Мы стирали память грустных дней

Ты вспоминай меня,
Хотя бы иногда,
Хотя бы раз, за тысячу мгновений.
Я знаю, не случится никогда,
Сплетенья рук и губ прикосновенья.
Ты вспоминай меня,
Когда все хорошо,
Когда рассвету тихо улыбнешься.
Когда взгрустнется, станет нелегко,
Ты вспоминай меня,
Когда проснешься,
Ты вспоминай меня,
Я много не прошу,
Ты помнишь, я ведь точно знаю,
Об этом никому не расскажу,
Ведь я тебя так часто вспоминаю…

Чьи-то чужие руки тебя погладят…
Чьи-то чужие губы тебя пригубят…
Только опять твержу себе: может, ладно?..
Только же всё равно оно так и будет…
Осень лисою вызнала все секреты —
Ей так, видать, по статусу было нужно…
Ну, а пока швыряет нам бабье лето,
Напрочь забыв про дождь, голосящий в лужах…
Я сосчитаю дни: «безтебя» — их больше…
Я сосчитаю ночи: с тобой их… Ладно!..
Если какая разница, где там больно,
Значит, считать их, в общем-то, и не надо…
Чьи-то чужие руки меня коснутся…
Чьи-то чужие взгляды меня «разденут»…
Солнце на небе — рыжим осенним блюдцем…
Я за тобою — рыжей осенней тенью…

© Copyright: Лара Мишанова, 2012
Свидетельство о публикации № 11 209 114 438

Помнишь, дождь шелестел?.. Мы с тобой его слушали-слушали…
Помнишь?.. Капли стучали, морзянкой шифруя все тайны?..
Просто мы говорили руками, губами и душами…
Просто это казалось ни капельки нам не случайным…

Помнишь, тысячи раз я в тебе находила спасение?..
Прилетала на свет и хотела остаться надолго…
Ты же знаешь, что я не люблю эту пору осеннюю…
Разбиваю печаль, как на счастье, на сотни осколков…

На листве пожелтевшей стихами нам осень ответила…
Мы читали их вместе, шепча невпопад эти строчки…
И, наверно, был знак… На судьбе небольшая отметина…
Я по-прежнему жду, даже если и верю не очень…

Знаешь, всё неспроста: этот дождь, эти листья кленовые…
Только я, как и ты, не привыкла… босою да в осень…
Может быть, просто время нам сказку придумало новую
в тонких струях дождя?.. И её мы с собою уносим…

Помнишь, дождь шелестел?..

© Copyright: Лара Мишанова, 2012
Свидетельство о публикации № 11 209 182 682

Видишь, я дальше всех… Вот и свершилось всё…
День, безнадёжно сер… Вечер в ладошки стёк…
Ночь расстилает плед, горстью рассыпав сны
тысячами монет… Ты мне в бокал плесни
Чувственных тёплых нот в паре красивых фраз…
Но у тебя — цейтнот… Значит, в который раз
буду я дальше всех, тех, кто тебе нужней…
В длинной неделе семь длинных дождливых дней…
Семь потускневших солнц, спрятанных в облака…
Вот и свершилось всё…
Осень. Дожди. Тоска.

© Copyright: Лара Мишанова, 2012
Свидетельство о публикации № 11 209 151 926

Мы чем-то похожи… Наверно, похожи…
Мы так безнадёжно, увы, далеки…
Я Вас ощущаю до боли… подкожно,
Ладонью касаясь осенней строки…
До слёз… И на вдохе не хватит пространства…
До стона сквозь зубы… До шума в висках…
И плачу с каким-то смешным постоянством…

И, запах жасмина оставив в стихах,
Твержу, что похожи… Мы чем-то похожи…

До кончиков пальцев… До звона в ушах…
До шёпота, крика, мурашек… До дрожи
Я чувствую Вас и… не буду мешать…

© Copyright: Лара Мишанова, 2012
Свидетельство о публикации № 11 209 143 821

Действительно, очень тяжело, когда человек стал частью твоего дня. становится даже как-то не по себе, когда не видишь человка неделю или даже день. нужно быть всегда готовым, заранее смриться с его уходом. ведь люди же они такие, сегодня они рядом, а завтра им до тебя уже нет дела. нет, не нужно строить каких-либо барьеров, не бойтесь подпускать людей близко, не бойтесь обжечься, просто помните, жизнь не стоит на месте, она продолжается, даже если вы потеряли человека, а с ним — часть себя.

Облетает листва этой осенью будто иначе…
О короткой, но яркой любви сердце сложит печально стихи.
Кто придумал, что осень дождями холодными плачет?
Она с Душ наших лета беспечного снова смывает грехи…

я ничего уже не хочу от тебя, я просто жду когда ты исчезнешь из моих мыслей.

— Почему у меня весь номер в каком-то белом порошке?
— Мы стирали.
— Что стирали?
— Мы стирали память грустных дней! Да!
— Стирали чем?
— Безудержным весельем и нескончаемыми танцами!

Ты всё же нежеланная пришла,
А я в душе на невозможное надеялась…
Немилая, осенняя унылая пора,
Но у природы всё так переменчиво
И независимо от нас.

Вновь устремилась в сердце грусть,
Что так двусмысленна, с намёками,
А я мечтаю: в лето возвращусь,
Но осень жизни уж торопится…
Ах, как её я не хочу!

1. В грусти становимся непомерно гордыми. Создаем видимость того, что ни в ком не нуждаемся, хоть нам так важна чужая рука на плече.
2. Закаты пропитаны грустью. Потому что каждый раз, провожая его, думаешь: каким ни был, удачным или неудачным, день — это мой день, и он уходит навсегда.
3. Жизнь, как маленькое одеяльце: потянешь наверх — мерзнут ноги, потянешь вниз — голова. Жить умеет тот, кто сворачивается калачиком.
4. Дружба, как и любовь, — не только букет приятных чувств, но еще и большой труд. Опустить руки расценив сложное, как невозможное, легче всего.
5. Труднее всего терять несбывшееся.
6. Мы, женщины, делаем решительный шаг вперёд после того. Как отмерили два шага назад…
7. Сумасшедшие — это люди, которые не смогли доказать реальность своих миров. Обществу всегда ближе идея о том, что других миров, кроме земного и небесного, не существует…
8. Чтобы избавиться от пристального внимания людей, надо создать иллюзию открытости.
9. Мимо нас проходят люди с разными судьбами, взглядами, проблемами. Туман чужих мыслей обволакивает нас.
10. В первые 48 часов влюблённости мужчина сомневается в женщине. На подсознательном уровне. Страх разочароваться.
___________________________________________
И если даже дождь попросит меня, я не заплачу. Оставлю себе свои слёзы. Больше не буду оплакивать былые поражения. Больше не буду перелистывать уже однажды прочитанные страницы. Слишком много чести для них. Теперь с прошлым я циничная эгоистка. Отныне посвящаю себя настоящему.

Пишу тебе письмо, так как лично не могу сказать.
Как мне тяжело с тобой…
поговорить по-душам, но тебя почти никогда нет рядом… суета, заботы, отсутствие времени… я одна… грустная и одинокая… всеми забытая и брошенная… ты не знаешь, что тебе надо… что ты хочешь и ждешь от меня… чудо не произойдет, если мы не сможем по-говорить… и всё будет продолжаться как прежде… твои чувства противоречивы, как и поступки… ты меня не слышишь, даже в такие редкие минуты, когда мы вместе… ты постоянно думаешь о материальном, бренном и тленном, а как же, то прекрасное… любовь, нежность, взаимопонимание, забота и доброта… Где это все???
Если и дальше ты не будешь меня слышать, то погибнешь!
С уважением, Твоя душа.

Танцуют ливни, день в хрусталь окрасив,
И сад не скинул праздничный наряд —
Он в янтаре, в рубинах и атласе.
…так почему глаза твои грустят?
Кружатся ветры ароматом яблок —
Бостон любви и бодрости заряд!
И поцелуй рябиновый был сладок:
…так почему глаза твои грустят?
На паутинках капельки, как бусы,
Присели сразу несколько подряд!
Одела осень платье яркой Музы:
…так почему глаза твои грустят?
Пейзажей очаровывают фрески,
Вершит природа вечности обряд,
Сменив Бостон на популярный Венский.
…так почему глаза твои грустят?

Если есть гриб «груздь» то должен быть и гриб «радоздь»

Источник

Мы стирали память грустных дней

Ìèîëü: ëèòåðàòóðíûé äíåâíèê

Ó ïàìÿòè ìîåé äóðíîå ñâîéñòâî,-
ëþáàÿ ïàêîñòü áóäåò äîëãî òëåòü.
Õî÷ó ïðîãíàòü áîëüíîå áåñïîêîéñòâî,
íî íå ìîãó ñåáÿ ïðåîäîëåòü.

Êàê â áåçðàçìåðíîé êàìåðå õðàíåíüÿ,
â ñîçíàíüè — ÷åìîäàíû è ìåøêè,
â êîòîðûõ íàêîïèëèñü îñêîðáëåíüÿ,
îáèäû, óíèæåíüÿ è ùåë÷êè.

Íå â ñèëàõ èçìåíèòü ñâîþ ïðèðîäó,
ÿ ïîèìåííî ïîìíþ âñåõ âðàãîâ.
Îáèäû-øðàìû íîþò â íåïîãîäó…
Ê ïðîùåíüþ ÿ, ïðîñòèòå, íå ãîòîâ.

 ñàìîì ñåáå êîïàþñü ÿ êàïðèçíî,
íà ñâàëêå ïàìÿòè ÿ ÷åðò-òå ÷òî õðàíþ…
Îáèä÷èêîâ ïîâû÷åðêàâ èç æèçíè,
ÿ èõ â âîîáðàæåíüè õîðîíþ.

Áûòü ìîæåò, ïðèçíàâàòü âñå ýòî ñòûäíî,
è ÿ ðàñêðûë ñâîé íåïðèãëÿäíûé âèä.
Íî ÷òî æå äåëàòü, åñëè ìíå — îáèäíî!..
Ìîå ñîçíàíüå — ëåòîïèñü îáèä!

Ó ïàìÿòè ìîåé äóðíîå ñâîéñòâî,—
ÿ ïîìíþ òî, ÷òî ëó÷øå ïîçàáûòü.
Õî÷ó ïðîãíàòü áîëüíîå áåñïîêîéñòâî,
íî íå ìîãó ñåáÿ ïåðåëîìèòü.

***

Ê ôèëüìó «Æåñòîêèé ðîìàíñ»

ß, ñëîâíî áàáî÷êà ê îãíþ
Ñòðåìèëàñü òàê íåîäîëèìî
 ëþáîâü, â âîëøåáíóþ ñòðàíó,
Ãäå íàçîâóò ìåíÿ ëþáèìîé.
Ãäå áåñïîäîáåí äåíü ëþáîé,
Ãäå íå ñòðàøèëàñü ÿ á íåíàñòüÿ.
Ïðåêðàñíàÿ ñòðàíà — ëþáîâü, ñòðàíà — ëþáîâü,
Âåäü òîëüêî â íåé áûâàåò ñ÷àñòüå.

Ïðèøëè èíûå âðåìåíà,
Òåáÿ òî íåò, òî ëæåøü, íå ìîðùàñü.
ß ïîíÿëà, ëþáîâü — ñòðàíà,
Ãäå êàæäûé ÷åëîâåê — ïðèòâîðùèê.
Ìîÿ áåäà, à íå âèíà,
×òî ÿ — íàèâíîñòè îáðàç÷èê.
Ëþáîâü — îáìàííàÿ ñòðàíà,
È êàæäûé æèòåëü â íåé — îáìàíùèê.

Çà÷åì ÿ ïëà÷ó ïðåä òîáîé,
È óëûáàþñü òàê íåêñòàòè.
Håâåðíàÿ ñòðàíà — ëþáîâü,
Òàì êàæäûé ÷åëîâåê — ïðåäàòåëü.
Hî ñíîâà ïðîðàñòåò òðàâà
Ñêâîçü âñå ïðåãðàäû è íàïàñòè.
Ëþáîâü — âåñåííÿÿ ñòðàíà,
Âåäü òîëüêî â íåé áûâàåò ñ÷àñòüå.

***

 òðàìâàé, ÷òî íåñåòñÿ â áåññìåðòüå,
ïîïàñòü íåðåàëüíî, ïîâåðüòå.
Ìåæ ãåíèÿìè – òîëêîòíÿ.
È ìåñòà òàì íåò äëÿ ìåíÿ.

 òðàìâàå, èäóùåì â èçâåñòíîñòü,
ðóãàþòñÿ òîæå, è òåñíî.
Íàöåëèëñÿ áûëî âñêî÷èòü,
äà ÷åðò ñ íèì, ðåøèë ïðîïóñòèòü.

À ýòîò òðàìâàé äî Îðäûíêè.
ß âïðûãíó â íåãî ïî ñòàðèíêå,
ïîâèñíó îïÿòü íà ïîäíîæêå
è â þíîñòü âåðíóñü íà íåìíîæêî.

Ïîä ëÿçãàíüå ñòðåëîê òðàìâàéíûõ
ÿ âñïîìíþ ïîäðóæåê ñëó÷àéíûõ,
çàáûòûõ òîâàðèùåé ëèöà.
È ñ ýòèì íè÷òî íå ñðàâíèòñÿ!

Ñåíòÿáðü 1986 ãîäà

***

Ìåæ äàòàìè ðîæäåíüÿ è êîí÷èíû
(à ïåðåä íèìè íàøè èìåíà)
ñòîèò òèðå, ÷åðòà, ñòîèò çíàê «ìèíóñ»,
à â ýòîì çíàêå æèçíü çàêëþ÷åíà.

 òó ÷åðòî÷êó âìåñòèëîñü âñå, ÷òî áûëî.
À áûëî âñå! È âñå ñîøëî, êàê ñíåã.
Èñ÷åçëî, ðàñòâîðèëîñü è ïîãèáëî,
÷åì áûë ïîõîæ è íå ïîõîæ íà âñåõ.

Ïîãèáëî âñå ìîå! È áåçâîçâðàòíî.
Ìîÿ ëþáîâü, è áîëü, è ìàåòà.
Âñå ýòî íå âîðîòèòñÿ îáðàòíî,
ëèøü áóäåò ìåæäó äàòàìè ÷åðòà.

Ìîíîëîã «õóäîæíèêà»

Ïðîæèòàÿ æèçíü – ñëîæåíüå ÷èñåë:
ñóììà äíåé, íåäåëü, ìãíîâåíèé, ëåò.
ß âäðóã îñîçíàë: ÿ æèâîïèñåö,
âå÷íî ñîçäàþùèé òâîé ïîðòðåò.

Äëÿ èìïðîâèçàöèé è õóäîæåñòâ
ìíå íå íóæåí, â îáùåì, ÷åðíîâèê.
Ìîæåò, êòî äðóãîé íå ñðàçó ñìîæåò,
ÿ æ ýñêèçû äåëàòü íå ïðèâûê.

ß ìàëþþ íà æèâîé ìîäåëè:
ïðèòóøèë ñëåçîé áåçäîííûé âçãëÿä,
ëåãêèé øòðèõ – ãëàçèùè ïîòåìíåëè,
ïîòîìó ÷òî âûòåðïåëè àä.

ß ïðîðèñîâàë òâîè ìîðùèíû,
â âîëîñû äîáàâèë áåëèçíû.
Íàòóðàëüíûé öâåò ëþáëþ â êàðòèíàõ,
ÿ ïðîòèâíèê áàñìû èëè õíû.

Ïåðåêðàñèë – â ãîðüêóþ! – óëûáêó,
äâà ìàçêà – è òû íåõîðîøà.
ß áåç êðàñîê ýòîãî äîáèëñÿ,
áåç êèñòåé è áåç êàðàíäàøà.

Áëèçêèõ ðàíèì ïîõîäÿ, áåç ñìûñëà,
ãàñèì â íèõ ãëóáèííûé òåïëûé ñâåò.
Ñàì ñîáîþ êàê-òî ïîëó÷èëñÿ
ýòîò òâîé òåïåðåøíèé ïîðòðåò…

Ëèñòîïàä

Êàê òåáå ÿ, ìèëûé, ðàä,
ìîò, êóòèëà-ëèñòîïàä.
Òû, òðàíæèðà, ðàñòî÷èòåëü,
ðàçáàçàðèë, ÷òî èìåë.
Ìîé ìó÷èòåëü è ó÷èòåëü,
÷òî òû äåðæèøü íà óìå?

Ðàçíîöâåòíûå áàíêíîòû
òèõî ïî ìèðó ëåòÿò,
à äåðåâüÿ, êàê áàíêðîòû,
èçóìëåííûå òîð÷àò.
Æèçíü áåçæàëîñòíàÿ øòóêà,
ñëîæåííàÿ èç óòðàò…
Òû ïðîùàåøüñÿ áåç çâóêà,
äðóã ìîé, áðàò ìîé ëèñòîïàä:
îòäàåøü ðîäíûå ëèñòüÿ,
òû – îáðàç÷èê áåñêîðûñòüÿ.

Óñïîêîé ìîþ íàòóðó,
èáî íåò ïóòè íàçàä.
Ðàçíîöâåòíûå êóïþðû
ïîä íîãàìè øåëåñòÿò…

ß áåñïå÷åí, ÿ – áåçäåëüíèê,
ÿ ãóëÿþ íàóãàä,
à â ñàäàõ êîñòðû èç äåíåã
â íåáî ñòðóéêàìè äûìÿò.
Êàê òåáå ÿ, ìèëûé, ðàä,
ëèñòîïàä – ìîé äðóã è áðàò.

***

Æèçíü, ê ñîæàëåíèþ, ñåðäèòà,
îíà íå æàëóåò ñòàðüå.
Îäíè âçëåòàþò íà îðáèòó,
äðóãèå êàòÿòñÿ ñ íåå.

Òàêîâ çàêîí êðóãîâîðîòà,
è èñêëþ÷åíèé íèêàêèõ:
îäíè óõîäÿò çà âîðîòà,
èíûå âõîäÿò ÷åðåç íèõ.

È òå, êòî âçëåçëè íà îðáèòó,
è òå, êòî øëåïíóëñÿ, óïàë,
îäíîþ, â îáùåì, íèòêîé øèòû…
È ó ðàçáèòîãî êîðûòà
ó âñåõ íà âñåõ – îäèí ôèíàë!

Îòêèíåøü â ñòîðîíó êîïûòà,
õîòü áóäü òû âîøü, õîòü áóäü òû âîæäü…
Îáðàòíûå ïóòè çàêðûòû —
æèçíü íå âîðîòèøü, íå âåðíåøü.

1983 ãîä.

***

Ìû îòïóñêàåì òîðìîçà…
Êðóãîì âåñíà, â ãëàçàõ ðàçäîëüå!
Ê íàì ñîáèðàþòñÿ äðóçüÿ,
à ìû ãîòîâèìñÿ ê çàñòîëüþ.

Äà áóäåò äåíü – èç ëó÷øèõ äíåé!
Ïóñòü âñå èç íàñ åãî çàïîìíÿò.
Ìû â ãîñòè æäåì ñâîèõ äðóçåé
è îòâîðÿåì îêíà êîìíàò.

Ìû íàêðûâàåì äëèííûé ñòîë,
ñåðäöà è äâåðè îòêðûâàåì.
Ó íàñ ñåãîäíÿ òîðæåñòâî:
ìû íè÷åãî íå îòìå÷àåì.

Ïî êóõíå, ãäå êîëäóåøü òû,
ãóëÿåò çàïàõ óãîùåíüÿ.
Áóòûëêè æàæäóò ïóñòîòû,
çàêóñêè æäóò óíè÷òîæåíüÿ!

È âîò äðóçüÿ ïðèõîäÿò â äîì,
äîáðû èõ ëèöà è ïðåêðàñíû,
ãëàçà èõ ñâåòÿòñÿ óìîì,
à ÿçûêè íåáåçîïàñíû.

À ÿ äàâíî õî÷ó ñêàçàòü —
è òóò íå îøèáóñü, íàâåðíî, —
÷òî åñëè ñóäÿò ïî äðóçüÿì,
òî ìû òàëàíòëèâû áåçìåðíî.

Äà, åñëè ìåðèòü ïî äðóçüÿì,
òî ìû ñ òîáîé â áîëüøîì ïîðÿäêå;
íàñ óïðåêíóòü íè â ÷åì íåëüçÿ,
íàñ ìèíîâàëè íåäîñòàòêè.

Î, åñëè ïî äðóçüÿì ñóäèòü,
òî ÷åëîâå÷èé ðîä – ÷óäåñåí!..
À íàì íàø äåíü íåëüçÿ ïðîæèòü
áåç ïåðåñóäîâ, øóòîê, ïåñåí.

Áåñïå÷íî, êàê äûìîê, êëóáÿñü,
áåñåäà íàøà ïîáåæàëà,
è ïî÷åìó-òî íà ñåáÿ
íèêòî íå òÿíåò îäåÿëà.

Ñòðåëÿþò ïðîáêè â ïîòîëîê,
ñíóþò ìåæ íàìè áèîòîêè.
Çäåñü ñîâìåñòèìîñòåé ïîòîê,
â äðóçüÿõ è ñèëà, è èñòîêè.

Ïîäàðêó-äíþ ïðèøåë êîíåö,
è ãîñòè óåçæàòü ñîáðàëèñü.
Íåçðèìîé íåæíîñòüþ ñåðäåö
ìû ìåæäó äåëîì îáìåíÿëèñü.

È âîò äðóçüÿ óì÷àëèñü âäàëü,
êàê óäàëÿåòñÿ ýïîõà…
Îñòàëèñü ëåãêàÿ ïå÷àëü
è ìûñëü, ÷òî è âäâîåì – íåïëîõî!

***

ß ñåáå íå âûáðàë äëÿ ïðîæèòèÿ
íè ñòðàíó, íè âðåìÿ, íè íàðîä…
Æèçíü ìîþ ïðèäóìàëè ðîäèòåëè,
íó, à ÿ âîò áüþñü êîòîðûé ãîä.

Âðåìÿ îêàçàëîñü íåóþòíîå,
à ñòðàíà – õâàñòóíüÿ ïåðâûé ñîðò,
ãäå îáìàíóò ëæèâûìè ñàëþòàìè
ëîïîóõèé, ïüÿíåíüêèé íàðîä.

Áåëîå òàì âûäàþò çà ÷åðíîå,
äâàæäû äâà òàì âîñåìü èëè øåñòü.
Åñëè ñóùåñòâóåò òàì áåññïîðíîå,
ýòî òî, ÷òî íå÷åãî òàì åñòü.

Âåëèêà ñòðàíà ìîÿ îãðîìíàÿ,
ïîòîìó è áóäåò äîëãî ãíèòü,
Ìåðòâàÿ, ÷âàíëèâàÿ è òåìíàÿ…
Òîëüêî áåç íåå ìíå íå ïðîæèòü.

Íå òåïåðü áû è íå òóò ðîäèòüñÿ,
äà ìåíÿ íèêòî íå îïðîñèë,
âîò è äîëæåí ÿ òåðïåòü, þòèòüñÿ,
õîòü ïîðîé è íå õâàòàåò ñèë.

Ëèøü îäíî ìåíÿ íà ñâåòå äåðæèò —
÷òî âñåãäà ñî ìíîþ ðÿäîì òû,
òâîèõ ãëàç áåçóäåðæíàÿ íåæíîñòü,
äåòñêàÿ óëûáêà äîáðîòû.

ß íå âûáðàë âðåìÿ äëÿ ïðîæèòèÿ…
È ìåíÿ îõâàòûâàåò ñòðàõ,
åñëè á íå áûëè óìíû ðîäèòåëè,
ìû á ñ òîáîé íå âñòðåòèëèñü â âåêàõ…

ìàé 1983 ãîäà

***

Êàêèå çâîíêèå ðåáÿòà
ïðèøëè â êîíöå ïÿòèäåñÿòûõ,-
õóäû, êðèêëèâû, íåáîãàòû,
ñî ñâåæèì ÷óâñòâîì, ñ òîíêîé êîæåé,
ñî ñëîâîì íîâûì, íåïîõîæèì;
ãëàçà äåðçêè, óïðÿìû ìûøöû,
ïåâöû, àêòåðû, æèâîïèñöû,
òâîðöû êèíî è ìóçûêàíòû,
ïîýòû è êîìåäèàíòû…
Êàêèå çâîíêèå òàëàíòû!

Òåïåðü, â êîíöå âîñüìèäåñÿòûõ,
â ïî÷åòå ïðåæíèå ðåáÿòà,
áîãàòû è ëàóðåàòû,
è òåëîì è äóøîé ïóçàòû,-
ïðîïàë èõ ïðàâåäíûé çàïàë…
Òåïåðü, â ãîäàõ âîñüìèäåñÿòûõ,
îáîðîòèëèñü â äîñòàâàë.
Êàêàÿ æàëêàÿ ðàñïëàòà!

* * *

Êàê ìíîãî ïåñåí î ëþáâè ê Îò÷èçíå!
Ïåâöû ñî âñåõ ýêðàíîâ è ýñòðàä,
÷òî, ìîë, äëÿ Ðîäèíû íå ïîæàëåþò æèçíè,
÷åðåç äèíàìèêè íà âñþ ñòðàíó êðè÷àò.

À ÿ á î òîì, ÷òî ãëóáîêî èíòèìíî,
íå äåêëàìèðîâàë, íå ïåë áû, íå îðàë.
Êîãäà î ñîêðîâåííîì ïèøóò ãèìíû,
ïîõîæå, íàæèâàþò êàïèòàë.

Çåìëÿ íå ôðàçû òðåáóåò, à ïëóãà.
Êàê åé îñòî÷åðòåëè òðåïà÷è!
Âîò ìû ñ çåìëåé ïîñìîòðèì äðóã íà äðóãà
è î ëþáâè âçàèìíîé ïîìîë÷èì…

1986 ãîä

×åðåç äåñÿòü ëåò

Òåïåðü ïîþò ñ ïðåçðåíüåì îá Îò÷èçíå
ïåâöû ñî âñåõ ýêðàíîâ è ýñòðàä.
Ìîë Ðîäèíà – óðîäèíà – èõ æèçíè
ñãóáèëà ïîãîëîâíî, âñå ïîäðÿä.

Òî ñëàâîñëîâèëè, ñåé÷àñ, òàíöóÿ, õàþò.
Î êàê âåëèêîëåïåí èõ çàïàë!
Íåëîâêî, åñëè ëüñòÿò è åñëè ëàþò,
ïðè ýòîì íàæèâàÿ êàïèòàë.

Ñòðàíå ñâîåé îòâåñèâ îïëåóõó,
ïðèÿòíî áåçíàêàçàííî ïèíàòü
êðàé, ãäå ðîäèëñÿ… È ÷åñòèòü, êàê øëþõó,
êàêàÿ á íè áûëà, ðîäíóþ ìàòü!

1995 ãîä

© Copyright: Ìèîëü, 2018.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 05.06.2018. Ýëüäàð Ðÿçàíîâ. Ñòèõè.

Источник

Мы помним незначительные эпизоды, мы не можем отделить себя от неприятных воспоминаний, мы помним ошибки, которые мы пережили, мы мучаемся мыслями, от которых мы не можем освободиться. В то же время трудно вспомнить, чего мы хотим — иногда сложно подготовиться к экзамену, мы забываем о важной годовщине или дне рождения друга. Почему наша память работает избирательно и не фокусируется на том, что для нас важно?

Тайны нашей памяти все еще загадочны, и хотя они ненадежны, их можно изучить

Грехи памяти

Даниэль Шактер, выдающийся американский психолог, изучающий психологические и биологические аспекты памяти и беспамятства, выдвинул тезис о том, что мы забываем о том, что должно быть объективно важно для нас, и мы помним вопросы, о которых нам не следует беспокоиться. Шактер приводит семь причин, почему это происходит.

1. Память непостоянна

Наши воспоминания исчезают со временем. Если мы редко о чем-то думаем, нам труднее запомнить. Непостоянство долговременной памяти является результатом вмешательства, что означает, что один запомненный элемент мешает нам помнить другой. Сразу после изучения французских слов, нам будет хуже учить английский. Чем больше сходства существует между материалом, который мы должны усваивать, тем труднее нам овладеть им.

Значение полученной информации также важно — мы будем легче запоминать логические сообщения, например рассказ друга о путешествии, а не абстрактный контент: пин-коды, даты, адреса. Насколько мы помним что-то или нет, также зависит от эмоций, которые сопровождают событие. Если нам что-то нравится, мы заинтересованы в этом, тогда нам легче запомнить это. То, что нам скучно, утомляет, то нам труднее запоминать. Если мы чувствуем сильные эмоции, то события сразу запоминаются. Наоборот, когда что-то кажется нам безразличным, тогда наш ум не сосредоточен на том, чтобы помнить это.

2. Мы бываем рассеянными

Когда мы вдруг переключаем наше внимание на что-то другое, чем то, с чем мы сейчас имеем дело, тогда мы можем забыть о чем-то важном. Например, когда мы заняты разговором и убираем ключи от квартиры, мы можем забыть о том, где их положили. Это не потому, что воспоминание исчезает из нашей памяти, причина в том, что мы обратили наше внимание на что-то другое. Почему мы рассеяны? Это связано с отвлечением нашего внимания, ненадлежащий контроль за выполняемыми действиями, забывчивость о месте и совершенных движениях, иногда на это влияет низкий эмоциональный интеллект.

3. Мы блокируем определенную информацию

Вы когда-нибудь чувствовали, что у вас есть что-то на „кончике языка”? Что вы знаете что-то наверняка, но не можете вспомнить это сейчас? Такое явление возникает, когда у нас мало контекстных подсказок, например, мы встретили знакомого человека в новой обстановке, и мы не можем вспомнить, как его зовут. Причиной блокирования определенной информации может быть стресс, это связано с тем, что когда мы беспокоимся о чем-то, мы не можем правильно сконцентрироваться. Информация, которую мы пытаемся запомнить, присутствует в нашей памяти, но в данный момент мы не имеем к ней доступа.

Когда мы вдруг переключаем наше внимание на что-то другое, чем то, с чем мы сейчас имеем дело, тогда мы можем забыть о чем-то важном

4. Неправильная атрибуция, то есть ошибка памяти

Иногда случается так, что мы неправильно запоминаем данный факт — мы связываем его с другим человеком, временем или местом. Это потому, что пустые пробелы в памяти дополняются информацией, чтобы дать смысл происходившему. Мы извлекаем неполные воспоминания и связываем их с другими.

Ошибка атрибуции также относится к тому факту, что мы распознаем мысли других людей как свои собственные. Это происходит, когда мы что-то слышим, мы помним это, но мы забываем об источнике этих слов, дублируя их позже как наши выводы. Бывает и так, что мы вспоминаем то, чего на самом деле не испытывали, рассказываем историю о друге, как будто мы сами пережили это, или добавляем ложный контекст к переживаемому событию. Мы не делаем это нарочно. Наша память имеет тенденцию создавать и извлекать воспоминания, основанные на значении. Это означает, что два одинаковых эпизода могут быть объединены в памяти как один и, таким образом так представляем его.

5. Мы подвержены внушению

Советы и предложения со стороны окружающих могут исказить или даже создать новое воспоминание. Здесь мы имеем дело с влиянием ошибочной информации, которая искажает правильный след в памяти. Новая память появляется без осознания того, что наша память может быть ненадежной. Под влиянием предложений мы можем помнить события и ситуации, которые не произошли, хотя мы твердо верим в них. Это особенно опасно в показаниях свидетелей, которые, исходя из услышанного, могут неосознанно предоставлять ложную информацию.

На такое искажение запомненной проблемы влияет время, прошедшее с момента возникновения ситуации, и, что интересно, многократное ее повторение. Оказывается, что каждый раз, когда мы извлекаем воспоминания из нашей памяти, она восстанавливается и воссоздается, часто обогащаясь деталями, которых не было.

6. Тенденция ожиданий

Наши знания, отношения и личные убеждения влияют на то, как мы что-то вспоминаем. Концепция мира и самого себя влияет на то, как мы что-то воспринимаем и запоминаем. Если событие соответствует нашему отношению, то его легче запомнить. Тенденция влияет на деформацию наших воспоминаний через личный опыт, мнение, убеждения. В результате запомнившаяся проблема не столько соответствует тому, как было на самом деле, но и нашим ожиданиям.

7. Стойкие мысли

Бывает, что данная мысль, образ или звук проникают в наш разум и циркулируют в нашем разуме. Нежелательная память может привести к навязчивой мысли о чем-то, и хотя она длится недолго, она становится проблемой для нас, особенно когда она сопровождается сильными негативными эмоциями. Постоянство мыслей сильно утомляет людей, страдающих депрессией, которые не могут забыть о своих неудачах и преувеличивают их. Подобные навязчивые идеи возникают у людей, страдающих фобиями, которые повторяются воспоминаниями о пауках, тесных комнатах или толпе. Постоянные мысли характеризуются эмоциональностью, если мы испытываем что-то тяжелое, даже если мы не хотим думать об этом, мы не можем освободиться от этого.

Почему наш ум работает таким образом?

Шактер утверждает, что эти «грехи» памяти, несмотря на то, что они делают ее ненадежной, проистекают из ее адаптивных особенностей. Непостоянство наших воспоминаний, хотя иногда это может смущать, например, когда мы пытаемся усвоить тот или иной материал, защищает нашу память от волны ненужных сообщений. Блокировка определенной информации также может быть полезна — этот процесс защищает нас от нежелательных воспоминаний и заставляет наш разум хранить самые важные данные, которые наиболее тесно связаны с текущими рекомендациями. Отвлечение является побочным продуктом полезной способности памяти переключать внимание на что-то иное, чем то, что нас сейчас поглощает.

Достоинства и недостатки человеческой памяти сбалансированы, благодаря ей наш разум адаптируется к другим когнитивным процессам — восприятию, вниманию и мышлению

Дальнейшие недостатки памяти — ошибочная атрибуция, предвзятость и внушаемость связаны с тем, что наш разум пытается разобраться со смыслом, опуская детали. В свою очередь, чрезмерная настойчивость мыслей связана с эмоциями, которые вызывают в нас запоминающееся событие.

Достоинства и недостатки человеческой памяти сбалансированы, благодаря ей наш разум адаптируется к другим когнитивным процессам — восприятию, вниманию и мышлению. Если бы это было не так, в наших головах царил бы хаос, и поток мыслей был бы невыносимым.

Если статья была интересна, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал 🙂

Прочтите также: Ученые нашли способ стереть человеческую память

Источник