Можно ли стирать в праздники в стиральной машине
Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?
14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».
Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.
Без непрошеных замечаний
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:
– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.
«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.
Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.
Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.
Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.
Не просто «транслировать»
Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):
– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.
Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.
Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.
Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.
Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»
И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.
Первый шаг, второй, третий…
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Протоиерей Игорь Гагарин
– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.
С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.
Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.
Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.
Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.
Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.
Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.
А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.
Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.
Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.
Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…
Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.
Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.
Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…
Без безграмотной демагогии
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:
– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.
Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.
Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.
В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.
Читайте также:
- Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
- Словарь «Правмира» — Праздники
Автор Жанна Любарская На чтение 4 мин.
Ещё наши предки верили в то, что бытовые дела способны влиять на жизнь человека. Они нашли взаимосвязь между событиями и днём недели, когда они происходили. Что же нам сулит стирка в определённый день?
Приметы стирки по дням недели
Наши предки верили, что правильная стирка — залог счастливой семейной жизни. Поэтому таким бытовым делам придавали особое значение. Чтобы определиться с днём и временем, достаточно внимательно изучить народные приметы.
Понедельник
Начало новой недели всегда сложное, поэтому лучше отказаться от бытовых дел, стирки и уборки. Дайте себе отдохнуть и набраться сил перед новой неделей. Иначе вы потратите много своих сил и энергии впустую.
На заметку! Есть примета, что если жена стирает в понедельник, этим она разрушает собственную семью. Муж уйдёт к другой или пострадает.
Для мужчин стирка в начале недели сулит проблемы на работе. Он может потерять занимаемую должность.
Совет! Следует от таких дел отказаться молодожёнам, особенно в первый понедельник семейной жизни. Это может привести к проблемам с зачатием первенца.
Вторник
С давних времён считалось, что для бытовых хлопот подходят мужские дни недели: понедельник или вторник, кроме четверга.
Во вторник можно стирать мелкие вещи: нижнее бельё, носки, колготки, платки. Постельное бельё лучше не трогать, и перенести его стирку на другой день.
Среда
Середина недели — отличный день для стирки белья. Он считается самым нейтральным, поэтому в среду можно положить в машинку постельное бельё, вещи, верхнюю одежду. Если вещи очень грязные, выведение пятен следует перенести на другой раз.
Важно! Чтобы защититься от сглаза, выверните одежду наизнанку. Однако такое нельзя делать с вещами умершего — приведёт к потерям.
Четверг
Этот день считается самым благоприятным для таких домашних дел. Включённая стиральная машинка в этот день поможет сохранить вещи долгое время чистыми, красивыми и ухоженными.
Пятница
Это один из худших дней для домашних хлопот.
Важно! В православии пятница считается днём скорби и печали, ведь именно в этот день недели распяли Иисуса Христа. Если заняться хозяйственными хлопотами, всю неделю семья будет страдать.
В язычестве пятница считалась днём нечистой силы. Поэтому какие-либо бытовые дела в этот день делать было нельзя, иначе можно на семью накликать несчастье.
Справка! В астрологии пятница находится под покровительством Венеры. Она отвечает за красоту, любовь и чувства. Стирать, менять постельное бельё нельзя — это приведёт к ссорам, угасанию страсти и чувственности.
Последствия замачивания вещей могут быть следующими:
- женщина, которая этим занималась этим процессом, сильно заболеет;
- незамужняя девушка долго не сможет выйти замуж;
- мужчину ждут ссоры, сплетни и серьёзные проблемы на работе.
Суббота
Если затеяли стирку и домашние дела в субботу, ждите следующих проблем:
- ссоры в семье или на работе;
- супружеская измена;
- алкоголизм одного из членов семьи;
- проблемы с достатком семьи.
Справка! В Библии сказано, что суббота — выходной. Именно этот день следует посвящать Богу, отдыху и семье. Чтобы оторвать народ от церкви, субботу сделали рабочей в СССР, и лишь спустя годы отменили.
Воскресенье
Чаще всего, человек работает 5-6 дней в неделю. И все свои хлопоты откладывает на выходные. Нередко, это выпадает на воскресенье.
Важно! В церковные праздники нельзя заниматься хлопотами по дому. По приметам в доме будут неприятности, ссоры, проблемы с деньгами и болезни.
Приметы о стирке по времени
Также некоторые приметы толкуются, опираясь на время суток:
- До обеда — лучшее время для хлопот по дому. Рассвет обладает позитивной энергетикой. Поэтому выстиранные вещи в этот день будут красивыми, не потеряют форму и цвет. Такая одежда защитит от сглаза и порчи.
- После обеда — к вечеру реальный мир соприкасается с потусторонним. Поэтому все приметы, связанные с этим временем, отрицательные. Вещи обладают энергетикой человека. Если ею завладеют демоны, это приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем и жизнью человека.
С особым вниманием к этому должны отнестись юные особы. Сушить чистое бельё и одежду в тёмное время суток — плохая примета. Девушка может остаться одинокой на всю жизнь.
Идёт дождь после стирки: приметы
Многие домохозяйки могут заметить, как после стирки начинает идти дождь на улице. Народные приметы толкуют этот знак следующим образом: супруг не любит свою жену.
Сегодня мало кто верит в приметы, связанные с бытовыми хлопотами. Практически в каждом доме есть стиральная машина, которая выполняет всю работу за домохозяйку. Однако в народных приметах есть доля правды. Поэтому иногда лучше отказаться от бытовых хлопот, хотя бы в пятницу, и просто дать себе отдохнуть.
Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.
Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.
Что православные люди в дни святых праздников не делают?
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.
Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?
Не ругаются
Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.
Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.
Не прибираются
Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.
Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.
Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.
С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.
«Кто работает, тот молится» — так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.
Не стирают
К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.
А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.
Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!
Не моются
Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.
В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.
Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.
Не занимаются рукоделием
Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.
Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!
На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.
Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.
Не работают в огороде
Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5
Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.
Что советуют священнослужители
Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.
Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.
Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.
Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.