Можно ли стирать после обеда
Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?
14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Без непрошеных замечаний
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
Протоиерей Николай Соколов
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):
Игумен Зосима (Балин)
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
Протоиерей Максим Брусов
– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Читайте также:
- Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
- Словарь «Правмира» — Праздники
Анонимный вопрос · 30 апреля 2018
4,1 K
Всем, привет! Тема семьи и отношений очень близка мне, но, став мамой, нужно…
Многие хозяйки интересуются о том, можно ли в Вербное воскресенье заниматься уборкой, готовкой и стиркой. Некоторые люди утверждают, что любая работа в этот день является большим грехом, искупить который сложно. На самом деле это все предрассудки. Да, конечно, посвятить этот день генеральной уборке или стирке мягкой мебели нельзя. Утром вы должны заняться молитвой, посетить храм и, лишь выполнив это, при необходимости можно взяться за неотложную домашнюю работу. Так, к примеру, если больной человек сходил под себя и вам необходимо постирать, это не будет являться грехом. Если же у вас собралось много стирки и ее неприятный запах доходит к соседям, стирать нужно. Да, конечно, лучше всего заняться этим до праздника. Если по каким-то причинам сделать это не удалось, ничего страшного.
Следует учитывать и тот факт, что церковные праздники начинаются вечером и заканчиваются через сутки, после захода солнца, а не длятся с утра до ночи, как считают многие. Таким образом, отказаться от работы нужно не с утра, а с вечера. При этом стирка в стиральной машине не относится к работе по дому. В данном случае вы никакие усилия не предпринимаете, всю работу выполняет за вас техника. Что же касается ручной стирки, то, как говорилось выше, при возможности ее лучше отложить. Однако если постирать вещи нужно немедленно, после посещения храма можете приступать к процедуре, прочитав молитву и попросив прощения у Господа. Помните и о том, что если вы стираете вещи больных, пожилых людей или ребенка – это не является грехом. Куда больший грех обижать близких, напиться, ссориться…
Спасибо большое за информацию.
Что можно кушать в Вербное воскресенье?
Великий пост потому так и называется, что ограничений по питанию за все это время очень много. Да и длится он в течение 48 дней. Конечно, выдержать такое испытание может не каждый: многим людям не стоит проверять свой организм на прочность, особенно если есть хронические заболевания пищеварительной системы.
А вот Вербное воскресенье – это праздник, когда допускается, как говорят верующие, послабление. Можно, например, сесть за стол дважды (а в пост только раз в день). Если же рассуждать о том, что едят в Вербное воскресенье с точки зрения постного меню, можно назвать такие продукты:
рыбные блюда (в любом виде) – это основа праздничного стола;
овощи, фрукты в любом виде;
выпечка и сладости.
Ну а из напитков можно даже побаловать себя хорошим вином. Традиционно предпочтение отдают красному вину – можно взять кагор, полусладкие, сухие — это уже дело вкуса. Разрешается взять и белое вино, но в любом случае выпить можно в меру – только для поднятия настроения.
Чего нельзя делать в Светлую седмицу?
Филолог, социолог. Люблю гуманитарные науки. Меня также привлекают психология…
Светлая Седмица или Пасхальная седмица — это время. когда мы отмечаем Воскресение Господне. Поэтому вся неделя посвящена светлым чувствам и эмоциям. В эти дни нельзя ссориться, ругаться, злиться, печалиться, в вашей душе не должно быть негатива. Наоброт, всячески поощряется веселье. радость, торжественные и позитивные эмоции. Что касается быта — в эти дни не рекомендуется работать, ходить на кладбище и вообще думать о смерти, вспоминать об умерших. Супругам стоит воздержаться от интимной близости, так как это время прежде всего духовной радости. Других ограничений в это время нет.
Можно ли мыть полы в вербное воскресенье?
Основной вопрос, которым часто задаются, связан с уборкой дома и квартиры: можно ли убираться дома в Вербное воскресенье, пылесосить, мыть окна. Разумеется, в самом лучшем случае к встрече этого приятного события готовятся заранее. Убирать в доме перед Вербным воскресеньем лучше всего в конце недели – в четверг или пятницу.
Но иногда так получается, что сделать это невозможно. Тогда, конечно, в доме следует навести небольшой порядок: украсить стол, помыть полы, хорошо бы и ароматизировать воздух, да и вообще создать праздничную атмосферу.
Поэтому ответить на вопрос, можно ли убираться дома в Вербное воскресенье, можно так: это делать нежелательно. Хотя бы потому, что вы устанете и не сможете как следует отдохнуть, да и уделить достаточное внимание семье, детям, близким. Поэтому разрешается наводить порядок только в крайних случаях. Хотя если выбора и нет, то уборка не будет считаться грехом: ведь встречать светлый праздник за неопрятным столом тоже нехорошо.
Почему Вербное воскресенье так называется?
Это праздник, отмечающий вход Господень в Иерусалим. Жители встречали его как царя, и устилали вход пальмовыми ветвями и кричали «Осанна!» (спаси). Так пальмовая ветвь стала символом праздника. В наших краях с пальмами туго, особенно в апреле, поэтому на Руси этот символ заменила верба. Пальмовым воскресенье осталось, например, в Греции, а в Грузии стало самшитовым (Бзоба).
Прочитать ещё 2 ответа
Чем нельзя заниматься верующему на родительский день?
Священнослужители разных приходов ежегодно рассказывают в средствах массовой информации о том, чем можно заниматься верующему на родительский день, а чем не нужно.
Так, церковь не благославляет и не поощряет следующее:
1) употреблять алкоголь и устраивать пышные торжества на кладбищах;
2) «угощать» усопших алкоголем (ставить рюмочку у надгробия или поливая его алкоголем).
При этом подчеркивается, что, конечно, прямого запрета на трапезы на кладбищах нет, но лучше этого не делать. Зато в родительский день можно выполнять любую работу по дому, но только после того, как посетите церковь и прочтёте поминальную молитву.
Прочитать ещё 1 ответ
Анонимный вопрос · 24 апреля 2018
8,0 K
Три для после Пасхи принято не выполнять различную физическую работу, особенно ту, где есть риск пораниться. Например, нельзя косить косой, пилить или рубить дрова, резать и т.д. Не принято также и стирать.
Раньше (когда еще не было никаких стиральных машин) стирка была хлопотным и тяжелым занятием. Всё стирали руками, полоскали у реки. На эту работу уходило много сил и времени, поэтому стирку тоже относили к тяжелым занятиям и в праздники не стирали.
Сейчас тезника намного облегчает быт. Поэтому, в случае необходимости! можно и включить стиралку.
Если есть сильная потребность и ограничение во времени, ничего страшного не будет, если вы постираете необходимые вещи.
Куда девать оставшиеся яйца после Пасхи?
Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину. © Зигмунд Фрейд
Церковь говорит что с пасхальными яйцами прошлого года, нельзя делать следующее:
- Освящённые предметы нельзя выкидывать в порицаемые места, к которым относятся мусоропроводы, придомовые контейнеры, канализация, дороги, тротуары.
- Недопустимо давать освящённые яйца в пищу свиньям, собакам, другим домашним животным.
- Лучший способ утилизации прошлогодних пасхальных атрибутов: сжечь их в печи и высыпать пепел в реку, а при отсутствии такой возможности закопать в безлюдном непопираемом месте.
- Прошлогоднее яйцо можно закопать на кладбище около могил родственников.
На эту тему есть большая статья: https://propaskhu.ru/tradicii/chto-delat-proshlogodnimi-pashalnymi-yajcami.html
Но также Вам стоит обратить на следующие поверья:
Прочитать ещё 4 ответа
Можно ли мыть голову в Пасху?
Мыть голову можно ,но при этом не забывать что сегодня работать нельзя,материться ругаться нельзя а искупаться конечно можно.Незабывайте молиться ???? Христос Воскресе
Пусть Господь оберегаеш ваш дом,родных и близких
Прочитать ещё 1 ответ
Что готовят на Радоницу?
Общество с ограниченной ответственностью «Постамент». Гранитная мастерская -…
На Радоницу православным нужно сходить в церковь и помянуть там усрпших. Принято приносить с собой то, чем можно угостить бедных людей или детей – выпечка, куличи, хлеб, фрукты, кутья.
После этого можно отправляться на кладбище, зажечь там свечу в память о покойном и подумать несколько минут о нем самом и о своей жизни.
Можно ли выпивать на могиле в память о почившем человеке? Лучше этого не делать; как говорят священники, пасхальная радость от воскресения Христова и так велика, незачем подогревать ее искусственно. Кроме того, самому покойному тоже не нужна рюмка с водкой, как не нужны куличи и другая снедь. Ею лучше поделиться с бедными.
Как отмечают Радоницу и что нужно делать в этот день читайте здесь.
Прочитать ещё 1 ответ
Как читаются молитвы от Пасхи до Вознесения?
- Готовящиеся к причастию вместо покаянных канонов к Господу Иисусу Христу, пресвятой Богородице читают канон Пасхи, Последование ко святому причащению.
2.Троекратное чтение тропаря Пасхи предшествует всем молитвам, включая благодарственные по причащению, псалтирь при этом не читают
3.Земные поклоны класть не следует ни в храме, ни совершая домашнюю молитву (это правило сохраняется до Троицы).
С понедельника второй седмицы возобновляется чтение:
- обычных утренних и вечерних молитв;
- канонов к Господу Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю;
- последования к святому причащению.
Более подробно про чтение молитв в данный период можете почитать в этой статье https://propaskhu.ru/pesnopeniya-molitvy/utrenne-pravilo-ot-pashi-do-vozneseniya.html
Прочитать ещё 1 ответ
Сколько дней нельзя ничего делать на Пасху?
Филолог, социолог. Люблю гуманитарные науки. Меня также привлекают психология…
Строго говоря, церковь рекомендует не работать в течение всей Пасхальной недели. По мнению священников, все это время нужно посвятить празднику, радоваться Воскресению Христа, ходить в церковь, а не отвлекаться на бытовые хлопоты. Сейчас эти запреты носят, конечно, рекомендательный характер, ведь даже в течение Пасхальной недели мы должны ходить на работу и трудиться. Однако не следует в дополнение к служебным обязанностям чрезмерно нагружать себя ещё и домашними делами. Для этого есть непраздничные, повседневные дни.
Прочитать ещё 1 ответ
Иногда в церковной среде, а особенно от людей пожилого возраста приходится слышать что-то из серии: «в воскресенье и великие церковные праздники мыться грех». Так ли это, или же в действительности является очередным суеверием? Давайте попробуем разобраться почему вообще зародилось такое поверье, откуда оно пошло…
Совершим экскурс в историю вопроса. На самом деле зародилось это еще… нет не «до Революции», хотя формально до нее, но весьма задолго — аж в далекие-предалекие ветхозаветные времена, когда еще на землю нашу грешную не пришел Господь Иисус Христос, чтобы спасти весь род человеческий и дать нам Новый Завет в различных вопросах.
Седьмой день тогда назывался не воскресеньем, как сейчас, а субботой. Еще когда были живы Адам и Ева — первые люди Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). Так и повелось, что люди чтили этот день, помнили, что суббота — завет вечный (Исх. 31:16) Суббота была для древних евреев священным днем. Строго запрещались любые дела, под страхом различного рода наказаний, вплоть до смертной казни. В субботу нельзя было делать ровным счетом ничего, даже вкушать пищу, ну и конечно в том числе соблюдать гигиену, например, мыть тело.
Но вот проходят тысячелетия и воплощается Господь наш Иисус Христос, Который несколько скорректировал и смысл ветхозаветной субботы. Так, творя многие чудеса Господь исцеляет и в субботу, чем вызывает великое недовольство фарисеев. Итак, можно в субботы делать добро (Мф. 12-12) говорит нам Христос.
На протяжении веков многие святые, богословы сопоставляя эти слова Христа с четвертой ветхозаветной заповедью «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исход 20:8-11) приходят к выводам, которые можно интерпретировать в то, что в субботу (а по нашему в воскресенье) можно (и даже нужно) делать добрые дела, совершать хорошие поступки, ходить в храм Божий, посвящая частичку воскресенья Богу, а работать же (например, делать дела по дому) — не следует.
Приближаемся к теме нашего вопроса. До сравнительно недавнего времени процесс помывки тела был весьма трудозатратным по своей подготовке. Так, требовалось наносить воды, наколоть дров, натопить баню…
А вместе с этим, как правило, затевалась еще и стирка — что тоже не такой уж легкий труд, когда он выполняется вручную. В (советских, например) квартирах, где зачастую не было машины, автомата, да и элементарной горячей воды, которую приходилось греть, все описываемые процессы тоже были весьма трудозатратны и растягивались иногда, если не на все воскресенье, то по крайне мере на половину его уж точно…
Но сейчас в наш век стиральных машинок-автоматов, квартир с горячей водой, процесс принятия душа, да и быстрой стирки не представляет собой практически никакого труда и подготовки и укладывается всего лишь в несколько минут. Не нарушается этим, пожалуй, не четвертая заповедь Бога, ни слова Христа. Если, конечно, мы ставим в машинку в стирку белье, или принимаем ванну вместо посещения церковной службы, или совершения какого-либо доброго дела — то это уже другой вопрос.
Напоследок приведем слова протоиерея Андрея Ефанова по этому вопросу, опубликованных на одном из православно-христианских порталов: …Мытье в воскресный день не считается грехом. Грех — то есть неправильный выбор — это если водные процедуры происходят вместо того, чтобы пойти в храм, как-то мешают духовной и молитвенной жизни… То, о чем Вы спрашивали, относится к разряду суеверий.
Просим всех подписаться на наш канал, поставить лайк, чтобы эту запись увидели как можно больше людей. Спаси вас Господи!