Нужно ли учить ребенка стирать
Существует спорный вопрос – должен ли ребенок помогать по хозяйству. Если да, то с какого возраста. Во многих странах привлечение ребенка к помощи по дому вообще считается эксплуатацией детского труда и поэтому категорически запрещено. А с точки зрения общечеловеческих понятий, как нужно поступать?
Единого мнения по данному вопросу, скорее всего, не будет никогда, поэтому напишу лишь свои мысли и объективные данные. Помогать по дому может даже совсем маленький ребенок. И чаще всего именно маленькие дети 2-3 лет с радостью сами хватают тряпки, веники и начинают повторять действия родителей. В этом возрасте надо «ловить» такое желание ребенка и поощрять помощь похвалой и выражением радости и одобрения.
В более старшем возрасте после 4-5 лет можно уже просить ребенка помочь что-то сделать: после еды убрать со стола, помыть нежирную посуду, стереть крошки со стола после еды, протереть стол, подмести за собой мусор. И, конечно же, в этом возрасте ребенок уже вполне может убирать за собой свою одежду и игрушки.
Младший школьник при желании может стать полноценным помощником, ему по силам не только убирать игрушки и одежду, но и мыть посуду, стирать собственные носки и трусы, пылесосить квартиру, протирать пыль, загружать разгружать посудомоечную машину (если она есть). Ребенка 7-8 лет вполне можно начинать учить готовить и подбирать в стирку белье по цветам и типам тканей, а после 8-9 лет ребенок может начинать учиться самостоятельно гладить одежду, помогать папе в простом ремонте.
Но может-то он может, а нужно ли нагружать ребенка такими делами? Ведь ему уроков хватает, а тут родители еще «детства лишают»? Однозначного ответа я не дам, но приведу несколько аргументов «за» и советы, как не «перегнуть палку». Польза от привлечения к домашней работе:
Если в школьном возрасте вы все делаете за ребенка сами, то он просто к этому привыкнет и во взрослом возрасте ему будет трудно привыкнуть все делать самостоятельно, он постоянно будет ждать помощи.
Учиться простым вещам в детстве легко и естественно, а повзрослев, ваши сын или дочь легче перейдут к самостоятельной жизни отдельно от родителей, если знают, как не испортить одежду во время стирки, как приготовить суп и второе, как погладить парадную рубашку. А вот учиться всему и сразу, справляясь одновременно с кучей навалившихся проблем взрослой жизни, на первых порах молодому человеку бывает очень непросто.
Помощь по хозяйству учит аккуратности, ответственности, исполнительности и способности управлять своим временем, планировать дела – все эти навыки жизненно необходимы на работе и в быту, а с детства их привить легче, чем взрослому человеку менять привычки.
Помощь по дому дает ребенку осознание целостности семьи, общей работы на благо семьи и своей важности в семье. Он учится сотрудничать и выполнять общее дело в коллективе.
Помощь ребенка по дому позволяет освободить часть родительского времени для интересного совместного досуга, который будет приятен и ребенку, и вам.
По-моему, причин для привлечения к труду более, чем достаточно, осталось понять, как много дел можно поручать ребенку.
Вот простые правила, которые помогут не перегрузить ребенка:
Дошкольнику достаточно помогать до 15 минут в день, не более, чтобы ему не надоедала работа.
Школьник может делать дела по дому 30-40 минут в день, если позволяет время.
Во время домашней работы обязательно беседуйте на интересные темы с ребенком, тогда и дела будут сделаны, и время пролетит незаметно.
Не «запускайте» квартиру, приучите ребенка сразу же класть на места игрушки и одежду, поставьте в комнату коробочки и ящички для удобства сортировки вещей.
Объясните ребенку, что своей помощью он освобождает ваше время на интересные совместные дела. И обязательно проведите освободившееся время с сыном или дочкой весело и интересно, чтобы у ребенка было желание и инициатива помогать дальше.
Объясните ребенку, что вам всем приятно жить в чистоте; в квартире все мусорят, едят, пачкают посуду и пол, пользуются вещами, поэтому справедливо и порядок наводить вместе.
При уборке ставьте таймер – ребенку легче работать, когда он видит, что через 10 минут будет свободен.
Дошкольникам время помощи разбейте на две сессии по 7-8 минут, а школьнику тоже на две сессии по 15-20 минут. Даже взрослому человеку проще делать нудные и скучные дела короткими подходами.
Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Определите место
Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.
Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.
Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…
Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.
Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать
Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».
Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.
Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.
Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.
2. Определите идеальное количество вещей
Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.
Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.
Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.
Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.
3. Обозначьте время
Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.
Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».
Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.
Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке
Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.
Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам. Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.
Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.
Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.
4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать
Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой. Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды». Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.
Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.
Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.
У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.
Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.
Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.
Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.
Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».
У Виктории, нашего корректора, скоро планируется прибавление в семье. И с этими радостными хлопотами у нее возник серьезный вопрос, чем и как стирать детские вещи. Ведь на одежде может скапливаться столько микробов, которые опасны для здоровья малыша. Чтобы успокоить будущую маму и дать его готовую шпаргалку, мы написали статью, в которой собрали все, что нужно знать о стирке детской одежды.
Иллюстрация для статьи используется по стандартной лицензии ©ХозВопрос
Подписывайтесь на канал ХозВопрос. Это поможет нам публиковать больше интересных статей.
Машинная стирка против ручной
Детские вещи из хлопка вполне можно стирать в стиральной машине. Для этого вы можете использовать специальный режим «детская стирка», либо просто установить любой другой, поставив температуру на уровень 80-90 градусов. Это будет равносильно кипячению.
Если же вы волнуетесь за внешний вид одежды, стирайте её на руках. Только помните, что стирать вещи для новорожденных нужно при температуре воды 40 градусов и выше. Поэтому для защиты рук от горячей воды рекомендуется использовать два слоя перчаток: хлопковые надеваете на руки, а резиновые уже поверх них.
Машинная стирка совсем не опасна для детских вещей, поэтому мучиться с ручной – это лишняя трата времени и сил. Кроме того, в стиральной машинке температура воды намного выше, а значит и различные болезнетворные бактерии почти не имеют шанса на выживание. Главное – правильно подберите порошок или средство для стирки, тогда не возникнет никаких проблем.
Как подготовить вещи к стирке
Перед тем как начать стирать одежду для новорожденных, проведите небольшую подготовку. Приобретите небольшую корзину для белья, в которую вы будете складывать детские вещи отдельно от взрослых. На взрослой одежде, особенно на верхней или уличной, содержится много опасных микроорганизмов, с которыми даже стирка подчас не может справиться. Иммунитет взрослого человека способен легко бороться с подобными бактериями, а вот организм ребёнка для этого не приспособлен.
Разложите вещи на две группы: белые изделия отдельно от цветных. Если надо оттереть свежие пятна, пройдитесь по ним жёсткой щёткой с мылом.
Если вы приобрели совершенно новые вещи для ребёнка, стирать их тоже обязательно. Во-первых, они могут содержать крахмал, который не безопасен для новорождённого. Во-вторых, перед тем как попасть к вам, они могли пройти через сотни грязных рук и полок на складах.
С новых вещей также необходимо удалить различные бирки и наклейки, чтобы они не попали к ребёнку в рот.
Все вещи, которые можно постирать, потрите в тазике с мылом и ополосните водой несколько раз, а затем развесьте на сушилке и прогладьте. Или поместите в стиральную машинку, как мы говорили выше.
Если вещи нельзя подвергать стирке (тёплые конверты на выписку из роддома, шапки), то обработайте их паром. Для того подойдёт парогенератор или утюг с режимом отпаривания.
Пелёнки, верхние и нательные вещи должны стираться, сушиться и храниться отдельно друг от друга.
Выбираем средство
При выборе средства для стирки учтите следующие рекомендации. Обычные жёсткие порошки для взрослой одежды не подойдут: в их составе имеется слишком много химических веществ. Если в нём указаны фосфатные соединения, хлор или ПАВ, такие средства покупать нельзя.
Берите средства, на упаковке которых имеются пометки «Для детей», «Детский» и другие подобные. Если вы не можете решить, что лучше использовать, приобретите несколько разных упаковок на пробу и проведите эксперимент.
Если решили стирать вещи мылом, лучше тоже брать вариант для детей. Такое мыло сделает ткань более мягкой, совершенно не повредив её структуре. Хозяйственное мыло тоже можно использовать, но необходимо убедиться в его качестве.
Стирать детское белье можно и с помощью мыльного ореха. Это натуральное растительное средство, которое не содержит вредных веществ и не сможет навредить малышу.
Не используйте отбеливатели, кондиционеры и ополаскиватели. Они могут обладать резким запахом и способны вызывать у детей аллергическую реакцию. Если необходимо удалить застарелые пятна, используйте перекись водорода.
Детские мембранные комбинезоны стирайте специально предназначенным для этого средством. Оно помогает сохранить особые свойства этой ткани.
Глажка
Гладить вещи для новорождённых нужно в обязательном порядке, причём и налицо, и наизнанку. Во время этой процедуры ткань соприкасается с паром, который под высокой температурой убивает всевозможные микробы.
Проглаживайте вещи и пелёнки до тех пор, пока у ребёнка не зарастёт пупочная ранка, иначе он с большой вероятностью подхватит опасную инфекцию. Хорошо проглаженные вещи более приятны на ощупь, а значит, создают более комфортные условия для вашего малыша.
Первая стирка детских вещей
После покупки новых кофточек или ползунков не спешите надевать их на ребёнка, даже если они выглядят совершенно чистыми. Их обязательно надо простирать в машинке при высокой температуре (80-90 градусов). Для этого используйте специальный порошок, хозяйственное или детское мыло. После стирки обязательно прогладьте чистые вещи утюгом.
Как стирать пелёнки
Стирка пелёнок – это отдельная тема, на которую надо обратить особое внимание. Чтобы избавиться от необходимости постоянно покупать новые пелёнки, сначала ополосните их в холодной воде, чтобы избавиться от мочи, которой они пропитались. Теперь разведите мыльный раствор и замочите в нём вещи на 15-20 минут. Температура воды при этом устанавливается около 40 градусов.
Затем вытащите вещи и тщательно их прополощите, чтобы смыть порошок, остатки которого могут раздражать кожу ребёнка. Последнее полоскание должно проводиться в холодной воде.
Вы также можете воспользоваться стиральной машинкой. Для этого засыпьте в неё порошок для детских вещей и установите режим «Детская стирка».
Теперь Виктория готова к этому аспекту своей будущей активной жизни. А наша редакция закупается пеленками и ползунками в подарок будущей маме.
Оригинал статьи и другие полезные советы вы найдете на нашем сайте.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ХозВопрос. Это поможет нам публиковать больше интересных статей.