Можно стирать коврик для намаза

Саляму алейкум.
Не забывайте здороваться с мусульманами!!!
Чья кровь?
Если вы имеете человеческую кровь, то правильно то, что человеческая кровь не наджас, будь то кровь мусульманина или кафира, будь то кровь вышедшая из раны или любого другого места в теле, кроме крови, вытекающей из полового органа женщины. И это многим причинам:
1 — В основе тело человека является чистым, и поэтому нарушает эту основу то, на что пришел ясный и достоверный довод. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, верующий не оскверняется.» (аль-Бухари, Муслим). А всем известная вещь, что всё тело человека, каждый его миллиметр, содержат вены, артерии и капилляры. Если бы кровь была наджасой, то всё тело было бы пропитано наджасой, а это противоречит хадису!
2 — Всем известно то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, подвергались пыткам со стороны врагов ислама, и не редко это заканчивалось пролитием крови, а также известен тот факт, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, участвовали в сражениях, и при этом не обходилось без пролития крови как неверующих, так и верующих. И если всё это совместить с пяти обязательными намазами в течении дня и ночи, то не может быть так, что Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, не сообщили о том, что человеческая кровь является наджасой прямым текстом. А если ко всему этому прибавить то, что человеческое тело до каждого его миллиметра пропитано кровью, плюс болезни, вызывающие кровотечения, то, что также речь идёт о действительности второго столпа ислама — действительности намаза, то причин было множество, но несмотря на это Всевышний Аллах не ниспослал даже намёка на то, что кровь наджас, А Всевышний Аллах говорит:
«И Господь твой не забывчив.» (Марьям 19:64).
Поэтому это сильный довод на то, что кровь не наджас.
3 — Многочисленные ясные и достоверные хадисы, указывающие на то, что кровь не наджас, а это: то, что один из сподвижников молился и в него попало несколько стрел, но он не прекратил молитву, и то, что Умара ранили в обязательном намазе, но он не прервал молитву, и то, что внутри мечети установили палатку для истекающего кровью сподвижника, кровь которого текла в мечети по земле, но не было приказа смыть эту кровь, а также дозволение установления палатки для него, и то, что с шахидов ни разу не смывали кровь и хоронили их в крови, и другие доводы.
4 — Как может быть так, что кровь, являющаяся скверной, подобной моче и калу, в этом мире являться скверной, а в Судный день эта же кровь станет прекрасным, сияющим светом и благоухающим мускусом? Конечно же нету сомнений в том, что Аллах делает то, что пожелает, но утверждение об этом нуждается в твёрдом доводе, как это пришло в отношении вина, хотя вино не является скверной в сущности, но являются скверной его последствия.

А что касается иджма на то, что человеческая кровь является наджасой, переданным имамом Ахмадом, а в последствии и многими другими имамами, опирающихся на имама Ахмада, то во-первых, у них нету ни какого довода на это иджма, во-вторых, есть косвенные сообщения, что некоторые товарищи имама Ахмада не считали кровь наджасой, и в-третьих, его иджма противоречит вышеприведённым доводам, поэтому такое иджма не состоятельно и не берётся в расчёт.

Если на коврик для намаз попала маленькая капля крови надо ли коврик помыть? наджас ли кровь?

Человеческая кровь не является наджасой, если вы её имели ввиду. И поэтому не обязательно смывать человеческую кровь с коврика или с любого иного места.
А Аллаху известно об этом лучше.

Источник

До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием — с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.

У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?

Мусульманка совершает намаз

Какими бывают молитвенные коврики

Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта — это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.

Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны — суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.

Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу — главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.

Роль намазлыка во время совершения намаза

Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду — ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.

Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.

Совершения намаза на улице

И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.

Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, — это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.

Как ещё используют намазлык

До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.

Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката — суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.

Сенсорные коврики

Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище — сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат — это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.

Эльдар Клычев и его сенсорный молитвенный коврик для подсчёта ракаатовЭльдар Клычев и его изобретение

Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.

Читайте также: Чем протестантизм отличается от католичества и православия

Источник

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Каков хукм молитвы на коврик ? И какой хукм класть его в мечети, чтобы на нем молился имам ? Является ли это новшеством ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Молитва на коврик является дозволенной, т.к. есть этому основа.
Приводят имам Бухарий, 379, имам Муслим, 513, от Маймуны, да будет доволен ею Аллах, кот сказала:

 كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي عَلَى الْخُمْرَةِ

 “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился на хумра

Хумра – это небольшой коврик, кот примерно рассчитан для лица, кот делается из листьев пальмы, и делает сажда на него молящийся, чтобы уберечься от жара земли или ее холода.
аль-Хаттабий выбрал мнение, что коврик может быть и больше, чем только для лица, и привел в довод хадис, кот. приводит абу Дауд, 5247, от ибну Аббаса, кот. сказал:

 جَاءَتْ فَأْرَةٌ فَأَخَذَتْ تَجُرُّ الْفَتِيلَةَ فَجَاءَتْ بِهَا فَأَلْقَتْهَا بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْخُمْرَةِ الَّتِي كَانَ قَاعِدًا عَلَيْهَا فَأَحْرَقَتْ مِنْهَا مِثْلَ مَوْضِعِ الدِّرْهَمِ

 “Пришла мышь, и зацепила собой свечу, и уронила ее перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на коврик (хумра), на котором он сидел, и прожгла место в нем, примерно с дирхам…”(достоверность этого хадиса подтвердил шейх Альбаний, в “сунан аби Дауд”, 4369)

Сказал аль-Абадий, в ” ‘аунуль-ма’буд”:”Это есть явное доказательство того, кто коврик может быть больше (т.е. как большая постилка). Так же в “ан-нихая”.
(см. “фатхуль-барий”, 333)
Сказал имам аш-Шауканий:”Хадис указывает на то, что нет проблем молиться на коврик, не важно из материи или из пальмовых листьев или из чего-то другого. И так же не имеет разницы маленьким он будет или большим, как циновка или как ковер, как это известно из молитвы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на циновку, ковер и (фаруа) мех. шкура”.

Однако известно, что есть некоторые причины, кот. делают запретным молитву на ковриках и т.п.

Из них:
– если есть на коврике изображения живых существ, и запрещено использовать его, и необходимо убрать сурат
2 –
если есть на коврике украшения, рисунки, кот. отвлекают молящегося и мешают его молитве, такая молитва макрух.Сказали ученые “ляджнатуд-даима”:“Что касается изображения, в кот. нет души, как например горы, реки, моря, деревья, дома и т.п., без изображений живых существ вокруг них, то дозволены они, однако молитва на таком макрух, т.к. это отвлекает молящегося, и пропадает смирение в молитве. Что касается самой молитвы, то они сахиха (приемлема)”.(см. “фетауа ляджнатуд-даима”, 6/180).Так же есь фетва от “ляджны“:“Мечети – это дома Всевышнего Аллаха, дома для выстаивания молитв и поминания Аллаха, и для смирения перед Ним… Рисунки, украшения на полу, коврах, стенах, кот. отвлекают от поминания Аллаха, отвлекают от смирения, и поэтому это порицали многие саляфы. И необходимо молящимся сторониться этого в мечетях, и хранить полноту поклонений своих, и сторониться того, что отвлекает от поминания Аллаха в таких местах (как мечеть), надеясь на награду. А что касается такой молитвы (т.е. на таком коврике или в таком месте), то она приемлемая”.(см. “фетауа ляджнатуд-даима”, 6/181, 182)

– если молитва совершается на коврик, для того, чтобы не прикасаться к земле, считая это низким или пренебрегая этим Передал имам Бухарий, 2036, от абу Са’ида аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, кот. сказал:

اعْتَكَفْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْعَشْرَ الأَوْسَطَ مِنْ رَمَضَانَ قَالَ فَخَرَجْنَا صَبِيحَةَ عِشْرِينَ . قَالَ : فَخَطَبَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَبِيحَةَ عِشْرِينَ ، فَقَالَ : إِنِّي أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ وَإِنِّي نُسِّيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ فِي وِتْرٍ فَإِنِّي رَأَيْتُ أَنِّي أَسْجُدُ فِي مَاءٍ وَطِينٍ ، وَمَنْ كَانَ اعْتَكَفَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلْيَرْجِعْ . فَرَجَعَ النَّاسُ إِلَى الْمَسْجِدِ وَمَا نَرَى فِي السَّمَاءِ قَزَعَةً ، قَالَ : فَجَاءَتْ سَحَابَةٌ فَمَطَرَتْ وَأُقِيمَتْ الصَّلاةُ فَسَجَدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الطِّينِ وَالْمَاءِ حَتَّى رَأَيْتُ أَثَرَ الطِّينِ فِي أَرْنَبَتِهِ وَجَبْهَتِهِ

Мы совершали и’тикаф вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десять ночей в середине Рамадана, и наступила двадцатое утро. И обратился к нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Поистине я видел ночь предопределения, однако (было сделано так что) я забыл это, так ищите же ее в последние десять ночей Рамадана, в нечетные дни. И поистине я видел как буду делать сажда в воду и глину (грязь земленая). И тот, кто совершал и’тикаф с посланником Аллаха, тот пусть вернется !”И люди стали возвращаться в мечеть, и мы не видели на небе облачка. Затем пришла туча и пролился дождь, и наступило время молитвы, и посланник Аллаха делал сажда, да благословит его Аллах и приветствует, в глину и в воду, и мы видели следы грязи на его лбу и конце носа“.
И в этом хадисе видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал сажда в воду и глину, и не проявлял высокомерие и не подкладывал что-то на землю !

4 – если совершается молитва на коврик, кот. постелен на общий ковер для всех в мечете, пренебрегая. Или же делается это предостерегаясь от наджаса.
Сказал шейхуль-Ислам ибну Теймия:“Что касается тех, кто проявляет чрезмерность, из тех, кто подвержен наущениям, то они не молятся на землю, и не то, что постелено для всех, однако они молятся на коврик и т.е.”
(см “маджму’ аль-фатауа”, 22/177)

5 – если совершает человек молитву на коврик, считая что обязательно нужно совершать молитву на спец. коврик, и то что на нем обязанность молиться на коврик и нет разницы дома или в мечети. И дошло до того, что многие не молятся, кроме как на коврик, даже если дом застелен ковром.
Сказал шейхуль-Ислам, рахимахуЛлах:“Что касается молитвы на коврик, кот. видеться молящемуся как необходимость, то не было этого во времена саляфоа, мухаджиров и ансаров, и тех, кто последовал за ними в благе, с кот. пришел посланник Аллаха. Однако они молились в мечетях на землю, и никто из них не брал специальный коврик для молитвы. Передается от ‘абдуРрахмана ибну Махди, когда прибыл в Медину, разложил коврик. Тогда приказал Малик задержать его. Ему сказали что это ‘абдуРрахман ибну Махди, на что он ответил: “Разве не знал он, что расстилать коврик в нашей мечети – это бид’а !”(см. “маджму’аль-фатауа”, 22/163)

6 – так же если выделяется имам, дается ему коврик, специально для него, чтобы он молился на нем, хотя мечеть устлана ковром, зачем же тогда такое различие ?!
Это не дозволено, т.к. нет в этом необходимости, и это может привести сердце к высокомерию, и Аллах Велик от этого !

Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

Источник

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Одним из положений, единогласно принятых богословами-суннитами является то, что совершение молитвы именно на земле — например, стоя на грунте или камнях, не является обязательным условием. Шейх аль-Хатиб аш-Ширбини (богослов шафиитского мазхаба) сказал в «Мугниль-мухтадж»; (1/426): «Все мусульмане, за исключением шиитов, единогласны во мнении о дозволенности совершения молитвы на шерстяном покрытии и в шерстяной одежде. В таком совершении молитвы нет ничего нежелательного.

Только имам Малик считает желательным избегать этого. Шииты же сказали, что так совершать молитву нельзя, потому что шерсть не относится к растениям, произрастающим на земле».

Никак не влияет на действительность молитвы толщина и мягкость покрытия — главное, чтобы поза при земном поклоне была устойчивой. Имам Бухари передал от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) совершал молитву на постели в своем доме, в то время как она лежала между ним и киблой — подобно тому, как совершается молитва над покойником. Бухари озаглавил этот хадис: «Глава о совершении молитвы на постели». Имам Ибн Хаджар сказал в «Фатх аль-бари»: «Этим заглавием Бухари имел в виду то, что было достоверно передано Ибн Аби Шайбахом от Ибрахима ан-Наха’и от аль-Асвада и его учеников о том, что они считали нежелательной молитву на коврах, мехах и дерюгах. И указал на дозволенность такой молитвы на основании единогласного мнения сподвижников и табиинов».

Имам Ахмад в своей книге «Аль-муснад», Табарани в «Аль-му’джам аль-кабир», а также Абу Дауд передали хадис от аль-Мугиры ибн Шу’ба (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал молитву на шубе из дубленого меха». Ибн Хузайма и Хаким утверждали достоверность этого хадиса, последний сказал так: «Достоверный хадис, соответствующий условиям (принятия хадиса) у Бухари и Муслима. Однако они не связывают его с темой меха. Муслим передает его от Абу Са’ида в разделе о молитве на циновке». Аз-Захаби сказал: «Соответствует условиям Муслима. Несмотря на то, что в цепочке передатчиков этого хадиса присутствует слабое звено, он считается хорошим хадисом, в силу того, что существуют другие хадисы, указывающие на этот же смысл. Так, имам Ахмад передал в «Аль-Муснад» от Мухаммада ибн ‘Абдуррахмана ибн Аби Ляйла, что один из сподвижников сказал:»О посланник Аллаха! Можно ли мне молиться на мехах?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«А зачем же иначе нужна выделка?»

Шейх ас-Синди в своих комментариях к «Аль-муснаду» (31/407) поясняет: «То есть если ты не будешь молиться (на мехах), то пропадет польза от выделки, ибо она имеет целью очищение и подготовку меха для совершения молитвы, и если молитва на нем будет недозволенной, то от выделки не будет пользы». Также ученый ханбалитского мазхаба ат-Туюри передал в своей книге»Ат-туюрият» (стр. 740) от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву на ковре.

Дозволенность такого совершения молитвы передается от группы сподвижников и ученых-богословов, живших позже. Они иногда совершали молитву на мягких и толстых покрытиях, таких как различные матрацы, подлокотные и обычные подушки, ковры, меховые накидки, дерюги, попоны, войлок и т.д. Имам Абу Бакр ибн Аби Шайба в «Аль-мусаннаф» передал слова ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) касательно совершения больным человеком земного поклона (суджуда) на обычную и подлокотную подушку: «Больной может совершать земной поклон на подлокотную подушку и чистую одежду». Также он передал от Умм Салама (да будет доволен ею Аллах), что у нее однажды заболел глаз, и она совершала земной поклон на кожаную подушку.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) также передается, что он совершил земной поклон на подлокотную подушку. От Абу аль-‘Алийа передается, что будучи больным, он совершал земной поклон на подушку. Аль-Хасан аль-Басри считал, что нет ничего плохого в совершении земного поклона на подлокотную и обычную подушки во время нахождения человека на корабле. В той же книге, в разделе о «Молитве на постели» передается, что Анас (да будет доволен им Аллах) совершал молитву на своей постели, а также что Тавус совершал молитву на постели, в которой он лежал, будучи больным.

Также в разделе о «Молитве на дерюгах» (1/436-437) сказано, что такие сподвижники как ‘Али, Джабир, Абу ад-Дарда, Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах), а также ‘Умар ибн ‘Абдул-Азиз из табиинов (да смилуется над ним Всевышний Аллах) — все они совершали молитву на дерюгах (одежда из грубого холста). Однако от Ибрахима передано, что аль-Асвад и его ученики считали нежелательным совершение молитвы на коврах, мехах и дерюгах. В разделе о «Молитве на коврах» (1/437-438) передано, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не вижу никакой проблемы, если я совершу молитву на шести коврах, расположенных один поверх другого». Са’ид ибн Джубайр сказал: «‘Абдулла ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) совершил с нами вечернюю молитву на ковре, застланным на всю комнату». ‘Абдулла ибн ‘Аммар сказал: «Я видел, как ‘Умар совершил молитву на толстом ковре». Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Совершение молитвы на ковре дозволительно».

От него также передается, что он совершал молитву на небольшом коврике, и в земном поклоне его стопы и колени были на нем, а руки и лицо касались земли или тростниковой циновки. Также от Кайса ибн ‘Аббада аль-Кайси и Мурры аль-Хамадани передается, что они оба совершили молитву на войлоке. Еще имам Ибн Аби Шайбах передал в той же книге, в разделе о «Молитве на меху» (1/441-442), что Масрук выделывал шкуру своего жертвенного животного для совершения на ней молитвы. Это же передается и от ‘Алкамы. Также от ‘Абдуррахмана ибн аль-Асвада передано, что он совершал у себя дома молитву на овечьей шкуре с шерстью. В то же время он передал от аль-Асвада и его учеников, что они считали нежелательным совершение молитвы на мехах. Ибн Хазм сказал в «Аль-мухалла» (1/402-403): «Дозволяется совершать молитву на шкурах, на шерсти, и на всем том, на что можно садиться, если они являются чистыми. Женщине можно совершать молитву на шелке. Это является также и мнением Абу Ханифы, Шафи’и, Абу Сулаймана и других. ‘Ата сказал, что нельзя совершать молитву кроме как на земле или гальке. Малик сказал, что нежелательно совершение молитвы на чем-то другом, кроме земли и того, что на ней произрастает.

А ‘Али (Ибн Хазм имеет в виду себя) сказал: «Это мнение не имеет доказательства, подтверждающего его верность. Земной поклон должен совершаться семью частями тела: ступнями, коленями ног, руками, лбом и носом; Малик разрешает, чтобы все части тела в суджуде касались упомянутых ранее поверхностей, за исключением лба. А какая разница между лбом и остальными частями?! Ведь нет ничего того, что указывало бы на разницу между ними ни в Коране, ни в сунне, ни в консенсусе ученых. Нельзя это вывести ни путем аналогии, ни из слов какого-либо сподвижника, или даже авторитетного мнения. 

Нам было передано от Ибн Мас’уда, что он совершил молитву на дерюге из шерсти. Также и от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, что в молитве он совершал земной поклон на толстый ковер. И от Ибн ‘Аббаса, что он также совершал земной поклон на шерстяной ковер. Также это передается и от Абу ад-Дарда, от Шурайха, аль-Хасана и аз-Зухри. И не было того, кто был бы не согласен с мнением упомянутых нами сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И у Всевышнего Аллаха мы ищем успех!» Ученые-богословы разных школ ставили условием устойчивость поверхности при касании ее лбом в земном поклоне. У ханафитов имам ас-Сарахси говорит в книге «Аль-мабсут»: «Дозволяется совершать молитву на снегу, если он плотный и позволяет совершение земного поклона. Если же он недостаточно плотный, то земной поклон на нем недействителен, так как подобен поклону в воздухе. То же касается и суджуда на мягкой траве, хлопке; лоб должен ощущать устойчивую поверхность. Совершение молитвы на толстом ковре также считается у ученых действительным при условии его плотности. Исключение составляет лишь имам Малик (да смилуется над ним Всевышний Аллах).

Передается, что некоторые сподвижники говорили:»Нет ничего страшного, если совершать молитву на десяти и более коврах». (1/205-206) Имам аль-Касани сказал в «Бадаи’ ас-санаи'» (1/210): «Если молящийся совершит земной поклон на траву или хлопок, и его лоб достаточно опустится, чтобы почувствовалась твердость земли, то молитва будет считаться действительной; если же этого не произойдет, то она недействительна. Также и молитва на толстом ковре считается действительной, если он плотный. И на снегу — если место совершения земного поклона будет плотным, то это разрешается, а иначе – нет».

Имам аль-Камаль ибн аль-Хумам сказал в «Фатх аль-кадир» (1/304): «Разрешается совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке и ковре, если почувствуется твердая поверхность. Это же относится и к плотному снегу. Если же его лицо будет утопать в нем и земля не будет прощупываться, то совершение земного поклона таким образом не разрешается. Позволительна молитва на повозке, стоящей на земле, подобно молитве на кровати. Если же повозка будет опираться на животного (двухколесная), то совершение в ней молитвы недействительно, подобно молитве на подвешенном между деревьями гамаке. Также разрешается совершать молитву на пшенице и ячмене, но не дозволяется совершать молитву на просе и рисе, ибо в таком случае будет отсутствовать устойчивость».

В книге «Аль-фатава аль-хиндийя» (1/70) сказано: «Можно совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке, ковре или снеге, если положение лба и носа будет устойчивым, и будет ощущаться твердость земли. Иначе — нет. Именно так сказано в книге «Аль-хуласа».

Шейх Ибн ‘Абидин сказал в своем комментарии (1/472) к словам аш-Шурунбуляли , что условие действительности земного поклона — устойчивое положение лба. То есть необходимо, чтобы молящийся в земном поклоне почувствовал твердую землю, и сколько бы не пытался опустить голову ниже, не смог этого сделать. Поэтому недействителен суджуд на рисе и кукурузе, если они будут не в мешках. Также недействителен на хлопке, снеге и постели, если не будет ощущаться твердая поверхность. Еще он сказал там же (1/523): «Слова «и нужно чтобы он почувствовал твердость земли» означают, что сколько бы ни старался молящийся опустить голову ниже изначального положения во время первого касания, он не сможет этого сделать. Посему действительна молитва на ковре, подстилке, пшенице, ячмени и кровати, а также и на стоящей на земле повозке, если она не опирается на спину животного, подобно подвесному гамаку между деревьями. Также молитва недействительна на рисе или кукурузе, если они находятся не в мешках, на рыхлом снегу, если лицо молящегося погружается в снег, и он не чувствует твердую поверхность, также как и на траве, если не чувствуется твердость земли.

Отсюда становится известной дозволенность совершения молитвы на хлопковом матраце, если будет чувствоваться твердость земли; если же она не будет чувствоваться, то совершение на ней молитвы не дозволяется. Так сказано в книге «Аль-Бахр». У маликитов считается нежелательным совершение молитвы на ковре, матрасе и т.д., если молитва совершается за пределами мечети и необходимости (в мягкой подстилке) нет. В мечети и при необходимости нежелательность отпадает. Шейх ад-Десукий приводит в своем комментарии к книге «Аш-шарх аль-кабир» (1/252)слова имама ад-Дардира: «Нежелательно совершать земной поклон на одежду или ковер, который не предназначен для застлания мечети. Нет нежелательности в его совершении на подстилке, не считающейся роскошью, к примеру, сплетенной из травы. Тем не менее, лучше не совершать земной поклон на подстилке. Если же подстилки мягкие, то его совершение на них нежелательно».

После этого ад-Десуки комментирует: «Имеется в виду, что ковер не только не предназначен для мечети, но и отсутствует необходимость совершения земного поклона на него, как например жара, холод, жесткость земли. Если же такая необходимость существует, то нет нежелательности. Если ковер предназначался специально для мечети, то нет нежелательности в совершении на нем земного поклона. И неважно, постелил его человек, основавший мечеть, или же он куплен на средства из пожертвованного имущества, или же он был пожертвован другим человеком специально для мечети».

У шафиитов имам аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах) говорит в книге «Аль-умм» в разделе об одежде и подстилочных материалах, на которых можно совершать молитву (1/111): «Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) совершил молитву в одежде из шерсти. Поэтому можно совершать молитву в одежде из шерсти, волос и пуха. Также разрешается совершать молитву на изготовленных из них подстилках. Кроме того, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Любая выделанная шкура считается чистой».

Поэтому можно совершать молитву в выделанных шкурах животных, умерших без закалывания, в выделанных шкурах хищников, и в выделанных шкурах всех животных, за исключением собаки и свиньи. Также можно совершать молитву в шкуре любого заколотого животного, пригодного для употребления в пищу, даже если она не выделана. Имам ан-Навави сказал в «Аль-маджму» (3/398): «Если молящийся совершит земной поклон на хлопок, траву или вещь, наполненную ими, то он должен так надавить (головой), что если бы под покрытием была рука, на ней остался бы след. Если он не этого не сделает, то его поклон не будет считаться действительным. Имам двух Запретных Мечетей (аль-Джувейний) сказал: «Мое мнение — достаточно просто свободно положить голову (на место поклона), и нет нужды надавливать». Однако утвержденным положением в мазхабе является первое мнение, которое в категоричной форме было принято также и шейхом Абу Мухаммадом аль-Джувейни и авторами книг «Ат-татимма» и «Ат-тахзиб». Аль-Хатиб аш-Ширбини сказал в «Мугниль-мухтадж» (1/373): «Тяжесть его головы должна ощущаться на месте совершения земного поклона — согласно упомянутому ранее утверждению: «И когда ты будешь совершать земной поклон, то ставь свой лоб в устойчивое положение». Тяжесть головы означает, что должно быть давление (головой на место совершения поклона) так, что если представить под этим местом вату или траву, то они помнутся, или если предположить существование под этим местом руки, на ней останутся следы поклона. Имам (двух Запретных Мечетей) считал, что достаточно простого опускания головы. Он даже сказал, что такое положение головы ближе к смиренному положению молящегося, чем попытки надавливания». У ханбалитов Ибн Таймийа говорит в «Аль-фатава аль-кубра» (2/68): «Среди обладателей знания нет разногласий относительно дозволенности совершения молитвы на покрытиях, сделанных из растительных материалов — к примеру на циновке и т.п. Разногласие существует только относительно того, что не произрастает из земли — например, подстилки из шкуры домашнего скота и ковра из шерсти.

Большинство ученых-богословов разрешают совершать молитву на них. Такого мнения придерживаются последователи хадиса, такие как Шафи’и и Ахмад, а также и ученые из Куфы, такие как Абу Ханифа и другие. В доказательство они приводят хадис ‘Аиши, где говорится о подстилке, которая была не из растительного материала, а из кожи или шерсти». Аль-Мардави пишет в «Аль-инсаф» (2/70): «Ученые нашего мазхаба сказали:»Если (молящийся) совершит земной поклон на траву, хлопок, снег или лед, и т. п., и не ощутит их твердость, то его поклон недействителен, по причине отсутствия устойчивости». Аль-Бухутий сказал в «Кашшаф аль-кина» (1/298): «Совершение молитвы на снегу считается действительным, будь то с наличием подстилки или без нее, если он плотный, ибо в таком случае все части тела будут устойчивы. Также действительна молитва на траве и взбитом хлопке, если под ними ощущается твердость земли. Если же нет, то молитва недействительна, так как лоб в неустойчивом положении». Следовательно, Вы можете молиться и без коврика на чистой поверхности (примечание редакции).

Всевышний Аллах знает лучше.