Можно ли сегодня стирать по церковному календарю
Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?
14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Без непрошеных замечаний
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
Протоиерей Николай Соколов
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):
Игумен Зосима (Балин)
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
Протоиерей Максим Брусов
– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Читайте также:
- Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
- Словарь «Правмира» — Праздники
Иногда в церковной среде, а особенно от людей пожилого возраста приходится слышать что-то из серии: «в воскресенье и великие церковные праздники мыться грех». Так ли это, или же в действительности является очередным суеверием? Давайте попробуем разобраться почему вообще зародилось такое поверье, откуда оно пошло…
Совершим экскурс в историю вопроса. На самом деле зародилось это еще… нет не «до Революции», хотя формально до нее, но весьма задолго — аж в далекие-предалекие ветхозаветные времена, когда еще на землю нашу грешную не пришел Господь Иисус Христос, чтобы спасти весь род человеческий и дать нам Новый Завет в различных вопросах.
Седьмой день тогда назывался не воскресеньем, как сейчас, а субботой. Еще когда были живы Адам и Ева — первые люди Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). Так и повелось, что люди чтили этот день, помнили, что суббота — завет вечный (Исх. 31:16) Суббота была для древних евреев священным днем. Строго запрещались любые дела, под страхом различного рода наказаний, вплоть до смертной казни. В субботу нельзя было делать ровным счетом ничего, даже вкушать пищу, ну и конечно в том числе соблюдать гигиену, например, мыть тело.
Но вот проходят тысячелетия и воплощается Господь наш Иисус Христос, Который несколько скорректировал и смысл ветхозаветной субботы. Так, творя многие чудеса Господь исцеляет и в субботу, чем вызывает великое недовольство фарисеев. Итак, можно в субботы делать добро (Мф. 12-12) говорит нам Христос.
На протяжении веков многие святые, богословы сопоставляя эти слова Христа с четвертой ветхозаветной заповедью «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исход 20:8-11) приходят к выводам, которые можно интерпретировать в то, что в субботу (а по нашему в воскресенье) можно (и даже нужно) делать добрые дела, совершать хорошие поступки, ходить в храм Божий, посвящая частичку воскресенья Богу, а работать же (например, делать дела по дому) — не следует.
Приближаемся к теме нашего вопроса. До сравнительно недавнего времени процесс помывки тела был весьма трудозатратным по своей подготовке. Так, требовалось наносить воды, наколоть дров, натопить баню…
А вместе с этим, как правило, затевалась еще и стирка — что тоже не такой уж легкий труд, когда он выполняется вручную. В (советских, например) квартирах, где зачастую не было машины, автомата, да и элементарной горячей воды, которую приходилось греть, все описываемые процессы тоже были весьма трудозатратны и растягивались иногда, если не на все воскресенье, то по крайне мере на половину его уж точно…
Но сейчас в наш век стиральных машинок-автоматов, квартир с горячей водой, процесс принятия душа, да и быстрой стирки не представляет собой практически никакого труда и подготовки и укладывается всего лишь в несколько минут. Не нарушается этим, пожалуй, не четвертая заповедь Бога, ни слова Христа. Если, конечно, мы ставим в машинку в стирку белье, или принимаем ванну вместо посещения церковной службы, или совершения какого-либо доброго дела — то это уже другой вопрос.
Напоследок приведем слова протоиерея Андрея Ефанова по этому вопросу, опубликованных на одном из православно-христианских порталов: …Мытье в воскресный день не считается грехом. Грех — то есть неправильный выбор — это если водные процедуры происходят вместо того, чтобы пойти в храм, как-то мешают духовной и молитвенной жизни… То, о чем Вы спрашивали, относится к разряду суеверий.
Просим всех подписаться на наш канал, поставить лайк, чтобы эту запись увидели как можно больше людей. Спаси вас Господи!
https://ria.ru/20200710/1574181944.html
Петров день 2020 — чего нельзя делать в праздник апостолов Петра и Павла
День Петра и Павла, или Петров день в 2020 году у православных отмечается 12 июля. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в день святых апостолов,… РИА Новости, 10.07.2020
2020-07-10T17:04
2020-07-14T21:58
аналитика — религия и мировоззрение
религия и мировоззрение
владимир петров
русская православная церковь
рим
дамаск (город)
справки
общество
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/146369/94/1463699472_0:74:772:508_1400x0_80_0_0_7ab8b1bcd3d57f985532a5f77578ba42.jpg
https://ria.ru/20200615/1572820837.html
рим
дамаск (город)
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/146369/94/1463699472_0:74:772:508_1400x0_80_0_0_7ab8b1bcd3d57f985532a5f77578ba42.jpg
https://cdn22.img.ria.ru/images/146369/94/1463699472_0:51:772:630_1400x0_80_0_0_8fa62ba93bd061dac6f4ec68273fe081.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/146369/94/1463699472_0:54:772:827_1400x0_80_0_0_f38171f015b07ec0c3c8c4a69a517c94.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
аналитика — религия и мировоззрение, владимир петров, русская православная церковь, рим, дамаск (город), справки, общество
МОСКВА, 10 июл — РИА Новости. День Петра и Павла, или Петров день в 2020 году у православных отмечается 12 июля. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в день святых апостолов, а также традиции, приметы, обычаи праздника и поздравления с ним — в материале РИА Новости.
Петров день 2020
Этот христианский праздник Русская православная церковь относит к категории «великих». Они хоть и уступают по значимости «двунадесятым» — двенадцати главным торжествам церковного года, — но все же празднуются особо. В их числе ещё Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение его главы, а также Покров Богородицы.
Из великих церковных праздников только праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла предваряет многодневный пост. Он начинается через неделю после праздника Троицы, которая из года в год приходится на разные даты — в зависимости от Пасхи. Петров пост 2020 длился 27 дней, с 15 июня. А заканчивается он соответственно всегда 12 июля – и после праздничной службы постившиеся разговляются.
Три других длительных поста проходят перед торжествами «рангом» выше — двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Успения Богородицы и, конечно же, перед Пасхой Христовой — самой главной датой для христиан. Почему же вдруг и праздник Петра и Павла, принадлежащий другой категории, стали предварять многодневным воздержанием?
«Это миссионерский пост, ведь апостолы перед выходом на проповедь тоже постились», — говорит известный церковный публицист иеромонах Феодорит (Сеньчуков).
Собственно и сам день Петра и Павла тоже служит напоминанием для христиан: каждый призван свидетельствовать о своей вере, что означает определенный образ жизни.
«Мы все призваны к апостольскому служению», — добавляет иеромонах.
История праздника
Из всех апостолов Церковь неспроста выделяет именно Петра и Павла.
«И Я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», — обратился Спаситель к первому.
Поэтому Петр считается первоверховным апостолом. А у католиков — ещё и первым папой Римским.
Павел же вряд ли видел Спасителя во время земной жизни. После воскресения Христова он был одним из яростных гонителей христиан. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, разверзлись небеса, — и оттуда раздался голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» От увиденного божественного света Савл ослеп. Но через три дня был крещен и прозрел.
После крещения Павел начал активную миссионерскую деятельность, обратил в христианство большое число современников, основал множество общин и внес огромный вклад в христианское богословие. И Церковь провозгласила его также первоверховным апостолом, наравне с Петром.
Оба последователя Христа активно проповедовали до конца жизни. Петр и Павел возвещали о новой религии практически во всех странах Средиземноморья. И оба были казнены в Риме в середине 60-х годов I века нашей эры. По преданию, Петр был распят вниз головой — он сам попросил об этом гонителей, потому что считал себя недостойным быть казненным точно так же, как Христос. Павлу же отсекли голову, ведь он был римским гражданином и позорная участь распятия не полагалась ему по статусу.
Три столетия спустя, в IV веке, римские власти сами принимают христианство, оно становится официальной религией империи. Тогда же начинается бурное строительство храмов, особенно в Риме. Многие из них посвящаются апостолам Петру и Павлу, святым покровителям города. Тогда и появляется церковный праздник в их честь.
Когда отмечается день Петра и Павла
Католические и православные богословы давно спорят, когда именно были казнены первоверховные апостолы,одновременно или нет. Одни говорят, что в один день, другие утверждают, что Павел ушел из жизни на год позже.
Во всяком случае, предание гласит, что это произошло 29 июня. Живущие по Григорианскому календарю (новому стилю) Римско-Католическая и ряд других церквей, а также западный светский мир, так и празднуют день Петра и Павла в эту дату.
А Русская православная церковь сохранила Юлианский календарь (старый стиль), отличающийся на 13 дней. И праздничный Петров день 29 июня из Юлианского календаря приходится в Григорианском календаре, по которому живет после революции Россия светская, на 12 июля.
Что можно и чего нельзя делать
В этот день верующие идут в храм на праздничную службу. А после им можно собраться за праздничным столом, чтобы разговеться после поста. Теперь можно есть все.
В Петров день не то, чтобы нельзя работать, — скорее, это не принято было на Руси. Особенно если речь идёт о тяжёлом физическом труде. Потому что такой труд практически невозможно было совместить с походом в храм на литургию, церковным празднованием.
Также по уставу, в этот день нельзя венчаться. При этом играть светскую свадьбу Церковь не запрещает.
А в старину запретов было очень много. Причем многие из них имели не строго церковное, а народное происхождение. Нельзя было, например, отдыхать у воды и выходить в поле. Нельзя было шить и вязать. Сейчас священнослужители считают такие запреты суеверием.
И на вопрос, можно ли работать в Петров день, духовенство отвечает положительно.
Традиции, приметы и обычаи на Петров день
На Руси Петров день завершал «купальские гуляния» — празднование Ивана Купалы, которое начиналось 7 июля (Церковь в этот день чтит память Иоанна Предтечи и Крестителя Господня).
Считалось, что на Петра и Павла природа окончательно расцветает. Поэтому апостолам молились о приумножении урожая.
А ещё этот день называли «верхушкой лета», то есть его кульминацией. С давних времён сохранилось ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!».
«Петр-Павел день убавил» — одна из наиболее расхожих поговорок, связанных с праздником. Ее смысл в том, что примерно с этого дня длительность светового дня постепенно идёт на убыль.
Если на Петров день жарко, значит надо начинать покос. Если квакают лягушки, то тепло продлится до конца лета.
А если кукушка замолкает за неделю до Петрова дня — снег выпадет рано. Если будет куковать после 12 июля — зима будет поздней.
На праздник существовал обычай водить хороводы и качаться на качелях. Также молодые люди в ночь на 12 июля устраивали «городушки» — чудили и вредили окружающим. То корову у соседа уведут, то бревно поперек дороги кинут. Однако Церковью этот обычай всегда осуждался. А в наши дни и государством предусмотрена административная ответственность за хулиганство.
Поздравления
В Петров день верующие поздравляют друг друга, прежде всего, с праздником святых первоверховных апостолов. Также принято говорить друг другу просто: «С днём Петра и Павла!»
Кроме того, в этот день можно поздравить с именинами родных и близких, носящих в честь апостолов имена Петра и Павла.
А в интернете сегодня можно найти немало старинных и свежесочиненных народных поздравлений с днем Петра и Павла, которые люди пересылаю друг другу в соцсетях и мессенджерах, чтобы поделиться радостью праздника. Особой популярностью пользуются стихотворения. Вот одно из них:
В День Петра и Павла светлый
Пусть не гаснет ваш очаг,