Можно ли в церковные праздники стирать и мыться

В моём советском детстве, когда православные праздники еще не отмечали на уровне всей страны, мне бабушка, тётя и мама всегда говорили, что перед этим или каким-то другим праздником нельзя мыться. А уж непосредственно в день праздника и подавно. На все водные процедуры было наложено строгое табу. На мои вопросы «почему» мне всегда давался один-единственный ответ – «нельзя и всё».

Однажды перед каким-то таким праздником, о котором я, как любой нормальный советский пионер, даже не подозревала, я пришла вечером с тренировки и пошла в ванную. Дома никого не было. А когда вышла, мама уже вернулась, и поняв, что я только что принимала душ, я была беспощадно отругана всеми нелицеприятными ругательствами, сдобренными парой подзатыльников. Мои слёзы и оправдания, что я не то что не знала, но и даже представить не могла, что в самый обычный день есть некий «праздник», главным событием которого является соблюдение правила «нельзя мыться ни за что, ни при каких обстоятельствах».

«Это грех! Большой грех!» — говорили они.

Что такое «грех» я тоже не знала. Для себя усвоила одно – «мыться в праздники – это грех, это плохо, за это можно получить». Помню еще, что в какой-то из «праздников», о котором я опять же ни сном, ни духом, я занялась рукоделием. То ли шарфик какой-то вязала, то ли еще что-то. Все девчонки тогда чем-то таким занимались. Когда меня за этим занятием застали, я огребла еще сильнее, чем тогда, когда помылась в неположенный день. Моё рукоделие было отобрано и закинуто на высоченный шкаф, чтоб не смогла достать. Оказалось, что в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет» и вообще делать ничего нельзя. Для непоседливого ребёнка, который очень любил что-то творить своими руками, это было жестоким наказанием. Хорошо, что меня тогда спасла книга. Забившись в уголок, я смогла спрятаться от ужаса всех этих непонятных «праздников» в своих фантазиях на острове вместе с Робинзоном Крузо.

Когда я повзрослела, то на все эти «грех», «нельзя мыться» и «праздник» смогла дать серьезный отпор своим родственницам. Моя решительность, громкие вопли «отвалите все от меня» и хлопанье дверью помогали избежать страшной кары за нарушение запретов. Во все остальные дни моя замечательная родня были такими же как все и ничем необычным не выделялись. И лишь в эти «праздники» они превращались в карающую инквизицию.

Возникший в юности религиозный антагонизм не покидал меня долгие годы. На фоне возрождающихся скреп, популяризации православных традиций в России, многим моим знакомым было очень трудно понять, почему я крещеная, но яиц не крашу, куличей не пеку, воду не освящаю. Вместо того, чтобы вести долгие разговоры, по итогам которых я все равно осталась бы непонятой, я обычно отмахивалась — мол, некогда совсем, работа, дела, суета, семья. Мне обычно вручали несколько цветных яиц, большой кусок кулича или даже целый, если напекли их сами в большом количестве (Божечки, зачем? Зачем печь по 7-8 куличей семье из 3-4 человек?). Мои дарители оставались безоблачно счастливыми от выполнения своей святой миссии.

Буквально недавно, разговорившись с подругами, я узнала, что примерно такие же табу на помывку и прочие бытовые аскезы испытали и они. Ответа на вопрос почему же нельзя мыться им тоже никто не давал.

Выходит, люди, устойчиво стремясь вырастить верующих и уважающих православные традиции детей, сами не знали, почему же нельзя мыться, почему это такой большой грех – мыться перед православным праздником. Мыться после праздника грехом уже не было. Ни логики, ни адекватного обоснования…

Многие из тех, кто печет куличи, красит яйца и постится Великим Постом каждую весну, абсолютно не представляют для чего это делается. Кто-то по заветам мам и бабушек не моется перед святыми праздниками. (Про Пост будет отдельная статья, palm-face гарантирую).

Как личность разносторонняя, в свое время я изучила основы всех крупнейших религиозных течений. И, конечно, тщательно изучила Православие, в попытке найти ответ на вопрос – почему нельзя мыться и в чём грех. Ни в Новом, ни в Ветхом Завете ответа не было. Непосредственно в Церкви ответа мне тоже не дали.

Ответ пришел совершенно случайно, когда я уже и не пыталась его найти – в исторических записях о быте российских крестьян 18 -19 веков и влиянии на этот быт Православной Церкви.

Делюсь.

На Руси наши предки частенько жили большими семьями. В одной избе спали все члены семьи – кто на печи, кто на лавке, кто под лавкой. По субботам все ходили в баню. Сначала мыли маленьких детей, потом мылись дети постарше, а затем муж с женой оставались в бане наедине и там, собственно, помимо водных процедур, занимались любовью. Это было практически единственное место, где они могли уединяться. Еще из прошлого до нас донеслось про сеновал, но это, наверное, когда очень хотелось, а день был не банный.

Читайте также:  Что стирать из вещей для новорожденных

Воскресенье отдавалось богоугодным делам, все ходили в церковь на службу и проповедь, где наших дремучих предков священники учили мудрости и правилам праведной жизни. Вот из этих проповедей и берет начало тот вопрос про «грех мытья». Перед важными Православными праздниками священнослужители объясняли народу, как нужно правильно себя вести и что делать, чтобы Боженька был милостив. Рассказывалось как надо относиться к своим домочадцам и воспитывать их в христианском духе, как молиться, какие ритуалы соблюдать. А накануне праздников необходимо было соблюдать воздержание – в еде, в словах, в поступках, и телесные. Заниматься любовью по религии – это грех. Думаю, вы об этом знаете. Так вот, проповедь перед великими праздниками звучала примерно так: не объедаться, не совершать злонамеренных деяний, не злословить и не ругаться, прощать старые обиды, не грешить и не ходить в баню. «Не ходить в баню» – это означало, что перед священным праздником нельзя было заниматься любовью. То есть человек должен был думать не о телесном, а о духовном, и этому духовному посвятить всего себя. Но так как дремучесть людей не позволяла отделить баню как место для плотской любви от бани, где банально моются, то сложился стереотип – ходить в баню перед праздником большой грех и категорически недопустимо.

Позже, когда люди стали жить в городах, а заниматься любовью стало принято не в бане, а в кровати, это переродилось в то, что перед праздниками просто «нельзя мыться». Но и это еще не всё. Правило «нельзя мыться» до сих пор живет и передается из поколения в поколение, обрастая горой предрассудков и вымыслов. Никаких запретов на помывку перед Пасхой, Троицей или каким-либо другим религиозным праздником нет! Представляете, нет!

Лично я считаю, что ходить немытым – большой грех. Верить в бред и тщательно его оберегать и передавать из поколение в поколение – непростительный грех!

Сильное недоумение возникает от осознания того, что эта дремучесть через столько веков смогла добраться и до нас, живущих в эпоху торжества информационных технологий. И самое страшное, что практически невозможно никакими аргументами убедить людей, что они неправы и несут бред.

Сделайте хорошее дело – репостните эту статью. Откройте глаза «немытым».

Источник

Иногда в церковной среде, а особенно от людей пожилого возраста приходится слышать что-то из серии: «в воскресенье и великие церковные праздники мыться грех». Так ли это, или же в действительности является очередным суеверием? Давайте попробуем разобраться почему вообще зародилось такое поверье, откуда оно пошло…

Совершим экскурс в историю вопроса. На самом деле зародилось это еще… нет не «до Революции», хотя формально до нее, но весьма задолго — аж в далекие-предалекие ветхозаветные времена, когда еще на землю нашу грешную не пришел Господь Иисус Христос, чтобы спасти весь род человеческий и дать нам Новый Завет в различных вопросах.

Седьмой день тогда назывался не воскресеньем, как сейчас, а субботой. Еще когда были живы Адам и Ева — первые люди Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). Так и повелось, что люди чтили этот день, помнили, что суббота — завет вечный (Исх. 31:16) Суббота была для древних евреев священным днем. Строго запрещались любые дела, под страхом различного рода наказаний, вплоть до смертной казни. В субботу нельзя было делать ровным счетом ничего, даже вкушать пищу, ну и конечно в том числе соблюдать гигиену, например, мыть тело.

Но вот проходят тысячелетия и воплощается Господь наш Иисус Христос, Который несколько скорректировал и смысл ветхозаветной субботы. Так, творя многие чудеса Господь исцеляет и в субботу, чем вызывает великое недовольство фарисеев. Итак, можно в субботы делать добро (Мф. 12-12) говорит нам Христос.

На протяжении веков многие святые, богословы сопоставляя эти слова Христа с четвертой ветхозаветной заповедью «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исход 20:8-11) приходят к выводам, которые можно интерпретировать в то, что в субботу (а по нашему в воскресенье) можно (и даже нужно) делать добрые дела, совершать хорошие поступки, ходить в храм Божий, посвящая частичку воскресенья Богу, а работать же (например, делать дела по дому) — не следует.

Приближаемся к теме нашего вопроса. До сравнительно недавнего времени процесс помывки тела был весьма трудозатратным по своей подготовке. Так, требовалось наносить воды, наколоть дров, натопить баню…

А вместе с этим, как правило, затевалась еще и стирка — что тоже не такой уж легкий труд, когда он выполняется вручную. В (советских, например) квартирах, где зачастую не было машины, автомата, да и элементарной горячей воды, которую приходилось греть, все описываемые процессы тоже были весьма трудозатратны и растягивались иногда, если не на все воскресенье, то по крайне мере на половину его уж точно…

Читайте также:  Стиральная машинка очень долго стирает

Но сейчас в наш век стиральных машинок-автоматов, квартир с горячей водой, процесс принятия душа, да и быстрой стирки не представляет собой практически никакого труда и подготовки и укладывается всего лишь в несколько минут. Не нарушается этим, пожалуй, не четвертая заповедь Бога, ни слова Христа. Если, конечно, мы ставим в машинку в стирку белье, или принимаем ванну вместо посещения церковной службы, или совершения какого-либо доброго дела — то это уже другой вопрос.

Напоследок приведем слова протоиерея Андрея Ефанова по этому вопросу, опубликованных на одном из православно-христианских порталов: …Мытье в воскресный день не считается грехом. Грех — то есть неправильный выбор — это если водные процедуры происходят вместо того, чтобы пойти в храм, как-то мешают духовной и молитвенной жизни… То, о чем Вы спрашивали, относится к разряду суеверий.

Просим всех подписаться на наш канал, поставить лайк, чтобы эту запись увидели как можно больше людей. Спаси вас Господи!

Источник

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Монахиня моет пол

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» — так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

Детская одежда на бельевой веревке

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Читайте также:  Фильм человеку стирают память

Не моются

Девушки в сауне

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Ткацкий станок

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Иисус исцеляет больного

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Что советуют священнослужители

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

Источник