Можно ли сегодня стирать по церковному
Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?
14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Без непрошеных замечаний
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
Протоиерей Николай Соколов
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):
Игумен Зосима (Балин)
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
Протоиерей Максим Брусов
– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Читайте также:
- Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
- Словарь «Правмира» — Праздники
Антонина Лынник · 21 сентября 2018
4,7 K
Фрилансер по жизни. Люблю котиков )))
Любая работа, особенно на благо семьи, Богом приветствуется. Священники говорят, что не существует ни единого церковного праздника, который запрещал бы стирку. Так что, да, в православные праздники стирать можно.
Когда и как часто необходимо посещать храм православному христианину?
президент благотворительного фонда «Предание» (fond.predanie.ru)
Если совсем просто. Посещение храма необходимо ради участия в Литургии. Это обязательно для православного христианина.
Если брать строгость церковных правил, то минимально обязательным является Причастие не реже раза в три недели (80 правило Трулльского собора).
То есть минимальный норматив — раз в три недели. Меньше — уже нездоровая аномалия.
Прочитать ещё 2 ответа
Что значит праздник Духов? Что нельзя делать в этот день?
Филолог, социолог. Люблю гуманитарные науки. Меня также привлекают психология…
Праздники, связанные с духами, есть в культуре разных народов.
В России это Духов день. Это древний праздник, который стал христианским. Другое название — День Святого духа.
В православной традиции отмечается на 51-ый день после Пасхи, то есть в понедельник после Дня Святой Троицы. Люди верили, что в этот день «Земля — именинница», потому что в этот день она была сотворена. В этот день нельзя было работать на земле.
У восточных славян праздник всегда был связан с поминовением усопших. Считалось, что в этот день души умерших прилетают на Землю.
В католических странах 31 октября широко отмечают Хэллоуин — Канун Дня всех Святых. Считается, что в этот день души умерших могут вернуться на Землю. В этот день устраивают вечеринки, куда принято надевать приходить в карнавальных костюмах и делать страшный грим.
Прочитать ещё 1 ответ
Можно ли стирать на Благовещение?
Всем, привет! Тема семьи и отношений очень близка мне, но, став мамой, нужно…
Конечно, работать в такие великие праздники как Благовещение вовсе нежелательно. Хотя церковнослужители работу выполнять не запрещают, в том числе и стирать, если, конечно, ты помолился и отдал уважение Богу в этот день, однако все равно со стиркой нужно повременить.
Речь идет о запланированной стирке, которую обычно выполняют в конце недели. Такие планы можно выполнить и на следующий день после праздника. Согласитесь, о каком празднике идет речь, если с утра человек стоял в Храме и отдавал свое почтению Богу, а потом прибежал домой и давай настирывать все, что под руку попалось!
Что нельзя делать в Троицу?
Гений, миллиардер, плейбой, филантроп
День Святой Троицы является одним из двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре. Это светлый и важный праздник, посвященный сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова.
День Святой Троицы по сути является днем рождения Христианской Церкви.
В праздник Святой Троицы нежелательно заниматься физическим трудом в доме и на земле: пахать, копать, сажать, стирать, убираться, делать ремонт, вязать и шить. В этот день не устраивают свадьбы и не проводят венчание.
Кроме того нельзя ругаться и злиться, а вот помощь нуждающимся и примирение после ссор приветствуется.
В праздник Святой Троицы нельзя купаться в водоемах, т.к. раньше эта неделя считалась русальной.
Лучше всего сходить этот день в храм, причаститься, а после провести праздник среди близких людей, стараясь быть с ними внимательным и заботливым.
Прочитать ещё 1 ответ
Автор и правообладатель данного изображения: https://bryansktoday.ru/article/101025
Сегодня я расскажу что можно и чего нельзя делать в Троицкую поминальную субботу.
6 июня Троицкая поминальная суббота. Что можно и чего нельзя делать в этот день по церковным правилам и канонам. Сегодня я расскажу что можно и чего нельзя делать в Троицкую поминальную субботу.
7 июня в этом году праздник Святой Троицы. Накануне, 6 июня — Троицкая поминальная суббота. Все ли знают, какие правила поведения для православных христиан установлены Церковью на этот день? Вот об этом сегодня и поговорим.
Для начала рассмотрим, что можно делать в этот день по церковным канонам. Накануне, в пятницу, у кого есть такая возможность, желательно посетить кладбище и навести там порядок — прополоть, прибраться, принести цветы — ведь в субботу после службы Церковь благословляет прийти на кладбище для поминовения усопших близких. В сам день нужно посетить храм, заказать панихиду или другой вид поминальных треб, раздать милостыню о упокоении и съездить на кладбище, где можно накрыть поминальный обед для самых близких людей. У образов хорошо повесить берёзовые ветки а на пол настелить свежей травы.
6 июня Троицкая поминальная суббота. Что можно и чего нельзя делать в этот день по церковным правилам и канонам. Церковные каноны предписывают вести себя скромно не забывая, о высоком имени христианина и цели нашего посещения кладбища. Но кроме канонов есть и общечеловеческие правила поведения в поминальные субботы и крупные церковные праздники.
Теперь рассмотрим, кого нельзя поминать и чего нельзя делать 6 июня в Троицкую поминальную субботу по церковным правилам и канонам.
Поминать, как и обычно, нельзя не крещённых и самоубийц — о них можно молиться своими словами дома, можно также купить зерна и покормить птиц, называя имена таких людей. По общецерковным правилам поведения и канонам в поминальную субботу вообще нельзя: заниматься рукоделием, тяжёлым физическим трудом, уборкой, праздновать дни рождения, веселиться и употреблять крепкие напитки. Данные правила поведения вполне применимы к большим Господним и Богородичным ( чаще всего — полиелейным и двунадесятым праздникам). Уборку, огородные и дачные дела и прочие маловажные и несрочные дела нужно сделать до Троицкой поминальной субботы или же уже после Духова дня.
Отдельным запретом стоит запрет венчаться в этот день — брачное торжество несовместимо со светлой, христианской скорбью о почивших сродниках.
Написано эксклюзивно для канала » Православный Репортёр».
Любые совпадения текстов в целом, дубляжи или повторения ( кроме обусловленных и отмеченных цитат) являются случайными. Фотоматериалы взяты из личных архивов или исключительно открытых источников в интернете с указанием авторства снимков и соблюдением авторских прав. Просьба дочитывать материалы до конца, подписываться на канал, репостить в соцсетях и рассказывать о канале друзьям и знакомым!
Ещё по теме:
В движении непоминающих появился сторонник ереси празднования субботы вместо воскресенья — авторский взгляд.
Эрдоган: мусульмане имеют право превратить храм Софии в мечеть.
В Кипрской Православной Церкви благословили венчаться в первую половину Рождественского поста.
Что такое апостасия в Православии.
Храмы в России откроют не раньше Вознесения — депутат Госдумы.
Митрополит Пирейский Серафим: экуменизм — это предтеча религии антихриста.
Как заготовить на зиму ароматный чай из кипрея — рецепт.
Лечебные свойства черники — народные рецепты.
Как православным приготовиться к последним временам — авторский взгляд.
Синод РПЦЗ позволил возобновлять полноценную приходскую жизнь в приходах своей юрисдикции
Полезные и лечебные свойства сныти.
10:22
05.06.2020
Фото: pxhere.com
Этот день поминовения усопших уникален для церковного календаря. Устав называет эту родительскую субботу «вселенской».

Троицкая родительская суббота в 2020 году отмечается 6 июня. Что можно и чего нельзя делать в поминальную субботу, как и кого поминают, что это за день, а также его традиции и обычаи — в материале РИА Новости.
Что такое Троицкая суббота
Этот день поминовения усопших уникален для церковного календаря. Накануне праздника Троицы православные молятся о всех когда-либо живших людях. Поэтому устав называет эту родительскую субботу «вселенской».
Троицкая поминальная суббота — единственная в году, которая привязана к большому празднику. В этом кроется глубокий богословский смысл.
Церкви восточнохристианской традиции отмечают Троицу вместе с Пятидесятницей — на пятидесятый день после Воскресения Христова (Пасхи). А в западнохристианской традиции эти праздники разнесены на неделю. Но по сути их объединяет важнейшее евангельское событие в истории Церкви — сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух — одна из ипостасей Триединого Бога. И это событие, с точки зрения вероучения, окончательно завершило процесс спасения всего человечества. А начался он с воплощения на земле Сына Божия, Который затем был распят на кресте во искупление грехов человеческих и воскрес.
И христиане молятся о снисхождении благодати Святого Духа. Ведь благодаря ей «всяка душа живится» , то есть живет. Поэтому верующие молятся об умерших, чтобы и они приобщились к источнику блаженства и спасения. Ведь, согласно канонам, «у Бога все живы».
Когда отмечается
Троица, к которой привязана Троицкая родительская суббота, в календаре Русской православной церкви всегда приходится на 50-й день после Пасхи. А праздник Светлого Христова Воскресения каждый год отмечается в разные даты – вот и Троица, и предшествующая ей родительская суббота выпадают на разные числа. Какого числа будет отмечаться Троицын день в том или ином году, можно легко узнать, как только вычислена дата Пасхи в этом году.
В 2020 году Пасха была 19 апреля. Значит, день Пятидесятницы — 7 июня. А накануне, 6 июня, православные возносят молитвы об усопших – родительская суббота.
Как отмечать
На Троицкую субботу верующие пишут записки с именами усопших, которые священник затем поминает в алтаре на литургии и на панихиде уже после службы. Кроме того, в церквях принято ставить свечи на специальный квадратный подсвечник — канун. Именно перед ним совершается поминовение умерших.
Обычно рядом с кануном расположен столик, куда можно положить еду. Ее благословляет священник, а затем она раздается нуждающимся.
Кроме того, в родительскую субботу принято раздавать милостыню. Но не просто так, а с просьбой помолиться за родственников.
Чего нельзя и что можно делать
Главное на Троицкую субботу — молитва об умерших. Она возносится как в храме на литургии, так и на кладбище.
Нередко верующие приглашают священника на могилы родственников, чтобы тот отслужил панихиду.
Однако в этом году из-за пандемии коронавируса кладбища в большинстве российских регионов закрыты. Поэтому в Русской православной церкви советуют пойти в храм.
При этом священнослужители обращают внимание, что в этот день, как и в любой другой, нельзя заниматься обрядами, не имеющими ничего общего с христианской верой — гаданиями, «вызыванием» умерших и так далее.
Зачастую у невоцерковленных людей возникает вопрос: можно ли поминать самоубиенных в этот день — согласно одному из поверий. На самом деле все не так просто.
«Это представление в народе пошло оттого, что в словах святителя Василия Великого об этом дне говорится, что мы должны в этот день молиться наиболее прилежно о тех, кто больше всего нуждается в молитвах — то есть о более грешных людях. Но в Церкви существует достаточно устойчивое представление, подтвержденное, в частности, последними документами, что наложивших на себя руки родственников можно поминать лишь только в том случае, если при жизни у них было психическое заболевание и лишили они себя жизни будучи в неадекватном состоянии. И это должно быть подтверждено судмедэкспертами», — обращает внимание известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Поминовение усопших
«На самом деле, Церковь поминает усопших не только в родительскую, но и вообще в каждую субботу. Собственно, этот день недели посвящен поминовению усопших», — говорит церковный миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).
Более того, по его словам, об усопших молятся за каждой литургией — то есть ежедневно. А родительские субботы служат для того, чтобы «обратить внимание верующих» на важность молитвы за умерших.
«Это очень значимая часть нашей памяти об усопших», — подчеркивает иеромонах.
Всего родительских суббот в году восемь. Помимо Троицкой, это еще и Мясопустная, или Вселенская (за неделю до Великого поста), Дмитровская (последняя перед 8 ноября, днем памяти великомученика Димитрия Солунского), Радоница (девятый день после Пасхи), поминовение убиенных воинов на 9 мая, а также субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста.
Какие молитвы читать
Молитвы об усопших включены в молитвослов. Вот самая простая из них: «Упокой, Господи, душу усопшего раба/рабы Твоего/Твоея (называется имя)». Если же поминаются несколько человек, то «души рабов Твоих».
«Также можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечную память», — говорит отец Максим Первозванский.
Но самое главное, отмечает священнослужитель, — участие в общей молитве, которая совершается в храме.
Традиции и обряды
Поздравление с Троицкой родительской субботой у верующих не слишком распространено, хотя то, что это особый памятный день говорят все воцерковленные православные. И отмечается он издавна.
Русская история знает немало народных обычаев, связанных с этим днем. Так, Троицкую субботу еще 200 лет назад называли Зеленой. Дело в том, что на нее было принято украшать могилы зеленью.
Этот обычай связан с древним поверьем, будто бы на Троицу души умерших временно возвращались к своим телам. А украшенное место упокоения в народном представлении должно понравиться умершим родичам.
В наши дни этот обычай практически нигде не встречается. Тем не менее, духовенство не видит в нем ничего плохого.
«На Троицу храмы украшаются зеленью, так как этот праздник посвящен жизни. И украшение могил усопших вполне в укладывается в церковные каноны», — заключает отец Максим.
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
От редакции
Поедете на кладбище завтра или будете поминать родных дома?