Отмыла от мыла омонимы

Добро пожаловать на канал «Учись играючи!»

ВЫПУСК 3.

1.КОЕ-ЧТО О ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ.

Очень часто новые слова и термины носят имена изобретателей, создателей, изготовителей соответствующих предметов или имена ученых, которые совершили важные открытия в той или иной научной области.

Такие «фамильные» этимологии имеют, например, названия огнестрельного оружия, одежды.

НАГАН – бельгийский конструктор Л.Наган изобрел револьвер с вращающимся барабаном.

БРАУНИНГ — американский изобретатель пистолета Дж.Браунинг.

КОЛЬТ – американский изобретатель револьвера С.Кольт.

МАУЗЕР – пистолет и магазинная винтовка. Немецкие конструкторы братья Павел и Вильгельм Маузеры придумали этот пистолет.

МАКСИМ — пулемет, изобретенный в 1883 году американским инженером Хайремом Максимом.

БЕРДАНКА – винтовка, созданная совместно русскими конструкторами и американским конструктором полковником Берданом.

ШРАПНЕЛЬ – артиллерийский снаряд, который создал в 1803 году английский изобретатель Г.Шрапнель.

«КАТЮШИ» — во время Великой Отечественной войны появились бесствольные системы реактивной артиллерии, название связано с названием популярной в предвоенные годы песней М. Блантера и М. Исаковского «Катюша».

ФРЕНЧ – военная куртка в талию, с четырьмя большими накладными карманами и хлястиком сзади – по имени английского фельдмаршала Джона Френча.

ГАЛИФЕ – брюки, широкие на бедрах и обтянутые у колен, носил французский генерал Гастон Галиффе, один из палачей Парижской коммуны.

РЕГЛАН – генерал Реглан первым в истории портновского искусства надел пальто, у которого рукав составлял с плечом одно целое. Сам покрой и пальто такого фасона получили название реглан.

МАКИНТОШ –плащ из непромокаемой прорезиненной ткани. Шотландский химик Чарльз Макинтош изобрел способ изготовления непромокаемых тканей.

БОЛОНЬЯ – плащ из капроновой ткани, имеющий одностороннее водонепроницаемое покрытие, — изготовлялся в г. Болонья в Италии.

БОСТОН – тонкое сукно, название по городу Бостон в США.

БАТИСТ – тонкая ткань, впервые выделанная мастером Батистом Шамбри в 13 веке.

ПАНАМА – летняя шляпа с широкими полями, которую носят в Панаме.

2.ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ?

Говорили тиграм ЛЬВЫ:

— Эй, друзья, слыхали ЛЬ ВЫ,

Что не может НОСОРОГ

Почесать свой НОС О РОГ?

Снег сказал:

Когда я СТАЮ,

Станет речка ГОЛУБЕЙ,

Потечет, качая СТАЮ

Отраженных ГОЛУБЕЙ.

Суслик выскочил из НОРКИ

И спросил у рыжей НОРКИ

-Где вы были? – У ЛИСИЧКИ!

-Что вы ели там? – ЛИСИЧКИ!

На медведя вы, СОСНА,

Шишку бросили СО СНА,

А на нас, А НА НАС

Уроните АНАНАС.

Это разновидности ОМОНИМОВ (греч. хомос- одинаковый, онума – имя). Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.

Веснушкам нету СНОСА

Не исчезают С НОСА.

Я, не жалея МЫЛА,

Нос терпеливо МЫЛА.

Зависело б ОТ МЫЛА,

Веснушки я б ОТМЫЛА.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

По такому ПОВОДУ

Кот помчался ПО ВОДУ.

3.ТЕСТЫ АЙЗЕНКА.

1) Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. Число точек внутри скобок обозначает количество букв в пропущенном слове.

Рыба ( скат ) наклонная поверхность;

Залив ( …. ) часть лица;

Карточная игра ( …. ) стержень с резьбой;

Насыпь ( … ) вращающийся стержень.

2) Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Число точек внутри скобок обозначает количество букв в пропущенном слове.

Ко ( кон ) верт; глоб ( ус ) тье;

Пла ( … ) арь; гу ( … ) тор;

У ( … ) есо ; рас ( …. ) ок.

— в скобках должно быть слово, которое существует в русском языке.

4. ЛЮБИМАЯ КНИГА.

Сегодня — это повесть знаменитого американского писателя ДЖЕКА ЛОНДОНА « БЕЛЫЙ КЛЫК» (1906 г.). Книга рассказывает о судьбе прирученного волка во время золотой лихорадки на Аляске в конце 19 века. Отец Белого Клыка – волк, мать – наполовину волчица, наполовину собака. Он родился в северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Жизнь очень жестока к Белому Клыку. Его рано разлучают с матерью, на него нападают другие собаки, чувствуя в нем волчью кровь. Его все ненавидят, и он отвечает им тем же. Постоянные схватки с другими собаками закаляют и ожесточают его, делают сильнее, быстрее, умнее, свирепее. Однажды его находит и забирает хозяин-индеец Серый Бобр, волчонок отправляется вместе с ним. У него начинается другая жизнь, но ударов судьбы не становится меньше, ему постоянно приходится выживать, приспосабливаясь к новым условиям жизни, к новому хозяину. Читая книгу, мы прослеживаем судьбу Белого Клыка, и его безграничная преданность хозяину, готовность защитить его во что бы то ни стало вызывает уважение.

Кто не читал – вас ожидает удивительное времяпрепровождение с замечательной повестью Дж. Лондона.

Один из ярких фрагментов.

«Но Белый Клык продолжал сражаться, и, следовательно, погибали его противники. Он не знал поражений. Боевая закалка, полученная с детства, когда Белому Клыку приходилось сражаться с Липом и со всей стаей молодых собак, сослужила ему хорошую службу. Белого Клыка спасала твердость, с которой он держался на ногах. Ни одному противнику не удавалось повалить его. Собаки, в которых еще сохранилась кровь их далеких предков – волков, пускали в ход свой излюбленный боевой прием: кидались на противника прямо или неожиданным броском ньюфаундленды – все испробовали на Белом Клыке этот прием и ничего не добились. Не было случая, чтобы Белый Клык потерял равновесие. Люди рассказывали об этом друг другу и каждый раз надеялись, что его собьют с ног, но он неизменно разочаровывал их.

Белому Клыку помогала его молниеносная быстрота. Она давала ему громадный перевес над противниками. Даже самые опытные из них не встречали такого увертливого бойца. Приходилось считаться и с неожиданностью его нападения.

Но самое большое преимущество в боях давал Белому Клыку его опыт. Он понимал толк в драках, как ни один его противник. Он дрался чаще их всех, умел отразить любое нападение, а его собственные боевые приемы были гораздо разнообразнее и вряд ли нуждались в улучшении.»

5.ЛЮБИМЫЕ СТИХИ.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов,-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Стихотворение называется «Братские могилы», его автор – ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ!

�’�t���

Источник

Учитель: Медведева Т. Ю.

Блок: Как устроен наш язык.

Тип урока: урок введения нового знания.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: создание условий для знакомства с понятием «омонимы».

Формирование универсальных учебных действий.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Работа в паре.

1.- Ребята посмотрите на доску( у вас на листочках) перед вами слова, найдите им пару и разделите их на группы: нежный — ласковый, нежный – грубый, коса, жара — пекло, горькая – сладкая, ключ, дорогое – дешёвое, свет, дети – ребята.

— Сколько групп у вас получилось ?

— По каким признакам вы делили на группы?

— Назовите первую группу:

— Назовите вторую группу:

-Что вы знаете о синонимах?

-Что вы знаете о антонимах?
2. Введение в тему.
– Ребята, а все ли слова вы записали по группам? Какие слова мы не записали?

– Можете ли вы объяснить значение этих слов?

— Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?

Слайд 2

Слайд 3

3.

Выявление места и причины затруднения.
– Хотите узнать, что это за слова?
Для этого нам необходимо выполнить задание.
Задание: « В рисунке спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найди их»
Каждый ученик подходит к экрану и показывает предмет.

Слайд

4.

Построение проекта выхода из затруднения
Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова.
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, по иллюстрации, из словаря)

Слайд

Рубрика «Разгадываем тайны языка» с.68)

Рубрика «Подсказка»
с. 69

5.

Реализация построенного проекта
– Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание? (Работать со словарной статьей)).
– Сколько значений имеет слово ключ. (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)
– Почему слово ключ записано в словаре два раза? (Значения слов разные, значит это слова-омонимы)

Примеры: Запереть дверь на ключ. Саша принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.

Мальчик включил свет. При свете луны. Путешествие вокруг света.

Слайд

Стр.69

Слайд

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитайте предложения. Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Давайте дополним предложение так, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
Какие слова мы будем использовать? (Имена прилагательные, чтобы указать характерные признаки предмета)
Запишите три предложения на выбор, используя слова для справок.(надежный, каменный, пшеничная, географический, шелковый)
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение.

Слайд

Слова для справок на доске

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
– Смешное задание?
Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов.
Работа в группах.
– А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы. 
Выполняем упражнение 4.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.

Слайд

упр.3 стр.69

Слайд

Стр.70

8.

Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцированная работа.
Задания на карточках, для тех, кто считает, что хорошо понял новую тему.
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла )

Стр.70

Слайд

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

— Так достигли мы поставленной цели?

Рефлексия
Дифференцированное домашнее задание
(выполнить любое на выбор)
Упражнение 6
В словаре найти 2 пары омонимов. Составить предложения.
Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова омонимы.

Слайд

Стр.71

нежный, дешёвое, коса, жара, грубый, сладкая, дети, пекло, ласковый, горькая ключ, дорогое, свет, ребята.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

нежный, дешёвое, коса, жара, грубый, сладкая, дети, пекло, ласковый, горькая ключ, дорогое, свет, ребята.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Омонимы — что это за слова? Какие виды омонимов существуют? Чем омонимы отличаются от многозначных слов? В чем разница между полными омонимами, омофонами, омографами, омоформами и паронимами?

Depositphotos

Омонимы — это разные по значению слова, которые звучат и пишутся одинаково. Например, коса — это и сельскохозяйственное орудие, и заплетенные волосы. А наряд — это и одежда, и группа полицейских.

Точно понять значение омонима можно только по контексту. Пример: сушка одежды или вкусная сушка.

Слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же, называются синонимами.

Откуда берутся омонимы?

Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение — и лук — оружие со стрелами — по-видимому, ведут происхождение от разных корней.

Совпадение может произойти при образовании новых слов. Например, посол в значении «способ соления продуктов» происходит от слова «соль». А посол в значении «дипломат» — от слова «посылать».

При потере смысловой связи между разными значениями одного слова также образуются омонимы. Свет в значении «весь мир» и в значении «освещение» в прошлом было одним словом.

Омонимы и многозначные слова — в чем разница?

Омонимиия — это совпадение слов, имеющих разные значения. Если же у одного слова есть разные исторически связанные значения — это уже полисемия.

Слова бор (химический элемент) и бор (сосновый лес) никак не связаны между собой — это омонимы. А вот название вещества эфир и телевизионный эфир происходят от одного слова, древнегреческого αἰθήρ — горный воздух.

Порой бывает сложно провести границу между омонимами и многозначными словами. Значения расходятся медленно и не всегда можно сказать, что перед нами: уже омонимы или еще полисемия. Например, для современного человека лавка — это скамейка на улице или в парке. Но еще в прошлом веке это было многозначное слово, обозначающее и скамью, и магазин.

Виды омонимов. Какими они бывают?

Полные омонимы совпадают во всех формах. Упомянутые выше слова лук или наряд одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.

Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово ласка обозначет и животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.

Что такое омофоны, омографы и паронимы?

Омонимы не стоит путать с омофонами, омографами, омоформами и паронимами.

Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры: луг и лук, бал и балл, прут и пруд.

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения: зáмок и замо́к, о́рган и орга́н, мука́ и му́ка.

Омоформы — это слова, совпадающие лишь в отдельных формах. Например, в первом лице единственного числа совпадают формы глаголов лететь и лечить — я лечу́.

Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Например, числительное три и повелительная форма глагола тереть — три сильнее это пятно.

Паронимы — слова, сходные по звучанию и составу, но с разным значением. Иногда люди ошибочно их путают. Примеры: экономический и экономичный,

Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют в каламбурах — шутках, основанных на игре слов.

Сев в такси, спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А водитель: «Денег с такс
Не берем совсем. Вот такс-с!»

(Я. Козловский)

Примеры омонимов

Дача — переход объекта от одного субъекта к другому по инициативе первого. Например, дача взятки.
Дача — загородный дом.

Дробь — свинцовые шарики для стрельбы из ружья.
Дробь — нецелое число. Например, десятичная дробь.

Кисть — инструмент художника в виде пучка мягких волосков.
Кисть — часть руки от запястья до кончиков пальцев.

Ключ — приспособления для открывания замка.
Ключ — родник.

Лавка — скамейка.
Лавка — магазин. Например, скобяная лавка.

Лук — огородное растение.
Лук — оружие дальнего боя.

Мир — земной шар.
Мир — отсутствие войны.

Мотив — мелодия.
Мотив — повод, побуждение к действию.

Норка — небольшая нора.
Норка — хищный пушной зверек.

Предлог — вымышленная причина.
Предлог — служебная часть речи.

Роман — развернутое литературное повествование.
Роман — любовные отношения.

Союз — объединение. Например, Священный союз.
Союз — служебное слово, соединяющее слова в предложении.

Язык — орган в полости рта.
Язык — средство общения. Например, русский язык.

Источник

№Название этапаМетодический комментарий11. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

Обратите внимание. Изучение темы «Омонимы», так же как и всех тем раздела «Лексика», носит ознакомительный характер. Однако важно знать, что с помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов. Именно это следует подчёркивать при анализе языкового материала.

22. Актуализация имеющихся знаний

Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию: с опорой на рисунок в учебнике и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, которые звучат и пишутся одинаково. При обсуждении примеров ученики должны самостоятельно дать толкование омонимам коса (инструмент) и коса (причёска) и убедиться в том, что между значениями этих слов нет ничего общего.

33. Этап усвоения новых знаний

Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит термин «омонимы» (определение не заучивается). При работе с рубрикой важно не только опереться на наблюдения учеников над материалами рубрики «Давай подумаем», но и обратить их внимание на важнейший признак омонимов — различную сочетаемость (девичья коса — острая коса и т. п.).

44. Дополнительный материал

Рубрику «Из истории языка» читает учитель. Попутно можно повторить термины «синонимы» и «антонимы» (с. 42 и 60).

55. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 в учебнике — работа с толковым словариком; наблюдение за значением слов-омонимов. Выполняется фронтально.

При обсуждении значений слов необходимо постоянно подчёркивать, что между значением омонимов нет ничего общего. Предложения, придуманные учениками, учитель выписывает на доску, а ученики списывают их в тетради.

Обратите внимание. Следует учитывать, что ученики иногда склонны метафорически осмыслять действительность, толкуя, например, значение слова ключ как «источник» тоже через «открывание»: «вода открывает землю». Это неверный ответ, необходимо поправлять учеников, используя приёмы подбора слов-синонимов, обращая внимание учеников на сочетаемость и т. д.

66. Закрепление изученного материала

Упражнение 2 в учебнике  — наблюдение за омонимами, имеющими разное значение, одинаковое написание, но различное место ударения (омографы — «одинаково пишутся»; термин не вводится). Выполняется фронтально.

Можно предложить ученикам читать по одному предложению, обсуждая, что называется словами замок, мука, атлас. Ученики должны прийти к выводу, что в подобных предложениях необходимо над словом, значение которого не ясно, ставить знак ударения. После этого они, записав в тетрадях предложения, должны поставить знак ударения над словом и в скобках дать его объяснение — синоним или однокоренное слово (запись сначала делается учителем на доске, а ученики списывают её).

Образец записи: «Наконец мы нашли старый за́мок (то, где живут). Наконец мы нашли старый замо́к (то, что запирает дверь). Это была настоящая му́ка (от слова мучиться). Это была настоящая мука́ (то, из чего пекут хлеб). В магазине продавался старинный а́тлас (карта). В магазине продавался старинный атла́с (материя)».

В заключение следует обобщить результаты работы: есть слова, которые похожи только на письме, но если их произнести, то они по звучанию (по месту ударения) не совпадают.

77. Закрепление изученного материала

Упражнение 3 (трудное) в учебнике — наблюдение за омонимами, которые различаются на письме, но совпадают при произнесении (омофоны — «звучат одинаково», термин не вводится). Выполняется фронтально.

Подсказкой ученикам может быть логическое рассуждение: какие блюда приготавливаются из рыбы? Предложение «Ел старик хлеб сухой» учитель может записать на доске, а после выяснения того, на чём основана шутка, учитель может записать на доске: «с ухой». В тетради ученики могут записать пару словосочетаний: хлеб сухой — хлеб с ухой.

88. Закрепление изученного материала

Упражнение 4 в учебнике (работа в группе) — наблюдение за различными видами омонимов. В первом столбике должна быть записана пара уж — уж, во втором: код — кот, в третьем: гвозди́ки — гво́здики. В сильном классе можно предложить группам подобрать несколько своих примеров в каждый столбик.

99. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Упражнение 5 в учебнике (работа в паре) — поиск омонимов в тексте; наблюдение за группой омонимов-омоформов, которые совпадают по звучанию и написанию только в каких-то формах (термин не вводится). Это упражнение, как и последующее (упр. 6), проводится, если позволяет темп работы класса и уровень подготовки учащихся. Пары омонимов: сноса — с носа, мыла (не жалея чего?) — мыла (что делала?), от мыла (от чего?) — отмыла (что сделала?). Важно при анализе значения подобных слов-омонимов подчёркивать не только отсутствие общих элементов значения, но и различные вопросы, на которые отвечают эти слова. Можно объяснить, что слово (нету) сноса в первой строке образовано от глагола сносить, однокоренного со словом носить. Характеризуя особенности пар омонимов, следует остановиться только на парах мыла — мыла, от мыла — отмыла; ученики должны указать, что в этих парах одно из слов — имя существительное в родительном падеже (отвечает на вопрос чего нет?), а второе — глагол (отвечает на вопрос что сделала?).

1010. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Упражнение 6 в учебнике (по выбору) аналогично предыдущим. Выполняется фронтально в классах с высоким темпом работы или хорошо успевающими учениками с обязательной проверкой (ученики читают получившиеся варианты всему классу).

1111. Дополнительный материал

Составить предложения со словами-омонимами.

лук (оружие) — лук (растение)

про́пасть пропа́сть

сторожил старожил

1212. Словарная работа

Записать слова платок, деревня, среда, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Стоит обратить внимание на слово среда и спросить, как оно связано с темой урока (омонимы: окружающая среда; среда — третий день недели).

1313. Каллиграфическая минутка

Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем соединения букв.

1414. Рефлексия

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Источник