Мама стирает это играет
Игра «Он, она, они»
Чему учится ребенок: согласовывать глаголы 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа с местоимениями «я», «ты», «вы», «он», «она», «они».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка ответить на вопросы, что делает мама, что делает папа, что делают мама и папа и т. д.
Мама моет посуду. — Что она делает? — Она моет посуду.
Папа забивает гвоздь. — Что он делает? — Он забивает гвоздь.
Мама с папой купают малыша. — Что они делают? — Они купают малыша.
Я и папа пилим доску. — Что мы делаем? — Мы пилим доску.
Ты и мама читаете книгу. — Что вы делаете? — Вы читаете книгу.
Игра «Мама — дочка»
Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Оснащение: мяч.
Ход игры: предложите ребенку образовывать новые слова по образцу.
У мамы — рот, а у доченьки — … ротик.
У мамы — нос, а у доченьки — … носик.
У мамы — брови, а у доченьки — … бровки.
У мамы — волосы, а у доченьки — … волосики.
У мамы — нога, а у доченьки — … ноженьки.
У мамы — руки, а у доченьки — … ручки.
У мамы — глаза, а у доченьки — … глазки.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
5–6 лет
(старшая группа)
Игра «Слова наоборот»
Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.
Оснащение: парные картинки (см. вклейку, рис. 18).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки-фотографии, на которых изображена мама. Попросите подобрать картинку-фотографию с противоположным значением. Или поиграть в игру «наоборот» — подобрать антонимы. Например: чистая — грязная.
Лексический материал
Сухой — … мокрый (зонт у мамы).
Широкий — узкий (пояс на мамином платье).
Веселая — … грустная (портрет-фотография).
Вверху — … внизу (мама подбрасывает воздушный шарик).
Бросает — … ловит (мяч).
Игра «Стираем вместес мамой»
Чему учится ребенок: образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; использовать их в активной речи. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать стихотворение:
Знают мамы,
Знают дети,
Знает взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь,
Без колес не сдвинуть воза,
Хоть впрягай в него коня,
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки — без труда
Не годятся никуда.
Немецкая песенка
Предложите ребенку помочь маме — выстирать свои маленькие предметы одежды. Попросите закончить начатое вами предложение. Например: «Мама будет стирать майку, а я … маечку. Майка чистая, а маечка … чистенькая».
Лексический материал
Мама будет стирать юбку, а я… юбочку. Юбка чистая, а юбочка … чистенькая.
Мама будет стирать платье, а я … платьишко. Платье чистое, а платьице… чистенькое.
Мама будет стирать шапку, а я … шапочку. Шапка чистая, а шапочка… чистенькая.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
Игра «Добрая волшебница»
Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: расскажите ребенку о том, что в любом доме живет добрая волшебница. «Она может творить чудеса. Хочешь, волшебница и тебя научит небольшим чудесам?»
Если немножко постараться, то настроение грустного человека быстро изменится к лучшему. Для этого нужно взять волшебный платок и послушать внимательно сказанную взрослым фразу. Затем — взмахнуть волшебным платком и повторить фразу так, чтобы каждое слово в ней звучало ласково.
Например: Мама любимая — мамочка … любименькая.
Лексический материал
Мама добрая — мамочка… добренькая.
Мама красивая — мамочка … красивенькая.
Мама ласковая — мамочка… ласковенькая.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
Игра «Делаю — сделал»
Чему учится ребенок: изменять глаголы по временам.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу по образцу:
Мама стирает белье. — Мама уже … выстирала белье.
Лексический материал
Мама вешает белье. — Мама уже … повесила белье.
Мама готовит обед. — Мама уже … приготовила обед.
Мама пьет чай. — Мама уже … выпила чай.
Мама ест конфету. — Мама уже … съела конфету.
Мама целует дочку. — Мама уже … поцеловала дочку.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
Игра «Мама-воспитатель»
Чему учится ребенок: правильно согласовывать числительные «два», «пять» с именами существительными в косвенных падежах.
Оснащение: карточки с цифрами 1, 2, 5.
Ход игры: расскажите ребенку, что у мам бывают разные профессии. Предложите рассказать о том, какая профессия у его мамы. Прочтите рифмовку о маме-воспитателе:
Маму, мамочку свою
Очень сильно я люблю.
Мама деткам помогает,
Никого не потеряет.
Надо с детками играть,
На прогулке их считать.
Вспомните вместе с ребенком о том, что в детском саду в группе есть дети с одинаковыми именами. Предложите ребенку рассказать, сколько детей с названными именами в группе. Объясните правила игры: «Я буду называть имя и показывать карточку с цифрой, а ты — составлять фразу (по образцу)». Например: Саша (покажите карточку с цифрой 1). Ребенок составляет фразу «Один Саша».
Лексический материал
Катя. Цифра 5. — Пять Кать.
Петя. Цифра 2. — Два Пети.
Ванечка. Цифра 1. — Один Ванечка.
Усложнение возможно за счет увеличения количества имен.
Çàë ïðàçäíè÷íî óêðàøåí. Íà îäíîé ñòåíå îôîðìëåíà ëóíà, çâ¸çäû è òó÷êè.
ó äðóãîé ñòåíû ïðàçäíè÷íî îôîðìëåííîé, ñèäÿò èãðóøêè.
 çàëå ãîñòè — ìàìû è áàáóøêè.
1 âåä.
Ïî÷åìó âñ¸ èçìåíèëîñü? Ïî÷åìó âñ¸ çàèñêðèëîñü?
Çàñìåÿëîñü è çàïåëî
Íó, ñêàæèòå, â ÷¸ì òóò äåëî?
2 âåä.
Ýòî òàê ëåãêî ïîíÿòü! Ê íàì âåñíà ïðèøëà îïÿòü!
 ýòîò ñâåòëûé äåíü âåñåííèé
ìàìû â ãîñòè ê íàì ïðèøëè
È êðàñèâû, è ïðèãîæè, è äîáðû, è âåñåëû!
Âìåñòå.
Îò äóøè âàñ ïîçäðàâëÿåì,
Áûòü ñ÷àñòëèâûìè æåëàåì!
«Äîáðûé äåíü» èñïîëíÿåò Ñàëàâàò Äàéáîâ ( ïîäã ãð.)
1 ðåá.
Ìû ïðîñíóëèñü, ïîòÿíóëèñü,
íàøèì ìàìàì óëûáíóëèñü,
Âåäü ñåãîäíÿ ïðàçäíèê ìàìèí
Îò äóøè ìû èõ ïîçäðàâèì!
1 âåä. À ÷åì ïîðàäóåòå ìàìó?
Äåòè (ïî î÷åðåäè)
1) Îãîð÷àòü å¸ íå ñòàíåì!
2) Íàâåä¸ì ïîðÿäîê â äîìå!
3) Ïðèãëàñèì äðóçåé, çíàêîìûõ!
4) Ïåñíþ âåñåëî ñïî¸ì!
Âìåñòå Ïîçäðàâèì ìàìó ñ Æåíñêèì äí¸ì!
Äåòè èñïîëíÿþò ïåñíþ__ «Ìàìû ðîäíåå íåò»__
2 âåä.
Âîò ________ ñòîèò, óëûáàåòñÿ,
Çàãëÿäåëàñü íà ìàìó êðàñàâèöó,
×òî òû ìàìî÷êå õî÷åøü ñêàçàòü?
Êàê òû ìàìî÷êó õî÷åøü íàçâàòü?
Ðåá¸íîê. Ìàìó êðåïêî ïîöåëóþ, ìàìà ñîëíûøêî ìî¸!
Îáíèìó å¸, ðîäíóþ, î÷åíü ÿ ëþáëþ å¸!
1 âåä.
Êîíå÷íî, ïîöåëîâàòü ñâîþ ìàìó õî÷åòñÿ è Äèìå, è Íàñòåíüêå è Îëåíüêå
Òàê ÷òî æå âû ñòîèòå? Ê ìàìî÷êàì ñêîðåé áåãèòå!
Ïîöåëóéòå, îáíèìèòå, è íà òàíåö ïðèãëàñèòå!
Äåòè âìåñòå ñ ìàìàìè òàíöóþò èìïðîâèçèðîâàííûé òàíåö.
2 âåä.
À ñåé÷àñ âñå îòäîõí¸ì
È íà ñòóëü÷èêè ïîéä¸ì
Õîòèòå, ÿ ðàñêðîþ âàì ñåêðåò?
×òîáû ìàìà âñåãäà áûëà ìîëîäîé è êðàñèâîé, íóæíî áåðå÷ü å¸,
ïîìîãàòü åé âî âñ¸ì! À êàê âû ïîìîãàåòå ìàìå äîìà, ìû ñåé÷àñ óçíàåì!
Èãðà ñ ìàìàìè «Åñòü ó âàñ òàêîé ñûíîê?»
1 âåä. Âñòàíåò óòðîì îí ñ ïîñòåëè: «Âû êóäà ðóáàøêó äåëè?
Ãäå áîòèíêè? Ãäå íîñîê?» Åñòü ó âàñ òàêîé ñûíîê?
Ìàìû îòâå÷àþò «äà» èëè «íåò», ïîêàçûâàÿ áîëüøèì ïàëüöåì ââåðõ èëè âíèç.
2 âåä. Ñàì êðîâàòêó çàñòåëèë è öâåòî÷êè ñàì ïîëèë,
Ìàìå ñòîë íàêðûòü ïîìîã
Åñòü ó âàñ òàêîé ñûíîê?
1âåä. Âñå èãðóøêè ðàñêèäàëà è êðè÷èò: «Îé, ÿ óñòàëà!
Ïðèáèðàòüñÿ íå ìîãó, ÿ âàì çàâòðà ïîìîãó!»
Åñòü ó âàñ òàêàÿ ãîðåïîìîùíèöà?
2 âåä. À äðóãàÿ äî÷êà ÷óäî! Ïåðåìûëà âñþ ïîñóäó,
Íàêîðìèëà ìóðêó-êîøêó,
Õîòü ñàìà-òî åù¸ êðîøêà,
Òðóäèòñÿ, ñòàðàåòñÿ
À âàì òàêàÿ íðàâèòñÿ?
1 âåä.
Äà, âàøè ðåáÿòèøêè çàìå÷àòåëüíûå ïîìîùíèêè: ëîâêèå, óìåëûå, çàáîòëèâûå!
Âîò è ñåé÷àñ èì íà ìåñòå íå ñèäèòñÿ, ñïåøàò ïîìî÷ü âàì, äîðîãèå ìàìû!
Äåâî÷êà.
Ó ìåíÿ áîëüøàÿ ñòèðêà!
Ìíå áåëü¸ ñòèðàòü íå ëåíü,
ß â êîðûòöå ëüþ âîäèöó
È ñòèðàþ öåëûé äåíü!
 ìûëüíîé ïåíå, â ìûëüíîé ïåíå
Ñòàíåò ÷èñòûì âñ¸ áåëü¸!
Ïîñòèðàþ è ïîãëàæó äàæå ïëàòüèöå ñâî¸,
Åñëè, ìàìà, òû çàõî÷åøü, ïîñòèðàþ è òâî¸!
1 âåä. Ïóñòü íå âñ¸ åù¸ ïîëó÷àåòñÿ,
Íî âåäü òàê ðåáÿòèøêè ñòàðàþòñÿ!
Âîò, ñìîòðèòå, ê íàì ____________ ñïåøèò,
×òî íàì ñêàæåò? È ÷åì óäèâèò?
Äåâî÷êà.
Ìû íåìíîæêî ïîäðàñò¸ì òîæå áóäåì ìàìû,
Øèòü, âÿçàòü, âàðèòü, ñòèðàòü íàó÷èìñÿ ìû ñàìè,
À ïîêà ìû ïîäðàñòàåì, â «äî÷êè-ìàòåðè» èãðàåì!
Öåíòðàëüíûé ñâåò ãàñíåò, âêëþ÷àåòñÿ ñâåòèëüíèê-Ëóíà, äåâî÷êè áåðóò êóêîë
è, óêà÷èâàÿ èõ, èñïîëíÿþò êîëûáåëüíóþ «Äîáðàÿ ëóíà»(ïîäã.ãð),
«Çà ïå÷êîþ ïî¸ò ñâåð÷îê» (ñò. ãð.)
Èãðà «Áàþêàëêè»
2 âåä.
Îòäîõíóëè êóêîëêè èì ïîðà âñòàâàòü,
Ìóçûêà âåñ¸ëàÿ çîâ¸ò èõ òàíöåâàòü!
Äåâî÷êè èñïîëíÿþò òàíåö ñ êóêëàìè.
1 âåä. À ÷òî æå ìàëü÷èêè?
Ìàëü÷èê.
Ìû ìàëü÷èøêè-øàëóíèøêè,
Ýòî äàæå ïèøóò â êíèæêàõ
Íî ìàëü÷èøêè âñåé ñòðàíû
Áûòü îòâàæíûìè äîëæíû!
×òîáû ìèð ñîõðàíèòü,
×òîáû ìàìó çàùèòèòü!
Ìàëü÷èêè èñïîëíÿþò ïåñíþ «Òû íå áîéñÿ, ìàìà!»
2 âåä. Ìàëü÷èêè íàøè íå òîëüêî õðàáðûå è îòâàæíûå, îíè ìîãóò áûòü ãàëàíòíûìè êàâàëåðàìè. Ïîñìîòðèòå, êàê êðàñèâî îíè óìåþò ïðèãëàøàòü äåâî÷åê íà òàíåö!
Äåòè èñïîëíÿþò òàíåö «Ïîòàíöóé ñî ìíîé, äðóæîê»
1 âåä. À ñåé÷àñ, ðåáÿòêè, ñëóøàéòå çàãàäêó!
Êòî ðàññêàæåò ñêàçêó âíó÷êå, ïëàòüå íîâîå ñîøü¸ò,
Óãîñòèò ïå÷åíüåì ñëàäêèì, íà íî÷ü ïåñåíêó ñïî¸ò,
Ïîèãðàåò â «ëàäóøêè», èñïå÷¸ò îëàäóøêè?
Êòî æå ýòî îòâå÷àéòå! Íó, êîíå÷íî
(áàáóøêà)
1 ðåá¸íîê. À äàâíî ëè áàáóøêà ìîëîäîé áûëà?
Âûñîêî äà ãîðäî ãîëîâó íåñëà,
Æåíèõè ê íåé ñâàòàëèñü, ïîäàðêè ïðèíîñèëè,
Ìíîãî íåæíûõ äîáðûõ ñëîâ áàáóøêå äàðèëè.
2 ðåá¸íîê. Ìû áàáóëþ â æåíñêèé ïðàçäíèê ïîçäðàâëÿåì!
Ïîçäðàâëÿåì!
Íàøèõ áàáóøåê ëþáèìûõ óäèâëÿåì, óäèâëÿåì!
Ìàëü÷èêè èñïîëíÿþò øóòî÷íóþ èíñöåíèðîâêó ïåñíè «Áàáóøêè-ñòàðóøêè»
Èãðû ñ áàáóøêàìè è ìàìàìè.
1 ðåá. Òàê äîáðû, ñòàðàòåëüíû
Íàøè âîñïèòàòåëè!
Ìû èõ ëþáèì, íå ïîäâîäèì,
Õîðîâîäû âìåñòå âîäèì,
Øü¸ì, ðèñóåì è ñ÷èòàåì,
Î÷åíü, î÷åíü óâàæàåì!
2ðåá. Âñåõ ðàáîòíèêîâ äåòñàäà
Ìû ïîçäðàâèòü íûí÷å ðàäû,
Õîðîøî íàì âîçëå íèõ.
Ýõ, ïîáîëüøå áû òàêèõ!
«Íà óëèöå äîæäèê»* èñïîëíÿþò Àë¸íà Ä. , Ñàëàâàò Ä. è òàíöåâàëüíàÿ ãðóïïà
(ïåñíÿ ïåðåäåëàíà íà òåìó äåòñêîãî ñàäà)
1 ìàëü÷èê.Îáîéäèòå öåëûé ñâåò è ñþäà ïðèä¸òå
Çíàéòå, ëó÷øå âû íèãäå äåâ÷îíîê íå íàéä¸òå!
2 ìàëü÷èê. Ðå÷êà áûñòðàÿ áåæàëà, äà ÷èñòàÿ äî äîíûøêà.
Íàøèõ äåâî÷åê óëûáêè, ÿðêèå, êàê ñîëíûøêî.
«Ñóááîòåÿ» èñïîëíÿåò ôîëüêëîðíàÿ ãðóïïà «Ðó÷å¸ê»
 çàêëþ÷åíèå äåòè äàðÿò ïîäàðêè ìàìàì è ïðèãëàøàþò íà ÷àé â ãðóïïó
«Íà óëèöå äîæäèê»*- ñì. â ðàçäåëå ïåñíè-ïåðåäåëêè — «Äåòñêàÿ ëþáîâü»
Поздравляем маму
Все мы любим своих матерей. И, конечно, лучшим подарком для мамы станут открытка, букет цветов и стихи, которые можно прочитать наизусть, а можно по открытке.
В данной подборке я собрала лучшие стихи поэтов, созданные специально для детей.
Василий Руссу. Моя мама
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Елена Благинина. Посидим и в тишине
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!»
Алексей Стариков. Мама и Родина очень похожи…
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поёт мама песню, то ей
Вторит весёлый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
Елена Раннева. Берегите маму
Если мамы дома нет,
Очень, очень грустно.
Если мамы долго нет,
То обед невкусный.
Если мамы рядом нет
Холодно в квартире,
Если мамы близко нет,
Плохо в целом мире.
Если мама далеко,
Очень детям нелегко.
Я скажу вам прямо:
– Берегите маму!
Пётр Синявский. Мама — самый лучший друг
Мама – самый лучший друг
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Агния Барто. Мама
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
Вадим Егоров. Все мамы скучно так живут
Все мамы скучно так живут –
стирают, гладят, варят.
И их на ёлки не зовут,
подарки им не дарят.
Когда я вырасту большой,
Я тоже буду мамой.
Но только мамой холостой,
А не мужнячей дамой.
Куплю я новое пальто
Под цвет пунцовой шляпе.
И никогда и ни за что
Я не женюсь на папе.
Алёна Лещенко. Непослушная мама
У меня непослушная мама,
Вот уже третий месяц подряд
Она будит меня очень рано
И отводит потом в детский сад.
Даже если плохая погода,
И ребёнку так хочется спать!..
А когда наступает суббота,
Среди дня загоняет в кровать.
На кровати со мною не скачет,
Не гоняет по комнате мячик,
Все игрушки на место кладёт,
И себя безобразно ведёт.
Отнимает рогатку и пульки,
А сама, напевая под нос,
То на кухне играет в кастрюльки,
То катает за шнур пылесос.
Что такое «семейная драма»
Знаю лучше всех взрослых вокруг:
У меня непослушная мама,
Да и папа отбился от рук.
От меня прячет гвозди и клещи
И другие занятные вещи,
Мне мультфильмы совсем не включает,
В общем, очень меня огорчает .
Он ведёт себя, как терминатор:
Помешал оседлать мне кота,
Отобрал у меня вентилятор,
И открученных мной два болта.
Что не носят колготки ковбои
Не поймут ни один, ни другой.
Я в углу ковыряю обои…
Ну, в кого я послушный такой?!
Тут шепнул папа, взяв в руки мячик,
Что, когда он был маленький мальчик,
Его мама не слушалась тоже…
Мамы все друг на друга похожи.
Игра «Ждем гостей»
Чему учится ребенок: употреблять в речи возвратные формы глаголов.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 7).
Ход игры: вспомните вместе с ребенком, что делает мама, когда ждет гостей. (Причесывается, умывается, красится.) Предложите рассмотреть парные картинки.
Попросите малыша найти и показать те картинки, на которых действия мама выполняет сама.
Игра «Будем завтракать»
Чему учится ребенок: закреплять в речи формы винительного падежа с предлогом «на» и «в».
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 8).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.
Где находится мама? (На кухне.)
Что мама сделала на кухне? (Накрыла стол к завтраку.)
Предложите ребенку помочь маме разложить продукты по местам. Попросите его показать пальчиком, что и куда надо положить. (Хлеб — в хлебницу. Сыр — на тарелочку. Конфеты — в вазочку. Кашу — в тарелку.) После завершения ребенком работы похвалите его за то, что он заботится о маме, помогает ей накрыть на стол.
Игра «Мамочка-художник»
Чему учится ребенок: называть признаки предметов (цвет — синий, желтый, красный, зеленый; форму — квадрат, треугольник, овал, круг); образовывать имена прилагательные от существительного (круг — круглая (-ый); квадрат — квадратная (-ый).
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 9).
Ход игры: спросите у ребенка, знает ли он, какая профессия у его мамы. Предложите рассмотреть сюжетную картинку и скажите, что мама этой девочки — художник. Она любит рисовать все, что видит вокруг.
Предложите ребенку рассмотреть то, что нарисовала мама. (Песочница, над ней грибок.) Предложите ребенку рассказать, где мама увидела песочницу и грибок? (На детской площадке.) Предложите малышу найти на сюжетной картинке песочницу и грибок. Попросите его рассказать о том, какой формы и цвета песочница. (Зеленая, квадратная.)
Предложите ребенку соединить фломастером песочницу, находящуюся на детской площадке, с песочницей, изображенной на картине. Затем — грибок, находящийся на мольберте, соединить с грибком, находящимся на детской площадке.
Попросите ребенка выбрать фломастер такого же цвета, как предметы, которые он будет соединять. Спросите у ребенка: «Какого цвета и формы грибок, находящийся около песочницы?» (Красный, круглый.)
На прогулке предложите ребенку рассмотреть песочницу, находящуюся на вашей детской площадке. Попросите назвать ее цвет и форму.
Игра «Сделай как я»
Чему учится ребенок: правильно согласовывать местоимение «я» с глаголами несовершенного вида.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку угадать совершаемые вами действия. Попросите ребенка назвать их. Предложите выполнить такие же действия и сказать о том, что он делает.
Лексический материал
Я целую маму. — И я целую маму.
Я глажу маму. — И я глажу маму.
Я обнимаю маму. — И я обнимаю маму.
Я причесываю маму. — И я причесываю маму.
3–4 года
(2 младшая группа)
Игра «Мама в гости собирается»
Чему учится ребенок: закрепляет умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде; обогащает словарь за счет прилагательных, обозначающих величину (широкий — узкий; длинный — короткий).
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).
Ход игры: прочтите рифмовку:
Мама наряжается,
В гости собирается.
Буду маме помогать,
Все, что хочет, подавать.
Предложите ребенку помочь маме наряжаться. Мама просит ребенка: «Дай мне, пожалуйста,
длинный шарф — короткий шарф;
широкий браслет — узкий браслет;
широкий пояс — узкий пояс;
длинную юбку — короткую юбку».
Предложите ребенку называть величину того предмета, который он предлагает маме.
Игра «Что умеет наша мама!»
Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные в творительном падеже; называть действия, схожие по ситуации.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 11).
Ход игры: заранее вырежьте сюжетные картинки. Расскажите ребенку, что на картинках изображена мама. Она очень трудолюбивая.
Предложите ребенку поиграть. Разложите перед ним картинки с первой страницы. (Мама шьет, вышивает, вяжет.)
Попросите его брать те картинки, которые вы просите.
«Возьми картинку, на которой мама шьет.
Возьми картинку, на которой мамы вышивает.
Возьми картинку, на которой мама вяжет».
Предложите ребенку ответить на вопросы:
Как мама шьет? (На швейной машинке.)
Чем мама вышивает? (Иголкой.)
Чем мама вяжет? (Спицами.)
Переверните картинки другой стороной. (Мама стирает и полощет белье.)
Предложите ребенку их рассмотреть. Работу проведите по аналогии:
«Мама стирает в тазу.
Мама полощет белье в реке.
Мама стирает белье в стиральной машинке».
Игра «Какой, какая!»
Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными в роде; активизирует словарный запас.
Оснащение: мнемокарта (см. вклейку, рис. 12); цветная фотография мамы (портрет).
Ход игры: мнемокарта для детей этого возраста должна располагаться по горизонтальной линии. Заранее изготовьте мнемокарту: вырежьте картинки и склейте их последовательно. Положите перед ребенком мнемокарту и предложите ему составить описательный рассказ о любимой мамочке. Скажите, что в этом ему помогут картинки (лежащая на столе мнемокарта).
Для того чтобы ребенок понял, как пользоваться мнемокартой, составьте описательный рассказ по мнемокарте о своей маме (о бабушке ребенка).
Например: «Это моя мама. У нее большие красивые глаза, черные брови, длинные черные ресницы, длинный нос, алые губы. Я люблю свою маму».
Предложите ребенку рассмотреть внимательно его маму (или цветную фотографию мамы). Попросите его составить рассказ о том, как выглядит мама, по мнемокарте. Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал существительные с прилагательными в роде.