Нитрат серебра как отмыть от стола

И сам процесс серебрения
Серебрение.

Слоем серебра обычно покрываются изделия из недрагоценных металлов в декоративных целях, чтобы придать им более изысканный вид. Подготовка украшения для серебрения начинается с обезжиривания в органическом растворе, который состоит из четыреххлористого углерода или бензина. Время обезжиривания колеблется от 3 до 20 минут, в зависимости от размеров изделия и концентрации раствора. Обезжиривание позволяет удалить минеральные жиры, которые могут присутствовать на украшении. Затем, для удаления с поверхности жирной пленки, украшение подвергается еще и электрохимической обработке в электролите. Для этого используется едкий натр (20-30 г/л), кальцинированная сода (20-30 г/л), тринатрийфосфат (50-60 г/л), жидкое стекло (5-10 г/л). Температура электролита должна составлять порядка 80°С, плотность тока 3- 10 А/дм2. Обработка длится от 2 до 15 минут.

Если украшение имеет паянные оловянистые припои, то его химическая обработка проводится в подогретом электролите того же самого состава. После чего изделие необходимо промыть в горячей (80-90 °С) и холодной проточной воде. Декапируют изделие в водном растворе цианистого калия, который готовится из расчета 30-40 г/л цианистого калия, его температура должна составлять 18-25°С, продолжительность обработки достигает 30 секунд. Для предотвращения контактного выделения серебра на изделиях при погружении их в рабочую ванну, их амальгируют или подвергают предварительному серебрению. Амальгамирование происходит в растворе цианистого калия, который готовится из расчета 60-70 г/л цианистого калия. Туда же добавляется оксид ртути, примерно 6-8 г/л. Изделие обрабатывается примерно 5 секунд при температуре 15-25°С.

Для предварительного серебрения используется электролит, в состав которого входит цианистое серебро (1,5-4 г/л) и цианистый калий (90 г/л). Электролиз протекает при температуре раствора 18-25°С и плотности тока 1-8 А/дм2 в течение 1-4 минут. Осаждение серебра производится в цианистых электролитах, которые благодаря своим высоким технологическим свойствам имеют крайне широкое практическое применение.

Все цианистые методы серебрения происходят при анодах из чистого серебра в электролитах, в состав которых входят: цианистое серебро (50-60 г/л), цианистый калий (40-50 г/л), углекислый калий (40- 50 г/л). Состав может быть и таким: цианистый калий (35-45 г/л), хлористое серебро (30-35 г/л), углекислый калий (40-50 г/л). Температура электролита должна составлять 18-25°С, плотность тока от 0,1 до 0,5 А/дм2.

Если необходимо получить блестящее серебряное покрытие, то в состав электролита может быть введена блескообразующая добавка — тиосульфат натрия или сероуглерод. У цианистого метода серебрения есть и один существенный недостаток: его высокая токсичность. Именно поэтому были разработаны электролиты, которые не содержат в себе цианистого калия. Вот примеры двух нецианистых составов электролита. Первый выглядит так: хлористое серебро (40 г/л), железистосинеродистый калий (200 г/л), поташ (20 г/л). Температура этого электролита должна составлять от 25 до 60°С, а плотность тока — 1-1,5 А/дм2.

Второй состав такой: азотнокислое серебро (60-70 г/л), трилон Б (70-100 г/л), едкий натр (15-18 г/л), азотнокислый аммоний (32-40 г/л), гидроокись аммония (до рН 9,5-10,5). Его температура — 18-25°С, плотность тока — 0,3-0,8 А/дм2.

После покрытия серебром и промывки изделия, его подвергают кранцовке латунными щетками с раствором кальцинированной соды из расчета 5-10 г/л. Эта операция производится для того, чтобы создать уплотнения серебристого слоя и выявить дефекты покрытия типа отслоений, оголенных участков и т. д. После кранцовки снова происходит промывка в горячей (до 90°С) и холодной проточной воде, с многократным погружением в ванну. Каждая операция занимает от 3 до 5 секунд. Сушат изделия в специальных сушильных шкафах при температуре 70-110°С.

Источник

Я поделюсь своим опытом «добычи» из радиодеталей как серебра, так и золота. Мне думается, что поскольку технологии извлечения обоих драгоценных металлов из радио — и электродеталей почти идентичны, то стоит рассказать, как добывать и то и другое. Не сомневаюсь, что эта информация заинтересует многих, в первую очередь тех, для кого химия не была в школе скучным предметом. Конечно, в наше время, когда абсолютно все цвет металлы стали очень популярны, отыскать их на городских свалках почти невозможно, но радио — и электродеталей от старой аппаратуры ещё хватает.

Кстати, многие просто не знают, как использовать старые телевизор (например «Рубин»), магнитофон, транзистор, микросхему и т. п. А ведь содержащихся в них драгоценных металлов хватит, чтобы позолотить или покрыть серебром блесну, кольцо или другую мелочевку. А то, что надо для этого, не так уж трудно сейчас приобрести в магазинах.

Итак, разговор начнем с выделения серебра, как менее ценного металла.

 Получение серебра из сплавов

Исходным материалом для выделения металлического серебра являются серебросодержащие сплавы, из которых изготавливают ряд электроразъемов и контактов.

Предварительная подготовка «сырья» заключается в том, что у деталей и устройств, предназначенных для переработки, удаляют все лишнее. В первую очередь, все неметаллические части (пластмассу, полимеры, кристаллы полупроводников), а также металлические элементы, явно не содержащие серебра, например, части контактов, которые не соприкасаются при замыкании этих контактов.

Проделав все вышеуказанное, вы значительно упростите процедуру растворения образцов, да и кислоты для этого потребуется меньше. Серебро содержащие образцы растворяют в 30%-ной (по объему) азотной кислоте при температуре 50…60°С. Растворяют «сырье» мелкими порциями массой по 1…3 грамм, при этом очередную порцию добавляют только после полного растворения предыдущей. Примерно на растворение 1 грамма сплава расходуется 3,6 мл 95%-ной азотной кислоты. В результате полного растворения серебро содержащего сплава образуется прозрачный раствор.

Помните, что вся эта работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, даже если это кухня — форточка должна быть открытой.

Теперь на очереди — получение хлорида серебра и осаждение его из раствора. Для этого в полученный при предыдущей операции раствор, нагретый примерно до 70°С, добавляют 7…10%-ную соляную кислоту, постоянно перемешивая раствор. В результате из раствора начинает выделяться осадок (хлорид серебра). Учтите, перемешивать раствор и осторожно добавлять в него соляную кислоту продолжают до полного прекращения образования осадка (но переливать кислоту не следует!). Температуру раствора поддерживают до тех пор, пока осадок полностью не осядет на дно. Затем раствору дают остыть до 20…25°С, после чего осторожно доливают к прозрачной жидкости над осадком еще чуть-чуть соляной кислоты той же концентрации, чтобы убедиться, что осадок из раствора выпал полностью. Далее раствор оставляют на ночь в темном месте, затем отфильтровывают осадок (хлорид серебра), просушивают его и сплавляют примерно при 1000°С с бикарбонатом натрия (питьевой содой), взяв 1,5 грамм соды на 1 грамм серебра. После охлаждения расплава металлическое серебро легко отмыть от других компонентов расплава водой из-под крана. На этом процедура получения серебра и заканчивается.

А для лучшего восприятия материала предлагаю познакомиться с краткой характеристикой используемых в данном процессе химреактивов.

Серебро (Ag). Мягкий белый металл, плотность которого 10,5 г/см³. Температура плавления 960,8°С, не растворяется в щелочах, но поддается действию кислот (кипящей концентрированной серной, а также азотной при комнатной температуре).

Соляная кислота (HCl). Бесцветная прозрачная жидкость с острым запахом хлористого водорода. Максимальная концентрация кислоты около 36%; такой раствор имеет плотность 1,18 г/см³. Соляная кислота взаимодействует с азотнокислым серебром с образованием хлорида серебра, выпадающего в осадок.

Бикарбонат натрия, гидрокарбонат натрия, питьевая сода (NaHCО3). Белый кристаллический порошок плотностью 2,16…2,22 г/см³. При 100…150°С полностью разлагается, превращаясь в Na2CО3. Применяется в медицине, например, для промывания кожи при попадании на нее кислоты.

Все эти реактивы можно приобрести в хозяйственных магазинах.

 Получение золота из сплавов

Исходным сырьем для получения металлического золота являются золотосодержащие сплавы, из которых изготавливают ряд электроразъемов и контактов, корпуса микросхем, транзисторов, часов и др. Мне приходилось использовать микросхемы следующих серий: 108, 109, 115, 119, 123, 128, 130, 133, 136, 149, 156, 162, 175, 178, 185, 188, 198, 229, 231, 249, 505 и др., а также корпуса транзисторов типа: Кт 301, Кт 603, Кт 605, Кт 608, Кт 644 и др. Характерным отличием подобных материалов является их золотистая окраска. Содержание золота в исходных материалах (образцах) составляет до 10% (по массе). Но надо иметь в виду, что содержание золота, указываемое в паспортных данных подобных изделий, часто не соответствуют действительности, и обычно оно бывает намного меньше значения, приводимого в паспорте. И учтите, что содержание золота в радиодеталях, изготовленных до 1989 года, соответствует паспортным данным, а вот в последующие годы золота в радиодетали стали добавлять значительно меньше (почти на 40%), чем обещали в паспорте. Это я так, чтобы не строили грандиозных планов, так как не всегда овчинка стоит выделки, как говорится в известной поговорке.

С позолоченными корпусами часов работать можно без всякого подвоха.

О предварительной подготовке золотосодержащих заготовок говорить не буду, так как все надо делать так же, как и при подготовке серебряного сырья.

Золотосодержащие заготовки растворяют в смеси концентрированных соляной и азотной кислот (царская водка), взятых в объемном соотношении 3:1 (по объему) при температуре 60…80°С. Также как и с серебром, работу эту проводят в проветриваемом помещении, о чем никогда не следует забывать!

Растворяют заготовки мелкими порциями (массой по 1…3 грамм), добавляя следующую порцию только после полного растворения предыдущей. На 1 г золотосодержащих элементов расходуется примерно 2,3 мл 36%-ной соляной кислоты и 0,65 мл 95%-ной азотной кислоты. Получившийся раствор, окрашенный в темно-зеленый цвет из-за присутствующих в нем большого количества солей меди, медленно выпаривают, сокращая его объем в несколько раз. Затем в оставшийся раствор доливают несколько мл соляной кислоты (до полного растворения бурого остатка соединений железа), а также насыпают в раствор хлорид натрия (поваренную соль) из расчета 0,2 г соли на 10 мл золотосодержащего раствора, после чего при слабом нагревании выпаривают раствор до «влажных солей». Затем доливают несколько мл кипящей воды и снова выпаривают раствор до «влажных солей», после чего добавляют опять несколько мл соляной кислоты и снова выпаривают. Подобная процедура выпаривания необходима для удаления остатков азотной кислоты, что позволит избежать потерь выделяемого золота.

Для осаждения золота в полученный ранее раствор темно-зеленого цвета добавляют 0,5%-ный раствор гидрохинона (0,5 г гидрохинона в 100 мл воды) из расчета 1 мл гидрохинона на 100 мл раствора, избегая большого избытка гидрохинона. Получившуюся смесь выдерживают примерно 4 часа, периодически перемешивая ее. Выделившийся осадок (золото) отфильтровывают через плотный фильтр, промывают водой, подкисленной соляной кислотой, высушивают и переплавляют при температуре 1100°С под слоем буры, которая защищает золото от испарения при нагревании и плавлении.

После охлаждения сплава королек металлического золота легко отделяется от остатков застывшей буры. Все!

Теперь кратко об используемых при выделении золота химреактивах.

фотография золотых изделийЗолото (Au). Мягкий металл плотностью 19,32 г/см³. Температура плавления 1046°С, не растворяется в кислотах и щелочах, но поддается действию смесей кислот: соляной и азотной («царской водки»), серной и азотной, серной и марганцовой.

Азотная кислота (HNО3). Бесцветная жидкость с резким запахом, ядовита, вдыхание паров азотной кислоты приводит к отравлению, попадание на кожу вызывает ожоги. Плотность безводной кислоты 1,52 г/см³.

Выпускают крепкую кислоту (плотность 1,372… 1,405 г/см³) и слабую (плотность 1,337…1,367 г/см³).

Гидрохинон [С6Н4(ОН)2]. Бесцветные кристаллы, плотность 1,358 г/см³, хорошо растворим в спирте. При 15°С, в 100 мл воды растворяется 5,7 г гидрохинона. Широко применяется в фотографии в качестве компонента проявителя.

Бура, тетраборат натрия (Na2B4О7х10Н2О). Бесцветные кристаллы, плотность 1,69…1,72 г/см³ растворяется в воде (1,6 г безводной соли в 100 мл воды при температуре 10°С)

Хлорид натрия, хлористый натрий, поваренная соль (NaCl). Бесцветные кристаллы, плотность 2,161 г/см³. Хорошо растворяется в воде. Широко применяется в быту.

Описанные реактивы можно приобрести в хозяйственных магазинах, магазинах фототоваров, магазинах химреактивов.

P.S. всех хочу призвать, кто будет использовать эти методики, быть предельно аккуратными и осторожными. Не оставлять без присмотра используемые химреактивы, хранить их в плотно закрывающейся посуде в недоступных для непосвященных и, в первую очередь для детей, местах и при этом никогда не забывать, что береженого Бог бережет.

Эти методики являются полными, подробными, точными и, что очень важно, проверенны на практике.

Я уверен что они Вам пригодятся.

теги: ключевые слова: серебро, золото, благородные металлы, ценные металлы, ценный металл серебро, ценный металл золото, отделяем серебро, отделяем золото, радио детали, из радио деталей, выпаивать, извлекать, влажных солей, получение серебра из сплавов, получение золота из сплавов, серебро блестит, пробуем всё, знать всё, знать как выделять серебро.

Источник

Вроде бы должны получаться азотнокислый цинк и металлическое серебро. А у меня реакция идет с выделением тепла и газа, думаю, что водород.

George B.  ·  25 января

1,2 K

Стажер исследователь ОИВТ РАН, лаборатория водородной и возобновляемой…  ·  t.me/century_arch

Потому что сначала надо перевести нитрат в хлорид, для осаждения хлорида серебра (растворимый комплекс). Дешевый источник хлорида — каменная соль.

Далее необходимо осажденный хлорид серебра промыть (лучше всего декантацией).

Потом добавляете соляную кислоту к хлориду серебра, и можно проводить реакцию восстановления цинком. Раствор будет греться. Далее можете извлечь все, что осталось от цинка, высушить, и взвесить, исходя из стехиометрии можете прикинуть сколько серебра уже восстановилось.

Реакции прямого восстановления не получилось, есть вариант нагреть раствор нитрата серебра до 300 градусов, и пойдет реакция термолиза с выделением бурого газа и кислорода. Безопаснее перевести нитрат в хлорид

Спасибо, но во всех учебниках написано: 2AgNO3+Zn=2Ag+Zn(NO3)2
Почему так не получается у меня? Подозреваю, что… Читать дальше

Почему после окраски фуксином следует опять обработать клетки кислотами ? ( при окраске препарата по методу Ожешки )?

Метод окраски Ожешко — это, по сути, модифицированный метод Циля — Нильсена. Если метод Циля — Нильсена подходит для окраски кислотоустойчивых микроорганизмов, то метод Ожешко подходит для окраски ещё и споровых форм. Почему?

По методу Циля — Нильсена мазок окрашивают фуксином (красный) при нагревании, который легко фиксируют все микроорганизмы. Однако клеточная стенка кислотоустойчивых микроорганизмов богата липидами, слабо восприимчивыми к кислоте (потому они и называются кислотоустойчивыми), а поэтому после обработки окрашенного фуксином мазка серной кислотой краска вымывается отовсюду, кроме клеточных стенок кислотоустойчивых микроорганизмов. Потом для контраста добавляют метиленовый синий.

По методу Ожешко происходит всё то же самое, но все действия предваряются одним дополнительным: первоначально добавляется серная кислота. Споры наименее восприимчивы к красителям, поэтому эта первично добавляемая кислота нужна для разрыхления их стенок и улучшения впитывания ими красителя. Затем уже можно окрашивать клетки и дифференцировать кислотоустойчивые, как в методе Циля — Нильсена.

Таким образом, схематично эти методы можно сравнить так:

Метод Циля — Нильсена:
1. фуксин (все клетки красные, споры бесцветные) →
2. серная кислота (кислотоустойчивые клетки красные, остальное бесцветное) →
3. метиленовый синий (кислотоустойчивые клетки красные на контрастном синем фоне)

Метод Ожешко:
1. серная кислота (споры разрыхляются) →
2. фуксин (все клетки и споры красные) →
3. серная кислота (кислотоустойчивые клетки и споры красные, остальное бесцветное) →
4. метиленовый синий (кислотоустойчивые клетки и споры красные на контрастном синем фоне, вегетативные некислотоустойчивые формы не выделяются).

Итак, первая серная кислота нужна для разрыхления, вторая для дифференцировки.

Какой раствор растворит олова с печатных плат?

Всем, привет! Тема семьи и отношений очень близка мне, но, став мамой, нужно…

На мой взгляд, самый оптимальный вариант раствора для удаления олова с ипользованием азотной кислоты.

Вам понадобится:

Непосредственно сама азотная кислота(HNO₃) — 400 мл
Железо — чуть больше 100 грамм
Карбамид (мочевина) — 50 гр
Вода — 800 мл ( температура должна быть 20-30 градусов).

Со способом приготовления можете ознакомиться здесь.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Советы 16.12.2019 58023 ПРОСМОТРОВ

Любимые украшения хочется носить каждый день непрерывно. К сожалению, серебро не позволяет такую роскошь. Оно темнеет буквально от всего: от влаги, мыла, шампуня и бальзамов, любимого крема для рук и других повседневных воздействий. Но не стоит паниковать, если драгоценный подарок или бабушкина реликвия все-таки уже почернели. Рассказываем, как спасти ситуацию!

1. Мыльный раствор

Самый простой способ почистить серебро дома – это легкий мыльный раствор. Он не поможет от серьезных пятен, но смоет повседневную грязь и уберет незначительное потемнение. Для этого погрузи кольца и серьги в чашку с жидкостью, а через 15 минут протри их мягкой зубной щеткой.

2. Зубная паста

Чистка серебра зубной пастой – классика, знакомая еще нашим мамам и бабушкам. Отбеливающие вещества и микроскопические абразивные частицы вычищают от черноты даже сложные рельефные украшения с декоративным плетением. Более радикальный метод – кашица из зубного порошка и нашатыря.

3. Губная помада

Думаешь, причем тут губная помада к серебру? А мы уже готовы удивить тебя, ведь это один из самых действенных способов чистки. Секрет прост: жиры и диоксид титана в составе, которые отлично растворяют, очищают и полируют металл. Просто смажь серебряные украшение помадой и натри их ватным диском или шерстяной тряпочкой до скрипа.

4. Нашатырь и перекись

Смесь нашатыря с перекисью 1:1 – еще один классический рецепт. Достаточно замочить серебро в растворе на 15-20 минут. Только рекомендуем делать это в плотно закрытой баночке, иначе тебе придется наслаждаться всеми «прелестями» едкого аммиачного запаха.

Что касается этих компонентов по-отдельности, раскроем еще пару секретов:

— Нашатырь в чистом виде подходит для чистки серебра и помутневших камней. Он не такой эффективный, как смесь, но и не настолько агрессивный;

— А вот перекись в чистом виде использовать нельзя – слишком сильный отбеливающий эффект. Велик риск испортить украшение, особенно если в составе есть какие-то примеси или покрытия. Может появиться налет или мутность. Это касается не только серебра, но и других ценных металлов.

5. Лимонная кислота и медная проволока

Высыпь 100-граммовый пакетик в полулитровую кастрюлю воды и поставь смесь на плиту. Погрузи внутрь серебряные украшения и подожди 15 минут – эффект появится на глазах. Необычная хитрость – медная проволока. Оберни ей кольцо или браслет – при таком контакте в лимонной кислоте происходит реакция, которая делает очистку еще быстрее и эффективнее.

6. Сода и алюминиевая фольга

Вскипяти такую же полулитровую кастрюлю с 2 столовыми ложками соды. Опусти в кастрюлю полоску пищевой фольги – можешь даже оторвать ее от упаковки шоколадки. Затем – опусти серебро и оставь чудо-смесь на 15-20 минут.

Как и в случае с медью, здесь важна реакция серебра с алюминием, которая способствует выведению любой черноты. Заодно ты забудешь о помутнениях и наслоениях. Блеск будет – как новенький! Не зря именно этот рецепт – самый эффективный. А вот от сухой соды для чистки лучше отказаться – это слишком агрессивный абразив для мягкого и деликатного серебра.

7. Как почистить столовое серебро?

Для чистки серебряных столовых приборов лучше всего подходит концентрированный раствор соды и соли. Добавь в литр воды 3 столовые ложки соды и 3 столовые ложки соли. Вскипяти смесь, опусти туда изделия и оставь на 15 минут. Можешь использовать соду или соль отдельно, но тогда увеличь концентрацию. После этого отполируй вилки, ложки и ножи мягкой тканью до блеска.

8. Как почистить черненое серебро?

Почистить черненое серебро от черноты – самая сложная задача. Здесь важно нащупать тонкую грань между тем, чтобы избавиться от лишнего, но не повредить свое-родное покрытие. Поэтому все агрессивные методы и растворы категорически не подходят для таких украшений.

Используй соду и соль в чистом виде, но увеличь время обработки до получаса. Второй способ – положить украшения в кастрюлю с холодной водой и несколькими очищенными картофелинами. Оставь их там на 3-5 часов и после этого промой под краном. Если где-то осталась чернота, воспользуйся обычным канцелярским ластиком.

9. Как почистить матовое серебро?

Тебе не подойдут все методы, которые дают блеск и полирующий эффект. А значит – откажись от любых абразивов и кислот. Лучше всего промывать такие изделия обычным мыльным раствором, просто делать это чаще.

10. Как почистить серебро с камнями?

На выбор метода для таких украшений влияет плотность камня и то, как он закреплен. Камням высокой плотности нет дела до твоих стараний. Можешь не волноваться за любимое кольцо с изумрудом или сапфировые серьги.

Гранат и рубин не переносят высокие температуры, так что тебе не подойдут методы с кипячением. Малахит, бирюза или опал не любят абразивы – здесь ограничься мылом и ванночками. А вот деликатный жемчуг, янтарь или кораллы лучше сразу отдать специалистам – они чувствительны буквально ко всему.

Если для фиксации используются серебряные лапки – второй вопрос отпадает сам собой. А вот если клей – агрессивные химические реакции не твой метод. Откажись от кислоты, нашатыря и перекиси.

Источник