев.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запи­шите проверочные слова.

На л.хной п..лянке кланяются лиловые к..локольчики, вьётся цепкий горошек, к..чаются одуванчики и б..леют высокие ромашки. Проп..лзают по былинкам жучки-коровки, выб.лают на дорожку шу­стрые мур..вьи, порхают над цв..тами бабочки. Д..довито звенит над п.лянойпч.ла.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Вершина, бежать, низина, замерзать, держал, далёкий, голодать, по­лезный, резьба, помогать, кленовый, тяжёлый.

(Проверка.)                                                                 

Запомните!

Проверяйте по словарю Проверяйте ударением
вестибюль долина — дол
ветеран далекий — даль
ателье примирить (друзей) — мир
фойе примерять (платье) — примерка
помидор посвятить — свято
горизонт посветить — свет

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Гн..здо, к..рмушка, с..бака, л..нивец, г..лодный.

— Чем похожи все слова? (Слова с безударными гласными в корне.)

Какое слово лишнее? Почему? {Собака — слово с непрове­ряемой орфограммой.)

Костальным словам подберите проверочные слова.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 196 (с. 105).

Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.

— Найдите в каждом предложении слова, которые произно­сятся одинаково.

— Объясните написание этих слов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

Упр. 197 (с. 106).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Назовите антонимы.

Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный.) Село, глядеть, косилка, подарил, снегирь, зима и др.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 198 (с. 106).

Прочитайте. Как вы понимаете эти выражения?

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

Упр. 199 (с. 106).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

VIII. Рефлексия

Игра «Самый внимательный»

— Прочитайте. Найдите в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясните напи­сание этих слов.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на брёвнышко

Сел и посидел.

Шарады

С е торопят, если знают,

Что недолго уж до срока.

С и — учительница часто

Говорит в конце урока. (Спеши — спиши.)

Делать с и спокойно нужно,

Если слушаешь урок.

Будешь с е ещё не скоро,

Не пришёл ещё твой срок. (Сидеть — седеть.)

С и недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С е же делать нелегко,

Коль забрался высоко. (Слизать слезать.)

С буквой е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство —

Делай быстро с буквой и. (Запевай — запивай.)

С буквой а с грибами сделай,

Ешь, не бойся ничего.

Не открыть малышке двери —

Помоги-ка с буквой о. (Отвари — отвори.)

С и нам долго находиться

Можно в городе, в селе.

При еде, чтоб не давиться,

Надо сделать с буквой е. (Проживать — прожевать.)

Как проверить безударный гласный в корне слова?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 200 (с. 107).

Источник

Как до вчерашнего дня представляла я себе «постирушки» по-русски? Идем мы, думала, с девицами к речке-матушке, песню затянем, простыни свои белоснежные раскинем, прополощем, отожмем и румяные да веселые по домам разойдемся, запахом мороза избы наполнять… И вот стою я на берегу буйской речки Вексы с мокрой тряпкой в руках. И что-то песня не поется, и румянец не горит. А как готовилась! Как рвалась. Ведь, можно сказать, по депутатскому запросу ехала.

Еще в середине ноября депутат Госдумы Дмитрий Гудков разразился гневом у себя на страничке в Фейсбуке: город Буй объявил тендер на сайте госзакупок — на плотомойки. 74 тысячи рублей, чтобы поставить и обслуживать деревянные настилы и перила для буевлян, которые полощут белье в реке. «Неужели вот это есть Россия, поднявшаяся с колен? Нет, полоскать белье в реке можно только на коленях», — заявил Гудков.

Мы не поверили. Заподозревали сразу всякое. Уж не шустрые ли местные чиновники присмотрели себе баньки в тех местах и за госсчет обустраивают купальни, чтобы нырять после парилок с русалками?

— О, вы не знаете, что это такое: с мороза принести домой белье! Такой запах! — чья-то ностальгия по зимним каникулам у бабушки потонула в ворохе возмущения: «Да ведь можно водопровод провести и в машинке стирать! Можно воды натаскать и в тепле полоскать! Зимняя свежесть сейчас прекрасно получается из коробки стирального порошка! И вообще — у нас ракеты! Космос наш!». На словах «Да вы жизни в России не знаете!» я взяла самый красивый тазик, белую простынку и поехала в Буй — полоскать.

Как полоскать белье в реке.Елена ВАХРУШЕВА, Ольга ПРОХОРОВА

Так сложилось исторически

В Буе, отдаленном городке в Костромской области с зубодробильными дорогами, живут 25 тысяч человек. В центре здесь стоят привычные пятиэтажки и административные здания. А вот поодаль, по берегам двух сливающихся рек — Вексы и Костромы — домишки с огородами и собаками за заборами. Насчет девиц я, конечно, погорячилась. Дочки-внучки тут явно разъехались. И хотя многие дома очень даже приличные, до дорогих дач чиновников им не дотянуть. Санки волокут мимо заборчиков бабули. Они-то и ползают с крутого берега к тощей речке — полоскать. В администрации ответ простой: нет денег на цивилизацию для буевлян.

— Исторически так сложилось, — оправдывается глава городского округа Валерий Катышев. — Этот частный сектор не охвачен сетями водопровода и канализаций. Нет возможности провести.

Проруби нам нужны!

— Вы мэра нашего не обижайте! — сразу пошла в атаку Галина Медведева, местная «кто тут главный». Валентина Константиновна крепкая женщина, осанистая. Возглавляет уличный комитет, единственным членом которого она сама и является. Держит всю улицу под контролем. Мы встретились у забора ее аккуратного домика.

— Думаете, зря обидели? — готовность Галины Константиновны грудью встать за руководство города вызвала странное чувство. Так это не похоже на жителей маленьких городков. Но рядом стояла представительница городской администрации, и я не стала настаивать на ответе.

— Сколько можно доказывать, что эти проруби нам нужны? Нужны! — Галина Константиновна раскинула руки за всех в округе.

Машинкой, говорит, не всегда можно стирать — вода мутная. А то вдруг водонасосная станция сломается — и вовсе воды нет в доме. Колодцы тоже дело ненадежное. В общем, с постоянными трудностями борются буевляне, не только с нападками на мэра.

— Сдавали тут, правда, в прачечную у больницы, — вспомнила Медведева. — Но это ж так дорого. И все равно везти на санках.

В администрации тоже уверяют — нет для пожилых буевлянок ничего лучше, чем полоскать белье в водах. На реку, мол, ходят даже те, у кого нормально работают стиральные машины. Счет за электричество-то приходит каждый месяц. И каждый месяц — не радует.

Это вам не пианино

Я смекалистая — чтобы не отморозить руки, купила шерстяные и резиновые перчатки. Галина Константиновна, сама лет 40 прополоскавшая на речушке белье, огромной палкой с острым лезвием на конце (называется «пешня») принялась колотить лед у крутого берега. Река еще не замерзла, и в той самой «гудковской» проруби было не прополоскать. У берега вода — противного бурого цвета.

— На середине-то чистая, — заверила Медведева. «Все равно дома перестираю», — подумала я про себя. Позже убедилась: такую воду буевляне по праву считают чистой — у них из кранов течет коричневая вода с резким запахом железа.

Я взяла простыню. Ну, за дело! На колени, вопреки утверждению депутата Гудкова, не встала — так неудобно. Принялась яростно шлепать бельем по воде.

— Что ты простыню двумя пальцами взяла? Это не пианино! Сожми пальцы в кулачок, — хохотнула Галина Константиновна.

Из реки в итоге я вытащила жалкую коричневую тряпку, облепленную длинными водорослями. Эй, а где моя морозная свежесть? А?

Постирушки не для слабаков

— Отжать теперь надо, — напомнила опытная полоскальщица. И снова прищурилась: — Охо-хо, а отжимать-то мы как следует и не умеем?

Отобрала у меня простыню и лихо скрутила ее в три приема.

— Тебе ж, представь, кучу белья в гору обратно тащить — отжать надо хорошенько, чтоб не надорваться.

— Ага, а бабулям вашим каково? Вот ваш любимый мэр взял бы да построил прачечную в городе — никто бы и не надрывался, — глядя в буйские дали, разговаривать хочется, подбоченясь.

— Прачечную! Ну знаете… Вот бабка у нас на улице тут живет. Лет 80 ей. Она как-никак, а спустится, прополощет. А как она будет ходить через весь город в прачечную? Как она там будет себя чувствовать?

Ну разумеется. Не те ощущения.

Я взяла таз, потащила свое бельишко в гору и наверху не удержалась:

— Предположим, мы живем в волшебном мире и у вас есть стиральная машинка, которая работает без каких-то ограничений — все равно пойдете в прорубь полоскать?

— Ну! Стиральная машинка — это совсем другое дело, совсем другое…

— И еще: на самой реке сейчас никак не постирать — лед тонок, у берега — грязно. Так что делать-то, если кто-то сейчас постирать захочет?

— Не захочет! Будем ждать, пока не встанет лед.

— До января?

— Хоть до марта!

Отправившись в обратный путь, отогревая пальцы, разглядывая облупившийся маникюр и слушая, как хлюпает в багажнике на кочках мокрое белье, думала: может, правда, зря мэра-то обидели? Крепко держатся буевляне за свои проруби — не оторвать. От депутата, нарушившего патриархальный уклад, требуют явиться для разговора «накрепко». Депутат пока не едет. Частный сектор копит белье. Буй ждет морозов.

Как полоскать белье в реке.Елена ВАХРУШЕВА, Ольга ПРОХОРОВА

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник