Можно ли сегодня стирать и шить
В данной статье пойдет речь о приметах по благополучным и неподходящим дням, которые связанные с шитьем.
Шитье — это одно из древнейших ремесел, которое человек освоил еще при первобытно-общинном строе, и тысячелетиями оно осуществлялось исключительно в виде ручного труда. Потребность в создании одежды, постели и прочих различных вещей, используемых в быту, существует столько, сколько существует само человечество.
Но в те далекие времена люди не могли объяснить многих природных явлений и поэтому находили им толкование в приметах. И в данном материале мы поговорим о поверьях, когда можно шить, а когда надо от этого деяния отказаться.
В какие дни недели нельзя, а в какие можно шить: приметы
Шитье – это творческий процесс, а в чем-то даже мистический, ведь без соответствующего настроя и вдохновения за него лучше не браться. Поэтому начинать новое шитье нужно в благоприятный день, когда наше внутреннее состояние готово к визуализации наших творческих идей и планов. Но это еще не все, наши предки в острие иглы видели магическую силу или даже орудие ведьмы. Поэтому собралось очень много поверий, когда можно шить, а когда делать это категорически запрещено.
Магическая сила в острие иглы
Несколько слов о влиянии лунных суеверий на шитье
Прежде стоит напомнить о некой космической связи. Лунная энергия исконно считалась наиважнейшей в любом творчестве и деяние человека, поэтому даже тысячелетия назад чаще всего руководствовались именно лунным календарем. И нужно не просто полагаться на счет дня после понедельника, но и учитывать положение Луны!
- По лунному календарю наиболее благоприятными днями для начала новой работы, закройки, починки или любого вида шитья и рукоделия являются 10, 11 и 14 лунные сутки – это самые мощные дни в энергетическом плане. Это оптимальные дни для начала работы, но они не исключают и других дней, которые можно назвать нейтральными.
- В вот 19, 20, 23 и 25 – весьма опасные дни, когда нежелательно брать в руки уголку. Велика вероятность уколоться и испортить работу. Да издревле эти дни считались критическими и невезучими для начала новых дел и рукоделия.
- Кроме того, каждый из лунных дней имеет свое счастливое число, свой благоприятный цвет и свою преобладающую форму. И если вы учтете это в своей работе, то сможете завершить ее налегке и задуманный срок. Более того, вы сможете не просто сшить красивую вещь, но и получить истинное произведение искусства!
- Учесть это несложно, просто в выборе ткани или отдельных деталей вещи должен присутствовать какой-то из этих цветов, что-то должно символизировать нужную форму и счастливое число.
- Например, в 10 день лучше выбирать золотые оттенки и волнистые линии полотна, а вот для 11 дня – это уже изумруд и зеленой колер с прямоугольными формами. 14 день выражается квадратом и фиолетовыми оттенками.
Важно: Нельзя шить в дни затмений, Полнолуния и Новолуния.
Есть дни, которые вне зависимости от недельного счета не подходят для рукоделия
Что говорит недельный порядок — когда можно шить?
- Выражение «понедельник – день тяжелый» уже настолько хорошо усвоилось в нашей жизни, что любые важные и ответственные дела, а также любые опасные творения лучше отложить! Поверье толкует нам, что крой деталей выйдет неудачным, а игла обязательно уколет вас. А если вы еще и занимаетесь важным делом, а не просто выполняете мелкий ремонт одежды, то начатый заказ в понедельник будет много раз переделываться и не принесет должной прибыли.
- Вторник же – это один из самых удачных дней для любого дела, начала или его завершения! В том числе, и относительно игольных манипуляций. При этом данный день отвечает планете Марс, что также считается покровителем закройщиков и портных. Но есть одно «но» — вы должны быть настолько же импульсивны и уверенны в своих силах и работе, чтобы взяться за дело. Если оно не вызывает у вас восхитительного желания или восторга, то лучше сегодня и не начинать шить! И неважно чем это вызвано – неприязнью к заказчику, или просто сегодняшней апатией.
Важно: В любой день недели вообще не стоит шить, если вам неприятен человек!
Получите вторничное вдохновение
- Среда находится под покровительством Меркурия, что выступает за финансовые и торговые аспекты. Но к творчеству он также благосклонен. Поэтому шить в этот день разрешается. Более того, начатый крой вещей в этот день будет сделан без ошибок и хорошо подойдет фигуре. Также считается, что эта планета руководствуется быстрыми постановлениями. Поэтому шить можно, если у вас возникло вдохновение или спонтанное решение, а не просто нужно доделать затяжное дело.
Важно: Среда, как и понедельник, очень тесно связана с ведьмами. Народное поверье категорически запрещает какое-либо упоминание о них, ведь могут испугать, перевоплотившись. Но шить также нужно осторожно! Если в этот день сломалась игла или часто путается, заканчивается нитка, тогда стоит отложить дело. Подобное наставление, кстати, касается любого дня, особенно послеобеденного времени.
- Четверг считается самым легким днем недели! Он поможет с легкостью начать и завершить любое дело, в том числе и швейное. Единственное условие – старайтесь подходить к деянию с позитивом и хорошим настроем!
Даже благополучные дни требуют осторожности, особенно вечером
Важно: Но вот после захода солнца лучше отложить шитье в сторону. Дело в том, что вечером игла может «ранить» вашу защитную оболочку, создав проблемы со здоровьем. Ведь этим мастерица привлекает потусторонние злые силы. Также существует поверье, что шьющая ночью женщина может зашить свою удачу на завтра даже в четверг или же лишить счастья человека, которому предназначается вещь. А незамужним девушкам и вовсе не стоит держать после заката иголку в руках ради семейного благополучия!
- Пятница находится под влиянием Венеры. Поэтому в этот день хорошо делать закупку ткани или закрой деталей. Но нельзя шить в это период! Считается, что на швею ложится грех. А также есть поверье, что за ним последует расплата в виде заусениц на пальцах, проблем с ногтями.
Важно: Категорически нельзя шить в страстную пятницу! Да и вовсе стоит ограничить контакт с колющими, острыми или горящими предметами.
Некоторые дни подходят только для закупки ткани или составления эскизов
- Сатурн дарит субботе спокойствие и внимание к деталям. А для шитья – это немаловажное требование. При этом это еще и легкий день, что помогает быстро и качественно сделать любую работу. Но не стоит затягивать дела после обеда, особенно после начала церковной службы.
- Ну и, конечно же, воскресенье – это не лучший день для любого вида рукоделия или любой важной работы. Это день Солнца, поэтому его стоит посвятить самопознанию и почтению Бога. Более того, это поддерживает церковь. Но приметы еще подсказывают нам, что начатые дела в этот день не принесут успеха и затянутся с выполнением, поскольку постоянно будут забываться детали.
Важно: Существует также поверье — если беременная будет шить в воскресенье и по религиозным праздникам, ребенок будет обвит пуповиной и может погибнуть от удушья. В другие дни занятие шитьем для беременной приветствуется, поскольку идет защита и мамы, и малыша от болезней. Но нельзя шить для малыша, а только для себя – в противном случае, ребенок может родиться мертвым.
Шить для нерожденного малыша нельзя
Церковные правила: дни недели, когда категорически запрещено шить
Испокон веков существовал запрет на рукоделие, в том числе и на шитье в церковные праздники. Это считалось большим грехом, особенно в 12 самых больших религиозных праздников:
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
- Крещение Господне — 6 (19) января;
- Сретение Господне — 2 (15) февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
- Преображение Господне — 6 (19) августа;
- Успение Богородицы — 15 (28) августа;
- Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой, переходящее празднование;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, но переходящий по датам;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, зависимый от предыдущей даты.
Важно: Многим известна еще одна древняя примета, что нельзя шить в дорогу. Поскольку предстоящее путешествие будет неудачным, а человека в пути будут ожидать беды и несчастья. Наши предки относились к этой примете с большим уважением и старались не нарушать старинный завет.
Как видим, примет очень много. И это мы описали только о дозволенных днях для шитья. Ведь такой колющий предмет, как игла, немного пугал наших предков, поскольку мог создавать шедевры из полотна. Вы вправе сами решать — следовать им или нет, но учитывать все же не помешает. Да, невозможно учесть все детали в виде правильного дня недели, лунной фазы и церковного позволения. Но стоит избегать важных дат, в которые нельзя не только шить, но и заниматься любым опасным или важным делом!
Видео: Суеверия о ночном шитье
Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?
14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Без непрошеных замечаний
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
Протоиерей Николай Соколов
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):
Игумен Зосима (Балин)
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
Протоиерей Максим Брусов
– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Читайте также:
- Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
- Словарь «Правмира» — Праздники
Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.
Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.
Что православные люди в дни святых праздников не делают?
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.
Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?
Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху
Не ругаются
Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.
Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.
Не прибираются
Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.
Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.
Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.
С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.
«Кто работает, тот молится» — так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.
Не стирают
В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность
К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.
А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.
Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!
Не моются
Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется
Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.
В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.
Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.
Не занимаются рукоделием
Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.
Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!
Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь
На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.
Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.
Не работают в огороде
Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5
Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой
Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.
Что советуют священнослужители
Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.
Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.
Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.
Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.